Мерою и подобием. Где находится животворящий крест Господень

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Кийский Крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия в Крапивниках

Крест был изготовлен по заказу «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Размеры Креста составляют 310 на 192 сантиметров. Освящение Креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на Кресте, в нижней его части, была сделана соответствующая надпись на позолоченной табличке.

В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 камней — святынь с мест библейских событий. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

Дни празднования:

  • пятничные дни всего года, кроме пятницы Светлой седмицы, — воспоминание Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная, и следующая за ним седмица («неделей» в богослужебной практике называется воскресный день, а неделя в современном понимании называется «седмица») ;
  • 14 августа (1 августа по старому стилю) — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня;
  • 27 сентября (14 сентября по старому стилю) — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Молитва Святейшего Патриарха Никона, чтомая пред Кийским Крестом

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Честной и Животворящий Крест Господень, обретенный императрицей Еленой в 325 году, хранился в Иерусалиме в воздвигнутом ею храме как величайшая святыня всего христианского мира.
В 614 г. Крест был захвачен персами и вывезен из Иерусалима в Ктесифон. В 629 году император Ираклий, разгромивший Персию, возвратил его в Иерусалим, где он находился до завоевания этого города арабами. Незадолго до 638 года, когда Иерусалим был захвачен мусульманами, Крест Господень был вывезен в Константинополь, где возник обычай совершать 1-го августа особый крестный ход и освящать воду Святым Древом. Этот обычай стал основанием праздника Происхождение (изнесение) древ Честного и Животворящего Креста. Впоследствии значительная часть Креста была раздроблена и промыслительным образом разошлась по всему христианскому миру. Крестоносцы, захватившие столицу Византии в 1204 г. , вывезли большую часть Святого Древа на Запад.

Частицы Креста Христова были вделаны в большие кресты, стоявшие в храмах,…

Животворящий Крест Господень Годеновский крест

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого.

Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.

Время явления Животворящего Креста Господня сейчас трудно установить. Однако, как считал известный историк А.А.Титов в книге «Ростовские иерархи. Материалы для истории Русской Церкви», изданной в 1890 году в Москве, время явления 1423 год. Другие авторы, как например, Г.К.Вагнер (1980), считают время явления 1425 год или указывают на ещё более поздние сроки 1490 год. В настоящее время с большой долей уверенности можно предположить, что явления Животворящего Креста Господня произошло…

Россия

Одной из православных стран, где находится наибольшее количество частиц Креста Господня, является Россия. В настоящий момент частицы святыни хранятся в Богоявленском соборе в Елохове (Москва), Троице-Сергиевой лавре (Сергиев Посад), Александро-Свирском монастыре (Ленинградская область), Благовещенском монастыре (Нижний Новгород), Воскресенско-Феодоровском монастыре (Ивановская область), Крестовоздвиженском монастыре (Екатеринбург), Покровском Александро-Невском монастыре (Новосибирская область), Крестовоздвиженском Кылтовском женском монастыре (Республика Коми) и ряде других мест.

Украина

В Украине частицы Креста Господня пребывают в Крестовоздвиженской церкви (Винница), Крестовоздвиженском соборе (Ужгород), в Успенском соборе (Мукачев), а также в Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская область).

Грузия

Частица Честного и Животворящего Креста хранится в соборе Светицховели (Мцхета). По преданию, частица Креста Господня, один…

Многие христианские реликвии обладают удивительной чудодейственной силой. Благодать Божия осеняет их. Иконы, мощи святых, лоскуты от их одежд, культовые предметы не раз возвращали утраченное здоровье, душевное спокойствие, помогали преодолеть тяжёлые периоды в жизни, найти себя тем, кто приходил в церкви, монастыри за моральной поддержкой, в поисках выхода из тупиковых ситуаций и по многим другим случаям.

