Как вести аскетичный образ жизни. Аскеза — инструмент на пути саморазвития. Аскеза, предназначенная для женщин

"Аскетизм" в переводе с греческого языка означает «упражняюсь». Никогда и ни в одном своем значении он не проповедовал нищету или убогость быта ради самой убогости. Аскеза изначально служила добровольным началом самопознания, но ни в коем случае не жертвы. Ведь отрекаясь от каких-то земных благ, человек, ступивший на этот путь, получал взамен нечто большее.

Что такое аскетизм в понимании современного человека? Почему это слово стало отпугивать, а не вдохновлять? На каком этапе произошло искажение смысла аскезы в сторону жертвенности? Почему люди, поменявшие образ жизни в пользу аскезы, вместо того, чтобы собирать вокруг толпы последователей, вызывают у большинства только жалость? Давайте вместе найдем ответы на эти вопросы.

Происхождение понятия аскетизма

Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.

Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.

Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации - все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.

Аскетизм в истории

Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».

В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников - одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:


Понятие аскетизма в христианстве

Что такое аскетизм в понимании христианского учения, объясняет свод самого древнего из всех законов, аспекты которого непреложны и по сей день. Конечно, это десять заповедей Божьих, учащие смирению и справедливости с точки зрения морали. Но в первую очередь именно смирению.

Тот самый греческий аскетизм, смысл которого первоначально лежал в физическом отказе от всего, что не являлось прямой необходимостью для жизнедеятельности, в христианстве дополнился новым значением - самоотречением в пользу любви к ближнему и Богу. Аскетами назывались не просто глубоко верующие люди, но те, кто ради любви к Создателю всячески унижал и подавлял свою плоть, приводя свое тело в негодность, но возвышаясь морально.

Аскетизм в буддизме

Львиная доля того, что современный человек понимает под аскетизмом, это философия в учении буддизма. Принцу Гаутаме, будущему Будде, когда он отрешился от земных благ, пришлось пройти через несколько искусов, которые он избрал для своего просветления. Он принижал свое тело и испытывал его голодом и обетами один суровее другого, но в результате чуть не умер, истощенный аскезами. Сознание его все так же жаждало знаний, но сил получить его не было. Таким образом, буддизм на самом этапе становления отринул почитаемое в христианстве подвижничество и вступил на путь размышлений.

Проповедники буддизма придерживаются аскезы превосходства духа над плотью, не отрицая при этом самой плоти, и верят, что такая философия аскетизма - это путь, приводящий к разрушению негативной кармической программы, повышению энергообмена между телом человека и космосом, духовному росту.

Аскезы используют для получения таких результатов:


Правила аскетизма

Возвращаясь к началу статьи, вспомним, что насилие над собственной личностью и культивирование пресмыкания перед божественными силами - это искаженное понятие аскетизма, главным предназначением которого являются просвещение и поиск истинного пути. Поэтому пропагандируемые современными многочисленными учениями голодовки, ношение нарочито грубых одежд и чуть ли не посыпание головы пеплом - это не более чем сборная солянка из всех попыток самосовершенствования, предпринятых в разные эпохи.

Вспомним десять заповедей Божьих и сравним их с аскезами, принятыми за идеальные:

  • почитание старших;
  • соблюдение чистоты плоти и чистоты помыслов;
  • целомудренность до брака и верность избраннику;
  • искоренение недостатков через понятие о справедливости;
  • простота слов, поступков, быта;
  • отрицание всяческого насилия.

Виды аскезы

Все аскезы, которые только можно придумать, отвечают за три фактора самоконтроля - телесного, речевого и мысленного (умственного). Более подробная информация о них представлена ниже:

Аскеза мужская и женская

Аскезы мужчин и женщин не могут полностью совпадать. Основным предназначением представителя сильного пола всегда были защита семьи и духовное лидерство. А женщины должны обеспечить сохранность очага и заботу о греющихся у его огня (семье и близких).

В отличие от мужской аскезы, которая служит замыканием личности на внутренней силе, женская, напротив, должна быть открытой и охватывающей все аспекты домашнего быта (воспитание детей, уход за больными и престарелыми членами семьи, поддержание духа главы дома).

Гармоничное соблюдение аскез, как две половины одного целого, служат ядром прочных отношений, энергетического здоровья семьи и правильного развития будущего поколения.

Аскетизм зародился в древней Элладе и был широко распространен среди атлетов, готовившихся к соревнованиям. Спортсмены, ведущие аскетический образ жизни, добровольно отказывались от комфорта, ели простую пищу, упорно тренировались ради победы.

Что такое аскеза в современном понимании? Это путь самосовершенствования, духовного очищения и гармонии, добровольного отречения от плотских соблазнов, укрепление .

Толкование понятия

В переводе с древнегреческого значение слова «аскет» буквально «тот, кто упражняется» . Миллионы людей вне зависимости от вероисповедания добровольно принимают аскезу, стремясь вести праведную жизнь. Что же толкает их на путь, полный ограничений и запретов? Буддисты верят в то, что соблюдение аскезы позволяет достичь следующих результатов:

  • Разрушить негативную карму. Другими словами, соблюдение аскезы даст возможность «стереть» все негативные деяния в этой жизни, так что прошлые проступки человека никак не отразятся на его будущих перерождениях.
  • Открыть для себя безграничный источник тонкой энергии, повысить собственный потенциал. Аскеза дает человеку возможность отринуть все суетное и сосредоточиться на своем внутреннем мире.
  • Посредством духовного роста получить доступ к материальным благам. Выдерживая аскезу, человек обретает внутреннее знание, как мобилизовать себя для преодоления трудностей на пути к цели.

