Таинство Причастие: что нужно знать, как часто можно причащаться, что является препятствием. Протоиерей Владимир Воробьев: О частом причащении и подготовке к Таинству Как часто причастие совр свящ что говорят

08.11.2018 1328

Звучит возглас священника при выносе Чаши на Причастие Святых Христовых Тайн, происходит кульминация Божественной литургии. Как часто причащаться? Как готовиться? А что с супружеским постом? Что читать? На часто задаваемые вопросы отвечает и делится своими размышлениями клирик Духосошественского храма города Казани иерей Александр Киреев.

Как часто нужно причащаться? Считаю, что прекрасный ответ дал священник Димитрий Смирнов: не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. В этот диапазон все помещается. А святые отцы отвечают так: «Часто? Нет. Редко? Нет». Представляете? А в остальном - свобода! Нет у нас никаких указаний, когда, сколько. Конечно, можно и привыкнуть к причастию, огрубеть, особенно если внимание обращать не на себя, а на окружающих. Человек начинает возноситься, гордиться, а надо внимать себе, стараться жить чисто, каяться в грехах, следовать заповедям. Именно жизнь в таком ключе и помогает человеку понять, как часто нужно причащаться.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый раз, когда у него была возможность, но куда нам до святого. У меня, к примеру, бывало всякое: когда был мирянином, то старался причащаться раз в три недели - как-то услышал, что батюшка именно такие цифры называл. Это продолжалось 12 лет. Когда был диаконом, то полтора-два года причащался каждый день. Сейчас служим по чередам - одну неделю служу, другую помогаю, и уже по-другому все сложилось.

Иногда встречаются прихожане, которые очень страждут и телесно, и духовно - и скорби у них, и болезни. Спрашиваю: «А что не причащаетесь?» «Ой, батюшка, я не готова», или «я не могу прочитать правило ко Причастию», или «некогда посетить храм». Всякие ответы бывают. Знаком с людьми, кто из ложной скромности считает себя недостойным. А кто достоин? Если человек по-настоящему захочет, то причастится.

Что мы получаем через причастие? Благодать. Святые отцы учат, что это Божественная энергия. А как это понять, дело каждого. Например, актер Петр Мамонов, главный герой фильма «Остров», говорит, что эта благодать помогает перенести в жизни все, ты словно в броне и все перенесешь - и болезни, и поношения.

Причастие в воскресенье и по праздникам - это не «часто»

В воскресенье причащаться должны все. Почему? Воскресение - это малая Пасха, а на Пасху все причащаются. Получается, что христиане у нас приходят и просто стоят в воскресенье, молятся, считают себя недостойными причастия.

А для кого Литургия служится? Чаша для кого выносится? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), - говорит Господь, а мы не приходим. Ногами пришли, а сердцем не дошли. Если ты не причастен распятому и воскресшему Христу, то ты посторонний наблюдатель.

Конечно, у женщин бывают свои обстоятельства, когда причащаться не рекомендуется. Также сразу форсировать события в ревности причастия не следует. Но каждому можно прислушаться к себе, начать с простого и перейти к сложному, доверять себе. Труждающиеся и обремененные - это мы, неспокойные, в грехах. А вне Христа нельзя успокоиться - ни психотерапевт, ни водка, ни наркотики не помогут. Со Христом же, скажу по опыту своему и прихожан, выносятся такие скорби, которые даже сложно представить. Бывает, что машины сбивают людей, переломы, или дома мира нет, нестроения всякие. А человек ходит, причащается и выкарабкивается. Нельзя не прибегать к Божьей помощи, иначе веру потеряем, себя потеряем.

Что такое благодать?

Мне очень нравится следующий пример. Во дворе храма есть турник, и отец сыну предложил подпрыгнуть и повиснуть на нем. Тот, естественно, не мог достать по малолетству. Тогда папа взял ребенка под мышки, тот подпрыгнул и достал. С помощью благодати Божией человек допрыгивает до своего турника. Без благодати он может ходить в храм годами, но топтаться на месте, не расти, не преодолевать страсти, не перевоспитывать себя. Синергия - соучастие человека и Бога, когда мы вместе работаем над душой и жизнью. Бог человека сделал свободным, и Он не будет ничего в нас менять без нашего участия.

