Собор легенда. Кёльнский собор - вечное строительство во имя жизни. Правда ли что Сталин спас Cобор от разрушения

Представляет собой готическое здание, находящееся в английском городе Йорке. Является одним из крупнейших средневековых храмов на севере Европы. Здесь расположена кафедра главы церковной провинции города.

Собор расположен на том самом месте, где крестили короля Нортумбрии Эдвина. Возведение храма было начато в 1220 году и длилось в течение 250 лет. В 1472 году храм был освящён.

Общая длина собора около 160 метров, высота составляет порядка 60 метров. Неф Йоркского собора является самым широким готическим нефом в Англии.

Наиболее древними частями собора являются южный и северный трансепт. В северном находятся знаменитые окна , а южный трансепт украшает огромное круглое окно с фигурным переплетом в виде распустившегося цветка или звезды. На его витражах изображен союз королевских домов Ланкастера и Йорка. Огромное Восточное окно, созданное в начале XV века, является самым крупным средневековым витражом в мире.

В центре собора расположен большой и красивый орган, который был воздвигнут в ХV веке. Рядом с ним находятся статуи пятнадцати королей Англии , от Вильяма I и до Генриха VI.

В соборе расположены Астрономические часы, которые были установлены в 1955 году в память о погибших во время Второй мировой войны английских лётчиках. Часы показывают не только время, но и расположение солнца и некоторых звёзд.

В здании храма находится скульптура Йоркского Епископа Мэттью Хаттона, жившего в 1529–1606 гг.

Под зданием собора находятся крипты, которые остались от стоявших на этом месте древних саксонских строений. Также здесь возможно увидеть фундамент старого англосаксонского храма, на месте которого стоит современный собор. Скульптуры в крипте были созданы примерно в 1100 году. Вначале они были размещены снаружи на западных башнях собора, затем из-за их плохого состояния были перемещены внутрь.

Рядом с собором расположена скульптура императора Константина Великого . В момент провозглашения Константина императором его полк находился на территории города. А на месте, где произошло это историческое событие, позже был возведён Йоркский собор. В честь этого события много веков спустя был установлен памятник.

Визитная карточка Белокаменной, храм, который стал самым ярким и запоминающимся украшением Московского Кремля, культовое, поистине народное сооружение, пережившее массу событий и войн — все это по праву можно сказать о соборе Василия Блаженного.

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913

Этот собор является одним из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера и отечественной истории.

Официально сооружение носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, однако более известен под именем храма Василия Блаженного, которое было дано строению обычными москвичами сразу после возведения. Это православный собор, расположенный на Красной площади в Китай-городе, в Москве, его яркие купола можно увидеть не только на многочисленных открытках и фотографиях, но и в некоторых фильмах, действие которых происходит в российской столице, в частности «Елки-2», «Тариф Новогодний», «Фантом», а в киноленте «Жизнь после людей» показано, как выглядел бы Василий Блаженный через 125 лет после исчезновения человеческой цивилизации.

Храм Василия Блаженного на фоне Спасской башни Кремля

Именно Покровский собор в Москве стал образцом при возведении Храма Воскресения Христова (более известен как Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Этот собор был достроен в 1907 году в память об императоре Александре Втором и имеет много общего с московским.

Собор Спас на Крови, Санкт-Петербург

Немного истории

История собора насчитывает уже более 450 лет — решение о его возведении было принято Иваном Грозным в 1554 году. Первоначально, в 1552 на месте собора была возведена церковь в честь победы русских войск в долгой войне за покорение Астраханского и Казанского ханства. Этот храм был освящен в честь Святой Троицы, именно поэтому еще в XVII веке новый собор назывался Троицким.

Через два года Иван Грозный повелел возвести на месте небольшого храма более крупный собор, в честь Покрова Богородицы с приделами, каждый из которых прославлял бы победу над татарами. Среди горожан он именовался как Покрова на Рву, так как был построен рядом с довольно глубоким рвом, который проходил вдоль всей восточной стены Кремля.

Строительство собора велось с 1555 по 1561 годы, а в 1588 году к основному сооружению была пристроена церковь Василия Блаженного, для ее устройства в северо-восточной части храма были заложены высокие арочные проемы. Эта новая церковь в архитектурном отношении представляла собой самостоятельный храм со своим отдельным входом и крыльцом.