В мусульманской и христианской религиях аскетический образ жизни дает возможность почувствовать в себе частицу божественного начала, испытать благодать от преодоления похотей, соблазнов. Чтобы аскеза принесла свои положительные плоды, человеку важно осознать причину, по которой он идет на отречение от мирских радостей. Например, желание усмирить гордыню, зависть, ярость – прекрасные цели для будущего аскета.

Основные правила и виды

Многие считают, что соблюдение жесткой диеты ради похудения, изнуряющие физические нагрузки тоже являются вариантом аскезы, однако это не так. Нужно помнить, что аскетизм – способ совершенствования духа посредством усмирения плоти. Принимая это обязательство, человек должен соблюдать правила, которые обеспечат ему успешное преодоление трудностей.

Первое правило – почтительное отношение к родителям, пожилым людям. Сторонники аскетизма проповедуют, что любовь к матери и отцу, забота об их благополучии – лучший способ почувствовать связь поколений, ощутить свою востребованность в этом мире. Конфликт дочери с матерью может стать причиной ее несчастливой семейной жизни. Плохое отношение сына к матери может привести к тому, что будущая жена будет ему изменять.

Второе правило заключается в соблюдении внутренней и внешней чистоты. Внешняя чистота предполагает ежедневные гигиенические процедуры и никакой сложности не представляет. Внутренняя заключается в стремлении отказаться от разного рода неправедных мыслей – осуждения, злословия, разговоров обо всем негативном. Если вы не можете сдержать негативных эмоций, постарайтесь не выплескивать их немедленно, а отвлечь себя молитвами или медитацией.

Третье правило гласит: аскетическая жизнь неразрывно связана с целомудрием. Молодым людям желательно воздерживаться от сексуальных отношений до брака. Во многих восточных практиках считается, что плотская любовь может принести истинное наслаждение только после того, как достигнуто духовное единение двух людей.

Простота, мудрость, стремление осознать свои недостатки и работать над их устранением – важный момент для достижения благости . Не нужно кичиться силой веры, навязывать свою точку зрения окружающим, ибо это путь гордыни и невежества. Будьте терпимее, творите добро, и оно к вам вернется сторицей.

Неприятие насилия в любом его проявлении – важный шаг на пути к духовной жизни. Многие люди осознают, что самое дорогое – это жизнь, которую Бог дает всему сущему на земле. Вегетарианство, отказ от мехов – способ показать окружающим, что можно жить, не причиняя боли другим живым существам.

Аскезы могут быть нескольких видов. Так, телесная аскеза предполагает ограничения в пище, физические нагрузки, поездки в паломнические туры. Духовные наставники советуют больше ходить пешком, отдавать предпочтение простой постной еде, контролировать свои инстинкты. Главная цель этой аскезы – достигнуть полного контроля над своим телом.

Аскеза речи заключается в отказе от злословия и язвительности. Женщинам стоит воздержаться от пустой болтовни, стараться четко выражать свои мысли. Для мужчины это хорошая возможность ощутить силу слова, испытать свою волю на прочность.

Аскеза ума – это прежде всего контроль эмоций и укрощение гордыни. Человек должен читать много духовной литературы, анализировать свои поступки, искать возможности для дальнейшего духовного роста. Как правило, это самая сложная для соблюдения аскеза, так как она требует максимальной концентрации усилий.

Существуют мужские и женские аскезы. Мужские аскезы направлены воспитание силы духа и формирование характера. Аскеза для женщины имеет особый смысл, так как позволяет сосредоточиться не только на себе, но и на своей семье. Принимая обет, женщины должны соблюдать условия:

  • Придерживаться принятых обязательств с любовью и радостью.
  • Заботиться о родственниках и своей семье.
  • Выполнять женские обязанности по дому и уходу за детьми, осознавая важность каждого действия.

Результат соблюдения аскез, согласно этой теории, таков: незамужние девушки находят свою «вторую половинку», укрепляются семьи, дети меняются к лучшему. Аскетичный образ жизни может принести пользу человеческой душе, научить радоваться самым простым вещам.

Проповедовать добро, не творить зла, стремиться к благости и соблюдению законов Вселенной – вот истинная цель аскезы. Осознав это, человечество сделает шаг к новому светлому будущему, полному любви и гармонии. Автор: Екатерина Волкова

Что такое аскетизм? Аскетизм — это христианство в действии и размышлении. Это и жизнь, и мировоззрение, это единство теории и практики христианской жизни, основывающееся на том, что отцы Церкви называли греческим словом «пейра» — опыт. Это некая целостность, которая трудно, мучительно, но и радостно достигается в единении человека с Богом.

Аскетизм — удел не только монахов или отшельников. Аскетизм — это жизненный ответ христианина на то призвание, которое Богом обращено к каждому. «…Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48). Это касается всех христиан.

Аскетика

Христианство в действии

Что такое аскетика? Она для всех или для избранных? Что общего и различного в аскетике монашествующих и мирян? Какие опасности подстерегают мирянина на пути христианской аскезы? На эти вопросы отвечают митрополит Тульский и Белевский АЛЕКСИЙ (Кутепов) и патролог, специалист по истории христианского аскетизма, профессор Московской духовной академии Алексей СИДОРОВ.

Режим исцеления

Макарий, Онуфрий и Петр Афонские

— Обычно под аскетикой понимают некую культуру по отношению к телу. Но человек — это не только физиология и биология, но и психическая жизнь, и духовная. Мы рождаемся в эту жизнь в противоестественном состоянии, принимаем искаженную, поврежденную ядом греха природу. Поэтому возвращение к правильной жизни, исцеление этой природы, конечно, требует усилий. Грех — это болезнь. Для того чтобы выздороветь от телесной болезни, нужно соблюдать определенный медицинский режим: не есть острого, избегать сквозняков. Аскетика — это такой «режим», к которому прибегают христиане, чтобы исцелиться от греха.

