Бог работы в греческой мифологии. Древнегреческая мифология. Отвергнутый женой, детьми и подданными

Предлагаем список самых известных древнегреческих богов с краткими описаниями и ссылками на полные статьи с иллюстрациями.

  • Аид – бог – владыка царства мертвых, а также само царство. Один из старших богов-олимпийцев, брат Зевса, Геры, Деметры, Посейдона и гестии, сын Кроноса и Реи. Муж богини плодородия Персефоны
  • – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.
  • – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (другие эпитеты – Феб, Мусагет) – сын Зевса и богини Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом солнца Гелиосом.
  • – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
  • – сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света.
  • – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. Асклепий был убит Зевсом за то, что пытался своим искусством воскрешать мертвых. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.
  • Атропос («неотвратимая») - одна из трех мойр , перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь.
  • - дочь Зевса и Метиды, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афина обучила людей множеству ремесел, учредила на земле законы, даровала смертным музыкальные инструменты. Центр почитания Афины находился в Афинах. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.
  • (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов, и наконец, римская Венера.
  • - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
  • — в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим — сыном Зевса и Деметры или Персефоны.
  • (Гебея) - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амб-розию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.
  • - богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты «Триодита» и латинское имя «Тривия» берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.
  • — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, сыновья Урана (Неба) и богини Геи (Земли).
  • (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).
  • Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
  • - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака. От Зевса она родила Ареса, Гебу, Гефеста и Илифию (богиню рожениц, с которой нередко отождествляли и саму Геру.
  • - сын Зевса и Майи, один из самых значимых греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.
  • - богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.
  • - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым чело-веком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
  • - мать-земля, праматерь всех богов и людей. Выйдя из Хаоса, Гея породила Урана-Небо, и от брака с ним произвела на свет титанов и чудовищ. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь - Теллус.
  • - бог сна, сын Никты и Эреба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.
  • - богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.
  • (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. В римской мифологии ему соответствовал Либер (Бахус).
  • - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Жизнь дриады была тесно связана с ее деревом. Если дерево погибало или было срублено, умирала и дриада.
  • — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. В мистериях отождествлялся с Дионисом.
  • - верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
  • - бог западного ветра, брат Борея и Нота.
  • - бог плодородия, иногда отождествлявшийся с Дионисом и Загреем.
  • - богиня-покровительница рожениц (римская Луцина).
  • - бог одноименной реки в Аргосе и древнейший аргосский царь, сын Тефиды и Океана.
  • — божество великих мистерий, введенное в элевсинский культ Орфиками и связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом.
  • - олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки.
  • - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
  • — титан, сын Урана и Геи, был сброщен Зевсом в Тартар
  • - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.
  • — дочь богини раздора Эриды, мать харит (согласно Гесиоду). А также река Забвения в подземном царстве (Вергилий).
  • - титанида, мать Аполлона и Артемиды.
  • (Метис) - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
  • - мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.
  • - дочери Никты-Ночи, богини судьбы Лахесис, Клото, Атропос.
  • - бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса.
  • - один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.
  • - богини-покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемосины.
  • - нимфы-хранительницы вод - божества рек, озер, источников, ручьев и родников.
  • - дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
  • - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
  • - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
  • - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
  • - богиня Ночи, порождение Хаоса. Мать множества богов, среди которых - Гипнос, Танатос, Немесида, Мом, Керы, мойры, геспериады, Эрида.
  • - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы и были тесно связаны с местами своего обитания. Речные нимфы именовались наядами, древесные - дриадами, горные — орестиадами, морские - нереидами. Зачастую нимфы сопровождали кого-либо из богов и богинь в качестве свиты.
  • Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
  • Океан - титан, сын Геи и Урана, праотец богов моря, рек, ручьев и источников.
  • Орион — божество , сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.
  • Оры (Горы) - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было трое: Дике (или Астрея, богиня справедливости), Эвномия (богиня порядка и справедливости), Эйрена (богиня мира).
  • Пан - бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
  • Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
  • Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Римляне почитали Персефону под именем Прозерпины.
  • Пифон (Дельфиний) — чудовищный змей, порождение Геи. Сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
  • Плеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра. Все сестры сочетались в любовном союзе с богами, за исключением Меропы, которая стала женой Сизифа.
  • Плутон - бог подземного царства, до V века до н.э. носивший имя Аид. В дальнейшем Аид упоминается только Гомером, в остальных поздних мифах — Плутон.
  • Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
  • Понт - один из древнейших греческих богов, сын Геи (рожден без отца), бог Внутреннего Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи; тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы.
  • - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно - в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
  • Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.

На протяжении всей истории человечества цивилизации, сменяя друг друга, приносили свой уклад жизни, свою культуру и религию. Мало кто сегодня знает названия шумерских кумиров или ассирийских идолов. А вот имена древнегреческих богов известны практически каждому. Более двух тысяч лет назад, благодаря завоеваниям Александра Македонского, греческая культура распространилась по просторам его империи. И с тех пор древнегреческие боги живут в памяти людей. Рассказы о них передавались из уст в уста, воспевались в поэмах и описывались в романах.

Многим известны рассказы о грозном Зевсе, хитрой Гере, легкомысленной Артемиде и самоотверженном Прометее. Другие же персонажи греческой мифологии понемногу ушли в тень. В этой статье мы освежим в памяти истории о нескольких весьма уважаемых древними народами богах. Как это принято в мифологии, каждый из них покровительствовал определенной сфере человеческих занятий или отвечал за отдельные природные явления.

