4 ноября казанская икона божией. Дорогие братья и сёстры! с днём празднования казанской иконы божьей матери

Казанская икона Божией Матери празднуется дважды в году: 21 июля и 4 ноября. Эта икона связана с великими историческими событиями России. Она особо почитается русским православным народом и считается чудотворной.

Казанская икона Божией Матери: история

Обретена она была чудесным образом в 1572 году в Казани. Город незадолго до этого события был взят войсками Ивана Грозного. После пожара, из-за которого была уничтожена почти вся христианская часть Казани, Богоматерь три раза являлась во сне девятилетней девочке Матроне и велела отыскать на пепелище Её икону.

Когда мама с дочкой начали копать в том месте, где до пожара находилась печь, то на глубине около 1 метра они обнаружили икону. В числе первых очевидцев произошедшего чуда был священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал Патриархом всея Руси.

В этот же день к месту обретения иконы пришло много людей, город огласился праздничным звоном. С тех пор этот день стал ежегодно праздноваться сначала в Казани, а потом и по всей России. В 1579 году на месте обретения иконы Иван Грозный основал Богородицкий монастырь, где хранилась обретенная икона, которая вскоре стала всенародной святыней, знамением небесного покрова Богоматери над Россией.


Богородицкий монастырь Казани расположен недалеко от Казанского Кремля, на улице Большая Красная

В народе дату 4 ноября называют осенней (зимней) Казанской. Связан этот праздник с событиями Смутного времени, когда на территорию России вторглись польские интервенты. Москва была взята польскими войсками, а Патриарх всея Руси Ермоген заключен в темницу. В заточении Патриарх молился Богородице, уповая на её помощь и защиту. Его молитвы были услышаны, и в сентябре 1611 года было организовано второе народное ополчение. Русские войска освободили Москву и с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери вошли на Красную площадь.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади считается одной из древних святынь России

В честь Пресвятой Богородицы князь Пожарский в 1630-е годы воздвиг храм Казанской иконы, где она находилась на протяжении трехсот лет. В 1920 году церковь была варварски уничтожена. На её месте поставили павильон и общественный туалет. В девяностые годы прошлого века эти постройки снесли и возвели новый храм. Первоначальный вид собора был сохранен благодаря чертежам и замерам, сделанным перед сносом святыни.

Особо почитался образ Казанской Божией Матери Петром Великим. Во время Полтавского сражения на поле боя стоял чудотворный список с иконы (Каплуновский). Существует предание, что святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга благословил Петра I Казанскою иконой: «Возьми икону Казанской Божией Матери. Она поможет тебе победить злого врага. После этого перенеси святыню в новую столицу. Она станет покровом города и всего твоего народа ».

В 1710 году Петр I велел перевезти из Москвы в Петербург чудотворный список с Казанской иконы. Какое-то время святой образ находился в Александро-Невской лавре, а позже (при Анне Иоанновне) его перенесли в специальный храм, возведенный на Невском проспекте.

Восшествие на престол Екатерины II тоже связано с этой петербургскою святыней. Павел I, став в 1796 году императором, решает построить более достойный храм для иконы. Он объявляет конкурс проектов, в котором одержал победу А. Н. Воронихин. Храм был спроектирован по образцу Святого Петра в Риме. На его строительство ушло 10 лет. Завершено оно было при Александре I.


Строительство Казанского собора завершилось в 1811 году. За проект А.Н. Воронихина удостоили орденом Анны

Перед чудотворной иконой в 1812 году за спасение России молился М.И. Кутузов. В Казанском соборе 25 декабря 1812 года был отслужен первый молебен за избавление России от нашествия французов.

Осенняя Казанская: приметы и традиции

Праздник Казанской иконы – важная дата в народном календаре. На пороге зима, с огородными и полевыми работами покончено, работники возвращаются с отхожих промыслов. Зимняя Казанская – традиционный срок расчетов. Все строительные работы к этому времени заканчиваются, а плотники, землекопы, штукатуры и каменщики получают расчет и возвращаются домой.

Потерпи, батрак, и у тебя на дворе будет Казанская.

И рад бы хозяин батрака поприжать, да на дворе Казанская: она всей ряде голова.

