Что делать с освященной пшеницей. Сочиво, коливо, кутья: коллекция дореволюционных рецептов. И христиане выходят из положения простым путем – варят пшеницу и едят ее с медом

После вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Кондак святому Феодору Тирону

Об исповеди

Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель.


Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди.

Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.

Блаженный Диадох

Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание.

Пост почитай оружием, молитву – стеною, слезы – банею.

Преподобный Нил Синайский

Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль.

Преподобный авва Фаласий

Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.

Преподобный авва Арсений


Чин исповеди

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, в Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…, во всех моих грехах, зле мною, содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.

Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. – Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси!

Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил небрежностью к молитве как к церковной, так и домашней, суеверием, гаданием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься.

Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.

Житие святого великомученика Феодора Тирона

Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).

Настольная книга священнослужителя, Т. II


Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.


Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты


Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?


Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд


Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких


В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.


Чем хорош клюквенный кисель? Чем оттенить вкус имбиря в чае и как самим сделать лимонад? Предлагаем несколько рецептов напитков, которыми можно разнообразить стол


Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный


Успенский пост - счастливое время для хозяйки. Август дарит нам такое изобилие плодов, что приготовление постных блюд не составляет никакого труда. Для тех, кто не готов самостоятельно придумывать рецепты и сверять их с предписаниями устава, мы начинаем серию «кулинарных» публикаций. Предлагаем меню на каждый день Успенского поста. День первый.


Что приготовить на завтрак, обед и ужин? Для тех, кто не готов самостоятельно сверять рецепты из поваренных книг с постным календарем и предписаниями устава, мы публикуем кулинарные идеи на каждый день поста. Главная героиня сегодняшнего меню - паэлья.


Продолжаем серию «кулинарных» публикаций. Пришла пора вспомнить про такой полезный, насыщенный белком продукт, как нут. А к традиционному картофелю сегодня подается сразу несколько дипов - из огурцов и авокадо.

В субботу первой недели Великого поста воспоминается великомученик Феодор Тирон, во времена Юлиана Отступника избавивший постившихся христиан от оскверненной пищи. В память об этом сегодня, накануне субботы, в Церкви освящается и вкушается коливо. Мы предлагаем вам вспомнить и подвиг мученика Феодора Тирона, и рецепты колива.

Плоть покорил еси самодержцу, славне мучениче, уму,
и обоими угождаеши Создавшему

(из канона Великомученику Феодору Тирону)

Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает "новобранец" (в отличие, например, от "стратилат" — "военачальник"). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру.

— Почему, когда нужно было принести богине жертву в кадило, ты принес ей огонь? - спросил игемон Публий.

Святой Феодор отвечал:

— Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

После множества мучений судья еще раз спросил молодого воина:

— Чего ты хочешь: быть ли с нами или с твоим Христом?

Святой ответил с великой радостью:

— Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

За это мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361—363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381—397).

В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели . В навечерие субботы, в пятницу, на после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим.

По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Феодор Тирон пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Для тех, кто, подобно Евдоксию, недоумевает, как приготовить коливо, приводим один из возможных рецептов :

1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда.

На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда коливо готовят из риса, но рис следует приготовить особо: 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зерен, которая поможет нам помнить о смысле поста — хранении себя от любой нечистоты и скверны.

Рождественская кутья - рецепты приготовления

Ежегодно в канун новогодних праздников и Рождества Христова принято подавать на стол традиционное русское блюдо - кутью. Но мало кто знает об истории этого блюда, его символичности, и различии традиционных рецептов приготовления на три празднования.

История традиционного блюда

Происхождение слова "кутья" берет свои корни еще с Древней Греции, (греч. Kukkia) - дословно переводится как вареное зерно. Как и в Греции, в России блюдо изначально было связано с традиционным поклонением усопшим, и подавалось на стол в канун всех религиозных праздников.

Среди множества названий этого блюда самые распространенные это: коливо, сочиво и канун. Кутья всегда присутствует на столе в Рождество , Крещение и другие православные праздники.

Слово "сочиво" буквально переводится как "пища". А одно из самых древних названий кути - "коливо" (греч. kolibo), что обозначает приношение зерна и фруктов духам предков. Таким образом, рождественские православные традиции берут своё начало с древних языческих культов.

Есть ли разница между кутьей и сочивом

Сочиво - одно из многих названий кутьи. Среди способов приготовления блюда различают:

  • сочиво - более жидкая водянистая каша (от слов "сок" и "сочиться");
  • коливо - сухая и рассыпчатая.