В конце XVI века были оформлены уникальные фигурные главы собора — первоначально использовалось золотое покрытие, сильно пострадавшее во время очередного московского пожара.

Гравюра XVI века, изображающая службу у храма Василия Блаженного

Уже во второй половине XVII века во внешний облик собора были внесены существенные изменения, так, окружавшая верхние церкви открытая галерея-гульбище была перекрыта сводом, а над широкими белокаменными лестницами возвели крыльца, главным украшение которых стали шатры.

Тогда же внутренняя и внешняя галереи, парапеты и площадки крылец были расписаны растительным, вернее, травным орнаментом. Все эти изменения были завершены только в 1683 году, информация об этом содержится в керамических изразцах, украсивших фасад храма.

Пожары, столь часто становившиеся настоящим бедствием в деревянной Москве, причиняли большой вред и собору Покрова Богородицы, потому уже с конца XVI века в нем регулярно проводились ремонтные работы. В 1737 году архитектор Иван Мичурин проводил работы по восстановлению храма после сильнейшего «Троицкого пожара», по велению Екатерины Второй в 1784-1786 годах под руководством Ивана Яковлева снова была осуществлена реконструкция интерьеров и фасадов собора. Затем в 1900-1912 года новую реставрацию храма провел архитектор Соловьев.

В 1918 году московский собор Покрова Богородицы стал одним из первых памятников культуры, которые были взяты под государственную охрану, в качестве памятника мирового и национального значения. Именно с этого момента прерывается история Василия Блаженного как православного храма — он постепенно становится одним из самых известных музеев столицы.

В 20-е годы собор находился в самом плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, многие ценные иконы оказались утеряны. В 1923 году было решено создать в храме историко-архитектурный музей, его первым заведующим стал Е.И. Силин, тогда же начал комплектоваться музейный фонд.

В 1928 году «Покровский собор» (уже в качестве обычного исторического и архитектурного памятника) стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В следующем году были сняты колокола собора и полностью запрещены богослужения. Интересно, что реставрационные работы в храме ведутся с 20-х годов практически непрерывно — обновляется интерьер или фасад то одного, то другого предела, однако он всегда открыт для посетителей. Единственный раз, когда музей закрыли полностью — во время Великой Отечественной войны. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы собор снова распахнул опять двери перед москвичами и гостями столицы.

Вид на собор с Красной площади

В 1991 году храм Василия Блаженного снова был возвращен Русской православной церкви и хотя он остается филиалом Государственного исторического музея, а также входит в Список объектов Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, в нем, как и сотни лет назад, проводятся богослужения, а Музей и православная церковь совместно осуществляют управление комплексом.

Структура и состав собора Покрова Богородицы

Яркий, сразу притягивающий взгляд собор Василия Блаженного славится своими уникальными куполами, среди который невозможно отыскать не только одинаковые, но даже просто похожие. На самом деле куполов в храме одиннадцать, все они имеют свои названия:

  1. Центральный купол — Покрова Богородицы.
  2. Юго-западный — Варлаама Хутынского.
  3. Восточный — Святой Троицы.
  4. Северо-западный — Григория Армянского.
  5. Западный — Входа Господня в Иерусалим.
  6. Юго-восточный — Александра Свирского.
  7. Северо-восточный — Иоанна Милостивого (ранее носил название в честь Павла, Иоанна и Александра Константинопольских).
  8. Южный — Николая Чудотворца.
  9. Северный — Наталии и Адриана (ранее — Иустины и Киприана).
  10. Купол Василия Блаженного.
  11. Купол, венчающий колокольню храма.

Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Такое большое количество куполов связано с тем, что собор — это единый комплекс, объединяющий несколько церквей, престолы которых были в свое время освящены в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боев с Казанским ханством:

  • церковь Александра Свирского — в день памяти этого святого русское войско разгромило конницу царевича Япанчи в битве на Арском поле;
  • церковь Святого Николая Чудотворца, в честь его иконы Великорецкой из Вятки;
  • церковь Троицы — построена на месте древнего храма, ранее весь собор называли Троицким;
  • церковь Григория Армянского, просветителя Армении, сделавшего много для становления православия в этой стране. В день памяти святого произошло важнейшее событие войны с Казанским ханством — взрыв Арской башни;
  • церковь Варлаама Хутынского — известна своей отдельно висящей иконой «Видение пономаря Тарасия», описавшего в конце XVI века бедствия, которые угрожали Новгороду;
  • церковь Входа Господня в Иерусалим — видимо, строительство этого предела связано с триумфальным возвращением войска во главе с Иваном Грозным в столицу после победы над частью бывшей Золотой Орды — Казанским ханством;
  • церковь мучеников Наталии и Адриана (первоначально была названа в честь святых Иустины и Киприана, переименована в 1786 году в честь небесных покровителей богатой вкладчицы, пожертвовавшей на реконструкцию собора значительную сумму) — в день памяти святых войска Ивана Грозного штурмом взяли столицу ханства — город Казань;
  • церковь святого Иоанна Милостивого (до XVIII века именовалась в честь святых Павла, Иоанна и Александра Константинопольских) — в день святых патриархов произошла знаковая битва между русскими войсками и конницей татар, пришедших на помощь Казанскому ханству.

Четыре осевые церкви отличаются большими размерами, остальные четыре, поменьше, располагаются между ними. Все восемь церквей Покровского собора на Красной площади увенчаны луковичными куполами и сгруппированы вокруг более высокой церкви Покрова Божией Матери. Эти девять церквей объединяют единое основание, обходная галерея, которая была застеклена только во второй половине XVII века, а также внутренние сводчатые переходы.

Отдельно пристроена церковь Василия Блаженного, освященная в честь московского святого (1469-1552 года), мощи которого располагались на месте постройки.

Отдельного упоминания заслуживают шатровая колокольня, которая была возведена на месте древней звонницы в 1680 году, а также подклет — основание собора, который не имеет подвальных помещений.

Колокольня собора Покрова Пресвятой Богородицы

Именно в подклете, где благодаря уникальной для того времени строительной технологии и использованию «дышащего» кирпича был создан особый микроклимат, хранится древняя икона святого Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для собора, также иконы «Богоматерь Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы» (обе — XVII века). Ранее прихожане даже не подозревали о существовании этого тайного помещения, где хранилась царская казна и имущество особо важных и богатых горожан, только во время реконструкции в 1930-х годах был найден тайный ход и сейчас подклет храма Василия Блаженного стал частью музейной экспозиции. Толщина стен подклета достигает 3 метров, основными строительными материалами являлись камень и тонкий кирпич, использовавшийся при отделке.

Высота собора — 65 метров, до конца XVI столетия, когда Борис Годунов завершил строительство колокольни кремлевской церкви Иоанна Лествичника, она поднялась до 81 метра, а в столице появился Иван Великий, храм оставался самым высоким зданием Москвы.

Подклет храма Василия Блаженного с иконой «Богоматерь Знамение»

Легенды собора

Первая легенда этого московского храма связана с принятием решения о его строительстве Иваном Грозным. Как известно, суровый царь отличался истовой религиозностью, так что казни и жестокие наказания чередовались у него с периодами раскаяния. Также Иван Четвертый отличался суеверностью, так что, когда в походной церкви, наскоро возведенной под Казанью, на очередной обеденной службе диакон возгласил строфы из Евангелия: «Да будет едино стадо и один пастырь», и в то же время большой кусок крепостной стены неприятельского города взлетел на воздух, благодаря чему русские войска смогли войти в Казань, царь решил возвести в Москве храм, чтобы отблагодарить небесных покровителей.

Есть и другая версия начала строительства, которая связана с самым известным московским юродивым — Василием Блаженным. Он начал собирать деньги на строительство собора задолго до начала возведения храма, приносил собранные гроши на Красную площадь и бросал через правое плечо — «пятачок к пятачку, грош к грошику», причем даже самые отъявленные воры не трогали эти монетки. Иван Грозный беседовал со старцем и даже посещал его лично с царицей во время болезни, именно почитаемый юродивый указал ему место для строительства. Кстати, с Василием Блаженным связано множество легенд московского храма — его мощи стали одной из главных реликвий собора, а на месте захоронения нередко случались исцеления. Однако сама церковь Василия Блаженного была возведена на месте погребения святого уже во времена царствования Федора Иоанновича, тогда же была сооружена и серебряная рака для его мощей.