Поэтому надо причащаться, чтобы Тело и Кровь Христа были в нас. Мы соединяемся и на физическом, и на духовном уровне. «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) - вот к чему нас Господь призывает. Конечно, нельзя просто так ходить на причастие, не пытаясь работать над собой. Свою жизнь, повторяю, нужно строить в соответствии с заповедями, тогда постепенно все станет на свои места. Человек постепенно карабкается на свою Голгофу, а там крест, и на нем нужно висеть.

Причащал незадолго до этой беседы одну бабушку, которая несла свой крест - лежала больная, уже как месяц только пила, так как организм не принимал пищу. Тазы, памперсы... Говорить не может, кивает на вопрос, грешная ли, кается ли. Исповедал, а потом волнуюсь, как же она принимать частицу будет, ведь организм уже все отвергает, кроме воды.

Взмолились ее родственница, сиделка и я, и маленькой крошечкой Тела Христова получилось ее причастить. Всем вдруг стало хорошо. Через 12 часов звонит ее родственница и сообщает, что больная отошла ко Господу. Успели в последний момент. То есть, если человек ищет Бога, то Господь бежит к нему навстречу, как отец к блудному сыну из известной притчи.

Часто люди все упирают в «вычитывание» канонов. Да грех надо по-настоящему оставить, бороться с ним насмерть, покаяться. Лишь бы сердце было горячим, нельзя быть теплохладным.

Как поститься?

Мы должны всегда поститься в среду и пятницу, кроме недель, когда даже в эти дни разрешается скоромное. По еде каждый смотрит по своим силам. Но ведь важно поститься и от развлечений, от осуждения, от того дурного, к чему привык - сплетен, например. Среда и пятница - дни молитвенной подготовки. В субботу не обязательно поститься, но если кто-то желает - пожалуйста. А то, бывает, слышу: «ой, я мясо поела». И что, из-за этого без Христа останешься? Священный Синод разрешил тем, кто держит пост в среду и пятницу, а также многодневные посты, причащаться без дополнительных постов.

Приходят на исповедь с тем, что в постный день «были на дне рождения, там угощали, было неудобно отказаться». Как поступить? Смотря, что делал. Просто общался или наелся-напился? Желательно, конечно, в пост от всего уклоняться: «извините, я не могу». Если невозможно, то сиди спокойно, ешь салатик и пригубляй. Разве до дна всегда пить нужно? Вас же не насиловать позвали. Без фанатизма можно время проводить.

«Вы же не моетесь раз в полгода...»

Давайте подытожим. Среда и пятница - дни поста, разумное поведение на неделе и причастие в воскресенье. Если бы все следовали этому, то было бы замечательно - у нас бы были полные храмы, люди слушали проповеди, старались сопротивляться соблазнам. А если посещать храм раз в месяц или в полгода? Но мы же кушаем или моемся не раз в полгода. Мысли, что человек недостоин, - от лукавого. Бывают, конечно, какие-то уважительные причины и обстоятельства, когда нет возможности прийти на вечернюю службу - с ребенком надо сидеть или заболел.

О супружеском посте

Господь благословил брак, но Он благословил дни, когда нужно воздерживаться от супружеской близости - это канун среды, пятницы и воскресенья. Раз Бог сказал, надо доверять. Знаем же, что из-за стола стоит выходить немного голодным, без пресыщения. Так и в супружеских отношениях - не надо пресыщения, не надо крайностей. Всю жизнь мы боремся со славолюбием, сластолюбием и сребролюбием. Надо знать меру, и Церковь во всем призывает к мере. Чуть-чуть поголодавший - во всех смыслах - хорошо кушает, у него хороший аппетит. Поэтому нужно немного разлучиться, поскучать, и какая потом будет прекрасная встреча.

В браке не должно быть тоски, мы должны скучать друг по другу. Бывает, что супруги грызутся, пилят друг друга - так отдохните немного друг от друга, на рыбалку съездите, с подругами пообщайтесь. Господь премудро распределил, что есть ночь и день, весна и осень. Так и в личной жизни должна быть смена.

Как причащаться детям?

