Святитель никита епископ новгородский в чем помогает. Святитель никита - софийский собор. В чем помогает икона святого

Никита Святой - один из самых любимых и почитаемых угодников Божьих в Русской Ещё при жизни он прославился как врачеватель различных недугов, в том числе и духовных. По его святым молитвам мучимые болезнью люди получали внезапное исцеление от Господа. Однако и после смерти своей святой не перестает заступаться за людей, прибегающих к нему с искренними просьбами. По усердным молитвам великомученика Никиты Господь дарует выздоровление от тяжелых болезней, а также помогает разрешить многие житейские неурядицы.

Крещение святого

Великомученик Никита появился на свет на берегах грозного Дуная. Святой родился во времена царствования Константина Великого, когда вера Христова наконец-то стала открыто проповедоваться во всех странах. В стране готов, где рос Никита Святой, христианство тоже быстро стало главенствующей религией. Будущий великомученик принял святое крещение от правящего епископа Феофила, ставшего участником первого

Великое сражение

Однако недолго дано было сиять свету Христову в готской стране. В скором времени на трон взошел нечестивый князь Фанарих, который, движимый злобой и завистью к ревнителям христианской веры, приказал убить всех провозвестников учения Спасителя. Готы разделились на два противоборствующих лагеря. Первый возглавлял некий Фритигерн, бывший истинным проповедником Христа. Второй лагерь взял под свое командование яростный гонитель христиан по имени Афанарих. В стране, где проживал святой, произошло великое кровопролитное сражение, в результате которого христиане одержали победу. Афанарих бежал с великим позором, а вера Христова получила ещё большее распространение среди готов.

Никита Святой также много отдал сил для того, чтобы Христово учение вошло в каждый дом его соплеменников. Его благочестивая жизнь для многих готов явилась примером истинного христианского благочестия.

После смерти епископа Феофила место на кафедре занял Урфил. Будучи мужем благоразумным, он придумал для жителей своей родной страны письмена и перевел много христианских книг с греческого на готский язык.

Возвращение Афанариха

Но в скором времени страну Никиты должно было постигнуть ещё одно страшное испытание. В её пределы возвратился изгнанный некогда Афанарих. Желая получить возмездие за понесенные унижения, нечестивец снова воздвиг войско против христиан. Многие ревнители Христовой веры были умерщвлены им в жестоких пытках. Но более всего Афанарих жаждал смерти великомученику Никите. Последний же никогда не прятался от жестокой расправы, а всегда открыто проповедовал учение Спасителя. Будучи брошенным в темницу, он и там укреплял словом веры христиан, готовившихся принять мучения за Христа.

Смерть святого

Проповеднику Христа же были уготованы от Афанариха самые страшные истязания. Прислужники царя положили святого на деревянное ложе и зажгли на нем костер. Но угодник Божий, встав со своего места, дунул на пламя, и огонь тотчас же погас. На его месте проросла зеленая трава. Увидев, что придуманные им мучения не приносят должного результата, Афанарих велел подвергнуть истязанию плоть святого. Пытаясь склонить благочестивого мужа к языческой вере, нечестивец приказал морить его голодом. Три года провел великомученик Никита в тяжелых оковах, пока однажды царь вновь не вспомнил о нем и не повелел привести к себе.

Афанарих отдал приказ бросить проповедника Христова в огонь. Святой умер мученической смертью. Но тело его не было тронуто пламенем. Противники христианства, в очередной раз узрев воочию чудо Божье, решили оставить останки святого без погребения. Тело его было с бесчестием брошено на земле вдали от народа.

Подвиг Мариана

В это же время в готской стране проживал один благочестивый муж по имени Мариан. Последний ещё при жизни был близким другом святого. Он всегда восхищался стойкой и бесстрашной верой угодника Божьего. Но особенно Мариан полюбил его, когда увидел, как святой великомученик Никита мужественно претерпевает все уготованные Афанарихом истязания.