Серебряная рака и сень над могилой Василия Блаженного

Также существует легенда, что Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов — русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос — «Сумеете ли построить еще что-то столь же прекрасное», дерзко ответили — «Да, и даже еще лучше». Историки же считают, что главным архитектором собора Покрова Богородицы был один человек — Иван Яковлевич Барма, имевший прозвище Постник, так как всегда придерживался строгого поста. И вовсе он не был ослеплен — после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Еще одна легенда гласит, что строительством храма на Красной площади руководил некий итальянец, именно поэтому собор несколько похож на строения эпохи европейского Возрождения, однако подтверждения данная версия не нашла.

Интересно, что многие мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородица «иконой, запечатленной в камне». Его форма — восемь церквей, объединенных двумя квадратами в основании, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, кроме того, при желании можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, ставшую напоминанием о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа.

Еще одна интересная деталь — при всем своем великолепном убранстве и красоте, храм Василия Блаженного вовсе невелик и уже в XVI не мог вместить всех верующих, приходивших на праздничные богослужения. Тогда на Лобное место ставился аналой, духовенство проводило службу, а сам собор становился настоящим алтарем огромного Храма, раскинувшегося под открытым небом.

Собор Покрова Богородицы на Красной площади

Много легенд связано со счастливой судьбой храма — он неоднократно оказывался под угрозой уничтожения и каждый раз бывал чудесным образом спасен. Так, во время войны 1812 года, когда Наполеон сумел занять Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Конечно, технологии того времени не позволяли воплотить в жизнь задумку Наполеона Бонапарта. Тогда французы просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Еще раз храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен — идти на попятную вождь уже не стал.

Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что якобы Барановский, который был приглашен по этому вопросу в кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало. Правда, затем Барановский на немалый срок отправился в ГУЛАГ.

В свое время историк Иван Забелин сказал: «Собор Василия Блаженного — это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол и царь-пушка». Действительно, представить себе Красную площадь без ярких, всегда праздничных куполов и стен храма Покрова Пресвятой Богородицы просто невозможно, он легко узнаваем и не так давно являлся одним из самых популярных претендентов на звание новых семи чудес света.

Анна Седых, рмнт.ру

Путь в знаменитый Готический квартал Барселоны начинается отсюда, с Кафедральной площади. Но сегодня мы не станем бродить по лабиринту его узких каменных улочек, а здесь, на площади, и остановимся, потому что разговор наш будет о нем, главном соборе Барселоны – Кафедральном. Собор, кажущийся невесомым, с остроконечным шпилем, устремленным в небо, всегда привлекал внимание ученых-историков и просто людей любознательных. Весь он сплошная загадка и тайна. За бесчисленное количество лет собор накопил в себе столько легенд и преданий, что рассказ о них занял бы не один час. Мне же придется ограничиться наиболее интересными из них.

0 0

Итак, самая древняя легенда связана с местом, на котором расположен собор: по преданию, не кто иной, как сам апостол Иаков, посетив Барселону в начале христианской эры, указал на место, где впоследствии заложили первый камень в основание базилики. От той небольшой базилики и началась богатая приключениями история Кафедрального собора. Многое пришлось ему испытать за прошедшие века: он и переходил из рук в руки, от христиан к мусульманам, превращаясь в мечеть и назад, и разрушен был до основания, и возродился вновь, как птица Феникс из пепла. Кстати, возрождение его стало возможным благодаря удивительной истории любви между графом Барселоны Рамоном Беренгером I и красавицей Альмодис де ла Марш (об этой истории мы поговорим немного позже). Само название собора – собор Святой Еулалии – тоже связано с легендой, чарующей и жуткой одновременно, не познакомить вас с ней было бы просто непростительно.

Однако все по порядку. Начнем с того, что тот готический собор, который мы видим сейчас, начали строить в 1298 году. Строили его, строили, да так и не достроили – по одной банальной причине: нехватке средств. Чтобы принять свой нынешний вид, ему понадобилось более шести столетий. Хотя само здание и было построено всего за сто пятьдесят лет, фасад (красота и гордость собора) появился на свет в своем нынешнем виде относительно недавно: в конце XIX века, а шпиль – вообще в 1913 году. Правда, построили фасад, опираясь на средневековые чертежи французского архитектора Карла Галтеса в том же готическом стиле, что и само здание.

