Храм гроба господня или воскресения. Археологи: Гроб Господень оказался неповрежденным. На постоянной основе присутствуют

  • «Не прикасайся ко Мне » - первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине).
  • История открытия Гроба Господня

    Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса , были предприняты в IV веке по указанию императора Константина . В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня » .

    Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина ». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм:

    По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя» .

    В 2016 году в Кувуклии начались реставрационные работы, в ходе которых 27 октября 2016 года с Ложа была впервые с 1810 года снята закрывающая его мраморная плита и проведено обследование оригинальной поверхности камня, на которой, как считается, три дня покоилось тело Христа .

    Иконы, лампады и отделка


    Все внутри отделано белым и жёлто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе. Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того, что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери , за которой устроена ниша.

    По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина : «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения» .

    Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным , ещё тринадцать католикам , тринадцать армянам и четыре коптам . В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники . В потолке имеется отверстие для вентиляции.

    Первое описание на русском языке

    - «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» .

    Придел Ангела

    Придел Ангела (греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου ) - небольшое помещение (3,4 × 3,9 м ) в восточной части Кувуклии , которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. ).

    Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил архангел Гавриил . Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб. Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жён-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идёт надпись по-гречески «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес» .

    В северной и южной стенах придела устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см . Они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский архимандрит армянам. Под потолком придела подвешены 15 лампад .

    Камень, отваленный от двери Гроба

    Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. ), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году . Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI века Трифона Коробейникова , паломники «тот камень для благословения брали на мощи» , то есть попросту уносили его по кусочкам . Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии . Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы , вне стен Старого города , справа от Сионских ворот .

    Кувуклия

    Куву́клия (греч. Κουβούκλιον - «покой, опочивальня» , лат. Cubiculum ) - это небольшая (6 × 8 м ) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова . Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела . Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов .

    История

    Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в -335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году . Вторично Кувуклию отстроил в -1048 годах византийский император Константин Мономах , затем в XII веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский, и она простояла до 1808 года , когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в -1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина (греч. Κομιανός , 1770-1821) из Митилини . Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 года и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками .

    Коптский придел

    Коптский придел (также Голова Могилы ) - небольшая часовня, пристроенная к Кувуклии с запада, с той стороны, куда была обращена Глава Христа.

    Впервые алтарь появился здесь в -1048 годах , когда византийский император Константин Мономах восстановил храм после разрушения его Аль-Хакимом . Позднее крестоносцы сохранили этот алтарь, сделали над ним деревянный навес и назвали Головой Могилы . Впоследствии он находился в руках францисканцев и затем перешел Коптской церкви , которая владеет этой часовней с -1540 годов . В наши дни этот придел является единственным коптским владением в храме. Как правило, придел всегда открыт и рядом дежурит коптский монах.

    Богослужение на Святом Гробе

    Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год , после разрушения Храма Гроба Господня Аль-Хакимом .

    Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочерёдно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии . Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра .

    Особенности богослужения

    В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом , а его левая сторона жертвенником . В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклонённо, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров . Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела . В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником . Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства .

    Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску . Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы , престол располагают прямо перед входом в Кувуклию. Католики имеют в храме орга́н и постоянно используют его в богослужении .

    Доступ к Святому Гробу

    Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше …» , медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесённые с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу .

    Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня - это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период - 5:00-20:00, в осенне-зимний период - 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

    Борьба за освобождение Святого Гроба

    Галерея

      Chapel of the Angel IMG 0543.JPG

      Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подаётся армянам

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Гроб Господень"

    Примечания

    1. , год 5817 (по александрийской эре) ( / н. э.)
    2. Жизнь Константина , кн. 3, гл. 36]
    3. Об этом свидетельствует Максим Симеос, последний человек, который видел подлинное каменное Ложе при восстановлении Кувуклии после пожара в 1810 году.
    4. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. - Ростов н/Д.:Феникс, 2007. - С. 192-193. ISBN 978-5-222-11110-9 .
    5. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. акад. М. В. Бибиков. - Израиль: J.C.A. Holyland, 2000. - С. 46-47. ISBN 5-93632-002-2 .
    6. Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. - М.: Индрик, 2008. - С. 66-69. ISBN 978-5-85759-441-4 .
    7. Влад Массино. - Лента.ру. - 28 октября 2016.
    8. Тимаев Н. Иерусалим и Палестина, гл 33. // Андреев А. Р. История Иерусалима. - М.:Эксмо,Алгоритм, 2004. - С. 236. ISBN 5-699-07644-1 .
    9. на сайте Пушкинского Дома РАН.
    10. В 1244 году Иерусалим был взят наёмным войском из Хорезма под командованием султана Египта Ас-Салих Айюба из династии айюбидов . - Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 201. ISBN 978-5-222-11110-9 .
    11. Тимаев Н. Иерусалим и Палестина, гл. 51. // Андреев А. Р. История Иерусалима. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. - С. 266. ISBN 5-699-07644-1 .
    12. Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. акад. М. В. Бибиков. - Израиль: J.C.A. Holyland, 2000. - С. 54. ISBN 5-93632-002-2 .
    13. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 194. ISBN 978-5-222-11110-9 .
    14. Трибельский И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С. 193-194, 203 . ISBN 978-5-222-11110-9 .

