Анна кашинская житие. Преподобная благоверная великая княгиня инокиня анна кашинская. Восстановление официального почитания

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Несколько семинаров из разных городов и даже стран создавали рамки для работ Верещагина, предоставляя разнообразные формы и стили и придавая каждому свой собственный характер. Например, многие рамы для его туркестанской серии были изготовлены мастерской Лути в Париже, мастерская Омбера работала на рамах для индийской серии, а ростовские каркасы во главе с Левозоровым «одели» серии «Волга». Существует определенная характеристика картин Верещагина из туркестанской и балканской серии: их рамки были надписаны, что дает зрителю определенную «подсказку», чтобы помочь интерпретировать лакокрасочное покрытие.

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Художники имели некоторые предпочтения, которые можно было обнаружить с помощью анализа музейных коллекций и архивов. Таким образом, Архип Куинджи и Николай Ярошенко выступали за черные рамки, которые усиливали контрастные колористические характеристики пейзажей Куинджи, подчеркивая яркость света и цветов. Простая черная соболиная рамка «Голгофы» Николая Ге усиливает впечатление яркого, ослепляющего свет, который заполняет сцену, подчеркивая трагедию момента.

Братья Васнецовы выбрали для своих работ широкие массивные рамы с большими рельефными узорами из гипса или папье-маше. Иногда декоративные украшения папье-маше наносили на деревянную основу рамы, чтобы уменьшить общий вес конструкции. Иногда бывает трудно отличить рамы из папье-маше, окрашенные бронзовой краской и лакированными, из гипса: папье податливость и вязкость мачты позволяют создавать практически любой тип рисунка. Из-за его небольшого веса материал использовался для создания рамок для монументальных картин.

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Однако, будучи довольно хрупким, он треснул и деформировался при малейшем воздействии: по этой причине только несколько таких рамок папье-маше выживают сегодня. Василий Суриков был внимателен к «переодеванию» своих исторических картин: например, для своей «Боярины Морозовой» художник выбрал рамку, украшенную большими штукатурками, покрытыми бронзовой краской, чтобы обеспечить связь с мягким снегом на переднем плане. Рамки для многих его эскизов и портретов были под влиянием русского народного искусства и украшены резьбой по дереву, вышивкой и текстильными украшениями.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Из книги ф. е. мельникова «история русской церкви со времен царствования алексея михайловича до разгрома соловецкого монастыря»)

Рамка для его эскиза «Бояришня с руками, сложенными на груди», скорее всего, была выбрана первым владельцем эскиза Илья Остроуховым. Резные орнаменты каркаса резонируют с вышивкой шляпы бояринья и на рукавах ее платье, а также напоминают зрителям традиционные русские резные фигурки, украшающие деревянные окна и жалюзи. Картина эскизной рамы в стиле напоминает резьбу Абрамцево-Кудрино; Еще один интересный факт заключается в том, что кадр был собран как значок.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

«Русские импрессионисты» - Исаак Левитан и Константин Коровин - предпочли рамки, подобные тем, которые использовали их французские предшественники, которые выбрали либо старые рамки или рамки, воспроизводящие стили предыдущих периодов, и нарисовали их в разных цветах. По словам его современников, Левитан найдет рамки, которые соответствовали бы настроению его картин. Можно было бы предположить, что это был выбор художника. 3 Ландшафт Константина Коровина «На юге Франции» представляет собой типичный пример: ритмы стаккато и тонкие, запутанные линии кадра отражают авторскую манеру живописи.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Часто художники предпочитали заказывать рамы у некоторых производителей и конкретных мастерских: например, Поленов и Нестеров работали с каркасом Грэби. Художники «писем времени» пронизаны жалобами и даже возмущенными замечаниями о «неправильных» кадрах, а иногда, наоборот, они выражают радость успеху каркасного мастера в поиске «ключа» к картине, так что рамка акцентировал преимущества картины и согласился с намерениями художника. Таким образом, рама постепенно превратилась в элемент «стиля подписи».

