Как Православие относится к театру? Главные причины неприятия йоги православием. Духовные предметы выше и ценнее научных

Ответ священника:

С момента появления шахмат в Европе, Христианская Церковь заняла резко негативную позицию по отношению к ним. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своем письме к папе Александру II, он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар, в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви, Ян Гус, также был противником шахмат.

Под влиянием церковного неприятия, запрещали игру в шахматы: король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси Православная Церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от Церкви, что было официально закреплено в Кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России, шахматы распространялись, причем среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещенных игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века, этот запрет, фактически, не действовал.

Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче, шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности, говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья.

При Петре I, ассамблеи проходили с непременными шахматными играми. Частыми партнерами царя были, к примеру, придворный священник Иван Хрисанфович, новгородский епископ Феодосий.

Интересен донос казанского митрополита Сильвестра Холмского на митрополита Феодосия Яновского (1731 г.), что тот, «будучи в Москве, оставя церковные службы и монашеское преданное правило … тешился в шахматы, и в том ненасытно забавлялся… Да он же … на московском подворье велел … с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему всю ночь в шахматы играть».

Какая же причина послужила поводом к столь негативной оценке шахматной игры Христианством? Об этом, в одной из своих лекций, рассказал диакон Андрей Кураев. В частности, он отметил, что человек более отождествляет себя со своим умом, нежели со своими мышцами. Если я проиграл в футбол своему соседу, что с того? Просто, у него ноги длиннее. А если я проиграл ему в шахматы, значит я глупее его… Международные шахматные турниры, о. Андрей назвал настоящим «гадюшником» потому, что на собственном опыте игры в шахматы в школьные годы, убедился: какого – только зла не пожелаешь противнику на кануне соревнований! То есть, интеллектуальные игры, к числу которых относятся и шахматы, сильно культивируют страсти: гордости, самомнения, уничижения и зложелательства к ближним. Потому, эти игры являются небезопасными для здоровья души.

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова

    Как Богу угодно: оно их отметает, как нечто чужеродное и душевредное - и правильно делает!

    Христианская религия не поддерживает мантры и медитации.

    Вероятно самосовершенствование считается гордыней.

    Многое в православной религии завязано на грешности и ничтожности человека. На самом же деле так и есть.

    (Взять обычное желание чего-то достичь и массу психологических курсов, программ и семинаров по этому поводу.

    Истинно достойному человеку и в голову не придет, что этого надо достигать. Это приходит в голову и внушается только при внутреннем ощущении ничтожности.)

    И есть различие между мантрой и молитвой.

    Очевидно плохо относится. Каждой церкви (религии) нужна своя паства, верная и преданная. А то что это такое - и помолились и мантру прочитали? Вы чьих будете? Двум богам служить нельзя.

    Православие относится к этому, прямо скажем, резко отрицательно. Неудивительно, ведь мантры и медитация являются атрибутами конкурирующих религий, поэтому и воспринимаются в штыки.

    Материал о различиях между христианской молитвой и медитациями.

    Православие отрицательно относится к этому,потому что это не их методы,а других народов и религий. И вообще, судя канонам православия нужно только молиться Б.гу и все у тебя будет,куча постов и праздников непонятных мне например,а когда же работать??? Мантры и медитация-это полезные штуки для мозга,сознания и саморазвития!

    Как обычные невежды. Не хочу говорить за всех, так как есть христиане, которые занимаются медитацией или йогой, и мантры читают. Молодцы. А есть христиане, которые вообще никаких психических и телесных практик не практикуют, т. е. не развивают свои данные, типа данные от бога, а просто проедают. Не используют проверенный и работающий опыт тысячелетий, просто потому, что он принадлежит первоначально другому народу. Медитация - это и наукой доказано, что крайне полезная вещь, лечащая массу болезней. Однако христиане, православные особенно, русские еще больше, страдают болезнью, которая подобная поведению правящей верхушки СССР. Поиск идеологических врагов, и расправа с ними. Под врагов проходят абсолютно все течения, которым для ярлыка и штампа ересь достаточно просто быть из другой культуры, просто быть плодом стараний другого народа. Так как православие очень националистично. Почитайте господина Дворкина и аналогичных ему. Ведь именно он занимает официальный пост главного сектоведа в РПЦ, при этом не имея даже базового религоведческого образования. Кстати, полно христиан, которые и психологию как науку отвергают, и запрещают ходить к психологам. Аргументируют они это тем, что психологи слишком мягко смотрят на суть проблемы. Дескать психолог может сказать человеку - делай что хочешь, научись выполнять свои желания и преодолевать кризис желаний и возможностей, или того хуже, дескать порекомендовать сексуальную терапию. Почему-то особенно одаренным головам в числе верующих, это кажется очень греховным и неправильным советом.