Узнав, что тело учителя с бесчестием выброшено на улицу, благочестивый юноша тут же решил предать его погребению. Опасаясь быть увиденным Афанарихом, Мариан решил исполнить свое желание глубокой ночью. Но ему было неведомо, где мучители оставили израненное тело Никиты. Тогда сам Господь послал Мариану путеводителя в виде звезды, которая и привела его к учителю.

Некоторое время он держал святые останки Никиты у себя. Затем, возвратившись на родину, в Киликию, Мариан предал их погребению в стенах своего дома.

В скором времени от честных мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления. В дом Мариана каждый день приходили сотни верующих людей, которые получали благодатную помощь по молитвам великомученика Никиты. Слава о мощах святого распространилась далеко за пределы Киликии.

Впоследствии останки великомученика были перенесены в Константинополь. В сербском монастыре Высокие Дечаны также находится частица мощей великого угодника Божьего.

Чудеса по молитвам святого

Икона святого Никиты была особенно почитаемая на Руси. В городе Переславле-Залесском в честь великомученика был воздвигнут в девятом веке монастырь.

В Никитском соборе находится образ святого, от которого много раз ниспосылалась верующим чудесная помощь. Проповеднику Христовой веры часто об исцелении от родимчика. Кроме того, угодник Божий помогает в духовной брани против врага рода человеческого. Великомученику Никите часто молятся военачальники накануне больших сражений. Святой считается покровителем армии.

Также Никита Святой издревле является защитником всех водоплавающих птиц. Поэтому деревенские жители и владельцы птицеферм тоже часто обращаются за помощью к угоднику Божьему.

Память великомученика совершается русской православной церковью 28 сентября. В День святого Никиты празднуют свои именины все, кто был назван при крещении его именем.

Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), жил юноша по имени Никита, который в раннем возрасте одним из первых принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Известно, лишь, что родом он был из Киева. И вот на заре своей подвижнической жизни Никита впал в великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике…

Затворничество

Подобно другим инокам печерским, Никита пожелал особенного подвига и решил затвориться в уединенной келье. Игумен Никон возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше 3-х лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве. «Твое желание выше твоих сил » — сказал ему игумен. Однако Никита не послушался; он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Юноша заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя.

Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении ». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

Никита так изучил книги Ветхого Завета и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, — убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес — мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.

Место затвора святителя Никиты

Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.

Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.

На Новгородской кафедре

И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода . В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.


Новгород

Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. На втором году служения святитель Никита молитвами своими прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с полями и травами.

Святитель был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святителю Никите говориться, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6, 3-4).

Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице, Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь - второй в Новгороде - был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. Но построен храм был уже при его преемнике - епископе Иоанне.


Антониев монастырь

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги.

13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января . Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы.

Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Почитание и чудеса

В 1547 году, при царе Иване Васильевиче Грозном, некий благочестивый боярин в пасхальную ночь за богослужением обходил Софийский собор и нашел гробницу святителя в полном небрежении. Присев неподалеку боярин задремал и услышал во сне голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты ». Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя.

Ночью на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой и сказал: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу. » Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Богоматери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице святого Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос: «Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою ». Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мощам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Священники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им ежегодно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы в неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время сильно была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, почитание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и поколебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совершилось немало. Но особо примечательно то, что по благодатной помощи святителя получали исцеление преимущественно больные глазами и слепые. Как-то у мощей святителя во время литургии молилась старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Она настойчиво просила архиепископа Пимена помолиться о ней св. Никите. Тот сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко святому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет». У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Со слезами радости опять умоляла она настойчиво, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей». И снова посылает ее ко гробу святителя со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое». Вновь припала она к раке со слезами и надежда ее не была напрасной: прозрела она и на второй глаз, к общему удивлению бывших тогда в храме Святой Софии.

Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мешок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа , где и пребывали до 1993 года.

13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.


Софийский кафедральный собор в Новгороде

Рака с мощами святителя Никиты

Мощи святителя во время Второй мировой войны

А вот один удивительный факт времен Великой Отечественной: следом за угнанными в неволю новгородцами последовали им на выручку во главе со святителем Никитой и новгородские угодники Божии…

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше 3 000 новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Иллариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих! »

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Илларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение ».