    Литература

    • Л. А. Беляев, А. Л. Баталов, Архим. Августин (Никитин) // Православная энциклопедия . Том XIII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2006. - С. 136-150. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-022-6 .
    • .

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Гроб Господень

    Остановившись против Павлоградского полка, государь сказал что то по французски австрийскому императору и улыбнулся.
    Увидав эту улыбку, Ростов сам невольно начал улыбаться и почувствовал еще сильнейший прилив любви к своему государю. Ему хотелось выказать чем нибудь свою любовь к государю. Он знал, что это невозможно, и ему хотелось плакать.
    Государь вызвал полкового командира и сказал ему несколько слов.
    «Боже мой! что бы со мной было, ежели бы ко мне обратился государь! – думал Ростов: – я бы умер от счастия».
    Государь обратился и к офицерам:
    – Всех, господа (каждое слово слышалось Ростову, как звук с неба), благодарю от всей души.
    Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
    – Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
    «Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
    Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
    Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
    «Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
    Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
    В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
    Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
    Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
    Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
    – Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
    «Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
    Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
    Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
    Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
    Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

    На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
    В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
    Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
    В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
    – Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
    Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
    – Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
    Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
    – Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
    – Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
    – Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
    В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
    – Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
    Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
    Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
    В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал.
    Долгоруков, один из самых горячих сторонников наступления, только что вернулся из совета, усталый, измученный, но оживленный и гордый одержанной победой. Князь Андрей представил покровительствуемого им офицера, но князь Долгоруков, учтиво и крепко пожав ему руку, ничего не сказал Борису и, очевидно не в силах удержаться от высказывания тех мыслей, которые сильнее всего занимали его в эту минуту, по французски обратился к князю Андрею.
    – Ну, мой милый, какое мы выдержали сражение! Дай Бог только, чтобы то, которое будет следствием его, было бы столь же победоносно. Однако, мой милый, – говорил он отрывочно и оживленно, – я должен признать свою вину перед австрийцами и в особенности перед Вейротером. Что за точность, что за подробность, что за знание местности, что за предвидение всех возможностей, всех условий, всех малейших подробностей! Нет, мой милый, выгодней тех условий, в которых мы находимся, нельзя ничего нарочно выдумать. Соединение австрийской отчетливости с русской храбростию – чего ж вы хотите еще?
    – Так наступление окончательно решено? – сказал Болконский.
    – И знаете ли, мой милый, мне кажется, что решительно Буонапарте потерял свою латынь. Вы знаете, что нынче получено от него письмо к императору. – Долгоруков улыбнулся значительно.
    – Вот как! Что ж он пишет? – спросил Болконский.
    – Что он может писать? Традиридира и т. п., всё только с целью выиграть время. Я вам говорю, что он у нас в руках; это верно! Но что забавнее всего, – сказал он, вдруг добродушно засмеявшись, – это то, что никак не могли придумать, как ему адресовать ответ? Ежели не консулу, само собою разумеется не императору, то генералу Буонапарту, как мне казалось.
    – Но между тем, чтобы не признавать императором, и тем, чтобы называть генералом Буонапарте, есть разница, – сказал Болконский.
    – В том то и дело, – смеясь и перебивая, быстро говорил Долгоруков. – Вы знаете Билибина, он очень умный человек, он предлагал адресовать: «узурпатору и врагу человеческого рода».
    Долгоруков весело захохотал.
    – Не более того? – заметил Болконский.
    – Но всё таки Билибин нашел серьезный титул адреса. И остроумный и умный человек.
    – Как же?
    – Главе французского правительства, au chef du gouverienement francais, – серьезно и с удовольствием сказал князь Долгоруков. – Не правда ли, что хорошо?
    – Хорошо, но очень не понравится ему, – заметил Болконский.
    – О, и очень! Мой брат знает его: он не раз обедал у него, у теперешнего императора, в Париже и говорил мне, что он не видал более утонченного и хитрого дипломата: знаете, соединение французской ловкости и итальянского актерства? Вы знаете его анекдоты с графом Марковым? Только один граф Марков умел с ним обращаться. Вы знаете историю платка? Это прелесть!
    И словоохотливый Долгоруков, обращаясь то к Борису, то к князю Андрею, рассказал, как Бонапарт, желая испытать Маркова, нашего посланника, нарочно уронил перед ним платок и остановился, глядя на него, ожидая, вероятно, услуги от Маркова и как, Марков тотчас же уронил рядом свой платок и поднял свой, не поднимая платка Бонапарта.
    – Charmant, [Очаровательно,] – сказал Болконский, – но вот что, князь, я пришел к вам просителем за этого молодого человека. Видите ли что?…
    Но князь Андрей не успел докончить, как в комнату вошел адъютант, который звал князя Долгорукова к императору.
    – Ах, какая досада! – сказал Долгоруков, поспешно вставая и пожимая руки князя Андрея и Бориса. – Вы знаете, я очень рад сделать всё, что от меня зависит, и для вас и для этого милого молодого человека. – Он еще раз пожал руку Бориса с выражением добродушного, искреннего и оживленного легкомыслия. – Но вы видите… до другого раза!
    Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью. Они вышли в коридор вслед за князем Долгоруковым и встретили выходившего (из той двери комнаты государя, в которую вошел Долгоруков) невысокого человека в штатском платье, с умным лицом и резкой чертой выставленной вперед челюсти, которая, не портя его, придавала ему особенную живость и изворотливость выражения. Этот невысокий человек кивнул, как своему, Долгорукому и пристально холодным взглядом стал вглядываться в князя Андрея, идя прямо на него и видимо, ожидая, чтобы князь Андрей поклонился ему или дал дорогу. Князь Андрей не сделал ни того, ни другого; в лице его выразилась злоба, и молодой человек, отвернувшись, прошел стороной коридора.
    – Кто это? – спросил Борис.
    – Это один из самых замечательнейших, но неприятнейших мне людей. Это министр иностранных дел, князь Адам Чарторижский.
    – Вот эти люди, – сказал Болконский со вздохом, который он не мог подавить, в то время как они выходили из дворца, – вот эти то люди решают судьбы народов.
    На другой день войска выступили в поход, и Борис не успел до самого Аустерлицкого сражения побывать ни у Болконского, ни у Долгорукова и остался еще на время в Измайловском полку.