Бог неба

Имя бога неба - Уран. Он относится к самому древнему поколению богов. Появился он не то от Хаоса, не то от Гемеры, не то от Офиона. Все мифы по-разному представляют его рождение. Однако все сходятся на том, что именно Уран первым начал править миром.

Самой яркой чертой этого божества была неимоверная плодовитость. Его жена Гея рожала ребенка за ребенком. Но вот детей Уран не любил. И он засовывал их обратно в лоно жены.

В конце концов Гее это надоело, и она составила коварный план по свержению супруга. Вложив в руки своего сына Кроноса острый серп, она спрятала его в укромном месте и научила тому, что надо делать.

Когда любвеобильный супруг, по своему обыкновению, возлег на брачное ложе, Кронос выскочил из укрытия и оскопил отца. Сам же детородный орган тирана Кронос выбросил на землю. Плодовитость Урана была столь велика, что из каждой капли его крови, упавшей на землю, рождались великаны и богини. Так появились эринии и Афродита.

Отвергнутый женой, детьми и подданными

Вместе с мужским достоинством Уран потерял и свою власть, которая перешла к восставшему против него Кроносу. Согласно сказаниям Евгемера, опальный верховный бог погиб в океане и был похоронен в обычной крепости.

До сих пор археологи не обнаружили ни одного храма, который был бы посвящен Урану. Хотя древнегреческие боги, список которых весьма внушителен, всегда отличались наличием преданных поклонников. А вот в данном случае не осталось даже изображений Урана. Даже в мифах, невзирая на его положение верховного правителя, Урана описывают как второстепенного персонажа. И только в одном литературном произведении - «Теогонии» - этот бог описан более-менее подробно.

Дарующий свет

Древнегреческий бог солнца, Гелиос, также относится к наиболее древнему поколению небожителей. Он значительно старше олимпийских богов и принадлежит к семье титанов. Но в отношении поклонников ему повезло гораздо больше, чем злополучному Урану. В честь Гелиоса строили храмы и возводили статуи. Одно из семи чудес света - Колосс Родосский - изображало именно этого бога.

То, что гигантская бронзовая статуя, достигающая в высоту 36 метров, была сооружена именно на Родосе, явление не случайное. Дело в том, что этот остров считался личным владением Гелиоса. По преданию, в то время, как другие древнегреческие боги делили между собой земные владения, он не оставил свой пост в огненной колеснице, шествующей по небосводу. Поэтому он сам извлек для себя остров из морской пучины.

Завидное место в генеалогическом дереве

Своим происхождением лучезарный бог мог гордиться по праву. Его отцом был титан Гиперион (поэтому в мифах он иногда выступает под прозвищем Гиперионид), а матерью - титанида Тейя. Родными сестрами Гелиоса были богиня луны, Селена, и богиня зари, Эос. Хотя в отношении последней иногда встречаются разночтения. Некоторые античные авторы называют Эос не сестрой, а дочерью бога.

Древние греки изображали Гелиоса прекрасным мужчиной с атлетическим телосложением. Каждый день он начинал с того, что выводил небесную колесницу, которую влекли за собой белоснежные крылатые кони. Имена удивительных животных были под стать их облику - Молния, Гром, Свет и Блеск. Пройдя привычный путь по небосводу, к вечеру Гелиос торжественно спускался в западные воды океана, чтобы наутро опять начать все заново.

Древнегреческий бог искусства

Эллины издавна считались почитателями всего прекрасного. До сих пор эталоном мужской красоты у них выступает Аполлон - древнегреческий бог, покровитель искусства и предводитель девяти муз. Поэты, живописцы и музыканты на протяжении сотен лет черпали вдохновение из этого образа. Однако несмотря на впечатляющую внешность и весьма близкое родство с богиней любви (она была его родной сестрой), Аполлон далеко не всегда добивался взаимности от своих избранниц и избранников.

В свое время его отвергли богини Кибела, Персефона и Гестия. А нимфа Дафна предпочла навсегда обратиться в растение, чтобы избежать недвусмысленных ухаживаний Аполлона. Да и простая смертная царевна Кассандра не прельстилась его сладкими речами. Что касается Корониды и Марпессы, то они буквально при первой же возможности променяли общество златокудрого божества на развлечения с другими партнерами.

Однако сколь внушительным ни выглядит вышеприведенный перечень, любовных побед у Аполлона было несоизмеримо больше. Кроме огромного количества покоренных им женщин, литературоведы насчитывают более двадцати юношей, состоявших с ним в романтических связях. И как минимум один молодой мужчина - Левкат - отказался от предложения стать возлюбленным златокудрого бога.

Даритель достатка

Если имена Аполлона, Гелиоса и даже Урана и по сей день у людей на слуху, то вопрос о том, как назывался бог богатства в древнегреческой мифологии, наверняка многих поставит в тупик. Он не так уж и часто встречается в мифах, да и храмов ему, похоже, не строили. Хотя в изобразительном искусстве греческий бог богатства предстает даже в нескольких ипостасях - и младенцем, и старцем, и даже одним из стражей ада.

Плутос родился от союза Деметры (богини плодородия) и Иасиона (бога земледелия). А так как в прежние времена богатство напрямую зависело от урожая, подобное сочетание и породило покровителя богатства. Каждый смертный, который хоть чем-нибудь угождал богине Деметре, автоматически подпадал под опеку Плутоса.