В этот день часто идёт дождь. По этому поводу говорили: «Если на Казанскую небо заплачет, то скоро и зима наступит ». Если же 4 ноября день ясный, то грядёт похолодание.

В некоторых местах на эту дату приходится престольный праздник. В этот день многие играют свадьбу. Ведь, согласно поверью, кто женится на Казанскую, тот будет всю жизнь счастливым. А вот в путь 4 ноября отправляться не следует. Считается, что человека в дороге могут подстерегать неприятности.

В народе Казанская икона Божией Матери – бабья заступница и покровительница простого народа. Поэтому осенняя Казанская – один из главных женских праздников. Его отмечали пышным застольем с брагой и пивом.

Ещё эту икону считают помощницей в лечении болезней глаз. Говорят, что в этот день роса особенно целебная. Поэтому до восхода солнца старались собрать хоть немного росы, которой протирали глаза, лечили нарывы и кожные заболевания. Существует легенда, что одна юная девица думала, что не вышла лицом, потому её никто не любит. На осеннюю Казанскую она пораньше встала и отправилась в рощу, там отыскала берёзовый лист, который висел низко на дереве и был покрыт инеем. Взглянула она в этот лист, словно в серебряное зеркало, и вся неказистость с её лица сошла.

Осенняя Казанская: приметы и поговорки

  1. Кто на Казанскую женихается, тот не раскается.
  2. На Казанскую дождь лунки нальёт – зиму пришлет.
  3. Что Казанская покажет, то и зима скажет.
  4. Вдаль ездить нельзя: выедешь на колёсах, а вернешься на полозьях.
  5. До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
  6. Бывает в этот день утром дождь идет, а вечером снег сугробами лежит.

Видео: 4 ноября — Празднование Казанской иконы Божией Матери

В православной культуре существует огромное множество икон. С некоторыми из них связано много тайн и чудес.

Одной из важнейших икон для любого православного христианина является Казанская Божья Матерь . В 2016 году празднование иконы будет проходить в общепринятых православных традициях. Главное свойство иконы — это защита русской земли от захватчиков и порабощения, а значит, 4 ноября во всех церквях будут молиться о мире.

Обретение, чудеса и судьба иконы

В конце 16 века в Казани произошел страшнейший пожар, после которого большая часть города оказалась в руинах. Люди думали, что это кара Божья, но все оказалось не так просто. Одна девочка по имени Матрона увидела во сне Матушку Заступницу, которая велела ей найти икону со своим ликом. Девочка рассказала о своем сне другим людям, и они принялись искать образ. Поиски увенчались успехом, поэтому каждый год мы вспоминаем о том чудесном явлении Богородицы и о ее бесценном даре русскому народу.

Обретение справляют 21 июля. Что касается 4 ноября, то эта дата напоминает верующим о чудесном избавлении Москвы и России от польского нашествия. Это были поистине страшные времена, когда Москву захватили иноземцы. Патриарх,пребывая в заключении у поляков, не переставал молиться Богородице о спасении Руси. Минин и Пожарский вместе с ополчением и Казанской иконой прибыли и спасли народ от гнета поляков. Многие скептики могут сказать, что заслуги иконы в этом нет, но в летописях говорится, что именно она сплотила людей и помогла им поднять боевой дух. В 1620 году русские войска вновь прибегли к помощи Казанской иконы, когда взяли ее с собой для освобождения Смоленска.

С этой иконой связано множество чудес менее масштабных, но не менее удивительных. Она исцеляла слепоту, возвращала людей к жизни, даруя им желание жить и желание любить. Богородица делает это до сих пор, наблюдая за нами в наших домах глазами Казанской иконы. Многие блага приходят к нам именно из-за этой великой иконы.

Судьба Казанской иконы Божьей Матери очень непроста. В 1904 году ее украли, после чего так и не нашли. Уже в 21 веке Папа Римский в сказал, что в Ватикане имеется древний список с какой-то православной иконы. Икону передали русской церкви, после чего в ней узнали Казанский образ. Сейчас она для православных христиан представляет особую ценность и является важнейшим священным артефактом.

Празднование 4 ноября

По всей стране во всех храмах проведут праздничные литургии. Это будет также и день радости, ибо Казанская икона — это дар небес, который остается нами до сих пор.

