Черта оседлости евреев в российской империи причины. Чем было вызвано появление черты оседлости. «Евреи смеются, чтобы не плакать»

ЧЕРТА́ ОСЕ́ДЛОСТИ (полное название - черта постоянной еврейской оседлости; на иврите תְּחוּם הַמּוֹשָׁב , тхум х а-мошав ), территория, в пределах которой законодательством Российской империи было разрешено проживать евреям.

Возникновение черты оседлости не было вызвано стремлением российского правительства ограничить еврейское население в правах. Еврейское население, проживавшее на территории, отошедшей к Российской империи после первого раздела Польши (1772), было приписано к мещанскому и купеческому сословиям и получило равные права с остальными представителями этих сословий (о еврейском населении на территории России и законодательстве, действовавшем в конце 18 в., см. ). Согласно российским законам того времени, мещане и купцы могли проживать только в городах и местечках , к которым они были приписаны, и были лишены свободы передвижения из одного населенного пункта в другой. В 1782 г. для купцов Белоруссии было сделано исключение. Сенат разрешил им переезжать из города в город по коммерческим делам. Вскоре евреи-купцы из Белоруссии появились в Москве и Смоленске . Появление конкурентов вызвало недовольство и жалобы властям со стороны местных купцов-христиан. В своем ходатайстве московские купцы-христиане объясняли, что они жалуются на евреев, только заботясь о торговых интересах, и требовали удаления евреев из Москвы (подробнее об этом см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев). Действительно, московские купцы стремились устранить всех конкурентов, независимо от их происхождения, вероисповедания и сословной принадлежности. Купцы-евреи по распоряжению властей были выселены из Москвы.

Вопрос о разрешении евреям записываться в московское и смоленское купечество был рассмотрен «Советом государыни», который постановил, что евреям нельзя предоставить право записываться в купечество внутренних городов и что «от допущения их к этому не усматривается никакой пользы», но что они могут пользоваться правами гражданства в Белоруссии и что «сие право могло бы быть с пользой распространено и на Екатеринославское наместничество [см. Днепр ] и Таврическое». Это постановление приобрело силу закона после утверждения его указом Екатерины II от 23 декабря 1791 г. Это фактически положило начало созданию в России черты оседлости, то есть евреям было запрещено селиться за пределами указанной территории (Белоруссии, Екатеринославского наместничества, Таврической области). Ограждая, с одной стороны, в ущерб потребителям купечество внутренних губерний империи от еврейской конкуренции, закон, с другой стороны, способствовал заселению евреями малонаселенного и экономически бедного Новороссийского края и незадолго перед этим завоеванной Таврической области. Однако при этом российское правительство не стремилось специально ограничить гражданские права евреев, а только придерживалось существовавшей в то время в России практики относительно права купцов и мещан на передвижение. Как бы то ни было, данное положение (понятия черты оседлости тогда еще не существовало) стало основой существовавшего в Российской империи законодательства о евреях.

В результате второго и третьего разделов Польши (1793, 1795) к России отошли новые территории со значительным еврейским населением. 13 июня 1794 г. Екатерина II издала указ, в котором были перечислены территории, где евреям разрешено было постоянно проживать: Минская, Изяславская (впоследствии Волынская), Брацлавская (Подольская; см. Подолия), Полоцкая (Витебская), Могилевская, Киевская, Черниговская, Новгород-Северская губерния, Екатеринославское наместничество и Таврическая область. После третьего раздела Польши из земель, присоединенных к России, были образованы две новые губернии: Виленская и Гродненская, в которых разрешено было проживать евреям.

Размеры черты оседлости в дальнейшем не оставались неизменными: они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев.

В 1818 г. черта оседлости была расширена за счет Бессарабской области. В 1819 г. евреям-винокурам было разрешено селиться за пределами черты оседлости. Но уже с начала 1820-х гг. в политике правящих кругов России усилились юдофобские тенденции, и черта оседлости начала постепенно сокращаться. В 1821 г. евреи, обвиненные в «тяжком порабощении» крестьян и казаков, были изгнаны из сельских местностей Черниговской губернии, а в 1822 г. - из деревень Полтавской губернии. В 1823 г. могилевскому и витебскому губернаторам был дан указ о запрещении евреям селиться на казенных землях и о переселении их из сельских местностей в города и местечки.

Согласно докладам губернаторов, в результате выселения евреев из сельских местностей Могилевской и Витебской губерний, растянувшегося на восемь лет, «до сорока тысяч душ бродило вдоль дорог целыми семьями, с малолетними детьми».

Несмотря на столь явный экономический вред как для евреев, так и для христианского населения, в годы царствования Николая I (1825–55) из состава территории Российской империи изымались все новые и новые места, где евреям было разрешено постоянное жительство. Проведение такой политики обуславливалось личной юдофобией Николая I и его приближенных. Само понятие «черта оседлости» появилось в годы царствования Николая I. Черта оседлости была одним из главных инструментов российского правительства в проводимой им политике в отношении еврейского населения: с помощью черты оседлости пытались ограничить контакты еврейского населения с христианами, не допустить евреев во внутренние губернии России, изолировать их от крестьян (в эксплуатации которых, по мнению российских властей, евреи были повинны). Не последнюю роль в проведении подобной политики играли религиозные мотивы. Евреи уже в силу своего вероисповедания считались безнравственными, способными на обман христиан и ритуальные убийства. Как показало следствие по Велижскому делу , императоры Александр I и Николай I верили в возможность совершения евреями таких убийств. Николай I даже распорядился в 1828 г. о тайном розыске у евреев книги, предписывавшей им употребление христианской крови в ритуальных целях. Правящие круги считали, что евреи спаивают христианское население и способствуют распространению ереси жидовствующих в России. В 1825 г. последовало распоряжение о том, чтобы «из уездов, в коих находится секта субботников , или иудейская, и соседственных им уездов выслать всех евреев без исключения, где бы они ни находились, и впредь ни под каким предлогом пребывания там им не дозволять». Все эти факторы вели к сужению территории, разрешенной для проживания евреев.

В 1827 г. был издан императорский указ о выселении евреев из сельских местностей Гродненской губернии, в 1830 г. - из Киевской губернии. В 1827 г. был издан указ о выселении евреев из Киева в течение двух лет (впоследствии было отсрочено до февраля 1835 г.). Официально это мотивировалось прошениями киевских купцов-христиан, ссылавшихся на старинные городские привилегии, об устранении ненавистных им евреев из города. Однако уже в 1833 г. киевский генерал-губернатор Левашов писал об истинных причинах, побуждавших купцов требовать удаления своих конкурентов-евреев. Он писал, что признает проживание евреев в Киеве «полезным в том отношении, что они при умеренности и простоте в жизни имеют возможность продавать товары гораздо дешевле, так что решительно можно сказать, что с высылкой евреев многие товары и изделия не только вздорожают, но и вовсе невозможно будет их иметь». Опасения губернатора оказались не напрасными.