Иасион погиб от руки Зевса, который приревновал к нему Деметру. А самого Плутоса уже в зрелом возрасте Зевс ослепил, чтобы тот не делал различий между честными и нечестными людьми, одаривая богатством. Однако бог богатства в древнегреческой мифологии не остался слепым навсегда. Спустя какое-то время его исцелил великодушный Асклепий.

Боги ветров в мифологии

Прямыми потомками древних титанов были и братья-ветры Борей, Зефир и Нот. Их родителями стали Астрей и Эос - бог звездного неба и богиня зари соответственно. Борей управлял сильным северным ветром, Зефир - западным, а Нот - южным. Гомер упоминает еще и Эвр - восточный ветер. Однако его происхождение неизвестно и сведения о нем весьма скудны.

По преданию, Борей жил на вершине горы Гемм, которая находится во Фракии. В его жилище также хранились запасы холода и мрака. Сам древнегреческий бог ветра описывался крепким старцем с длинными седыми волосами и пышной длинной бородой. За спиной у него простирались мощные крылья, а вместо ног Борей располагал несколькими змеиными хвостами.

Самой известной историей с участием этого персонажа является рассказ о похищении дочери афинского царя - Орифии. Борей полюбил эту девушку и много раз обращался к ее отцу с просьбой позволить им пожениться. Однако царь Эрехтей вовсе не был в восторге от перспективы заиметь такого зятя. Поэтому он раз за разом отказывал Борею, приводя множество туманных и невнятных отговорок.

Как свидетельствует древнегреческая мифология, боги привыкли получать желаемое. Поэтому Борей, не мудрствуя лукаво, попросту выкрал приглянувшуюся Орифию и овладел ею безо всякого бракосочетания. И хотя о подробностях их взаимоотношений история умалчивает, доподлинно известно, что для бога ветра это был никак не сиюминутный порыв. Ведь Орифия успела родить ему четверых детей - двух сыновей и двух дочерей.

Однако эротические интересы Борея отнюдь не ограничивались одними лишь миловидными девушками. Однажды он, обернувшись статным жеребцом, за один день покрыл двенадцать отборных кобыл из трехтысячного табуна, принадлежавшего Эрихтонию. Вследствие этой связи на свет появилась дюжина жеребят, способных скакать прямо по воздуху.

Покровитель торговли и плутовства

Древнегреческий бог торговли - Гермес - описан в целом ряде мифов. Он является официальным вестником от других богов, часто помогает героям и периодически устраивает мелкие, однако незлобные пакости верховным богам просто ради того, чтобы пошалить. Например, он крадет меч у Ареса, лишает Аполлона любимого лука со стрелами и даже ворует скипетр у самого Зевса.

В иерархии олимпийских богов Гермес занимает почетное положение благодаря своему происхождению. Его мать - Майя - самая старшая и самая прекрасная из семи сестер (Плеяд). Она была дочерью титана Атланта (того самого, который в наказание за участие в бунте был вынужден держать на плечах звездный небосвод) и океаниды Плейоны, дочери титана Океана. Майя приглянулась любвеобильному Зевсу-громовержцу, и он, улучив минутку, пока Гера спала, совокупился с Плеядой, которая и родила от этого союза Гермеса.

Приключения хитроумного бога начались еще с колыбели. Узнав каким-то образом о том, что Аполлон владеет большим стадом коров, Гермес решил их украсть. Его задумка была блестящим образом исполнена. Причем для того, чтобы сбить со следа преследователя, не по годам развитый хитрец приладил к копытам коров сандалии. Стадо Гермес спрятал в пещере на острове Пилос, а сам вернулся домой.

В конце концов Аполлону все-таки удалось выяснить, что его стадо гнал какой-то маленький мальчик. Он сразу же догадался, чьих рук это проделки, и отправился прямиком к Майе. В ответ на обвинения Аполлона ничего не подозревающая мать лишь растерянно показала ему на колыбельку, в которой спокойно лежал завернутый в пеленки Гермес. Однако на этот раз Аполлон не дал себя провести. Он забрал малыша и отнес его к Зевсу.

Первая сделка Гермеса

Аполлон попросил отца разобраться со сводным братом. Древнегреческие боги часто прибегали к его помощи при решении спорных вопросов. Однако как ни расспрашивал Гермеса грозный Зевс, тот все отрицал. И только настойчивость Аполлона позволила выбить правду из юного шалуна. А может быть, это был тот самый первый раз, когда Гермесу просто захотелось похвастаться своей ловкостью. Шутка ли - провести самого Аполлона!

Рядом с пещерой, в которой юный Гермес спрятал украденное стадо, жила большая черепаха. Мальчик убил ее и сделал из панциря первую лиру. Струнами для этого инструмента послужили тонкие и прочные кишки нескольких зарезанных им коров.

Пока Аполлон осматривал свое стадо, Гермес, зная трепетное отношение своего божественного брата к музыке, сел у входа в пещеру и как бы невзначай заиграл на изобретенном им инструменте. Очарованный звуком лиры Аполлон предложил отдать всех своих коров за этот инструмент. Только этого Гермес и добивался. Он с готовностью пошел на сделку, а выпасая стадо, стал играть на свирели. Аполлон захотел заполучить и этот необычный инструмент, а взамен предложил брату свой волшебный жезл, имеющий силу мирить врагов.