Тем не менее, альбомы и каталоги по-прежнему представляют картины без рамок и тем самым значительно обедняют повествование многих работ. 5. Работая над своей картиной «Среди учителей», Василий Поленов тщательно изучил историю ранней церкви, археологии, этнографии и истории костюмов, чтобы обеспечить исторический контекст его композиции. Рамный лепной орнамент воспроизводит символы, характерные для иудаизма, христианства и исламского искусства: пальмовые ветви, полумесяцы и сложный цветочный узор.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

В специальном разделе выставки представлены рамки в «исторических жанрах»: историзм сильно повлиял как на архитектуру, так и на декоративно-прикладное искусство того времени, а также оставил свое влияние на картины и их рамки, воспроизведя весь спектр исторических жанров, которые имеют префикс с «нео-»: от эпохи Возрождения и Готики до рококо и классицизма Авторы «нео-греческих» картин, изображавших классические сцены или пейзажи с живописными древними руинами, часто заказывали рамы для своих работ, украшенных меандом, лавром и пальметтосом.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Бронников «Освящение Герма», Семирадский «Оргия во времена Тиберия на острове Капри», Поленовский «Эрехтейон», «Портик кариатид» и Парфенон. Храм Афины Парфеноса, являются яркими примерами таких «стильных» паттернов «живописи». Среди экспонатов были также работы в стиле «нео-барокко» и «нео-рококо», которые почти неотличимы: картина Репина «Портрет старой леди» может похвастаться богатой, богатой рамкой, каркасом работы Якоби «Дураки в суде Анны Иоанновны» также выделяются своими массивными лепными углами, повторяя интерьер изображенного дворца.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

Период ренессанса также не оставался без внимания. Рамы 19-го века непрерывно воспроизводили такие артефакты «скинии», «кассетта» и «сансовино». В кадре типа «скиния» были элементы классической архитектуры: база, пилястры и возможность. Эти элементы можно увидеть в рамках эскиза Василия Смирнова под названием «Византийская королева входит в ее предки» Могила по утрам. Этот тип фрейма связан с порталом храма, через который зритель видит действие. Постоянная экспозиция Третьяковской галереи демонстрирует прекрасные примеры таких «кущей», изготовленных мастерской Грэби: они создают работы Нестерова «Видение молодого Варфоломея», «Юность Сергия» и его триптих «Работы» святого Сергия.

В каждом святом есть своя степень христианской добродетели, которую каждый в себе индивидуально воспитывал. Анна Кашинская — святая благоверная княгиня, ставшая воплощением одной из самых важных в жизни любого человека христианских добродетелей — терпения. Только через него можно прийти к смирению и кротости, которые дают ключи к дверям спасения, что предполагает начало духовного подвига.

Кадры типа «Сансовино» представляют собой более сложную форму «скинии», характеризующейся такими деталями, как резные свитки, волюты, гирлянды, локоны и даже кариатиды. Они были названы в честь итальянского художника Якопо Сансовино, так как Сансовино использовал те же самые мотивы в своих произведениях, которые позже украшали картины «Картины». Картина Константина Маковского «В студии художника» представлена ​​такая «сансовино».

Индивидуальная рамка для «Репродукции Льва Толстого» Репина представляет собой пример типа «касса». Рамки создавали эффект «двухслойного», применяя мраморные чипсы, которые впоследствии были нарисованы бронзой и предоставили фон для тонкий тисненый рельеф с «гротескными» мотивами, выполненными в черном цвете. 8 Черный цвет рамки гармонирует с цветом одежды Толстого и его кресла 9: писатель предпочитает черную мебель. Для фреймов этого типа декор обычно повторяется на каждом из списков.

Терпение во спасение души

Апостол и евангелист Лука писал совсем не зря такие в которых определяются понятия того, что терпением спасаются души человеческие. В Священном Писании есть еще очень важные и пророческие тексты, гласящие о том, что от умножения беззаконий во многих людях оскудеет любовь, или претерпевший до конца сам спасен будет. Это говорит о том, что именно в терпении можно найти зрелость христианского характера и его готовность принять монашество, проповедничество или мученическую смерт за свою веру. Такой и была Кашинская. В чем помогает княгиня? Чтобы ответить на этот вопрос надо окунуться в историю того времени, в котором она жила.