    На заре 16 числа эскадрон Денисова, в котором служил Николай Ростов, и который был в отряде князя Багратиона, двинулся с ночлега в дело, как говорили, и, пройдя около версты позади других колонн, был остановлен на большой дороге. Ростов видел, как мимо его прошли вперед казаки, 1 й и 2 й эскадрон гусар, пехотные батальоны с артиллерией и проехали генералы Багратион и Долгоруков с адъютантами. Весь страх, который он, как и прежде, испытывал перед делом; вся внутренняя борьба, посредством которой он преодолевал этот страх; все его мечтания о том, как он по гусарски отличится в этом деле, – пропали даром. Эскадрон их был оставлен в резерве, и Николай Ростов скучно и тоскливо провел этот день. В 9 м часу утра он услыхал пальбу впереди себя, крики ура, видел привозимых назад раненых (их было немного) и, наконец, видел, как в середине сотни казаков провели целый отряд французских кавалеристов. Очевидно, дело было кончено, и дело было, очевидно небольшое, но счастливое. Проходившие назад солдаты и офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Вишау и взятии в плен целого французского эскадрона. День был ясный, солнечный, после сильного ночного заморозка, и веселый блеск осеннего дня совпадал с известием о победе, которое передавали не только рассказы участвовавших в нем, но и радостное выражение лиц солдат, офицеров, генералов и адъютантов, ехавших туда и оттуда мимо Ростова. Тем больнее щемило сердце Николая, напрасно перестрадавшего весь страх, предшествующий сражению, и пробывшего этот веселый день в бездействии.
    – Ростов, иди сюда, выпьем с горя! – крикнул Денисов, усевшись на краю дороги перед фляжкой и закуской.
    Офицеры собрались кружком, закусывая и разговаривая, около погребца Денисова.
    – Вот еще одного ведут! – сказал один из офицеров, указывая на французского пленного драгуна, которого вели пешком два казака.
    Один из них вел в поводу взятую у пленного рослую и красивую французскую лошадь.
    – Продай лошадь! – крикнул Денисов казаку.
    – Изволь, ваше благородие…
    Офицеры встали и окружили казаков и пленного француза. Французский драгун был молодой малый, альзасец, говоривший по французски с немецким акцентом. Он задыхался от волнения, лицо его было красно, и, услыхав французский язык, он быстро заговорил с офицерами, обращаясь то к тому, то к другому. Он говорил, что его бы не взяли; что он не виноват в том, что его взяли, а виноват le caporal, который послал его захватить попоны, что он ему говорил, что уже русские там. И ко всякому слову он прибавлял: mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval [Но не обижайте мою лошадку,] и ласкал свою лошадь. Видно было, что он не понимал хорошенько, где он находится. Он то извинялся, что его взяли, то, предполагая перед собою свое начальство, выказывал свою солдатскую исправность и заботливость о службе. Он донес с собой в наш арьергард во всей свежести атмосферу французского войска, которое так чуждо было для нас.
    Казаки отдали лошадь за два червонца, и Ростов, теперь, получив деньги, самый богатый из офицеров, купил ее.
    – Mais qu"on ne fasse pas de mal a mon petit cheval, – добродушно сказал альзасец Ростову, когда лошадь передана была гусару.
    Ростов, улыбаясь, успокоил драгуна и дал ему денег.
    – Алё! Алё! – сказал казак, трогая за руку пленного, чтобы он шел дальше.
    – Государь! Государь! – вдруг послышалось между гусарами.
    Всё побежало, заторопилось, и Ростов увидал сзади по дороге несколько подъезжающих всадников с белыми султанами на шляпах. В одну минуту все были на местах и ждали. Ростов не помнил и не чувствовал, как он добежал до своего места и сел на лошадь. Мгновенно прошло его сожаление о неучастии в деле, его будничное расположение духа в кругу приглядевшихся лиц, мгновенно исчезла всякая мысль о себе: он весь поглощен был чувством счастия, происходящего от близости государя. Он чувствовал себя одною этою близостью вознагражденным за потерю нынешнего дня. Он был счастлив, как любовник, дождавшийся ожидаемого свидания. Не смея оглядываться во фронте и не оглядываясь, он чувствовал восторженным чутьем его приближение. И он чувствовал это не по одному звуку копыт лошадей приближавшейся кавалькады, но он чувствовал это потому, что, по мере приближения, всё светлее, радостнее и значительнее и праздничнее делалось вокруг него. Всё ближе и ближе подвигалось это солнце для Ростова, распространяя вокруг себя лучи кроткого и величественного света, и вот он уже чувствует себя захваченным этими лучами, он слышит его голос – этот ласковый, спокойный, величественный и вместе с тем столь простой голос. Как и должно было быть по чувству Ростова, наступила мертвая тишина, и в этой тишине раздались звуки голоса государя.
    – Les huzards de Pavlograd? [Павлоградские гусары?] – вопросительно сказал он.
    – La reserve, sire! [Резерв, ваше величество!] – отвечал чей то другой голос, столь человеческий после того нечеловеческого голоса, который сказал: Les huzards de Pavlograd?

