Бог загробного мира в древнегреческой мифологии. Смерть и загробный мир. Легенды о царстве мертвых

Он был самым страшным из греческих богов. Его имя не решался произнести ни один смертный. Он олицетворял саму смерть и правил царством мертвых. Каждый знал, что рано или поздно встретится с ним.

Аид является мифологическим стражем смерти, царем загробного мира, куда так боялись попасть все древние греки. В те времена было не принято каким-то образом изображать Аида. В его честь практически никогда не строили храмов и никак не почитали его. Миф о царе загробного мира объяснял древним грекам, что происходит с ними после смерти. Все эти легенды показывают, насколько сильно люди стремились к выживанию, и какие страхи и мысли пробуждала в них смерть. У многих религий и верований есть отдельный способ существования после смерти физического тела.

Миф рассказывает, что после кончины, дух умершего опускается в Аид - подземный мир. Древнегреческий загробный мир Аид, сочетает в себе одновременно рай и ад. В христианской религии все обстоит иначе - душа человека будет наказана или ей даруется вечное блаженство в Божием царстве, в зависимости от ее Земных деяний. У древних греков разделение на рай и ад отсутствовало, они считали, что все загробные царства находятся в одном месте - под землей.

Аид состоял из трех уровней. Почти все души умерших попадают на асфоделовый луг . Там прибывают в забвении безликие массы. Душа умершего человека обречена на долгие скитания в мрачном подземном мире. Асфоделовый луг можно сравнить с чистилищем. Это тихое, спокойное место, где стоят облетевшие скорбные деревья, меж которых бесцельно скитаются души людей.

Для тех, кто прогневал богов, в царстве Аида предусмотрено особое место - пропасть в 65 тыс. километров. Душа, попавшая в это место, обречена на вечные мучения и истязания. Это место окружено огненной рекой Пирифлегетон , древние греки называли его Тартар .

Христианский Ад - это своего рода вариант греческого Тартара. В него попадали исключительно души злых людей. Первые христиане так ассоциировали Ад с Тартаром, что написали о нем в Новом Завете. Сведения о Тартаре можно найти во втором послании Петра Нового Завета. Историки считают, что Христианское понятие Ада произошло от древнегреческого Тартара.

Самые праведные попадали на третий уровень Аида, где их ждал настоящий Рай - Элизиум. Он также известен как Остров Блаженных.

Элизиум является древнегреческим эквивалентом Рая. По легенде это место изобилует пищей, там нет страданий и тягот. Попавшие в Элизиум души находились в окружении таких же праведников, какими при жизни являлись и сами. Все греческие герои однозначно попадали в Элизиум.

Все древние греки подчинялись воле Аида. Однако некоторые знакомились с ним в самом рассвете сил.

Аид выбрал себе в царицы прекрасную Персефону . Он похитил ее во время прогулки. В тот день Персефона собирала цветы на лугу, как вдруг земля разверзлась, и невидимая рука Аида утащила ее в свой загробный мир. Он сделал ее пленницей своего царства, чтобы навсегда сделать ее своей женой.

Тем временем в мире живых ее отчаянно ищет мать - Диметра , богиня плодородия. Этот миф рассказывает о главнейшем аспекте жизни древних греков. Диметра способна уничтожить всех людей. Греки полагали, что Диметра имела власть над временами года. Считалось, что с момента похищения Аидом Персефоны зародился годичный цикл на Земле.

Диметра не подозревала, какая беда приключилась с ее дочерью. Она скиталась по свету в поисках Персефоны и в горе забыла наградить Землю плодородием. Все растения медленно завяли и вскоре умерли. После смерти растений последовало бесплодие женщин, на Земле больше не рождались дети. Наступила самая суровая зима за всю историю. Когда боги Олимпа увидели надвигающуюся угрозу вечной зимы, они приказали Аиду немедленно вернуть Персефону к жизни. Однако Аид не собирался исполнять волю Олимпийцев.

Аид считал, что если ему удастся, заставить прекрасную Персефону есть подземную еду - она станет одним целым с миром мертвых. Царь подземного мира предложил Персефоне гранатовые зерна, она приняла лакомство, и судьба ее была предрешена. Позже за эту ошибку высокую цену заплатит весь мир. После того, как Персефона вкусила еду подземного мира, она была обязана проводить в царстве мертвых три месяца в году. По одному месяцу за каждое съеденное ей зернышко граната. Все остальное время ей было позволено находиться рядом со своей матерью.

В то время, когда Персефона пребывала в Аиде, Диметра не могла давать Земле плодородия - таким образом, древние греки объясняли себе зиму. По возвращении Персефоны ее мать радовалась, и тосковала, когда ее дочь снова забирал Аид. Так появлялись весна, лето и осень. Люди в те времена считали, что при смене времен года Персефона переходила из земного царства, в подземное. Однако каким образом она попадала в Аид? Древние греки верили, что пещера Элевсина являлась входом в Аид, вратами смерти. Когда Персефона в первый раз покинула царство мертвых, то ее мать Деметра встретила ее у этой пещеры. Элевсина считается границей между двумя мирами - миром живых и царством мертвых. Однако эта пещера была не единственным входом в подземное царство. Греки считали, что в Аид можно было попасть разными дорогами. Во время раскопок около входа в пещеру Элевсина археологи обнаружили развалины древнего храма. Среди прочих находок ученые отыскали каменный барельеф, надпись на котором гласила «Богу и Богине». Барельеф посвящался богу, имя которого произносить было запрещено. Этот храм принадлежал ангелу смерти - Аиду.

Такие храмы достаточно редки у греческой культуры. Сам Аид, как и его культ не способствует тому, чтобы в их честь возводили храмы. Когда грекам требовалось внимание Аида, они били ногами о землю, выкрикивая его имя. Поэтому храмы посвященные Аиду - большая редкость.

Для почитания тайного культа в Элевсине собиралась секта. В нее входила группа людей одержимых идеей смерти. В этой тайной секте прошли обряд инициации такие известные исторические личности как Платон, Сократ, Цицерон, это указывает на особую значимость культа. Найденные археологами письмена свидетельствуют о том, что разные члены общества приходили туда с одной целью - отыскать самую короткую дорогу в Рай, дорогу к бесконечному счастью и блаженству в царстве Аида. В те времена, секты давали все необходимые знания о достижении «острова блаженных». Элевсинская секта имела прямое воздействие на Христианство. Поскольку этот культ способствовал избавлению от страха смерти - его популярность росла и подготавливала основу для Христианской веры. В итоге основной идеей Христианства стала победа над смертью.

Древние Греки считали Аида жестоким повелителем душ. Однако бог смерти не всегда был таким, ему пришлось пройти через множество испытаний. Он преодолел путь от забытого ребенка до самого ужасного бога, вселяющего ужас в каждого смертного. Аид был проклят с самого момента своего появления на свет, в тот момент, когда был проглочен живьем собственным отцом.

Рождение Аида

Кроносу было предсказано, что один из его детей займет его место. Кронос являлся царем всех богов - титанов , и больше всего боялся потерять свою власть над миром. Он решает эту проблему, проглатывая живьем своих детей. Участь быть съеденным собственным отцом постигла также и Аида. Когда он только появился на свет, Кронос проглотил его.

