Проповеди лука крымский в чем помогает. Молитва святителю Луке. Последние года жизни святителя

Дошедшее до нас богословское наследие свт. Луки (Войно-Ясенецкого) состоит из проповедей Владыки, произнесенных за годы служения в священном сане, а также ряда статей и работ, из которых наиболее известны: «Дух, душа, тело» и «Наука и религия».

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года

Из проповедей, сказанных Владыкой Лукой в разное время, были записаны около 750. Эти проповеди стенографировали духовные чада архиепископа Луки, перепечатывали их на пишущей машинке, переплетали в домашних условиях, и таким церковным «самиздатом» распространяли среди верующих. Часть из них была отредактирована самим святителем Лукой и передана в Московскую духовную академию. Всего было передано в академию 12 толстых машинописных томов. Часть этих проповедей, в основном крымского периода, была издана в настоящее время в различных сборниках.

Епископ Ташкентский Иннокентий сказал отцу Валентину Войно-Ясенецкому после рукоположения: «Ваше дело не крестити, а благовестити». Примерно так же видел свою задачу и сам святитель. «Считаю главной своей архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», - сказал он в Симферопольском соборе в октябре 1952 г.

Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин Войно-Ясенецкий. 1921 год

Проповеди святителя Луки коротки и содержательны, в них нет «воды», общих благочестивых фраз. Они доходчивы и понятны и простецу, и интеллигенту, запутавшемуся в псевдонаучных аргументах атеистической пропаганды. Основное внимание проповедника занимает Святое Евангелие, рядовые апостольские и евангельские чтения, праздники годового и пасхального циклов, защита веры перед лицом безбожия.

О впечатлении, производимом на слушателей этих проповедей, свидетельствует священник-очевидец: «Весь храм замер в ожидании. И вот раскрылись уста проповедника<…> Каждое слово исходило из глубины сердца, исполнено было глубокой веры и преданности воле Божией. Со всех сторон храма доносились плач и тихие рыдания. Слова архипастыря падали, как спелые зерна, и глубоко проникали в сердца слушателей. Каждый чувствовал себя обновленным после проповеди такой силы духа и веры».

Владыка говорил проповеди не только в воскресные и праздничные дни, но и за всеми будничными богослужениями. Это раздражало власти, и они пытались бороться с проповедником. От этих гонителей Церкви Христовой до нас дошли не менее яркие свидетельства о проповедническом таланте святителя Луки. Так, в октябре 1948 г. секретарь Крымского обкома ВКП(б) Соловьев пишет Маленкову: «По приезде в Крым Лука развивает энергичную религиозную деятельность. <…> В своих проповедях Лука публично осмеивал материализм и материалистов, стараясь изобразить дело таким образом, как будто бы великие ученые Коперник, Пастер, Павлов - это люди не науки, а люди религии… <…> …мы считаем необходимым через соответствующие органы удалить Луку из Крыма».

Также и уполномоченный доносил в Москву, что архиепископ «читает проповеди не только на евангельские темы, по толкованию так называемого Священного Писания, но и на разнообразные другие и даже философские темы, как „О науке и религии“, „Об истоках современного безбожия“, „О суетности славы человеческой“… Даже проповеди на евангельские темы увязывает с современностью, как-то: охаивание молодежи, что последняя стала распущенной, безбожной, ходит по театрам и кино, а церкви не посещает, не молится Богу…»

Архиепископ Лука во время проповеди

Кроме проповедей широко известно апологетическое эссе святителя Луки «Дух, душа, тело» , которое Владыка закончил в 1947 гг.

В начале работы он сделал краткий обзор научных достижений - теории относительности Эйнштейна, квантовой механики, теории радиоволн, магнитного поля, в корне перевернувших представление ученых о материи и энергии. Затем перешел к теории высшей нервной деятельности академика И. П. Павлова, показав, что она никак не подходит для обоснования материализма, как пытались ее использовать в своей пропаганде атеисты. Потом Владыка остановился на учении Священного Писания о сердце, как о центре чувств и помышлений человека, как об органе познания мира, а главное - органе Богопознания. Архиепископ Лука пишет: «Сердцем осуществляются высшие функции духа человеческого - вера в Бога и любовь к Нему». Затем на примерах ясновидения, телекинеза и других необъяснимых наукой фактов Владыка показывает, что «кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира».

В главной части своей работы святитель Лука останавливается на соотношении между духом, душой и телом в человеке. Владыка Лука был сторонником трихотомической модели. Он признавал в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело (в отличие от дихотомической концепции, которая различает в человеке только две природы - душу и тело).

По мнению автора, «душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: „Это люди… душевные, не имеющие духа“ (Иуд. 1:19)». Исходя из этого, как смертна примитивная душа животных, так «смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа».

Архиепископ Лука с клиром в Свято-Троицком соборе

На ряде сбывшихся пророчеств, чудес евангельских и взятых из житийной литературы, а также внерелигиозных чудесных явлений, автор показывает, что не только материальное определяет духовное, как утверждают материалисты-безбожники, но существует и обратное влияние: «духовное воздействие на материю тела», «дух творит себе формы».

Обращаясь к явлению воспроизведения в мгновения опасности всей человеческой жизни в мельчайших деталях, Владыка приходит к выводу, что «совершенно невозможно допустить, чтобы мозг мог сохранить навсегда все мельчайшие события нашей жизни со всеми их деталями, их чувственной окраской и нравственной оценкой.

Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга, должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты».

По мнению автора, «для проявления трансцендентальных способностей нашего духа, для обнаружения сверхсознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере, значительно ослабело наше нормальное, феноменальное сознание». «Надо чтобы зашло солнце, и наступила ночная тьма, и тогда звезды засияют для нас».

В подтверждение трансцендентальных свойств человеческого духа Владыка приводит мнения ряда философов, как древних, так и живших в последние века, и отмечавших именно это свойство человека. Он приводит слова Плотина: «Души подобны амфибиям: они живут то по сю сторону, то в потустороннем мире, смотря по надобности». Затем он цитирует Иммануила Канта, философа, которого он ценит очень высоко: «…человеческая душа в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира», она «попеременно действует то в одном, то в другом мире…» По мнению Владыки, этот умопостигаемый человек Канта, то же, что и «новый», «внутренний человек» в посланиях апостола Павла.

Так, по рассуждению автора, выходит, что и христианское Откровение, и естественно-научные наблюдения и рассуждения философов говорят об одном: «дух человеческий имеет общение с миром трансцендентальным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности».

Архиепископ Крымский Лука

Именно в свете такого понимания, по мнению автора, следует мыслить о вечном блаженстве праведников и вечном мучении грешников. «…Бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми Бесплотными Силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла - сатаной».

Владыка Лука заканчивает свою работу свидетельством Откровения о том, что во время всеобщего Воскресения во Второе пришествие Христово наши тела тоже воскреснут в жизнь вечную. «…Если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая во все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы Архангеловой восстановится связь безсмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа?»

В завершение обзора эссе «Дух, душа, тело» необходимо отметить, что в этой работе многие из рассуждений Владыки Луки, выходящие за рамки прямых указаний Священного Писания, остались его частным богословским мнением, которое не разделили другие православные богословы ХХ в. Вероятно, такое особое восприятие проблемы было связано с большим естественно-научным опытом Владыки-хирурга, и поэтому этот подход возобладал над традиционным богословским подходом к вопросам антропологии.

