Почему осириса изображали с зеленым лицом. Проникновение идеи загробного суда в царство мертвых. Главные боги Олимпа

Наумова Анастасия

Осирис

Краткое содержание мифа

Бог Осирис
Роспись из гробницы
Сеннеджема
фрагмент, XIII в. до н.э.

Осирис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) -величайший из богов в древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, бог возрождения, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Царствуя над Египтом, Осирис научил египтян земледелию, садоводству, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

По преданию, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем богини плодородия Исиды, братом «владычицы дома» - богини Нефтиды, братом бога ярости, войны и смерти Сета, отцом бога неба и царственности Хора и бога-покровителя умерших Анубиса.

Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в начальные времена. Он унаследовал от отца престол двух Египтов. Это было во времена божественных династий. Создатель мира Ра и его потомки Шу и Геб уже правили на земле. Постарев и устав от человеческой неблагодарности, они удалились на небо, не познав смерти. Легенда гласит, что со времен своего сотворения, мятежное человечество ожидало бога, способного привести его в повиновение. Этим руководителем и был Осирис. Когда он родился, "голос провозгласил миру, что Владыка всего сущего появился на свет". Осирис преуспел там, где предки его потерпели поражение, и этим он обязан, быть может, волшебным чарам Исиды, его сестры-супруги. Божественная чета преодолела все препятствия очарованием красоты, мудрости и доброты.

Бог Осирис
Роспись, VIII в. до н. э.

Однако злой бог пустыни, младший брат Осириса - Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ларец по росту Осириса и пригласил к себе на пир. Ларец, украшенный драгоценностями, должен был достаться тому, кому придется впору. Когда Осирис по примеру других гостей лег в него, Сет и его друзья заколотили ларец и бросили его в Нил.

Узнав об этом, Исида отправилась на поиски тела мужа. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Но охотившийся здесь Сет случайно обнаружил тело брата. Тогда он разорвал его на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида с помощью богов собрала все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида родила от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Уаджет Гора (охраняющий глаз) воскресил Осириса из мертвых, однако он не пожелал возвратиться на землю и остался царем мертвых, став владыкой подземного мира. Осирис завещал Гору править царством живых, благословив его на борьбу с Сетом.

Образы и символы мифа

Символическая гробница Осириса в Гизе

Осирис — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть.

Осирис связан с природой, и связь эта сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, но чаще — черным, как плодородная египетская земля или зеленым, как символ возрождения сил природы.

Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нем сохраняется, даже в мертвом.

Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что перед ним предстает покойный, чье сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини правды Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

Сначала Осирис отождествлялся только с умершим и возродившимся царем. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется Осирису, его называют именем Осириса. Но начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин отождествляется с Осирисом. Это объясняется тем, что умерший, подобно Осирису, оживает после смерти. Во всех заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя Осириса.

При значимости Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшей частью его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение вечной жизни.

Статуя бога Осирис
Новое Царство

Мифы об Осирисе обладают богатой символикой. Обычно Осириса изображали в человеческом облике, облаченного в саван, со скрещенными на груди руками, в которых он держит главные символы высшей власти - царские скипетры хекет и нехеху (скипетр и плеть) - важнейшие атрибуты верховного божества. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя высокими перьями, как правило, небесного цвета, что является символом божества и величия. Осириса часто изображают с двумя коронами - Верхнего Египта с солнечным диском и с перьями. На изображениях гробницы Осириса часто присутствует зелень: это может быть дерево, растущее рядом с гробницей, где пребывает душа Осириса в виде феникса; либо дерево, проросшее через гробницу и обвившее ее своими ветвями и корнями; либо из самой гробницы растут четыре дерева.

Важным символом Осириса является священная ладья Нешмет. Во время мистерий во славу Осириса, символическое его воплощение выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно, пробужденным от смерти. По преданию, Нешмет вместе с возрождающимся божеством приносила вечную жизнь царю и его предкам. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть также, как Осирис. Образ солнечного корабля связывался с мыслями о переселении мертвых, что дарило людям надежду на загробную жизнь.

В мифах об Осирисе фигурирует сюжет о соколином оке Гора, которое Сет вырвал у него в бою. Исцеленный богами глаз Гор использовал для воскрешения отца - бога Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчлененное тело срослось, подобно восстановившемуся глазу. С тех пор око Гора стало амулетом, который носили и фараоны, и простые египтяне.

Коммуникативные средства создания образов и символов мифа

Осирис и Исида с Гором. Эрмитаж

С первых же времён объединённого Египта возникает бог, культ которого распространяется на все города. Этим богом стал Осирис.

Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы. Пожалуй, самыми главными были празднованиями в честь Осириса. Это объясняется связью Осириса и всего природного мира.

В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, которые символически представляли эпизоды из жизни бога.

Главной частью празднеств, связанных с Осирисом, как правило, была церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия обычно изготовлялись из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса. Внутрь помещали священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. В мистериях срезание колосьев, означала убийство Осириса; сев зерна - погребение, всходы - его воскресение.

Доказательством почитания Осириса египтянами служат многочисленные центры культа Осириса. По легенде, там, где Исида находила части тела мужа, разорванного Сетом, она возводила святилища в память об умершем супруге. Так появилось 14 святилищ, ставших священными центрами всего Египта. Бусирис считался местом нахождения позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильность и незыблемость, а остров Абатон («запретный»), расположенный рядом с островом Исиды Филе — хранилищем сердца бога.

Основной культовый центр Осириса располагался на юге страны. В Абидосе, древнем городе Абджиу была похоронена голова бога.

Главными культовыми центрами считались Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.

Осирис неоднократно упоминается античными авторами: Геродотом, Тибуллом, Диодором, Плутархом.

Согласно Геродоту, Осирис - бог, которого египтяне считают Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом (божество плодородия малоазийского происхождения).

Кроме того, как бог подземного царства, Осирис оказал влияние на традиции погребения усопших. По примеру Осириса для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. Таким образом, обряд мумификации - это своеобразная дань уважения великому богу Осирису.

Многочисленные статуи Осириса, настенная живопись, фрески, мистерии, обряд мумификации - все это способствовало укреплению и процветанию культа Осириса.

Социальное значение мифа

Храм бога Осириса. Абидос, Египет

Осирис позиционируется как благодетельный бог. Его назвали "Существо Благое" (Унефер), т.е. тот, который посвятил себя спасению всех людей. Он отучил человека от людоедства, научил земледелию, медицине и прочим искусствам. Обеспечив людей средствами обороны, Осирис приобщил их к духовной и общественной жизни. Он наделил их столицей - Стовратными Фивами. Осирис подчинил людей законам, научил их познанию и нравственности, поклонению богам. Благодаря ему, люди научились читать на звёздном небе, познавая жизнь, выходящую за пределы земной. Согласно мифам, Осирис редко прибегал к силе оружия: люди сами шли за ним, очарованные словами, чарами танца и музыки.

По преданию, перед Осирисом, как судьей в Загробном мире, предстает каждый умерший, и тогда решается его дальнейшая судьба: ад или рай. Эта часть мифа несла колоссальное социальное значение, поскольку придавала людям мотивацию для несения ответственности за свои поступки в земной жизни, ибо даже после смерти придется отвечать за свои поступки перед грозным и справедливым судьей.

Осирис
Рельеф из Храма в Абидосе

Божественная чета Осириса и Исиды является символом любви, верности, самопожертвования, преодоления препятствий и вечной жизни.

Культ Осириса распространился в завоеванных Египтом странах. В эллинскую эпоху культ Осириса получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.

Соединив в себе в различные времена культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений египетского общества.

Осирис олицетворяет собой величие, благодетельность, справедливость, смену жизненных и природных циклов, возрождение и вечную жизнь.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Во многих культурах Бог смерти включён в их мифологию и религию. Смерть, как и рождение, является одной из основных частей человеческой жизни, поэтому эти божества зачастую могут быть одними из самых важных божеств религии. В небольшом количестве религий с единственным сильным божеством, как источник вероисповедания, бог смерти — антагонистическое божество, против которого борется первичное божество. Соответствующий термин культа смерти чаще всего используется как унижающее слово, чтобы обвинить определённые группы в нравственно-отвратительных методах, которые не устанавливают ценности на человеческой жизни, или которые, кажется, прославляют смерть как нечто положительное само по себе. В отношении культов, содержащих элементы поклонения божествам смерти (преимущественно оккультного толка) иногда также применяется термин «танатолатрия».


Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.

Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом. В эллинистическую эпоху Древнего Египта Осирис отождествлялся с греческим богом Дионисом.

Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного.
С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.