Если человек с детства привыкнет причащаться, то, мне кажется, для него это будет как дыхание. Конечно, нужно, чтобы постепенно ребенок начинал понимать смысл Таинства. Но гнать его из-под палки на причастие нельзя, это катастрофа. Вот между этими Сциллой и Харибдой надо проскочить. До 4 лет ребенок может кушать и пить перед Причастием, до 7 - пить воду, после 7 лет уже необходим Евхаристический пост. Можно постепенно в среду и пятницу убирать мясо и сладости. На исповедь гнать не надо, и вообще, самое лучшее - родительский пример.

Все созревает постепенно, как плод. Так и человек должен постепенно поспевать. У нас есть Священное Писание, Священное Предание, где содержатся ответы для каждого. Важно, чтобы человек боролся со своими злыми наклонностями. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно молиться, читать Евангелие, работать над собой и причащаться. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), - сказал Господь.

Поэтому давайте будем снисходительными к слабостям других и жесткими к своим грехам.

Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ

Таинство таинств

– В чем состоит учение Церкви о причастии?

– Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери. С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом. Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно.

Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви.

Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. – каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы. Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф. 26, 26-28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Этот призыв Господа причащаться Святых Христовых тайн Тела и Крови Христовых живет в сердце каждого христианина и властно зовет его к этому величайшему таинству! Святой Максим Исповедник говорит, что никакое таинство не бывает совершенно без причастия. Поэтому Евхаристию называют «таинством таинств», веруя, что в ней укоренена вся таинственная благодатная жизнь Церкви. Евхаристия созидает Церковь именно как Евхаристическую общину. Те моменты истории, в которые евхаристическая жизнь в Церкви начинает ослабевать, становятся очень тяжелыми для судеб христианства в этом мире.

Конечно, в жизни Церкви были моменты, когда причащаться приходилось очень редко. Например, первые монахи, уходившие в египетскую пустыню, часто причащаться не могли, тем более, что они не имели священного сана и не могли сами совершать литургию. Но это особый случай, и в таком невероятно трудном подвиге благодать Божия восполняла этот недостаток их жизни. В дальнейшем монастыри растут, появляются большие общежительные монастыри, в них появляются «освященные» монахи – иеромонахи, и начинает совершаться Евхаристия.

Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь

Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», – а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.

Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться – более чем странно.

Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.

Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол. Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще. Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.

Сегодня частое причастие стало нормой

Сейчас, когда наступила свобода, многие постарались вернуться к евхаристической жизни в Церкви, и частое причастие стало нормой. Много причастников приходит в храмы в Пасхальную ночь, в первый день Пасхи, на Рождество, в другие праздники, в которые раньше не причащали, приводят множество детей, что было вообще запрещено при советской власти.

Конечно, при этом могут появляться некоторые неправильности, которые снова порождают сомнения в норме частого причащения, что представляется нелогичным. Разумнее и естественнее было бы проанализировать причины неправильностей. Когда человеку приходится слышать требование: «Если ты хочешь часто причащаться, то перед этим ты должен каждый раз подробно исповедоваться, говеть, т.е. неделю ходить в храм каждый день, неделю поститься, читать акафисты и каноны, а если не выполнишь, – нельзя». Такое механическое перенесение норм и правил, которые сложились в тот период, когда люди причащались редко, на тех, кто сегодня хочет причащаться часто, приводит к противоречию. Потому что, если часто причащаться и перед этим поститься неделю, то тогда придется все время поститься, если всю неделю ходить в храм каждый день, то, когда же работать, когда же исполнять другие обязанности? Это – «бремена неудобоносимые». И такими требованиями вопрос искусственно загоняется в тупик.

На самом деле, у христиан, которые причащались в древности часто, нормы жизни были другими, и подготовка к причастию, и аскеза были другими. Если сегодня эту подготовку привести в соответствие с возможностями человека, то большая часть проблем снимется.

Как часто причащаться и сохранить страх Божий

Остается самая главная проблема: сохранит ли часто причащающийся человек страх Божий? То есть, не будет ли он привыкать к этому таинству, воспринимать его как нечто обычное? Если такое привыкание наступит и душа человека будет расслабляться, не будет трепетать перед престолом Божиим, радоваться и желать этого момента, как бывает с теми, кто не причащался очень долго, то вот тогда встает вопрос о правильности для такого человека частого причащения. Что бы так не получилось, нужно подумать над тем, каким образом воспитывается благоговение в душе христианина? Как подготовить человека к предстоящей христианской жизни, не только по названию, а по сердцу?