В древней Греции умерщвление детей было довольно редким явлением, поэтому подобная жестокость вызывала у них настоящий ужас. Все проглоченные Кроносом дети не умерли, поскольку являлись бессмертными богами. Они росли, развивались и взрослели прямо в чреве Кроноса. Лишь одному ребенку удалось спастись от участи своих братьев и сестер - его звали Зевс . Он вернулся к своим братьям и сестрам, будучи взрослым богом и освободил их от плена внутри Кроноса. Зевс объединил спасенных богов, сделал их богами Олимпа, и низверг своего отца Кроноса, захватив власть над миром. После победы, Олимпийские боги должны были решить, каким образом им разделить свою власть. Трое богов, Зевс, Аид и Посейдон соглашаются разграничить свои владения. Это был решающий момент, который навсегда распределил силы между богами. Поскольку Аид являлся старшим из сыновей Кроноса, по древнегреческим законам он имел ряд преимуществ. У греков в те времена было принято право первородства. Согласно этому праву, Аид имел полное право унаследовать большую часть разделяемого имущества. Однако Зевс, младший брат Аида планировал править миром самостоятельно. В возникшем споре они приходят к жеребьевке.

У древних греков, если наследство не могло быть поделено иным способом, жребий был обычной процедурой раздела имущества. В результате жеребьевки Посейдону досталось море, Зевсу небо, Аиду - царство мертвых.

Аид имел возможность править миром, однако судьба распорядилась иначе. Он был крайне обижен и омрачен своей долей, но таков был его рок. Поскольку древние греки боялись смерти и относились к ней как к чему-то очень страшному - они не воздавали практически никаких почестей Аиду. Остальные боги Олимпа также не выносили его общества, поскольку ненавидели смерть. Царство Аида в древних писаниях описывалось как влажные пещеры и реки. В этом месте над реками носится туман, там все насквозь провоняло запахом разложения. От туда нет пути назад.

Под Грецией существует целая сеть огромных по своим масштабам пещер. Эта сеть представляет собой лабиринт пещер заполненных водой, место, которое в точности напоминает подземное царство Аида. Для греков эти пещеры были чем-то вроде промежуточных звеньев, их интерпретировали как точки перехода между двух миров - земной жизнью и царством мертвых. Греки находили пещеры очень важными в своей истории, поскольку они являлись домами для первых людей. После того, как древние греки покинули пещеры и занялись строительством отдельных домов, подземелья стали считаться священными. Аид и его мертвое царство наводило неподдельный ужас на всех людей. Больше самого Аида они боялись проклятых душ, которые скитались по миру и не могли попасть в Аид. Согласно легенде, мертвые души, не впущенные Аидом, преследовали живых.

Поскольку Аид являлся царем подземного мира мертвых, он пытался создать из него настоящее царство. Как и любой другой справедливый правитель, он наказывал злых и воздавал добрым. Для поддержания порядка Аид собрал некую группу, следящую за справедливостью и порядком среди мертвых душ. В эту группу вошли Гекатонхейры - сторукие великаны, Цербер (Кербер) - трехголовый пес, отличавшийся чрезвычайной жестокостью, и ученик Аида - Харон .

Харон являлся перевозчиком на оледеневшей реке из людских слез - Стиксе. Он переправлял мертвые души с одного на другой берег, в царство мертвых. Харон представлял собой демоническое, высохшее существо на границе между миром живых и миром мертвых. Все души, находящиеся в Аиде попали туда с помощью Харона. Однако за свои услуги он взымал небольшую плату - все души, за свою переправу обязаны были заплатить монетой. Души, которые не могли заплатить Харону были обречены вечно скитаться у берегов реки Стикс. Класть монеты у древних Греков был обязательным похоронным ритуалом, без этого обряда душа умершего никогда бы не узнала покоя. Во многих государствах древности были введены законы, наказывающие людей за несоблюдение ритуала погребения. Это говорит о том, насколько сильно люди верили в правдивость своих мифов. Древние источники рассказывают о том, что иногда души покойных возвращались к живым. Подобное происходило в тех семьях, которые по каким-то причинам не соблюли похоронный обряд погребения. Мертвые души не знали покоя, они плакали, что-то просили, разрушали и вредили, и никак не могли попасть в Аид.

Древние Греки оставили множество доказательств своей веры в призраков и духов. В греческих могилах археологи обнаружили статуэтки из свинца со связанными конечностями. Они были помещены в миниатюрные гробики на крышках которых были вырезаны проклятия. Все заклинания были направленны на мертвых и их богов, чтобы они истязали людей, которые еще не умерли. Таким образом, древнегреческие борцы просили мертвых связать руки своим противникам. Эта «магия» использовалась повсеместно для различного рода нужд, в основном, чтобы навредить сопернику или конкуренту в чем-либо. Статуэтки с проклятиями преимущественно клались в могилу тем, кто вряд ли попадет в Аид. Таковыми являлись неприкаянные мертвецы. Они те, кто умерли в слишком раннем возрасте, те, кто умер насильственной смертью, те, кого похоронили, не соблюдая правил и обрядов погребения.

Такие духи лишены возможности попасть в загробный мир, царство Аида. Именно поэтому их считали злыми и несчастными. Неприкаянные души проще всего подтолкнуть к выполнению дурного поступка. Души, которым удалось попасть в Аид, уже никогда не возвращались обратно. Тех, кто пытался покинуть царство мертвых, ждало суровое наказание. Но некоторые все же шли на риск.

Сизиф

Легенды рассказывают о больном и обессилившем человеке, который стоял у подножия горы. Сквозь его кожу проступала кровь, смешанная с потом. Его звали Сизиф . Он был первым человеком, бросившим вызов самому Аиду, задумавшим обмануть смерть. Перед самой своей кончиной он попросил жену не хоронить его. Он понимал, что если жена не станет хоронить тело, его душа зависнет между двух миров - миром живых и царством Аида. Сизиф был человеком образованным. Он предполагал убедить Аида отпустить его душу. Поскольку Сизиф понимал, что обмануть Аида невозможно, он решил действовать через его царицу. Сизиф пожаловался Персефоне на свою жену - как она могла так поступить с его телом? Ему удалось убедить царицу Аида, она испытала симпатию к несчастному Сизифу и разгневалась на его жену. Персефона позволила Сизифу вернуться в мир живых, чтобы наказать свою жену. Он добился того, что ему было нужно. Отпущенный на волю дух Сизифа и не думал возвращаться обратно в царство мертвых.Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Таким образом, хитроумному Сизифу удалось обмануть смерть. Но Аид никогда, и никого не выпускает из своего царства. Как только Аид узнал о побеге Сизифа, тут же вернул его душу обратно.

Сизиф ошибся на счет того, что был достаточно умен, чтобы перехитрить великих богов. В древней Греции подобные поступки считались крайне опасными. Любой, кто пытался обмануть Аида, считался врагом Греции. Греки свято верили, что души умерших должны находиться в Аиде, и нигде больше. Считалось, что мертвые могли утащить души живых в иной мир, они похищали чужие жизни.

Наказание Аида за непослушание Сизифа было крайне суровым. Тех, кто пытался обмануть смерть, ждали вечные муки в подземном царстве. За свою дерзость Сизиф был заключен в Тартар - ад античных мифов. Окруженный огненной рекой он должен был толкать огромных размеров камень на вершину подземной горы. Каждый день Сизифа заканчивался одинаково - он докатывал тяжелый камень до вершины, а потом был вынужден бессильно наблюдать, как камень срывается и катится вниз. Ему приходиться терпеть эти страдания изо дня в день. Сизиф обречен мучиться веки вечные. Миф о Сизифе был строгим напоминанием людям о том, что никто из смертных не в силах перехитрить Аида и смерть.