    За право обладать святыми реликвиями Палестины, несколько веков велась ожесточенная борьба среди самых сильных стран христианского мира: Англии, Франции, Австро-Венгрии, России. Неоднократно, в крестовый поход по освобождению Гроба Господня от исламских завоевателей, ходили европейские рыцари.

    В 1053 году, началось разделение христианской религии на две самостоятельных ветви: католическую и православную. Внутрицерковные разногласия не устранены до сих пор.

    Статус-кво. Договор о прекращении вражды

    Каждая ветвь христианства желала получить божественные святыни в свое личное владение. Межрелигиозные разногласия урегулированы в 1855 г., заключением договора о совместном управлении храмом и допуске в него представителей всех конфессий - status quo.

    Главой храма является православный Патриарх Иерусалимский. Весь храм разделен на зоны влияния - пределы. Решения об изменениях и улучшениях принимаются достижением общего согласия.

    Символом незыблемости status quo стала, неизвестно когда оставленная на главном фасаде, недвижимая деревянная лестница.

    Сколько и какие конфессии в храме Гроба Господня

    Совершать молитвенные обряды в церкви вольны любые христиане, даже те, за кем нет закрепленного владения. 6 основных конфессий делят между собой помещения храма, поочередно проводят литургии, управляют единолично своими пределами.

    На постоянной основе присутствуют:

    • Греко-православная;
    • Римско-католическая;
    • Сирийская;
    • Коптская;
    • Армянская;
    • Эфиопская.

    Ключи от храма Гроба Господня

    Во избежание межрелигиозных споров о первенстве и старшинстве, ключи больше тысячи лет хранят арабы. Ключником, ежедневно открывающим и запирающим церковь Гроба Господня в Иерусалиме, работает член семьи Нусайба.

    Древняя история Распятия и Воскрешения сына Божьего Иисуса

    Римская империя относилась толерантно к раздробленным религиозным культам завоеванных народов, прославлявшим многобожие и язычество. Небольшая, на тот момент, община христиан, верила в Единого Бога, ставила интересы духовные выше интересов государства, чем вызывала опалу и недовольство властей.

    Иисус из Назарета перед мученической смертью на Кресте пообещал свое воскрешение, в качестве доказательства истинности христианской веры и надежды на спасения человечества в Царствии небесном.

    Смерть и захоронение Спасителя

    По пыльной дороге Виа Долороса, сын Божий взошел с крестом на гору Голгофа, принося свою жизнь в жертву, ради искупления людских грехов. Тело Спасителя ученики захоронили в пещере-усыпальнице на личной земле сподвижника - Иосифа Арифамейского.

    Три дня жены-Мироносицы, во главе с Марией-Магдаленой, бывали у Гроба Господня. Первыми получив от ангела благую весть о чудесном Воскрешении.

    В честь этих женщин, не отвернувшихся от Иисуса даже после смерти, в 16 веке была написана икона «Жены мироносицы у Гроба Господня», она хранится в Софийском соборе Новгорода.

    Когда построен Храм Гроба Господня

    Христианство, после чуда Воскрешения Спасителя, получило толчок к дальнейшему распространению, но из-за запретов и гонений место где находится Гроб Господень, на триста лет, было предано забвению, строить молитвенные сооружения, открыто славить Бога, первым христианам категорически запрещали римские власти.

    В 320-326 гг. Император Константин I, сделал христианство официальной религией Рима, его мать, Царица Елена, совершила паломничество в Иерусалим. На горе Голгофа, к тому времени стоял языческий храм Афродиты.

    С помощью местных жителей и епископа Макария I, Елена осуществила раскопки. Тогда же обнаружены материальные свидетельства казни Христа: Крест, 4 гвоздя, трехдневная усыпальница в заваленном камнями горном склепе.

    Кто построил Храм Гроба Господня в Иерусалиме

    Царица, с помощью сына, к 335 г., возвела над усыпальницей первый Храм Гроба Господня.

    Он неоднократно разрушался, следуя за драматической судьбой региона: крушением Римской и Византийской империй, захватом Иерусалима персами и арабами.

    В 12 веке, молитвенный комплекс отстроили крестоносцы, соединив под купольной крышей, все места связанные с распятием и воскресением Спасителя.

    В начале 19 в. после сильного пожара, церковь пережила глобальную реконструкцию, деньги на которую давала Россия.

    Гроб Господень в Иерусалиме в настоящее время

    Двойной входной портал для посетителей находится с южной стороны, один из проемов заложен кирпичной кладкой во времена арабского завоевателя Салах-ад-Дина.

