Что делать со свечой после чистого четверга. Четверговая свеча, четверговая соль, четверговый можжевельник. Для чего применяем соль

В Чистый четверг свечу нужно принести из церкви горящей. © lifeisphoto.ru

Чистый четверг перед Пасхой всегда считался у украинского народа главным днем. О том, какие традиции связаны с Чистым четвергом, рассказывает Олекса Воропай в своей книге "Обычаи нашего народа".

Чистые традиции Чистого четверга

Вся неделя перед Пасхой называлась белой или чистой. Но самый важный день этой недели - Чистый четверг, который называют еще светлым, великим, страстным или живным.

В доме перед Пасхой все должно быть чистым и весенним. Считается, что до захода солнца нужно вымыться самому и выкупать своих детей в Чистый четверг. Приметы и обычаи гласят, кто раньше искупается, тот в следующем году будет здоровее.

Купание в реке в этот день очистит от болезней.

Больной должен набрать ведро воды и нести его через перекресток, понемногу выливая по дороге.

В Чистый четверг перед Пасхой стригли детей, чтобы голова не болела, а волосы были красивыми и сильными.

В Чистый четверг нужно обязательно перестирать белье.

Подготовка к пасхальному столу в Чистый четверг

Хорошие хозяйки в этот день готовили соль для . Для этого брали щепотку соли, заворачивали в тряпочку и клали в печку.

Когда тряпочка обгорит, собирали соль и использовали ее для приготовления блюд на Пасху. после церкви хозяин брал немного этой соли, клал на хлеб и ставил к образам.

Чистый четверг: обычаи приносить страстные огни

В четверг, возвращаясь из церкви, все старались не погасить свою свечку. Для этого делали специальные пасхальные фонарики из раскрашенного стекла.

Красные, синие и зеленые фонарики в форме звезды, луны или церкви были отличным украшением тихой украинской ночи.

© УНИАН Пламенем страстной свечи выжигали на стене дома крест.

Если сделать такой крест на воротах дома, то нечистая сила не сможет забежать в дом.

Говорят, что с помощью такой свечки можно было увидеть домового в темном углу или за печкой.

Украинский народ верил, что страстная свеча имеет магическую силу: она помогает в трудную минуту.

Страстную свечу зажигали перед образами, когда вся семья была напугана. Зажигали свечу, если кто-то в семье заболел, а также во время тяжелых родов. Страстную свечу давали в руки умирающему.

Многие украинцы уже в четверг перестают есть, а некоторые даже пить воду.

Конечно, все это крайности и так испытывать свой организм не стоит. Но почему бы тебе не начать подготовку к Пасхе уже в Чистый четверг?

Заходи на нашу спецтему , чтобы найти пасхальные рецепты или узнать о традициях празднования Пасхи.

В 2018 году Воскресенье Христово празднуют 8-го апреля. Великому празднику предшествует неделя, которою называют Страстной седмицей. Каждый день этой недели особенный. На пятое апреля выпадает Чистый четверг.

Православные верующие в этот день идут в церковь на вечернюю службу. Во время службы каждый зажигает свечу и молится. По окончанию службы принято эту свечу не тушить, а принести домой горящей. Считается, что у того, кто успешно донесет свечу, не потушив ее, следующий год будет удачным и принесет успех.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: история возникновения Великого четверга

Великий четверг выпадает на последний четверг перед Воскресением Христовым. Известно, что традиции Чистого четверга существуют еще с четвертого века. Однако в седьмом столетии этот день стал официальным в христианстве.

Много столетий назад Иисус Христос в этот день собрал всех своих учеников – 12 апостолов за Тайной вечерей. Затем он обмыл каждому из своих гостей ноги. Таким образом, Иисус хотел показать свое почтение и смирение. После он накормил каждого Святым хлебом. Так и возник праздник – Чистый четверг.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: традиции православной церкви

Православные верующие в Чистый четверг идут в храм на вечернюю службу. Под конец службы священнослужители читают 12 Евангелие, потом зажигают свечу. Церковь толкует это, как символ горячей любви православных к Богу. Пришедшие в храм зажигают от нее другие свечи. По окончанию вечерней службы, верующие не тушат свечу, а стараются принести ее домой горящей.