Сизиф был не единственным, кто пытался обмануть смерть. Из всех богов, смертные чаще всего пытались провести именно Аида. Еще один хитрый способ обмануть смерть придумал Орфей.

Орфей

Орфей был известен тем, что играл самую прекрасную музыку в мире. Мастерство Орфея станет настоящим оружием против смерти. До Орфея в древней Греции никто не знал что такое музыка. Его считали основателем музыкальной традиции. Именно Орфей придумал поэзию и мелодию. Самую искусную игру Орфея можно было услышать, когда он брал в руки лиру - старинный струнный инструмент.

В Древней Греции слово музыка, означало не только исполнение песни, но и некую магическую формулу. Во время своей игры или пения, Орфей занимался своего рода магией.

Музыка, была смыслом жизни Орфея, однако истинную любовь, большую за все, что он знал, Орфей испытывал не к музыке, а к Эвридике - своей прекрасной жене. Самым печальным в мифе об Орфее и Эвридике было то, насколько сильно они любили друг друга. Орфей и Эвридика были по-настоящему счастливы вместе, но у древних греков счастливые люди непременно оказывались в какой-либо ужасной ситуации, потому как не могут смертные быть так счастливы.

Однажды Эвридика рвала плоды в прекрасном саду. Девушка не подозревала, что за ней следил сатир - полу человек, полу козел, уродливое и похотливое существо. У древних греков в образе сатиров олицетворялась необузданная мужская сила. У сатиров на уме было только одно - непреодолимое желание спариваться.

Когда сатир попытался наброситься на Эвридику, девушка заметила его и стала убегать. Но сатир был сильней и быстрей, он преградил путь прекрасной Эвридике. Девушка пятилась назад, пока не наступила на змеиное гнездо. Когда Орфей обнаружил свою возлюбленную, она была уже мертва. Аид забрал душу Эвридики.

Орфей так сильно любил свою жену, что не желал смириться с ее смертью и решил бросить вызов самому Аиду. Взяв с собой одну лишь лиру, он отправился в подземное царство. В греческих мифах герой становился героем только тогда, когда спускался в Аид и возвращался обратно невредимым. Своей прекрасной музыкой Орфей околдовал Харона и пересек Стикс. Однако на другом берегу Орфея ждало еще более ужасное препятствие - Цербер, сторожевой пес Аида с тремя головами. Задача Цербера заключается в том, чтобы следить за всеми, кто входит и покидает мрачное царство Аида. От одного его вида любой приходил в неописуемый ужас. Орфей снова начинает играть сладкие мотивы, очаровывая Цербера. Когда страж мира мертвых замирает, Орфею удается войти. Орфей предстал перед Аидом в надежде, что магия музыки поможет ему убедить великого бога смерти отпустить Эвридику. Орфей пытается сделать то, на что не решался никто - очаровать саму смерть.

Музыка Орфея была настолько трогательной, что слезы покатились по щекам у всех в подземном мире, включая самого Аида. Царя мертвых так сильно тронула песнь Орфея, что он решает дать ему шанс возвратить свою любимую. В первый раз Аид признал силу любви и потерю дорогого человека.

Властелин подземного мира соглашается отпустить Эвридику из мира мертвых, но с одним условием - на протяжении всего пути Орфея к выходу из Аида, он должен верить в то, что Эвридика следует за ним. Орфею было достаточно обернуться один лишь раз, что бы потерять свою любовь на веки.

Шаг за шагом на пути к выходу из Аида Орфея все больше одолевают сомнения - следует ли за ним Эвридика, или Аид устроил жестокую игру ради забавы. Дойдя до самого выхода из царства мертвых, Орфей не выдерживает, оборачивается и видит свою возлюбленную. В тот миг, когда их взгляды соприкоснулись, Эвридика уносится обратно в объятия Аида. Повелитель мертвых снова доказал свою несокрушимую власть над живыми. Однако скоро ему предстоит столкнуться с силой, во много раз превосходящую его.

Поднявшись на поверхность, Орфей остаток жизни проводит в скитаниях по пустоши. Он поет песню об ужасной потере любимой всем, кого встретит на своем пути.

За последние двести лет в древнегреческих захоронения были найдены таинственные таблички с надписями выполненные из чистого золота. Неожиданная археологическая находка помогла понять, как древние греки воспринимали царя мертвых и его царство. Эти таблички клались на рот умершего в момент погребения. Все таблички изготовлены в форме губ, как если бы текст на табличке произносил сам умерший. В тексте постоянно фигурирует Аид как бог мертвых и в качестве его царства. Эти текста являются объяснениями побывавших в Аиде как отыскать царство мертвых. «С левой стороны от дома Аида ты увидишь источник. В момент, когда душа покинет солнечный свет, лети вправо, но будь осторожен», гласит одна из надписей на золотой табличке. Предположительно эти тексты являлись пропуском в царство мертвых. В них описывается то, что происходит в подземном мире и какие ступени проходит душа. Тексты рассказывают, каких охранников в подземном мире встретит душа и что она должна сказать им, чтобы пройти дальше и попасть в царство Аида.

Когда Орфей вернулся из царства мертвых, то описал в своих песнях устройство Аида со всеми его обитателями. Он рассказал о том, что находится в мире мертвых, куда следует идти, что делать и говорить. Отдельные строки его песен встречаются на золотых табличках. В древности, песни Орфея использовались в качестве руководства по загробной жизни. Так греки видели царство мертвых на протяжении многих тысяч лет. Однако в первом веке нашей эры видение загробной жизни изменилось. Новые религиозные идеи перевернули представление о мире мертвых в умах людей. Аид встретился со своим сильнейшим соперником - Иисусом Христом.

Сокрушение Аида Иисусом Христом

Христианская религия рассказывает, о величайшей битве богов старого и нового мироустройства. Иисус явился, чтобы забрать принадлежащие Аиду души. Апокрифическое Евангелие от Никодима повествует о сошествии Иисуса Христа в преисподнюю. После своей смерти, он сошел в ад и вступил в схватку с Аидом. Иисусу удалось разгромить врата Аида и вывести всех людей в рай.

Спустившись в Аид, Христос прочитал проповедь всем мертвым душам. Ее смысл довольно прост - откажитесь от Аида и примите нового спасителя. О последних секундах Аида писал Иоан Богослов в предсказании конца света.

Чтобы показать людям свою власть и величие Иисус разрушает Аид и сражает саму смерть. В итоге бог мертвых погибает в огненном озере, куда его сбрасывает Иисус. Он показывает, что обладает такой силой, что способен победить саму смерть.

Все эти истории являются чем-то намного большим, чем обыкновенный миф или легенда. Они помогают понять суть человеческой сущности до самых ее глубин.

Источники

    • Нейхардт А.А. «Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима» — 1990
    • Гесиод «Теогония» («Происхождение Богов»)
    • Ян Парандовский «Мифология». «Czytelnik». Warszawa. 1939
    • Scott A. Leonard «Myth and Knowing»
    • Н. А. Кун «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях», 1922
    • Рудольф Мертлик Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. – М.: Республика, 1992. — 479 с.
    • Dennis R. MacDonald «The Homeric Epics and the Gospel of Mark»
    • Tom Stone «Zeus: A Journey Through Greece in the Footsteps of a God»
    • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Люди всегда знали, что смерти избежать невозможно. Загробные миры так и остались загадкой для нас, но мы всегда пытались узнать, что ожидает нас после смерти. Религии различных народов мира описывают загробные миры по-разному. В современное время нам внушают, что после смерти душа может отправиться в Ад или Рай, что зависит от поступков человека при жизни.