    Для какой религии священен Храм Гроба Господня

    Израильское святилище - Гроб Господень, самая великая реликвия. В нем сосредоточены главные доказательства жизни и Воскресения Спасителя.

    Согласно еврейскому Ветхому завету, созданному задолго до рождения Христа, на землю должен снизойти мессия, сын Божий - установитель Царства Небесного на земле.

    Внутреннее устройство храма

    Под общей кровлей храма действуют монастыри, есть служебные залы, тайные ходы. Пределы конфессий занимают подземные и надземные части сооружения.

    • в храме Гроба Господня. Лежит недалеко от центрального входа. Именно на нем ученики готовили тело Христа к вознесению: мазали мирой и алоэ, обертывали в льняную ткань - плащаницу.
    • Место казни - По преданию, там находится могила ветхозаветного первого человека Адама. Серебряным кругом отмечено место распятия сына Божьего.
    • . Часовня построена в центральной ротонде над пещерой-усыпальницей, состоит из двух пределов: Ангела и места Вознесения сына Божьего - погребального ложе. В 1555 г. оно было накрыто белой мраморной плитой для защиты от порчи паломниками и пилигримами.

    Православная служба начинается 23-00, длится 4 часа;
    Армянская литургия: с 3 часов ночи до 6 утра;
    Католическая месса: с 6-00 до 9-00.

    Зачем вскрыли Гроб Господень? October 29th, 2016

    Помните, мы с вами как то обсуждали такую тему: А на днях читаю новость по всем СМИ о том, что археологи провели вскрытие гробницы Иисуса Христа, которая находится в храме Гроба Господня в Старом городе Иерусалима. Это произошло впервые с середины XVI века.

    Однако, мало где уточняется, а зачем все это?


    Гроб Господень в Иерусалиме — самая почитаемая святыня христианского мира. Христиане верят, что на каменной плите, хранящейся здесь, три дня покоилось тело распятого Иисуса Христа. Плита (Ложе) размером 2 х 0,8 метра находилось в высеченной в скале пещере- именно так иудеи хоронили умерших в первом веке нашей эры. Почитать места, связанные с распятием и погребением Христа начали первые христиане.

    В 326 году императрица (августа) Елена, почитаемая сейчас многими христианскими церквями как святая, предприняла паломничество на Голгофу. В результате проведенных под ее руководством раскопок были обнаружены пещера с погребением. В числе других находок крест, на котором, как считала августа (и вслед за ней христиане всего мира до наших дней) был распят Иисус Христос, четыре гвоздя и табличка (титло) с надписью IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Согласно Новому Завету, титло к кресту собственноручно приколотил Понтий Пилат. Елена заложила вокруг ложа храм (Кувуклию), куда начали стекаться христианские паломники со всего мира. Храм выглядел как купольная мраморная часовня.

    Гроб Господень - это высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное ложе размерами 200 на 80 см и высотой от пола 60 см. Оно представляет собой тесаные каменные плиты.

    Сохранившееся до наших дней помещение в Кувуклии символизирует пещеру, в которой было погребено тело Христа. До наших дней сохранились лишь само ложе, часть стен пещеры и часть входа. Прежняя пещера была разрушена в 1009 году.

    Святое ложе закрыли мраморной плитой, чтобы защитить от паломников, стремившихся отколоть и унести с собой частицу реликвии. Нынешняя плита положена в 1555 году, и с тех пор плиту ни разу не снимали. Однако, по преданию, одна попытка все же предпринималась: мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Но как только они попытались ее сдвинуть, обнаружилась трещина. Ее внезапное появление остановило мусульман, и плита осталась на месте.

    Право отправлять христианские и иудейские богослужения в храме, заложенном Еленой, стало мощным политическим инструментом средневековья. Территория Голгофы много раз переходила из рук в руки, от византийских императоров арабским правителям и обратно. В 1009 году часовню разрушил халиф Аль-Хаким би-Амр Алла; европейские христиане использовали это событие как один из главных инструментов пропаганды во время организации Первого крестового похода. Крестоносцы выстроили вокруг ложа новый храм, сохранив опоры часовни.

    После этого христиане могли беспрепятственно проводить обряды и службы возле Гроба Господня даже в периоды, когда Иерусалим переходил в руки арабских завоевателей. Во время землетрясения 1545 года святилище сильно пострадало, и тогда погребальное Ложе закрыли мраморной плитой. Которую с тех пор ни разу не поднимали. Серьезно восстановлением храма занялись только в XIX веке (тогда восстановили Кувуклию святой Елены), однако новое землетрясение в 1927 году снова разрушило строения вокруг Ложа. После Второй мировой войны началась масштабная реставрация всего храмового комплекса, сложившегося за века строительства и разрушения, но и тогда плита, скрывающая ложе, осталась на месте.

    И только в 2016 году археологи пришли к соглашению с шестью церквями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, чтобы снять плиту с гробницы и изучить погребальное ложе. Главный вопрос, на который предстоит ответить специалистам, звучит так: почему Елена решила, что именно здесь покоилось тело распятого Христа?