Люди считают огонь от четверговой свечи святым. Принеся в дом, свечой зажигают лампады возле икон, затем копотью ставят кресты над дверьми и окнами в жилище. Таким образом, православные считают, что «благодать Господа в доме не угаснет».

Ранее существовала примета, что с помощью четверговой свечи можно обнаружить домового. С зажженной свечой поднимались на чердак и призывали домового. Если он являлся мохнатым и одетым, это считалось предвестником богатства, если же домового видели голым – это сулило нищенством.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг что с ней делать, для чего нужна: народные поверья в Чистый четверг

В Чистый четверг принято делать генеральную уборку жилища. Считается, что таким образом люди очищают свои дома от злых духов. После того, как в доме будет чисто можно приступать к приготовлению куличей и пасок. Если они получались удачно, считается, что следующий год будет успешным.

С давних времен, годовалым детям состригали первые локоны именно в последний четверг перед Воскресением Христовым. Люди верили, что тогда их дети будут расти крепкими и здоровыми. Женщины также пытались состричь хоть немножко волос в этот день. Существует поверье, что тогда волосы будут расти быстрее, будут гуще и длиннее.

Существует еще одна традиция — готовить четверговую соль. Многие считают, что такая соль обладает лечебными свойствами и способна вылечить от любого недуга. Приготовить такую соль не составляет труда. Люди идут в гости к троим соседям. Просят, что бы те дали им горсточку соли. Затем собирают эту соль в мешочек. По приходу домой, ее поджаривают на печи или сковороде пока та не потемнеет, потом толкут в ступке и используют ее в течении следующего года.

Отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Что символизируют земные поклоны? Почему их так часто делают Великим постом?

Поклон символизирует смирение человека перед более значимой Личностью. Когда мы кланяемся в храме перед образом или во время молитвословий, это показывает наше благоговение, почтение и смирение перед Богом. Поклон, так же как крестное знамение, должен выражать внутреннее чувство, совершаться с молитвой. Без этого он превращается в простое физическое упражнение.

Земной поклон выражает сугубое смирение, покаянное чувство. Поэтому он столь часто совершается Великим постом. В это время в будние дни многие поясные поклоны заменяются на земные. Это поклоны на часах, при пении «Честнейшую Херувим …», после «Достойно есть…», во время чтения молитвы преподобного Ефрема Сирина. В субботние и воскресные дни Великого поста земные поклоны упраздняются.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров земные поклоны совершаются во время перенесения Даров с жертвенника на престол, во время возгласа «Свет Христов просвещает всех», пения прокимна «Да исправится молитва моя», во время Великого входа при пении «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» и перед Причастием.

В Великую Среду по уставу совершение земных поклонов в храме прекращается. Исключение составляют только поклоны перед Плащаницей в Великую Пятницу. Возобновляется совершение земных поклонов в храме только на Пятидесятницу.

Как поститься в дни Страстной седмицы?

В эти дни пост должен быть особо строгим. Монастырский устав предписывает в первые три дня Страстной седмицы сухоядение. В Великий Четверг ради совершения литургии разрешается горячая пища с растительным маслом. В Великую Пятницу пищу не вкушают вовсе, многонемощным разрешаются хлеб и вода после захождения солнца. В Великую Субботу после окончания литургии освящаются хлеб и вино, на трапезе разрешается пища без растительного масла.