Профессор Алексей СИДОРОВ:

— Необходимо сразу подчеркнуть, что христианство с самого момента своего первоначального становления не принесло в мир нового языка, но использовало и преображало язык уже имеющийся. И таким языком преимущественно был греческий, обладавший к рубежу нашей эры огромным и многообразным арсеналом словесной культуры.

Аскетическая терминология, как и богословская, возникла не сразу. Она выросла из опыта аскетической жизни, использовав при этом многие античные термины, в том числе военные и спортивные. Само слово «аскетизм» происходит от греческого глагола «аскео» — «упражняться», которое обозначало в классическом греческом языке, помимо прочего, и упражнение тела. В языке же церковной письменности оно стало обозначать прежде всего «упражнять (тренировать) душу», «осуществлять (или стяжать) добродетели» и «подвизаться».

В любом христианском аскетическом произведении ставятся два тесно взаимосвязанных вопроса: о смысле жизни и «как человеку спастись». Без этих вопросов, без сотериологии, то есть учении о спасении, христианский аскетизм останется лишь системой телесных упражнений. Акцент тем самым переносится с телесного делания на духовное.

Аскетизм совсем не сводится к некоей «философии» или «умствованию» о природе страстей, о греховном естестве человека и т. д., иначе возникнет серьезная опасность интеллектуализации Православия, сведения Православия только к интеллектуальной культуре, в том числе и аскетической: классификации страстей, помыслов и т. п. Например, у нас одно время было модно «философствовать об исихазме», причем делали это люди далекие не только от истинной «исихии» и монашества, но и практически не живущие церковной жизнью.

А ведь только действенное стяжание «исихии» и христианских добродетелей и открывает путь к богомыслию. Так, преподобный Антоний совсем не был «интеллектуалом», и при этом он ясно понимал, что в догматическом споре Ария и святителя Афанасия Великого, имевшем много богословских нюансов, — истина за святым Афанасием и Никейским символом веры. Он понимал это как сердцем, так и умом.

Я в начале своей церковной жизни (это был 1980-1981 год) встретился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Тогда в Псково-Печерский монастырь я приехал еще, по сути, светским человеком. При этом уже «весьма научно» занимался, как я тогда не без гордости говорил, историей раннего христианства, преимущественно историей раннехристианских ересей, особенно гностицизмом и манихейством. Для меня, еще сравнительно молодого ученого, это было действительно увлекательной игрой, чем-то вроде «игры в бисер» Германа Гессе, которого я тоже в то время ценил и даже читал на немецком языке.

В таком качестве молодого интеллектуала, разбиравшего раннехристианские тексты и занимавшегося греческой философией, я и приехал в Печерский монастырь. И увидел отца Иоанна. Он разговаривал с людьми, ему задавали разные вопросы. Беседуя, отец Иоанн обернулся ко мне, и меня как будто обожгло! Я почувствовал, что Истина, которую я так долго искал, — вот она! Передо мной живой свидетель этой Истины, подлинный стяжатель Ее. Глаза отца Иоанна, великого старца нашего времени, излучали свет Истины Христовой. И для меня это навсегда стало тем самым опытом, свидетельством подлинного подвижничества.

Что такое аскетизм? Аскетизм — это христианство в действии и размышлении. Это и жизнь, и мировоззрение, это единство теории и практики христианской жизни, основывающееся на том, что отцы Церкви называли греческим словом «пейра» — опыт. Это некая целостность, которая трудно, мучительно, но и радостно достигается в единении человека с Богом.

Древнее монашества

Профессор Алексей СИДОРОВ:

— Иногда у людей складывается мнение, что аскетизм предназначен только для узкого круга, для монахов или каких-то «избранных подвижников», но на самом деле аскетизм — это явление очень широкое и, позволю себе сказать, доступное для каждого православного христианина. Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни у монаха-отшельника, другие у инока, живущего в киновии, третьи у мирянина. Что соединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. И монах, и мирянин воздерживаются, но каждый по-своему.

Могу сказать, что путь монашества более прямой, а путь мирянина более извилистый: в миру труднее собраться, молиться, легче впасть в страсти. Монах более защищен, он меньше уклоняется и поэтому идет более прямым путем, хотя искушений он преодолевает часто больше. Но путь в конечном итоге один.

Конечно, про аскетический опыт в миру меньше писали, он менее отрефлексирован, поэтому мы о нем меньше знаем. Монахи же, имея опыт аналогичный, хотя и своеобычный, имели возможность более активно этот опыт осмысливать и описывать. Но принципиально данный «опыт мирянина» по своей сущности не отличается от опыта монашеского, требуется только воспользоваться этим опытом и как бы адаптировать его к жизни в миру.

Кроме того, следует помнить тот факт, что практически все отцы Церкви, запечатлевшие аскетический опыт в своих творениях, были монахами. Наше святоотеческое Предание это — по преимуществу монашеское Предание, и в этом состоит его непреходящая ценность. Правда, имеются некоторые исключения. Например, Николай Кавасила, написавший знаменитое сочинение «Жизнь во Христе», формально был мирянином, хотя по сути своей являлся монахом. Таковым же следует считать и преподобного Иоанна Кронштадтского. Замечательный образец подвижника в миру являет и наш современник Николай Евграфович Пестов, сочинения которого лишь сравнительно недавно увидели свет.