В древние времена люди описывали загробные миры иначе – более интересно, полноценно, красочно. Мы подробно опишем вариации загробных миров различных древних народов, а также выясним, кто такие проводники в загробные миры.

Перевозчик либо проводник в загробный мир . Из учебников истории и мифологии практически каждый из нас усвоил, что люди в древние времена крайне ответственно относились к погребальным обрядам. Человека к загробному миру специальным образом подготавливали, так как считали, что без этого его душу не примут, из-за чего она потом застрянет между мирами мертвых и живых. В погребальных обрядах особое внимание уделялось процессу ублажения перевозчика либо проводника, как его еще называют.

Гранью между мирами: загробным и нашим всегда являлось нечто, что существовало на самом деле. К примеру, славяне считали, что ею служит река Смородинка. Древние греки называли гранью между мирами реку Стикс, а кельты – необъятное море, которое душа должна была преодолеть с помощью проводника.

К паромщику, который переправлял души в загробный мир, относились с уважением. Египтяне, к примеру, проводили отдельные ритуалы, чтобы задобрить его. Считалось, что если этого не сделать, душа никогда не доберется до загробного мира, даже если ее обладатель был праведником. В гроб к умершему клались особые амулеты и предметы, которыми его душа должна была заплатить проводнику.

Скандинавы считали, что между мирами живых и умерших находится глубочайшая речка с мрачной зловещей водой. Ее берега лишь в одном месте якобы были соединены мостом из чистейшего золота. Пройти по данному мосту самостоятельно практически невозможно, так как его охраняли злые великаны и свирепые псы. У души был единственный выход: как-то договориться с матерью этих великанов, которой являлась ведьма по имени Модгуд. К слову, скандинавы верили, что отличившихся в сражении воинов на вышеописанном мосту встречал Один собственной персоной, после чего сопровождал их в Валгаллу – мифологический загробный мир для воинов, в котором их ждет вечный праздник с прекрасными валькириями.

Самым несговорчивым перевозчиком в загробный мир считался Харон – герой мифологии Древней Греции. Он переправлял души через быструю реку Стикс в загробный мир Аида. Найти компромиссное решение с ним было невозможно, так как он отличался законопослушностью и никогда не спорил с богами Олимпа. За переправу Харон требовал всего лишь один обол – мелкую монету того времени, которую родные покойного клали ему в рот в ходе похорон. Если во время похорон не соблюдались традиции и обычаи, Харон отказывался пускать душу на свою лодку. Если родня покойного поскупилась и не осуществила щедрое жертвоприношение Аиду, Харон тоже отказывал.

Самой заманчивой является загробная жизнь в представлении кельтов . Кельты верили, что после смерти их ожидает многообещающая «Земля женщин», в которой каждый может заниматься любимым делом. Умерших, которые сумеют туда попасть, ожидала беззаботная, приятная жизнь. Храбрые воины могли там участвовать в славных турнирах, женщин там ублажали менестрели, пьяниц ожидали бескрайние реки эля (хмельной кельтский напиток). Души друидов и мудрецов на «Земле женщин» не оставались, так как вскоре после кончины тела им предназначалось переродиться в другое тело и продолжать свою миссию.

Возможно, именно благодаря таким представлениям о загробном мире воины-кельты всегда считались заядлыми рубаками, отважным и абсолютно бесстрашными. Они не боялись умереть, так как знали, что после смерти попадут в райский мир. Они не дорожили жизнью, отдаваясь полностью сражению.

Чтобы добраться до «Земли женщин», необходимо было проплыть на лодке с проводником. Легенда гласила, что когда-то на западном берегу Бретани располагалось загадочное поселение. Его жителей внезапно лишились долгов и прекратили платить налоги, так как у них появилась ответственная миссия. Мужчинам из этого поселка было предначертано переправлять души умерших в загробный мир. Каждую ночь за ними приходило неведомое нечто, будило их и направляло к берегу моря. Там их ждали прекрасные лодки, практически полностью погруженные в воду. Мужчины-проводники садились у рулевой части и переправляли души, которыми были загружены лодки, к вратам загробного мира. Спустя некоторое время лодки утыкались в песчаный берег, после чего быстро пустели. Души направлялись к другим проводникам в черных плащах, которые спрашивали у них имена, звание и род, после чего проводили к вратам.

Стражи у порогов загробных царств . Во многих мифах и легендах у дверей загробных царств стоят стражи, которыми чаще всего являются собаки. Некоторые подобные стражи не только охраняют врата загробного мира, но и защищают в дальнейшем его обитателей.

В Древнем Египте считалось, что загробным миром руководит Анубис – божество с шакальей головой, которого очень уважали и побаивались. Анубис встречал души, доставленные проводником, после чего сопровождал их на суд к Осирису и присутствовал рядом с ними до приговора.

Легенды гласят, что именно Анубис раскрыл людям секреты мумифицирования. Он якобы поведал людям, что сохраняя умерших таким образом, можно обеспечить им счастливую и беззаботную загробную жизнь.

В славянской религии души к загробному миру провожал волк, который потом перерос в персонажа всем известной сказки об Иване Царевиче. Именно волк являлся проводником. Он переправлял умерших через реку Смородинку в царство Прави, рассказывая во время этого, как необходимо себя там вести. Стражем загробного славянского мира, в свою очередь, являлся крылатый пес Семаргл. Он охранял границы между славянскими мифическими мирами Нави, Яви и Прави.

Самым страшным и злостным стражником являлся трехглавый Цербер – мифический пес, охраняющий врата загробного мира, который существовал в мифологии Древней Греции. По легенде, однажды Аид пожаловался своему брату Зевсу на то, что его мир плохо охраняется. Души постоянно выбираются из него, нарушая вселенское равновесие. Выслушав брата, Зевс подарил ему свирепого охранника – огромного трехглавого пса, слюна которого была токсичной, да и сам он был покрыт ядовитыми змеями. На протяжении долгих столетий Цербер верно служил Аиду, но однажды ненадолго покинул свой пост, после чего был убит Гераклом ради головы, которую герой потом подарил царю Еврисфею. Это и являлось двенадцатым подвигом славного Геракла.

Славянские миры: Навь, Явь, Правь и Славь . В отличие от других народов того времени, славяне верили, что душа в загробном мире будет пребывать не вечно. В скором времени после смерти она переродится и отправится в мир живых - Яви. Души праведников, которые при жизни ничего никому плохого не делали, на какое-то время отправлялись в мир Прави – мир богов, в котором их подготавливали к перерождению. Души людей, которые погибли в сражении, перемещались в мир Слави, в котором героев и смельчаков встречал Перун. Этот бог предоставлял героям все условия для беззаботной загробной жизни: вечный мир, веселье и так далее. А вот грешники, преступники и обманщики отправлялись в злой загробный мир – Нави. Там их души засыпали навеки, а расколдовать их можно было только молитвами, которые должны были постоянно произносить родственники умерших, оставшиеся в мире живых.

Славяне считали, что душа отправится обратно в мир Явь через два поколения. Таким образом, умерший должен был переродиться в своего правнука. Если таковых у него не оказывалось, либо род по неким причинам прерывался, душе приходилось перерождаться в животное. Подобное происходило и с душами безответственных людей, которые при жизни бросили семью.

