Иконография надпись на свитке иконы марии кесарийской. Плейкаст «Что в имени твоем*Мария. Народные приметы, обычаи

Тайна имени oculus.ru

Мария, Марья - печальная (древнееврейское).
Имя происходит от древнееврейского Мариам, что по одной версии идет от корня, означающего "отвергнутая", по другой - от слова "печальная".
Мария - одно из популярнейших имен в России и во всем мире, в сказках, в литературе, в истории.
Зодиак имени : Дева.
Планета : Прозерпина.
Цвет имени : сизый.
Камень-талисман : алмаз.
Благоприятное растение : береза, василек.
Покровитель имени : голубка.
Счастливый день : среда.
Счастливое время года : лето.
Уменьшительные формы : Марийка, Мариша, Маря, Муля, Муся, Маруся, Марюта, Мася, Муша, Маня, Манюня, Маняша, Маша, Машуня, Марьяша.
Основные черты : активность, душевность, трудолюбие.

Вчера был отмечен праздник знаменитого мученика с важным культом в Италии, Санта Репарата де Чезареа де Палестина. Но отождествлять этого мученика и наделять ее ясной личностью и самобытностью - это что-то действительно сложное, как только эта фигура серьезно подошла. Кроме того, тот факт, что есть много мучеников катакомб - святых тел - с именем Репараты, которые почитаются, в их соответствующих местах отправления культа, как будто это был мученик Палестины, не помогает вообще прояснить этот вопрос.

Имя в истории и искусстве

Пасио де ла Санта Согласно самой известной версии, Репарата была девочкой из Цезарии Палестины, жизнерадостной и жизнерадостной, которая в двенадцать лет и во времена Императора Деция столкнулась с серьезным испытанием и запечатала его своим собственной жизни. События, которые ускорили его конец, были обычными: обвинялись в том, что они были христианами и оскорбляли богов Рима, были арестованы и предстали перед префектом его города - по версиям он предстал перед самим Децием.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Мария Азийская , дева, мученица, 19 (6) февраля.
Мария Вифинская , сестра Лазаря Четверодневного: в Неделю св. жен-мироносиц.
Мария Вифинская , преподобный (преподобная, подвизавшаяся в мужском образе), 25 (12) февраля.
Мария Кесарийская (Палестинская) мученица , 20 (7) июня.
Мария Константинопольская , Палестинская, преподобная, 8 февраля (26 января).
Мария Константинопольская , патрицианка, мученица, 22 (9) августа;
Мария Магдалина , равноапостольная, мироносица, 4 августа (22 июля), в Неделю св. жен-мироносиц;
Мария Персидская , исповедница, 25 (12) июля;
Мария Персидская , мученица, 22 (9) июня;
Мария Радонежская , схимонахиня, мать преподобная Сергия Радонежского, 31 (18) января, 11 октября (28 сентября).
Мария , сестра апостола Филиппа, 2 марта (17 февраля).
Мария Хиданская , преподобная, 11 ноября (29 октября).
Мария Клеопова , Иаковлева, Иосиева, мироносица, в Неделю св. жен-мироносиц. Жила в доме отца Иосифа Обручника вместе с Пресвятой Девою Марией. Они любили друг друга, как ближайшие родственницы, отчего Евангелие называет ее "сестрой Матери Иисусовой".
Мария Египетская , преподобная, в Неделю пятую Великого поста. Двенадцати лет ушла из дома родительского и семь лет вела греховную жизнь, потом обратилась в Иерусалиме на путь праведный и 48 лет жила уединенно в великих подвигах поста и молитвы в пустыне Иорданской и преставилась ко Господу в 522 году. Указывая вначале на глубину ее греховного падения, Церковь воспевает высоту духовного восстания преподобной Марии; этим нам указывается, что истинное покаяние, сопровождаемое постническими и молитвенными трудами, изглаживает даже самые тяжелые грехи и приводит к высокой степени духовного совершенства.

Когда претор увидел перед собой это ангельское существо, он замерз. И он должен был заставить ее отречься и угрожать ей смертью? Какой позор для префекта, чтобы прокормить простую и ничтожную девушку! Ее страхи усилились, когда она услышала твердые решительные реакции Репараты, что она не хотела жертвовать богами, и угрозы мучений нисколько не мешали ей. Перемещенный, он сказал: Красивая девушка, подумайте немного о решении, которое вы собираетесь сделать. Не тратьте свое время и не пытайтесь меня обмануть.

Перед лицом такой наглости префект оказался в своей мучительной обязанности пытать ее. И тут же начал радостно петь, словно вместо того, чтобы быть голым среди горящих углей, застрял в самой утешительной бане. Претор был в дилемме. Какую плохую репутацию он выиграет, если он заберет этого Кристиана на смерть! Но если он не подчинится явным приказам Цезаря, не будет ли он небрежным и потеряет свою позицию, чего так трудно достичь? Репарата все еще пела в духовке. Его голос задохнулся и дрожал, но он не прекратил петь хвалу Господу.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

14 апреля - Марья-зажги снега, заиграй овражки.
Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много.
21 сентября, на Рождество Богородицы, - оспоженки, праздник урожая. В этот день обновлялся в избах огонь: старый гасили, а новый возжигали.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Взрослая Мария также разумная трудолюбивая женщина, обладающая огромным запасом любви и нежности. Она немного завистлива, но чужое несчастье вызывает у нее инстинктивное желание помочь. Если у нее что-то случилось, она замыкается в себе, редко делится своими переживаниями.

Народные приметы, обычаи

Она пела, когда ее привели к месту казни, и она сделала это, пока не потеряла рассудок. Закончил эту историю так драматизировал - для чего читатели должны будут извинить этого слугу - мы придем, чтобы предоставить более осязаемые и научные данные о культе этого святого.

Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

До этой даты нет следа культа святому; следовательно, документированный культ очень поздний. Однако его популярность должна была распространяться очень быстро, судя по количеству комментариев, которые в средние века были сделаны на Западе по поводу этого драматического пассиона. Особенно в Италии, как мы и ожидали, Санта Репарата пользуется большой известностью в разных городах, таких как Флоренция, Атри, Неаполь и Кьети. Последний даже утверждал, что имеет свое тело, о чем свидетельствует рассказ о передаче мощей города.