В другом апологетическом труде «Наука и религия» святитель Лука ставит и разрешает вопрос: противоречит ли наука религии? В предисловии автор пишет: «На своем жизненном пути нам встречаются два типа людей. Одни во имя науки отрицают религию, другие ради религии недоверчиво относятся к науке. Встречаются и такие, которые умели найти гармонию между этими двумя потребностями человеческого духа. И не составляет ли такая гармония той нормы, к которой должен стремиться человек? Ведь обе потребности коренятся в недрах человеческой природы.

И не в том ли кризис образованного человека, что у него „ум с сердцем не в ладу“? Не эта ли односторонняя „умственность“ разъединила в России интеллигенцию и народ? И уже одно то, что в настоящее время под флагом науки, которая будто бы давно опровергла религию, преподносятся народу атеизм и антихристианство, заставляет нас глубоко обдумать и основательно решить вопрос: противоречит ли наука религии?»

Далее Владыка определяет понятия. Наука для него «есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности», т. е. наука объемлет собой только знания достигнутые на сегодняшний день, может изучать и классифицировать только те проявления природы, которые мы можем наблюдать нашими пятью чувствами; таким образом, область точной науки очень жестко ограничена. Даже понятие «знание» больше, чем наука, т. к. оно часто достигается «теми высшими способностями духа, которыми не располагает наука.Это прежде всего интуиция, то есть непосредственное чутье истины, которое угадывает, прозревает ее, пророчески предвидит там, куда не достигает научный способ познания. Эта интуиция… ведет нас в другую, высшую область духа, - то есть в религию».

«Широко говоря, религия есть отношение к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом. Так как это отношение есть у всякого - даже атеиста, - то и принято говорить, что у всякого есть своя религия. <…> Говоря же положительно и по существу, религия - есть общение с Богом (воссоединение)».

Далее, перечислив основные утверждения христианства - бытие Божие, личное бессмертие человеческой души, Богочеловеческую природу Спасителя Владыка вопрошает: «И теперь скажите, где в нашей науке - математике, физике, биологии, истории - есть утверждения, противоречащие этим только что названным суждениям, - утверждения общеобразовательные, объективные, доказанные, то есть научные? Их нет и не может быть по существу, потому что все эти положения касаются сущностей, которые лежат вне компетенции науки, а не явлений, которые ей доступны». «…Наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне ее компетенции…»

Владыка Лука полагает, что главная причина распространения в ХХ веке мнения о том, что наука противоречит религии, «в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии». «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него». «Полузнание - бич нашего времени, оно-то и создает названное… предубеждение».

Второе заблуждение, которое способствует распространению мифа, состоит в том, что науку часто смешивают с мнением отдельных ученых; поэтому если «научный» атеизм, являясь только набором недоказанных и недоказуемых предположений, действительно противоречит религии, то вместе с ней он противоречит и подлинной науке. Так, теория, что мир не сотворен Богом - совершенно вненаучная мысль, а «так называемый дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида и не знает перехода даже от воробья к ласточке. Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения».

Далее Владыка Лука приводит примеры, иллюстрирующие, как некоторые ученые пытались подогнать факты под теорию эволюции. Он упоминает подделку Геккеля, по которой человек, обезьяна и собака якобы развиваются из одинакового зародыша. Подделка была замечена известным эмбриологом Гисом (Геккель признал факт подделки). Затем говорит о раскопках Лобуа в 1891 г. на острове Ява, когда на основании нескольких фрагментов костей: небольшой части черепа, трех зубов и бедренной кости, найденных на расстоянии 16 метров друг от друга, было сделано заявление о том, что это и есть недостающее звено между человеком и обезьяной. Анатом Вихров отверг эту гипотезу, усомнившись в самом факте принадлежности этих фрагментов одному организму. Тот же Вихров разоблачил и пресловутый «неандертальский череп», и сделал категорический вывод: «попытка найти переход от животного к человеку привела к полной неудаче». Анатомии человека и обезьяны фундаментально различны.

Далее святитель отметил одну особенность науки, которая объясняет возможные противоречия между наукой и религией. Дело в том, что «наука ищет, движется и, следовательно, может заблуждаться. Она находится в процессе становления, в то время как религия уже обладает истиной, открывает нам вещи, как они есть». Получается, что «противоречие происходит между религией и мнением ученого, истинность которого, как рабочей гипотезы, признается лишь временно, так же, как временно заслоняют строящееся здание леса».

Затем автор отмечает великое невежество так называемых ученых-атеистов в отношении религии. Многие антирелигиозные писатели не имеют ни религиозного опыта общения с Абсолютом, ни знаний об учении Церкви и даже не знакомы с Библией. Уже только потому их нападки на религию совершенно неосновательны.

«Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание, как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться, что наука не только не противоречит религии, но более того - наука приводит к религии. <…> Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. <…> Наука приводит к необходимости какого-то разумного смысла в жизни, какого-то высшего назначения жизни. Религия отвечает - это БОГ. <…> И приходит в мир Тот, Кто говорит: Я есмъ Истина (Ин. 14:16) (то есть что подлинно и вечно, что составляет истую основу бытия, его истину, то, что воистину есть). Короче говоря, научное мышление доказывает, что должен быть Бог, а религия - Его открывает и сообщает о Нем.

Наука доказывает необходимость Его бытия логически, …а религия соединяет, приводит в общение с Богом».

Далее Владыка приводит многочисленные примеры того, как многие великие ученые сочетали в своей жизни капитальные научные труды и серьезную веру в Бога. Он приводит статистику профессора Деннерта, который пересмотрел взгляды 262 известных естествоиспытателей, включая великих ученых этой категории, и оказалось, что из них 2% было людей нерелигиозных, 6% равнодушных и 92% горячо верующих (среди них Майер, Бэр, Гауе, Эйлер и другие). Затем архиепископ Лука приводит данные английского издания «Религиозные верования современных ученых», по которым на вопрос «Противоречит ли христианская религия в ее основаниях науке?» из 133 известных английских и американских ученых 116 ответили «нет», а остальные либо не ответили, либо высказались неопределенно.

Затем Владыка перечисляет имена великих ученых среди верующих христиан. Это физики - Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт, имена которых увековечены как нарицательные для обозначения известных физических понятий. Это и физик, астроном Галилей, астроном Кеплер, химик Бойль, химик и физиолог Пастер, философ и математик Ньютон, врач Пирогов и многие, многие другие.

Другим направлением апологетики святителя Луки стала защита христианской морали против ложных обвинений атеистической пропаганды.

«Часто утверждают, что будто бы религиозная мораль… освящает покорность человека господствующим над ним силам…провозглашает безнравственным сопротивление эксплуатации… Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма… бросают обвинение, будто Евангелие призывает к отказу от труда…» «Но ведь как раз все это наоборот». «Поверить всему этому могут только те, кто никогда не читал Евангелия. Но так как сейчас Евангелие достать нигде нельзя, то здесь смело выдается за евангельское учение то, что с Евангелием несовместимо».

Владыка решительно встает на защиту христианской морали. Он говорит, что «христианское вероучение зиждется на самых высоких и светлых понятиях - о Боге, о человеке и взаимоотношениях их. Христианская религия учит об исключительном достоинстве человеческой личности. Человек есть образ и подобие Божее». «Уже одно то, что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том, что Бог именно из-за любви к человеку Сам становится человеком, терпит все человеческие невзгоды, лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти, и все это, повторяем, именно из-за любви к человечеству, дабы призвать его к бессмертию и совершенству, уже одно это говорит об исключительном гуманизме самой догматики христианской религии. „Сын Божий становится Сыном Человеческим, дабы сыны человеческие стали сынами Божиими“». Готовясь к смерти за спасение людей, перед тем, как взойти на Голгофу… Христос в Своей прощальной беседе говорит ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет (ничего) больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть отдаст жизнь свою) за друзей своих (Ин. 15:12–13).