    «Мраморная плита была сдвинута, и нас удивило большое количество каменного материала под ней», - рассказал участник исследования Фредрик Хиберт из Национального географического общества. По его словам, предстоит «долгий научный анализ, но мы, наконец, сможем увидеть оригинальную поверхность камня, на который, по преданию, было положено тело Христа».

    Ученые отмечают, что анализ исходной породы может дать им возможность определить оригинальную форму гробницы, а также историю становления объекта как одного из главных символов христианства.

    Ученые надеются, что работы помогут приоткрыть завесу тайны над тем, как святая Елена - мать императора Константина - узнала, что именно данная пещера является Гробом Господним и хотят восстановить первоначальный вид гробницы.

    Работы по реставрации Гроба Господня планируется завершить к весне 2017 года. Общая сумма финансовых расходов превысит четыре миллиона долларов. Средства на реставрацию пожертвовал в том числе король Иордании Абдулла II.

    Все манипуляции ученые записывают на видео. Предполагается, что на этом материале позже будет смонтирован документальный телевизионный фильм. Пока же в Сеть выложили только один отрывок, на котором запечатлена сама манипуляция подъема плиты.


    источники

    История

    Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

    Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.

    Схема Кувуклии

    Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.

    Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

    По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения.

    Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене

    На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран.

    «Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год

    В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков.

    Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год

    Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его.

    Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде.

    В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.

    Молитвы в Храме Гроба Господня

    Внешнее убранство современного Храма

    Главный фасад находится с южной стороны и представляет собой выдающееся произведение искусства в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми. Функционирует лишь одна из них, тогда как вторая была закрыта кирпичной кладкой еще во времена мусульманского правления. Изначально здесь находились живописные барельефы, на сегодняшний день эти украшения пребывают в иерусалимском музее.

    Недвижимая лестница, фасад храма

    По правой стороне от действующей двери расположена могила Филиппа д’Обинье – рыцаря, который сопровождал Фридриха II при путешествии к святыне в XIII веке.

    Монахини покидают Храм Гроба Господня в конце дня

    Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь.

    Вид на Храм Гроба Господня

    Большое внимание привлекает неприметная на первый взгляд деревянная лесенка, которая нижним своим концом упирается в карниз греческой части храма, а верхний ее конец ведет к окну армянского святилища. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно. Эта лестница присутствует уже на гравюрах XIX века. Данный артефакт является живым свидетельством неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Лестница называется "Недвижимой".

    Внутреннее устройство, распределение между конфессиями

    Кафоликон

    Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными религиозными течениями. Сегодня святыня находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

    Купол ротонды над кувуклией

    Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход – семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну. Таким образом, арабы тоже принимают участие в жизни храма.

    В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

    Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также придел Трех Марий, часовня Вардана, могила Иосифа Аримафейского принадлежат армянам.

    Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подается армянам.

    Западный алтарь Кулуквии – коптам. Эфиопам – церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийцам отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима. Общее руководство всеми частями святыни, Кулуквией и Католиконом принадлежит православной церкви Иерусалима. Кроме того, каждый день поочередно почти все конфессии проводят свои службы у Гроба Господня.

    Благодатным называется особый огонь, который выносится из Храма Гроба Господня во время проведения торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального воскресенья. Эта церемония символизирует выход Истинного света из Гроба, иными словами – воскрешение Иисуса. Считается, что огонь сходит с Небес после специальной молитвы представителя высшего духовенства Иерусалимской церкви.

    Само нисхождение происходит в закрытой часовне, после чего от вынесенной лучины сотни присутствующих паломников зажигают свои связки свечей. В каждой из них ровно 33 штуки – по числу прожитых земных лет Христа. Действо транслируется в прямом эфире во многих государствах по всей планете. Считается, что год, когда Благодатный Огонь не снизойдет в иерусалимском храме, будет последним в истории человечества.

    Основные части святыни

    Место распятия Иисуса Христа

    Главными частями Храма Гроба Господня являются: Голгофа, место погребения Христа, Ротонда с большим куполом, где находится Католикон, Кулуквия, церковь Обретения Животворящего Креста, храм канонизированной императрицы Елены, а также несколько приделов.

    Столб Бичевания на котором унижали Христа перед Смертью

    Дополнительно здесь располагаются несколько христианских монастырей, множество галерей, вспомогательных и подсобных помещений. Все это фактически существует под одной кровлей.

    Прямо около входа в нескольких шагах находится первая достопримечательность святыни – камень миропомазания. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. За ним - кладка стены Собора Воскресения. Слева от камня находится вход в центральную ротонду храма. Именно здесь в центре пребывает мраморная Кулуквия – маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень. Со стороны первой части есть два неприметных окошка, через которые верующим передают Благодатный Огонь.

    Современный вид Голгофы

    Гроб Господень – место последнего упокоения Христа. В этой маленькой комнате находится вырубленное в скале Ложе, куда было помещено тело. Сегодня поверхность закрыта мраморной плитой, чтобы посетители не откалывали кусочки святого камня на сувениры.

    Граффити Крестоносцев

    Также особо почитаемым местом Храма Гроба Господня является Голгофа. Наверх следуют 13 ступеней, которые ведут в здешний храм. Предполагаемое место расположения креста Иисуса отмечено довольно крупным серебряным кругом, а два других, на которых были распяты разбойники, являются черными. В скале поблизости можно увидеть трещину. Считается, что она появилась в момент последнего вздоха Христа.