Мария упряма. Свое несогласие с чем-то выражает активно и бурно. Неудачи, конечно, расстраивают ее, но трагедии она из этого не делает, быстро собирается и начинает сначала.

Мария не боится профессий, где нужно выкладываться полностью, круг ее деятельности чрезвычайно широк, везде она на своем месте - жизнерадостна, добродушна, трудолюбива. С годами она становится Довольно строгой и внешне серьезной, однако ее душевность и общительность остаются. Поэтому лучшие профессии для Марии - педагогика и медицина, самые гуманные, требующие душевного тепла и строгости.

Несмотря на преданность, которую Святой имел и до сих пор имеет в Неаполе, мраморный календарь этого города не имеет его вписанных в ее список. То же самое происходит почти во всех западных исторических мартирологиях. Поэтому о ней трудно узнать, и, что еще хуже, мартирология Беды только говорит, что она была девственницей.

Откуда она взялась, чтобы считать ее мучеником? Мы обязаны ему, что, когда он поступил в римскую мартирологию 8 октября, он сделал это с этой хвалебной надписью: В Кесарии Палестины, мученичество святого Репараты, которое за отказ от жертвования идолами во времена Деция, Ему пришлось переносить различные пытки и, наконец, смерть ударом палки. Можно видеть, что его душа покинула свое тело и полетела на небеса в виде голубя. И оттуда начинается отдых легендарного пассиона, который мы смогли прочитать.

Главные заботы Марии - ее собственная семья. Она прекрасная хозяйка, всю себя посвящает детям, отодвигая даже мужа на второй план. Но она ему верна, чувственна, никогда не даст мужу повод упрекнуть ее в чем-то. Скорее у нее может быть повод разочароваться в нем, но Мария умеет терпеть. Муж и дети чаще отвечают ей преданностью и послушанием. Наиболее удачен брак Марии с Анатолием, Александром, Виктором, Григорием, Валентином, Евгением, Иваном.

Как ни разочаровывает, Евсевий Кесарийский, который не знал о злоупотреблениях, которым подвергался христиане Деций, мог быть из первых рук репортером о мученике в его городе - как и он. а, о котором мы говорили вчера, и которая также отмечается 8 октября, но, тем не менее, Репарата не упоминает об этом. Только этот аргумент может подтвердить убежденность в историческом несуществовании Репараты; но к этому мы должны добавить, что календари и восточные синаксы полностью игнорируют его не только 8 октября, но и в любую другую дату.

Это просто не существует документально. Эта запись была опубликована и помечена тегом. При административной реорганизации императора Диоклетиана в 295 году южная часть арабской провинции Сура вади Хаса-Зеред также была присоединена к Палестине. Это административное деление остается неизменным на протяжении византийского периода до арабо-мусульманского вторжения с. 7 °, который начался в 630 году и закончилась с битвы при Ярмук, сдаче Иерусалима и покорения Кесарии. Во время своего халифата, аль-Хаким дал приказ уничтожить все церкви и синагоги в стране, начиная с Гроба Господня, который он был, безусловно, самой выдающейся жертвой преследователя.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна - земная мать Иисуса Христа. Упоминание о ней в четырех Евангелиях очень кратки, возникли многочисленные дополнения в апокрифах - новые евангельские сказания, официально не признанные церковью. Трагическая история женщины, которая растила сына, наперед зная, что его отнимут у нее и замучат, не могла не тревожить воображение людей. Апокрифы рассказывают о детстве Марии, о ее жизни и страданиях. Первое раннехристианское предание известно около 200 года - "Книга о рождестве Марии", позднее получившее название "Первоевангелие Иакова Младшего".

На археологическом и монументальном уровне это остается эпизодическим символом периода беспорядка и гражданской анархии. На практике это было бесконечное разрушение, которое создало «бесконечную атмосферу мира и вызвало опустошение в городах и деревнях, значительно обеднив население и предотвратив христианское и еврейское паломничество в Иерусалим». разрушил монастырь Святого Креста, который после восстановления как небольшой укрепленный замок остался центром культуры, о чем свидетельствуют многочисленные грузинские коды, скопированные монахами внутри его стен.

Мария происходит из царского рода Давида, ее родители - праведники Иоаким и Анна. С трех лет Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, занималась рукоделием, пищу получала из рук ангелов. В 12 лет она дала обет быть девственницей. Поскольку совершеннолетней нельзя оставаться в храме, ей нашли супруга, который должен был охранять ее, уважать ее обет. Из нескольких претендентов был выбран Иосиф по чудесному знамению: из его посоха вылетел голубь, а сухие прутья, выданные всем претендентам, так и остались прутьями, расцвел лишь у Иосифа Обручника, плотника. В его доме и происходит Благовещение - ангел Гавриил предсказывает ей чудо девственного рождения.

Евангелист, написанный на арамейской Палестине, был скопирован монахом Элией, уроженцем села Абуд на горе Самария, в монастыре Кавкаб, построенным для его собственной заботы в той же деревне. Кодекс литургии. В это время арабская работа аль-Мукаддаси, первоначального географа в Иерусалиме, нуждается в дополнительной информации о зданиях, которые все еще находятся в наиболее важных палестинских центрах, таких как мечети Рамла, Тверия и Хеврон. Это был период культурного брожения, испытываемого регионом в обмене архитектурным и художественным опытом между Востоком и Западом, который выражается на самом высоком уровне в различных областях.

Марии суждено родить младенца в городе Вифлееме, куда необходимо было прийти для переписи. Мест в гостинице не было, и она с Иосифом нашла случайный приют в хлеву, а в ясли уложила новорожденного.

Через 40 дней после родов младенца необходимо было принести в храм, там его встретил Симеон Богоприимец, который предсказал предстоящие страдания Марии.

За пределами Иерусалима, потомки Салах ад-Дин, а также направлять восстановление городов и завоеванные замки и строить новые укрепления на интерьер территории, как замок на вершине горы Фавор в долине Эсдраелона, они взяли восстановить святилище гробниц Патриархов в Хевроне, удалив следы христианского поклонения в церкви, вновь возникшую мечеть.