Мы смело спрашиваем: существует ли, может ли существовать какая-либо иная формула, в которой любовь к человеку была бы отражена более сильно? Может ли существовать более высокое выражение подлинного гуманизма, нежели эта заповедь Христа?»

Епископ Лука среди раненых, Красноярск. 1941 год

В завершение доклада хочется привести слова святителя Луки, обращенные ко всем людям, ищущим истину.

«Что же делать тем, кто ищет истины ради ее самой, кто ищет жизни? Первая научная задача состоит в простом: Исследуйте Писания. Узнайте содержание Евангелия, исследуйте его вдумчиво, серьезно, добросовестно, без предубеждения. И вы увидите свет, который озарит все проблемы, все потребности, всю душу, ее раны и болезни. Через Евангелие человек видит себя, каков он есть и каким он должен быть. Но самое радостное знание, которое дает Евангелие, это весть о Спасителе, благодаря которому мы можем быть такими, какими должны и какими хотим быть в своих высших стремлениях.

И тут неизбежен второй шаг - Приидите… - чтобы иметь жизнь.

Химическая формула воды может удовлетворить жажду ума, но она не в силах утолить жажду, для которой нужна сама вода. Нам нужны не доказательства существования Бога, не идея о Боге, а Сам Бог, Живой, Любящий. И в конце концов доказать существование Бога может только Сам Бог Своим бытием. Своим вхождением в душу человека».

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в Неделю жен-мироносиц.    Великой чести сподобились ныне жены-мироносицы, ибо Церковь Святая чтит память их в третье воскресенье Пасхи.    Чем заслужили они такую честь, почему прославляет их Церковь Святая? Потому что сияют они для всех вас, женщин, святым и недосягаемым по высоте примером того, чем должны быть все женщины.    Честью великой чтит Святая Церковь святых мироносиц за их несказанную любовь ко Христу, ибо всецело предали они сердца свои Господу Иисусу.    Чтит их за то, что они всем, чем могли, служили Ему: служили имением своим, служили женскими заботами, они удовлетворяли все Его бытовые нужды. И подали всем вам, женщинам, пример того, как должны вы всем сердцем любить Господа Иисуса и служить Ему.    А чем будете служить? Служить будете не Ему лично, как служили святые мироносицы, ибо нет Его теперь с нами, а служить Ему будете в лице меньших братьев Его, всех несчастных, нищих, обездоленных, угнетенных, всех нуждающихся в милосердии вашем.    Итак, святых жен-мироносиц воздвиг Христос пред вами, христианами, как великий пример для подражания.    Всем нам, христианам, заповедал Христос быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный. О как это безмерно трудно - быть совершенными, как Отец Небесный!    Но не так трудно, а гораздо более доступно вам, женщинам, быть совершенными, как были совершенны святые мироносицы. Подражайте им, стремитесь достигнуть той чистоты сердца, той любви беззаветной ко Христу, которой пылали сердца их. Подражайте им, и прежде всего Марии Магдалине, заслужившей наименование равноапостольной усердной проповедью своею; и всем мироносицам, в не меньшей мере, чем сами апостолы, творившим дело апостольское.    Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!».    Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа. Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.    Прежние годы в этот день я превозносил сердце женское и указывал на великие достоинства его по сравнению с сердцем мужчины. Этого, конечно, я не отрицаю и ныне: и теперь скажу, что блаженны вы все, потому что вы женщины. Гордитесь званием женщины, гордитесь тем, что родились не мужчинами, а женщинами, ибо Господь дал вам сердце гораздо лучшее, чем сердце мужское, сердце восприимчивое ко всему святому, сердце мягкое, как воск, чувствующее правду Христову.    Не умом холодным живете вы, как мужчины, живете вы чувством сердца, ибо сердце человеческое, наряду с умом, есть орган познания. И познание сердцем выше, чем познание умом.    Итак, благословен Бог, даровавший вам добрые и мягкие, чувствительные к добру сердца.    Но все ли женщины таковы? О нет, о нет! Далеко не все, ибо сердца женские бывают так же противоположны, как северный и южный полюсы: наряду с добрыми женщинами, имеющими мягкие сердца, есть много злых женщин. И надо вам знать, что злая женщина несравненно хуже злого мужчины. Поверьте, что это так, ибо если женщина идет по пути зла, то уходит гораздо дальше, чем мужчина, пошедший по этому пути.    Был великий мудрец в древности глубокой - Иисус сын Сирахов, и так сказал он о злых женщинах: «Можно перенести... всякую злость, только не злость женскую». И еще: «Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая жена; берущий ее - то же, что хватающий скорпиона» (Сир. 25:15; 26, 9).    Истинна, глубоко истинна эта аттестация. Именно, именно так: злость женская невыносима, и злость женщины неизмеримо хуже злости мужчины.    Другой великий мудрец древности царь Соломон Премудрый в своих притчах так сказал: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни»: или благодатные, или благоухающие, - или зловонные, или отвратительные.    Все источники жизни из сердца, потому и надо более всего хранимого хранить сердце свое, чтобы было оно чисто, чтобы истекали из него источники благоухающие, источники благословенные.    «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Притч. 4:23-24).    Видите, я уже перестал хвалить и превозносить сердца женские, я начал их обличать. Зачем это? Не из дерзости, конечно, а из любви к вам, из желания помочь вам исправить ваши сердца.    Ибо прежде чем стать достойными подражательницами святых мироносиц, вы должны покаяться, вы должны очистить сердца ваши, вы должны исторгнуть из них все то, чего и следа не было в сердцах святых мироносиц - все злое.    В житии преподобной Елизаветы, бывшей настоятельницей женского монастыря, читаем мы, что она всегда глубоко изучала свое собственное сердце, наблюдала и изучала сердца сестер своих.    И к чему же она пришла, что слышим мы от нее? Слышим, что женщинам более всего свойственны грехи лживости, лукавства, притворства и злоязычия. И это верно, и это глубоко верно.    Лживость - это самый распространенный среди женщин порок. Есть женщины несчастные, в особенности среди молодых, которые с раннего детства привыкли всегда лгать. А родители беспечные не наказывали, не исправляли их, и лживость стала неисправимой привычкой таких несчастных женщин.    Они лгут непрестанно, лгут без всякой надобности, сочиняя небывалые истории из своей жизни, лгут, будто все это было, будто все это пережили они. Они до такой степени лживы, что сами начинают верить в ложь, которую источает их язык.    Как быть таким несчастным? Как исправить себя? Прежде всего надо им понять как ужасна лживость, какой это тяжелый порок, и запомнить страшные слова пророка Малахии: «Проклят лживый!».    Надо запомнить и слова псалмопевца Давида: «Блажен человек..., в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:2). А лукавство есть форма лжи. К этому блаженству надо стремиться.    А в другом псалме читаем: «Господи! избави душу мою от уст лживых, от языка лукавого» (Пс. 119:2).    Так тяжело было псалмопевцу Давиду переносить лживость, что молился он, чтобы Господь избавил его от уст лживых, которые мучили и терзали его святое сердце.    Пусть каждая лживая женщина устрашится тех слов, которые слышал от Самого Бога в великом Откровении на острове Патмосе святой апостол Иоанн Богослов. Вот что он слышал от Бога: «...любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:8).    Вот если такая несчастная, вконец изолгавшаяся женщина, всегда источающая ложь из уст своих, ужаснется этих слов проклятия пророка Малахии, если ужаснется участи в озере, горящем огнем и серой, то что ей делать, как исправиться?    Дам ей совет. Если не наказывали тебя беспечные родные, то опомнись теперь, позаботься сама об исправлении, попроси, чтобы высекли тебя до крови, а если не поможет, чтобы еще повторили. И когда высекут, тогда опомнишься, тогда будешь прикусывать свой лживый язык. Тогда к страху прибавится спасительный стыд.    Что скажу тем женщинам, которые не всегда лгут, как эти несчастные, которые так, как и все мы, как и все мужчины, лгут иногда?    Им скажу: ложь есть тяжкий грех. Если поймаешь себя на лжи, устыдись и покайся во лжи, которую допустила. Кайся долго, сколько подскажет тебе собственное сердце, кайся с молитвой Иисусовой на устах и земными поклонами.    Делай земной поклон и говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя лживую».    И простит Господь, и отвратит от лжи. Ложь имеет много различных форм. Притворство, которое так свойственно многим женщинам, есть одна из форм лжи.    Видел я женщин, которые так искусно притворялись, что будучи на самом деле мерзкими и зловонными, умели надеть личину святости, умели притвориться благочестивыми. Их тяжко накажет Господь.    Довольно будет говорить о лжи и ее разновидностях.    Впрочем, не совсем довольно: есть еще форма лжи - фальшь. А очень многие женщины любят фальшь, любят украшать себя дорогими нарядами, различными украшениями. И о них так говорит апостол Петр: «...жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:1-4).    О, какие это святые слова!    О как надо помнить вам, что чистым, богобоязненным житием, кротостью духа, без всяких украшений, без раскрашивания лица можно изменить сердца мужей ваших, подвигнуть их на путь христианской жизни.    О как это верно! О как это истинно!    А потому как же маловажно подкрашивание губ, подведение бровей - это фальшь, фальшь, фальшь!    А фальшь это ложь, а ложь омерзительна.    Да не фальшивит же никто из вас. Да будете все чисты.    Да будет украшением всех вас сокровенный сердца человек.    Ну вот, огорчил я вас, обличая... Простите мне, простите!    Я и сам грешен, а вас обличаю...    Но что же делать! Господь меня поставил на такой пост, что должен я руководить вас по пути спасения, должен и огорчать вас, а не только хвалить.    А пока скажу вам: да будете все вы, мои любимые, искренно любимые, благочестивые, - да будете так чисты, как были чисты святые жены-мироносицы.    Да будут для вас идеалом женского совершенства жены-мироносицы.    Да вселится в сердца ваши глубокая, глубокая любовь к Господу Иисусу!    Да стремитесь всем, чем можете, служить Ему, как служили жены-мироносицы - а служить будете любовью к людям, милосердием своим к ним.    