Естественно, что монашество в своем идеальном выражении подразумевает высокую степень аскетизма, оно является сосредоточением всего восточнохристианского аскетизма, но аскетизм существовал и без монашества. Аскетизм древнее монашества, просто монашество как бы сконцентрировало в себе опыт предшествующих христианских подвижников. Аскетизм святых отцов, авторов сочинений, которые мы читаем сегодня, это тот же аскетизм, носителями которого были и апостолы, и первые христиане. Аскетизм практически современен Церкви. Пахомиевские иноки, последователи святого Пахомия Великого, египетского подвижника IV века и родоначальника общежительного или киновийного монашества, рассматривали свою общину как прямое продолжение первохристианской апостольской общины. Именно не возрождение, а продолжение! И эта глубинная связь монашества и древнего апостольского аскетизма несомненна. Об этом я писал в своей книге «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества».

Кто такой апостол Павел? Он же тоже подвижник! «Подвигом добрым подвизался», — говорит он про себя (см. 2 Тим. 4: 6-8). Известно, что святой Павел являлся одним из великих первых благовествователей или, как сейчас говорят, миссионеров. У нас сейчас на слуху такие слова, как «миссионерская деятельность», которая, конечно же, необходима. Но следует всегда помнить, что миссия без личного духовного делания (или аскетики) невозможна. Все первоначальное христианство было пронизано этим чувством. Мы представляем апостола Павла неким активным общественным деятелем, и это в какой-то степени верно, но он же был прежде всего подвижником, делателем непрестанной молитвы, усердно подвизавшимся также и в телесной аскезе. Поэтому его делание было связано не только с внешней проповедью, поскольку миссионер не может заниматься внешним деланием без внутреннего.

Мировоззрение вырастает из конкретного живого опыта, миссионер проповедует не только словом, но и своим духовным деланием. Ведь общеизвестна фраза, выражающая суть и христианского подвига, и христианского миссионерства: «Спасешься сам — спасутся тысячи вокруг тебя». Единство христианской аскезы на протяжении многих веков несомненно. Я уверен, что опыт внутреннего делания, о котором мы читаем у святых отцов поздневизантийского времени, таких как преподобный Григорий Синаит или святитель Григорий Палама, был известен и апостолу Павлу.

Аскетизм и жизнь в миру

Митрополит АЛЕКСИЙ (Кутепов):

— Аскетизм — удел не только монахов или отшельников. Аскетизм — это жизненный ответ христианина на то призвание, которое Богом обращено к каждому. «…Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48). Это касается всех христиан. Мирянин, как и монах, имеет полную возможность ходить перед Богом, но вот образ действования и мера у каждого будут различны. Да и в монастыре все разные, подравнять всех под одну гребенку и там нельзя. У каждого свои страсти и свои таланты, возможности, данные Богом. Но борьба со страстями доступна и в миру, и в монастыре.

Есть один набор примеров аскезы для монаха, а другой для мирянина. Суть же остается одна. Выше мы говорили о грехе как о болезни. От болезни греха человек может лечиться в миру, а может в монастыре. Чем занимается монах? Труд и молитва. Но разве труд не нужен в миру? Разве христианин в миру может жить без молитвы? Нет.

Как может выглядеть аскетический «амбулаторный режим» для мирянина? Утром, если есть возможность прочитать правило, встань и прочти его спокойно. Нет возможности? Прочитай краткое правило Серафима Саровского. Трижды Символ веры, трижды «Отче наш», трижды «Богородице, Дево, радуйся!». Но прочитай внимательно, не просто глазами пробеги. Не можешь выдержать короткого правила, прочитай одну молитву. Просто скажи: «Господи, помилуй» — и помолчи. Вот это и будет аскетика. Господь говорит: будь верен в малом и Я тебя поставлю над многим (см. Мф. 25: 21).

Вот закончилось твое утреннее правило, ты сел в троллейбус и поехал на работу. На работе ты не можешь молиться, там ведь нужно работать. Поэтому говоришь: «Господи, благослови и не попусти мне и тут забыть Тебя! Будь со мною!» — и вот тогда ты уже не просто исполняешь работу для начальника или для себя. Ты трудишься перед лицом Божиим, и это твоя аскетическая практика. Закончил — благодари Бога и отправляйся домой.

Дома семья. В семье главная аскетическая практика — это прежде всего любовь. Что такое любовь? Это высвобождение в себе пространства для другого. Это не просто сказать «я тебя люблю», чмокнуть в щечку, и все. Нужно стараться пребывать в любви со своими ближними, с домочадцами, и это большая, серьезная работа, доступная и монаху, и мирянину — каждому в своих условиях. Даже, может быть, мирянину больше, чем монаху, который может уйти в свою келью, где его никто не тронет. В семье, где какие-то острые углы нужно обойти, а какие-то потихоньку и обтесать, приходится на каждом шагу смиряться друг перед другом: кто пойдет посуду мыть, а кто картошку чистить? И это аскетизм.

Вечером, перед сном, в молитвенном правиле что особенно важно — проверить себя, видел ли ты свои грехи за сегодняшний день? А их сложно увидеть. Ты вроде все сделал правильно, хорошо день прожил, даже понравился себе. Тогда почитай святых отцов, они тебе подскажут. Если совесть ничего не чувствует, если ты не видишь своего греха, попроси: «Господи, помоги мне увидеть свои грехи!» — чтобы знать о себе правду. Что является индикатором того, что ты идешь по правильному пути? Если ты видишь свои грехи. И не просто какое-то «кино» на эту тему, а когда совесть тебя угрызает, сердце болит.

И так нужно жить изо дня в день. Постоянно. Чтобы больному выздороветь — часто нужно много потрудиться и много потерпеть. Свободу нужно выстрадать, тогда ты научишься ею пользоваться. И аскеза здесь — путь исцеления.

Борьба со страстями: отсекать их или преображать?

Профессор Алексей СИДОРОВ:

— Греческое слово «патос» — страсть, так же как и «апатейя» — состояние отсутствия страсти, существовали и до христианства, и учение о страстях и преодолении их особенно активно разрабатывалось в стоицизме. Под страстью часто понималось воздействие на человека извне, некое состояние подверженности чему-либо. Например, известна любовная страсть, которая овладевает человеком, и он становится ей полностью подвластен, не имея сил преодолеть ее.