Несколько церквей, таких как Лидда и Газа, и святилище святого Иоанна в Себастии, были превращены в мечети с небольшими приспособлениями, которые не изменяли структуру. Султаны Мамлюка перебрались на палестинскую территорию, чтобы противодействовать монгольской власти, рассматриваемой как возможная союзная сила христиан. Военно-военная операция имела эпилог в захвате Акри. На монументальном плане султан решил уничтожить Яффо и Акри, возможных плацдармов армии крестоносцев. В регионе была новая административная установка с созданием крупных провинций, разделенных на меньшие районы.

На Руси распространена икона "Умиление", когда Младенец и Мать прильнули щека к щеке, малютка обхватил мать ручкой за шею, другую положил на плечо. В его порывистом движении, в обращенном к матери взоре читаются испуг и немая мольба о помощи. У матери плотно сомкнутые, словно скованные молчанием губы, слегка сдвинутые брови, душевная мука, застывшая в глубине темных глаз... Мать и сын узнали о предстоящих страданиях.

В регионе были созданы шесть административных районов: Газа, Лидда, Какун, аль-Кудс, аль-Халиль, Наблус; в Трансильвании, керакской мамлюке. Францисканский паломник описывает ущерб, нанесенный городам Яффо, Вифлееме, Тверии, Газе и Иерихону, в то время как в лучших условиях появляются центры Рамлы и Лидды; Иерусалим паломники свидетельствует о деятельности францисканского монастыря Сиона. Воспользовавшись политической позиция в пользу султанов мамлюков, христиане князи начали переговоры о мирном завоевании святых мест и торговых привилегий с восточным Средиземноморьем.

Марии пришлось присутствовать на Голгофе. Есть немало апокрифов с удивительным талантом и психологической глубиной рассказывающих о страданиях Матери у креста распятого сына. На Руси были сложены замечательные плачи и причитания Богородицы над мертвым сыном - образцы прекрасной народной поэзии

Марии Христос явился после Воскресения, она присутствует при вознесении Христа, а также при сошествии Святого Духа на апостолов.

Из правительства мамлюков Воспользовался особенно Иерусалим, который был обогащен с великолепными зданиями. Последний также восстановил водопроводные трубы и фонтаны святилища. Учитывая тесную связь между центральным правительством в Каире и Палестинская территория, они нашли себе их важность станции вдоль дороги, идущей вдоль Средиземного моря, присоединились египетской дельта в Палестину. По пути, мамлюки султаны построили сильную защиту дорожной и дельта-оси. Ле Страндж, Палестина под мусульманским миром.

Акафист святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии

Гиршфельд, Список византийских монастырей в Иудейской пустыне, в христианской археологии в Святой Земле. С. расширил центр Паниаса, который позвал Кейсарию, затем призвал Кейсарию Филиппа, чтобы отличить ее от Кесарии Палестины, основанной его отцом. Пьют Апостоло, святой. - Один из Двенадцати Апостолов.

Оставшись одна на земле, говорится в апокрифах, Мария очень тосковала по сыну. И вот явился ангел сообщить, что сын берет ее к себе. В иконах, изображающих Успение Богоматери, Христос как некогда она сама младенца, держит в руках маленькую хрупкую душу Марии.

Мария - заступница за людей перед Богом, к ней обращается самый безнадежный грешник. В византийском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", имевшем распространение и на Руси, Мария облегчает участь грешников, даже томящихся в аду. Есть ряд икон и монументальных росписей Богоматери с воздетыми ввысь руками - Оранта, по-гречески - молюсь. Она молит своего сына за людей. Оранту в Киевском Софийском соборе называли "Нерушимая стена" - заступничество Богоматери крепче самых испытанных стен. Замечателен образ Марии, в главной части иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля - Деисусе, что по-гречески означает Моление. В центре изображен Христос - царь и судья, по бокам святые, просящие за стоящих в храме людей. Иконы написаны знаменитым мастером Феофаном Греком в начале XV века. Святые выступают в роли заступников, но ни один из них не вызывал такого доверия, как Богоматерь. Она изображена в тяжело ниспадающих складках синего одеяния с золотой каймой на рукавах, сразу же притягивающие внимание зрителя в приподнятых в молитвенном жесте рукам. Ее поза, нежное просветленное лицо полны достоинства и твердости. Она никуда не уйдет, пока не добьется своего, не вымолит прощения. Все знали, что Мария не оставит в беде, не предаст.

Этот период характеризовался сильной концентрацией населения, интенсивной оккупацией почвы и «строительной деятельностью, не параллельной другим историческим периодам». Наряду с гегемонистскими городами греко-римской культуры деревни также упоминаются в источниках, которые по размеру и значимости квалифицируются как большие. Экономическая гибкость также выражается в излечении, при котором религиозные и общественные общественные здания были украшены офтальмологическими сектантами и мозаики, настенные мозаики и мраморные плиты, с импортными поставками из мрамора, работа, которая была финансово клерикальной, богатыми семьями и большинством жителей.

Впервые на Руси был введен праздник Покрова Богоматери в XII веке. Мария, сняв с головы покрывало, распростерла его над молящимся в церкви народом, обещая свое покровительство, заступничество в бедах и несчастьях. Марии-Богоматери посвящены церковные литургии и песнопения. Одно из них, необычайно красивое, воспроизведено в иконе "О тебе радуется", названное так по первым словам песнопения, обращенного к Богородице: "О тебе радуется, благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..." В райском саду, у стен снежно-белого многоглавого храма - небесного Иерусалима, в голубом ореоле сидит на золотом престоле Богоматерь с Младенцем. Вокруг стоят поющие ангелы. У подножия престола- Иоанн Дамаскин, прославленный церковью "песнопевец Богоматери", иже множество святых, мучеников земных людей. Их четкие ряды рождают ощущение стройности пения, сияющие цвета одежд - белые, алые, золотистые, зеленые - передают светлую радость льющейся мелодии. Подняв взоры вверх, они сливают свои голоса с хором ангелов.