4 ноября не случайно был выбран днем народного единства, так как Казанская икона является главным символом единения для всех православных христиан. Этот день священнослужители рекомендуют проводить со своей семьей и радоваться тому, что вы вместе. Семья — это дар божий. Молитесь Божьей Матери, чтобы отгонять беды от своей семьи.

Если не сможете посетить храм, то обязательно прочитайте одну из молитв дома: «Живые помощи» , «Богородица, дево, радуйся» , «Символ веры» . Любые молитвы будут актуальны.

Помогайте в этот день тем, кого любите всей душой. Говорят, что истинное вдохновение получают люди, которые любят своих близких от чистого сердца. Если такого вдохновения на 4 ноября нет, что священники советуют сходить в храм причаститься. Это тревожный звоночек тем, кто начал забывать о Боге. Конечно, он милостив, поэтому не наказывает нас за то, что мы теряемся в этой суете дней. Он дает нам знаки. Будьте внимательны 4 ноября.

Добро порождает добро. Если в вашем сердце будет жить любовь и свет, то это отразится только положительным образом на вашей судьбе. Икона Казанской Божьей Матери в вашем доме поможет наладить отношения между домочадцами и укажет вам верный путь к счастью. Читайте молитвы на сон грядущий и с утра, ходите в храм и сторонитесь плохих поступков. Удачи вам и пусть 4 ноября напомнит вам, что такое любовь. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с днем празднования Казанской иконы Божией Матери и Днем народного единства!

К сегодняшнему дню мы подготовили для Вас праздничный выпуск ежедневного православного мультимедийного календаря, который посвящен нынешнему торжеству!

Прекрасная поэзия – Поэма монаха Варнавы (Санина);
Фотография дня – Иконы Казанской Божией Матери;
Рассказы о чудесах – Повествования об исцелениях от иконы Б. М. Казанской;
Песнопение – Красивое пение Тропаря пред иконой Б. М. Казанской;
Проповедь Патриарха: Праздничная проповедь Патриарха Кирилла:
Малая викторина: Небольшая праздничная викторина 🙂

Казанская икона Божией Матери
Поэма монаха Варнавы (Санина)

В тот век, когда сидел на троне
Всея Руси царь Иоанн,
В Казани девочке Матроне
Был вещий сон три раза дан.

В нем Божья Матерь явным чудом
Явилась трижды, говоря:
«Под вашим домом, как под спудом,
Икона спрятана Моя!»

Когда бы ведали заране,
Что за икона то была,
Так в древнем городе Казани
Ударили б в колокола!

Но город спал. И мать Матроны,
На третий раз, сказала ей:
«Ну сколько можно про иконы!
Не буду я будить людей!»

«А если мы их звать не будем,
То знай, что прямо в эту ночь
Уйдет икона к лучшим людям,
А я умру!» - сказала дочь.

«Да что ты! Что ты!..» - и в испуге,
Все начиная понимать,
Хоть знала каждый храм в округе,
Пошла к архиерею мать.

Владыка выслушал про чудо.
И в тот же день из-под земли
(Действительно, как из-под спуда!)
Икону люди обрели.

Когда бы ведали заране,
Что за икона то была,
По всей Руси, а не в Казани,
Ударили б в колокола!

Всего теперь и не упомнишь.
Но, по молитве перед ней,
Стране давалась Божья помощь
В годину самых трудных дней.

За веком век - России слава
Росла, не ведая преград:
Победа в Смуте и Полтава,
Бородино и Сталинград…

Мы нынче снова на изломе.
И, дай Господь, чтобы опять
Иконе этой в каждом доме,
Как было раньше, возсиять!

Д орогие друзья, для того, чтобы усугубить радость сегодняшнего праздника, давайте посмотрим с вами праздничную фотогалерею икон Казанской Божией Матери!

П ресвятая Богородице, даруй нам благодать Твою, и согрей наши души и сердца Своим Материнским теплом!

В Казани, у просфирни посадской церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла верной и богобоязненной вдовы Иулиты сын Исаак уже два с половиной года пребывал в расслаблении. Болезнь его была такая сильная, что он даже не мог поставить ноги на пол. Узнав об чудотворном Казанском Образе Богородицы, Исаак попросил мать отслужить у Образа молебен. Сам же Исаак лежал в своем доме и слёзно молился Пресвятой Богородице, чтобы узреть её чудотворный Образ самому.