Если человек живет в христианском подвиге каждый день, старается молиться Богу, никого не обижать, не говорить дурных слов, быть воздержанным, чистым, простосердечным, не лукавить, не обманывать, соблюдать среду и пятницу, посты и праздничные дни, то тогда подготовка может быть более короткой, и причащаться он будет с еще большим благоговением и трепетом. Если же он хочет соединить по видимости христианскую жизнь с греховной мирской жизнью, то есть, в храме быть христианином, а вне храма забывать о своем христианстве, то он неизбежно потеряет благоговение. Все это превратится в какой-то театр и потеряет всякий смысл, будет производить впечатление лицемерия, обмана, деградации христианской жизни.

– Отец Владимир, отец Всеволод Шпиллер первым ввел частое причастие в церковную практику Русской Церкви после Второй Мировой войны. Как это происходило?

– Да, одним из первых священников в России, кто стал причащать людей на Пасху и на Рождество, был отец Всеволод, который был уверен, что причащаться часто необходимо. Но условия были такими, что массовое причащение на Пасху было невозможно просто физически. Тогда народу было так много, что во время пасхальной службы на солее оставалось лишь маленькое пятнышко у Царских врат, чтобы священник или диакон мог выйти покадить и сказать ектенью. Шевельнуться было нельзя. Поэтому ни поисповедовать, ни причастится, ни подойти к причастию было невозможно.

В обычное время отец Всеволод причащал свою духовную общину часто и регулярно. Но на Пасху он не справлялся, и массового причастия не было. Он причащал очень немногих своих духовных чад, с кем мог поговорить, поисповедовать заранее, объяснить что-то. Их он причащал, и, видя, как причащаются эти люди, весь храм начинал двигаться в этом направлении, желание причащаться на Пасху стало появляться в народе. И понемножку-понемножку лед тронулся. Когда появилась такая возможность, то стали причащать всех.

Когда отец Всеволод скончался, то народ из нашего храма «отхлынул», осталось не так много людей, и уже новому настоятелю было легче решить эту проблему, а он очень хотел последовать отцу Всеволоду в том, чтобы всех причащать на Пасху.

Чтение анафоры

– Отец Владимир, в ваших лекциях по Литургическому преданию вы говорите, что вы когда-то начали читать молитву анафоры вслух, а потом перестали это делать. Расскажите, как это происходило?

Приснопоминаемый Патриарх Алексий II тоже имел больной голос, ему сделали микрофончик, и он читал молитву анафоры на весь храм. Патриарх Кирилл имеет очень сильный голос, и читает эту молитву вслух без микрофона. У меня теперь тоже есть такой микрофон, и я тоже читаю эту молитву вслух.

Народ не всегда воспринимает громкое чтение этих молитв. Восприятие зависит от подготовленности. Если община – зрелая, есть настоящая евхаристическая жизнь, то это чтение очень естественно возникает и легко воспринимается. Если храм большой и «проходной» (в больших соборах, где постоянно появляются новые люди и неизвестно, кто когда исповедовался, причащался), это трудно сделать.

Чтение евхаристических молитв вслух естественно возникает в ситуации живой и полноценной духовной общины. В такой общине ее члены активно участвуют в богослужении: поют, читают, обеспечивают все необходимое для жизни храма и хотят вместе молиться, понимать, что происходит в алтаре, быть действительно единым организмом. В этом случае не возникает проблем с якобы непонятным славянским языком: все понимают, все прочитали необходимые книги, усвоили необходимые сведения. Вместе со своей общиной легко молиться и служить, и странно было бы не читать самые главные молитвы вслух всех.

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. Традиция частого причащения за каждой Божественной литургией сохранялась и в последующие времена. Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

С XVIII века в России, к сожалению, сложилась практика редкого причащения. Было немало людей, которые причащались только один раз в год. Считалось, что достаточно приступать к причастию по одному разу в течение четырех постов и в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. Появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Людей, часто приобщающихся, могли заподозрить в ереси и сектантстве.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?.. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в год только очищаться? Лепо ли это?

Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова» .

Очищать душу свою недостаточно один или даже четыре раз в год. Попробовали бы мы не делать уборку в доме целый год, не ставить на место вещи, не протирать пыль, не подметать пол и не выносить мусор – во что превратилось бы наше жилище? Так же абсурдно не следить за порядком и чистотой в доме своей души.