Где только не помещали страну смерти древние народы. Она могла располагаться на самом краю земли, за большой рекой или океаном, омывающими сушу, на небесах или под землей, на дальних островах, в горах или в водных пучинах, обители морских богов…

Жизнь в стране мертвых нередко представлялась улучшенным вариантом жизни земной. Это было царство справедливое и благостное, где нет вражды и страха. Порой загробный мир представал местом унылым и мрачным, печальным и безрадостным, откуда нет возврата.

Но чаще считалось, что обитель мертвых включает в себя и блаженные пространства счастья и покоя, и жуткие, ужасающие сферы — наподобие христианского и мусульманского рая и ада. Так представляли загробное царство древние индийцы, египтяне, греки и другие народы.

Последний путь

Как бы то ни было, путь в страну смерти всегда был не из легких. У древних индейцев Мезоамерики путешествие в загробный мир (майя назвали его «большим путем») начиналось спуском по длинной холодной лестнице; это было «место очищения».

В ацтекской мифологии умершего в потустороннем мире подстерегало множество опасностей: чудовищные горы, грозящие его раздавить, кровожадный змей и прожорливый крокодил.

Нужно было пересечь восемь холмов и восемь пустынь, выстоять под ледяными порывами холодного ветра, что сыпал обсидиановыми ножами, переплыть широкую реку верхом на маленькой собачке.

У древних египтян умерший проходил 12 этапов странствия в глубины Дуат, и лишь первые три из них протекали спокойно. Для эллинов путь в Аид (буквально «безвидный», «ужасный») пролегал через бездонные пропасти и расщелины.

Очищение, которое проходила душа умершего, преодолевая все препятствия, встречающиеся на ее пути, готовило ее к встрече с богами загробного мира.

У древних египтян властителем подземного мира мертвых сначала являлся Анубис, изображаемый в виде человека с головой дикой собаки или шакала, позднее им стал бог умирающей и воскресающей природы Осирис (отсюда его зелёное тело и растительная атрибутика), сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат Исиды, Сета и Нефтиды.

У шумеров и аккадцев властителями загробного мира считались Нергал, сын бога бури, плодородия и жизненных сил Энлиля, и еще несколько богов. У индийцев это был добродетельный, но очень мрачный Яма, сын лучезарного солнечного бога Вивасвата. У греков — неотвратимый Аид, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона.

У немцев и скандинавов царством мертвых правила свирепая Хель, чудовищное порождение великанши Ангрбоды и пронырливого бога Локи; она была наполовину сине-черная, наполовину — цвета мяса.

У ацтеков — ужасный бог Миктлантекутли, созданный богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль; он изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, его грудь украшало ожерелье из человеческих глаз. Помимо Миктлантекутли, индейцы доколумбовой Америки почитали множество богов смерти обоего пола, которых называли «владыками черепов».

Суд и посмертная судьба

Нередко именно властители загробного мира вершили суд над умершими и определяли их посмертную судьбу.

Древние египтяне, например, считали, что покойный, пройдя все этапы странствий в Дуат, в конце концов предстает перед Осирисом.

И начинается суд, на котором сердце покойного помещают на весы, на противоположной чаше которых восседает богиня истины Маат.

Равновесие чаш расценивалось как знак праведности умершего, и он отправлялся в цветущие «поля Иалу», где наслаждался блаженством вечной жизни. Если же сердце покойного перевешивало, его пожирало чудовище Атм, представляемое в облике льва с головой крокодила.

Индийский бог Яма, по одному из мифов, являвшийся прародителем людей, согласно эпической и пуранической литературе, также вершил суд над умершими. Он принимал их в своей столице Ямапуре, лежащей в глубинах подземного мира.

Писец Читрагупта докладывал Яме обо всех делах и проступках усопшего на земле. И Яма выносил решение о посмертной участи человека. Душа умершего либо отправлялась в рай предков, либо попадала в одну из адских обителей (их число в индийской мифологии колеблется от 3 до 21), либо возрождалась на земле в теле иного существа.

Но иногда загробный суд вершили не сами боги, а их подчиненные. К примеру, у древних греков это делали легендарные земные цари Минос, Эак и Радаманф, известные своей праведностью и благочестием.

У шумеров и аккадцев загробный суд в «стране без возврата» — так поэтически называли в Древней Месопотамии преисподнюю — творили семь (иногда и больше) судей-ануннаков. Эту своеобразную судейскую коллегию курировала супруга Нергала богиня Эрешкигаль, которая на всякого входящего в подземный мир направляла «взгляд смерти».

Владетели душ

Владыки загробного царства у многих народов наделялись несметными богатствами, ведь они владели бесчисленными сокровищами, скрытыми в земле, и множеством душ. Именно поэтому Гомер именует бога Аида не иначе как Плутоном (от греч. ploutos — «богатство»).

Фантастически богат и египетский Осирис. Любопытно, что в некоторых местах Египта этому властителю подземных глубин, помимо обладания всяческими сокровищами, приписывались функции устроителя мира: он держит на своих плечах Вселенную, а из пота его рук берет начало Нил.

Неудивительно, что многие божества загробного царства пользовались большим почитанием. Культ Осириса был широко распространен не только в Египте, но и в близлежащих странах. А в греко-римскую эпоху он пришел даже в Западную Азию и в Европу.

Поклонение ацтекскому Миктлантекутли включало сложные обряды и ритуальный каннибализм. Пожалуй, лишь греческому Аиду не повезло: ему не приносили жертв. Кроме того, он не имел потомства, и даже жену ему пришлось украсть.

С загробным миром связана целая плеяда проводников умерших в преисподнюю. К примеру, у древних греков таким проводником считался бог Гермес, само имя которого, производное от греческого herma (буквально «груда камней» или «каменный столб», которыми в древности отмечались места погребений), указывает на его причастность к царству смерти.

Греки почитали Гермеса на анфестериях — празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме под именем Меркурия его славили с 15 по 18 мая.

Путь в один конец?

В мифологии многих народов мира из страны смерти нет пути в мир живых. Тот, кто попадает туда, уже никогда не возвращается обратно на землю, разве что в ином облике, ином теле (там, где получила распространение идея реинкарнации).

Но в разных мифологических системах все же изредка встречаются сюжеты, повествующие о тех, кто ходил и возвращался из «страны без возврата».

В древнегреческой мифологии несколько подобных историй. Неумолимого Аида как-то обманул хитрец Сизиф, покинувший царство мертвых и потом еще долгое время проживший на земле.

Богиня смерти Танатос даже не решалась заходить к нему, поскольку некогда Сизиф ухитрился заковать Танатос в цепи и продержал в плену несколько лет, в течение которых люди не умирали.

Аттический герой Тесей и его друг царь лапифов Пирифой, пытаясь похитить супругу Аида Персефону, насильно заставили перевозчика умерших Харона переправить их в загробное царство. Посещал обитель мертвых и Орфей.

Он так очаровал своим пением и игрой Аида и Персефону, что те согласились возвратить на землю его возлюбленную Эвридику, но та, к несчастью, почти сразу же вернулась назад (счастливый Орфей нарушил договор с подземными богами и взглянул на нее еще до выхода из преисподней).

Чаще всего переправлялся в Аид великий Геракл. Борясь с Танатос, он отнял у нее прекрасную царицу Алкесту, вывел из царства мертвых афинского героя Тесея, приводил на землю грозного многоглавого пса Цербера, охраняющего вход в преисподнюю.