В какой-то момент, Исаак почувствовал небольшое облегчение от тяжелого расслабления и, по милости Пречистой Богородицы, вдруг встал сам на ноги, попробовав немного походить. Исаак немедленно взял два посоха и. опираясь на них, отправился в монастырь к чудотворному Образу Всемилостивой Богородицы. Когда Исаак увидела его родная мать, то была так поражена, что не сразу пришла в себя, а когда опомнилась, то осознала, какое великое чудо сотворила Богородица и упав пред Пречистым Образом Богородицы, начала со слезами усердно благодарить Матерь Божью. Когда Исаак окончательно исцелился, они с матерью воздали хвалу и славу Богу и Пречистой Богородице и ушли домой, при этом хваля и славя Всевышнего Бога, Творящего дивные и преславные чудеса.

О днажды в церковь был принесен матерью ее слепой младенец. Мать стояла перед Образом Богородицы и молилась с плачем о прозрении ребенка. Младенец же вдруг начал руками осязать лицо матери. Весь народ, молившийся пред Пречистым Образом и Архиепископ, стоявший на месте своем, смотрели на месте своем, смотрели на младенца и видели, как он трогал руками свою мать. Архиепископ повелел принести красное яблоко ребенку. Младенец начал хватать яблоко и все удостоверились в том, что он прозрел, воздали славу Богу и Пречистой Его Матери Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.

О дин боярский сын по имени Ивашка, известный по прозвищу Кузьминский, имел жену, больную ногами, не могшую двигать ими. Болезнь ее была сильной и ничем эта жена не могла помочь себе, ей становилось все более тяжко. Попросила болящая принести ее к чудотворному Образу Пречистой Богородицы. Она, со многою верою и слезами молившись, прося милости, по молебном пении сразу получила здравие и пошла, радуясь в дом свой.

Д орогие братья и сестры, в сегодняшний праздник Казанской иконы Божией Матери, предлагаем послушать пение праздничного тропаря в красивом исполнении хора Свято-Введенского женского монастыря (г. Иваново):

ТРОПАРЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЯ КАЗАНСКОЙ

З аступнице усердная, Мати Господа Вышняго,
за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,
и всем твориши спастися,
в державный Твой покров прибегающим.
Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,
иже в напастех, и скорбех, и в болезнех
обремененных грехи многими,
предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею
и сокрушенным сердцем
пред пречистым Твоим образом со слезами
и невозвратно надежду имущих на Тя,
избавления всех зол, всем полезная даруй
и вся спаси, Богородице Дево:
Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Д орогие отцы, братия и сестры! Всех вас я сердечно поздравляю с великим праздником, когда мы прославляем чудотворный Казанский образ Божией Матери, с праздником единства нашего народа, который был установлен в честь освобождения Китай-города, а затем Кремля, Москвы и всей Руси от иноземной оккупации, чем и завершилось Смутное время. <…>

Некоторым кажется, что первое и главное, что мы празднуем сегодня, - это победа над иностранными оккупантами. Конечно, именно эта победа открыла путь к обновлению всех сторон жизни нашего народа. Но то была странная война. Никакие иноземные войска не пришли бы на нашу землю, если бы наши предки сами того не захотели. В борьбе за власть столкнулись боярские элиты, которые ослабили центральную власть, ослабили основы государственности, и на поверхность всплыло самое гадкое и страшное, что таилось в каких-то глубинах народной жизни. Города и дороги были часто захвачены разбойниками и мародерами. Лихие люди господствовали на просторах Руси - грабили всех, кого только можно ограбить, убивали всех, кого можно было убить. Самое темное и гадкое всплыло наружу, и в этой гадости стала захлебываться народная жизнь. И боярская элита, смятенная всеми этими обстоятельствами, а более всего борющаяся за власть, была неспособна ни навести порядок, ни восстановить законное управление.

Вместе с этим распадом общественной жизни, вместе с этими угрозами благополучию народа произошло смятение в умах. Смута, которой так точно окрестил народ наш тот период времени, была смутой в сознании, была потерей ориентиров, утратой национального самосознания, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказаться от своей веры означает открыть дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране.