Аид

Аид, в древнегреческой мифологии - сын Крона вместе со своим братом Посейдоном и сестрами Герой, Гестией и Деметрой, был проглочен своим отцом и спасен братом - Зевсом. Принимал участие в войне с Титанами, во время которой носил волшебный шлем - подарок Циклопов. Само имя Аид, в переводе обозначает " Незримый".
Когда власть во вселенной была разделена между богами, Аиду досталось подземное царство, которое также называют Аид или Тартар. Зевс получил небо, а Посейдон море.
Хотя Аид принадлежал к новому поколению богов, он не считался богом - Олимпийцем, так как никогда не появлялся при дневном свете. Из богов он общался только с Гермесом, который сопровождал души умерших в мрачное подземное царство Аида.
В Подземном царстве Аид имел неограниченную власть и не позволял никому из умерших покинуть его пределы и вернуться к жизни, за редким исключением.
Аиду подчинялись различные демоны и духи, покорные его власти: Харон, Минос, Цербер. Его правой рукой была Персефона, не менее жестокая богиня, которую Аид похитил у ее матери Деметры, но был вынужден вернуть ее. Тем не менее, Аиду удалось обязать Персефону проводить с ним в подземном царстве третью часть года. От их брака на свет не появились дети, хотя, как утверждает одна из древних легенд, Аид и Персефона были родителями Эриний. Аид не часто фигурирует в легендах, его имя боялись упоминать, чтобы не навлечь на себя его гнев. Чаще всего имя Аида заменялось одним из его прозвищ, среди которых самым распространенным было, то есть "Богатый", тот кто владеет сокровищами недр земли.


Морана

Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.

Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.

По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых.


Танатос

Танатос или Фанатос, в греческом мифотворчестве бог естественной смерти, сын Никты (Гесиод, Теогония, 211). По преданию, Танатос был могуч, обладал железным сердцем, но боги не любили его. Когда у смертного заканчивался отведенный ему Мойрами срок жизни, Танатос приходил к нему, срезал острым мечом прядь волос, чтобы посвятить ее Аиду, и уносил душу в царство мертвых. Изображался с громадными черными крыльями, в черном плаще с мечом и погашенным факелом в руках. Его жилище находилось в Тартаре.

По велению Зевса Танатос вместе со своим братом-близнецом Гипносом перенесли тело убитого Сарпедона, сына громовержца, в Ликию, где он был похоронен с надлежащими почестями (Гомер, Илиада, XIV 231). Еврипид в своей трагедии "Алкестида" излагает миф о том, как Геракл вступил в поединок с Танатосом, одолел его и связал. Герой потребовал у бога смерти в качестве выкупа освободить, то есть вернуть к жизни, Алкестиду, жену Адмета.

Интересен миф об обмане Танатоса Сизифом. Когда разгневанный Зевс послал Танатоса за душой Сизифа, последний перехитрил бога смерти и заковал его в колодки, попросив его показать как ими пользоваться. Долгое время Танатос оставался пленником в доме Сизифа и в этот период никто из людей на земле не мог умереть. Даже если человеку отрубали голову, он все равно продолжал жить. Наконец бог войны Арес, разозленный таким положением (на полях сражений), сумел освободить Танатоса и восстановить привычный порядок.

Кали

Ка́ли (санскр. काली, Kālī IAST, «чёрная») — тёмная и яростная ипостась Парвати, тёмная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах её имя связано с Агни, богом огня.

«Калика-Пурана» гласит: «Кали — освободительница, защищающая тех, кто её знает. Она ужасная Разрушительница времени, тёмная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через неё удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она — чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».

Существует определённая связь с богиней Дургой, вплоть до признания Кали ипостасью последней.


Хель

Хель - богиня подземного мира. Ее имя близко к значению "укрывательница". Считалось, что ее царство находится на севере. В скандинавской мифологии хозяйка подземного царства мертвых Нифльхель, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от бога Локи.

Современные язычники представляют Хель и Смерть как часть вечного цикла жизни и смерти, смерти и перерождения. Представления о Хель в Скандинавии родственны тем, что существуют в славянских странах - о Белой Девке, предвещающей смерти, разруху, войну и несчастья. Это явление смерти в образе высокой женщины в белом.
Скандинавская богиня имеет двойную внешность: иногда она наполовину иссяня-черная, наполовину белая, а иногда наполовину живая, наполовину мертвец. Половины эти соответствуют стороне правой и левой.

Именно свирепая Хель и ее владения были заимствованы христианами для обозначения ада. Вечный холод, болезни и голод мира Нифльхель находились в разительном контрасте с времяпрепровождением павших воинов эйнхериев, пирующих в Вальхалле. Подданные Хель бессловесно служили своей полуразложившейся повелительнице с головой и телом живой женщины и одновременно с кожей и ногами трупа.
Трон ужасной Хель назывался Одром болезни, а ее подданными становились "все, кто умер от хворей и старости", а также бесславно погиб в бою.