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию. Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.


Тропарь, глас 4:
Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6:
Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ынне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящияся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

Воздержания и желание плоти твоея обуздав,
на престоле святительства сел еси.

Тропарь святому

Святитель Никита Новгородский жил на рубеже XI и XII веков и ещё в молодости стал иноком Киево-Печёрского монастыря. Однако, ещё в самом начале своего духовного пути он захотел стать затворником. Игумен и старцы обители предупреждали неопытного монаха об опасности, о том, что он ещё не готов к такому подвигу, но Никита не слушал советов наставников. Он затворился от мира и стал молиться в уединении.

Прошло несколько дней, и Никита почувствовал, что по всей его келье разлился удивительный, прекрасный запах и услышал некий голос, который, казалось, молился вместе с ним. И вдруг монах увидел возле себя беса в образе Ангела. Он был настолько прекрасен, что Никита поверил ему и поклонился нечистому духу, как Посланнику Божию. Бес же сказал иноку: «С сегодняшнего дня ты должен перестать молиться, но начни читать книги. Я же сам буду теперь молить за тебя Бога». Никита с радостью послушался и углубился в изучение Ветхого Завета. Теперь он каждый день читал Писание, которое скоро выучил наизусть, а рядом с собой постоянно видел ангела молящегося о нём. Никита был счастлив.

Бес открывал монаху многие тайны, и скоро Никита приобрёл славу пророка. Люди стали приходить к нему за советом и духовной беседой. Прельщённый Никита блестяще учил людей словами Ветхого Завета, но всячески избегал имени Иисуса Христа. Это заметили его Печёрские учителя. Старцы поняли, что молодой инок находится под влиянием тёмной силы. Игумен вместе с братией стали все вместе молиться о его спасении и с Божией помощью прогнали нечистого духа. Когда старцы стали беседовать с Никитой, то оказалось, что он забыл все знания, данные ему бесом — он не помнил ни одного слова из Писания, разучившись даже писать и читать. Так что монахом пришлось вновь обучать его грамоте.

С тех пор Никита искренне раскаялся и стал на верный путь смирения и послушания. Видя его искренние слёзы и новые, уже настоящие, подвиги, милосердный Господь принял покаяние святого и возвёл его в сан Епископа.

В 1096 году Никита стал архипастырем Великого Новгорода и прославился своей добротой и милосердием. Летописи сохранили упоминание о двух чудесах, совершенных епископом Никитой при жизни: однажды во время засухи после молитвы святителя внезапно на землю пролился дождь; в другой раз, во время сильного городского пожара Никита также помолился ко Господу, и огонь погас.

Больше 10 лет нёс святой Никита епископское служение, и в мире скончался в 1108 году. Его мощи покоятся ныне в Новгороде в храме святого апостола Филиппа.