    Как православие относится к мантрам и медитации?

    ну смотря что под этим подразумевать

    медитация ведь это довольно понятие растяжимое

    есть медитация как сосредоточенность или внимательность (вопрос только на чем, на ком и зачем.. какая цель)

    есть медитация которая будоражит воображения и вызывает фантазии, это во-первых мешает уму и интуиции, а во вторых это опасно можно повредится умом, или потерять чувство реальности и жить в мире придуманном

    Есть такая буддийская история один ученик приходит к учителю и говорит как мне стать учителем но он говорит ты должен войти вконтакт с одним из божков, а для этого ты должен повторять его имя, думать о нем, разговаривать с ним и когда ты выйдешь на контакт с ним, то тогда приходи и мы подумаем, и вот все его друзья-ученики по монастырю уже вышли на контакт с разными богами, а он приходит к учителю и говорит: ничо у меня не выходит -Как так? Ты мантры читал с его именем? - Читал -А определенные психотехники исполнял? -Исполнял -И чо, никто не приходил? -Да приходили -Дак в чем же дело? -Дело в том учитель, что приходить то они приходили, но я же понимаю, что это плод моего изменненого воспаленного сознания-воображение и это не истинные боги. -Знаешь что! заканчивай свое обучение, и приходи ко мне, ты будешь продолжателем моего дела, потому что ты единственный способен был заметить эту разницу! Вот мудрая, такая на мой взгляд, буддийская история

    ну а Церковь, зная опасность такого самообмана, не может не предостерегать от подобных практик; и это искушение своей особенностью и исключительностью, это здорово опьяняет, многие исходя из того что это подогревает эти чувства начинают практиковать, т.е. человеку это подогревает чувства которые лишают его трезвого оценивания себя и окружающего и заражают этим других людей вводя их в заблуждение

    Православие относится к мантрам отрицательно, потому что это самосовершенствоание, не требующего посторонних и посредников. Любое культовое учреждение берет на себя функцию посредника между человеком и высшими силами. При это мантры как метод так или иначе применяют почти во всех конфессиях. Собственно молитва - это сочетание заклинания и мантры. Но если человек будет сам этим заниматься, то церкви будут не нужны. Так что неприятие мантр - это борьба с конкуренцией.

    Христианское вероисповедание в отличии от буддизма не имеет в своих учениях ни мантры и ни медитации. Потому что, христиане всецело доверяются Богу и надеются через всемилостивость Бога получить Спасение.

Без Православия познания ни во что

Нельзя достигнуть совершенства в познаниях, не содержа св. исповедания; нельзя до-стигнуть совершенства жизни без исполнения заповедей; нельзя уврачевать немощи свои без содействия святых таинств и подчинения всему чину освятительных молитвований Церкви. - Не то мы хочем сказать, чтобы только это и больше ничего, но то, что оно есть главное, источное, руководительное, так что коль скоро сего нет, - все прочее ни во что. Трудись в расширении круга познаний; но не иначе, как под руководством исповедания и по его указа-нию, а не в противность ему; иначе все твое мудрование будет не более, как мечта сновиде-ния. Облагораживай порядок взаимных отношений, но без нарушения евангельских предпи-саний: иначе вся твоя цивилизованность и гуманность будет не более, как красота гроба по-вапленного. Улучшай внешние условия быта и благосостояния, но без забвения вечного по-рядка Божия; иначе весь твой блеск и вся пышность будет не более, как призрак обманчи-вый. (29, с. 68)

Пишете: «много читаю; не худо ли это?» Бывает и худо и хорошо, судя по тому, что чи-таете, и как читаете. Читайте с рассуждением и читаемое поверяйте неложною истиною нашего исповедания. Что согласно с ним - то принимайте, а что несогласно - тотчас от-вергайте, как богопротивную мысль, и книгу ту, в которой излагаются такие мысли, бросай-те. Вы взялись изучать духовную жизнь. Это предмет и многообъятный, и возвышенный, и сладостный для сердца, которое не может не видеть в ней последнего своего блага. Взялись за это и изучайте, - и из книг, и паче - делом. Какие книги читать, уже знаете, и как нала-диться на соответственную жизнь, ведаете. Если серьезно желаете вступить на эту стезю, то вам некогда будет обращаться к изучению других предметов. Учились; и общие понятия о всем имеете, - и довольно с вас.Скажете: да этак отсталою выйдешь? Что же за беда! Отсталою в одном, а преуспеваю-щею в другом, - и в другом гораздо высшем. Если бы отставая в человеческих мудровани-ях, вы не преуспевали в премудрости Божией, был бы ущерб. Но как преуспевать в послед-ней вы несомненно будете, если возьметесь за дело, как следует, то не ущерб потерпите, а большее преимущество приобретете. Ибо с мудростию духовною человеческое мудрование в сравнение идти не может.Говоря так, я не то хочу сказать, чтобы другого ничего нельзя уж было и почитать; а только то, что и без него можно обойтись без ущерба, тогда как, склонясь на него, можно по-несть ущерб в своем главном. За двумя погонитесь, ни в одном не успеете.Но вопрос все еще остается нерешенным: так как же - можно читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, - только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, ста-нете читать с человеческими мудростями книгу, и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон.Но и книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать.Сказать: читайте такие книги, легко; но где их взять? Этого я вам указать не могу. Ныне более выходит книг по предметам естествознания. Но почти все они с дурным направлением, - именно, покушаются объяснить происхождение мира без Бога, и все нравственно-религиозные и другие проявления духовной в нас жизни - без духа и души. И в руки их не берите. Есть книги по предметам естествознания без таких мудрований. Те можно читать. Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющейся. Великая во всем этом премудрость Божия! Неисследимая! Какие именно есть такого рода книжки, спросите у того, кто увлекательно говорит о предметах веры. (3, с. 250-252)

Главное - Богоугождение, научность - придаточна

Главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, слу-чайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко, и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение, и потом навсегда может удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства. (1, с. 44)
«Научное бросаете». Распрекрасно. Для духовного дела, оно как вода для огня. И еще лучше будет, если никогда к нему, никогда более не будете ворочаться. (12, с. 124)

Духовные предметы выше и ценнее научных

«Жизни умственной и деятельной <у монахинь>никакой». Что ум у монахинь не спит, об этом была речь. Он у них занят своего рода предметами. Здесь вы, кажется, разумеете научность. Как наук монахини не проходили, то и предметами научными теперь не занима-ются, не читают о том и не думают. Это совершенная правда. Даже и проходившие науки бросают их в сторону. Но это не значит, у что них деятельности умовой нет. Есть, только обращена не на научные предметы. Если стать взвешивать, какие предметы выше и ценнее, то преимущество бесспорно окажется на стороне тех, коими занимают ум свой монахини. Одно укажу, - эти предметы вечны и к вечному спасению ведут, а научные предметы временны и вместе с временем совсем исчезнут, спасению же могут только не мешать, - и если способствовать, то очень косвенно и притом под условием полного и беспрекословного подчинения первым. (7, с. 315)

В отношении к научному образованию

Спрашивается, как должен держать себя Христианин в отношении к внешней мудрости, или к научному образованию?
1. Избирай нужнейшее Из предметов сей мудрости избирай нужнейшее по твоему состоянию, то особенно, к чему чувствуешь себя привязанным, равно как и то, в чем преимущественно надлежит нужда братиям твоим, Христианам.
2. Внеси православные начала А в образе исследования, старайся начала каждой изучаемой тобой науки освятить све-том небесной мудрости, или даже внесть их туда из сей области.
3. Гони неправославные началаДругих же начал, неприязненных ей, не только не должно принимать, но надо гнать их и преследовать.
4. Расширяй наблюдения и умовые познания Вообще нисколько непротивно расширять круг своих познаний о вещах по наблюдени-ям и соображениям ума… Должно только чтоб это делалось, когда уже обладается мудрость истинная.
5. Делай веру господственной, а науку подчиненной Ибо сия, как вечная, небесная и Божественная, должна быть начальственною, а та, как гожая только на время, должна быть подчиненною.
6. Не позволяй гордиться ни науке, ни себе ее радиПо сей же причине никогда, ни словом, ни мыслию не должно придавать последней не-которого безусловного значения, не ставить ее вверху, а представлять пресмыкающеюся до-лу, как и есть, и не позволять гордиться ни ей, ни самому ради ее.
7. Не терзайся невысокими научными способностями Еще одно замечание о мере способностей. Мера способностей - от Бога. Потому при-ми ее с благодарностию и довольством, но никак не терзайся, если она неслишком высока. Нужное и существенное всякий способен знать. Особенные научные познания не для всех. На то рождаются особые люди, которым они поручаются Богом и с которых взыщется их благосостояние и доброта. Впрочем нередко Сам Бог уступает вере и исканию любящих Его и разверзает благословением то, что закрыл в рождении.
8. Трудись и молись для их возвышения Отсюда - трудись, ибо и трудом возвышаются силы, а главное, ищи и молись. Кто ве-ровал и постыдился? Но при том все же предавайся Богу, ибо Он лучше знает, что для нас спасительно.
9. Сокрушайся нерадению, восстанови расстроенное Если же окажется, что слабость познания и сил зависит от нас, от нашего нерадения и разврата, то надобно сокрушиться о том, а по сокрушении, позаботиться всевозможно вос-становить расстроенное. (6, с. 414-415)
Наука спасения - наука из наук
Кто ясно сознает главную цель земного нашего бытия, кто преклоняет главу свою перед велениями Божиими, тот старается ходить во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно, тот непрестанно молит: «Господи, даруй мне прочее время живота моего в мире и покаянии скончати!» Раз ясно поставлена цель, необходимо изучить и пути к ней. Так вся жизнь наша должна быть посвящена науке из наук - науке о спасении, о путях, ведущих в Царствие Небесное, о том, как тем или другим способом достигнуть вечноблаженной радости, как применятъ благий закон Христов. (39, с. 36)

Руны – это древнескандинавские письмена. Норманны дохристианской эпохи не знали ни пергамента, ни, тем более, бумаги. Письмена наносились на дерево, камень, металлические предметы, тогда говорили не «писать», а «резать руны». С этим связана угловатая форма рун – знаков, составленных из прямых линий, расположенных под разными углами.

При зарождении письменности сама идея сохранения информации не в виде рисунков, изображающих конкретные образы, а в виде знаков, передающих абстрактные понятия, вызывала восхищение, смешанное со страхом. Это казалось колдовством – любое написанное слово представлялось заклинанием. Так, письмена «превратились» в магические знаки, возникла руническая магия.

Руны как языческая традиция

Рунические надписи на священных камнях, оружии и других артефактах эпохи викингов – важная часть древнескандинавской истории и культуры. Против их изучения, как и против любого в области истории или культурологии, православная церковь не возражала никогда. Возражения возникают, когда современные люди начинают воспринимать руны так же, как древние норманны – в их магическом аспекте, причем делают это даже те, кто считает себя христианами.

Некоторые руны непосредственно соотносятся с богами древнескандинавского пантеона: Ансуз – с Одином, Ингуз – с Фрейром, Тейваз – с Тюром. Применение таких рун (например, в талисманах) фактически означает поклонение языческим богам. Христианин не должен этого делать принципиально, это прямое нарушение заповеди предписывающей почитание только Единому Богу: «Да не будут у тебя боги иные…»

Магическая сущность рун

Церковь не приемлет и саму идею магии. Об этом прямо сказано в Ветхом Завете: «Не ворожите и не гадайте... И если душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю её из народа её». Не отменен этот запрет и в Новом Завете: в Откровении Иоанна Богослова в числе тех, кому нет дороги в Град Небесный, наряду с «любодеями и убийцами» названы чародеи.

Магия представляет собой попытку управления невидимым миром духов. Ангелами управлять человек не может в принципе, они подчиняются только Богу – следовательно, магу остается только управлять бесами, точнее, думать, что он может ими управлять. Ставить себе на службу силы зла недопустимо для христианина. Кроме того, такая попытка выйти за пределы естественных возможностей является проявлением гордыни – величайшего греха, порождающего все другие.

Нет ничего хорошего и в гадании, в том числе и руническом. Желая узнать свое будущее, человек демонстрирует недоверие к Богу, к Его воле, и об искренней вере уже нет речи. К тому же, во время рунического гадания взывают к норнам – языческим богиням судьбы.

Опасность рунической магии была очевидна даже для самих скандинавских язычников. В сагах можно найти негативных последствий необдуманного использования рун. В этом свете становятся понятными слова из «Старшей Эдды»: «Вот что отвечу, когда вопрошаешь о рунах божественных… благо в молчании». Ни один исландец или норвежец той эпохи не начертил бы даже в воздухе рунический символ, значение которого плохо себе представлял. Современные же люди нередко носят талисманы с изображением рун, о которых ничего не знают. Такое отношение к рунам не выдерживает никакой критики не только с позиции православной церкви, но и с точки зрения скандинавской мифологической традиции.

Источники:

В современном обществе приняты различные способы узнать свою судьбу или приобрести какие-либо земные блага. Одними из самых популярных мистических действий являются гадания. Православная Церковь не может не уделить внимание такой практике. Христианство имеет свою позицию, касающуюся таких действий.

Православная Церковь никогда не признавала гадания, как полезный способ получения определенных знаний или каких-либо земных благ. Обычно гадают на судьбу, также существует практика гадать для того, чтобы узнать имя супруга (супруги) или получить какую-либо иную информацию. В народной традиции имеют место множество различных форм гадания. Например, по руке, используя фотографию или иные предметы. В народе есть даже традиция гадать на Святки (дни, посвященные празднику Рождества Христова). Все эти практики вызывают негативное отношение со стороны Церкви.


Православие относит гадания к области таинственного и мистического. Христианство утверждает, что при гадании человек проявляет свою свободную волю в обращении к бесовским . По учению христианства это не может оказать благотворное влияние на человеческую душу, поэтому практика гаданий и Церковью.


Христианство учит, что человеку не совсем полезно знать свое будущее, так как это может вредить стремлению к нравственному совершенствованию личности. Обращение к темным силам бытия мира не может вызывать положительные