Что внесло христианство в это известное уже с древности понятие страсти? Прежде всего то, что страсть является результатом грехопадения. При грехопадении извратился весь состав человека, весь его физический и эмоциональный мир, так же как и способность его познания. Для древних же греков страсть была неким естественным состоянием человека. С христианской точки зрения борьба со страстью должна иметь конечным результатом возвращение к тому состоянию, в котором человека создал Бог, то есть к жизни «по природе», но природе, созданной Богом; нынешнее же состояние человека является противоестественным.

Бесстрастие, или «апатейя», состояние, противоположное «страсти», у стоиков понимается как подавление страсти, лишение ее всякого движения, влияния, энергии, потенции. Таким образом, «апатейя» — величина лишь отрицательная. Логичным следствием этого состояния может быть только смерть. Как «лучшим лекарством от зубной боли является гильотина».

Православное значение этого термина совершенно другое. «Апатейя» как христианское бесстрастие — это не просто уничтожение страстей, а преображение их в добродетели, стяжание добродетелей. Средством в борьбе со страстью может быть привлечение противоположной ей добродетели. Например, гнев — это следствие недостатка любви.

В античной Греции было принято деление души на разумную и неразумную; последняя же включала в себя начало яростное («тимос») и начало вожделеющее («эпитюмия»). «Тимос» — мужское начало, «эпитюмия» — женское. Эти «тимос» и «эпитюмия» являются естественными свойствами души, они присущи человеку, но их действие извращено после грехопадения. У человека в нынешнем его греховном состоянии «тимос» перерастает в «орге» — в гнев, в злобу на ближнего; такая греховная страсть может преображаться лишь через любовь. Поэтому бороться с гневом нужно не только не делая ничего злого, сдерживая злость, раздражение, но и стараясь делать человеку, вызывающему гнев, что-то доброе.

Любая борьба со страстью связана в конечном итоге с ее преображением. Христианское бесстрастие — это не безразличие и равнодушие, но борьба с неправильными действиями естественных сил души и их выправление. Это стяжание «исихии» — состояния внутреннего покоя, мира, выход из порочного круга вращения страстей — тот выход, который достигается в постоянной устремленности к единству с Богом.

Наиболее подробно эта тема была разработана в поздней монашеской письменности у т. н. «исихастов», но практику и идеи исихии в каком-то смысле начинают разрабатывать уже ученики преподобного Антония Великого, человека, с чьим именем ассоциируют вообще зарождение православного монашества в IV веке. О доступности этой «исихии» мирянину свидетельствует опыт отца святителя Григория Паламы, который, будучи сенатором, однажды даже на заседании сената погружался в такую молитвенную «исихию». Конечно, стяжание подобного молитвенного безмолвия требует великого подвига.

Есть ли у аскетики эволюция?

Профессор Алексий СИДОРОВ:

— Мы живем в меняющемся мире, и формы церковной жизни тоже меняются, а соответственно, меняются порой терминология и конкретные формы проявления аскетизма. Однако, так как аскетика по своей сути и по своей конечной цели, которую мы понимаем не только умом, но и сердцем, остается неизменной, то обретение ею некоторых новых форм не влечет изменения сути православного подвижничества. Так, упоминаемый мной покойный отец Иоанн Крестьянкин подвизался тем же подвигом добрым, как и преподобный Антоний.

Естественно, что православное подвижничество никогда не существовало и не может существовать вне Церкви и ее Таинств. Иногда спрашивают, почему все восточные отцы-аскеты много пишут про различение помыслов, борьбу со страстями, Боговидение, но часто почти ничего не говорят о Евхаристии. Неужели аскетизм отцов был оторван от церковных Таинств? Безусловно, это не так.

Из свидетельств о ранних отцах-подвижниках, мы знаем, что Евхаристия была одним из главных центров их аскетического опыта. Подвижники в египетской пустыне Келлий собирались раз в неделю из своих уединенных мест в храм, где все причащались, не говоря уже о киновийных монастырях. Евхаристия была наиважнейшим и необходимым элементом аскетизма всегда. Другое дело, что далеко не все отцы или подвижники могли участвовать в общем богослужении. Отшельники, живущие далеко в пустыне, часто имели с собою запасы Святых Даров и причащались келейно. Говорить о том, что практика монашеского аскетизма была когда-то независима от Евхаристии, — это неправильно и некорректно. Тогда отцы-подвижники мало об этом писали просто потому, что для них Евхаристия была естественной «средой обитания», воздухом, которым они дышали. А что писать про воздух? О нем задумываешься только тогда, когда начинаешь задыхаться, а у отцов вся жизнь была Евхаристией.

Это мы сейчас иногда начинаем говорить о некоем «евхаристическом возрождении». Но подобное словоупотребление вызывает предположение, что до нас был и некий «Евхаристический упадок», а этого никогда не было. Я стал воцерковляться еще в советский период, но подобного «упадка» как-то не заметил. И не думаю, что тот же отец Иоанн Крестьянкин или недавно скончавшийся отец Матфей Мормыль были свидетели подобного рода «декаданса». Наоборот, они являются яркими носителями именно Евхаристического расцвета.

Издержки подвига

Митрополит АЛЕКСИЙ (Кутепов):

— Какова должна быть аскетическая практика для мирянина, чтобы он не надломился? Во-первых, при неудачах здесь нужно всегда благодарить Бога за то, что он тебе показывает твои грехи и ошибки, показывает твою меру. Но как подобрать нагрузку? Если посчастливится — то найти духовного советника, духовника или просто старшего человека, которому ты доверяешь. Если такого человека нет, то можно взять несколько хотя бы самых простых книг: святого Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится». Беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым — читать их иногда и молиться о том, чтобы Господь тебе послал советника.