Однако отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку, формальность, не произошло охлаждение и пренебрежение к своей духовной жизни. «Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащающиеся ежедневно святых таин Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей и предаются озлоблению и непокорности» .

Частота причащения должна быть согласована с духовником, и если он видит, что, часто причащаясь, человек теряет благоговение к святыне, то может дать совет причащаться реже. «Я причащаю каждую неделю и чаще. Но только это возбуждает в них (духовных чадах. – о. П.Г. ) ревность к друг другу, а потому я иногда и не допускаю» , – говорил отец Иоанн. Одна его духовная дочь сказала ему, что причащается раз в две недели, на что он ответил ей: «И превосходно делаешь, чаще и не нужно».

Так что, для каждого человека его духовником или приходским священником должна быть установлена своя мера частоты причащения. Кому-то можно причащаться и еженедельно, для кого-то следует преступать к чаше не так часто. Но каждый православный христианин должен старается причащаться не реже одного раза в месяц, чтобы не отрываться от евхаристической жизни Церкви.

Как подходить в святой чаше

Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются и диакон выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).

Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту. Существует неправильное мнение, что нельзя целовать руку священника, а только святой крест. Это неверно, после того как причастник запил, он может приложиться как ко кресту, так и к благословляющей руке, греха в этом нет.

Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Они изложены в православном молитвослове.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.

О причащении детей и болящих

Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения «в освящение душ их и в принятие благодати Господни», как сказано в Учительном известии. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.

В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.

Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у чаши, плачут, кричат, вырываются. Как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успокоить ребенка заранее, можно показать ему как спокойно причащаются другие дети. И, конечно, почаще причащать чадо.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

Детская исповедь

Начиная с отроческого (семилетнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно поисповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к таинству исповеди (например, в 6 лет).

К первой исповеди ребенка нужно должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка может быть страх перед исповедью. Его необходимо развеять, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.

Некоторые мамы и папы совершают большую ошибку, сами называя ребенку его грехи или написав их за него на бумажке. Родители могут только мягко и деликатно рассказать о грехах, но не исповедаться за него. И совсем уже недопустимо после исповеди расспрашивать батюшку о содержании детской исповеди.

Причащение немощных и болящих на дому. Напутствие умирающих святыми тайнами

Бывают случаи, когда люди по болезни, немощи и старости не могут сами прийти в храм, исповедаться и причаститься. Тогда для их причащения на дом приглашается священник. Таинство причащения на дому также совершается над умирающими православными христианами.

Святые таинства совершаются только над человеком, находящимся в сознании. Напутствие нельзя откладывать до последней минуты. Если человек находится в тяжелой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника.

Причащение на дому совершается запасными святыми дарами. Они приготовляются один раз в год, в Великий четверг на Страстной седмице, и хранятся в специальной дарохранительнице, которая стоит на святом престоле в алтаре.

Причащение на дому совершается по чину «Егда вскоре больному дати причастие». Это небольшое последование, во время совершения которого священник читают молитвы об исцелении болящего и прощении его грехов.

О том, как подготовить того или иного больного к причастию, необходимо посоветоваться со священником. Болящие причащаются на дому также натощак (не натощак можно причащать лишь находящихся при смерти).

Чтобы пригласить священника к больному на дом, нужно заранее прийти в храм (желательно за несколько дней до предполагаемого визита батюшки, если состояние больного это позволяет) и лично изложить священнику свою просьбу. Договориться с батюшкой о времени и дне посещения, а также оставить свой адрес и телефон. Если встретиться со священником не представляется возможным, следует оставить за свечным ящиком (где принимают записки и продают свечи) свой телефон, адрес, а также написать, в каком состоянии находится больной. Если состояние болящего очень тяжелое и его напутствие не терпит отлагательств, а найти священника в храме по каким-либо причинам не удалось, следует поехать в другую церковь и постараться найти там дежурного священника. Конечно, это возможно сделать, только если в вашем городе не один храм.

Перед посещением батюшки в комнате, где находится больной, нужно приготовить столик (на нем не должно быть посторонних предметов), застелить его чистой скатертью или салфеткой, поставить икону. Также готовится теплая кипяченая вода, чашка и чайная ложка.