Сфера проявления богини в мире: смерть и похороны.

Обряд почтения богини: похороны, "девять дней", сороковины.

Животные: традиционные проводники в царстве мертвых: собака (волк) и конь (кобыла). А также те, обращаясь в которых она может приносить смерть.

Миктлантекутли

Миктлантеку́тли, Миктлантекухтли (исп. Mictlantecuhtli) — «Владыка Миктлана». В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира Миктлан. Изображался в виде окровавленного скелета или человека с зубастым черепом вместо головы, поглощающего души умерших. Его постоянные спутники — летучая мышь, паук и сова; его голова украшена перьями совы, он носит ожерелье из человеческих глаз. Его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон. Его жилище иногда называли Тлальшикко (Пуп земли); считалось, что оно находится далеко на севере. Повелителям Миктлана прислуживали демоны-цицимиме. По одному из мифов, супруги были сотворены богами-творцами Ометекутли и Омесиуатль, чтобы править преисподней.

Среди нескольких ацтекских божеств смерти и загробного мира Миктлантекутли был наиболее почитаемым. В его царство попадали люди, умершие обычной смертью, то есть, не на войне, не во время жертвоприношения и не от родов. Поклонение ему включало ритуальный каннибализм. Миктлантекутли считался владыкой Севера и покровителем людей, рождённых в 6 день недели, посвящённый Itzcuintli (собаке); собака являлась проводником душ умерших в Миктлане. Вместе с солнечным богом Тонатиу он покровительствовал 10 неделе года, символизируя дихотимию света и тьмы.

Эрешкигаль

Эре́шкигаль (дословно «великая подземная госпожа») — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства, известного под названием Иркалла. Старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия, и супруга Нергала — бога подземного царства и палящего солнца. Иногда называлась также Иркаллой по названию своего царства (как и Хель у скандинавов, и Гадес у греков).

Под властью Эрешкигаль находились семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. Главный храм, посвящённый ей, находился в Куте.

Эрешкигаль, вероятно, изначально олицетворяла зимний, непродуктивный период года, подобно тому как Инанна (Иштар) воплощала собой весенне-летний период. Видимо, позднее её основной функцией стал контроль над смертью и загробным миром.

Наиболее подробно об Эрешкигаль рассказывается в гимне «Спуск Иштар в преисподнюю», в котором она выступает как злое и коварное божество смерти, вынуждая Иштар пожертвовать своим супругом Таммузом (Думузи). Другой известный миф с её участием — история её брака с Нергалом.

Некоторые мифы называют первым супругом Эрешкигаль бога Гугалану, олицетворявшего созвездие Тельца и убитого Гильгамешем. Её сыном от Гугалану называли божество Ниназу. Кроме того, она считалась матерью богини Нунгаль и бога Намтара (причём отцом последнего считали то Нергала, то Энлиля).

В Египетской мифологии Анубис-Саб считался покровителем умерших и судьей богов (по-египетски "саб" - "судья писался со знаком шакала). Центром его культа был город Каса (греч. Кинопль, "город собаки"). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых и, согласно "Текстам пирамид", был главным богом в царстве мертвых. Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, и он становится судьей и богом загробного мира. Его земным воплощением был бык Апис, имя которого тоже буквально означает "судья". По верованиям египтян души умерших могли появляться на земле, переселяясь в тела разных животных и даже растений. Человек, которому удавалось оправдаться на суде Осириса, назывался Маа Хэру («правдивый голосом»). Фараоны Хуфу (Хеопс), Рамзес I и Шешонк I носили это звание еще при жизни. "Метод посвящения , к которому они прибегали, заключался в том, чтобы полностью пройти весь обряд суда, описанный в «Книге Мертвых » и «оправдаться» перед жрецами, которые будут изображать богов. Древнеегипетские мифы называют первым «Маа Хэру» Осириса". (9)