Интерес к псевдоготике проявлялся как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве: появились псевдоготическая мебель и предметы интерьера, в том числе рамы для картин и зеркал. Рамка «Готика» привносит определенный обертон в живопись, играя во времени и пространстве. Например, рамки для двух небольших работ Карла Брюллова «Вечерняя молитва» и «Пиерарири перед изображением Пресвятой Богородицы» напоминают пропорции средневековой церкви, окруженные двойными колоннами, тем самым определяя границы архитектурного пространства за пределами картина.


Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Терпение во спасение души

«Нео-русский» стиль, характерный для русского историзма, также повлиял на оформление кадров. Типичными примерами являются примеры для Вячеслава Шварца «Иван Грозный в пригороде его убитого сына» и Весенний поезд «Царицы»по паломничеству в «Время Алексея Михайловича», в котором повторяются элементы традиционной русской резьбы по дереву. столетие, имитация исторических стилей и различных материалов стали характерной чертой прикладного и декоративного искусства. Рамы такого типа использовались для таких работ, как Павел Сорокина «Бог в трех лицах», «Бог Сабаот» Михаила Васильева и «Стефана Бакатовича» «Римский поэт Катулл читает свои работы друзьям».

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В конце 19-го века массивная перспективная рамка должна была подчеркнуть иллюзию реальности, делая живопись более похожей на жизнь. Эти новые картины не нужно было отделять от стены; напротив, они должны были подчеркнуть плоскую поверхность стены. Таким образом, цвет рамки должен был бы соответствовать цвету картины: рамы были украшены узорами, имитирующими ткани, так что рамка исчезла бы, сплавляясь вместе с покраской. Период в стиле модерн привел к созданию багетной рампы в Россию, а для начала производства были открыты специальные заводы.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

Вдовство

Потом пришло время, когда Анна Кашинская начала терять своих любимых людей одного за другим. В 1325 году ее старший сын Дмитрий Грозные Очи узрел в Орде Юрия Московского, который был причастен к смерти его родного отца, и убил его, а потом и самого Димитрия казнил хан. В 1339 году жестоко казнили монголо-татарские воины и второго сына Анны Александра и ее внука —Феодора. Так мстила вражеская Орда за восстание в Твери.

Процесс изготовления каркаса стал более быстрым и легким: орнамент штукатурки можно было наносить с помощью роликового валика, а обученные специалисты разработали образцы. Россия экспортировала багетные рамы в Европу, и эти рамки, отличающиеся разнообразием моделей, оказались очень конкурентоспособными на европейском рынке. Стилизованные цветочные мотивы, такие как лилии, кувшинки и ирисы, были типичными для этого периода и украшали рамки.

Эти рамки в стиле модерн часто украшались тканями, такими как кружева или бархат. Кадры того периода особенно «чувствительны» к ритму композиции и текстуры живописи. Например, рамка для «Изумрудного ожерелья» Борисова-Мусатова имеет наложенный орнамент из лепнины с остроконечными лавровыми листьями, расположенными против движений изображаемых женщин, тем самым усиливая чувство медленно проходящего времени и того странного состояния мечты, как реальность, проскальзывающей иллюзии.

В итоге все эти трагические события приводят княжну Анну к тому, что она решается идти иноческим путем и принимает постриг с именем Ефросинья.

Сначала она жила в Тверском Софийском соборе, но потом младший сын выстроил для нее специальный монастырь. Главным делом ее жизни стала усердная молитва Господу Иисусу за безвременно умерших своих родственников и за мирную жизнь на Руси.

В 20-ом столетии каркасы претерпели странную трансформацию: во-первых, они были полностью отреклись, а затем взращены. Люди «спорили» с каркасом, сражались против него, сознательно использовали рамки из более ранних периодов для работ 20-го века, и все такие интеллектуальные игры с рамкой совпадали со стандартизацией, а именно: промышленное производство багетных рамок, разнообразных по стилю.