В 1829 г., вследствие прошения христианских купцов и ремесленников Митавы (см. Елгава), из Курляндии были удалены евреи, приехавшие из других мест. В том же году Николай I распорядился, чтобы евреи, не служащие в армии, были выселены из Севастополя и Николаева. В 1837 г., в соответствии с устным распоряжением Николая I, евреям запретили селиться в Ялте. В 1843 г. по указу императора евреям было запрещено проживать в пятидесятиверстной полосе вдоль границ Австрии и Пруссии. Введение такого запрета обосновывалось властями борьбой с еврейской контрабандой. Реализация этого указа затянулась на много лет. В 1858 г. он был применен лишь к тем евреям, которые поселились на приграничной территории после издания этого закона.

В годы правления Николая I власти делали все возможное, чтобы не допускать евреев в так называемые внутренние или великороссийские губернии. Только фабриканты, купцы и ремесленники могли при соблюдении определенных условий выезжать за пределы черты оседлости для кратковременного пребывания во внутренних губерниях. Сравнительно более длительное пребывание вне черты оседлости считалось столь важным делом, что каждый такой случай доводился до сведения кабинета министров. Но экономические интересы нередко побуждали местную власть смотреть сквозь пальцы на нарушение евреями запретов. Вообще же конфликт между большим значением для развития экономики государства торгово-промышленной деятельности евреев, с одной стороны, и ограничительным законодательством о жительстве и передвижении, с другой, постепенно стал настолько очевиден, что вызвал даже острые споры по этому вопросу в правительственных кругах.

Вопрос о разрешении хотя бы небольшой части еврейского населения покидать черту оседлости для постоянного проживания по всей территории государства был впервые поднят при разработке Положения о евреях от 1835 г., причем имелись в виду лишь купцы первой гильдии. Но Государственный совет принял отрицательное решение.

В целях удовлетворения местных нужд Положение о евреях от 1835 г., а затем и другие законы несколько облегчили условия для временного пребывания евреев за пределами черты оседлости. В соответствии с этим Положением врачи-евреи могли проживать там, где их принимали на государственную службу. Евреям было разрешено приезжать в Харьков на время ярмарок, так как оборот харьковской ярмарки упал в 1821 г. на девять миллионов рублей из-за того, что в этот год туда не допустили купцов-евреев.

Но все эти послабления в очень малой степени соответствовали насущным потребностям как еврейского общества, так и населения внутренних губерний. Поэтому евреи при содействии заинтересованных христиан нарушали ограничительные постановления. Сами власти иногда были вынуждены делать отступления от законов, но при этом местные власти устанавливали специальные ограничительные правила, чтобы всячески затруднить жизнь приехавших евреев. Такие правила были установлены местными властями для временного проживания евреев в Москве на территории Глебовского подворья. Таким образом, в Москве, как и в Киеве, было учреждено еврейское «гетто».

Сам император Николай I внимательно следил за тем, чтобы черта оседлости не нарушалась. В 1826 г. из Петербурга по распоряжению императора было изгнано большинство проживавших там евреев. В 1834 г. Николай I потребовал, чтобы евреям не предоставляли подряды в столицах. Когда шеф жандармов донес, что в Псковской губернии сыновья двух помещиков с дворовым человеком и тремя крестьянами ограбили трех невельских евреев, разъезжавших по уезду с мелочным товаром, Николай обратил внимание на то, что евреи оказались за пределами черты оседлости. Однако нужда заставляла евреев покидать черту оседлости, а христиан - принимать их у себя. Дело дошло до того, что пришлось установить штрафы с помещиков великоросских губерний за проживание у них евреев. Карту черты оседлости на 1835 г. см. в статье Россия. Евреи России в 1-й половине 19 в. Царствование Николая I .

Годы правления Александра II (1855–81) вошли в историю России как эпоха великих реформ. Преобразования проводились в различных сферах жизни. Довольно ограниченные изменения произошли и в еврейском вопросе. Одним из них стало разрешение на право жительства за пределами черты оседлости для некоторых категорий еврейского населения. Такому расширению прав предшествовало длительное обсуждение вопроса о черте оседлости в российском обществе и работа специального Комитета для определения мер коренного преобразования евреев в России (см. Россия. Эпоха «великих реформ» (1855–81). Исторический обзор. Изменение правового положения евреев). Комитет отверг проекты полной ликвидации черты оседлости. С подобными проектами выступили рижский купец Брайнин и новороссийский генерал-губернатор А. Строганов. Но правительство, ссылаясь на то, что российское еврейство все еще пребывает в состоянии «фанатизма и невежества», обосновывало невозможность полностью отменить черту оседлости. Оно обещало постепенно расширять права евреев, «по мере распространения между ними истинного просвещения, изменения их внутренней жизни, обращения их деятельности на полезные занятия». В результате предпринятых правительством преобразований право повсеместного жительства в Российской империи получила только меньшая часть населения. В 1859 г. такое право было предоставлено купцам первой гильдии, которые отныне могли переселяться во внутренние губернии вместе с семьями и брать с собой «служителей из своих единоверцев», но не более одного приказчика и четырех домашних слуг в провинции (в столицах число слуг определяли генерал-губернаторы); в 1861 г. - лицам, имевшим научную степень доктора или магистра. В 1865 г. был принят закон, предоставивший право повсеместного жительства некоторым категориям евреев-ремесленников. В дальнейшем Сенат принял ряд постановлений, объяснявших, что они и члены их семей имеют право жительства по всей империи только до тех пор, пока занимаются своим ремеслом. Разъяснения Сената определили круг лиц, на который распространялось действие закона. Право жительства получали только те ремесленники, которые занимались «обработкой вещей, требующей известной степени знания или искусства». Поэтому многие ремесленники - представители различных профессий - не подпадали под действие указа, в том числе наборщики в типографиях, землемеры, фотографы, каменщики, плотники, мясники, резники, настройщики музыкальных инструментов и др. Ремесленники - представители других профессий - в каждом конкретном случае добивались права повсеместного жительства после напряженной борьбы. Так, Сенат после многочисленных заседаний признал право повсеместного жительства за представителями следующих профессий: гравировщики, маляры, зубные техники, каменотесы по изготовлению памятников, стекольщики, часовщики и др. До образования официально зарегистрированного местного еврейского общества ремесленники, приехавшие во внутренние губернии, обязаны были платить налоги в своей старой общине, руководители которой в случае недоплаты могли не выслать им необходимые документы. В 1867 г. право повсеместного жительства в России было предоставлено евреям, отслужившим в армии по рекрутским наборам, и членам их семей. Это право сохранялось за потомками николаевских солдат.

Фактически в Российской империи существовала и другая, параллельная, «черта оседлости», хотя и не получившая официально подобного названия, - десять губерний Царства Польского. Долгое время евреи, проживавшие в этих регионах Российской империи, были изолированы друг от друга. Евреи из черты оседлости не могли переселяться в Царство Польское и наоборот. Только в 1868 г. последовала отмена этого ограничения, и евреям разрешено было переселяться из черты оседлости в Царство Польское и обратно.