Опыт приходит не мгновенно, как волшебная палочка, которой добрая фея дотронулась до Золушки, и та вся заиграла блестками! Это работа. И главное в ней — избегать самонадеянности, с одной стороны, но и советы принимать с рассуждением.

Делание аскетики — не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1 Петр 3: 11). А чтобы на месте зла, от которого ты отказался, появилось что-то доброе, должно появиться смирение. Смирение — это такое устроение внутреннего мира, которое позволяет переживать то, что мы просим всегда в молитве Господней: «Да будет воля Твоя на земле, как на небе». Где это на земле? Во мне! Внутри меня, в моем духе и моем самосознании, которое обладает всей полнотой космоса. А какая должна быть воля Божия? — Как на Небе. Это где? — В ангельском мире! То есть я должен жить, как живет ангел. А кто живет равноангельно? Только преподобные, святые. Я так не живу. И вот отсюда появляется покаяние. Апостол Павел пишет в послании к Римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). И такое состояние покаяния привлекает Божественную благодать, только тогда добро и может в нас действовать, а своею добротной силою, которая в нас вложена от Бога, мы можем совсем немногое.

Чем проверять себя, на правильном ли ты пути? Если чувствуешь, что грешен, видишь свои грехи, находишься на правильном пути. Петр Дамаскин говорит: первый признак исцеления, когда я начинаю видеть в себе грех. А некоторые вместо грехов видят «видения», «чудеса», «откровения». Кто я такой, чтобы у меня были какие-то видения, чтобы ко мне Христос приходил? Такие свидетельства, так же как бесстрастие, — удел немногих, но любой христианин должен взять свой крест и идти, стопа в стопу за Христом. Потому что это путь исцеления. Наши — действия, а результат — у Бога.

АЛЕКСИЙ (Кутепов) , митрополит Тульский и Белевский, родился в Москве. В 1970 году поступил на химический факультет МГПУ им. В. И. Ленина. В 1972-м, оставив институт, поступил в Московскую духовную семинарию. 7 сентября 1975 года в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, в 1979-м окончил МДА со степенью кандидата богословия. В мае 1980-го назначен секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелем кафедрального Успенского собора города Владимира, с 27 марта 1984 года — наместник Троице-Сергиевой лавры. С 1988-го по 1990 год – председатель хозяйственного управления МП. 1 декабря 1988 года хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии, 20 июля 1990 года назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру, определением Священного синода от 7 октября 2002 года переведен в Тульскую епархию.

Алексей Иванович СИДОРОВ , профессор МДА, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, кандидат богословия. Родился в1944 году. В 1975-м окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «история древнего мира». С 1975 года — научный сотрудник Института истории СССР АН СССР (ныне Институт всеобщей истории РАН). С1981-го — кандидат исторических наук. В 1987-м — преподаватель МДАиС. В 1991 году окончил экстерном Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за диссертацию на тему «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С 1997 года — профессор МДА. С 1999 года — доктор церковной истории. Автор множества научных статей и монографий, в том числе работы «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества».

АСКЕТИЗМ (греч. askeo - упражняюсь) - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлением плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. Первоначально, в Древней Греции, аскетизмом называли упражнение в добродетели. Теоретическое обоснование аскетизма получил в религиозных учениях Древнего Востока, особенно в Индии, затем у Пифагора. В раннем христианстве аскетами именовали тех, кто проводил жизнь в уединении и самоистязании, в постах и молитвах. Раннехристианский и средневековый идеал аскетизма изменился в период Реформации. Протестантизм выдвинул требование «мирского аскетизма». К аскетизму призывали ранние крестьянские и пролетарские движения. Это было формой протеста против роскоши и праздности господствующих классов. Марксистская этика рассматривает аскетизм как неразумную и неоправданную крайность, как следствие неверных представлений о моральном идеале и пути к нему. Однако марксизм осуждает и другая крайность - невоздержанность в удовлетворении потребностей, сведение жизни к погоне за наслаждениями...

Аскетизм (Василенко, 1996)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis-упражнение) - термин стоиков и других древних философов для обозначения системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни. Цель аскезы-бесстрастие (апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть-гордость (гордыня)-остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.

Аскетизм (СИЭ, 1961)

АСКЕТИЗМ (от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения некоторых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Древней Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физической выносливости организма. В дальнейшем аскетические требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров.

Аскетизм (Маслин, 2014)

АСКЕТИЗМ (аскеза, от греч. ackesis - упражнение, подвижничество) - принцип поведения, основанный на ограничении пользования земными благами для достижения христианского нравственно-религиозного идеала, а также связанная с ним система взглядов, духовно-телесных упражнений. В Киевской и Московской Руси аскетизм определил развитие отечественного любомудрия, что дало повод Бердяеву признать «аскетически-монашеское православие» одним из кардинальных начал «формирования русской души».

Аскетизм (НФЭ, 2010)

АСКЕТИЗМ (от греч. ἀσκητής – упражняющийся, подвижник) – метод нравственного совершенствования и духовного возвышения человека посредством регуляции им своих телесных и душевных побуждений, а также соответствующая практика, т.е. собственно аскеза. Как нравственный принцип аскетизм противоположен гедонизму. Слово «аскетизм» восходит к греческому ἀσκήσω, означавшему искусную обработку грубых материалов, их украшение; производное от него ἀσκησις означало упражнение, первоначально атлетическое, приготовление к определенной деятельности. Соответственно «аскетами» называли атлетов.