Мистерии Исиды, в которых разыгрывалась драматическая история Осириса после смерти, заканчивались описанием суда, который возглавлял уже оправдавшийся Осирис. Первоначально основанием для привлечения умершего к суду служило нарушение не нравственных принципов, а ритуала. Однако, начиная с Первого переходного периода, нравственному аспекту начинает уделяться все больше внимания в заупокойных записях, что свидетелствует о распространении требования соблюдения моральных норм и на загробный мир. Отныне недостаточно было достичь загробных благ только с помощью магических средств - на первый план начали выдвигаться нравственные требования, необходимость доказательства безупречно прожитой жизни. Вот краткое описание загробного суда, на котором оправдательный приговор будет зависеть от результата взвешивания сердца умершего и сравнения его веса с весом пера богини истины Маат, положенного на другую чашу весов: "Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот Чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с "великим богом", т. е. с Ра. Здесь же молча и пассивно присутствует царь преисподней, бог Осирис, и еще 42 сверхъестественных существа. …Вооруженный магическим знанием имен этих демонических существ, подсудимый обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Результат взвешивания записывает бог Тот или Анубис, провозглашающие решение суда - оправдательный приговор, освобождающий умершего от возможной страшной казни - быть окончательно истребленным страшным чудовищем ("пожирательницей"), присутствующим здесь же, рядом с весами". (10)

Царем Справедливости, судьей подземного мира в ведической Индии был Яма. Его представляли огромным, сидящим на буйволе с жезлом в руке. Перед душами грешников, представавших перед ним, Яма являлся в устрашающем виде: "Громыхающий, как туча во время пралайи, черный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом". (5)

В Древнем Китае в культе 5 священных гор особым почетом пользовалась гора Тайшань на востоке - на ней находился вход в загробный мир. Божеством-покровителем горы был дух, судья загробного мира. В апокрифических текстах этот дух рассматривался как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших. Считалось, что на горе Тайшань хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей. В китайском буддизме известно представление о 10 залах подземного судилища (Диюй). В нем умершему назначали одну из 6 форм перерождения. Первые две - в людей, следующие в облике животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Кроме того, широко была распространена вера в духа домашнего очага Цзао-Вана или Цзао-шэня, который в ночь последнего дня месяца года, восходил на Небо докладывать о проступках человека. Считалось, что У Цзао шэня была семья и собственные слуги. "У одного из слуг была книга с надписью шань (добро) - для записи добрых дел членов семьи, у второго на книге стояла надпись э (зло), в которой записывались дурные дела".(11) В поздней народной китайской мифологии популярность получает образ Пань-Гуаня ("судья"). Он считается божеством, ведающим судьбами людей. Кроме того, под этим именем известна группа "секретарей" главы загробного мира Янь-вана, ведущих записи в Книге судеб. Пань-гуань часто рассматривался как помощник бога города - Чэн-хуана. Предполагалось, что последний творит суд над душами умерших, а Пань-Гуань - над душами живых людей.

В загробном мире японского буддизма судьей и властителем царства мертвых был Эмма, соответствовавший индийскому Яме. Он подытоживал все добрые и дурные деяния умершего и определял ему наказание. В мифологии вьетов имя владыки и судьи преисподней было Зием выонга ("государь Зием", от санскр. Yama), а в мифологических представлениях вьетнамских народностей нар и бинар богиней правосудия была богиня Йа Тьру Тьрей. Считалось, что она соблюдала справедливость в своеобразном «божьем суде», распространенном прежде у банаров: тяжущиеся стороны ныряли в воду, а правым считался тот, кто дольше умел продержаться под водой.

В тибетской мифологии судьей человеческих душ считался Циумарпо, представлявшийся в облике богатыря свирепого вида, скачущего на черном коне с белыми копытами. Его атрибутами были копье с красным флажком иверевка-цэн, которой он ловил «дыхание» жизни человека. В тибетском буддизме появляется образ с удьи умерших Дхармараджи. Он держит в руках «зеркало кармы», в котором видны поступки всех умерших. Справа и слева от него демоны, один с весами, на которых определяется мера содеянного в прошлой жизни, другой с костями, бросив которые, определяют судьбу умершего и ад, ему предназначенный.

В монгольской народной мифологии судьей загробного мира и владыкой царства мертвых является Эрлик, первое живое существо, созданное демиургом. В алтайской мифологии Эрлика называли Номун-хан - «царь закона», у кумандинцев суд над всеми вершит Бай-Ульген, главный дух, «имеющий 3 шапки» и сидящий среди белых туч.

В грузинской мифологии Гмерти - верховный бог неба, отец богов, творец мира, повелитель грома, обладатель испепеляющего небесного огня, является одновременно и богом правосудия. Он определяет судьбы людей, дарует урожай, долголетие, плодовитость и оберегает от всего дурного. Еще одним вершителем правосудия считалось божество Квириа, глава локальных общинных божеств - хвтисшвили , посредник между богом и людьми.

В мифологических представлениях вайнахов суд над душами умерших вершит владыка подземного мира мертвых Ел-да, сидящий на высоком троне из человеческих костей. Праведников он отправляет в рай, грешников в ад.

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.