    Мозайка, на которой изображено тело Христово на камне помазания после снятия с креста

    Библия гласит, что на месте распятия ранее была могила Адама, череп которого закопал здесь Ной после Великого потопа. Кровь Христа, просочившись в землю, омыла останки, тем самым был искуплен первородный человеческий грех.

    В храме Воскресения вы можете увидеть символический «пуп земли», на месте которого в полу вмурована каменная ваза. Рядом находится вход к месту обретения Креста. Считается, что именно здесь императрица Елена отыскала аутентичное распятие с гвоздями. Спуститься в это подвальное помещение можно по каменным ступеням.


    Цитата сообщения repman

    Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме Не существует для христиан, наверное, на земле места, священнее, чем Храм Гроба Господнего в Иерусалиме

    Православный придел Голгофы в Храме Гроба Господнего, современный вид

    Именно здесь, согласно Библии, был распят, погребен, а через три дня воскрес Иисус Христос. История храма насчитывает не одно столетие и полна тайн и загадок. Неоднократно его пытались разрушить, сжечь, стереть с лица земли. Однако всегда находились истинные христиане, которые восстанавливали, достраивали, украшали Храм, сохраняя его для потомков.

    Западная часть православного Придела Голгофы

    Первоначальное название Храма Гроба Господня в Иерусалиме - «Анастасис», то есть «Воскресение». Греки и сегодня называют его Храмом Воскресения Христова.

    На этом месте произошло потрясающее событие: Христос Воскрес из мертвых

    Построен он был по приказу св.Елены, матери великого императора Константина, во времена правления которого христианство обрело статус государственной религии. Будучи уже в преклонном возрасте, св. Елена увидела чудесное сновидение, согласно которому она должна была отправиться в Иерусалим, чтобы найти священное место, где принял мученическую смерть Иисус Христос. В результате раскопок была обнаружена пещера с Гробом Господним и Крест, на котором был распят Сын Божий. Именно здесь св. Елена и приказала возвести Храм.

    Гроб Господень - это небольшое, всего 1.93х2.07 м помещение с покрытым мраморной плитой каменным погребальным ложем, расположенным в 50 см от пола. Придел Ангела (3.4х3.9 м) представляет собой прямоугольное помещение, пройдя через которое можно попасть в Гроб Господень. Согласно Библии, здесь на камне сидел Ангел, принесший весть о Воскресении Иисуса. Часть этого священного камня сегодня находится на постаменте под стеклом.

    Первый Храм Иисуса Христа в Иерусалиме представлял собой комплекс, состоящий из ротонды с Гробом Господним, базилики и сада Иосифа Аримафейского с Голгофой. Торжественное освещение Храма состоялось 13 сентября 335 года. Когда персидский царь Хозрой в 614 году захватил Иерусалим, некоторые строения были разрушены, а Святой Крест похищен. Спустя пятнадцать лет Храм пережил второе рождение: его восстановил на свои средства император Ираклий, вернувший на место и Святой Крест.

    Главный Придел Храма Воскресения - Кафоликон принадлежит православной церкви Иерусалима, о чем свидетельствуют два тронных места в восточной его части. Над иконостасом расположена галерея с тремя небольшими балкончиками - амвонами, откуда согласно древневизантийским правилам должно читаться Евангелие. Рядом с входом находится выполненная из мрамора ваза, служащая подставкой для полусферы, которая обозначает "пуп Земли", т.е. ее духовный центр.

    Еще одна попытка уничтожить Храм была предпринята фатимидским халифом Аль-Хакимом би - Амр - Алла в сентябре 1009 года, в результате которой пострадала базилика и была разрушена гробница. Восстановил его император Константин Мономах в 1048 году. Серьезную реконструкцию Храма Гроба Господнего осуществили крестоносцы в конце ХІІ столетия. Их усилиями были восстановлены так называемые «столпы Елены» - опоры ротонды и возведены Кафоликон и пятиярусная колокольня.

    Православный Придел Голгофы в Храме Гроба Господня, современный вид

    Разрушительное действие на Храм оказало землетрясение 1545 года, а также пожар, вспыхнувший в 1808 году, в результате которого был уничтожен деревянный шатер, венчавший Анастасис. Восстановить его удалось лишь в середине ХІХ века. Еще одно стихийное бедствие - землетрясение 1927 года - стало причиной повреждения Кувуклии и купола Кафоликона, которые впоследствии укрепили и украсили ликами святых.

    Первый - Алтарь Распятия - принадлежит греческой православной церкви. Он находится на месте Креста, над скалой. Вокруг него под стеклом видна поверхность Голгофы. В расположенное под алтарем отверстие можно опустить руку и прикоснуться к скале

    Сегодня Храм Гроба Господня в Иерусалиме - это большой архитектурный комплекс, состоящий ротонды - здания, увенчанного круглым куполом с расположенной под ним Кувуклией, подземного Храма Обретения Животворящего Креста, Кафоликона, храма св. Елены и Голгофы - места распятия Иисуса Христа и нескольких Приделов.

    Купол Храма Воскресения Христова

    В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

    Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго - западной стороне Храма.