Население в основном состояло из христиан, евреев, самаритян и бедуинских племен, живущих на краю возделываемой и обитаемой земли. Последний жил на этом этапе с периодом оседлости, объясняемым притяжением к популяциям, все еще полукочевым из альтернативных источников выгоды и более комфортных форм жизни. Важным элементом в этом процессе были альянсы, подписанные между византийской властью и племена встроенного «государственный аппарат с подчинением их шейхов и» призывной трудоспособных мужчин в «армии как вспомогательные вещества. которые сопутствующий фактор, который способствовали» ускорению процесса урегулирования должно включать в себя преобразование населения к христианской вере, благоприятствуют центральная власть.

Святая благоверная Мария Царевна-Мученица

Мария родилась 14 июня 1899 г., по воспоминаниям баронессы Буксгевден, роды проходили тяжело, опасались за жизнь обеих, но мать и дочь удалось спасти, малышка родилась здоровой и крепкой, не уступая в этом старшим детям, и была названа в честь бабушки, Императрицы Марии Федоровны, которая стала ее крестной матерью. По традиции, во время крестин, когда маленькую опустили три раза в золотую купель, у нее состригли локон с головки и бросили в воду. Локон моментально опустился на дно. Все вздохнули с облегчением – хорошая примета, обещающая девочке прожить долго и счастливо. Тогда казалось, не могло быть иначе для малютки, чья жизнь началась среди блестящих дворцов Петергофа.

«В Петергофе в жаркую июньскую погоду родилась маленькая Великая княжна Мария, – вспоминает Мисс Игер. – Она родилась хорошенькой, слишком хорошенькой, я часто думаю, с какими-то лукавством чертенка в чертах лица. Великий князь Владимир назвал ее "Добродушной Малышкой", так как она всегда была прелестной, улыбчивой и веселой. Она очень милый и очаровательный ребенок, с огромными темно-голубыми глазами и красивыми ровными темными бровями – фамильной чертой семьи Романовых». Один из гостей, любуясь новорожденной, сравнил ее с ангелом на одном из готических соборов Европы, другие с ангелами Боттичелли. С тех пор домашние так ее и прозвали – «наш ангелочек».

Третью дочь Императора считали самой прекрасной из царских дочерей, а доброта была главной чертой ее характера. Мария нежно любила родителей и была к ним привязана сильнее, чем остальные царские дети: она была слишком юна, чтобы быть в обществе старших сестер, и недостаточно мала, чтобы играть с двумя младшими членами семьи.

В детстве Мария была неловкой и могла показаться смешной, а некоторая полнота девочки служила поводом для шуток в семье.

"Великая Княжна была толстенькой девочкой с большими сияющими, как светильники глазами, и полными губами, - вспоминала подруга Императрицы. Она была доброй и послушной, но, как и ее младшая сестра Анастасия, была бойкой и резвой девочкой... В раннем детстве она была очень шумной и неуклюжей". В это самое время Мария была в полном подчинении её энергичной младшей сестры - Анастасии. Анастасия любила дразнить других людей или ставить сцены с драматургическим мастерством. Но Мария, в отличие от своей младшей сестры, всегда могла просить прощения. Мария никогда не могла остановить свою младшую сестру, когда та что-то задумывала. Под влиянием Анастасии, Мария стала играть в новомодный тогда теннис, причём, увлёкшись не на шутку, девочки не раз сбивали со стен всё, что на них висело. Они также любили заводить на всю мощь граммофон, танцевать и прыгать до изнеможения. Прямо под их спальней находилась приёмная императрицы, и та была вынуждена время от времени посылать фрейлину, чтобы утишить баловниц - музыка и грохот не давали ей разговаривать с посетителями.

Больше всех на свете Мария любила отца и даже ревновала его к придворным дамам, сопровождавшим его на прогулке. Все отмечали необычную для ее ранних лет привязанность Великой княжны Марии к отцу: «Когда она только научилась ходить, – пишет Мисс Игер, – она всегда пыталась сбежать из детской комнаты к своему папе. Где бы она не видела его в саду или в парке, она всегда звала его. А он всегда, как только видел или слышал ее, ждал ее и немного нес на руках. Когда он болел в Крыму, ее горе не видеть своего отца не знало границ. Мне приходилось запирать дверь детской, иначе она пробиралась в коридор и беспокоила его своими попытками добраться до него. Если ей удавалось случайно услышать его голос, она протягивала свои маленькие ручки и звала: "Папа, папа!" Зато и восторг, когда ей позволяли повидать отца, был огромный. Когда Императрица пришла навестить детей в первый вечер после того, когда у царя нашли брюшной тиф, на ней была надета брошка с миниатюрным портретом Императора. Всхлипывая и плача, маленькая Мария заметила брошку; она забралась на колени к матери и покрыла нарисованное лицо поцелуями. И не один вечер во время его болезни она не желала идти спать, если не поцелует эту миниатюру»... С этим временем связан забавный анекдот - в очередном порыве добраться до папа; маленькая Мария удрала из ванны и как есть, голенькой, помчалась по дворцовым коридорам, в то время как няня, мисс Игер, увлекавшаяся политикой, с увлечением обсуждала со своей помощницей дело Дрейфуса. Великую княжну перехватила на полдороге Ольга Александровна, и когда вместе со своей ношей на руках она появилась в помещении ванной, няня, так и не заметив бегства своей подопечной, увлечённо продолжала спорить.

Впрочем, иногда, как все дети, Мария бывала упрямой и вредной. Так, Маргарита Игер вспоминала случай, когда малышку хотели наказать за то, что она стащила несколько обожаемых ванильных булочек с родительского чайного стола, когда те пили чай, за что строгая императрица приказала уложить её спать раньше обычного времени. Однако, отец - Николай II - возразил, заявив: «Я боялся, что у неё скоро вырастут крылья, как у ангела! Я очень рад увидеть, что она человеческий ребёнок».

Она считала себя слишком глупенькой, неуклюжей, простоватой девочкой, с которой даже сестрам неинтересно играть. «Моя дорогая Машенька! – пишет мать своей третьей дочери, – Твое письмо меня очень опечалило. Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою головку пришла такая необычная мысль? Быстро прогони ее оттуда! Мы все очень нежно тебя любим тебя, и, только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят, но бранить не значит – не любить... Ты обычно держишься в стороне от других, думаешь, что ты им мешаешь, и остаешься одна... вместо того, чтобы быть с ними. Они воображают, что ты и не хочешь с ними быть... Ну, не думай больше об этом и помни, что ты точно так же нам дорога, как и остальные четверо, и что мы любим тебя всем сердцем. Очень тебя любящая старая мама»...