Многие считают, что нет никакой разницы в рецептах между кутьей, коливом и сочивом - все это одно блюдо, но название коливо - более древнее, а сочиво - современное, и произошло оно от названия кануна Рождества, Сочельника. Но это неверное мнение, так как святой вечер получил название от сочных масляных лепешек - сочников . Ранее в них делали прорези для глаз, и гадали - "рассматривали" через них судьбу человека.

Разновидности кутьи

Для каждого праздника существует отдельный способ приготовления кануна. В зависимости от используемых ингредиентов, существует 3 вида блюда.

Щедрая кутья на Новый год

Её готовят к новогоднему столу. В блюдо добавляют молочные продукты и масло, используют различные сухофрукты и орехи. Оригинальный рецепт приготовления кутьи в тыкве станет открытием для каждой хозяйки.

Богатая или постная кутья на Рождество

Готовится в Сочельник - канун Рождества, поэтому часто называется сочивом, не зависимо от рецепта приготовления. Такую кутью обычно готовят из риса или пшена. Блюдо принято приносить крестным родителям и старшим родственникам, живущим отдельно.

Голодная кутья на Крещение

Кашу готовят постной - из крупы и подсластителя. Но не запрещено использовать орехи и фрукты. Особенно вкусным получается постное коливо из булгура с медом.

Готовить блюдо можно из любой крупы (рис, гречка, пшено, булгур, перловка) с добавлением мака и подсластителя. В рецептах используются ядра орехов, изюм и различные сухофрукты.

Символизм кутьи и её ингредиентов

Главный компонент колива - зерно, является символом вечной жизни и перерождения. Вера в бессмертие души и её перевоплощение - главный символизм кануна. Как и семена, попадая в землю и перерождаясь, дух человека возрождается в новом теле после погребения.

Зерно способно долго "спать", сберегая в себе жизнь, а затем вновь воспроизводить её с приходом весны. Употребляя в пищу кутью, человек символически становится частицей нескончаемого круговорота жизни.

Маковые зерна или ядра орехов в кутье - обозначают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и достаток для всей семьи. Именно поэтому коливо часто готовят на свадьбах и при рождении, или крестинах ребенка.

Мёд в сочиве символизирует удовольствия и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в царствии небесном. Считается, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

Поверья и гадания на кутье

Еще издавна считалось, что чем богаче и сытнее сочиво, тем обильнее будет урожай и семейный достаток. Под тарелку с коливом клали несколько пшеничных колосков, которые потом хранили на протяжение всего года в качестве оберега. Кашу ели не только члены семьи, ею угощали домашний скот и птицу. Считалось, что таким образом они не будут болеть, и дадут хорошее потомство.

Гаданье на урожай

Рождественские гадания на сочиве пользуются популярностью и в наше время. Глава семьи должен взять ложку колива, и подбросить её вверх. Сколько крупинок каши прилипнет к потолку, столько снопов зерна ожидают собрать в этом году.

Гаданье на суженого

Девичье гаданье на суженого: незамужняя девушка зачерпывала первую ложку кутьи, заворачивала её в мужские штаны, а затем прятала под подушкой. Считалось, что в эту ночь ей должен присниться её суженый.

Секреты приготовления вкусной кутьи

Ранее коливо готовили в основном из цельно зерновой пшеницы. Чтобы каша получилась вкусной, необходимо правильно приготовить её основу.

Основа кутьи

Для этого зерна следует слегка растолочь в ступе с добавлением небольшого объема воды, и удалить плевела. Можно предварительно вымочить пшеницу на несколько часов, это позволит сократить время приготовления блюда. Зерна необходимо разваривать до полной готовности и мягкости, тогда сочиво получится отменным.

Большинство хозяек предпочитает использовать за основу рис. Такой способ приготовления более простой и быстрый.

Как правильно сварить рис для кутьи

  • крупу хорошо промываем, пока вода не станет прозрачной, без мучнистого цвета;
  • кладем в кастрюлю 1 порцию риса и заливаем горячей кипяченой воды в соотношении 1:1,5; ставим на плиту;
  • на большом нагреве доводим кашу до кипения и варим 3 минуты, постоянно помешивая;
  • устанавливаем средний нагрев, и варим еще 6 минут;
  • в конце сбрасываем нагрев до минимального, готовим еще 3 минуты, не забываем помешивать;
  • затем убираем кастрюлю с огня, накрываем крышкой, и оставляем кашу настояться 15 минут.