Святитель Никита, епископ Новгородский

Почти девятьсот лет почивают нетленные мощи святителя Никиты Новгородского в Софийском кафедральном соборе города Новгорода, подавая благодатную помощь и исцеления всем с верою притекающим к раке с его святыми мощами. Святитель Никита был шестым по счету правящим архиереем от основания Новгородской епархии с 1096 года по 1108 год.
Где и когда родился святитель Никита и кто были его родители, а также о годах его детства и отрочества, о том не дошло до нас никаких известий. Известно только, что в княжение великого князя Киевского Изяслава Ярославовича (1054-1078) святитель Никита был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря, и здесь испытал великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике. Юный инок Никита, с благоговением взирая на высокие подвиги Печерских братий и отчасти увлекаясь мирской славой и честью, пожелал сделаться затворником. Несмотря на внушения игумена монастыря преподобного Никона о преждевременности такого многотрудного дела для молодого монаха, инок Никита затворился в своей кельи и молился в ней неисходно.
Но прошло несколько дней и его искусил диавол. Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: "Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь такого благоухания Святого Духа". Никита стал с большим жаром молиться, взывая: "Господи, явись мне Сам, чтобы я мог видеть Тебя". И тогда был к нему голос: "Не явлюсь тебе, потому что ты юн, чтобы ты не возгордился и не упал". Юный же затворник со слезами говорил: "Не прельщусь я Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Я готов исполнить Твои повеления".
С той минуты взял над ним власть обольститель и сказал: "Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю".
И тотчас предстал пред Никитою бес в образе ангела. Юный инок поклонился ему, как ангелу. И тогда сказал ему бес: "Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении".
Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молиться за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал.
Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник - пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, - убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес - мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.
Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.
Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и оплакал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистою и смиренною жизнию он приобрел высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.
В 1096 году святой Никита был посвящен во епископа Великого Новгородва, где Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. Великий Новгород обязан ему чудесным спасением от двух страшных бедствий. В 1098 году, на втором году своего святительства, епископ Никита своими молитвами прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с хлебами и травами.
Святитель Никита был озабочен устройством и украшением храмов в Новгороде. При жизни святителя в Новгород чудесным образом прибыл преподобный Антоний Римлянин и по благословению и совету святителя Никиты основал свой монастырь в честь Рождества Богородицы. Именно святитель Никита выпросил место у новгородских посадников для обители преподобного Антония.
Святитель Никита имел намерение украсить живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему при жизни и лишь спустя несколько месяцев после его кончины на собранные им средства была произведена роспись собора.
Преставился святитель Никита 13 февраля 1108 года и был погребен в Софийском соборе в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Местное празднование памяти святителю Никите началось, вероятно, вскоре после его кончины. Повсеместное же празднование установлено было, если не на Московских соборах 1547 и 1549 годов, то вслед за открытием его мощей, которое совершилось в 1558 году 13 мая.
Нетленные мощи святителя Никиты были обретены при следующих обстоятельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане собирались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских пред Пасхальной заутреней, пришел в собор и боярин, который ведал царские дела в городе. Обходя соборные паперти, занятые гробницами епископов, зашел боярин в придел Богоотец Иоакима и Анны, в котором находилась гробница святителя Никиты в некотором запустении. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в алтарь, сел и вскоре задремал. Во сне он услышал голос, который говорил ему: "Покрыт должен быть гроб епископа Никиты".
Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святителя Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-по-малу об этом узнали и другие жители города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному.
Так продолжалось до 1558 года, когда aрхиепископ Пимен (1552-1570), убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великою радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому.
Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды снова положили его в гробнице на прежнее место.
По обретению мощей был отслужен молебен и всеношное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.
Спустя некоторое время по обретении мощей святителя Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в нетленности их. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.
Между тем при мощах святителя Никиты, по обретению их, совершилось немало чудес: получали исцеление хромые, расслабленные, больные, бесноватые, но особенно получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.
Когда обретены были честные мощи святителя Никиты, и совершилось поразительное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недугами. Среди больных была праведная старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Шла в то время литургия. Ксения молилась Господу об исцелении, обращаясь с молитвой и к святителю Никите. После усердной молитвы у гроба святого она получила исцеление, прозрев на оба глаза, к удивлению бывших в храме Святой Софии.
Однако не только в Софийском соборе, но на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верою и молитвою прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победою русских в войне с Ливонцами. При взятии г.Нарвы и в русском и в неприятельском войске видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Нарвы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчаным крестом и отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина города Нарвы - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ святителя Никиты.
В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.
После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мещок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где и пребывали до 1993 года.
13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостолва Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.
Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между пределами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе. И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.
Вспоминая чудесную помощь святителя Никиты, подаваемую особенно слепцам и всем больным зрением, попросим и мы его молитвенной помощи многострадальному русскому народу, да исцелит народ наш от духовной слепоты и укажет ему спасительный путь к храму Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

, преподобный

Почитание, чудеса

Самое первое его житие встречается в послании Поликарпа к Акиндину XIII века. В году последовало его прославление для общецерковного почитания во всей Русской Церкви . В ночь на 30 апреля года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой, и сказал: "Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу ."

Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию . Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа .

Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе , и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н бы́в от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием/ победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся все́м на́м.