Ольга и Татьяна были слишком привязаны к друг другу, чтобы впустить с вой круг хотя бы и родную сестренку – обычное дело в больших семьях. Николай II писал своей матери, Вдовствующей Императрице Марии Федоровне: «...Маленькая baby (т.е. Мария – Т.Н.) отлично ходит, но часто падает, потому что старшие сестры толкают ее и вообще, если не смотреть за ними, грубо обращаются с ней». Но все изменилось вот после какого случая. Однажды старшие девочки сделали домик из стульев в углу детской и прогнали бедную Марию, потом, правда, сказали, что она может быть «лакеем», но должна стоять снаружи. Гувернантка сделала другой домик для малышки в противоположном углу, но она постоянно смотрела, как играют ее сестры, и ей очень хотелось играть вместе с ними. Внезапно она промчалась по комнате и ворвалась в злополучный домик, закатила оплеуху каждой сестре и также неожиданно выбежала в соседнюю комнату, откуда вернулась с целой охапкой своих любимых кукол. «Я не хочу быть лакеем, я хочу быть королем, добрым королем, который раздает подарки», – сказала Маша, блеснув не дюжим государственным умом. Старшие сестры пристыжено переглянулись. Татьяна сказала: «Мы были жестокими к бедненькой Марии. Она правильно ударила нас». Они усвоили этот урок и стали уважать ее права в семье...

Великая Княжна Мария Николаевна унаследовала во всех отношениях, как внешних, так и внутренних, гены своего деда Императора Александра III. Крепость телосложения при росте 170см была у нее мужественная, при совокупности редкой красоты. Она обладала большой силой, так что когда Цесаревич Алексей Николаевич был болен и требовалось куда-то попасть, а сам он был не в состоянии идти, то звал: «Машка, неси меня!» Преподаватель английского языка Чарльз Гиббс рассказывал, что в 18 лет она была удивительно сильна, и иногда ради шутки легко поднимала его от пола.

Уже подростком, Мария имела выработанное мировоззрение и всегда знала, чего хочет и зачем. У нее были замечательные лучистые глаза. Ее четвероногим любимцем был сиамский кот. В 14 лет Великая Княжна очень похорошела, и на нее стали заглядываться многие титулованные женихи. Никто и не ожидал, что их «Толстая Машка» превратится в одну из главных красавиц Дома Романовых. Великие княжны Татьяна и Мария, были хороши по-особенному. Татьяна была истинно греческой богиней, высокой и недоступной, Мария же походила на сказочную царевну-красавицу.

«Великая Княжна была поразительно красива, будучи наделена типично романовской внешностью: темно-синие глаза, опушенные длинными ресницами, копна темно-каштановых волос...» – пишет Лили Ден. Продолжает сей чарующий образ С. Я. Офросимова: «Её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на неё и невольно представляешь её одетой в русский боярский сарафан; вокруг её рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди - самоцветные камни, а над высоким белым челом - кокошник с самокатным жемчугом. Её глаза освещают всё лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся чёрными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец её нежных щёк. Она весела и жива, но ещё не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины».

«В семье она была самая простая, самая ласковая, приветливая, – пишет следователь Н. А. Соколов. – По натуре это была типичная мать. Ее сферой были маленькие дети. Больше всего она любила возиться и нянчится с ними. Она любила быть с простым народом, умела поговорить с солдатами, расспросить их про их домашнюю жизнь и в совершенстве знала, какое у кого хозяйство, сколько детей, сколько земли и т. п..."

Вкусы у Марии были очень скромны, она была воплощённой сердечностью и добротой, поэтому сёстры, может быть, немного этим пользовались. В 1910 году её четырнадцатилетняя сестра Ольга смогла убедить её, чтобы она написала их матери письмо, прося, чтобы Ольге дали отдельную комнату и разрешили удлинить платье. Позже Мария убеждала свою мать, что это была её идея написать письмо. В семье её называли Машенька, Мари, Мэри, просто - «Машка»; «наш добрый толстенький Тютя». У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но интереса к школьным занятиям у неё не было.

Мария Николаевна была такой же религиозной, как и ее сестры, и легко выстаивала долгие службы в Федоровском соборе. В ссылке она часто вспоминала об этом храме: "Устраиваем церковь из своих образов, но все же это не так хорошо, как в церкви, пишет она одному из бывших раненных офицеров.- Вспоминаем с грустью наш Федоровский собор. Помните, как все мы говели в нижнем пещерном храме. Там всегда бывало какое-то чудное настроение..." Вера была глубокой и искренней. Своей матери в одном из писем писала: "Знаешь, это очень странно, но когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди... такое приятное небесное ощущение".

В дни февральского мятежа Мария была единственной опорой Императрицы. Александра Федоровна, вся не своя от тревоги за Государя, чей поезд был остановлен бунтовщиками под Псковом, проводила дни и ночи у кроватей больных детей: все они кроме Марии, заболели корью. Мария помогала матери, как могла.

А на улицах в это время шли беспорядки. Ко дворцу приближались мятежники, выстрелы раздавались все ближе. Когда положение стало критическим, Императрица вышла из дворца, чтобы попытаться остановить вооруженное столкновение охраны с мятежниками. Мария, не раздумывая бросилась за матерью.

"Императрица... быстро выходит из дворца и приближается к солдатам, чтобы как-нибудь предотвратить кровопролитие, - вспоминал Пьер Жильяр.- За ней следом спешит Мария Николаевна. Императрица умоляет выслать парламентеров к восставшим. Момент потрясающий. Сердца сжимаются у всех. Малейшая неосторожность - начнется резня. Но вот офицеры с обеих сторон выходят вперед, и переговоры начинаются..."

Именно Мария первой из царских детей случайно узнает об отречении отца. Некоторое время она не может прийти в себя, рыдания душат ее, но. понимая, что нельзя огорчать мать,она берет себя в руки и даже пытается казаться веселой. В эти дни она сближается с Лили Ден, подругой императрицы. "Когда я впервые познакомилась с Великой княжной,она была совсем еще ребенком. Во время революции мы очень привязались друг к другу и почти все дни проводили вместе. Она была просто золото и обладала недюжинной внутренний силой. Однако до наступления тех кошмарных дней я даже не подозревала, насколько она самоотверженна."