Еврейские массы остались в пределах черты оседлости и после предоставления отдельным категориям права селиться во внутренних губерниях. Нищета в черте оседлости увеличивалась с каждым годом при высоком естественном приросте еврейского населения. Значительная часть евреев черты оседлости не могла найти работу: промышленность здесь была слабо развита, в сфере ремесла и торговли была огромная конкуренция, земледелие было практически недоступным (в пределах черты оседлости существовало незначительное количество еврейских земледельческих колоний /см. Земледелие /, но они не могли решить проблему трудоустройства).

Необходимость отмены черты оседлости для улучшения экономического положения как евреев, так и государства в целом была очевидна уже в 1860–80-х гг. как для еврейских общественных деятелей и публицистов, так и для определенной части русского общества. Еврейский историк И. Оршанский писал, что отмена черты оседлости и разрешение евреям повсеместного проживания будет «... способствовать оживлению торговли и городской жизни» России, с одной стороны, и улучшит экономическое положение еврейской массы, с другой.

Начиная с 1860-х гг., представители еврейского населения - штадланы (наиболее известными из которых были бароны Гинцбурги) и еврейские периодические издания, выходившие в России, добивались расширения и отмены черты оседлости. Однако надежды евреев-маскилим (см. Х аскала) на скорую отмену черты оседлости в России не оправдались.

Мнение о необходимости отмены черты оседлости, видимо, разделяли и некоторые правительственные чиновники в конце царствования Александра II, хотя политика правительства по этому поводу была непоследовательной. В циркуляре от 3 апреля 1880 г. министр внутренних дел Л. Маков предписал губернаторам внутренних губерний не выселять незаконно поселившихся в них евреев. Появление этого циркуляра было связано с ожидавшимся пересмотром всех законов о евреях. В то же время в 1880 г. по просьбе местной администрации евреям, за исключением лиц, имеющих ученые степени, и государственных служащих, было запрещено жить в области Войска Донского и владеть в ней имуществом.

Известный государственный деятель России С. Витте описывал, как в эпоху реакции принимались антиеврейские законы, в первую очередь закрывавшие различные районы страны для еврейского населения. Когда крупные сановники сомневались, что Государственный Совет и Сенат одобрят новые антиеврейские инициативы, поскольку они были совершенно незаконны, эти предложения принимали силу закона как высочайше утвержденные доклады министров царю. В результате законы о евреях, особенно о праве жительства для различных категорий еврейского населения, представляли собой, по определению С. Витте, «смесь неопределенности с возможностью широкого толкования в ту или другую сторону. На этой почве создалась целая куча всяких произвольных и противоречивых толкований». Так, до 1889 г. в России считалось, что права, приобретенные женщиной после замужества, остаются и после смерти мужа. В соответствии с этим еврейки, чьи мужья имели высшее образование, имели право жить за пределами черты оседлости и после смерти мужа. В 1889 г. собрание первого и кассационного департаментов Сената приняло постановление, которое утверждало, что жены и вдовы евреев, имеющих повсеместное право жительства по образовательному цензу, не могут жить за пределами черты оседлости отдельно от мужей. Несмотря на это постановление, Сенат часто отменял решения местных властей об их высылке. Но в 1903 г. было принято решение Государственного Совета, высочайше утвержденное, подтверждавшее постановление 1889 г. В соответствии с этим в 1904 г. из ряда городов стали выселять жен евреев-врачей, призванных в армию во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Только указ 11 августа 1904 г. (об указе см. ниже) предоставил женам право повсеместного жительства отдельно от мужей.

В 1880–90-х гг. местная администрация очень расширительно толковала Временные правила 1882 г. Так, евреев обязывали жить только в тех селах и деревнях, где их застало введение Временных правил 1882 г., запрещали им переезжать из одного села в другое, отлучаться из деревни на короткий срок.

В конце 1880-х - начале 1890-х гг. последовал ряд указов о выселении евреев из разных городов и регионов России. С присоединением Таганрогского градоначальства и Ростовского уезда (см. Ростов-на-Дону) к области Войска Донского (1887) на эти районы были распространены действовавшие в ней ограничения в праве жительства евреев (см. выше), которые не касались евреев, живших в Таганрогском градоначальстве и Ростовском уезде до 1887 г. В 1891–92 гг. были выселены из Москвы евреи-ремесленники и отставные солдаты, служившие по рекрутским наборам, и члены их семей. В 1892 г. по указу Александра III в Кубанской и Терской областях разрешено было жить только евреям с высшим образованием. В 1893 г. из черты оседлости была исключена Ялта как место отдыха царской семьи, в ней разрешено было остаться только евреям, имевшим право повсеместного жительства, все остальные были изгнаны. В январе 1893 г. министр внутренних дел И. Дурново отменил циркуляр Л. Макова (см. выше), на основании которого евреи, не имевшие права жительства во внутренних губерниях, но поселившиеся в них, могли там оставаться до пересмотра всех законов о евреях. Выселению подлежало 70 тыс. еврейских семей. Этот циркуляр после многочисленных ходатайств представителей еврейских обществ был несколько смягчен высочайшим повелением, последовавшим в июле 1893 г. Губернаторы получили право ходатайствовать о разрешении оставить еврейские семьи в губернии. В отношении евреев Лифляндии и Курляндии продолжал действовать циркуляр Л. Макова. В начале 1890-х гг. власти при помощи юридической казуистики стали вводить не указанные в законах ограничения прав евреев. Например, женам евреев, имевших право повсеместного жительства, не разрешалось приезжать на отдых в Ялту без мужей. В Москве и других городах России полиция выселяла жен евреев, имевших право жительства, если их мужья хотя бы временно уезжали по делам.

Существование черты оседлости порождало ряд злоупотреблений местных властей при предоставлении евреям права на жительство в различных населенных пунктах империи. Так, в Киеве в конце 19 в. - начале 20 в. полиция устраивала ночные облавы на евреев, не имевших вида на жительство в городе.

В первые годы царствования Николая II (1894–1917) продолжалась политика ограничения евреев в праве жительства, проводимая при Александре III. Так, в 1896 г. был издан закон, запрещавший солдатам-евреям оставаться за пределами черты оседлости во время отпусков. Следовали все новые и новые выселения евреев из внутренних губерний и сел и деревень черты оседлости. Благодаря влиянию московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, на своего племянника императора Николая II, в Москве в 1890-е гг. было введено особое антиеврейское законодательство. Так, в 1897 г. высочайшим повелением было запрещено селиться в Москве евреям, изучающим фармацевтику, «фельдшерское и повивальное искусство». 22 января 1899 г. кабинет министров принял постановление, затрудняющее запись евреев - купцов первой гильдии в купеческое сословие города Москвы. Местная администрация, стремившаяся к изгнанию евреев, причисляла к сельским местностям территории, прежде относившиеся к городам и местечкам (например, пригороды, меняла статус того или иного населенного пункта с местечка на село), и автоматически евреи, поселившиеся там после введения Временных правил 1882 г., подлежали выселению. Все эти и другие ограничения прав еврейского населения России крайне негативно отразились на его экономическом положении. В 1897 г. около половины евреев в черте оседлости были безработными.