Аскетизм (КСА, 1987)

АСКЕТИЗМ (от греч. askesis - упражнение, подвиг) - отказ, отречение от жизненных благ, удовольствий, искусственное подавление в себе естественных желаний и побуждений. Проповедь аскетизма характерна для большинства религий. По утверждению православных авторов, аскетизм - „основной закон жизни христианина", без чего немыслимо „нравственное христианское совершенство". Именно поэтому „подвиг" отшельничества, монашества, бегства „от мира", подавления „плотских вожделений" всегда рассматривался в христианстве как „высочайший из подвигов".

Аскетизм мирской

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ - нравственный идеал, специфичный для протестантизма и вытекающий из учения о мирском призвании верующего. Аскетический идеал средневекового католицизма прославлял как высшие добродетели уход от мира в монастырь, истязание плоти и т. д. Напротив, согласно учению М. Лютера, Ж. Кальвина и др. реформаторов, для того чтобы спастись, нужно жить в мире, доказывая своей практической деятельностью свое избрание, и одновременно чувствовать себя внутренне отчужденным от мира.

Аскетический идеал

АСКЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ (ASCETIQUE, IDEAL -). По Ницше, порождаемый злобой и недобросовестностью идеал реакционных сил, способных существовать только против кого-то или чего-то. Аскетический идеал преображает страдание в кару, существование в виновность, смерть в спасение, наконец, волю к власти в «волю к уничтожению». Это триумф нигилизма - стремление спасти жизнь путем ее отрицания. По мнению Ницше, именно этот идеал торжествует в христианстве, а также во всех бледных атеистах и духовных рахитах, которые «все еще верят в истину» («К генеалогии морали», III).

Аскезы, или ограничения, присутствуют в почти каждого человека, даже если он не подозревает об этом: чтобы заработать денег, нужно ходить на работу, чтобы получить знания, нужно много времени уделить книгам и т. д. Многие люди с целью самосовершенствования, и очищения осознанно прибегают к ограничениям различного плана. Однако для правильного выполнения аскезы нужно четко понимать, что это такое, каковы цели и результаты подобных действий.

Аскетизм, или аскеза

Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, и весь комплекс . К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в потребительстве, общении и прочем - это идет ему во благо, способствует духовному и очищению кармы.


Если же человек испытывает материальные трудности, не может или обустроить свою жизнь - это является вынужденной аскезой, сопряженной с болью и страданием. Аскетизмом не считают ограничения во время войн, любых социальных и природных катаклизмов, потому как вызывают в людях чувство несправедливости, лишения и беспомощности.

Аскезы присутствуют во многих культурах и религиозных направлениях, кроме иудаизма и других менее распространенных. В широком значении слова аскетизм - это такой при котором ограничивается роскошь, быстрое удовольствие, потакание своим слабостям и желаниям. Синонимами аскетизма можно назвать скромность, воздержание и смирение.

Важно! Нужно четко понимать, что аскеза не является самоцелью, это лишь инструмент для личностного развития, совершенствования и роста.

Согласно индуистской философии, аскезы могут выполняться в благости, страсти и невежестве:

  1. В первом случае практика идет на пользу человеку, который ее практикует, и на благо всех остальных.
  2. Если аскеза выполнена в страсти, ее целью было обретение материальных благ, денег, уважения и статуса, часто обманным и нечесным путем.
  3. Практики, выполненные в невежестве (глупости), подразумевают жестокие истязания и самобичевания с целью что-либо доказать другим.

Виды аскез

Согласно буддистскому учению и ограничения могут быть физическими и ментальными, потому выделяют три основных вида практик: ограничения тела, ума и речи. Аскезы тела обычно соблюдать проще, нежели аскезы ума и языка. Ведь при современном темпе жизни редко когда удается замедлиться, избежать или конфликтной ситуации, вовремя обуздать свои .


Тела

Этот вид практики явно противоположен современным жизненным ценностям, привычкам и стремлениям. Обычный человек прикладывает массу усилий на работе, чтобы иметь возможность вкусно и разнообразно питаться, отдыхать в пятницу вечером, иметь много красивых модных вещей и т. д. При соблюдении телесной аскезы на вышеперечисленные удовольствия накладывается ограничение.

При соблюдении телесных аскез важно придерживаться главного принципа - не навредить телу. То есть любые телесные ограничения не должны ухудшать физическое состояние, доставлять нестерпимый дискофорт и боль. Физические ограничения нельзя приравнивать к самоистязанию и самобичеванию. На телесном уровне аскетизм проявляется в следующем:

  • чистое питание без отравляющих, токсичных веществ и плоти любых живых существ;
  • регулярная в умеренных количествах;
  • ранние
  • соблюдение ежедневного режима;
  • омовения прохладной водой;
  • посещение святых мест;
  • содержание тела и одежды в чистом, опрятном виде;
  • внешняя простота.

Знаете ли вы? Индийские отшельники садху в качестве аскезы подвергают свои тела тяжелым испытаниям: могут годами пребывать в стоячем положении, высушивают свои конечности, не моются или ходят нагишом, подолгу голодают. Целью таких жестких ограничений является показать, что духовный мир преобладает над материальным.

Речи

Данный вид практики также является крайне актуальным в современном мире, в котором для обмена используется не только устная речь, но и сообщения, звонки. И даже если мы молчим, наш ум все равно постоянно пребывает во внутреннем диалоге с самим собой. Очевидно, что в наших словах имеется огромная сила и влияние как на других, так и на свою собственную судьбу.


Говоря грубо, злостно и с ненавистью человек накликает на себя несчастье. Пустословие приводит к распылению и утрате энергии, а добрые приятные слова способны буквально «возродить из пепла» того, к кому направлены.