И вот, в самый тяжкий момент, когда везде царило предательство, когда никто не мог ни на кого положиться, когда к вступившим на землю нашу иноземным полчищам присоединялись наши собственные разбойники, мечтавшие разбогатеть на страданиях своего народа, - тогда народ наш явил отдельные очаги удивительно мощного сопротивления.

Так, была героическая многолетняя оборона Смоленска - даже когда враг вступил в Москву, Смоленск держал оборону, и только предательство привело к тому, что город в конце концов пал. Другим примером явилась защита Троице-Сергиевой лавры - оплота веры и государственности. Ее защищали стрельцы, ополченцы, но, когда потребовалось, иноки встали к пушкам, к орудиям, взошли на стены, и враг не смог взять нашу национальную святыню.

Смоленск и Троице-Сергиева лавра были действительно мощными очагами сопротивления, и сила этого сопротивления основывалась на ясном понимании того, что нужно делать и как поступать в соответствии со своей верой и верностью своему Отечеству. Но когда иноземцы вошли в Москву, показалось, что все закончено и нет никаких преград, чтобы польский королевич Владислав, сын короля Сигизмунда, без всяких условий взошел на московский престол. Требовалось немногое - требовалось склонить Патриарха Гермогена, который вслед за своим предшественником, первым Патриархом Российским Иовом, не признал незаконную власть. И если Иов, будучи уже больным и слабым, был отстранен от Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь в Тверь, то Гермоген был заключен в подвалы Чудова монастыря здесь, на территории Москвы. К нему приходили боярские посольства - с просьбой, а потом и с угрозами подписать грамоту, обратиться к народу, чтобы народ признал иноземного царя. Но старец-Патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества. Знаем, что это воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества.

Д орогие друзья! А теперь давайте проверим свою внимательность, и ответим на некоторые вопросы, касающиеся сегодняшнего праздничного календаря:

1. К ак называется копия иконы-оригинала?

Список

2. Е сли Вы внимательно прочли Тропарь Казанской иконе Божией Матери, то в последних словах должны были с улыбкой вспомнить Богородичный праздник. О каком празднике идет речь?

О Покрове Пресвятой Богородицы! Вот последние слова тропаря: «…Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим»

3. К ак звали Патриарха, который был заключен поляками в подвале Кремля?

Ермоген

4. В ыше Вы только что прослушали тропарь в исполнении монашеского женского хора. Как называется этот женский монастырь? Даем подсказку: монастырь посвящен одному из праздников Пресвятой Богородицы (Не Покрову 🙂)

Введению Пресвятой Богородицы!

5. О каком героическом городе говорил Патриарх Кирилл в своей проповеди?

О Смоленске

Дорогие друзья, еще раз поздравляем Вас с праздником Казанской иконы Божией Матери и Днем народного единства!

Д а сохранит нас Пресвятая Богородице ото всякого зла!

4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником Казанской иконы Божией Матери, с Днем народного единства. Замечательно, что решением государственных властей именно этот день был определен как день празднования самого главного и основного, без чего не может существовать государство и без чего атомизируется, распадается человеческое общество, — народного единства.

Существуют различные чисто светские способы сохранять и укреплять единство. В первую очередь, это законодательство, которое формирует общее юридическое пространство. Кроме того, это воспитание в определенных категориях, включающих в себя идею патриотизма. В-третьих, это сложная система обеспечения безопасности государства внутри и вовне.

А теперь давайте вспомним уроки прошлого. Никогда страна наша не была так близка к полному самоуничтожению, как в начале XVII века. Как будто была армия, была власть, хоть и переходила из рук в руки, существовали законы, хоть и не всё было тщательно прописано. Но страна начала распадаться, потому что людям стали безразличны власть, армия, законы. Якобы открывшаяся народу перспектива была, конечно, фантастической, но разве мало было в истории фантастических идей, ради которых люди отдавали свои жизни? Вот и возникла тогда идея, что Россия не сможет быть счастливой и благополучной, не сможет преодолеть внутренние противоречия, особенно между боярскими кланами, если не будет внешнего управления.

Пусть идея внешнего управления ни у кого не вызывает улыбки. К этой системе и сегодня прибегают некоторые страны в надежде, что внешнее управление обеспечит порядок, борьбу с коррупцией, процветание, экономическую и военную мощь. Однако нет большего заблуждения, как связывать благополучие своей страны с внешним управлением. Если же и сегодня помрачаются умы у некоторых людей, так что внешние авторитеты ставятся выше всего, что есть в своей собственной стране, то что же говорить о XVII веке!