Тяжелое экономическое положение, полнейшее политическое бесправие, погромы 1881–82 гг. и 1903–1906 гг. привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России. В 1881–1914 гг. только в США из России эмигрировали один миллион пятьсот пятьдесят семь тысяч человек (см. ).

Многие представители еврейской молодежи, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием жизни в черте оседлости, в конце 19 в. - начале 20 в. приняли участие в революционном движении. Ликвидация черты оседлости и предоставление евреям гражданского равноправия была основным лозунгом еврейских партий (Бунда, Союза для достижения полноправия еврейского народа в России). Это требование, наряду с отменой всех ограничительных законов против евреев, было включено в петиции к правительству еврейских общин России (1904).

Вопрос о существовании черты оседлости в конце 19 в. - начале 20 в. привлек к себе внимание российской общественности. Он широко обсуждался на страницах «левой» и «правой» прессы, издававшейся тогда в России. Появился целый ряд публицистических и научных работ, посвященных этому вопросу, среди них книга А. Субботина «В черте еврейской оседлости» (СПб., 1890) и И. Галанта «Черта еврейской оседлости» (Киев, 1910).

Либеральные круги российской общественности, известные русские писатели, общественные и политические деятели выступали против существования черты оседлости (писатели Л. Толстой и Л. Андреев, один из лидеров конституционно-демократической партии (кадеты) П. Милюков и мн. др.). В то же время «правые» и черносотенные издания и организации требовали не только сохранения черты оседлости, но и введения новых ограничений в праве жительства для евреев. Существование черты оседлости подрывало международный авторитет государства и вредило экономическим отношениям Российской империи с другими странами (многие зарубежные банкиры и промышленники-евреи отказывались предоставлять России кредиты и делать капиталовложения в ее экономику из-за бесправного положения в этой стране своих единоверцев).

В обстановке резкого обострения политической борьбы в России накануне революции 1905–1907 гг. русское правительство осуществило крайне незначительное смягчение антиеврейского законодательства в 1903–1904 гг. Так, указ 10 мая 1903 г. разрешил евреям проживать в 101 селении черты оседлости, которые фактически стали местечками. Высочайший указ 11 августа 1904 г. «О некоторых изменениях в действующих постановлениях о правах жительства евреев в различных местностях Империи» предоставил отдельные льготы некоторым группам еврейского населения. Право повсеместного жительства было предоставлено советникам коммерции и мануфактуры, участникам русско-японской войны 1904–1905 гг. и членам их семей. В сельской местности черты оседлости было разрешено проживать купцам первой гильдии и некоторым категориям ремесленников. Купцам, жившим в пределах черты оседлости, и их приказчикам было разрешено приезжать во внутренние губернии неограниченное число раз в году, и они могли прибывать не только «для покупки товаров», но и «для производства торговли и промыслов». В годы первой русской революции (1905–1907) многие российские государственные деятели осознали, что для прекращения революционных событий, в которых принимали массовое участие евреи, необходимо отменить хотя бы некоторые антиеврейские ограничения. Этого мнения придерживались, в частности, председатели Совета министров И. Л. Горемыкин (апрель 1906 г. - июль 1906 г.; январь 1914 г. - январь 1916 г.) и П. Столыпин (июль 1906 г. - сентябрь 1911 г.). По настоянию П. Столыпина после обсуждения в Совете министров в октябре 1906 г. был составлен особый журнал, в котором говорилось об отмене некоторых ограничений для евреев. Предполагалось отменить запрет на проживание евреев в сельской местности в пределах черты оседлости и запрет на проживание в сельской местности по всей империи для лиц, имевших право повсеместного жительства (за исключением областей Донского, Терского, Кубанского казачьих войск). Но Николай II отказался утвердить это предложение Совета министров.

Под давлением общественного мнения, политических событий и в силу экономических интересов государства российские власти все же пошли на некоторое смягчение Временных правил от 3 мая 1882 г. и расширение черты оседлости. До начала Первой мировой войны около трехсот населенных пунктов России были дополнительно включены в число территорий, на которых было разрешено проживание евреям.

В 1910 г. евреи-депутаты Государственной думы Н. Фридман и Л. Нисселович при поддержке конституционно-демократической партии предложили на рассмотрение Думы законопроект об отмене черты оседлости. Л. Нисселович собрал под этим законопроектом подписи 166 депутатов, в том числе 26 членов партии октябристов. Но правые депутаты не допустили его обсуждения на пленарном заседании Государственной думы и добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где он фактически не рассматривался.

В годы Первой мировой войны западные губернии черты оседлости стали зоной боевых действий и были оккупированы противником. В 1914–15 гг. по распоряжению антисемитски настроенного командования русской армии (главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича, и начальника штаба ставки, генерала Н. Янушкевича) из района прифронтовых действий было выслано большое количество евреев. Например, из Ковенской губернии выселение было поголовным. В массовом порядке еврейское население выселялось из оккупированной русскими войсками Галиции.

Города и местечки черты оседлости (частично оккупированной германскими войсками) не могли вместить сотни тысяч высланных и бежавших евреев. Летом 1915 г. делегация Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО) во главе с Г. Слиозбергом и бароном А. Гинцбургом посетила министра внутренних дел, князя Н. Щербатова, обратившись к нему с просьбой об открытии внутренних губерний для евреев. На заседании Совета министров при обсуждении этого вопроса министр иностранных дел С. Сазонов указал, что союзники России недовольны преследованиями евреев, о которых много говорит немецкая пропаганда. Было решено, что «... необходим демонстративный акт по еврейскому вопросу». Но, опасаясь активного сопротивления правых фракций в Государственной думе, министры предпочли фактически ликвидировать черту оседлости на основании статьи 158 «Положения об учреждении министерств», дававшей правительству возможность в особых случаях принимать чрезвычайные решения в обход законов, но с разрешения императора, то есть без утверждения в Государственной думе. 15 августа 1915 г. был издан циркуляр Н. Щербатова, разрешавший «евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного». Запрет на проживание евреев сохранялся в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, в сельской местности и на курортах, где отдыхала царская семья.

В августе 1915 г. в Государственной думе образовался так называемый Прогрессивный блок, в который вошли как правые группы (прогрессивные националисты во главе с В. Шульгиным), так и центристы (октябристы), а также фракция кадетов. Депутаты-евреи, которые были членами этой фракции, также вошли в Прогрессивный блок, требовавший создать «правительство общественного доверия». В отношении еврейского вопроса в программе блока говорилось о необходимости «отмены ограничений в правах евреям, в частности, дальнейших шагов к отмене черты оседлости...» Однако до падения российского самодержавия, несмотря на все усилия различных политических сил и российской общественности, направленных на ликвидацию черты оседлости, она продолжала существовать (в последние годы в значительно расширенном виде).