Приготовленный таким образом рис получается очень нежным и рассыпчатым. В процессе варки никакие специи не используются, а вкус блюда будет зависеть от заправки. Рисовая кутья с изюмом, мёдом и миндальными орешками - самый популярный и вкусный рецепт приготовления кутьи на Рождество.

Заправка для колива

В качестве заправки чаще всего используют жидкий растопленный мёд или сладкий узвар. Сдабривать коливо можно молоком или сливками. Часто в кашу добавляют сливочное или подсолнечное масло. Также в качестве подсластителя блюда можно использовать разведенное варенье, джем или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

Третья составляющая кутьи - это чаще всего сухофрукты, мак и орехи. Можно использовать разнообразные специи, замороженные ягоды и свежие фрукты. Мак перед добавлением в кашу необходимо хорошо перетереть до однородной массы, или пропустить через мясорубку несколько раз. Изюм в кутье быстро разбухает и теряет свой вкус, поэтому рекомендуется добавлять его перед подачей на стол.

Итог

Кутья - не просто блюдо на праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского народа. Правильно приготовленная кутья является символом вечной жизни, богатства и благополучия. С этим блюдом связано много рождественских гаданий и поверий. За семейным столом коливом почитают духов предков, и заряжаются жизненной энергией на грядущий год.

Кутья представляет собой кашу, сваренную из цельных пшеничных зерен (иногда это может быть ячмень, перловая крупа, овес, рис или даже горох) и приправленная медом, маком, изюмом или орехами.

Само слово кутья (по-белорусски мы говорим куця или куцця) происходит от греческого слова коккос - зерно и связано с другим православным блюдом, называемым коливо. Оба блюда очень схожи между собой (коливо менее сладкое) и часто их названия путают или смешивают.

Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Поскольку считалось, что умерший сохраняет обычные человеческие потребности, в том числе и потребность в пище, древние славяне варили пшеничную кашу для усопшего и оставляли ее на могиле.

Коливо также ведет свою историю с античных времен: первые упоминания о нем найдены в манускриптах времен Византийской империи и датируются V-VI веками н. э.

В настоящее время поминальная кутья
освящается в церкви

Символизм и традиции поминальной кутьи

Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение - прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно - в пропаренном или вареном виде - означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.

Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.

Мы упомянули также о здоровье и достатке. Почему так? Дело в том, что готовилась как кутья поминальная, так и рождественская кутья. Последнюю подавали на стол трижды - на Коляды, Рождество и Крещение. Соответственно, готовилась бедная (постная) кутья, затем богатая (щедрая) и голодная (водяная). Чем гуще получалась каша, тем богаче и дружнее должна была жить семья в следующем году.

Но вернемся к тому, как готовится и подается кутья на поминки . Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. После кутьи гостям предлагались постные поминальные блины и медовый кисель.

По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось.

Интересно, что в Беларуси существовал и до сих пор практикуется такой обычай: отпраздновав День поминовения или Дзяды , принято вывешивать из окна полотенце и ставить на него тарелку с кутьей или колевом и блинами. Считается, что это порадует духов наших усопших предков.

В чем заключается польза поминальной кутьи

Кутья - это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его - это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.

Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.

Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.

Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот.


Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки
вкусны, полезны и питательны

Рецепт кутьи

Готовить поминальную кутью необязательно - можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу:

  1. Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки.
  2. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов (лучше на ночь)
  3. Отварить зерна до мягкого состояния - в воде (постная кутья) или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном.

Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка. Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом.

А вот как готовится кутья из риса:

  1. Возьмите стакан риса, тщательно промойте его и отварите в двух стаканах воды до рассыпчатого состояния.
  2. Слегка подсолите кашу и добавьте в нее немного сахара.
  3. Замочите в горячей воде 50 грамм изюма на 10-12 минут. Слейте воду и соедините изюм с кашей.
  4. Выложите угощение в виде горки на широкую тарелку и украсьте его кусочками мармелада.


с маком и грецким орехом

Если кутья получилась слишком густой, ее можно развести теплой водой или компотом. Разнообразить заправку и украшение можно при помощи кусочков кураги, чернослива, цукатов и свежих фруктов. Блюда отлично дополнят и другие орехи (фундук, кешью, арахис).