Конечно, в мифах боги не могут допустить нарушения равновесия жизни и смерти. Приходит время, и смерть все равно настигает Сизифа, Алкесту и Тесея, как и всех живущих. Но образы Геракла и других героев, ходивших в загробное царство, психологически вполне оправданны (если помнить о стремлении человечества к бессмертию и страхе смерти, который начал появляться в людях, когда они стали отчуждаться от природы и своего рода).

По-видимому, они также подчеркивали ту мысль, что в мире нет жестких границ между разными областями, что любая сфера при необходимости досягаема.

Славянская мифология

В славянской мифологии с нижним миром был связан могущественный Велес (Волос), владыка мира мертвых, бог плодородия, покровитель всего животного царства и хозяйственной деятельности. Имя этого бога восходит к древнейшему корню vel со значением «мертвый», «могущественный».

Древние славяне также считали Велеса богом богатства, он ассоциировался с золотом. Кроме того, Велес слыл покровителем поэтов, провидцев, мудрецов, чародеев и купцов. В отличие от Перуна, который являлся богом княжеской дружины, Велес почитался богом всей Руси.

В поздние времена он превратился в покровителя домашних животных (его почитали как «скотьего бога») и подателя урожая. «Велесу на бородку» крестьяне оставляли несжатым последний сноп пшеницы.

Богиней холода и смерти в славянской мифологии являлась Марена (Морена, Марана); ее имени родственны такие слова, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». С Мареной связывали сезонное умирание и воскресение природы, плодородие земли.

Впоследствии Мареной называли соломенное чучело, олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу топили, сжигали или разрывали и разбрасывали по полям, чтобы обеспечить богатый урожай. В русских сказках представления о Марене как властительнице иного мира и подательнице всяческих благ нашли отражение в образе царевны Марьи Моревны, которую похищает Кощей Бессмертный.

⚓ Позволь себе роскошь стать собой

СУДЬБА И ЗАГРОБНЫЙ МИР У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Из книги «Магизм и Единобожие»

<…> Величайшее всемирно–историческое значение Зевсовой религии заключалось прежде всего в провозглашении примата Света, Разума и Гармонии над Тьмой, Иррациональностью и Хаосом. В этом отношении она является прямой предшественницей учения о Логосе как разумном творческом начале во Вселенной. Но до появления этого учения было еще далеко. <…>

<…> Дух магии пронизал античную религию и пережил самих Олимпийцев. Достаточно даже беглого знакомства с особенностями греческого культа, чтобы в этом убедиться.

<…> Первобытные табу - запреты - были весьма распространены в Греции. Нечистыми считались покойники, гробы, оскверняло прикосновение к убийце, как и всякая пролитая кровь, будь она пролита ненамеренно или при защите, будь это кровь человека или животного. <…>

Эта паутина табу порождала конгломерат всевозможных ритуальных «очищений». Очищающей сама по себе была морская вода, перед священнодействием обтирались ею. В случае осквернения жертвенника гасился священный огонь и приносилась кровавая жертва, вероятно, иногда даже человеческая. И после этого возжигался новый огонь, взятый из неоскверненного святилища. Археология подтвердила, что этот обычай относился к микенскому времени.

<…> Весьма разнообразными были методы руководства погодой. По существу своему они не отличались от обычной первобытной магии <…>. Так, в одной местности в Аркадии бросали в воду дубовую ветку; считалось, что после этого поднимется пар и образуются дождевые тучи.

Можно продолжать этот перечень без конца, но, думается, и сказанного достаточно, чтобы убедиться, как много в религии, названной Гегелем «религией красоты», было дикого и первобытного. Напомним, что все эти магические элементы сохранились до конца истории греческой религии и даже пережили ее. <…>

Самой грандиозной военной авантюрой ахейцев, известной в истории, был знаменитый поход на Трою.

Троя была древней прибрежной крепостью. Находясь у входа в Дарданелльский пролив, она контролировала купеческие караваны, шедшие на восток, и благодаря этому необычайно обогащалась. Ахейцам было очень выгодно захватить эту ключевую позицию. Кроме того, они были прекрасно осведомлены о несметных сокровищах, собранных за толстыми стенами Илиона. А ахейские цари были одержимы настоящей манией золота. Около 1190 года под руководством микенского царя Агамемнона сформировался союз ахейских царей, которые, переправившись через море, обрушились на Трою с превосходящими силами. <…>

Гомер не идеализирует Троянскую войну. Стараясь быть беспристрастным рассказчиком, он великолепно показывает всю ненужность, жестокую бессмысленность разгрома Трои. Гибель смелых и благородных рыцарей - Ахилла, Патрокла, Аякса, Антилоха, обнищание страны, которую покинуло так много народа, десятилетняя осада, вконец измотавшая и осажденных и осаждавших, кровавые стычки, вопли агонии, погребальный плач и, наконец, пожар и разрушение, толпы пленных, униженных и полных отчаяния, - вот результаты похода. <…>

В поэме Олимпийские боги с азартом следят за ходом кампании: они спорят между собой, вмешиваются в сражения, вводят в заблуждение, натравливают воителей друг на друга. Споры «болеющих сторон» на Олимпе переходят в ожесточенную брань. Только Зевс старается оставаться «над схваткой». Когда наступают решительные минуты, «промыслитель» вдруг обращается к Силе, стоящей выше его. За шумным мирком олимпийского семейства проглядывает исполинский лик Мойры - Судьбы. Взвешивая на ее весах участь героев, Зевс находит правильное решение.

Так выясняется, что боги, как и люди, зависят от таинственного Начала, пребывающего в вечности.

Кто же она, неумолимая Мойра? Глубоко под землей парки ткут нити человеческой жизни. Ничто не может изменить предначертаний Судьбы. Не только Зевс, но и отец его Крон были подвластны ей. Мойра - это обезличенный и отодвинутый в запредельные сферы образ Великой Матери.

В эпоху войн и захватнических походов вера в Судьбу должна была особенно распространиться <…>, фатализм, как правило, связан с опасностями. Когда вокруг свищут стрелы и человек, который минуту назад говорил с тобой, падает в крови, чувство предопределенности всех событий необычайно обостряется. Это хорошо видно на примере последователей ислама или даже участников минувшей войны. <…>

Гомер не отдает себе ясного отчета в том, как воля богов сочетается с Судьбой. Но порой начинает казаться, что все, что он живописует: борьба, колебания, искушения, победы - все это, включая и Олимп, лишь театр марионеток. Все заранее предрешено в недрах Матери. <…>

Тоска и страх как бы загнаны в сферу подсознательного, но от этого они не перестают мучить и томить человека. <…>

Как мог человек спастись от этой безликой и непреклонной Силы? Ему оставалось лишь стремиться проникнуть за темные завесы предвечных решений. Угадывая веления Судьбы, он успокаивался, хотя и ненадолго.

Поэтому нигде не было так развито искусство предсказания, как в античном мире. Оракулы и гадатели были неизменными спутниками жизни и царей, и крестьян, и воинов, и торговцев. Ключ к толкованию таинственной воли богов видели и в снах, и в полете птиц, и в расположении внутренностей жертвенных животных. Мы уже говорили о знаменитейших греческих оракулах Додонском и Дельфийском. Люди были убеждены, что не в ясном «дневном» рассуждении ума открывается Судьба, а в погружении в сомнамбулический мир темных инстинктов и неосознанных чувств. Дельфийская вещунья Пифия всходила на треножник, на котором, окутанная облаками паров, идущих из расселины, она приходила в состояние исступления. Отуманенная душа приобщалась загадочному бытию Ночи и прорекала веления Неба. В Додоне предсказательницы пили воду из опьяняющего источника. Иные вызывали души умерших, которым были ведомы запредельные тайны.