Проповедь дня протоиерея Димитрия Смирнова. Христос воскресе! Диавол восстал на Бога, хотя, конечно, повредить Ему ни в чем не может. Но ненависть его весьма сильна, и, чтобы как-то Богу досадить, диавол решил погубить любимое творение Божие – человека. И в этом очень много преуспел. Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, поэтому человек есть троица: муж, жена и дитя. И, враждуя на человека, сатана хочет эту троичность, отпечаток Божества в человеке, разрушить. Действительно, мы видим, что каждое из лиц этой троичности начинает менять свою ипостасную сущность: мужчины теряют свою мужественность, женщины – женственность, дети – детскость. Как это проявляется, очень наглядно показано в святом Евангелии: женщины остались с Господом при Кресте, женщины первые пришли на гроб, первые сподобились видеть воскресшего Христа. А мужчины? Мужчины разбежались и, когда женщины рассказали, что видели воскресшего Господа, даже не поверили им. Поэтому именно женщину, Матерь Свою Пречистую, Господь вознес превыше неба и земли и соделал Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. И на нашем народе видно, как человечество изменило свою ипостасную сущность. У нас женщины стали работать на двух работах, да еще могут по магазинам ходить, детей воспитывать и еще своих мужей нянчить – то есть стали как мужчины, причем очень сильные мужчины. А мужчины превратились в слякоть, не способны ни семью содержать, ни бросить курить, ни отказаться от рюмки водки. Работать никто не может, ну просто не способны. Пока стоишь над ним с палкой, заставляешь, он немножко будет делать, а когда отойдешь – не будет. Почему такая слизь вместо мужественности? Утратили свою ипостасную сущность. А восстановление ее возможно только через благодать Божию. Если человек соединяется со Христом через веру, его падшее естество начинает восстанавливаться. После того как Дух Святый сошел на апостолов, они вновь обрели утраченную мужественность, стали храбрыми, сильными, сотворили великие дела. Поэтому каждый из нас должен это осознать, и все, что противоречит замыслу Божию о нас, надо из сердца изгонять. Многим женщинам, например, хочется быть главой семьи, хочется властвовать, хочется в своей маленькой сфере заниматься и финансовой деятельностью, все средства к рукам прибрать, стать генеральным директором семьи. В некотором смысле это оправдано, потому что муж теперь – это не мужчина, а неизвестно кто. И в этом большая вина и наша как христиан. Ведь Господь ничего не требует с язычника, безбожника, Господь обращается к нам. И каждый из нас должен жить по заповедям Божиим. А заповедь Божия какая? «Жена да боится своего мужа». Муж есть глава домашней церкви, а жена повинуется мужу во всем. Современному человеку это дико, страшно и тяжело слушать, а подчас и вообще невыносимо. Поэтому и дети, вместо того чтобы быть кроткими, послушными, смиренными, становятся наглыми, напыщенными. Они не знают послушания, потому что нигде и ни в чем его не видят. А от этого, в свою очередь, утрачивают свои детские свойства: простоту, непосредственность, целомудрие. Это дело, конечно, дьявольское. Все разрушается: семьи, народ. Какой у нас был прекрасный народ, сильный, способный, трудолюбивый, очень разумный, талантливый. А во что превратился? В какое-то стадо, которое не способно ни на что. Имея самую богатую страну, беднее всех живут и вообще не знают, что делать, и руки опустились. Войны нет, засухи нет, катаклизмов нет – а есть нечего, и все только говорят, говорят. Земли, что ли, нет? Ну посей, сожни и ешь, и все. Нет, никому даже в голову не приходит, что надо просто делать, тогда что-то и будет, а все думают каким-то образом других заставить. И вот святая Церковь прославляет жен-мироносиц за их любовь ко Христу, за то, что всю свою жизнь они поставили на службу Ему, они возлюбили Его. Хотя они многого не понимали, конечно, из того, что Господь им говорил, но сердце их было устремлено к Нему. И Господь за это устремление сердца им дал такую милость и такую благодать, что они первыми увидели Его воскресшим из мертвых. Вот так же и мы должны устремляться ко Христу, любя Его. Надо стараться все время жить так, чтобы, оглядываясь вокруг, думать: чем мы можем Христу послужить, как Ему послужить? И Господь нам указал этот путь. Он сказал: то, что «вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Поэтому если мы любому человеку оказываем любовь, милосердие, то есть проявляем задуманные Богом человеческие свойства души, которые особенно должны быть присущи женщине – милосердие, кротость, спокойствие, тишину, – тогда через нас Господь будет творить чудеса, тогда мы встанем на свое подлинное место. А если мы стремимся подменить другого, занять его место, получается как на корове седло, некрасиво, уродливо. Что может быть позорней для страны: мужчин не нашлось – и вот женщина премьер-министр или женщина – директор завода?! Вообще, значит, уже все кончено, конец света. Женщина вместо того, чтобы таким замечательным делом заниматься, как созидать собственную семью, служить мужу, любить детей, воспитывать внуков, хранить, скреплять домашний очаг, – вместо этого занимается какой-то ерундой: металл льет или еще что-то. Это же совершенно дикие вещи. Но эта дикость настолько вошла в сознание человека, что многим кажется: да без этого и жить нельзя. На самом деле от естественного своего призвания, божественного, человек уходит на страну далече, не в свою сферу влезает. Конечно, и в этой не своей сфере тоже можно достичь какого-то успеха. Если парализуется одна часть мозга, другая берет на себя ее функции. Женщина – не низшее существо, она может не хуже мужчины государством управлять, тому есть масса прекрасных примеров. Но это не ее призвание, это неправильно, это искажение. И внушает все это человеку дьявол, чтобы его растлить, погубить. Потому что он знает: поменяв мужчину и женщину местами, можно все рассыпать в прах. Семья распалась – значит, ребенок вышел из повиновения. Пожалуйста, считай, что уже поколение сатана погубил. Сатана все старается, как бы так сделать, чтобы этот ленился, а та бы пошла на работу – и все, и дальше уже с этим народом делай все, что хочешь. Поэтому нам надо обязательно себя удерживать на пути, который указал Господь. Мужчина должен устремляться к тому, чтобы настраивать себя на труд, а не на отдых, как Господь заповедал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И