Полная ликвидация черты оседлости в России произошла после Февральской революции 1917 г. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским при участии членов Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы (эта организация была создана в начале Первой мировой войны. Подробнее см. Россия. Евреи России в конце 19 в. - начале 20 в.). Этим законодательным актом (опубликован 22 марта 1917 г.) отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». По просьбе Политического и информационного бюро при евреях-депутатах 4-й Государственной думы евреи в постановлении отдельно не упоминались, однако в него вошел перечень статей российских законов, утративших силу с принятием этого постановления. Почти все эти статьи (их было около 150) содержали те или иные антиеврейские ограничения. Отмене подлежали, в частности, все запреты, связанные с существованием черты оседлости.

Первая мировая и гражданская войны, революция, отмена черты оседлости способствовали разрушению традиционного уклада еврейской жизни и переселению еврейского населения из местечек в крупные города и внутренние районы России.

Катастрофа европейского еврейства окончательно уничтожила население еврейских местечек, в которых после войны проживало очень мало евреев.

КЕЭ, том: 9.
Кол.: 1188–1198.
Издано: 1999.

Черта оседлости - так назывались территории Российской империи, за границами которых евреям было запрещено постоянное проживание (полное название - «Черта постоянной еврейской оседлости» или «черта постоянного жительства евреев» ). Сегодня большая часть этих земель находится в пределах современных Украины, Беларуси, Литвы, Польши. Запрет евреям проживать за чертой оседлости был введен в конце XVIII в. Екатериной II и официально действовал вплоть до Февральской революции 1917 г. Исключение в разное время делалось для нескольких категорий граждан, как то: купцы I-ой гильдии (с 1859 г.); приписанные к ремесленным цехам; горские и бухарские евреи; некоторые другие категории.

Именно в границах черты оседлости окончательно оформилась та уникальная еврейская культура быта, непременные символы которой - язык идиш , клезмерская музыка и еврейское местечко , и которую воспели в своих произведениях выходцы из черты оседлости Ю.Пэн, М. Шагал, Шолом-Алейхем и другие. Но самое главное - именно здесь находились духовные центры еврейского народа - центры Торы, как, например, знаменитые ешивы Воложина и Мира ; именно в черте оседлости родились и возмужали многие духовные лидеры еврейского народа, такие, как Хафец Хаим , Альтер ребе , раби Й.-Д. Соловейчик из Бриска , раби Нахман из Браслава и многие другие.

История черты оседлости

Уже несколько веков евреи проживали в Речи Посполитой. Во второй половине XVIII в. Польско-Литовское государство в три этапа было разделено между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Обширные земли, на которых проживали сотни тысяч евреев, отошли к Российской империи. В 1791 году Екатерина II выпустила указ, который определял те области и города, в которых евреям было дозволено проживать и торговать.

В черту оседлости входили мелкие города и поселки городского типа - т.н. «местечки», а проживание в сельской местности и владение землей, даже в границах оседлости, запрещалось. Некоторые крупные города в разное время также исключались из черты оседлости. В большинстве районов Киева, например, селиться было запрещено.

Неприкрытая юдофобская политика как центральных, так и местных властей, частые погромы , всяческие ограничения в правах, увеличенные чуть ли не вдвое по сравнению с обычными гражданами налоги и подати - вот примерная картина тех ущемлений, которые претерпевали евреи в черте оседлости. Через некоторое время к этому добавилась рекрутская повинность - юных еврейских мальчиков забирали в кантонисты , отрывая из от семьи, от общины и от иудаизма. Повсеместная нищета среди евреев стала привычным делом.

В эпоху Александра II, стали приниматься законы, постепенно облегчающие жизнь еврейских городов и местечек. Не сразу, шаг за шагом, было дозволено селиться за чертой крупным купцам, евреям с высшим образованием, врачам. Однако после убийства императора его сын, Александр III, прекратил либерализацию. Во-первых, в числе революционных движений уже тогда было немало евреев, а во-вторых, сам император и его окружение придерживались антиеврейских взглядов.

Революция 1905-1907 гг. коренным образом ситуацию не изменила. С одной стороны, с переменным успехом стали приниматься чуть более либеральные законы, с другой стороны - набирали силу «черносотенцы» и подобные им партии, в обществе обострился антисемитизм, участились погромы, которые иногда - при попустительстве властей - принимали просто ужасающий масштаб. В 1911 году началось знаменитое дело Бейлиса. С началом Первой мировой войны не редки стали бездоказательные обвинения евреев в шпионаже и измене, что опять-таки приводило к погромам и казням.

Лишь в 1917 году, после Февральской революции в России, Временное правительство отменило все ограничения.

Местечко и духовная жизнь народа

Несмотря на нищету и погромы, этот период дал огромный импульс развитию еврейской общины и духовной жизни. Феномен местечка способствовал сплоченности людей и взаимопомощи среди евреев.

В Торе есть повеление - «кдошим тихйу» , что можно перевести как «Святы будьте» . Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара - правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара , существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

К сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации , так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Еврейское местечко несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации.

И хотя с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы - сейчас наблюдается расцвет, но с точки зрения качества - ситуация оставляет желать лучшего.

В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в ешиве, не могут похвастаться такими успехами.

Раньше простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина, и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет.

Как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Так называемая «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» - свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

20 марта 1917 года на заседании Временного правительства по представлению министра юстиции А.Ф. Керенского было принято Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Это и было тем актом, который де-юре дезавуировал 126-летний позор императорской России, — черту еврейской оседлости, или просто черту. Но ни выражение «черта оседлости», ни слово «евреи», по просьбе представителей «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», в тексте даже не назывались.

Черта оседлостиэта своего рода клетка для российского еврейства — была главным символом государственного антисемитизма и дискриминационной антиеврейской политики царской России. Самой последней среди европейских стран полиэтническая Россия разомкнула наконец наручники на запястьях пятого по численности своего народа и признала элементарное — достоинство и равноправие своих еврейских сограждан.

«Черта постоянной еврейской оседлости» — это ареал, открытый для легального и постоянного проживания в Российской империи тех, кто исповедует иудаизм, то есть евреев как конфессии. За пределами ее периметра проживание евреев строго воспрещалось и преследовалось, за исключением «выкрестов» (крещеных евреев) и тех категорий конфессиональных евреев, для которых делались целесообразные исключения. Как институт власти черта оседлости неотделима от репрессий против нарушителей ее режима, причем главной формой наказания являлась высылка.

Ограничения имелись и внутри самой черты, например, на проживание евреев в сельской местности.

Как таковая черта в России была введена в царствование Екатерины II, на которое пришлись все три раздела Польши (1772, 1793 и 1795), каждый из которых добавлял империи на Западе обширные земли, плотно заселенные евреями или, по-польски, «жидами».