Словесная аскеза имеет следующие проявления:

  • только с теми, кто готов и хочет вас
  • не говорить понапрасну;
  • говорить только правду;
  • избегать в изреканиях критики, осуждения, злословия;
  • не говорить о других плохо за глаза;
  • не сплетничать;
  • не перебивать собеседника и не спорить;
  • не повышать голос;
  • не стремиться убедить человека в своей правоте;
  • научиться слушать и слышать собеседника;
  • молчание - основное условие аскетизма.
Высочайшая степень аскетизма - это способность искренне (!) произносить добрые слова в самых непростых ситуациях, говорить мягко и спокойно, без злости грубости.

Ума

Соблюдение этого ограничения чрезвычайно сложно по двум причинам: во-первых, наш ум постоянно пребывает в движении, анализируя, вспоминая, планируя и обдумывая что-либо. Во-вторых, в век современных технологий за день обычный человек впитывает огромное количество информации, причем не всегда добровольно или осознанно. Большая часть этой информации не имеет никакой истинной ценности и лишь засоряет наше сознание. Потому практиковать аскезу ума особенно полезно, хоть и сложно.


Для умственной аскезы необходимо соблюдение следующих условий:

  • контроль своих эмоций и
  • восприятие только благостной, полезной информации;
  • чтение священных текстов, молитв;
  • избавление от гордыни, высокомерия;
  • стремление замедлить или остановить внутренний диалог.

Знаете ли вы? Вопреки распространенному мифу, что женщины болтливее мужчин, мексиканские ученые совместно с исследователями США доказали обратное - представители обоих полов за сутки произносят приблизительно одинаковое количство слов: 15 000-16 000. Однако мужчины имеют тенденцию чаще женщин задавать вопросы.

Для чего они нужны

Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:

  1. С каждой выполненной аскезой узелки будут развязываться, будет постепенно очищаться от долгов в прошлом и будущем.
  2. Стимуляция жизненной увеличение потенциала.
  3. Исполнение желаний, обретение материальных благ.
  4. Тренировка силы воли.
  5. Улучшение физического состояния.
  6. Очищение сознания от информационного мусора, переоценка ценностей, приоритетов.
  7. Избавление от разрушительных качеств характера: жадности, алчности, высокомерия, корыстолюбия, эгоизма.
  8. Умение жить в настоящем моменте: не переживая о будущем и не зацикливаясь на прошлом.


Так, главная цель аскетичного ограничения - это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями.

Известно, что некоторые аскеты (особенно в и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний - приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.

Как практиковать аскезы

Практика аскезы принесет пользу только в том случае, если выполнена добровольно, без страха и переживаний, с готовностью преодолевать любые трудности. Очень важно не допускать фанатизма - аскеза в таком случае превращается в пытку и не дает никаких результатов, а если они есть - то временные. К тому же строгие ограничения могут напрочь отбить желание повторять практику.

Руководствуйтесь такими правилами:

  1. Лучше довести до конца несложную и недлительную практику, чем нарушить строгое ограничение.
  2. Проводите практики регулярно.
  3. Научитесь быть удовлетверенными во время и после практик.
  4. Продумайте свою практику: ее длительность, условия и прочее.
  5. По возможности постарайтесь никому не говорить о намерениях сделать аскезу, если она не проявляется при взаимодействии с социумом (например, ограничения в питании).


Если вы в практиках аскетизма новичок, можете сначала прибегнуть к уже существующим и хорошо описанным практикам - к примеру, день Экадаши, то есть сухой голод. Он начинается ровно на 11-е лунные сутки, у практики есть четкая длительность, правила входа и выхода. Христианские посты - это также аскезы. Однако помните, что попытки подстроить пост под свои желания (например, изобретать более вкусные постные блюда) также нивелируют всю пользу от ограничения.

Особенности духовной практики

В Аюрведе считается, что и обладают разными энергиями: мужская управляется а женская - Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна - за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.

Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.

Мужчинам

Мужские аскезы, прежде всего, касаются телесной плоскости. Выполняя аскезы тела, мужчина способен увеличить солнечную энергию, набраться сил для новых свершений. Так, мужская практика состоит из следующих ограничений:

  1. Ранний подъем (около 3-4 часов утра).
  2. Обливания холодной водой.
  3. часто сложные, с применением силы.
  4. Содержание своего тела и одежды в чистом, строгом виде.
  5. Ограничение в материальном комфорте.
  6. Усиленный, длительный .
  7. Ограничения в пище.
  8. Хождение пешком, босиком.


Женщинам

Женские аскезы касаются в основном умственной и словесной плоскостей. Соблюдение этих практик способно сделать женщину более мягкой, наполнить ее существо любовью, увеличить жизненную энергию, заставить «сиять» изнутри. В результате польза от аскезы будет проявляться не только для самой женщины, но и для ее семьи и близкого окружения.

Женские практики основываются на таких принципах :

  1. Осознанная любовь во всех домашних делах (уборка, приготовление еды, стирка).
  2. Просьбы о помощи, если это необходимо.
  3. Пребывание в хороших отношениях с окружающими.
  4. Занятия рукоделием.
  5. Забота о своем теле, .
  6. Проявление сострадания, любви к другим, бескорыстная помощь.
При выполнении практики женщины должны избегать голоданий, истязаний своего тела и спартанскими условиями. Основным является духовный рост и любовь. Также аскеза у женщины проявляется в беспрекословном подчинении и служении мужу. Очень важно не воспринимать эту позицию как унизительную или рабскую. Ведь только когда жена подчиняется супругу, она может по-настоящему раскрыться в семье, создать комфорт и уют, за что в ответ получит безмерную любовь и щедрость мужа.


Истинный аскетизм: как не попасть в ловушку

Часто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от или на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой.

Аскетический образ жизни - это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.


Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя - зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы.

Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого - бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям - со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!