если ты на работе не потеешь, то ты тогда и не мужчина, ты заповедь Божию нарушаешь, уклоняешься от нее. А это же первая заповедь. Почему нам Господь ее дал? Потому что согрешили, не хотели жить в раю, где не надо было трудиться физически, только духовный был труд: возрастай в Боге, управляй вселенной, тебе все дано, расти духовно. Не захотели в раю – будете трудиться на земле. Хочешь быть на непыльной работе – пожалуйста, учись, кончай институт, аспирантуру, докторантуру, будь академиком, трудись умом. Не хочешь – вот тебе лопата, пожалуйста, копай. Будешь получать, может быть, столько же, но работать не головой, а спиной, руками. И женщина, если замуж хочет выйти, должна себя настраивать на то, что это подвиг. А у нас обычно как? Выходит замуж, потому что хочет быть счастливой. А что такое счастливая? Губы накрасить, под руку мужа, чтобы он был высокий, крепкий, и в кино. Или что-нибудь на себя надеть – все смотрят, а ей это ндравится. Но Христос совершенно другого требует: брак – это же труд, это каторга, добровольное мучение. Это значит, что надо детей рожать, мучиться. Это же сколько страданий физических и душевных и страхов сколько! Второе дитя, третье – все это труд, пот, бессонные ночи. Но этого никто не хочет, а потом говорят: от меня муж ушел. Ну естественно, было бы у тебя семеро детей, от семерых не слышно, чтобы кто-то уходил. Редко такое бывает, если уж совершенно бессовестный человек попадется. А чтобы не попался, нужно не за первого встречного выходить, а с мамой посоветоваться, посмотреть на его родителей: нравится ли тебе его папа – может, и он таким же будет? Как раньше жили? Одна дочка вышла замуж, родила восьмерых, а две другие помогают их воспитывать. Вот и получается большая семья. Той как бы повезло, а другим вроде бы не повезло – не вышли замуж. А на самом деле неизвестно еще, кому повезло. Если по-христиански размышлять, то не надо стремиться что-то такое ухватить, что у всех есть, из зависти, из-за того, что раз другие, значит, и мне надо. А надо ли это вообще? Жизнь – это ведь краткий миг. Человек только растет до двадцати пяти лет – ну, современный мужчина если к тридцати пяти годам взрослеет, это хорошо, а так и за тридцать все мальчик маленький, ничего не понимает, ему и доверить-то ничего нельзя: а я не могу, я забыл. Всё его кормят с ложечки. Хорошо если к тридцати пяти начнет самостоятельность какая-то появляться. А через двадцать лет, в пятьдесят пять, уже умирать надо. Сколько сегодня мужчина живет? Пятьдесят два – пятьдесят восемь лет, вот в этом интервале, и умирает. Поэтому надо помнить о Небесном Царствии, о спасении своей души, чтобы свою жизнь, вот эту очень коротенькую, потратить действительно с пользой для души. Если кто какие-то силы приобрел, духовные, душевные, физические, то может и для другого потрудиться: вот чувствует в себе большие силы – взять и замуж выйти, потрудиться для других. Потому что замужество – это же тяжкий крест, тягчайший, особенно в современном мире. Конечно, в браке, как во всем устроенном Богом, есть некая естественная сладость, потому что и женщина, и мужчина в браке обретают душевное упокоение и гармонию; ну и детки – это же не одно только горе и слезы, они и радость дают. Но все-таки весь комплекс трудов, конечно, перевесит все эти маленькие душевные утехи, многократно перевесит. Поэтому надо настраиваться на тяжелый труд, на самоотвержение, на подвиг. Если с таким намерением брак созидается, тогда получается все по-христиански. А поскольку мы сориентированы дьяволом на то, чтобы все себе, все для себя, чтобы всех вокруг подчинить, то мы терпим фиаско, все время получается не так, как мы хотим. Всё страдаем, всё мучаемся, всех пытаемся под себя подмять – и в результате ничего. Жизнь проходит в дурацкой борьбе с собственной природой. Бог так устроил – а мы в течение всей жизни пытаемся это все сломать. И все вокруг ломаем, рушим. Хорошо, если кто хоть к старости опомнится, но лучше бы прямо с самого начала жить нормально. А что значит нормально? Норма – это святость. В Евангелии написано, как должен жить нормальный человек. Конечно, мы воспитаны в другом, мы не знаем, как это делать, мы все идем на ощупь. Может быть, мы сами и не достигнем, но, если уж детей будем в этом воспитывать, они смогут стать настоящими христианами. И тогда будет совсем другое поколение, будет другой народ, они уже смогут всю жизнь устраивать свято, вернуться к прежнему, к христианскому образу жизни. Вот тогда все, конечно, изменится, тогда человек не будет стремиться к тому, чтобы все только себе, а, наоборот, раз родился на свет Божий – то для труда, для того, чтобы дело Божие продолжать. Господь на нас всех, хотя мы люди грешные, и слабые, и часто неразумные, но Он на нас очень надеется. Для этого Он нас всех избрал, собрал нас всех в храм, хочет нас научить любви, хочет нас всех объединить, чтобы мы были как одна семья, чтобы мы друг друга знали, любили, заботились друг о друге, помогали, чтобы мы составили вот этот новый народ. И если это получится, Господь даст жить и нашим детям, Господь продлит существование этого мира. А если мы окажемся ни на что не способными, все это разрушится. Господь как сказал: если соль потеряет силу, соленость свою, ну зачем она нужна? Вот представим, купили мы в магазине пачку соли, попробовали, а она ни сладкая, ни соленая, нейтральная, как мел. Ну будем мы этой солью солить пищу? Нет. А куда ее деть? Только на помойку, больше ее никуда не употребишь. Так и мы с вами. Вот мы живем, солнечные лучи нас греют, воду мы пьем, растения и животных поедаем. А какой с нас толк? Ни телесного, ни душевного, ни духовного – никакого толку нет. А должен быть. Господь на нас надеется. Поэтому каждый из нас в свою силу, в меру разумения своего и горения своего сердца должен так жить, чтобы в нашей жизни был хоть малый, но толк. Тогда мы уподобимся женам-мироносицам, которые каждая по своему разумению, по мере своего усердия служили Богу. Среди них были разные: и Мария Магдалина, из которой Господь семь бесов изгнал, и другие, весьма праведного поведения, – а Господь, видите, всех их призвал, собрал и сподобил такой благодати. Значит, это можно? Можно, ничего тут такого сверхъестественного нет, нужно только поусердствовать. И вот помоги нам, Господи, в этом поусердствовать, чтобы наша жизнь не прошла зря и Ты нас принял бы вместе с женами-мироносицами в Царствие Свое. Аминь.