Люди шли к оракулам, вопрошая обо всем: и о своей участи, и о мелочах повседневной жизни. На табличках, которые были найдены в Додоне, мы видим самые прозаические вопросы: выгодно ли разводить мне овец? кто украл у меня подушку? действительно ли рожденный женой ребенок - мой? и т. п. Особенно возросла популярность оракулов, когда наступила эпоха ахейских завоеваний. Сколько семей лишалось на многие годы своих отцов, сыновей, братьев! Они уходили в море навстречу опасным приключениям, неведомым землям и жестоким битвам. И многие ли из них возвращались обратно? Сколько было воинов, которые, подобно Одиссею, вопрошали духов о своем будущем!

Неуверенность всегда рождает непреодолимое желание приоткрыть завесу грядущего. В этом отношении наше время ничуть не отличается от Микенской и Гомеровской эпохи. Ведь не случайно в нацистской Германии процветала астрология, а в современной Франции действует (как говорят) более полумиллиона предсказателей.

Гибель близких становилась обыденным явлением. <…> Смерть неотвратима, удар ее окончателен, и оправиться от него невозможно. Всего способен достичь на земле человек, но он бессилен восстановить порвавшийся союз души и тела. <…>

<…> Первоначальное представление ахейцев о посмертном царстве сменяется более мрачным и безнадежным. Пути этой эволюции остаются тайной. Быть может, знакомство с Востоком, исповедовавшим унылую веру в Преисподнюю (Кур, Шеол), повлияло на изменение представлений греков о загробной жизни. Не забудем еще один факт. О чем могли свидетельствовать загадочные феномены, явления умерших, известные людям во все времена? Конечно, не о веселых пирах и охотах, которые любили живописать на стенах гробниц. Столкновение с жутким миром, называемом на языке оккультизма астральной сферой, могло приводить нередко к самым печальным размышлениям. И прежде всего, как мы уже говорили, возникает стремление «успокоить» умершего. Для этого ему приносят жертвы, устраивают пышные похороны, а тело или предают земле, или сжигают. Последний обычай возник около эпохи Троянской войны и скоро исчез. Но важно, что основным мотивом его было «успокоение» умершего огнем. Здесь вспоминается учение индийцев о том, что кремация облегчает отрыв «внутреннего человека» от еще не совсем угасшей жизненной силы.

В том, как «Одиссея» описывает астральные призраки, каждый, кто знаком с литературой тайноведения и парапсихологии, узнает опытное знание. Погруженные в полубессознательное состояние бледные духи, как нетопыри, витают над ямой с кровью, инстинктивно тянутся к ней. Только кровь может вернуть им сознание. Они бесплотны. Тщетно Одиссей пытается обнять любимую мать: она ускользает от него, как туман. Тени издают жалобные стоны. Чертами из кошмарного сновидения рисует Гомер сонное царство Аида - обиталище теней, его черные подземные бездны, выход которых - в сумрачной земле киммерийцев, окутанной вечной ночью, где шумят воды мирового Океана. В этом скорбном мире ревут адские реки, голые мертвые деревья и бледные цветы отражаются в них. Здесь обитают чудища и казнятся преступные титаны. Даже боги страшатся клятвы именем подземных потоков. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа Ахилла:

Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,

Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать…

<…> Когда читаешь описание тусклого и бессмысленного существования умерших в «Гильгамеше» или в «Одиссее», лишний раз убеждаешься в беспочвенности наивных утверждений, что представление о загробном мире родилось как самоутешение человека. Здесь есть что угодно, только не утешение! Не оно, а действительное, реальное проникновение в суть вещей - исток учения о бессмертии духа. Но во всей полноте бессмертие раскрывалось людям не сразу. Так, соприкосновение с миром «астральных трупов» породило картину мертвенно–сонной преисподней.

Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком очевидно, что неодинаковы люди и не могут быть у них одинаковые жребии. Правда, ахейцы не поднялись до мысли о нравственном воздаянии. Ведь, как мы видели, у них не было твердых понятий о добре и зле. Олимпийская религия имела в этом отношении пагубный пробел. Поэтому, естественно, среди заслуг, выдвигающих человека на первое место, оказалась доблесть. Уже Одиссей, видя в Эребе тень Геракла, знает, что сам он «вкушает блаженство» среди богов. Так древний культ героев оказывается мостом к пониманию посмертного воздаяния. Возникает учение о светлом Элизиуме на блаженных островах, куда уносятся герои. <…> С другой стороны, постепенно появляются первые робкие понятия и о загробном воздаянии за зло. Подземные духи карают за ложную клятву; пес Цербер, муки Тантала и Сизифа, описанные Одиссеем, - все это первые символы посмертной немезиды в античном мире.

Таким образом, мы видим, что в раннегреческом обществе господствовал смутный и противоречивый взгляд на посмертное существование. <…>

Из книги Болезнь и Смерть автора Феофан Затворник

Крест загробный Прошлый раз, понуждаясь писать вам и, не имея частных предметов для писания, я думал навесть вас на представление того, что встретите тотчас, как отделитесь от тела. Но, слава Богу! "Болий есть иже в нас, нежели иже в мире". Почему коль скоро в нас сей Болий,

Из книги Зороастризм за 90 минут автора Успенская Анна

Мост Чинват и загробный суд Согласно представлениям зороастрийцев, зафиксированным подробно в трактате «ДадестаниМеног-и-Кхрад», когда человек умирает, его душа еще три дня сидит у изголовья мертвеца, а на четвертый день на рассвете летит к высочайшему и ужасному Мосту

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

ХОДАТАЙСТВО ПРЕБЫВЫЮЩИХ НА ЗЕМЛЕ О ПЕРЕШЕДШИХ В ЗАГРОБНЫЙ МИР Все имеет свое обыкновение, причину; нет действия без причины. Если мы будем уверены, что не примут нашего приношения, что решительно откажут в просьбе, то станем ли просить? Нет! Это истина. Следовательно,

Из книги Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли… автора Сысоев Даниил

Загробный мир, мытарства, примеры святых Ангел-хранитель, конечно, встречает человека после смерти. Христианина встречают два Ангела: Ангел-хранитель и Ангел-проводник. Они ведут человека по загробным местам. Также его встречают, как минимум, два злых духа:

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Откуда, по мнению древних греков, дуют ветры? Однажды громовержец Зевс заключил все ветры за отвесными скалами плавучего острова Эолия, поскольку опасался, что, дай им полную волю, они поднимут на воздух и землю, и море. Присматривать за ними он поручил Эолу, царю острова

Из книги Существует ли загробная жизнь? автора Воропаева Кира Леонидовна

Какое чудовище, по мнению древних греков, было самым большим и страшным? Согласно греческой мифологии, самым большим и страшным из когда-либо рожденных чудовищ был Тифон, сын Геи и Тартара. У Тифона было сто драконьих голов, которые доставали до звезд, часть туловища до

Из книги Царство мертвых [Обряды и культы древних египтян] автора Бадж Эрнест Альфред Уоллис

Какая богиня, по мнению древних греков, породила состязательность в труде? Состязательность в труде, полагали древние греки, породила та же богиня, которая породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы, беззаконие, – богиня раздора Эрида, дочь богини ночи Никты и

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

С кем, по мнению древних греков, враждовали и с кем дружили пигмеи? В греческой мифологии пигмеи – племя карликов размером от муравья до мартышки, обитавшее к югу от Египта, или в Малой Азии, или в Индии. Смертельными врагами пигмеев были журавли, которые по пути на юг к

Из книги Загробный мир по древнерусским представлениям автора Соколов

Загробный мир по представлениям древних народов Как уже было сказано, вначале люди не считали душу бестелесным, божественным существом, а наделяли ее материальными качествами и всеми потребностями человека, полагая, что, переселившись в иной мир, душа будет продолжать

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

Из книги Божества древних славян автора Фаминцын Александр Сергеевич

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Надгробные надписи древних греков Достаточно ясно представления древних греков о смерти определяются по надгробным надписям. Естественно, что человеку присуще желание победить смерть, преодолеть предел земной жизни, которая оканчивается смертью, и оставить некий

Из книги автора

Загробный вестник В 1831 году 28 февраля скончался в Москве генерал от инфантерии Степан Степанович Апраксин. В молодых летах он коротко познакомился с князем Василием Владимировичем Долгоруковым. Оба они служили в одном полку: первый в чине полковника, второй - майора.