Впоследствии Гермес стал богом торговли, а заодно и плутовства с воровством. Но даже его нечестные дела всегда проводились с налетом юмора и шаловливости, за что его и любили поклонники. А жезл, выменянный у Аполлона, стал неотъемлемым атрибутом Гермеса. Вторым значимым предметом его сверхъестественной экипировки являются крылатые сандалии, выполненные из золота и имеющие силу перенести его в любое место на земле живых, в царстве мертвых и в небесной обители богов.

Искусный изобретатель

Но Гермес не только баловался. Согласно верованиям греков, именно он изобрел письменность. Первые семь букв алфавита он придумал, наблюдая за полетом журавлей. Ему же приписывается и изобретение чисел, а также единиц измерения. Всему этому Гермес научил людей, за что и получил их почитание и благодарность.

Более всего этот бог известен как посланник Зевса. Кроме этого, по собственной инициативе Гермес очень часто бескорыстно помогал разным героям. Благодаря ему были спасены невинные Фрикс и Гелла. Он помог Амфиону построить стены города, а Персею подарил меч, которым тот смог одолеть Медузу. Одиссею Гермес поведал о тайных свойствах волшебной травы. И даже бога войны он спас от злонамеренных планов Алоадов.

Древнегреческий бог войны

Арес был сыном Зевса и Геры. Но отец не любил его и не скрывал своего отношения. А у простых смертных, в чьи жизни древнегреческие боги частенько вмешивались, само имя Арес вызывало холодящий кровь ужас. Ведь он был не просто богом войны (его сестра Афина Паллада тоже считалась богиней войны, но справедливой и честной), а вдохновителем жестокой резни и бессмысленных убийств. Для Ареса война была нужна просто ради пьянящего аромата схватки и свежей крови. А по какой причине разгорелось сражение, было делом второстепенным.

Но хотя сущность этого бога была для других отвратительной, изображают его весьма приятным мужчиной без тени уродства. Да и романтические чувства были не совсем чужды этому вдохновителю войн. Арес влюбился в саму богиню любви - Афродиту, которая ответила ему взаимностью. И то, что она была женой Гермеса, не помешало им зачать пятерых совместных детей.

Сочетание неистовства ярости и безрассудной влюбленности породило интереснейшее потомство. Афродита родила Аресу Эрота (бога чувственного влечения, часто называемого Эросом), Антероса, который сам отрицал возможность любви и стремился возбудить у других чувство ненависти к тем, кто их любит, Деймоса и Фобоса (ужас и страх соответственно) и дочь - Гармонию.

Такие имена древнегреческих богов, как Энио и Эрида, неразрывно связаны с деятельностью Ареса. Они являются его верными спутницами и вносят в битвы свою долю ожесточенности, ярости и кровожадности. В то время как сам Арес, собственноручно взявшись за меч, без разбора сеет вокруг себя смерть.

Развенчивание мифов

Древние греки наделили своих богов всеми пороками и добродетелями, которые видели в человеческом обществе. При помощи мифов они стремились объяснить непонятные и устрашающие природные явления и найти смысл своего существования. Понемногу первоначальные незамысловатые истории обрастали дополнительными подробностями, появлялись новые персонажи и выдвигались свежие идеи. Таким образом мировая сокровищница литературы пополнялась новыми произведениями.

Во все времена божеств и героев стремились романтизировать и идеализировать. Они выступают перед нами помощниками, защитниками и вершителями человеческих судеб. В ранних цивилизациях у каждого мальчика был свой идеал героя, которому он стремился подражать и которому поклонялся.

Но даже самые известные и положительные боги и герои древнегреческой мифологии не лишены обычных человеческих пороков и слабостей. И при ближайшем рассмотрении неизменно оказывается, что под блестящей внешностью скрывается не такая уж и привлекательная сущность. Однако этот факт никак не преуменьшает художественной ценности дошедших до нас мифов, а наоборот - позволяет лучше узнать нравы и обычаи древних народов.

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего забеременевшею супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и канибализма предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества – свидетельства патриарха.



Греческая Мифология в ее развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер: Зевс женится на Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа, к примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры.

Мифологическом образу сопутствуют функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие мифа: к примеру у Гесиода ехидна – полузмея, она прекрасна, но зловредное, ненавистна людям, Этот мотив отвержения ехидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

Комплекс – литерполяциы. Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не связаны. Их объединение – Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса.

Комплекс компиляций. К примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств.

Существует еще и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс женится на самой «темной» богиней Персефоной.

В Греческой Мифологии необходимо учитывать ее географическое положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелаем и Елене – относятся к Спарте.

Доалимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – накопленному виде, материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами Земли, составляющих ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, что она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. Так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно жило. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизма.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизм, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

Олимпийский период.

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и чудовищами, что никогда пугали воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает Пифийские дракона и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих нужд. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

Поздний героизм.

Поздний героизм – это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.

Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представление о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благотворительных, от сочетания с уродливым до воплощения ее в чистом виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве.

Введение


Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.

Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологи в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре.

Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире.

Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура.

Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. Таким образом, дошедшая до нас мифология - это во многом уже переработанный и переосмысленный последующими поколениями опыт. Так или иначе, основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»). Материал для изучения греческой мифологии содержится также в греческой лирике, комедиях и трагедиях. А также в произведениях римских авторов (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию. Конечно, а давностью лет многие оригинальные источники были утеряны, искажены и дошли до нас в более поздних списках, и все же они дают возможность составить представление о древнегреческой мифологии. В нашей работе мы будем использовать больше энциклопедии и учебники по истории античной культуры, частью которой является древнегреческая мифология.