Untitled document

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь вспоминает и торжествует удивительного человека! Доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог и художник принявший священный сан в самые страшные годы большевитских гонений на Церковь. Сегодня память Святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. Окончив Киевский медицинский университет он стал врачем и свою практическую деятельность молодой хирург начал в 1904 году на Дальнем Востоке где Россия вступила в войну с Японией. Здесь он встретил свою жену Анну. Но в связи с научными изысканиями по своей специальности Войно-Ясенцкий вернулся в Москву, где совмещал научную деятельность с врачебной практикой.

Октябрьский переворот 1917 года семья будущего святителя встретили в Ташкенте, куда они переехали из за тяжелой болезни жены которая вскоре умерла. После смерти супруги Войно-Ясенецкий полностью ушел в работу, но при этом постоянно посещал церковь, выступал на богословских собраниях. Его речи оказывали большое впечатление на прихожан. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Инокеннтий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!».

В смутное время святитель не побоялся принять сан и служить Богу. Отец Валентин удачно совмещал священство с деятельностью ученого и хирурга. В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), назвав святителя именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году святитель стал архиереем. За свою веру святитель трижды арестовывался и был отправлен в ссылку. Но и там он лечил больных.

В 1934 году вышел в свет его научный труд «Очерки гнойной хирургии» ещё при жизни святителя выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров, актуальный и сегодня. За нее святитель Лука,профессор Войно-Ясенецкий получил Сталинскую премию первой степени. На издании перед именем автора стоял сан – епископ.

Несмотря на пытки и издевательства вовремя третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей стал главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя. В 1942 году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга и научной деятельностью.

На крымскую землю архиепископ прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыко, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию старых храмов, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью сектантства. При этом святитель не оставлял медицинскую практику, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале. Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ бесплатно принимал больных, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужения пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к новомученикам и исповедникам.

Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".

На долю святителя выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом - он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5; 16) .

Знакомство с судьбой профессора медицины, хирурга Валентина Войно-Ясенецкого или архиепископа Луки потрясает само по себе. Такое же сильное действие оказывает посещение его дома-музея в Тамбове. Он создается на пожертвования: спустя десятилетия люди воздают должное человеку, спасшему своим трудом сотни тысяч жизней.

Будущий святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский с февраля 1944 года по май 1946 года служил в Тамбове на двух должностях: главного консультанта 150 военных эвакогоспиталей и архиепископа Тамбовского и Мичуринского.

Этот музей в Тамбове очень долго ждали, а пока его не было, горожане передавали вещи из поколения в поколение.

Люди сохранили все 77 его проповедей в Покровском соборе. Их переписывали от руки, перепечатывали на машинках, причем без красящей ленты, чтобы не увидел чужой человек. Только если под такой лист подложить темную бумагу, то проступит текст.

"Многие завещали передать в музей Луки самое дорогое. В краеведческом музее хранится крестик, который принадлежал медсестре, ассистировавшей профессору медицины Войно-Ясенецкому на операциях. Женщина жила с маленькой дочкой, в свободную минуту бегала к ней домой", — рассказывает главный научный сотрудник Тамбовского краеведческого музея Галина Абрамова.

Однажды за сестрой прислали из госпиталя: привезли тяжелораненого, нужна срочная операция. "Прибежала — а на операционном столе ее муж. Позже, когда врач мужчину спас, он предложил им тайно крестить дочку, но получил отказ. И тогда архиепископ Лука подарил для девочки крестик, сказав, что однажды сама придет к вере. Так и случилось, когда девочка выросла, окончила вуз, стала преподавателем истории. Она умерла несколько лет назад, а крестик завещала передать в будущий музей Луки".

Опасный жилец

Это обычный бедный дом из бревен, обмазанных смесью глины с соломой, который много лет делили два владельца. Сейчас на собранные тамбовским Историко-культурным центром имени святителя Луки средства дом выкуплен. В одной части полностью закончена реставрация, к лету она завершится и во второй.

Может быть, здесь не стали бы создавать музей, если бы четыре года назад не узнали, что хозяйка готовится продать его под снос. "Центр города, земля дорогая, — объясняет директор тамбовского Историко-культурного центра имени святителя Луки Андрей Швецов. — В 2014 году мы начали сбор подписей за создание дома-музея. В итоге собрали около 6 тыс. подписей".

С одно стороны — мало, с другой — хватило, чтобы власти поддержали идею, а Историко-культурный центр святителя Луки открыл счет для сбора денег на выкуп первой части дома. Постепенно собрали деньги и на реставрацию. Причем мастерам удалось сохранить мемориальные половицы в кабинете-келье, а еще все двери и наличники.

Стены восстанавливали по старинной технологии: дореволюционным инструментом резали солому, потом, как встарь, смешивали ее с глиной и месили ногами. "Плюс мы выиграли областной и президентский гранты на приобретение экспонатов и создание мобильного краеведческого приложения с туристической электронной картой", — рассказал Швецов.

Именно в доме №9 на улице Комсомольской жил Лука два с половиной года после приезда из ссылки под Красноярском. 67-летнего Валентина Войно-Ясенецкого в феврале 1944 года приняла в свой дом семья Зайцевых: Мария Степановна, у которой был сын Александр. Требовалось особое мужество, чтобы дать кров гостю, который провел в ссылках больше 11 лет, на которого было заведено с десяток уголовных дел, кого считали предателем и шпионом, обвиняли в создании антисоветской террористической организации. В Тамбове отношения с партийными советскими властями, с медицинскими руководителями у него были очень сложные: врач, а ходил в черном церковном облачении, в операционных ставил иконы.

Жизнь под одной крышей с таким человеком требовала не только мужества, но и сильной веры. И о семье Зайцевых в музее тоже будет представлена экспозиция.

Архиепископ без митры

"Мы хотим показать, как жил Лука. Многие думают, что он, как дворянин, как архиепископ, должен был обитать в хоромах. А жил он на 17 квадратных метрах — просто, бедно, очень много работал", — говорит Андрей Швецов.

Лука больше двух лет занимал комнатку и угол, в котором устроил кабинет-келью. У него не было вообще ничего — даже служить в Покровском соборе как архиепископу ему было не в чем. И первым делом после приезда он написал в краеведческий музей просьбу выдать ему временно для предпасхального богослужения черную митру.

В Тамбовской епархии до революции насчитывалось 1,5 тыс. храмов, а к началу 1944 года действующих осталось всего два: Покровский собор в Тамбове и Скорбященская церковь в Мичуринске.

За два с половиной года Лука открыл 42 церкви. Обращаясь в краеведческий музей, он вернул в храмы больше 600 религиозных предметов, хранимых там со времен революции: книги, иконы, атрибуты литургической службы.

"Именно в этот дом на улице Комсомольской в 1946 году пришла телеграмма, что Войно-Ясенецкий за свой главный медицинский труд "Очерки гнойной хирургии" отмечен Сталинской премией — 240 тыс. рублей. Из них он 140 тыс. рублей сразу пожертвовал детям-сиротам войны, а на остальные оказывал адресную помощь. В Покровском храме составили списки особо нуждающихся семей и людей, которым раздавали деньги. В Тамбовском университете работал профессор Акатов, который говорил, что он жизнью обязан Войно-Ясенецкому. Он лечил его маму от анемии и давал ей деньги, чтобы она могла покупать мясо", — рассказывает Галина Абрамова.