Из книги автора

III. Основы религиозного мировоззрения древних ариев Ирана и Индии, древних греков и пелазгов, древних италийцев и народов литовского племени Первым, главнейшим поводом к поэтически-музыкальному творчеству каждого народа, в особенности в младенческом периоде его

Из книги автора

Загробный мир в древнейших книгах Ветхого Завета 86. Исследователям истории религий известно, что все народы знали о том, что душа переживает тело после его смерти.Естественно, все строили догадки о состоянии душ в загробном мире и полагали, что условия загробной жизни

После смерти душа покидает тело и отправляется в Подземный мир под руководством бога Гермеса. Сперва она попадает на берег реки Стикс (что значит «ненавистная»). При погребении покойному обычно клали в рот монету, чтобы он смог расплатиться с перевозчиком Хароном, который переправляет душу через реку. Если душа не сможет заплатить ему, ей предстоит скитаться в виде неприкаянного призрака сотню лет.

Переправившись через Стикс, душа попадает к трем судьям мертвых — Радаманту, Миносу и Эаку. Говорят, что Радамант судит европейцев, Эак — азиатов, а Минос, бывший при жизни царем Крита, рассматривает только самые сложные дела. На основании решения соответствующего судьи грешная душа отправляется в Гадес для наказания, где ей сторицей воздается за преступления, которые она совершила при жизни. Праведник же попадает на Елисейские Поля — в область вечного блаженства, залитую священным пурпурным светом (пурпур считался цветом знати). Платон сообщает, что в этой области сторицей воздается за каждое доброе деяние. Каждая душа, попавшая на Елисейские Поля, может еще трижды воплощаться и возвращаться на землю. Но перед тем, как покинугь царство мертвых, душа должна испить воды из Леты — реки забвения.

Орфей и Эвридика

Орфей был величайшим на свете музыкантом. Он был сыном смертного и музы Каллиопы, покровительницы музыки. Его склонность к музыке проявилась еще в раннем детстве, и сам Аполлон подарил мальчику чудесную лиру. Достигнув зрелости, Орфей влюбился в Эвридику и на ней женился.

Как то после свадьбы Эвридика гуляла на берегу реки. Один мужчина ее заметил и попытался насильно овладеть ею; Эвридика пустилась бежать и наступила случайно на ядовитую змею, которая ее укусила. Совершенно убитый горем Орфей взмолился богам, чтобы они разрешили ему спуститься за Эври-дикой в Подземный мир, и возвратить ее к жизни. Услышав его скорбные песни Боги растрогались, и выполнили его просьбу; Аполлон помогал ему в пути.

Когда Орфей добрался до берега реки Стикс, границы между миром живых и Подземным миром, свет солнечный померк и небо покрылось густой тенью. Орфей стал играть на лире; Харон был так очарован его музыкой, что переправил его на другой берег, не взяв плату. Злобный страж ворот Подземного мира, трехголовый пес Цербер, перестал лаять и стал вслушиваться в музыку. Трое судей мертвых тоже были околдованы музыкой, прервав свою работу, и мучения грешников, в том числе и Сизифа, приостановились.

Наконец, Орфей встретился с Аидом, повелителем Подземного мира, и музыка его смягчила сердце царя мертвых. И Аид согласился выполнить просьбу Орфея но при одном условии: Орфей не должен оборачиваться и смотреть на Эвридику, до тех пор, пока они из Подземного мира не выйдут и не окажутся снова в мире живых. Если Орфей хотя бы раз взглянет на Эвридику, ей придется остаться в Подземном мире навсегда.

Не забывая об этом, Орфей отправился обратно в мир живых, а Эвридика за ним следом шла. Он шел прямо и не оборачивался. Однако мысли о возлюбленной переполнили его сердце, и Орфей не утерпел; он обернулся — и потерял свою жену навсегда.

Эней в подземном мире

Прибыв в Италию, Эней, предок Цезарей, обратился за советом к италийской пророчице Сивилле. Она прекрасно знала, что Эней тоскует о своем покойном отце Анхизе и что именно Анхиз может дать Энею самый лучший совет. Итак, Сивилла согласилась проводить Энея в Подземный мир, чтобы он смог встретиться со своим отцом.

Дорога в Подземный мир была мрачной и окутанной тьмой. Эней и Сивилла миновали зловонное озеро Авернус и вошли в рощу черных тополей, обозначавшую границу между миром живых и Подземным миром. Сивилла посоветовала Энею принести четырех черных быков в жертву Гекате, богине ночи. Когда дым от жертвы поднялся высоко в небеса, прогремел гром и земля содрогнулась. Затем Сивилла указала Энею на дерево с золотой ветвью, сказав ему, что он должен отломить эту ветвь и взять ее с собой.

Затем Сивилла сурово взглянула на Энея и промолвила: «Теперь тебе потребуется все твое мужество». Они вступили в преддверие Подземного мира, пройдя мимо ужасных духов Раздора, Недуга, Голода и Войны, и попали на поле, полное несчастных душ, которые не были похоронены должным образом и были обречены целое столетие скитаться без приюта, прежде чем смогут войти в Подземный мир. Затем Сивилла и Эней достигли берега реки Стикс, где перевозчик Харон сердито сказал им, что переправляет только мертвецов, а не живых. Но Эней показал Харону золотую ветвь, и перевозчик согласился доставить их на другой берег.

Лодка Харона проплыла мимо полей скорби, где скитались несчастные юные влюбленные, покончившие с собой. Затем путники миновали престолы трех судей мертвых.

Дальше река разветвлялась на два рукава. Слева от себя путники услыхали вопли мучающихся грешников. Справа они увидели пурпурные лучи, озаряющие Елисейские Поля, где праведники и великие люди наслаждались вечным блаженством. Сивилла велела Энею положить золотую ветвь на скалу напротив того места, где река разделялась на два потока. Тогда Харон налег на весла и повернул вправо, к Елисейским Полям. Там Эней увидел великих героев, поэтов, мудрецов и прочих праведников, в том числе и своего отца Анхиза.

При виде отца Энея охватила бурная радость. Когда перевозчик причалил к берегу, отец и сын обнялись. Анхиз сказал, что Энею суждено стать основателем величайшей империи. При расставании Анхиз подвел Энея к колодцу Леты, чтобы он испил воды забвения.

Затем Сивилла проводила Энея обратно в мир живых, где он исполнил свое предназначение.