Главная святыня Кафедрального собора Барселоны – крипта, расположенная под главным алтарем. Здесь, в мраморном саркофаге, покоятся мощи святой Еулалии, давшей свое имя собору. Долгое время она была покровительницей города.
Вот и пришло время послушать легенду об этой юной христианке-мученице.

Легенда о Святой Еулалии.


0 0


В самом начале IV века в Барсино (так называлась тогда Барселона) в семье богатых торговцев росла девочка по имени Еулалия. Родители ее, люди прогрессивных взглядов, в качестве протеста против произвола и коррупции римских властей, выбрали христианскую веру. Времена были смутными: римский император Диоклетиан начал преследование первых христиан. Губернатор Барсино обвинил родителей Еулалии в том, что богатство их нажито с помощью магии, якобы присущей христианским ритуалам. Возмущенная столь несправедливым обвинением Еулалия бросилась в храм Августа. Там, с пылкостью и бескомпромиссностью молодости (ей едва исполнилось тринадцать лет) она произнесла обвинительную речь в адрес правителя.


0 0

Свою гневную тираду она закончила тем, что швырнула горсть земли в языческий алтарь. Обозленный губернатор приказал бросить бунтовщицу в темницу и, чтобы другим было неповадно, бить ее плетьми. В ночь после наказания спустились в темницу ангелы и залечили кровавые раны несчастной. Наутро, увидев, что само небо пришло на помощь Еулалии, взбешенный Дасиан (так звали губернатора) назначил ей другое испытание. Так продолжалось тринадцать раз (по числу прожитых девушкой лет), пытки следовали одна страшнее другой. Ее тело рвали крючьями, жгли ноги на раскаленных углях, прижигали ей груди, сыпали соль на раны и поливали их кипящим маслом и расплавленным оловом, спускали под откос в бочке, наполненной осколками стекла, закрывали в загоне, полном злющих блох. И после каждой пытки ангелы вновь приходили ей на помощь. Под конец девушку подвергли позорному испытанию: обнаженную, ее посадили в открытую повозку и возили по улицам города. Каждый раз мучители задавали ей один и тот же вопрос: «Отрекаешься от своей религии?». В ответ девушка только отрицательно качала головой.


0 0


Потерявший надежду сломить упорство Еулалии губернатор приказал казнить непокорную, распяв ее на кресте. Как только мученица испустила дух, невиданный холод опустился на землю. Римские солдаты, охранявшие место казни, окоченевшие, попрятались кто куда. Родители Еулалии смогли снять мученицу с креста и похоронить, как полагается по христианскому обычаю. Долгое время останки ее покоились в церкви, что стояла на месте нынешней Санта Мария дель Мар. Впоследствии их перенесли в Кафедральный собор.

Вот такая красивая и страшная легенда. Желающим пощекотать нервы предлагаю посмотреть мраморные барельефы на хорах, где изображены сцены пыток нашей героини.


0 0


Время шло, появлялись новые песни, ну, или новые легенды, как в нашем случае. В Средние века на смену святой Еулалии пришла другая святая – Мерсе, в свою очередь ставшая покровительницей города. Несмотря на это, о святой мученице не забыли: ее имя звучит в названии нескольких улиц старого города, есть даже станция метро, названная ее именем. Во Дворце Бирейны (вице-королевы), что на Рамбле, рядом с другими гигантскими фигурами за стеклом можно увидеть и фигуру девочки, держащей в руке крест необычной формы. Эта кукла – прототип «святой Еулалии». Ее, как и других «гигантов», по сей день носят по улицам города во время городских праздников. Говорят, что Еулалия не на шутку обиделась на горожан за измену. С тех пор каждый год 24 сентября, в день «Святой Мерсе», она насылает на Барселону дождь, чтобы испортить людям праздник. Что ж, женщины всегда остаются женщинами, даже святые. Впрочем, в последнее время Еулалия заметно успокоилась и уже не досаждает горожанам. А дело все с том, что имя ее вошло в моду, каталонцы начали называть своих дочерей Еулалиями или просто Лайями.