Сахар для больных

В тамбовских эвакогоспиталях профессора медицины Войно-Ясенецкого ждали с волнением. Медсестры привыкли работать с военными хирургами, терпели их грубость.

"А архиепископ Лука после первой операции подошел к медсестере Ольге Стрельцовой, поцеловал ей руки и сказал: "Голубушка, спасибо, вы мне так хорошо помогли". Он их жалел, баловал. Жили бедно, голодно, холодно, а Лука то чулочки им теплые подарит, то платочек, то рукавички, то хлеба даст", — говорит Абрамова.

В Тамбове располагалось порядка 25 военных эвакогоспиталей, и все он обходил пешком, преодолевая десятки километров в день. Всего же в Тамбовской области под его хирургическим надзором было больше 150 военных эвакогоспиталей. Он оперировал самые сложные случаи, за которые никто больше не брался. Устраивал курсы, читал лекции и врачам, и медсестрам. При нем смертность среди тяжелых больных с гнойными осложнениями снизилась чуть ли не с 50% до 0,06%.

Всех, кого Войно-Ясенецкий принимал в доме, он угощал сахаром. Бывало, сахар доставался очень многим. Потому что под его окнами на улице Комсомольской собиралась огромная очередь — сотни больных приезжали со всей Тамбовской области. — Он страдал, что физически не мог принять всех, хотя трудился до глубокой ночи. Целый день работал, делал в госпиталях операции, читал лекции на курсах, долго и по всем канонам служил в Покровском соборе, поздно возвращался домой — и видел, что его ждут люди. Он добился, чтобы ему разрешили принимать гражданских больных в поликлинике железнодорожной больницы и в областной больнице, — рассказывает Галина Абрамова.

В краеведческом музее хранятся подробные воспоминания врача Климкина, снабженца в системе Тамбовских военных эвакогоспиталей, описавшего всех медиков, с кем ему довелось общаться в последние годы войны. Особо он описал "удивительного человека, профессора Воин-Ясенецкого" (так написал фамилию), очереди у его дома и подчеркнул — "принимал абсолютно всех бесплатно".

"Мужицкий врач"

Главный научный сотрудник краеведческого музея Галина Абрамова зажигает в кабинете-келье лампаду, и нежный свет озаряет лики на иконах. Два шага — и комната с тяжелым старинным буфетом, большим столом в центре, полками с книгами, среди которых на особом месте изданный в 1946 году фолиант "Очерков гнойной хирургии" Войно-Ясенецкого.

"Он назвал себя художником в области анатомии и хирургии, и "Очерки гнойной хирургии" снабдил своими рисунками. Собирался стать художником, учился в частной школе рисования в Мюнхене, а когда подошло время поступать в Академию художеств, изменил решение — захотел помогать бедным и страждущим, "стать мужицким врачом". У него был колоссальный опыт земского врача, все умел: от лечения зубов до приема родов", — говорит Галина Абрамова.

Для поиска вещей в интерьер нового дома-музея пришлось предпринимать экспедицию по окрестным улицам — искать предметы той эпохи.

"Это комната, где он работал, принимал людей, крестил и венчал. Здесь стояли такие же стулья и прямоугольный стол. Полстола накрыто скатертью, и на этой части он трапезничал, пил чай. На второй половине стола писал трактат "О духе, душе и теле", другие свои труды, проповеди. А в кабинете-келье было место для особых размышлений и молитв, — продолжает Абрамова. — Сохранились воспоминания Петра Овчинникова из Козлова, ныне Мичуринска. Он, медик и глубоко верующий человек, в 1946 году приехал к Луке "узнать от архиепископа волю Божью": посоветоваться, продолжать ли медицинское поприще или стать священником".

Овчинников вспоминал, как постучал в окно дома №9 на улице Комсомольской, но открыл помощник, сказав, что архиепископ не примет, пусть приходит завтра. "Архиепископ Лука принял его на другой день, взял под руку, отвел в кабинет-келью, попросил прощения за то, что не смог выслушать накануне: служил панихиду по академику Павлову, была годовщина его кончины. И Лука благословил Овчинникова в священники, после чего тот более 20 лет служил в Ельце настоятелем в храме, затем принял постриг и стал старцем Нектарием. Он крестил писателя Валентина Распутина и был его духовником".

Мы сидим за старинным столом, и справа от меня во всю стену — фотопортрет Луки в полный рост, а слева в оконной раме во все стекло — старинный снимок Покровского собора, в котором он служил. От дома до храма пять минут пешком.

Комсомольский билет в руке, а Бог — в сердце

Галина Абрамова об архиепископе Луке узнала случайно — много лет назад увидела в журнале фрагмент из его работы "О духе, душе и теле". И с тех пор стала искать людей, знавших его. Познакомилась с Альбертом Житеневым, мама которого ассистировала известному хирургу во время операций.

"Войно-Ясенецкий спас ему руку, — рассказывает она. — В октябре 1941 года на Тамбов начались налеты вражеской авиации. Чаще бомбили южную часть города, где жили Житеневы. Альберту было четыре года, когда его во время бомбежки тяжело ранило в руку, и мама — Анна Петровна, медсестра — повезла сына в областную больницу к известному хирургу Берлину. Хирург предложил руку ампутировать: перебиты кость, нервы, сосуды — тяжелая травма. В итоге ее удалось сохранить, но рука сохла и не развивалась".

В 1944 году Анна Петровна брала на работу шестилетнего сына Альберта. Он рассказывал: играю во дворе в песочек, идет человек: большой, высокий, в черном, с бородой. Подошел: "Ты чей, отрок?" Тот оторопел, но ответил. Лука осмотрел его руку, потом поговорил с мамой. Сказал, что операцию делать не будет, попробует консервативный способ.

Лука прошел по палатам и попросил раненых бойцов сделать из гильз ведерки разного объема. Сказал Альберту носить эти ведерки с песком по двору из конца в конец, придумал комплекс упражнений для разработки руки. А еще сказал, что мальчик вырастет и займется "культурным мордобитием", то есть боксом. Так и вылечил Альберт руку. Занимался боксом, в 18 лет его признали годным к военной службе, три года он служил на флоте. Не стал медиком, но всю жизнь проработал на медицинской санитарной машине в Тамбовском военном госпитале.

Прошлой осенью в Тамбове презентовали первую часть дома-музея архиепископа Луки, и люди снова выстроились под его окнами в очередь. Они слушали — и в ответ рассказывали свои истории о нем. Кто-то вспомнил, что бабушка пела в хоре в Покровском соборе и шила вещи священникам. Другая женщина была знакома с медицинской сестрой, которая ассистировала Войно-Ясенецкому и запомнила, как он ставил в операционных иконы, за что на него писали доносы. Третий человек добавил, что при обработке операционного поля Лука рисовал йодом крест, а разрез делал тоже в форме креста, перед операцией читал "Отче наш", спрашивал и у медперсонала, и у оперируемого — кто верующий, и просил молиться вместе с ним. Если не знали молитв, просил перекреститься.

— Перед операцией одна молоденькая медсестра фыркнула на просьбу помолиться: "Я комсомолка!" Архиепископ Лука ей ответил, что комсомольский билет в руке, а Бог — в сердце. К 1946 году эта медсестра, продолжая оперировать с Лукой, воцерковилась, он ее крестил, а потом она ездила к нему в Симферополь. Когда в 1961 году ее духовный наставник умер, эта женщина уехала в Псково-Печерскую лавру, монашество не приняла, но окормлялась у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), — рассказала Галина Абрамова.