Де-юре это произошло в конце 1791 года, а де-факто — существенно раньше: по одной версии — в 1780 году, когда в Могилевской и Полоцкой губерниях купцов-евреев уравняли в правах с неевреями, а по другой — в 1790-м по инициативе московских купцов, всерьез напуганных еврейской конкуренцией. 72 купца-еврея с семьями были тогда обвинены в демпинге и контрабанде, изгнаны из Москвы и Смоленска с ограничением их правожительства Белоруссией и Новороссией: по сути, это была первая внутрироссийская депортация евреев.

В 1795 года Екатерина приказала выселить евреев из деревень. Тогда же, в 1795 году, был забит и первый «внутриеврейский» клин в России — между евреями-ашкеназами как дискриминированным контингентом, для которого, собственно, и вводилась черта оседлости, и горскими евреями и караимами как полноправными и свободными гражданами страны.

После 1818 года в России оказалось сосредоточено около половины всего мирового еврейства, причем всех их империя чистосердечно потчевала традиционными еврейскими кушаньями: удвоенным налогообложением например.

Периодами относительной либерализации в еврейском вопросе были царствования Павла I и Александра II.

Именно Александр II с первых дней своего царствования, пусть и не всегда последовательно, взял курс на либерализацию статуса вверенных ему евреев. При нем правомочие на постоянное пребывание вне черты получили купцы I и II гильдии, выпускники вузов, лица со степенью доктора или магистра, мастеровые и ремесленники, в т.ч. механики, винокуры и пивовары, отставные рекруты, помощники аптекарей, дантисты, фельдшеры и повивальные бабки.

Престолонаследник же, Алек-сандр III, став царем, зарекомендовал себя убежденным контрреформатором и, пожалуй, самым яростным антисемитом во всей династии Романовых. С его воцарением по России прокатилась первая из трех больших волн еврейских погромов — в 1881—1884 годах (две другие — 1903—1906 и 1917—1921 годов — выпадут на властвование Николая II и на безвластие Гражданской войны). Нет, он не давал указаний погромщикам, но его отношение превосходно характеризует пассаж из письма варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко: «Сердце мое радуется, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская ». (Впрочем, любой цинизм лучше фанатизма, и даже такое отношение — прогресс на фоне максимы Елизаветы I: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли»!).

Быть может, самым страшным для евреев при Александре III оказалось даже не изменение правового поля, а устрожение правоприменения. В 1891-1892 годах из Москвы, например, было выселено около 40 тысяч евреев. Излюбленной мишенью стали жены евреев, имевшие не личное, а косвенное, то есть замкнутое на их мужей, правожительство: стоило мужу выехать по делам хотя бы на короткое время, как жена оказывалась в зоне риска.

Толерантности позднего Александра III едва-едва хватало на то, чтобы прощать С.Ю. Витте, своему министру финансов, свободное от антисемитизма и сугубо прагматичное отношение к евреям. Вот сценка из воспоминаний Витте, относящаяся ориентировочно к 1893 году: «В первые годы моего министерства при Императоре Александре III, Государь как-то раз меня спросил:«Правда ли, что вы стоите за евреев?» Я сказал Его Величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и просил позволения Государя задать Ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил Государя, может ли Он потопить всех русских евреев в Черном море? Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им возможность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными Государя.

Его Величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни ».

Царствование Николая II явилось продолжением отцовской, а не дедовской, линии. Этот последний русский царь, этот будущий православный святой с якобы мироточащим в сегодняшнем Симферополе бюстом, — верил не только в Распутина и его байки, но и в «Протоколы сионских мудрецов», а когда выяснилось, что «Протоколы» — фальшивка, не постеснялся сожалеть об этом. Открыто симпатизируя «Союзу русского народа», он искренне, как и все черносотенцы, полагал, что в погромах сами жиды и виноваты.

Не забудем и введенную в 1886 году при министре народного просвещения И.Д. Делянове и обер-прокуроре Священного Синода К.К. Победоносцеве numerus clausus для государственных гимназий и университетов, более известную как «трехпроцентная норма». На самом деле норма эта заново устанавливалась ежегодно и фактически колебалась вокруг следующих квот: в черте оседлости — не более 10%, на остальной территории России — не более 5%, а в Москве и Санкт-Петербурге — не более 3%. «Нормы» эти, как правило, полностью выбирались медалистами, что фактически закрывало остальным дорогу к отечественному высшему образованию и толкало их или в заграничные университеты, или к вынужденно-циничному крещению.

Как писал Бенедикт Лившиц, «университетский диплом в руках еврея был, кроме того, овеществленным оскорблением, нанесенным государственному строю, символом победы, одержанной над сводом законов, над рогатками черты оседлости и, свидетельствуя об особенном упорстве и настойчивости обладателя документа, становился волчьим паспортом ».

Не случайно в царствие Николая II по России с грохотом прокатился новый вал погромов, начавшийся в апреле 1903 года с кишиневского. После чего погромы и черта оседлости сделались предметом не только внутренней, но и внешней политики, став камнем прет-кновения на переговорах с иностранными державами о новых займах России. Так, в 1904—1905 годах президент США Рузвельт несколько раз делал представления России, жестко требуя от нее изменений в еврейском вопросе и строгого соблюдения Русско-Американского соглашения о торговле и навигации 1832 года. Но пароксизмы и миазмы антисемитизма были царю дороже, в его голове жила такая сюрреалистическая схема: коль скоро договор подразумевает подчинение американских граждан в России российскому законодательству, то, стало быть, к американским евреям применим… режим черты оседлости! Он как бы мысленно расширил черту, включив в нее и США! Штаты подождали немного — и денонсировали в 1911 году соглашение 1832 года.

Еврейские погромы в Кишиневе, 1903 год. Фото: РИА Новости

Политическое бесправие и депортации привели к тому, что началась массовая эмиграция евреев из России, а погромы ее многократно усилили: в 1881—1914 годах только в США из России эмигрировало более 1,5 млн человек, причем экономически и творчески наиболее активных и продвинутых. Эта мощная волна еврейской эмиграции из России привела к тому, что ее возможности и шансы богатеть благодаря своим еврейским согражданам ощутимо сузились, тогда как у стран их принимавших, — прежде всего у США и Палестины, — ощутимо расширились.

Еврейская же молодежь из числа остающихся изо всех сил рвалась сквозь бастионы черты оседлости и столь же массово уходила «в революцию», во все ее ответвления и рукава. Власть привыкла к покорным и трусливым евреям, а тут — такая борьба, такая самоотверженность, такая готовность к самопожертвованию, такое презрение к собственной смерти! Это напугало власть, заставило ее подумать не только о кнуте, но и о прянике, по возможности небольшом.