Великая святыня

В самом центре России, в Ярославской области, близ Переславля-Залесского, находится одна из таких реликвий — Крест Животворящий. Годеново – небольшое село, в котором издавна существовал женский Свято-Николаевский монастырь. На его подворье стоит храм, выстроенный в честь Иоанна Златоуста. Именно эта церковь стала тем местом, где в 30-х годах прошлого века нашёл своё пристанище великий Крест Животворящий. Годеново многое видело на своём веку. Купола его пятиглавого храма с 1794 года сверкают в небе, а звучные колокола заливаются малиновым…

Святая Земля. Происхождение Животворящего Креста Господня.

Животворя щий Кре ст, Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо_ крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням.
Происхождение Животворящего Древа переносит нас в далекие библейские времена Ветхого Завета. Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста связана с грехопадением Лота. Лот — племянник патриарха Авраама (сын Арана).

Родословие Авраама восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2).
Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Был богат, имел много скота,…

Животворящий Крест Господень

В храме святителя Иоанна Златоуста

Села Годеново

Явление Животворящаго Креста Господня празднуется

Совсем недалеко от Москвы, в Ярославской области, есть удивительное место, где свершилось одно из величайших чудес — явление Животворящего Креста Господня. И опять говорим мы с вами о чудесах. Эта тема на слуху у всех православных, она волнует, радует и беспокоит. От нее не отмахнуться, её не умолчать. Впрочем, как и не разобраться до конца, не поставить в истории о чудесах все точки над «I». Да и кто мы такие, чтобы мудрствовать над тем, над чем мудрствовать нам не по чину. Леность и апломб — величины равнозначные. Причем первая не устыжается второй, в то время как вторая устыжается первой. Но даже такая неравная конфронтация позволяет мирно сосуществовать этим самодостаточным порокам в нашем непритязательном сердце….

На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва - Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни - Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.
Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость.
О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию…

Животворящий Крест. История креста – история знамения с неба! (село Годеново) Чудеса рядом с нами

История креста – история знамения с неба

1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие…

Господь совершил спасение наше крестного смертию Своею; на Кресте растерзал Он рукописание грехов наших; Крестом примирил нас Богу и Отцу; посредством Креста низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные Крест Христов именуется Честным, ибо он достоин чествования как великой святыне, орудию нашего спасения… Крест Христов чествуется молитвой перед ним, поклонами, лобзанием, окуриванием кадилом, возжжением светильников, использованием крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в храмах и домах…

Крест Христов именуется Животворящим, потому что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился к плодам Крестной Жертвы, и потому, что крестною смертью Христос победил смерть телесную, положив начало всеобщему воскресению: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор, 15:20).

«Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!» - так восхваляет славу Креста Церковь Христова.

В полной мере эта слава проявилась во времена…

Животворящий Крест

Животворящий Крест - крест, на котором, по убеждению большинства христиан, был распят Иисус Христос. Он является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.

Евангелия не сообщают особенных подробностей о кресте, на котором Христос был казнен через распятие. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу.

Апокрифическая же литература, в отличие от канонических текстов, содержит множество деталей легендарной истории Животворящего Креста. Однако история Креста в качестве значимой для христианского мира реликвии, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается лишь с раскопок, проведенных святой равноапостольной царицей Еленой и описанных многими раннехристианскими историками.

Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки Евангелия от Никодима датируются V в.). Основной акцент в апокрифических…

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина - Елена - отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого…

Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня Воздвижения Честного Креста Господня — один из двунадесятых (двенадцати крупнейших) православных праздников. Установленное в честь обретения Креста, на котором был распят Господа. Более трехсот лет никто не знал, где находится этот Крест, и его не уничтожены вообще: во II-III веке императоры-язычники активно сводили капища на местах страданий и смерти Спасителя. Так, Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей, на них выстроили капище Венеры, поставили статую Юпитера.

Однако после победы Константина Великого и прекращения репрессий против христиан с 313 года, начались поиски святыни. В Иерусалим поехала мать Константина, царица Елена. Долгое время поиски были безуспешными. Наконец, один старый еврей сообщил, где находятся Голгофа и Гроб Господень (позднее этот человек принял христианство, стал иерусалимским епископом и принял мученическую смерть за правления Юлиана Отступника.