Цель нашей работы представить общую картину древнегреческой мифологии и понять ее влияние на развитие европейской и мировой культуры.

В древнегреческой мифологии выделяют доолимпийский период и олимпийский период, который в свою очередь делится на классический и героический периоды. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. В соответствии с этими периодами мы и построим нашу работу, то есть первая часть будет посвящена доолимпийскому периоду, вторая - олимпийскому, то есть проследим развитие древнегреческой мифологии. И в третьей части нашей работы мы перечислим основных богов и героев такими, какими они вошли в культуру. В нашу задачу не входит только изложение материала, но также и анализ значимости рассматриваемого периода для дальнейшего развития культуры. В конце работы мы сделаем выводы о месте древнегреческой мифологии в мировой культуре.

1. Доолимпийский период


Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Она основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем, на более позднем этапе оно носит антропоморфный характер. Так или иначе, человек не выделяет себя из мира, очеловечивает мир и природу. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни, которая воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде.

Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической (хтонический (греч. chton, «земля»), связанный с землей, подземным миром.).

Фетишизм

В развитии хтонической мифологии также можно выделить отдельные этапы. Первый этап - фетишизм. На раннем этапе сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, только теми вещами, которые непосредственно видимы и осязаемы. Эти вещи одушевляются. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш. Фетиш понимался как средоточие магической, демонической, живой силы. Но поскольку весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Таким образом, различные божества почитались в виде каменных пирамид или необработанных досок (в виде колонны, полена и т.д.). То есть божество и предмет - неразделимы. Поклонение одушевленным, обожествленным предметам - фетишизм. Даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации многих божеств продолжали почитать в виде камней и кусков дерева.

В качестве яркого примера фетиша можно назвать дельфийский омфал. По легенде - это камень, который богиня Рея дала Кроносу вместо новорожденного Зевса. Кронос, боясь, что его дети могут свергнуть его, как он сверг своего отца Урана, решил избавиться от них - съесть. Но вместо Зевса он съел камень, а потом изрыгнул его. Камень был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями.

Другой пример фетишизма - отождествление бога Диониса с виноградной лозой. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса, связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец», «виноразливатель» и др. - главные эпитеты Диониса.

Змей и змея - наиболее типичные хтонические животные и не только в античной мифологии. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное прошлое.

Животные вообще играли важную роль в мифологии. Многие животные отождествлялись с теми или иными богами, являлись их воплощением. В главе посвященной богам, мы вернемся еще к тому вопросу.

Сам человек мыслился фетишистски. Его организм отождествлялся с духовной жизнью. Отдельные части тела могли быть наделены определенной магической силой, не благодаря духу, а сами по себе. Глаза Медузы Горгоны превращают в камень, из зубов дракона появляются родоначальники фиванских царей, кровь является носителем души.

Фетишистские представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким-нибудь животным, каким-нибудь растением или даже неодушевленной вещью (так например, происхождение мирмидонян мыслилось от муравьев). Фетишистское понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между собой в первобытном сознании - это называется синкретичность, о которой мы говорили в начале этой главы.

Следующий этап развития древнегреческой мифологии характеризуется отделением «идеи» вещи от самой вещи, грубо говоря, выделением души. Душа на греческом anima. Таким образом, совершился переход к анимизму. Вначале люди полагали, что душа вещи (или ее демон) настолько неотделима от самой вещи, что с ее уничтожением она тоже прекращает свое существование. В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей.

Первоначально анимизм связан с некой безличной силой. Это абстрактные демоны, действующие здесь и сейчас, не имеющие никакого облика и потому непонятно как с ними разговаривать. Мы отмечали, что изначально человек подчинялся силам природы. Но постепенно он выходит из этого подчинения. И демоны обретают какой-то вид, с ними уже можно как-то договориться, то есть вступить в контакт с природой, не только как жертва, когда он не понимает с какой силой имеет дело, а может оказывать влияние на эти силы. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит окончательный переход к анимизму. О древних анимистических демонах мы поговорим подробнее в третьей главе нашей работы. В классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план.

В развитом анимизме, как мы уже говорили, трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Однако каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (так например, виноградная лоза или плющ - постоянно ассоциируются с Дионисом).

Обобщим все сказанное в этой главе. Итак, первым делом мы определили, что на раннем этапе формирования мифологии человеческое сознание не выделено и природы, человек осознает себя частью природы, причем та природа сильнее его, она пугает человека. И человек понимает ее как живую. Человек поклоняется живым силам природы, но не абстрактным, у него нет еще абстрактных представлений, он понимает только то, что видит, ощущает. И вот эти видимые, ощущаемые им предметы одушевляются, им он поклоняется - это первый этап доолимпийского периода - фетишизм. Постепенно происходит отделение «идеи» вещи от самой вещи и возникает анимизм. Постепенно безличные демоны обретают антропоморфные черты, и вот здесь мы переходим уже к олимпийскому периоду древнегреческой мифологии - период более понятный нам, так как здесь уже человек четко выделяет себя из природы, душу от тела, бога от человека, несмотря на антропоморфный вид богов и сил природы.


. Олимпийский период


Классический период

В предыдущий рассмотренный нами период сформировались основные боги и демоны древнегреческой мифологии. Мы также сказали, что человек начинает выходить из-под власти природных сил. И в мифологии появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона, Ота и Эфиальта, Персей убивает Медузу, Беллерофонт - Химеру, Мелеагр - калидонского вепря. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.