Самой последней заболевшей корью, стала и Мария, так мечтавшая первой встретить отца. В день, когда вернулся Император,она почти не приходила в сознание. Юлия Ден вспоминала: "Когда я вошла в комнату девочка меня узнала.

- Ну, где же Вы пропадали, Лили? - воскликнула она. - А я Вас так ждала. Пaпa здесь, правда? - Но спустя мгновение она снова погрузилась в фантастическое и ужасное царство, имя которому - бред.

- Толпы людей... какие они страшные... Идут сюда, чтобы убить тата!!! Зачем они это делают?"

Даже в бреду Мария думала о своих родителях...

Статья с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/olgafov/post261355054

Великая Княжна Мария Николаевна, вместе со своей царской семьей, была ритуально убита жидовствующей властью ночью 4 / 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге, в доме Ипатьева.

После убийства инородцы вывезли тела убитых царственных мучеников в урочище «Ганина яма» под Екатеринбургов, где были ритуально сожжены.

С каждым годом, по мере раскрытия правды и обнародования документов о ритуальном убийстве жидовствующей властью Царской Семьи, все больше и больше православных христиан в келейных молитвах поминают Царскую Семью не как страстотерпцев, а как мучеников.

АКАФИСТ

Кондак 1


Избранней агнице Христовой, благоверней царевне российстей Марии, составим похвалу, яко кротко путем заповедей Христовых за Распятым Учителем последовавшей, и до смерти крестной верность Ему сохраньшей, и венец неизреченныя славы небесныя стяжавшей. Ты же, святая новомученице, сотвори молитву купно с родители и сродники твоими о спасении и благополучии всех, с верою, надеждою и любовию вопиющих ти сице:

Икос 1


Ангельским житием и чистотою украшенная, радостию о Духе Святе была еси своим родителем, святая царевно Марие, яко от дней детства твоего до кончины мученическия твоея во всем житии твоем образ истиннныя и глубокия любве к Богу и ближним явила еси. Мы же, память твою свято чтуще, просим тя: направи нас на путь жития добродетельнаго и приими с любовию возносимыя ти похвалы сия:

Радуйся, благоверная и богоносная, в законе Господни непорочно ходившая.
Радуйся, житие твое на богоугождение непрестанное посвятившая.
Радуйся, искушения и скорби мужески терпевшая.
Радуйся, до смерти верность Господеви соблюдшая.
Радуйся, изнемогающым унынием утешение посылающая.
Радуйся, мрачныя облаки скорбей и тревог разгоняющая.
Радуйся, благодатная целительнице болезней телесных.
Радуйся, всеблагая ходатаице благ Небесных.
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 2


Видя Господь чистое житие твое, благоверная царевно Марие, с младых лет совершаемое во спасение души твоея, кротость и целомудрие, яви тя яко светлую свещу, указующую путь спасения во тьме неведения пребывающих, подая благодать сугубую всем Богу вопиющим: Аллилуиа.

Икос 2


Разумом богопросвещенным одарены бе боговенчанныя родители твоя государь Николай и царица кроткая Александра, яже добродетели христоугодныя в тебе всадиста и тя в добре и в искренней любви к Богу и ближним воспитаста, в благоговении к Божественным службам и милосердию взрастиша. Сего ради мы со умилением глаголем ти сице:

Радуйся, во крещении святом именем покровительницы династии твоея нареченная;
Радуйся, аки равноапостольная Мария кротко вслед Христу последовавшая;
Радуйся, путь правый в Царствие Небесное обретшая;
Радуйся, сим путем невозвратно шествовавшая;
Радуйся, заповеди Христовы свете стезям твоима имевшая;
Радуйся, во всех оправданиих Владычних неуклонно пребывшая;
Радуйся, всю жизнь твою на богоугождение непрестанное посвятившая;
Радуйся, до смерти верность Господу Иисусу соблюдшая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 3


Силою и благодатию свыше озаренная благоверная мати твоя, императрица Александра, и на путь истинныя веры настави тя, святая Марие, научая выну благочестно жити и в правой вере, богомыслии и молитве пребывати, умиленно и радостно Господеви воспевая: Аллилуиа.

Икос 3


Имея помысел чисты и душу непорочну, кротостию и любовию просияла еси, царевно святая, сродницем и всем ближним твоим преславно и пречудно послужила еси; спасения же души ради, мирскую же славу богомудро отложивше, вожделела еси небесную стяжати, кроткая агнице Агнца Божественнаго. Сего ради молим тя: настави ны в благочестивем житии и утверди умы наша в благомыслии христианстем, да зовем ти сице:

Радуйся, от всея души Христа возлюбившая;
Радуйся, Тому и денно и нощно служившая;
Радуйся, молитвою твоею яко огненным столпом нас путеводящая;
Радуйся, сердца охладевающие верою согревающая;
Радуйся, старые и больные любовию врачующая;
Радуйся, отчаявшимся помощь скоро подающая;
Радуйся, и безрассудные кротостью нрава умудряющая;
Радуйся, благие помыслы на сердце полагающая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 4


Буря злобы человеческия, в дни лихолетья врагом рода человеческаго в России воздвигнутая, бунты народа супротив венценоснаго родителя твоего, заточение твое купно с материю, сестры и братом в чертозех твоих, иже в Царстем Селе, не возмогоша поколебати верности твоея ко Господу, святая царевно Марие, дщи верная вернаго выну Богу отца твоего, сице молим тя: сотвори нас непоколебимыма быти во уповании нашем к Царю Царствующих, да тобою укреплямы сподобимся во веки Ему воспевати: Аллиллуиа.