Капище разрушили, начали раскопки. Вскоре…

Слово на Воздвижение Креста Господняархимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.

Други наши! «…слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.

Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими…

Животворящий Крест Господень. Село Годеново. Современная летопись паломничества

И явился пастухам свет неизреченный, изливающийся с неба на землю. А посреди него, в воздухе, Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед Ним — чудотворец великий Николай со святым Евангелием. От страха пали пастухи на землю, словно мертвые, но когда сила Божья укрепила их и они пришли в себя, то голос с Неба воззвал: «Будет на сем месте Благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолиться, будут многие исцеления и чудеса молитв ради чудотворца Николы».

В диком, полузаброшенном селении Годеново находится этот Крест. Среди широких полей и лугов, зеленой пеленой окутывающих окрестность, высится белокаменный храм Иоанна Златоуста. Пятикупольный, с небольшими серебряными главками на белых перешейках и невысокой башенкой полукруглой часовни, украшенной резным ажурным узором, он с первого взгляда пленяет своим скромным обаянием и красотой. Каждый год, здесь,…

В.Е.Шматов, Л.Н.Варэс

Животворящий Крест Господень — святыня
земли Нижегородской

Немногим известно, что на Нижегородской земле более 300 лет находилась одна из замечательных святынь русской православной церкви – чудотворный Животворящий Крест Господень. По преданию, этот Крест был привезен князем Д.М. Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «… в монастырь Петровский ради избавления от морового поветрия и нашествия Гетман, который и до ныне стоит в церкви Преображения Господня и всем с верою приходящим подает неоскудно изцеления»1.

Речь идет о Животворящем Кресте (трехаршинной меры) – одной из главных святынь Спасо-Преображенской церкви села Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии, который составлял предмет поклонения окрестного населения и всех приходящих к нему верующих из более отдаленных мест. Больше всех паломников к Животворящему Кресту приходило из Гороховецкого уезда Владимирской губернии, из Костромской губернии, с Унжи, а «… самый…

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение честных древ

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем три события, священных для всякого православного христианина. Первое – это изнесение честных Древ Животворящего Креста Господня. Обряд изнесения совершался в древней Константинопольской церкви еще до нашествия турок и даже до страшного опустошительного разорения города крестоносцами в начале XIII столетия, когда Константинополь еще был как бы вторым Иерусалимом, вторым Святым городом.

Со всех концов Византийской империи сюда свозились все святыни, находившиеся на территории, подвластной православному императору. Паломники, которые могли в те трудные времена совершать путешествия к святым местам, всегда старались побывать не только в Святой Земле, но и в Константинополе, где находилось собрание всевозможных православных христианских святынь.

Часть Древа Креста Господня носили по улицам Константинополя в жаркие летние месяцы, когда в городе…

Одна из главнейших святынь храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев и всего монастыря – крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, был отлит в 1710 году. Принадлежал князю Василько, а затем князьям Шаховским, а в конце ХVIII века был передан царствующему Дому Романовых.

Он спаен из нескольких литых частей золота. Две основные пластины, лицевая и задняя, выплавленные в виде креста размером в высоту около 14 см и в поперечной перекладине около 9 см, соединены по периметру золотой полосой шириной около 1,5 см. Крест – четырехконечный; основание его имеет форму пятилистника, правый и левый концы – форму трилистника. Сверху к кресту крепится на специальном шарнире, украшенном жемчугом, подвижная петля в виде квадрата-мощевика с отверстиями-углублениями в торцах. Крест, очевидно, предназначен для ношения на груди. На лицевой части квадратной петли выгравировано изображение Спаса Нерукотворного, с обратной стороны – гравировка текста с перечислением святых, чьи мощи в нем хранятся.

Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня...», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова** матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Умирая, она просила Марию Александровну молиться за упокой ее души. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёва, автор книги «Исповедник веры. Протоиерей Григорий Пономарёв (1914–1997), Жизнь. Поучения. Труды», вспоминает: «Батюшка с почтением и глубокой ответственностью принял эту величайшую святыню на хранение, понимая, что время передачи её Православной Церкви еще не пришло. На протяжении всей своей жизни батюшка глубоко и сердечно поминал в заупокойных молитвах монахиню Серафиму. О том, что в доме родителей хранится великая православная святыня, кроме матушки Нины и меня, никто не знал. Батюшка часто в трудных жизненных ситуациях молился перед этим Крестом и всегда получал просимое» . После смерти священника Григория Пономарева крест оказался у его дочери Ольги Григорьевны Пономарёвой. Она-то и передала в июне 1999 года, ещё до прославления Царственных Страстотерпцев, крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). В дарственной записи сказано: «В Екатеринбурге служили оба моих деда – протоиерей Александр Пономарёв (в монашестве – архимандрит Ардалион) и протоиерей Сергий Увицкий. Оба они погибли в 1937 году в лагерях. Отец мой, протоиерей Григорий, отбыв 16-летний срок заключения на Колыме как служитель культа, также служил в Екатеринбурге в 50-х годах. Мой отец в трудные моменты жизни, в болезнях всегда молился перед этим Крестом. И помощь, как правило, приходила незамедлительно. От Креста же получил исцеление от остеомиелита, грозившего превратить подростка в инвалида, и мой сын Дмитрий» . 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.


** Протоиерей Константин Плясунов . В 1932 году отца Плясунова приговорили к 15-летней ссылке по статье «Контрреволюционная деятельность». Его жена Мария Александровна добровольно последовала за ним в изгнание. После освобождения отец Константин снова стал приходским священником. Служил в разных городах. Последние годы – в Оренбургской области. С 1949 по 1958 год был настоятелем Никольского собора в Оренбурге. Его очень любили прихожане за искренность и доброту. Работал над книгой - толкование на Четвероевангелие. Но не закончил её - помешала внезапная болезнь. В 1956 году Плясунов попал в автомобильную аварию (ездил он с водителем). Стала болеть голова. Через 2 года скончался в институте им. Бурденко в Москве. Тело его самолётом перевезли в Оренбург. В последний путь настоятеля провожали несколько тысяч человек.

Незаурядной личностью была и супруга настоятеля Мария Александровна , дожившая до 97 лет. Она была дочерью священника, который тоже подвергся репрессиям. Вела переписку с писателями и поэтами. Уже после смерти мужа в Никольском соборе она познакомилась с монахиней Серафимой. Та передала ей на хранение уникальный крест-мощевик, великую православную святыню, которая некогда принадлежала дому Романовых.

Для христианской культуры крест – это метафора и реликвия, символ и память. Вспомним 7 чудотворных крестов России.

Крест преподобного Авраамия Ростовского

По преданию святой Авраамий получил крест от самого Иоанна Богослова, явившегося ему. Подарок преподобный использовал в деле миссионерства более чем эффективно. С помощью жезла, навершием которого стал крест, Авраамий сокрушил стоявшее в Ростове изваяние Велеса. Этим он не только физически устранил языческих идолов из города, но и обратил множество жителей ставших свидетелями чуда в истинную веру.

Прочие чудеса и сказания о святыне не дошли до наших дней, однако о их существовании мы можем судить по популярности этого креста. Множество его, копий, отливок и изображений распространилось по Руси в XVII-XIX веках. Оригинал был вывезен из Богоявленского Авраамиева монастыря Иваном Грозным «на победу и одоление Казанского царства» в 1553 году.

Сегодня в «Ростовском Кремле» хранится копия креста отлитая в XIV веке.