Однако «рамы советского багета» представляют собой значительно «нарушенную» версию таких фреймов, как по форме, так и по качеству. Художник может сделать рамку частью своей работы или позволить живописи расширяться за пределы своего пространства, распространяясь по раме. Многие рамки этого периода являются неотъемлемой частью картин.


Забвение и чудеса

В 1368 году 2 октября душа ее упокоилась. Перед своей кончиною княгиня Анна приняла схиму. Ее похоронили в Успенском храме монастыря города Кашино (Тверской области), где она жила. К ее гробнице сначала относились неподобающим образом, а ее имя со временем было просто забыто за древностью лет. Но в 1611 году произошли чудеса при гробе ее. Во время осады города Кашина литовскими восками она явилась одному благочестивому пономарю, вылечила его и сказала, что она молит Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, чтобы они избавили город от захватчиков. И тогда у жителей города пробудилось благоговейное отношение к своей небесной защитнице, которая и потом не раз спасала город от разорения.

Тогда в честь святой благоверной Анны стали назвать новорожденных детей, ее закрытый гроб стали украшать.

Святые мощи

Слух о ее чудотворных мощах дошел и до Святейшего и до царя Алексея Михайловича. Московским собором, проведенным по этому случаю, было решено открыть гроб с ее мощами. Это событие произошло в 1649 году 21 июня.

Тело угодницы Божией Анны оказалось практически нетленным, при освидетельствовании небольшие следы тления были лишь на ступнях ног и на лице. Было также замечено, что ее правая рука находится на груди, она как бы благославляла древним двоеперстным перстосложением.

Святая благоверная Анна Кашинская (в иночестве Ефросиния) в ряду занимает особое место, и с ней связано много событий, повлиявших на раскол православной церкви на Руси, об этом сейчас и пойдет разговор.

Раскол между старообрядцами и новообрядцами

И тут наступает самая драматическая развязка. В 1677 году благоверная княгиня Анна Кашинская становится символом раскольнического брожения неразумных ревнителей веры православной.

Споры между новообрядцами и старообрядцами продолжались достаточно долго. На Московском соборе 1656 года старообрядцев, которые крестились двумя перстами, назвали подражателями арменов и еретиками.

Старообрядцы, в свою очередь, стали указывать на факт открытого и всеобщего обозрения мощей святой княгини Анны, персты которой были сложены двоеперстно, а не троеперстно, как засталяли делать это новообрядцы. И вот люди шли в собор города Кашина, где стояли мощи, и видели ее персты. Это послужило серьезным и убедительным аргументом в пользу двоеперстия.


Царь

В 1677 году в Кашин поклониться святым мощам святой схимонахини Анны захотел приехать сам царь Феодор Алексеевич, но в последний момент он отказался от этой поездки, по примеру отца своего Алексея Михайловича. Вместо этого проводилось заседание, датированное 12-21 февраля этого же года, по распоряжению патриарха Иоакима была создана комиссия из митрополита Иосифа, архиепископа Симеона, игумена Варсонофия, протопопа Иоанна Лазарева, которые, осмотрев мощи святой, выявили свои «несогласия» и пришли к выводу, что правая рука княжны Анны сложена двуперстно.

И тогда ее светлая память опять пострадала, канонизация имени святой была отменена. Это был единственный такой очень необычный случай на Руси в православной церкви.

Икона: Анна Кашинская

Однако народ оставался верным своей святой, хоть и длилась эта «развенчанность» святой Анны около 230 лет. К ее гробу все равно шли молиться и искать утешения православные люди. Она помогала им в различных бедах и искушениях. У нее просили благословения на брак, на доброе дело и даже на принятие монашества.

В 1908 году почитание святой было восстановлено. А в 1910 году в Петербурге был освящен первый храм Анны Кашинской. И 12 июня было принято ее святое почитание в Русской православной церкви.

В годы войн и революций образ святой княгини стал еще ближе для людей. Она претерпела на земле и поэтому была удостоенная награды от Господа. Она имеет дерзновение быть великой молитвенницей тысяч страждущих и просящих заступничества душ человечеких.

Святая Анна Кашинская и сегодня остается верной помощницей сирот и вдов. И всякому скорбящему христианскому сердцу в своих обращениях стоит обратиться именно к ней.