И таких историй знают много.


Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Проповеди

Предисловие

Слово в неделю вайи

Слово на пассии, девятое

Слово на пассии, десятое

Слово на пассии, одиннадцатое

Слово на пассии, двенадцатое

Слово на вечерне первого дня Пасхи

Слово на первой пасхальной вечерне

Слово на второй день св. Пасхи 1951 г.

В неделю антипасхи, о воскресении мертвых

Слово в неделю жен-мироносиц

Слово в неделю о расслаблен­ном (1)

Слово в неделю о расслаблен­ном (2)

Неделя 6 по Пасхе

Неделя 4. Плоть и дух

Почему не всегда исполняют­ся молитвен­ные прошения наши

Во всяком ли исповеду­ю­щем, что Иисус есть Сын Божий, пребывает Бог

Неделя 8. О чудесном насыщении народа

Неделя 8. О чудесах

Неделя 15. Что есть жизнь вечная

Слово в неделю пред Воздвижением. Бог примирил с собою мир

Неделя 16. Притча о талантах

Неделя 18. О милостыне

Неделя 19. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Неделя 19. Сила моя в немощи совершает­ся

Неделя 19. Когда я немощен, тогда силен

Неделя 23. О гадаринском бесноватом

Слово в неделю 24 на Послание к ефесянам (гл. 2, 11–22)

Приимите, ядите…

Неделя 25. Притча о мило­сердном самарянине

Неделя 26. Притча о безумном богаче

Неделя 26. Послание апостола Павла к ефесянам (гл. 5, 1–19)

Неделя 28. Притча о званных на вечерю

Неделя 29. О неблагодарности

Неделя 31. О иерихонском слепом

Неделя 34. О всеоружии Божием (Еф. 6:10–12)

Неделя 36. Приидите ко мне все тружда­ю­щиеся и обременен­ные…

Неделя 36. О предопределении

Неделя 37. О неосуждении пастырей

Слово в неделю о мытаре и фарисее

Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух

Слово в неделю мясопустную. О страшном суде

Неделя мясопустная. Слово о Страшном суде

Слово в неделю сыропустную. Прииде пост – мати цело­мудрия

Слово на вечерне недели сыропустной

Слово в неделю крестопоклонную. Утешайте, утешайте народ мой

Неделя 5-я великого поста. Несть иудей, ни эллин (Гал. 3:28)

Слово в день нового года

Слово на второй день Рождества Христова 1951 года

Слово в день Сретения Господня

Слово в день перенесения мощей святителя Николая

Слово в день рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Слово в день памяти св. князя Владимира

Слово в день св. пророка Илии о молитве

Слово в день Преображения Господня о свете духовном

Слово в день Преображения Господня

Слово в день Успения Божией Матери

Слово в день преставления св. апостола Иоанна Богослова

Слово в день св. апостола и евангелиста Луки

Речь при отпевании архиманд­рита Тихона

Слово на панихиде в годовщину смерти архиманд­рита Тихона

Неделя 20. О воскрешении сына Наинской вдовы

Воспоминания о святителе Луке

ПРЕДИСЛОВИЕ

История книги, которую вы, дорогой читатель, держите в руках, не похожа на историю большинства книг, издававшихся прежде и издающихся ныне. Ее автор, тогда архиепископ Симферопольский и Крымский, а ныне святитель Лука, не готовил к печати свои проповеди, прочитанные с архиерейской кафедры в 1949-1952 годах. Ведь в годы официального атеизма об издании оригинальных богословских произведений, тем более апологетического (защищающего веру от безбожия) характера опасно было и мечтать. Безоглядным подвигом архиепископа было уже то, что он обращался к своей пастве с таким смелым устным словом Божией правды.

Но его благодарные слушатели не могли мириться с тем, что это бесценное слово будет храниться лишь в их сердцах. Они захотели, чтобы оно проникло в души как можно большего числа людей, сквозь тернии, сквозь пространство и время. И Бог дал им такую возможность. Как и при распространении книги святителя Луки "Дух, душа и тело", верующие стали сподвижниками своего любимого архипастыря, осуществив "самиздат". Но в этом случае они не просто размножили написанный текст. Они из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год стенографировали (тогда ведь магнитофон был величайшей редкостью), перепечатывали проповеди на пишущей машинке. И это было рискованно, так как все машинки были зарегистрированы под номерами в НКВД. Они переплетали эти листочки на домашних переплетных станках с такой любовью и таким тщанием, каких никогда не удостаивалось ни одно из официальных изданий ни тех, ни последующих времен. На переплете дошедшего до нас одного из томов такого "самиздата" даже оттиснут святой Крест. И это тоже грозило суровой карой в богоборческие времена.

И еще одна немаловажная подробность. Эта рукопись дошла до нас, благодаря делам милосердия. Ее бережно хранила у себя монахиня Елизавета, которая сподобилась не только лично быть знакомой со святителем Лукой, но и стать однажды пациенткой выдающегося хирурга Войно-Ясенецкого. Он спас ей жизнь, прооперировав по поводу гнойного аппендицита. Монахиня дожила до глубокой старости в убогой хатенке без удобств, и на зиму ее обычно забирала жить к себе в благоустроенную квартиру раба Божия Тамара, которая вместе с ней пела в хоре Свято-Троицкого кафедрального собора Симферополя, где с 1996 года покоятся мощи святителя Луки. В благодарность за приют инокиня оставила Тамаре перед смертью самое дорогое, что у нее было, – машинописный том VI Проповедей архиепископа Луки в Симферополе, 1949-1952 годов. Тамара же, которая и доныне является прихожанкой Свято-Троицкого собора, предоставила нашему епархиальному издательству возможность перепечатать рукопись и издать ее в виде книги, которую теперь смогут прочитать тысячи людей.

Живой, благословляющий свою верную паству голос нашего дорогого святителя звучит со страниц этой замечательной книги. Мы получили возможность как бы присутствовать на проповедях, которые он, как и всё, что делал в своей великой жизни, читал с безмерной любовью ко Всемилостивому Спасителю нашему Иисусу Христу и к людям, так нуждающимся в Слове Божием.

Слава и благодарение Господу за все!

МИТРОПОЛИТ СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ И КРЫМСКИЙ

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

Празднуем мы ныне одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный вход в Иерусалим.

Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда кто-нибудь впервые знакомится с Евангелием, то останавливается его мысль на главе, которая повествует о входе Господнем в Иерусалим, останавливается с удивлением, даже с недоумением, ибо читали они во многих других местах Евангелия, что Господь наш Иисус Христос всегда и неизменно отклонял от Себя всякие почести, всякое превозношение, ибо был Он кроток и смирен сердцем.

Он запрещал бесам, которых изгонял из одержимых ими, разглашать, что они знают, кто Он, что знают, что Он Сын Божий. Почти всегда исцеленным Им Он тоже запрещал разглашать о чуде.

Когда исповедал Его святой Петр как Христа, Сына Божия – Мессию, тогда сказал ему Христос: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах". Апостолы знали, но апостолам тоже заповедано было не разглашать никому о том, что Он Христос, Мессия, Сын Божий.

Итак, все то, что было прежде, как бы стояло в некотором противоречии со входом Господним в Иерусалим. Никогда прежде не видели Господа иначе, как шествовавшим пешком; здесь впервые увидели Его сидящим на осле. Никогда не видели, чтобы Он не уклонялся от всяких почестей, а теперь Он принимал их.