Дмитровский крест

Сохранилось крайне мало информации о святом Кресте из Дмитрова. Оно и понятно – город этот не раз разорялся, горел, был разграблен. Немногие уцелевшие летописи свидетельствуют о том, что чудесное обретение святыни произошло в 1291 году, в седьмую пятницу после Пасхи. Крест плыл против течения по реке Яхроме. Первой его заметила… слепая девица, которая благодаря свету исходящему от креста прозрела. Внушительный (почти 3 метра в высоту) Крест достали и с песнопениями отнесли в находящийся рядом Никитский монастырь.

Спустя некоторое время закрепилась здесь традиция «крестных хождений». Крест проносили по всех городам и селам, изъявлявших желание принять у себя святыню. «Во время крестных хождений нельзя без умиления смотреть на то, как сотни и тысячи людей всякого возраста вереницею, один за другим, со слезами и умиленным взором падают перед Крестом на землю, чтобы несущие пронесли над ними святой крест, и они через то могли получить освящающую и исцеляющую благодать Господа», - писал в 1895 году священник Дмитрий Касаткин.

Действительно, с самого момента обретения по молитвам перед этим распятьем произошло множество исцелений. Молва о нем быстро разнеслась по всем православным землям. Из Дмитрова рассылались не только литографии, но и большие копии из дерева «во всю меру Чудотворного Креста». Поблизости от Дмитрова во всех храмах были такие распятия. А сегодня старинные копии можно увидеть в Москве, в Богоявленском Елоховском соборе, в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голинищеве.

С 1930 года оригинальный Крест хранится в Третьяковской галерее.

Чудный крест

С XI века каждый приезжавший в Новгород прежде всего шел в часовню Чудного Креста, что слева от входа в кремль. История этого креста неразрывно связана с историей православия в городе. Само появление святыни связано с крещением Новгородского княжества и святым Владимиром. В летописи 1096 года говорится: «А на заутрие обретеся Крест Честный Владимир у Святой Софии в Новгороде при епископе Феодоре». Почему и когда Крест был сокрыт летописи не уточняют, зато в дальнейшем красочно и восторженно повествуют о многих и многих чудесах исходящих от него. После обретения Крест был установлен на берегу у моста через реку Волхов. Место было выбрано не случайно: именно на этом мосту часто проходили драки, стычки враждующих сторон, линчевания и казни. Для усмирения паствы новгородские владыки и водрузили распятие. Кстати с перенесением моста в дальнейшем неизменно переносили и Крест. Чудной не раз спасал город от пожаров и народных мятежей. Существует несколько теорий о происхождении названмия креста. Первая и самая очевидная – из-за чудес происходящих от креста. Вторая – «чудный» в значении «изящный», «красивый». Крест и правда имел величественную наружность. Как таинственно и внезапно появился Живоносный Крест, так и исчез – после закрытия в 1929 году часовни о судьбе его ничего не известно. Похожий Чудный Крест, но XVII века был и в городе Старая Руса. В 1654 году в жители Ильинской улицы поставили деревянный крест, «дабы всемилостивейший Господь Бог наш утолил Свой праведный гнев смертоносия» (чумы). Местонахождение святыни, спасшей город от чумы, сегодня неизвестно.

Годеновский крест

А вот следующему Чудотворному Иисусову Кресту можно поклониться и сегодня. С недугами духовными и телесными приезжает в маленькое село Годеново несметное количество паломников. Стоящий в местном храме Крест – нерукотворный! Он был явлен в 1423 году на Саховском болоте, где позднее возникло село Никольский погост. Никольский, потому, что вместе со Спасителем явился и Святитель Николай. Пастухи, пасшие скот близ болота, увидели яркий столп света. Убоялись пастухи, но пошли все-таки навстречу небесному Свету. И предстал перед ними на воздухе Животворящий Крест с распятым на нем Господом. И услышали крестьяне голос: "Будет на сем месте благодать Божия и Дом Божий, и если кто с верой придет помолиться - будут многие исцеления и чудеса от Креста Животворящего". Дом Божий – деревянный храм был незамедлительно построен посреди болота. Да случился пожар. Прихожане стали вытаскивать иконы, церковную утварь, бросились к Кресту, а он ни с места! Посреди пепелища крест омтался невредим и с той поры начались исцеления. Хромые вставали на ноги, слепые прозревали, умирающие выздоравливали. С XVII столетия Крест находится в селе Годенове, в церкви святителя Иоанна Златоуста, ныне на подворье Свято-Никольского женского монастыря, что в Переславле-Залесском. Удивительно, что в годы лихолетья разорить или закрыть храм не смогли, как ни пытались: придут чекисты, постоят перед запертыми массивными церковными дверями и уйдут не солоно хлебавши.