Вот и взбудоражилась Русь. Люди устал лицезреть интриги и столкновения между русскими элитами и, обратив свой взор вовне, отправили посольство к стенам Смоленска. Почему Смоленска? А потому, что польский король Сигизмунд, к которому обращались за помощью в обеспечении внешнего управления, уже стоял под стенами этого русского города, желая его захватить. Но даже оккупация значительной части русских земель никого не остановила, никому не раскрыла глаза на происходящее, — никто ничего не видел, опьянившись желанием привлечь на вдовствующий московский престол иноземного царя.

Вот теперь следует задать самый главный вопрос, имеющий отношение к прошлому, настоящему и будущему: а почему происходит смута? Именно так историки, да и народ наш назвали те годы всеобщего национального помрачения. Смута — это заблуждение. Это удивительное слово, корень которого — «блуд». Обычно блудом называют случаи неверности супругов или нечистой плотской жизни. Это правильно, но этими грехами понятие блуда не ограничивается. Блуд — это тотальное заблуждение, это потеря жизненных координат.

А разве не так происходит, когда люди разрушают свои собственные семьи? Когда сознание помрачается настолько, что появляются сироты при живых родителях? Эти частные случаи нам хорошо известны, но ведь то же самое происходит, и в куда больших масштабах, когда народ отказывается от собственного нравственного чувства, а ведь именно нравственное чувство определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства. Если же происходит отрыв от нравственного чувства, то ему на смену приходит стихия блуда, становятся неизбежными заблуждения, утрата координат…

Многим из нас известно, как опасно заблудиться в лесу, когда в какой-то момент ты перестаешь понимать, куда нужно выйти, и тебя охватывает страх. А что же происходит, когда человек заблуждается в своей жизни? Святые отцы очень хорошо прозревали этот феномен блуда и заблуждения — он действительно связан с помрачением нравственного чувства. Вот и сегодня мы говорим об опасностях, которые стоят перед всем Русским миром. Мы видим, что происходит на братской Украине. Многие из нас тревожатся и по поводу того, что может произойти с нашей страной. Мы молимся, чтобы Господь оградил ее от врагов внешних и внутренних. А в каком случае эти враги могут победить народ? Именно в том случае, если народ впадет в блуд, заблудится, потеряет систему координат. И поелику непременным условием освобождения человека от блуда является нравственная сила, то мы и говорим о необходимости нравственного воспитания нашего народа.

Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости, в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе. И никакими ссылками на искусство, на свободу творчества, на свободу слова, свободу самовыражения нельзя разрушать нравственность народа. Делать это сознательно могут только те, кто желает разрушения страны, потому что целостность нравственного чувства нации и безопасность Отечества — почти синонимы. Когда наступал на нашу землю враг, что он делал в первую очередь? Он стремился разрушить нравственную жизнь народа, чтобы люди наши утратили нравственные ориентиры, и, наверное, мы бы никогда не победили в войне, если бы эти ориентиры потеряли.

Вот и сегодня, в День народного единства, я молюсь, прежде всего, о том, чтобы Господь хранил нравственное чувство нашего народа, особенно подрастающего поколения. Я не мог без слез на глазах смотреть кадры, запечатлевшие сочувствие многих и многих людей тем, кто пострадал в страшной катастрофе в небе Синая. Как люди совершенно незнакомые друг другу, в том числе молодые, приходили, плакали, ставили свечи, возлагали цветы. Это говорит о том, что живо нравственное чувство нашего народа, и дай Бог, чтобы никаким псевдоискусством, псевдополитикой и псевдосвободой не была разрушена эта основа национального бытия. И мы молимся об этом в День народного единства, уповая, что наши молитвы достигнут Престола Божия и народ наш никогда не впадет в блуд, в смуту, в разрушение тех самых ориентиров, без которых не может быть самобытного и свободного бытия нашего Отечества.