После причащения болящему нужно дать кусочек просфоры или антидора и теплой воды. Если болящий не может сам прочесть благодарственные молитвы по святом причащении, нужно прочесть их ему вслух.

Мы причащаемся святых Христовых таин во исцеление души и тела, и во время болезни, немощи причастие особенно необходимо православным христианам. Можно привести немало примеров, когда после исповеди, соборования и причащения тяжело больные люди, которых родственники уже считали умирающими, восставали с одра болезни.

Мне приходилось наблюдать в момент причащения тяжкоболящих какое-то особое просветление их разума и чувств.

Умирала одна моя родственница, и я пришел к ней для исповеди и причащения. Ей было уже 90 лет и в период последней болезни ее сознание было сильно помутненным, она заговаривалась, не всегда узнавала близких. Но во время исповеди, перед причастием, разум вновь вернулся к ней, и исповедовалась она с полным пониманием и сокрушением сердечным, сама называла свои грехи.

В другой раз меня пригласили к одной нашей старой прихожанке. Состояние ее было очень тяжелым. Признаться, я даже не знал, смогу ли ее причастить. Она лежала на спине с закрытыми глазами, ни на что не реагировала, а лишь хрипло дышала. Но как только я поднес к ней чашу с частицей святых даров и начал читать молитву перед причащением, женщина перекрестилась четким крестным знамением и открыла уста для причащения.

Как часто можно причащаться? В древней церкви это делали каждый день, есть и специальное апостольское правило, которое полагало отлучать от церкви тех, кто три недели не причащался. Распространяется ли это на современного верующего? Даже священники не находят однозначного ответа на этот вопрос.

Как было раньше?

В древней церкви все причащались каждый день. Это была мощнейшая поддержка для гонимых христиан. Представьте себе: сколько тогда было мучеников! Они шли на верную смерть. Но их поддерживал Господь, который пребывал в них. Как? Через молитву и Таинство Евхаристии.

Потом причащаться начали один раз в неделю. Возникло апостольское правило, согласно которому человек, не причащавшийся три недели подряд, отлучался от Церкви.

Сегодня большое количество людей, которые называют себя православными христианами, подходят ко Святым Дарам только в посты, иногда — в день рожденья или именины. Есть и те, кто готовится к Евхаристии только один раз в год — в Великий пост. Но как же быть современному человеку: вернуться к истокам или поддержать тенденцию?

Если человек приходит к Церкви, он чувствует необходимость причащаться. Обычно священники благословляют приступать к Дарам не реже одного раза в месяц.

Но чаще или реже — во многом зависит от самого человека.

Святые о частоте причащения

Святые обычно без конкретики отвечают на вопрос о том, как часто можно причащаться. Например, преподобный Серафим Саровский: « Чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин ».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский, пишет: « О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная ».

Иоанн Златоуст указывает на то, что достойными Причащения людей делают только искренность и чистота души.

Достойны ли мы подходить ко Святым Дарам?

Именно недостоинством объясняют редкое приобщение ко Святым Дарам многие верующие. Да, это действительно весомый аргумент. Ведь это Таинство может послужить не для получение благодати от Бога, а и во осуждение.

Но с другой стороны — чем реже человек причащается, тем больше он увязает в грехе и тем тяжелее ему подготовиться к Таинству Евхаристии.

По себе знаю: найдется куча причин. То позвали на праздник и не было возможности попоститься, то неожиданно приболел, то крупно поссорился с родными или друзьями... Ну что ж, отложу-ка я на другой раз. А дьявол тем самым еще повод найдет.

Мы постоянно будем недостойными, грешными, суетливыми. Но от всего этого нас может избавить Господь, с которым мы соединяемся через Святые Дары.

Одна знакомая часто любит повторять фразу: мы всегда должны быть готовыми к двум вещам — причастию и смерти. Какими сильными были первые христиане, которые приступали к чаше каждый день!

Конечно, с того времени многое изменилось. Люди стали другими. Мир стал другим. А может, мы оттого и такие слабые, что греховно отделяемся от Бога и не воссоединяемся с Ним в Таинстве Евхаристии? Из-за этого и тяжело нам готовиться?

Как готовиться?