В этот период вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Все они живут на Олимпе (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. О богах и их функциях в этот период поговорим в третьей части работы.

Не только боги и герои, но и вся жизнь стала видеться иначе. Связано это, прежде всего, с тем, что человек перестал бояться природы. И те демоны и духи, которые раньше казались человеку враждебными, выглядят теперь совсем иначе. Теперь человек не боится природы, а использует ее для своих надобностей, любуется ею. Если раньше нимфы рек и озер - наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Такими они и вошли в мировую культуру. Прекрасных нимф воспевали не только античные поэты, но поты эпохи Возрождения (эта эпоха названа Возрождением именно потому, что стремилась возродить античную красоту, античные идеалы). И сегодня нимфа непременно ассоциируется с кем-то прекрасным, хотя в этом прекрасном может таиться опасность, как всегда таится опасность даже в самой прекрасной природе. Человек так и не смог до конца избавиться от этого страха. И потому нимфы могли шутить и иногда довольно зло.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. И человек, несомненно, чувствовал свою зависимость от богов. Но в то же время он чувствовал уже и свои силы вступать в диалог с богами. А что касается боле низших демонически существ, то я появляются мифы, повествующие о победе смертного человека над природой, как, например, 12 подвигов Геракла. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда.

Героический период

Этот период характеризуется переходом от старого сурового героизма к новому, утонченному. Характерные черты этого периода мы встречаем у Гомера. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Чаще всего, за свою дерзость они несут наказание, но важен сам факт. Важно, что теперь люди уже совсем иначе смотрят на богов.

Показательны здесь два мифа: миф о Дионисе и миф о Прометее. Дионис - сын Зевса и смертной женщины. На более раннем этапе Дионис был покровителем природы вообще, и, как мы говорили, ассоциировался с плющом и виноградной лозой, вследствие чего стал восприниматься как бог виноделия. Но в мифологии его образ прочно закрепился как образ бога, устраивающего оргии, бог вакханок, бог праздника. Этот культ Диониса распространился по всей Греции и объединил все сословия. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности.

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Прометей, так же как и Дионис, - божество. Прометей дал людям огонь и за свою помощь людям наказан Зевсом. Зевс приковал его к скале. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира.

Олимпийский период вообще и героический этап в частности характеризуются художественной обработкой образов. Мы здесь мало говорили о возникающих комедиях, трагедиях и других литературно-художественных произведений. Но сказать о них необходимо, так как появление такой литературы свидетельствует о том, что мифология воспринимается иначе. В этой литературе мифология уже не самоцель, как в древних легендах, притчах и сказаниях, здесь литература выступает уже только как средство. Особенно ярко это проявляется в поздний героический период и именно таким миф входит в мировую культуру.

Особенно популярным стал жанр превращений, который нашел воплощение в сочинении Овидия «Метаморфозы». Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или иных перипетий заканчивается превращением героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок и т.д. Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту.

Суммируем все сказанное в этой главе. Человек начинает выходить из-под власти природных сил, то чего он раньше боялся, постепенно становится равным ему, хотя о полном равенстве еще рано говорить, но во всяком случае, человек выделяет себя из природы и начинает общаться с ней, выдвигая свои требования, а не только включаясь в стихийный природный хаос. Такое изменение сознание породило мифологических героев, которые побеждали демонов, олицетворяющих души природы, а в поздний период, боги (Дионис, Прометей) сами переходят на сторону людей, становясь их сообщниками, а не теми, кого люди боятся. Тем самым боги и люди становятся ближе, хотя дистанция все равно сохраняется - боги остаются богами.

Именно классический период древнегреческой мифологии оказал наибольшее влияние на развитие европейской культуры. В этот период складывается представление об Олимпе и олимпийских богах. И именно такими они войдут в историю культуры. О том, что восприятие нимф, как прекрасных и милых дев, а не как злых демонов природы, сохранилось в культуре мы уже говорили. Но здесь важно отметить, что европейская и мировая культура почерпнула из греческой мифологии не только образы богов и демонов, но во многом и само мышление. Европейская философия и культура формировались в недрах греческой мифологии. Если мы обратимся к истории философии, то мы увидим, что в ее формировании прослеживается все тот же процесс выделения человека от мира природы, продолжение перехода от эмоционально-чувственного восприятия мира, к рациональному его осмыслению. Древнегреческая мифология, и мы могли видеть это, я является первыми этапами формирования античной (частью которой является древнегреческая культура) философии, основанной на рациональном осмыслении природы. Именно благодаря этому процессу, его последовательному развитию в Европе был утвержден приоритет разума. Конечно, не сразу. Конечно, европейская культура сначала прошла через мрачные века схоластики, но с эпохой Возрождения вновь становятся значимыми идеалы античности, провозглашающие разум, ценность человека, стремление к прекрасному и к наслаждению жизнью. Но это мы уже очень забегаем вперед. Прежде, рассмотрим основных богов греческой мифологии, образы которых до сих пор актуальны во всех видах искусства.