Икос 4


Слышавше об отречении венценоснаго родителя твоего от власти самодержавныя, благоверная Марие, не возроптала еси, вспоминающе Спасителя, нози учеником Своим пред Крестным путем на тайней вечери умывшего, в сердце своем помышляюще, яко всякий начальствующий есть слуга ближним своим, сему благомудрию христианскому и нас научи, да зовем ти сице:

Радуйся, бранею праведности облеченная;
Радуйся, светом боговедения просвещенная;
Радуйся, в путь изгнания кротко и незлобиво изшедшая;
Радуйся, блаженство изгнанных правды ради достойно получившая;
Радуйся, на пользу ближним работати нас научающая;
Радуйся, о нуждех духовных ближних промышляти наставляющая;
Радуйся, от маловерия и малодушия всех нас исцеляющая;
Радуйся, во всяком обстоянии сумнительном на Христа уповати подвизающая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 5


Боготечней звезде, путь в отечество небесное указующей подобно бе житие твое, благоверная Марие, ты бо плоды блаженств евангельских любве, милосердия и кротости твоея, терпения изгнания и убиения лютаго правды вечней ради стяжала еси; сице молим тя: утверди и наши сердца по Бозе горети, направи стопы наши на путь заповедей Христовых, настави нас и в радости и в печали Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 5


Видевше скорбь родителей твоих, егда волею большевиков зверонравных понуждены быша оставити сестер и брата твоих в доме губернаторстем, иже во граде Тобольсце, благоверная царевно, купно с ними последовала в пределы Уральския, в пути утешение всяческое им оказывающе. Сего ради просим тя, святая Марие, возпламени в сердцех наших деятельную любы к сродницем и ближним нашим и приими возносимыя тебе похвалы сия:

Радуйся, в испытаниех твоих свет Христов созерцавшая;
Радуйся, во изгнании твоем неправеднем выну Бога славившая;
Радуйся, ропота ко устом твоим не прилагавшая;
Радуйся, иных во скорбных обстояниех утешавшая;
Радуйся, взоры наши на Высшее милосердие обращающая;
Радуйся, в Бозе токмо упокоение обретати нам помагающая;
Радуйся, упования наша на Творца быти непреложными сотворяющая;
Радуйся, согревающима лучами надежды нас преславно озаряющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 6


Проповедницей благой и усердной учения Христова воистину явилася еси, богоблаженная страстотерпице Марие, словом твоим в вере ближних наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6


Возсияла еси, святая благоверная царевно Марие, егда во граде Екатеринбурзе заточена бе, блистанием твоим, яко звезда лучезарная, озаряла еси души верных и разгоняла еси тьму нечестия, ныне плодами терпения насыщаеши вся, мы же с любовию взываем ти сице:

Радуйся, самоотвержение всецело показавшая;
Радуйся, спасение ближних твоих взыскавшая;
Радуйся, Эдема Небесного сопричастнице;
Радуйся, Ангелом собеседнице, святым соучастнице;
Радуйся, яко в Невечернем Свете Райския блаженства принимаеши;
Радуйся, яко изможденных горестями житейскими укрепляеши;
Радуйся, в правоверии стоящих незыблемое утверждение;
Радуйся, во благочестии ходящих крепкое ограждение;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 7


Хотяще всецело кроткому Спасителю Нашему последовати, мученица святая царевна Мария, образ Божий во стражницех своих прозреваше, якоже и сестры твоея дивляхуся, яко каменносердечие оных иродов подвигашеся, ты же ангелу подобно схождаше на камень гробный сердец их, свет воскресения им явлюще, с надеждою на обращение их к свету истины спасительныя, Господеви воспевала: Аллилуиа.

Икос 7


Новых и преславных показа в вас, царственныя страстотерпцы, чудотворцев и мученик Господь во стране российстей, николиже святыми угодники оскудеваемей, во дни смут и нестроений народных верность Ему среди испытаний сохраньших. Ты бо, царевно Марие, в годину буйных мрачных дней деятельную поддержку родителем твоим явила еси, утешение брату и сестрам твоим сотворила еси. Мы же, сие ныне поминающе, просим тя: воспламени в сердцах наших огнь пламянныя любве к ближним нашим и приими величания сия:

Радуйся, временными скорбьми блаженства вечнаго достигшая;
Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ явившая;
Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испившая;
Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа молившая;
Радуйся, в ложном поношении и злословии от нечестивых во Христа облекшаяся;
Радуйся, Божественному Промышлению себе конечне вручившая;
Радуйся, в терпении болезней и скорбей Иовлеву крепость стяжавшая;
Радуйся, в кротком терпении гонений Давидово смирение проявившая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 8


Странно бысть христианом маловерным и людям с истелевшима сердцами слышати, яко чада царевы, не мстити за низложеннаго отца своего соотечественников молят, яко ангельскима очима своима зрят умножение зла в земли российстей, ибо токмо любовь побеждающую злодеяния всяческия в темнице суще исповедуют и проповедуют. Сего ради просим тя, святая Марие, помози мир и всепрощение в душах наших стяжати и чистым сердцем Господеви воспевати: Аллилуиа.

Икос 8


Всего себе в руце Божия предавше, за правду Христову до конца жития своего ревностно подвизася святый император Николай, ты же, благоверная Марие, со отцем за Спасителя спострадала еси, аще и схождаше в оный мрачный подвал в Ипатиевском доме, никакоже схождаше со камене заповедей Господних. Мы же мученическую кончину твою воспевающе, величаем тя сице:

Радуйся, живот твой всецело Отцу Небесному поручившая;
Радуйся, дух твой Сыну Божию радостно предавшая;
Радуйся, Духа Божия верностию обетом крещения не похулившая;
Радуйся, венец твой царский кровными каплями, яко драгими камнями украсившая;
Радуйся, мученическое течение твое мечною кончиною добре завершившая;
Радуйся, во гласе пения ангельскаго на небо душею твоею воспарившая;
Радуйся, мученический полк на небесех возвеселившая;
Радуйся, святых и блаженных дев лик возрадовавшая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 9


Все чины ангельския, преславным архистратигом Михаилом водимыя, и святых соборы во главе со Пречистою Девою радостно среташа в чертозех Отца Небеснаго страстотерпец царственных, Сам Христос венча тя, святая царевно Марие, купно со сродники твоима нетленыма диадимами славы Своея, ты же во славе предстоя престолу Царя царствующих и Господа господствующих, сотвори молитвы о спасении нашем, да с надеждою вопием Иисусу Сладчайшему: Аллилуиа.