Но мирянам следует понимать, что этот устав предписан именно для монашествующих, вся жизнь которых в эти дни связана с богослужением. Мирянам, которые продолжают трудиться в обычном режиме, обременены семейными обязанностями, такой пост зачастую невозможен. Поэтому не существует «приходского устава», ведь миряне живут в очень разных условиях, обладают очень разными душевными и телесными возможностями. Меру строгости поста в эти дни следует определить с духовником, исходя из личных особенностей.

Особо хотелось бы отметить, что устав дозволяет употребление вина в некоторые дни Великого поста, и даже на Страстной седмице. Однако нужно понимать, что вино на Востоке, где составлялись Студийский, Иерусалимский уставы — это обычный напиток, примерно такой же, как для нас чай. В России отношение к вину совершенно другое. Поэтому, на мой взгляд, христианину в нашей стране Великим постом лучше воздержаться от употребления вина за исключением двунадесятых праздников: Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. По сложившейся традиции, верующие, которые готовятся причаститься в Пасхальную ночь, воздерживаются от приема пищи с шести часов вечера.

Зачем в праздник Входа Господня в Иерусалим освящают веточки вербы? Что с ними делать дома?

Как повествует Евангелие, в этот день иудеи встречали Христа, который на молодой ослице въехал в Иерусалим. Они устилали путь Господу пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!», как обычно обращались только к царю. Ветви пальмы у евреев были таким же символом победы, как в Греции - лавровые венки.

В память об этом праздник Входа Господня в Иерусалим называется Неделею ваий, или цветоносною, и в этот день освящаются вайи (ветви финиковой пальмы). На Руси он получил название Вербного воскресенья, так как в России финиковые пальмы не растут, вместо них освящают веточки вербы, которая первой из всех растений распускается весной и символизирует жизнь, обновление. Молящиеся приходят в храм с вербами, встречая невидимо грядущего Господа.

Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии. Освященной вербой украшают жилища.

Так как вербу освящают ежегодно, возникает вопрос, что делать по истечении года со старыми, высохшими веточками? Как и любой другой освященный предмет, их лучше предать огню, а не выбрасывать вместе с бытовым мусором. Не потому, что от наших действий может пострадать священное изображение или веточка вербы. Скорее страдаем при этом мы сами, наше чувство внутреннего благоговения.

В Великий Четверг православные христиане несут домой со службы зажженные свечи или фонарики с огнем. В чем смысл этого обычая? Что делать дома с этой свечой?

Это просто красивая русская традиция. Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы, за которой читаются так называемые «Двенадцать Страстных Евангелий», в которых рассказывается история Страданий Христовых. На протяжении всей службы прихожане стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. Дома от этих свечей зажигают лампадки. Существует благочестивый обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи. В старину копотью от горящей четверговой свечи рисовали кресты на дверных проемах.

Однако следует помнить, что все наши внешние обрядовые действия, использование различных предметов (светильников, облачений и др.) бессмысленны, если не задумываться об их внутреннем содержании. С древности свет, огонь, возжжение светильников на богослужении символизировали Христа, просвещающего нашу жизнь, наши сердца. В качестве примера можно привести вынос свечи на возгласе священника «Свет Христов просвещает всех» во время литургии Преждеосвященных Даров. Свеча здесь — символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.

Подобное символическое значение имеет и четверговый огонь. Это некий символ просвещения мира светом Евангельского учения.

Смесь благочестия и суеверий

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой Пятницы, во время чтения 12 Евангелий . Православная церковь видит в ней знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губернии, чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Холодная Вера Георгиевна
Этнографический музей

Следует понимать, что приписывание четверговой свече магических свойств является суеверием и идет вразрез с учением Православной Церкви, согласно которому помощь и исцеление подается не посредством неких магических действий, а по молитве и обращению к Богу, с готовностью принять Его волю, какова бы она ни была.

В то же время благочестивый обычай относиться с особым трепетом к огню свечи, горевшей при чтении Двенадцати Страстных Евангелий , приносить его домой и возжигать от него домашние лампады не содержит в себе ничего дурного.