0 0


Вот теперь мы войдем в собор. К стене его (как это было принято в соборах) прикреплены два расписных деревянных саркофага. В них покоятся останки основателей собора: графа Рамона Беренгера, прозванного впоследствии Старым, и его жены – красавицы Альмодис де ла Марш. Именно с ними связана та любовная история, о которой я обещала вам рассказать.

Граф Рамон Беренгер I и Альмодис.

В ней есть все: и любовь с первого взгляда, и супружеская измена, и бегство с возлюбленным, и борьба за свою любовь, и власть, и… убийство. Все по законам приключенческого романа. И в древности происходили подобные истории, и то, что героями этой оказались два знатных человека, придает еще больший накал страстям. Это потом графа Беренгера прозвали Старым, а в момент встречи с Альмодис он был очень даже привлекательным мужчиной в самом расцвете лет. Все было бы ничего, не будь оба героя обременены семьями и детьми. Но и это не стало препятствием для влюбленных: Альмодис бросает свою семью и уезжает с возлюбленным в его владения. Он тоже готов на все: выгоняет жену, забывает о детях и наслаждается жизнью с любовницей-красавицей. Вот только окружающие с таким положением дел явно не согласны. Сам Папа Римский вступается за права обиженных. Эту проблему Рамону Беренгеру удалось решить: выделив значительную сумму на постройку храма (это произошло в X веке), граф вернул расположение церкви. Хуже обстояло дело с бывшей семьей Беренгера, сын его от первого брака Педро Рамон, опасаясь, что дети Альмодис займут его место на троне (совершенно правильно, кстати: новоиспеченная графиня была готова на все), нашел самый легкий способ избавления от угрозы: он убил соперницу. К слову сказать, на трон убийце взойти так и не удалось, но любовная история на этом закончилась. Прошли века, отшумели страсти, забылась история, и только два гроба, висящие на стене собора, напоминают о ней.


0 0

Распятие «Христос из Лепанто».

Еще одна из святынь собора, о которой нельзя не сказать, – деревянное распятие, носящее название «Христос из Лепанто».

0 0

Почему «из Лепанто»? Потому что это распятие Хуан Австрийский поместил на корму флагманской галеры христианской флотилии во время битвы при Лепанто в XVI веке. Победа в этой битве положила конец почти вековому господству турок на Средиземном море. На распятии Христос изображен в необычной позе: тело его изогнуто наподобие буквы S. Кто-то из скептиков с пеной у рта начнет доказывать, что таким образом автор скульптуры хотел изобразить боль агонизирующего Христа. Но что нам до скептиков, если, по легенде, сотни свидетелей видели, как Христос на распятии увернулся от неприятельского ядра, летевшего прямо на него. По всей вероятности, провидение решило, что одного чуда достаточно, и не стало возвращать Христа в исходное положение. Так он и застыл навечно.

Легенда о «Голове турка».

Еще одна легенда связана с Кафедральным собором – «Легенда о голове турка». Начало это истории было положено все в той же кровопролитной битве при Лепанто. Как мы уже знаем, закончилась она победой христиан. Как символ победы, испанцы изготовили из картона огромную голову турка с длинной головой и в тюрбане. Каталонцы называют ее «карасса». На рождественские праздники голову вешали над органом, вокруг нее собиралась толпа детей, завороженно смотревших на монстра. Время от времени голова устраивала представления: внезапно глаза ее начинали дико вращаться, она издавала жуткие вопли, ей вторила испуганная детвора. Но вскоре ужас детей сменялся криками восторга, когда из открытого рта чудовища начинали сыпаться карамельки. Однако далеко не всем прихожанам нравилось происходившее, многие выказывали недовольство тем, что в христианской церкви находится «отрубленная» голова неверного.

0 0

В 1970 году «карассу» убрали. В 1989 году после длительного перерыва этот ранее популярный персонаж решили вновь вернуть на свое место. Изготовили новую голову, походившую на ту, что имелась в XVI веке, но придали ей более добродушный вид. Во время рождественских праздников «карасса» опять устраивает представления в соборе и даже выходит на прогулку по улицам Готического квартала, к огромной радости не только детей, но и взрослых. С этим персонажем связано прочно вошедшее в обиходную речь испанцев выражение «искать голову турка». Во времена Крестовых походов отрубить голову турку (неверному) считалось необычайно похвальным достижением. Когда это удавалось, отрубленную голову вешали на мачту или насаживали на копье, и солдаты принимались ругать ее на чем свет стоит, обвиняя во всех бедах и несчастьях. Таким образом, когда говорят, что «ищут голову турка», это означает, что ищут не кого иного, как козла отпущения.