Вспоминая здесь, под кремлевскими стенами, победу, которая была одержана ополчением Минина и Пожарского, вспоминая трехдневную молитву и пост этого ополчения перед Казанской иконой Божией Матери, мы и сегодня, обращаясь к Царице Небесной, просим, чтобы Она простерла Свой Покров над державой Российской, над всей исторической Русью, сохраняя нас от исторического беспамятства, от разрушения нравственного чувства, от всяких заблуждений, могущих привести к разрушению личности, семьи, общества и государства. И верим, что Царица Небесная услышит наши молитвы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

П Р О П О В Е Д Ь
для произнесения за Божественной Литургией в день Казанской иконы Божьей Матери 4 (воскресенье) ноября 2007 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди »
(Лк. 1, 48)

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

С образом Казанской иконы связано избавление нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, захвативших тогда первопрестольный град Святой Руси – Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратным ополчением чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва веры была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре находился в плену архиепископ Арсений, который, как и все, возносил молитву к Божьей Матери. Внезапно место его заточения озарилось небесным светом, и перед ним явился преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю Русскую. Святой игумен сказал: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих» (Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1998, с.216). Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. И действительно, следующим утром русские войска освободили Кремль. Враг был изгнан, Москва освобождена, а Россия спасена. В знак особой благодарности и было установлено ежегодно праздновать этот день заступничества Божьей Матери. Это можно сказать, второй Покров, особенно близкий всем нам, потому что событие относится к нашему Отечеству.

Исполненные глубокой благодарности Богородице за все, что Она посылала, наши отцы и деды славили Её в своих горячих молитвах, всегда с особым благоговением почитали Богородичные праздники, воздвигали в честь Её величественные храмы. А чувство благодарности – это святое и угодное Богу чувство.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.

Для получения благоволения Божьей Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к Иисусу, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Которого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Её Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий и Спаситель всех людей.

Называть Божью Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, соединяясь с Ним в един дух и становясь членом Тела Христова, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, в Апостольском чтении, предварившем евангельское благовестие, мы услышали о действии благодати Божьей и её значении в домостроительстве нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2, 8). По мнению святителя Макария, митрополита Московского, три великих благодатных действия совершил Бог для нашего спасения: Он даровал нам Откровение, запечатленное в Священном Писании и хранимое в Священном Предании; Бог принес в жертву Единородного Своего Сына и на этой Жертве утвердил Церковь с её спасительными таинствами. И третий величайший дар благодати – поставил священнослужителей и учителей церковных. Важно отметить, что в ответ на эти милости Божьи от христианина требуется только одно: на Откровение следует ответить верой; церковные таинства следует принимать с верой в их спасительность; к пастырям Церкви необходимо относиться с вниманием, почтением и верой в их посредническое и благодатное служение (Слова и речи. СПб., 1891, с.271). В заключение святитель говорит: «Вот так мы и спасаемся: через веру – Божественной благодатью».

Святое Евангелие в воскресном чтении представило притчу о богаче, который проводил дни в роскошестве, пирах, но был безразличен к окружающим его людям: больным, обездоленным и неимущим. Одним из таких нуждающихся являлся «некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи, падающими со стола» (Лк.16, 20). Евангелист Лука отмечает, что когда «умер нищий, то он был отнесен ангелами на лоно Авраамово». Когда же скончался богатый, то за жестокосердие, безразличие, за неисполнение заповеди Божией о любви и милосердии был определен на вечные мучения. Такая участь была дана ему Богом потому, что богач «получил уже доброе в земной жизни, а Лазарь – злое». При этом важно отметить, что между участью праведных и грешных людей существует непреодолимая и «великая пропасть, так что хотящие перейти» из одной в другую не смогут уже никогда осуществить свое пожелание.

По святоотеческому толкованию, и богатство, и бедность – это равноценные дарования Божии, которые христианин может и обязан использовать для спасения своей души. Если он воспользуется материальными благами и высоким общественным положением в корыстных целях, то в вечности заслужит участь евангельского богача. Но если он всегда будет помнить, что все принадлежит Богу, а ему вручены и блага, и власть лишь для исполнения Божественной воли, то не только не будет наказан в вечности, но получит от Бога венец правды, и с нищим Лазарем упокоится на лоне Авраамовом.

Слово Божие возвестило сегодня о том, что для христианина страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать.

Будем же, братья и сестры, стараться всегда быть истинными православными христианами, достойными детьми Божьей Матери, и она всегда будет нашей верной Заступницей и теплой о нас молитвенницей.

А м и н ь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .