Кармин культурология онлайн. Анатолий Кармин - Культурология. Краткий курс. Культурология. Кармин А.С

Отечественный философ, занимающийся проблемами теории познания, теории творчества и т.п.

«В.Г. Белинский отмечал, что между гением и читателем есть определённый разлад. Гений, работающий для потомства и для вечности, может быть не понят современниками и даже бесполезен для них. Его польза - в исторической перспективе. А большинство людей нуждаются в искусстве, пусть и не столь глубоком и долговечном, но отвечающем на «злобу дня», служащем сегодняшним нуждам людей. «Читатель хотел бы, чтобы его автор был гением, но при этом он же хотел бы, чтобы произведения этого автора были понятными. Так создаются Кукольник или Бенедиктов - писатели, занимающие вакантное место гения и являющиеся его имитацией. Такой «доступный гений» радует читателя понятностью своего творчества, а критика - предсказуемостью». Новые идеалы гения с трудом воспринимаются людьми, привыкшими руководствоваться усвоенными с детства идеалами».

Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 803.

«В течение 40 лет Кармин, по его собственному признанию, работает над проблемой творчества, мечтает создать интегральную концепцию творческой деятельности. Этим планам не суждено было сбыться, но в ряде статей, лекций, записанных студентами и аспирантами, проступают черты будущей концепции. Существенная трудность в создании такой концепции, считает Кармин, заключается в многозначности, разноплановости и произвольности употребления слова «творчество». А популярность разговоров о творчестве и несогласованность его определений делает это слово «стёртой монетой». В его архиве есть любопытная запись: «Смешно, когда посредственный, хотя и популярный артист с важностью говорит «моё творчество»... Окуджава на вопрос: «Каковы Ваши творческие планы?» смущённо отвечает: «Ну что вы! Работаю... Творческие планы - это у Алены Апиной...».
Творчество - это редкий дар. Кармин, размышляя над тем, почему стало расхожим это слово, делает попытку реконструировать историю представлений о творчестве: от поэтико-символической постановки её в древности и художественного осмысления в искусстве разных исторических эпох к философскому размышлению и научному исследованию. Анализируя различные подходы к определению творчества, Кармин считал, что приравнивание любой продуктивной деятельности к творчеству, игнорирование его качественного отличия от конструктивной деятельности и сведение этого отличия к чисто количественной разнице между ними затрудняет изучение реального, объективно определяемого творчества в его специфике. Он полагает, что в настоящее время в исследовании творчества очевиден кризис, тупик, связанный с тем, что различные «одноаспектные» подходы к проблеме творчества с позиций философии, психологии, социологии, методологии исчерпали свои возможности. Попытки строить теорию творчества в рамках философии, психологии, методологии или социологии оставляют за кадром весьма существенные моменты творческой деятельности и поэтому не дают её адекватного понимания. Для них, с одной стороны, характерна тенденция к сужению поля зрения исследователя - например, исключению из него творческого продукта или творческого процесса и рассмотрению второго изолированно от первого (психология творчества) и, наоборот, первого независимо от второго (социология творчества). А с другой стороны, они охватывают чересчур широкую предметную область, куда наряду с творчеством попадают и отличные от него вещи, которые, однако, отождествляются с ним. Так, например, получается, когда в философском толковании творчества ставят знак равенства между ним и «творчеством природы». […]
В последний год своей жизни А.С. Кармин заканчивает работу над очень большой по объёму монографией «Интуиция: философские концепции и научное исследование». Окончательную правку текста книги он проводит уже в больнице. Однако ему так и не суждено было увидеть свой труд опубликованным. Теперь мы предлагаем вниманию читателей эту замечательную работу».

Бернацкий Г.Г., Аллахвердов В.М. и др., Предисловие к книге: Кармин А.С., Интуиция: философские концепции и научное исследование, СПб, «Наука», 2011 г., с. 12-14 и 18-19.


За последние годы издано множество учебников и учебных пособий по культурологии, однако потребность в учебной литературе по этой дисциплине не иссякает. Эта потребность связана не только с количественной, но и с качественной стороной дела: продолжается поиск путей решения как методико-педагогических вопросов преподавания, так и научно-теоретических проблем культурологии. Книга А. С. Кармина является оригинальной работой, представляющей интерес в обоих указанных аспектах. Рецензируемая книга содержит систематический очерк основных проблем культурологии. Изложение их носит учебный характер: автор начинает его с «азов» - с объяснения происхождения и смысла понятия «культура», описания разнообразных явлений культуры, ее форм и функций, а затем постепенно усложняет изложение, переходя к теоретическому анализу типов культуры и закономерностей культурно-исторического процесса. Однако работа А. С. Кармина заслуживает внимания и с научной точки зрения.

Нынешнее состояние культурологии таково, что автор, пишущий учебник по этой дисциплине, вынужден с самого начала поднимать вопросы, не получившие до сих пор однозначного и общепризнанного ответа. Это, прежде всего, вопрос о том, что такое культура. Конечно, проще всего было бы сказать, что культура есть то, чем занимается министерство культуры. Но тогда, например, наука в культуру не входит, поскольку числится по другому ведомству, а нравственная культура, так же как культура труда, мышления, быта и т. д., вообще оказываются понятиями, не имеющими права на существование. Различие между обыденным употреблением слова «культура» и научным пониманием культуры как обширной сферы социальной жизни – это факт, который надо осознать всякому, кто приступает к изучению культурологии. Он, по-видимому, представляет и первую трудность, которую должен преодолеть учащийся.

На фоне обильно наполнившей книжные прилавки учебной литературы по культурологии книга А. С. Кармина выделяется тем, что автор развивает информационно-семиотический подход к пониманию культуры, тогда как едва ли не все издававшиеся в нашей стране до сих пор учебники написаны с позиций почти безраздельно господствующего в отечественной культурологической мысли с 1960 годов деятельностного подхода. Позиции автора далеко не во всем бесспорны. Но, не вдаваясь в теоретическую дискуссию о достоинствах и недостатках того и другого подхода, следует признать, что разработка информационно-семиотической концепции, связанной с трудами Московско-Тартуской школы (Ю. М. Лотмана, Вс. Иванова и др.), заслуживает внимания. Заслугой А. С. Кармина является не только развитие этой концепции, но и умелое, методически продуманное ее изложение в учебных целях.

Одним из типичных недостатков учебных пособий по культурологии является то, что зачастую авторы сначала провозглашают «деятельностный» взгляд на культуру, а затем как бы забывают об этом и практически сводят анализ ее содержания к рассказу о мифологии, искусстве, религии и этнических обычаях, логическую связь которого с данным вначале «деятельностным» определением культуры даже при всем желании трудно усмотреть. Кармин нарушает эту печальную традицию: на протяжении всей его книги информационно-семиотическое понимание культуры проводится последовательно и служит теоретическим фундаментом, на котором строится интерпретация рассматриваемых культурных явлений и процессов. При этом логика авторской концепции приводит к формулировке ряда нетривиальных положений – о строении смыслового контекста культуры, содержании выполняемой культурой функции социализации, семантике культурных текстов, соотношении этнической и национальной культуры, национальном характере, типологии социокультурных миров и др. Эти положения, как правило, детально разъясняются и тщательно аргументируются.

В главе I освещается история становления и развития культурологии. Автор достаточно обоснованно утверждает, что в этом процессе сначала возникают феноменологические концепции культуры, в которых просто перечисляются и описываются разнообразные культурные явления (например, как у Э. Тейлора), а затем, с конца XIX в., культурология все больше переходит на теоретический уровень, что выражается в появлении теоретических моделей культуры (например функциональная модель культуры Б. Малиновского и др.). Согласно А. С. Кармину, информационно-семиотическая теория культуры вбирает в себя достижения деятельностного подхода к ее пониманию, а также других (адаптационистских и идеационистских) трактовок культуры.

Удачно проведен анализ содержания культуры: автор последовательно рассматривает ее в различных аспектах – как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков, показывая взаимосвязь и взаимообусловленность этих аспектов. В смысловом содержании культурных феноменов выделяются три слоя – знания, ценности и регулятивы. Культура определяется в общем виде как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в комплексах создаваемых людьми знаковых средств. Такое понимание культуры позволяет преодолеть главный недостаток ее деятельностного определения – отсутствие грани между культурой и другими сторонами общественной жизни (поскольку все в обществе есть не что иное, как процессы и результаты человеческой деятельности). Соответственно становится возможным и более четко охарактеризовать основные функции культуры (§ 4 главы I).

Вторая глава работы – «Семиотика культуры» – содержит в себе анализ основных понятий развиваемой автором концепции, связанных со знаковой природой культурных феноменов. Здесь следует признать удачей четкую систематику знаковых средств культуры. Автор обстоятельно раскрывает роль языка в мышлении и общении людей. Особенно содержателен раздел, посвященный естественным языкам. Очень актуально звучат мысли автора о «вербальном иллюзионизме», который заключается в том, что в сознании людей словесные миражи как бы заслоняют и подменяют собой реальность. Авторский диагноз этой болезни современной цивилизации заслуживает самого серьезного внимания.

В воспитательно-педагогическом отношении важен раздел о культуре речи. Автор затрагивает тут такие вопросы, как нормы речи, соотношение литературного и разговорного языка, происхождение и роль инвектив и нецензурных выражений, причины возникновения и распространения молодежного сленга и др. С юмором, с хорошо подобранными примерами разбираются особенности современной студенческой лексики. С большим интересом читается заключительный параграф главы, где в качестве примера семиотического анализа культурных «текстов» рассматривается семиотика одного из величайших произведений монументальной скульптуры – петербургского «Медного всадника».

Третью главу под названием «Культуры и народы» автор отводит рассмотрению национальных культур. В этой главе в связи с анализом понятий «народ», «этнос», «нация», «национальная культура» затрагиваются весьма важные, но недостаточно разработанные в культурологическом плане проблемы этнокультурного стереотипа и национального характера. Автор приводит множество любопытных сведений, взятых из разнообразных литературных источников и характеризующих бытующие в культуре представления о европейцах, американцах, японцах, китайцах. Особый раздел посвящен русской культуре. На фоне ее истории и современного состояния описываются авто- и гетеростереотипы русского народа.

Надо отметить, что, помимо литературных данных, автор опирается также на конкретные социокультурные исследования, проведенные им совместно со студентами. Изучение стереотипных представлений о русских и американцах, распространенных в студенческой среде, дало несколько неожиданные результаты. После того как были выявлены наиболее характерные черты, которые студенты сочли свойственными русским и американцам, группе студентов, не знавших этих данных, был предъявлен список, в котором перечислялись 15 «типично русских» и 15 «типично американских» черт с предложением оценить в баллах выраженность этих черт в их собственном поведении. Обнаружилось, что общий средний балл по «русским» чертам был ниже, чем по «американским». 76 % опрошенных русских студентов неожиданно для них самих оказались по своему психосоциальному облику скорее американцами, чем русскими. В книге приводится обсуждение этого результата. Для преподавателей культурологии, без сомнения, будет полезен описанный А. С. Карминым опыт вовлечения студентов в работу такого рода. Он может служить примером того, как можно проводить аналогичные включения элементов самостоятельной исследовательской работы студентов в учебный процесс.

Описанные в книге этнокультурные стереотипы служат материалом, который используется далее при решении проблемы «национального характера». В книге рассматриваются шесть различных подходов к этой проблеме, имеющих хождение в общественном сознании. Вывод, к которому приходит автор, таков: не существует национального характера как заданной «от природы» совокупности личностных, психических, нравственных качеств, отличающих представителей данной нации; говорить о национальном характере можно, лишь понимая его как устойчивый комплекс специфических для данной национальной культуры ценностей, установок, поведенческих норм. Этнические стереотипы же выражают обыденные, поверхностные и зачастую не соответствующие действительности представления о народах и национальных культурах. Вместе с тем автор подчеркивает, что эти стереотипы являются феноменами культуры, играющими важную роль в общественном сознании и самосознании народов. Люди вольно или невольно воспринимают, например, автостереотипы как образцы, которым надо соответствовать, что оказывает существенное влияние на формирование личности.

В четвертой главе предлагается оригинальная типология «социокультурных миров». Автор различает три вида таких миров – исторические эпохи, региональные метакультуры, цивилизации, не настаивая, впрочем, на существовании строгих разграничительных линий между ними. Привлекают внимание лаконичные, но весьма содержательные очерки различных эпох в истории культуры, начиная с первобытного общества и кончая современностью. Интересен анализ современного состояния мировой культуры и тенденций ее дальнейшего развития. Одной из существенных черт западной культуры нашего времени является ее конфликтность. Выделяются несколько аспектов, в которых обнаруживается конфликтное противоборство противоположных тенденций: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация, технизация и гуманизация. А. С. Кармин подчеркивает сложность и противоречивость современной культурной ситуации в мире, связывая это как с парадоксами нынешней западной цивилизации, так и с межцивилизационными отношениями. Он справедливо указывает, что, помимо традиционного противопоставления Запада и Востока, следует считаться и с «линиями разлома» (по Хантингтону) между «Югом» и «Севером». В книге дается любопытная характеристика особенностей культуры «Юга».

Пятая глава посвящена изложению и критическому анализу философско-теоретических концепций культурно-исторического процесса. Кроме обычно рассматриваемых в этом плане теорий (Конт, Гегель, Маркс, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин), автор отводит один из параграфов характеристике концепции развития культуры, развитой в последнее время известным отечественным философом и культурологом М. С. Каганом. Заслуживает одобрения то, что автор подробно освещает содержание взглядов П. Сорокина на историю культуры, которые до сих пор давались обычно лишь в кратких пересказах. Анализ рассмотренных концепций позволяет автору сформулировать и обосновать положение о том, что рациональное содержание «циклических» теорий эволюции культур относится к прошлым этапам истории, а в современную эпоху антропологическое единство человечества, наконец, дополняется его культурным единством, что создает условия для перехода мировой культуры на единую «магистраль» культурного прогресса. Вопросы о том, насколько эти условия обеспечивают движение по такой магистрали и в каком «направлении» она пролегает, остаются, однако, открытыми.

К сожалению, рецензируемая работа А. С. Кармина не охватывает всего содержания программы вузовского курса культурологии. Видимо, поэтому она имеет подзаголовок «Морфология культуры». В предисловии автор обещает издать в ближайшее время еще одну книгу, где будут рассмотрены вопросы, мало освещенные в настоящем издании. Это, главным образом, вопросы внутреннего строения культурных систем («Анатомия культуры»). Можно пожелать автору дальнейшей разработки учебного курса культурологии в этом направлении. К недостаткам рецензируемой работы относится также некоторая неоднородность подачи материала: по одним вопросам автор засыпает читателя обилием фактов и примеров, тогда как по другим проявляет определенную скупость в этом отношении.

Отмеченные недостатки не меняют обшей положительной оценки, которую заслуживает рецензируемая работа. Стоит отметить, что она написана просто и ясно, ярко и занимательно (что для учебных пособий очень важно и встречается не столь часто, как хотелось бы). Умение автора на высоком научном уровне и притом достаточно доступно изложить сложнейшие проблемы делает ее полезной как для изучающих культурологию, так и для тех, кто ее преподает.

Введение

Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. В современных программах вузовского обучения она выступает как одна из основных гуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – путь к обогащению духового мира личности.

Данная книга – учебное пособие, написанное в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Она может быть использована студентами всех специальностей в процессе изучения этого курса.

Культурология – сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная еще с античных времен философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура , но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В Средние века культуру рассматривали, главным образом, сквозь призму религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры, и в особенности искусства. Но только в XVIII в. – веке Просвещения – понятие культуры вошло в научный обиход и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744–1803). В его понимании культура включает язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

В XIX в. постепенно стала осознаваться необходимость разработки науки о культуре как особой научной дисциплины. Английский антрополог и этнограф Э. Тейлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) озаглавил: «Наука о культуре»; в начале XX в. немецкий философ Г. Риккерт опубликовал книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а нобелевский лауреат химик и философ В. Освальд в книге «Система наук» предложил для обозначения учения о культуре слово «культурология».

К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную гуманитарную науку, которая синтезирует и систематизирует данные философии, истории, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики.

В широком смысле культурология охватывает всю совокупность знаний о культуре и включает в себя:

Философию культуры,

Теорию культуры,

Историю культуры,

Культурную антропологию,

Социологию культуры,

Прикладную культурологию,

Историю культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимают общую теорию культуры , на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, – такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) – с общей физикой.

Вузовский учебный курс культурологии ограничивается в основном проблематикой общей теории и истории культуры.

Часть I. Культура как предмет научного исследования

Глава 1. Формирование представлений о культуре

§ 1.1. Происхождение и предназначение термина «культура»

В повседневной речи «культура» – это хорошо знакомое всем слово : мы говорим о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.

Но культура – не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, как понятие массы – в физике или наследственности – в биологии. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.

Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Чтобы понять, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались представления о ней.

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины ХVIII в. – «века Просвещения». Зачем же понадобилось просветителям обращаться к этому термину и почему он быстро завоевал популярность?

Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в тот период, была «сущность», или «природа», человека. Продолжая традиции гуманизма, зародившиеся еще в эпоху Возрождения, и отвечая на социальный запрос времени, связанный с происходившими тогда переменами в общественной жизни, выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии развивали идею исторического прогресса. Они стремились понять, к чему он должен вести, как в ходе него совершенствуется разумная свободная «сущность» человека, как должно быть устроено общество, соответствующее человеческой «природе». В размышлениях на эти темы возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей, с одной стороны, обусловлено «человеческой природой», а с другой стороны, формирует ее. Этот вопрос имел не только теоретическое, но и практическое значение: речь шла о выработке идеалов человеческого бытия, то есть образа жизни, стремление к которому должно определять задачи общественных сил, борющихся за социальный прогресс. Так, в ХVIII в. в общественную мысль вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека . Соответственно возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть выражена суть этой проблемы, зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения нового понятия. Выбору именно этого слова для такой функции, по-видимому, в немалой степени способствовало то, что в латинском языке слово cultura , первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр. agri cultura – обработка почвы), противостояло слову natura (природа).

Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» – в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Однако эта идея допускает неоднозначное толкование. Дело в том, что использование термина культура в указанном смысле оставляет весьма неопределенным его содержание: в чем же все-таки состоит специфика человеческого образа жизни, то есть что такое культура?

§ 1.2. Просветительское понимание культуры

Мыслители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. В самом деле, если разум человека есть главное, что отличает его от животных, то логично полагать, что разумность – это основная особенность человеческого образа жизни. Следовательно, культура представляет собою создание человеческого разума. К ней относится все, что создается разумной деятельностью людей («плоды просвещения»). Такова была суть просветительского понимания культуры.

Но всегда ли разум человеческий служит благу? Если он может породить и добро, и зло, надо ли все его деяния считать выражением «сущности» человека и относить к явлениям культуры? В связи с подобными вопросами постепенно стали обозначаться два альтернативных подхода к трактовке культуры.

С одной стороны, она трактуется как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывают с просвещением и воспитанием людей. В конце ХVIII – начале ХIХ в. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура предстает как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

Эта книга - проводник в мир культуры. Она начинается с разговора о смысле понятия «культура» и заканчивается обсуждением концепций культурно-исторического процесса, разработанных крупнейшими теоретиками XIX-XX вв. В ней рассматриваются знаковые системы культуры, различные типы культурных миров, основные этапы истории русской культуры и этнокультурные стереотипы русского народа. Анализируется строение культуры, характеризуются ее различные формы и их взаимосвязь. Речь идет о культурной ментальности, о духовной, социальной и технологической культуре, о культурных сценариях деятельности.
Книга представляет собою учебник, предназначенный для студентов и школьников-старшеклассников. Популярность изложения делает ее доступной для широкого круга читателей.

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто многих любознательных людей. Однако культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для ее наименования американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг.

Культурология - комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

За свою недолгую историю культурология не выработала еще единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между весьма различными точками зрения. Сложность и противоречивость ситуации, в которой Ныне находится развитие культурологии как науки, не являются, однако, чем-то экстраординарным: во-первых, в гуманитарных науках подобная ситуация - далеко не редкость, а во-вторых, сам предмет культурологии - культура - есть феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, Цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия!).

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

§ 1. Культура: слово, понятие, проблема
§ 2. Происхождение и смысл термина «культура»
§ 3. Информационно-семиотическое понимание культуры
§ 4. Функции культуры
§ 5. Культура и культуры
Глава 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
§ 1. Типология знаковых систем культуры
§ 2. Естественные знаки
§ 3. Функциональные знаки
§ 4. Иконические знаки
§ 5. Конвенциональные знаки
§ 6. Вербальные знаковые системы - естественные языки
§ 7. Знаковые системы записи
§ 8. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс
§ 9. Функции языка в культуре
§ 10. Вторичные моделирующие системы
§ 11. Тексты и их интерпретация
§ 12. Пример интерпретации культурного текста: семиотика «Медного всадника».
Глава 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ
§ 1. Национальные культуры
§ 2. Этнокультурные стереотипы
§ 3. Европейцы
§ 4. Американцы
§ 5. Китайцы
§ 6. Японцы
§ 7. Русские
§ 8. Существует ли национальный характер?
Глава 4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МИРЫ
§ 1. Типы социокультурных миров
§ 2. Исторические типы культуры
§ 3. Региональные культуры
§ 4. Цивилизации
Часть вторая АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

§ 1. Теории и модели в науке
§ 2. Трехмерная модель культуры
§ 3. Культурные формы
§ 4. Свойства культурных форм
§ 5. Ментальное поле культуры
§ 6. Структура культурного пространства
Глава 2. ОСЕВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ
§ 1. Когнитивные парадигмы
§ 2. Ценностные парадигмы
§ 3. Регулятивные парадигмы
Глава 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. О смысле понятия «духовная культура»
§ 2. Мифология
§ 3. Религия
§ 4. Искусство
§ 5. Философия
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Особенности социальной культуры
§ 2. Нравственная культура
§ 3. Правовая культура
§ 4. Политическая культура
Глава 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Что такое технологическая культура?
§ 2. Техника
§ 3. Наука
§ 4. Инженерия
Глава 6. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Многообразие культурных сценариев
§ 2. Культура мышления
§ 3. Культура общения
§ 4. Культура труда
§ 5. Культура учебы
§ 6. Культура игры
§ 7. Культура досуга
Часть третья ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
Глава 1. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

§ 1. Общество как социальный организм
§ 2. Синергетический подход к пониманию общества
§ 3. Проблема генезиса культуры
§ 4. Культура и социальная реальность
§ 5. Энергетика и динамика развития культуры
§ 6. Культура как коллективный интеллект
§ 7. Социальные условия культурной динамики
§ 8. Духовное производство
§ 9. Культура как средство и культура как цель
Глава 2. ТВОРЧЕСТВО - ДВИЖУЩАЯ СИЛА КУЛЬТУРЫ
§ 1. Мифология творчества
§ 2. Сущность творчества
§ 3. Творческий процесс
§ 4. Социокультурная организация творческой деятельности
§ 5. Культурный фон творческой деятельности: отношение общества к творчеству
§ 6. Творческая деятельность и динамика культуры
Глава 3. МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
§ 1. Традиционная и инновационная культура
§ 2. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура
§ 3. Темпоральное расслоение культуры
§ 4. Ритмика культурных процессов
§ 5. Постепенность и взрывы
§ 6. Синергетическая трактовка культурной динамики
§ 7. Динамика идеалов
§ 8. Семиотические процессы
§ 9. Структурные сдвиги в культурном пространстве
§ 10. Взаимодействие культур
Глава 4. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ
§ 1. Поиски закономерностей истории
§ 2. Н. Данилевский: Россия и Европа
§ 3. О. Шпенглер: закат Европы. 849
§ 4. А. Тойнби: постижение истории
§ 5. П. Сорокин: социальная и культурная динамика
§ 6. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система
§ 7. От разобщенности - к культурному единству человечества.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.