Чтобы причаститься, православный христианин должен поститься от трех до семи дней, по возможности посещать богослужения и присутствовать на вечерне перед Литургией, молиться, читать специальное правило и каноны, а также исповедоваться. Кроме этого, нужно понимание сути Таинства и желание причаститься, Евхаристия — это соединение с Богом.

К нему надо готовиться не формальным исполнением правил, а всем своим сердцем. В древней церкви как раз на первом месте и были чистота и искренность. Тогда не существовало такого правила для подготовки.

Люди точно знали, как часто надо причащаться — каждый день. Поэтому готовиться так, как сейчас, было просто невозможно. Кроме того, Евхаристия отделялась от Таинства покаяния. Все это возникло в связи с редким причащением.

Представьте себе: как просто так приобщить к Святым Дарам человека, который целый год не подходил к чаше, закостенел в грехе, не каялся? Надо дать ему время на подготовку, осмысление, покаяние, чтобы он обрел чистоту души и истинно пожелал воссоединиться с Богом.

Вернуть эту традицию Церкви для нас кажется невозможным. Условия и мир сильно изменились. Нам, запятнанным пороками, надо тщательно готовиться к Таинству Евхаристии. Как мы обычно готовимся к приходу гостей? Все чистим, убираем, отмываем, стираем.

А сейчас представьте: вы решили пригласить в свою душу Христа. Но вот только совсем не подготовились к этому визиту: полы не мыты, пыли на палец, через грязные окна даже свет не проступает... И как в такой дом войдет Христос?

***

Вопрос о частоте всегда имеет индивидуальный характер. Святые указывают на то, что чем чаще, тем лучше. Но звать Христа нужно только в убранный дом, в чистое сердце.

Если вас интересуют цифры и сроки, то лучше проконсультироваться с духовником или священником, который вас хорошо знает.
Общая рекомендация — не реже, чем раз в месяц.

Бойтесь одного — сильного греховного загрязнения и приглашения Господа в неубранный дом своей души. И то, и другое имеет негативные последствия.

В последнее время участились публикации на тему «о частоте причащения».

Говорить о том, как часто «надо» причащаться, в принципе, не правильно. Дело в том, что «частота» причащения только поверхностный, внешний «индикатор» духовного состояния человека, и конкретных условий его внешней «ситуации»: то, как часто причащается каждый человек зависит от его желания и от обстоятельств, просто возможности приступить к Причастию (можно ли прийти в Храм, или, если человек прикован болезнью к постели, может ли, и как часто, приехать священник).

Если человек не хочет, то, услышав, что «надо чаще» - разве он захочет? А услышав «нельзя часто» - он захочет ещё меньше!

Если человек хочет и не может, «надо чаще» - ему ни чем не поможет, а «нельзя часто» - повредит, т.к. может ослабить стремление к Причастию.

Если человек хочет и может, т.е., причащается по своему желанию и возможностям, то оба утверждения могут повредить, т.к могут переключить его внимание с истинно духовных вопросов внутренней жизни, на внешний, поверхностный, формальный «индикатор», он может действительно начать чаще или реже причащаться, но формально, что чрезвычайно опасно.

Надо причащаться со смыслом и по обстоятельствам. Иногда, обстоятельства надо преодолевать, когда они, действительно, мешают, а иногда, обстоятельствам надо смиренно подчиняться, и, тогда, они, в действительности, помогают.

Пример: у Вас дома пожилой больной человек, и Вы не можете часто посещать Церковь. Если Вы, формально следуя призыву частого причастия, будете, в ущерб окружающим, не пропускать ни одной службы, то не думаю, что будет духовная польза. Если же, Вы, смирившись перед обстоятельствами, будете плакать внутренними слезами, от огорчения, что, по своей недостойности, в очередной раз лишились Святого Причастия, то результат будет огромен.

Опасность совета «частого причащения» в том, что достаточно много людей, которые могут его принять формально, и начать слепо следовать, в ущерб своей духовной жизни, думая о «частоте», а не о своём духовном состоянии: «Вот, я пропущу Причастие, а сказано, что надо чаще...». Или: «Раз я часто причащаюсь, то я - уже праведник!»

Важна не «частота», а степень, сила желания Причастия.

Вот что говорит Батюшка Иоанн Кронштадтский: «Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам - о Теле и Крови Христовой, и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться» .