древнегреческий мифология самоотрицание зевс

3. Боги и демоны греческой мифологии


В этой части работы хотелось бы уделить особое внимание богам олимпийского периода, так как они имеют большее культурное значение, боги, возникшие в более ранний период и олицетворяющие силы природы, на тот момент еще страшные. Вся греческая мифология начинается со слов «вначале был хаос», и из этого хаоса выделяются Космос, Океан и т.д., которые воспринимаются как живые существа, подавляющие человека. Мы много говорили об этом в первой части работы не будем здесь повторяться. Просто назовем их кратко, так как предстают они перед нами в изложении Н. Куна:

«Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. <…> Далеко же под Землей <…> родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.<…> Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звезды <…> и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров) <…>. Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон». В этом небольшом отрывке мы видим, как объясняется вселенная и основные явления природы: откуда взялись небо и море, почему сменяется день и ночь. Подобные мифы существуют во всех культурах на ранних этапах. Кроме того, приведенное нами повествование как нельзя лучше иллюстрирует все, о чем мы говорили в первой части нашей работы: это и мрачность персонажей - радостными и светлыми названы только Гемера (День) и Эос (Заря), остальные божества пугающие, даже Гипнос, который сейчас не несет того смысла, каким был наполнен в те времена. Дальше в мифологии происходит следующее - Зевс, спасенный своей матерью (мы приводили этот миф уже в нашей работе), свергает Крона (Крон, Кронос, - бог времени) и воцаряется на Олимпе.


Боги Олимпийского периода

Мы не сможем здесь рассмотреть всех олимпийских богов. Их было великое множество, но остановимся, на самых значимых образах. Но прежде, о самой горе Олимп. Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Впоследствии под Олимпом люди стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, то есть небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.

Зевс - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов, сын Кроноса и Реи. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Зевс может выполнять все функции любых других богов, поэтому мы встречаем его и как прародителя всего живого, и как воинственного Зевса и Зевса, утверждающего правосудие. Позднее многие и его функций были переданы другим божествам. Эти божества становятся как бы посредниками между человеком и верховным и недостижимым богом Зевсом.

Жизнь Зевса и других богов на Олимпе очень похожа на человеческую: Зевс постоянно борется за власть (на ранних этапах, во всяком случае). Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых весах судьбы героев. У Зевса несколько жен и множество детей. О некоторых из них мы еще поговорим в нашей работе.

Зевс дает людям законы и позднее эта его функция становится наиболее значимой. Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война - тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов. Зевс насылает проклятия провинившимся. Так Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении.

Зевсу соответствует римский Юпитер.

Гера - супруга и сестра Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. В этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса.

В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

Афродита - богиня любви и красоты. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная «богиня гор», спутница и добрая помощница в плавании «богиня моря», т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует всем, кто любит. Ее образ прекрасен и кокетлив. Афродита - богиня любви, вошедшая в мировую культуру под римским именем Венеры.

Аполлон - сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Он был наделен самыми разнообразными функциями - как губительными, так и благодетельными. Мы встречаем Аполлона прорицателя, Аполлона - целителя, музыканта, Аполлона - пастуха и охранителя стад. Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Аполлон - музыкант. Он покровитель певцов и музыкантов. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его любимцам были юноши Гиакинф (Гиацинт) и Кипарис, рассматриваемые также как ипостаси Аполлона.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Дионис. Мы уже говорили немного о культе Диониса и о том, какое он имел значение. Дионис один из самых близких людям богов. Указывали также, что Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как, прежде всего, божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Дионис нашел виноградную лозу. Ревнивая Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia буквально «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

К сожалению, объем работы не позволяет нам рассмотреть подробнее даже самых значимых божеств.

Стоило бы, конечно, уделить внимание Деметре, богине плодородия, и Аресу, богу войны, Гермесу, покровителю путников и торговли, и многим еще другим, чьи образы до сих фигурируют в том или ином виде во всей мировой культуре.

Но все-таки наша задача нам видится в утверждении акцентов на том, как формировалась и развивалась древнегреческая мифология, какие процессы происходили и как эти процессы повлияли на дальнейшие развитие мировой культуры. Для того, чтобы рассмотреть динамику отдельных образов необходимо отдельное исследование, так как божества древнегреческой мифологии не были статичными, их образы развивались, наделялись новыми функциями, иногда сильно отличающимися от начальных (и мы могли видеть это на примере того же Зевса или Аполлона).

Но нам было важнее отметить общие процессы, почем эти изменения вообще происходили. И мы дали ответ на этот вопрос в первых двух частях нашей работы, когда проследили, как менялось сознание человека с освоением природы, с изменением родоплеменных отношений, с возникновением государства.

По итогам краткого обзора некоторых божеств древнегреческой мифологии мы можем сделать один очень важный вывод - эти образы сохранились в веках и продолжают питать вдохновение многих людей искусства.

Заключение


Мы рассмотрели в нашей работе в общих чертах процесс развития древнегреческой мифологии и некоторые из центральных образов этой мифологии. Иногда мы говорили об античной мифологии, вместо древнегреческой, строго говоря, античная мифология - понятие более широкое, так как включает в себя и римскую мифологию, но если обратиться к материалу третьей главы, то мы увидим, что многие римские боги были заимствованы именно из греческой мифологии. И мы не случайно здесь об этом говорим. Этот факт является показательным. Поскольку римская культура, основываясь на древнегреческой дала начало всей европейской культуре (и мы говорим об этом постоянно в нашей работе - так как это ключевой момент рассматриваемой нами темы). Но здесь важно не только заимствование образов и каких-то культов, важна сама структура мышления. И мы рассмотрели, как постепенно человек от чувственного восприятия мира переходит к рациональному осмыслению природы, утверждает торжество разума. И все это явилось следствием особенностей развития древнегреческой мифологии. Мы отмечали по ходу работы, что первобытные представления древних греков очень похожи на представления других первобытных цивилизаций. Однако дальнейшее развитие очень отличается. В восточных мифологиях, а позднее и в восточной философии человек значительно дольше оставался включенным в природу, он был практичным человеком, тесно связанным с материей, но именно античная философия утвердила торжество разума. И это утверждение осталось незыблемым до сих пор. Конечно, существует множество теорий, формулирующих иную точку зрения, но именно рациональное осмысление - центральная линия развития всей европейской культуры от эпохи Возрождения до наших дней.