Общее бесправие, униженность, запертость в черте оседлости большей части еврейского населения, крупнейшей в мире, в том числе и по численности еврейских граждан, державы — державы, претендующей на свой высокий пюпитр в европейском «квартете» и глобальном «оркестре», — смотрелись вопиющим атавизмом, одновременно бельмом и бревном в российском глазу. Упрямое — вопреки всему — отстаивание черты оседлости подрывало международный авторитет Российской империи, тянуло ее вниз и назад, осложняло экономические связи с другими странами.

Неудивительно, что призывы к царям и правительствам об отмене черты оседлости и об уравнении евреев в правах звучали постоянно, и не только из еврейских кругов, но и от высокопоставленных российских чиновников и выдающихся гуманитариев: таких как Сперанский, А.Г. Строганов, Витте, Столыпин, Милюков и Лев Толстой. На стыке XIX—XX веков отмена черты оседлости стала частью программ большинства общероссийских партий, кроме черносотенных. Между левыми и центристами был консенсус, неплохо сформулированный Витте: «Я был бессилен заставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас, русских, и для Российской Империи ».

Витте улавливал и провиденциальную связь между еврейской политикой царя, революцией и судьбой монархии: «Я убежден в том, что, покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится ».

Но при всех царях, не исключая и Александра II, российское правительство упорно отказывалось от ликвидации черты, обещая взамен лишь медленное и постепенное расширение прав евреев — по мере прогресса их ассимиляции, без которой никакая их интеграция в российскую державу невозможна. 31 мая 1910 года евреи-депутаты Госдумы Н. Фридман и Л. Нисcелович при поддержке кадетов все же вынесли законопроект об отмене Черты на рассмотрение Думы. Их поддержали 166 депутатов, в том числе 26 от партии октябристов. Но правые добились передачи законопроекта в комиссию о неприкосновенности личности, где его благополучно замылили.

Развязка, однако, наступила иначе и как бы сама собой — во время и благодаря Первой мировой войне — этому геополитическому суициду Империи. Тупость ее развязывания и бездарность ведения — ровно того же происхождения, что бездарность и тупость в еврейской политике.

Так, в 1914—1916 годах по причине якобы их поголовной нелояльности, из западных прифронтовых губерний во внутренние губернии России было выселено 250—350 тыс. евреев, причем на сборы им давались всего лишь 24 часа.

Однако все отдельные выселения, как отмечал С. Вермель, посвятивший им серию обобщающих статей, «бледнеют перед грандиозным массовым выселением из Ковенской и Курляндской губернии» . Ввиду быстрого наступления немецкой армии 30 апреля 1915 года для Курляндской и 3 мая для Ковенской и, частично, Сувалкской и Гродненской губерний последовали распоряжения русской военной администрации о немедленной и поголовной депортации всех местных евреев. Всего из Курляндии тогда было выселено около 40 тыс. чел., а из Ковенской — 150—160 тысяч. Местами их нового поселения были назначены отдельные уезды Полтавской, Екатеринославской и Таврической губерний. В июне 1915 года выселение евреев продолжилось, захватив теперь уже Юго-Западный край — Подольскую и Волынскую губернии. И все это — невзирая на то, что почти в каждой еврейской семье кто-нибудь да воевал и что еврейскую молодежь, в том числе и из числа выселенцев, продолжали призывать в действующую армию! Приходится констатировать, что подход царского правительства к т.н. «враждебно-подданным интернированным» во многом предвосхитил страшные и бесчеловечные черты депортационной политики советского государства.

Едва лишь подув на черту оседлости, война фактически сдула, уничтожила ее: еврейские беженцы, эвакуированные и интернированные, расселились по внутренним губерниям далеко и широко. Признанием этого факта стал циркуляр очередного министра внутренних дел Н.Б. Щербатова от 15 августа 1915 года, изданный под давлением еврейских организаций и межпартийного Прогрессивного блока в Думе. Формально он не упразднял черту оседлости, но разрешал евреям жить (разумеется, временно!) во всех городских поселениях страны, кроме столиц и местностей, находившихся в ведении министерств Императорского двора (Москва, Петербург, Ялта, Царское Село, области казачьих войск, а также — по-прежнему — сельская местность). При обсуждении самой проблемы в правительстве министр иностранных дел С. Сазонов настаивал на принятии демонстративного акта по еврейскому вопросу, так как союзники крайне недовольны преследованиями евреев, о которых так много (и, очевидно, верно) говорит немецкая пропаганда.

Но Николай II так и не пошел на юридическое упразднение черты. Это сделало низложившее его Временное правительство.

Просуществовав де-юре 126 долгих и унизительных для евреев лет, черта навсегда осталась в российской истории несмываемым и дурно пахнущим пятном.

Впрочем, российский государственный антисемитизм вовсе не умер 20 марта 1917 года. На какое-то время он просто перестал быть державно-имперским. А с последовавшим затем крахом материка российской государственности, с распадом его на десятки постоянно перекраиваемых и воюющих друг с другом островов — эфемерных республик, гетьманств, директорий, эмиратов, ханств и прочих гуляй-полей — государственный антисемитизм растекся и возродился в большинстве из них, что вновь привело к погромам периода Гражданской войны, неслыханным до этого по своей жестокости в российско-еврейской истории.

С укреплением советской государственности, с ее постепенным переводом стрелок с де-юре классовых на де-факто национальные рельсы, антисемитизм вернулся и в государственную политику СССР. Еще бы! Как удобно иметь под рукой пассионарный контингент, на который всегда можно переложить ответственность за то или другое. Максимум доморощенного антисемитского энтузиазма в 1920-е и 1930-е годы наблюдался там, где евреев было особенно много, — в пределах бывшей черты, и в особенности на Украине. Заигрывание с «Джойнтом» 1 и ОЗЕТом 2 обернулось созданием в 1934 году Еврейской автономной области на Дальнем Востоке, в Биробиджане, на приамурских черноземах, такой карикатуры на Палестину и мечтательной заготовки Кремля для новой черты на востоке.

А война с фашизмом и Холокост обернулись вовсе не скорбью и солидарностью с евреями, а главпуровским их отрицанием в качестве главных жертв национал-социалистического этноцида, плавно перетекшим в «безродный космополитизм» уцелевшего еврейства. Миф же о гневе народном и о несостоявшейся депортации евреев в Биробиджан — это пик позднесталинского антисемитизма, отдаленно напоминающего антисемитизм поздней Екатерины II. При Хрущеве и Брежневе государственный антисемитизм напоминал скорее эпоху Александра III: все опустилось на уровень карьерной и образовательной дискриминации (та же numerus clausus, только гораздо худшая, потому что негласная и произвольная), а также борьбы с эмиграцией и правом на эмиграцию. При Горбачеве государственный российский антисемитизм сходил на нет, зато расцвел антисемитизм корпоративный и частный (общество «Память» и иже с ним). При Ельцине уже начали бороться и с корпоративным антисемитизмом, но тем не менее генералу Альберту Макашову с рук сходили любые высказывания, даже такое: «Евреи так нахальны потому — позвольте я по-своему, по-солдатски скажу, — потому, что из нас еще никто к ним в дверь не постучал, еще никто окошко не обоссал. Потому они так, гады, и смелы!» (сказано в феврале 1999 года на съезде казаков в Новочеркасске).