Киликийский крест

Одним из наиболее знаменитых крестов XVI столетия является чудотворный Киликийский Крест, ныне находящийся в Вологодском музее-заповеднике. Название и происхождение Креста связывало с Киликией (Греция), откуда, он был вывезен на Русь. По преданию, святыня была принесена в XIV веке преподобным Димитрием Прилуцким из Переславля. Распятие было установлено преподобным Димитрием на месте будущего Спасо-Прилуцкого монастыря. Деревянный крест с потрясающими по красоте резными накладками из кости отделан золоченой басмой.

Кийский крест

На этом легендарном кресте вы не сразу увидите привычное изображения распятия. Но приглядевшись будете поражены искусной работой мастеров. Сам святейший патриарх Никон «обложил [его] серебром и златом и драгоценными каменьями и бисером украсил». Шесть резных афонских кипарисных крестов (сейчас один утрачен) с изображением двунадесятных праздников и евангелистов врезаны в древко. В Кийском Кресте сосредоточены палестинские святыни и реликвии, частицы мощей вселенских святых и русских подвижников. Крест изготовлен в 1656 году по обету, данному Патриархом.

Крест пребывал в монастыре на острове Кий в Онежском озере, до 1991 года. Сегодня Крест-мощевик находится в московском храме Преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках.

Кошарский крест

«Во времена Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго и Обоянскаго (1748-1754 г) в селе Кошары проживал богатейший землевладелец Юрий Выродов, в доме которого находился описываемый Крест, именовавшийся чудотворным и присланный владельцу родным его братом послушником одного из афонских монастырей», - повествует предание. Дальше молва красочным, но не очень добрым словом отзывается о упомянутом помещике: он, дескать, был он нечестивый и развращенный. Даже святыня хранимая в доме не помогла ему встать на путь праведный. Напротив, дала повод еще больше нагрешить – после неудачи на охоте Выродов в гневе велел выкинуть Крест в болото.

А в конце XVIII века произошло чудо. Один слепой человек отыскал Крест в болоте и тотчас прозрел. На месте обретения Креста на высохшем болоте появился источник.

В первое время Крест стоял здесь же на подмостках, затем был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним землевладельцем Пузановым, а еще позже - в Белгородский Николаевский монастырь, где находился около тридцати лет. За это время случилось множество исцелений от Креста, слава его привлекала все новых и новых паломников. В храме долгое время хранился целый архив трогательных благодарственных писем со всей России. Но с приходом к власти борцов с «дурманом» и «опиумом», начались новые попытки осквернения святыни. Но вывезти Крест из храма и закрыть приход все как то не получалось: то местные жители, все как один встанут на защиту церкви, то молнией партийца увозящего распятие убьет, то сам Калинин вдруг даст резолюцию «Храм – открыть!». В годы Великой Отечественной войны богослужение в храме не прекращалось. Прихожане неустанными молитвами и собираемыми пожертвованиями стремились помочь фронту. В 2000 году Чудотворный Крест крестным ходом перенесли в Крестовоздвиженский храм Белгорода. Его установили у раки с мощами святителя Иоасафа - на Горнем месте алтаря. Во время Крестного хода на улицы выходили престарелые люди, которым трудно добраться до храма, и благоговейно, со слезами на глазах, прикладывались к Великой Святыне.