    ...Христа снимают с Креста и несут хоронить... Возле каждого еврейского гроба находился камень, на который клали покойника перед погребением для умащения ароматами. Этот камень назывался камнем помазания. На фотграфии мы видим именно такой камень, на который было положено Тело Иисуса Христа

    Согласно церковной юрисдикции, сегодня Храмом совместно владеют и управляют несколько христианских конфессий, строго соблюдающие Status quo, установленный в 1757 году. В нем оговорены территориальные, имущественные и правовые границы, которые закреплены за каждой конфессией.

    Напротив Камня Помазания помещена фреска, которая показывает, как это происходило

    "При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени учений сей взял Ее к себе" (Евангелие от Иоанна, 19-я глава)

    На фотографии - кувуклия, огромный ковчег, сооруженный над Гробом, в который было положено Тело Иисуса. "На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Евангелие от Иоанна, 19-я глава)

    Это современная кувуклия над Гробом Господним. Она уже далеко не первая по счету, а была сооружена 200 лет назад

    Круглый Храм Гроба Господня похож на Космос, на Вселенную, наконец на половинку гигантского пасхального яйца. В центре стоит Гроб Господень

    У входа в кувуклию. Чтобы войти и приложиться к каменной полке, на которой лежало Тело Иисусово, дается несколько секунд. Поток людей не иссякает...

    Сначала, зайдя ы кувуклию, мы оказываемся в маленькой клетушке, в которой видим забранный под стекло камень. Этот камень - остаток от массивной каменной двери, закрывшей Гроб Господень. Дверь Гроба, как мы видим, отвалил Ангел, чтобы женщины могли заглянуть в пустой гроб. Что ищете живого среди мертвых? Его здесь нет., Он - Воскрес! На этом остатке каменной двери, который служит как бы престолом, обычно совершается Литургия

    Серебряный круг под православным престолом Голгофы отмечает место, где стоял Крест Господень

    Православный престол

    Храм Иисуса в Иерусалиме - это не просто историческая достопримечательность, это - символ незыблемости христианской веры. Все здесь напоминает верующим о том, как закончил свой земной путь и воскрес Иисус Христос. Внутри, напротив входа, находится Камень Помазания. На него после снятия с Креста было возложено Тело Иисуса Христа перед погребением, умощенное маслами. Над камнем никогда не гаснут восемь лампад (столько же, сколько и христианских конфессий)

    Напротив Голгофы, возле входа в пещеру, где находились преступники перед казнью, лежит камень, названный "узами Спасителя". В этот камень солдаты заключили ноги Иисуса

    Справа от первого алтаря расположен второй - Алтарь гвоздей. Именно на этом месте с Иисуса Христа были сорваны одежды, здесь же он был пригвожден к Кресту. Принадлежит Алтарь гвоздей католическому ордену Св. Франциска

    Еще одна часть Храма Господнего - Придел разделения риз Господних, расположена правее ведущей в подземелье лестницы. Здесь, по преданию, солдаты, бросая жребий, делили между собой одежды Иисуса. Рядом находится Придел сотника Лонгина, который пострадал за Христа. В этой части слепая женщина обрела голову святого Лонгина и прозрела. Здесь также находится часть камня с Голгофы

    Паломник может преклонить колена и поцеловать место, где был закреплен Крест Христов

    Тут же - скульптура Пресвятой Богородицы, с пронзенным сердцем. И тут же вспоминаешь грозные слова старца Симеона, когда малютку Иисуса принесли в Иерусалимский храм (праздник Сретения): "Оружие Тебе пройдет душу..."

    С другой стороны Креста Христова - место, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника. Надпись на греческом языке - это цитата из Евангелия: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одно по правую, а другого по левую сторону" (Лк. 23:23)

    Двор Храма Гроба Господня

    Алтарь Придела Разделения риз.

    Придел сотника Лонгина - римского офицера, возглавлявшего солдат, казнивших Иисуса. Видя смерть праведника и последовавшие за ней знамения, сотник уверовал. на этом каменном престоле также совершается Божественная Литургия

    А над престолом - эпизоды из жизни сотника Понгина

    Еще один придел: место, где унижали Христа перед Смертью

    Подземная часть Храма. Мы в приделе Адама. По преданию, Крест Христов был установлен как раз над местом первого человека - Адама. Кровь Христа стекла по трещинам скалы и омочила череп Адама. Под стеклом можно увидеть эту расщелину, в которой находился череп Адама

    Лестница из 39 ступеней ведет в Придел Равноапостольных Константина и Елены

    Спустившись еще на 13 ступеней, попадаем в ту самую цистерну, очищенную Святой Равноапостольной Еленой. Это место Обретения Честного Животворящего Креста Господня. Слева - католический престол, справа - православный

    В глубине мы видим огороженное место с горящей свечой. Это - православный престол Обретения Животворящего Креста Христова

    Граффити древних паломников-крестоносцев, приходивших сюда

    Иллюстрация первого Храма Гроба Господня, построенного при царице Елене

    Кувуклия времен царицы Елены

    Во время Божественной Литургии

    Увидеть Воскресение Христово нам не дано, мы можем лишь его представить в меру нашего воображения. Но пережить пасхальное состояние, ощущение, что в тебя вливается сила Божия, ты становишься иным, в твоих жилах течет Боготворящая кровь - нам по силам!

    Фото предоставлено священником Константином (Пархоменко)