Икос 9


Витийство человеческое не довлеет изрещи, коликую мзду восприимут вернии исполнением заповедей Господних. Сам бо Спаситель наш рече: ”Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей” и апостоли: ”яко заповеди Его живот вечный есть и заповеди Его тяжки не суть”. Ты же, царевно святая, верность Христу и правде Его в изгнании и заточении сберегла еси, и сего ради венец нетленнный стяжала еси, и благодать молитися за ны от святой Троицы прияла еси, благоверная дщи христолюбаго царя. Сего ради со умилением глаголим ти:

Радуйся, утешения в души своей от Креста Христова приявшая;
Радуйся, дивнии глаголы благодати Божия в душе своей слагавшая;
Радуйся, желанное упокоение в Кресте Христовом обретшая;
Радуйся, яко лампада негасимая пред Лицем Господа горевшая;
Радуйся, всею жизнию следовать за Христом научающая;
Радуйся, чистоту Евангельскую и житие по вере нам усвояющая;
Радуйся, сердца наша добре и милосердне устрояющая;
Радуйся, уста наша благодарением Господу за все исполняющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 10


Спасти хотя мир, Спаситель мира на Кресте пострада за ны, смертию смерть попра и воскресением миру живот новый дарова; ты же, мученица святая, благоверная царевно Марие, купно с семьею и слуги верныма мужески последовала еси Христу Распятому, и венец нетленный приявше от Искупителя Нашего, о спасении и воскресении страны российстей во славе молишися, воспевая: Аллилуиа.

Икос 10


Стене нерушимей и адаманту крепчайшему подобна вера твоя, святая новомученице Марие, яко ты верою одолела еси страсти мира сего, смиренне пренесла еси чести царственныя лишение, надругания и заточение, и самую смерть лютую Христа ради кротце прияла еси; оружием бо веры, по слову Господню, данному иногда благоверному Константину царю, духовне победила еси вражеския легионы. Прославляя же Давшего ти крепость и Венчавшего тя венцем мученическим победным Господа Иисуса Христа, поем тебе, благоверная царевно, похвалы сия:

Радуйся, от земли отчизны твоея во юности отъятая;
Радуйся, на руце Божии в вечней юности пребывати приятая;
Радуйся, сквозе мрак безумия всенароднаго с честию прошедшая;
Радуйся, тихое пристанище и цветение райское у Христа обретшая;
Радуйся, от тли смертныя Победителем смерти Спасом возведенная;
Радуйся, венцем славы неизреченныя от Царя царей венчанная;
Радуйся, человеков с Богом скорое и радостное примирение;
Радуйся, Судии Праведнаго о них умиленномощное умоление;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 11


Пение всеумиленное приноси ти, страстотерпице Христова, с небесе на мольбы наша благосердно призирающая, и просим тя: внемли гласу хваления и молитв наших, благоверная царевно, и умоли Всемилостиваго Искупителя нашего, да ниспошлет нам грешным животворящую благодать свою, яко да просветятся сердца наша, да озарится ум наш, яко да со всеми исповедающими Триединаго Бога во веки сподобимся воспевати: Аллилуиа.

Икос 11


Светом трисолнечным, горе озаренная, благоверная царевно Марие, озари наша души сиянием Божия благодати и настави ны верно исполняти заповеди Христа Бога: вемы бо, яко много может молитва твоя пред благостию Его, яко верной Его служительнительницы и победоносныя страстотерпицы. Сего ради со упованием благим молитвенно к тебе притекаем и взываем сице:

Радуйся, в добродетелях и почитании старших наставляющая;
Радуйся, страх смерти и болезни в душах наших побеждающая.
Радуйся, благодатную силу исцеления просящим подающая;
Радуйся, очи духовные нам всем отверзающая;
Радуйся, любити всех любовию Христовою научающая.
Радуйся, от бед и невзгод нас всех ограждающая
Радуйся, от обольщений и искушений вражиих защитнице.
Радуйся, помощи скорыя в недузех и скорбях подательнице;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 12


Благодати Святаго Духа испроси всем, святая страстотерпице царевно Марие, вознося молитвы твоея ко Царю Царствующих купно с родители, сестры и братом твоим, такожде и со слуги верныма, яко да силою благодати укрепит Господь и нас, немощных, да твоими молитвами всякия козни победим, вопием Всеблагому Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12


Поюще Триипостаснаго Бога, в лице мученичестем тя, благоверная царевно Марие, прославившаго, воспевати тя достойно недоумеем мы, но в простоте сердечней к тебе моляся, просим убо тя: любовию нелицемерную твоею наша сердца возгрей и настави ны воспевати присно Богу песнь покаяния и благодарения, и ближнему во благое послужити возможем нелицемерно; тебе же, наставнице и покровительнице нашей, воззовем сице:

Радуйся, молитвою смиренною к Богу душу во страданиях вознесшая;
Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавшая;
Радуйся, душу твою Творцу яко фимиам благоуханный принесшая;
Радуйся, и нас сущих в скорбех лучами надежды осиявающая;
Радуйся, и нам крепкое терпение и ангельскую кротость подающая;
Радуйся, из пучины отчаяния нас пречудно извлекающая;
Радуйся, малодушие и безсилие в сердцах наших прогоняющая;
Радуйся, прекрасная и непорочная невесто Христова, всеблаженная царевно Марие, о спасении душ наших молитвеннице предивная.

Кондак 13


О, преславная страстотерпице Христова, кроткая Его угодница и благоверная российская Марие, всегдашняя о нас ко Царю царствующих молебнице и теплая ко Милосердию Его предстательнице. С верою, надеждою и любовию ко твоему заступничеству за ны пред Спасителем Нашим и Богородицею нас притекающих приими и от всяких болезней, бед и смерти избавити Отца Небеснаго умоли, да с тобою радостно и светло взываем Господу, милующему и спасающему нас: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

ТРОПАРЬ

(Царевнам-мученицам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии)

Тропарь, глас 4

Вси святии царевны мученицы, невесты Христовы: Ольга и Татиано, Марие и Анастасие, яви вас Господь яко ангелы во стране Российстей, бысть Его чистоты и сострадания образ, любовь велию имущия ко всем, наипаче к страждущим, еюже послужисте по заповеди Христове/ - "боль их бед бе посетисте мене". Сего ради ублажаем вас.