Помимо приоритета разума античная мифология (будем говорить здесь шире) подарила европейской культуре жизнелюбие, и не последнюю роль здесь сыграл культ Диониса.

И, наконец, последнее, что хочется отметить, мы много говорили о героях и их подвигах. Древнегреческие герои вдохновляли на подвиги многих героев более поздних времен. А миф о прекрасной Елене Троянской находит свои отголоски в битвах во имя прекрасной дамы. И много-много еще можно найти таких параллелей в жизни общества, что в очередной раз подтверждает, что древнегреческая мифология дала миру не только ворох образов, но во многом определила и правила поведения, и образ мыслей - то есть культуру во всех ее проявлениях. В первую очередь все это касается, конечно, европейской культуры, но европейская культура оказала огромное влияние на развитие русской культуры, не говоря уж об американской, которая во много выросла из европейской, которую привезли в Америку первые поселенцы. Есть, конечно, связи и с восточной культурой и связи эти очень древние, но все, же восточные культуры стоят несколько обособлено.

Список литературы


1.Боннар А. Греческая цивилизация - М: Искусство, 1992.

2.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

.Мифы народов мира - мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В, т.1 - М: Советская энциклопедия, 1980.

.Философия - учебное пособие для ВУЗов под ред. Лавренева - М: Юнити, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как известно, были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пантеон и жили на священной Итак, какие же боги Древней Греции - олимпийские? Таков рассматриваемый сегодня вопрос. Все боги Древней Греции подчинялись только Зевсу.

Является богом неба, молнии и грома. Считается и людей. Он может видеть будущее. Зевс удерживает равновесие добра и зла. Ему дана власть наказывать и прощать. Провинившихся людей он поражает молнией, а богов низвергает с Олимпа. В римской мифологии ему соответствует Юпитер.

Однако на Олимпе возле Зевса есть еще трон для его супруги. И занимает его Гера.

Является покровительницей брака и матерей во время родов, защитницей женщин. На Олимпе она жена Зевса. В римской мифологии ее аналог - Юнона.

Является богом жестокой, коварной и кровопролитной войны. Его услаждает только зрелище жаркого боя. На Олимпе Зевс терпит его лишь потому, что тот - сын громовержца. Его аналог в мифологии Древнего Рима - Марс.

Недолго остается бесчинствовать Аресу, если на поле боя появится Афина-Паллада.

Является богиней мудрой и справедливой войны, знаний и искусства. Считается, что она вышла на свет из головы Зевса. Ее прототип в мифах Рима - Минерва.

На небе взошла луна? Значит, по мнению древних греков, вышла на прогулку богиня Артемида.

Артемида

Является покровительницей Луны, охоты, плодородия и женского целомудрия. С ее именем связано одно из семи чудес света - храм в Эфесе, который сжег честолюбивый Герострат. Она и сестра бога Аполлона. Ее аналог в Древнем Риме - Диана.

Аполлон

Является богом солнечного света, меткой стрельбы, а также врачевателем и предводителем муз. Он брат-близнец Артемиды. Их матерью была титанида Лето. Его прототип в римской мифологии - Феб.

Любовь - прекрасное чувство. И покровительствует ей, как считали жители Эллады, такая же прекрасная богиня Афродита

Афродита

Она является богиней красоты, любви, брака, весны, плодородия и жизни. По легенде, она появилась из раковины или морской пены. Многие боги Древней Греции хотели на ней жениться, но она выбрала самого некрасивого из них - хромоногого Гефеста. В римской мифологии ее ассоциировали с богиней Венерой.

Гефест

Является считается мастером на все руки. Он родился с уродливой внешностью, и его мать Гера, не захотев иметь такого ребенка, сбросила сына с Олимпа. Он не разбился, но с тех пор стал сильно прихрамывать. Его аналог в римской мифологии - Вулкан.

Идет большой праздник, люди радуются, вино льется рекой. Греки считают, что это Дионис веселится на Олимпе.

Дионис

Является и веселья. Был выношен и рожден... Зевсом. Это действительно так, громовержец был ему и отцом, и матерью. Так сложилось, что возлюбленная Зевса, Семела, по наущению Геры попросила его явиться во всем своем могуществе. Как только он это сделал, Семела тут же сгорела в пламени. Зевс еле успел выхватить у нее их недоношенного сына и зашить его себе в бедро. Когда Дионис, рожденный Зевсом, вырос, отец сделал его виночерпием Олимпа. В римской мифологии его имя - Вакх.

Куда отлетают души умерших людей? В царство Аида, так бы ответили древние греки.

Это повелитель подземного царства мертвых. Является братом Зевса.

На море волнение? Значит, Посейдон чем-то разгневан - так считали жители Эллады.

Посейдон

Это и океанов, повелитель вод. Тоже приходится братом Зевсу.

Заключение

Вот и все основные боги Древней Греции. Но про них можно узнать не только из мифов. В течение веков художники сформировали единое мнение о том, Древней Греции (картинки представлены выше).