Таким образом, правильно говорить именно о степени желания, стремлении к Святому Причастию. Частота - только следствие желания. По частоте можно лишь косвенно, поверхностно судить о желании. Таким образом, о частоте, вообще, не стоит говорить.

От чего зависит, чем определяется, степень желания приступить к этому величайшему Таинству - Святому Причастию, к истинным Телу и Крови Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа - вот, о чём только и имеет смысл думать и говорить!

Если кто-то редко причащается, как ему помочь, прежде всего, ВОЗЖЕЛАТЬ Причастия. Помочь понять, ощутить, что даёт это удивительное Таинство для борьбы со злом в себе.

Поясню примером: Как часто причащаться детям?

Младенцев, безусловно, надо причащать на каждой Литургии.

А вот потом - сложнее. Многие родители продолжают формально часто причащать детей (иногда даже с элементом «насилия», заставляя детей) и чувствуют себя очень успокоенно - мы делаем всё что необходимо, ведь Причастие - это главное! Увы, ложное успокоение: главное не сам «факт», а ЖЕЛАНИЕ Причастия. А желание может быть результатом только духовной жизни всей семьи (бывают и исключительные случаи, но, увы, на это лучше не рассчитывать!).

Как объяснить детям смысл Причастия?

Надо говорить с детьми о том, что Бог есть Любовь. О любви Бога к людям. О том что без помощи Бога мы ничего не можем делать. О том, что любить нам мешает внутреннее зло, и бороться с ним можно только с Божьей помощью. О том, что Сын Божий для этого и пришёл в мир и стал Богочеловеком Иисусом Христом, чтобы помочь нам в этой борьбе. О том, что Иисус Христос установил Таинства Покаяния и Причастия. В Таинстве Покаяния - Господь освобождает нас от раскаянного внутреннего зла, а в Таинстве Причащения - мы причащаемся Любви Божией, принимаем в себя Бога. Причастие - это Любовь Божия, Сам Бог. В Причастии мы принимаем в себя Частицу Бога, соединяемся с Самим Богом!

Формальное причащение повзрослевших детей, ещё не начавших жить духовной жизнью, т.е., не начавших свою внутреннюю борьбу со злом, часто приводит к потере благоговения, потере чувства святыни, стрaха Божьего. Частое - тем более. Тут нужна «золотая середина»: немножко «подталкивать», но опосредованно: беседами на духовные темы, чтением духовной литературы, тем, что сами родители готовятся и причащаются. Если ребёнок плохо себя вёл, в некоторых случаях, его даже необходимо лишать Причастия, объясняя ему, грех делает человека недостойным Причастия, что страшно приступать к этому великому Таинству без епитимьи... С детьми необходимо с раннего возраста говорить о любви, добре, грехе, зле. Показывать им на примерах из книг и жизни, что грех и зло приводят к страданию, прежде всего, самого грешника и злого. Учить их видеть любовь в других людях и зло в себе, учить их бороться со злом в себе, объяснять, что «злой» человек - это тот, кто не борется со злом в себе, не видит его, именно поэтому он и злой! Говорить о том, что внутреннее зло, которое есть в каждом, если с ним не бороться, даже внешне изменяет человека, уродует его; о том, что вообще болезни, и даже сама смерть - есть результат греха. Помогать им почувствовать, что от неправильных, злых мыслей происходят плохие действия, и становится плохо на душе. Учить их слышать тихий голос своей совести. Объяснять им, что побороть зло в себе, можно только с Божьей помощью, а помогает Бог в Таинствах Покаяния и Причастия. Помогать детям почувствовать необходимость исповеди. (Как часто человек исповедуется, тоже очень многое говорит о его духовном состоянии. Просто чаще исповедываться, без действительного внутреннего усилия, желания, освободиться от греха - тоже мало что даёт душе!). Учить детей хранить Благодать Причастия: после Литургии не кричать и, как абсолютно правильно говорят, не «беситься», а занимать детей какими-то интересными делами: рукоделием, чтением и т.п.

Всё это, безусловно, применимо и к взрослым.

Вообще, процесс воцерковления человека - и маленького и взрослого - очень сложен, и требует постоянного участия священника.

Протоиерей Михаил Любощинский , н астоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гамильтон, Канада

Примечание:

Св. Иоанн Кронштадтский, «Моя жизнь во Христе», запись 447,

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=mylivdaya