При Путине антисемитизм практически сошел на нет, и только на 18-м году его правления, после нескольких лет активной клерикализации государства и общества и агрессивной защиты даже не прав, а чувств и рефлексов условных «верующих» что-то, похоже, изменилось.

Традиционным запашком снова повеяло из Охотного Ряда — из думских уст. 23 января 2017 года вице-спикер от правящей партии Петр Толстой произнес: «Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах — на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

Еще немного, и кто-то из нынешних охотнорядцев поведает нам о пархатых христопродавцах, об авторизованных протоколах закулисных мудрецов и о вкуснейшей маце на крови христианских младенцев.

Павел Полян —
для «Новой»

1 Международная еврейская благотвори-тельная организация.
2 Общество землеустройства еврейских трудящихся (1925—1938).

Черта оседлости, черта еврейской оседлости, черта постоянной еврейской оседлости /ивр. תְּחוּם הַמּוֹשָׁב, тхум ха-мошав / ─ граница территории в Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1917 гг. запрещалось постоянно проживать евреям.

Это явление возникло вследствие указа Екатерины II от 23 октября 1791 г., после присоединения земель Речи Посполитой вместе с её еврейским населением, для которого определялась территория России, где евреям дозволялось селиться и торговать, эта территория охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа ( и местечки) значительной части Польши, Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Новороссии. Указом от 23 июня 1794 г. список территорий, включенных в черту оседлости был несколько расширен (в основном, за счет украинских земель) Евреям, проживавшим на этих землях, предписано записаться в мещанское и купеческое сословия, приписаться к и местечкам, что означало для них фактическое запрещение постоянно проживать в сельской местности.

Окончательное юридическое оформление черты оседлости зафиксировало «Положение об устройстве евреев» 1804 г., которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. Официально в состав черты оседлости включены следующие губернии: Бессарабская, Виленская, Витебская (включая Себежский и Невельский уезды, Велижский уезд и три Инфляндских уезда), Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилёвская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская (включая Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Стародубский уезды).

Размеры черты оседлости в дальнейшем менялись незначительно, они то расширялись, то сужались в зависимости от господствовавших в то или иное время в высших правительственных кругах настроений и взглядов на евреев. Так, в 1827 г. впервые из черты оседлости частично исключался г. Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях ); с 1833 г. им запретили селиться и владеть имуществом в области Войска Донского; в 1837 г., в соответствии с устным распоряжением Николая I, евреям запретили селиться в Ялте; по указу 1843 г. им запрещено проживать в пятидесятиверстной полосе вдоль границ Австрии и Пруссии.

Евреям разрешалось временное пребывание за пределами черты оседлости лишь с особого разрешения местной администрации. Для нескольких категорий евреев в 40 ─ 50-х гг. ХІХ в. были сделаны исключения. Постоянное проживание за пределами черты оседлости разрешено евреям из числа купцов І гильдии, почетных граждан, лиц «свободных профессий» (с высшим образованием), а также военнослужащим, государственным служащим и некоторым категориям ремесленников. Временное проживание за чертой оседлости разрешалось студентам и учащимся государственных учебных заведений. При этом правительство неоднократно проводило кампании по выселению евреев из Москвы и Петербурга. Для евреев, принявших крещение (выкрестов) все ограничения снимались.

Указом императора Николая І от 20 ноября 1829 г. предписано выселить всех евреев из городов Николаева и Севастополя. Таким образом, оба города исключались из состава черты оседлости (фактическое выселение евреев из Николаева затянулось до 1837 г.), что нанесло огромный вред экономическому развитию г. Николаева, в т.ч. и развитию судостроения.

Правительственным постановлением от 29 июня 1859 г., для оживления экономической жизни города, евреям-купцам вновь разрешено селиться в г. Николаеве. Б.А. Глазенап, который в 1860 г. назначен Николаевским , заботясь о развитии города, неоднократно обращался в правительственные инстанции с предложениями о снятии всех ограничений на проживание евреев в городе. Распоряжением императора от 1 июня 1861 г. разрешено проживание в городе евреям ─ ремесленникам-мещанам. Указом от 26 марта 1866 г. окончательно сняты ограничения на право постоянного проживания евреев все сословий в г. Николаеве. При этом ни один из упомянутых законодательных актов официально так и не включил г. Николаев в состав черты оседлости, что давало возможность местной администрации высылать отдельных евреев за пределы города.

В 1903 г. принят «Устав о паспортах», где в приложении 1 к ст. 68 указано, что г. Николаев изъят из числа местностей, где евреям «дозволяется постоянное жительство». В документе указано: «Николаев, в отношении местностей, в которых вообще евреям жительство дозволено, занимает особое положение и не принадлежит к числу местностей черты еврейской оседлости. Ввиду этого, сенатом признано, что еврей с выбытием из купечества г. Николаева, как имеющий право и обязанность избрать род жизни, может быть причислен лишь к обществу в черте постоянной еврейской оседлости, но не к Николаеву, который к числу мест этой черты не относится». Пользуясь этим положением и другими правительственными постановлениями, местные власти в период с 1907 по 1911 гг. предпринимали неоднократные попытки по выселению евреев из горда, а также ужесточали порядок получения разрешения на временное посещения Николаева для евреев.

Полная ликвидация черты оседлости и отмена всех законодательных ограничений по отношению к евреям в России произошли после Февральской революции 1917 г. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, которым отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности».


В связи с недавним высказыванием вице-спикера Госдумы Петра Толстого о черте оседлости тема, давно уже ставшая достоянием пыльных архивов, неожиданно вновь стала актуальной. В социальных сетях с жаром обсуждают черту оседлости и пытаются понять,что конкретно подразумевал Толстой. При этом немногие представляют себе, чем она являлась в реальности и в чём заключалась её суть.

Появление

До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха.

Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением.

Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии.

Чем было вызвано появление черты оседлости

Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора - нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках.

Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.

Исключения из правил

Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века.

Второй способ - получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась).

Третий способ - получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям.

Четвёртый способ - самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами.

Пятый способ - пригодный только для женщин. Можно было самовольно уехать из черты оседлости и записаться в проститутки. Тогда вместо паспорта женщине выдавался т.н. заменительный билет, более известный как "жёлтый билет", который разрешал ей заниматься проституцией при условии постановки на учёт в полиции. Способ малопригодный, поскольку, получив однажды жёлтый билет, в дальнейшем было очень трудно устроиться на какую-либо другую работу.

Шестой способ - эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.

Всем остальным черту оседлости разрешалось покидать, но только на время. В частности, срок, на который житель покидал черту оседлости, не должен был превышать шести недель. Кроме того, он обязательно должен был иметь паспорт, выданный губернатором. Получить такой паспорт можно было, только внятно объяснив свою цель путешествия за пределы черты.

Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.