Вот еще одна знаменитость собора: каменная крестильная чаша. Сама по себе она особого интереса не представляла бы, если бы не мемориальная доска, прикрепленная над ней. В тексте говорится, что в этой чаше были крещены шесть индейцев, в 1493 году привезенных Колумбом в Барселону. Как известно, в Барселоне прославленного впоследствии мореплавателя встретили испанские католические короли: Фернанд и Изабелла.


0 0

=Легенды Собора Парижской Богоматери=

О,NOTRE DAME..О,мой PARIS...
Ты столько в жизни видел драмы...
Накрыв трагедию тенями мокрых крыш...
Ты жизнь и Честь спасал прекрасной Дамы...

Такой любви не знали раньше небеса...
И лили слезы,омывая солью Душу...
Я слушаю легенду и слеза...
Покой внутри,ломая,болью душит...

Скажи PARIS,ну почему любовь не спас?...
Звон колокольный и немая пыль....
Лишь осыпается на тело горбуна...
А Эсмеральда в сердце NOTRE DAME-Быль....

Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.

Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора.

Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
Вообще у Нотр-Дама удивительные голоса. Стоит посетить вечернюю службу, чтобы послушать пение и орган собора – самый большой во Франции. Кроме того, храм внутри поражает размахом пространства, устремленного вверх…
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр-Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле Виктор Гюго

говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века, различные исследователи – Гобино де Монлюизан и Камбриэль – и уже в нашем веке – Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр-Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» – уже стал авторитетом в этой области – (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах – где появляется нечистая сила – имеются обязательные ссылки на Фульканелли).
Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» – пишет Фульканелли.

Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон, пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться, если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора – такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака, высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии, обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже, начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера.
Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней – что вы на это скажете?

В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции – один в Нотр-Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, – из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила – согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям – три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина – Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем – Святым гвоздем – потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман – прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо – гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел – говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа – и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет – неизвестно. В любом случае – металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом – тогда как с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано – более того нотр-дамский гвоздь – ржавый.

И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...

Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов каждый день наполняющих площадь перед собором. Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.

О дин из самых знаменитых соборов Северной столицы начали строить еще при Петре I, а завершили при Александре II. Торжественно освятили его 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и таинственных мифов…

Сбывшееся пророчество

К строительству собора приложил руку не один архитектор, но самый большой вклад в возведение храма сделал француз Огюст Монферран.


К 1761 году церковь Исаакия Долматского перестраивали уже дважды - один раз в дереве, второй - в камне. Однако под каменной постройкой начал проседать грунт, и новый руководитель строительства Савва Чевакинский должен был выстроить церковь по новым чертежам и на новом месте. Но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку.

Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который неудачно изменил проект - в итоге кирпичные стены высились на мраморном основании.

При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично. Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану.


Анри Луи Огюст Рикар де Монферран - архитектор Исаакиевского собора

Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления легких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище. Внутри собора установлен мраморный бюст архитектора.

Пропавшие сваи

До сих пор собор называют не только художественным, но и инженерным шедевром - разместить настолько тяжелую постройку на зыбком болотистом месте казалось невозможным, но ценой огромных усилий строители добились того, чтобы он укоренился в центре Петербурга на века.

Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет - мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую - и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»

Исаакиевский собор на сегодня - четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота - 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.


Вид Исаакиевского собора в лесах

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор - самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.


Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Храм на экспорт

Еще один странный слух о соборе появился уже в 1930-х годах, когда Советский союз на фоне индустриализации и коллективизации охватил голод. При этом экспорт хлеба на запад увеличивался, и начали поговаривать, что страна продает за границу не только продукты, но и музейные ценности: картины, иконы, антиквариат.


В Ленинграде распространился слух, что восхитившиеся красотой Исаакиевского собора американцы выразили готовность выкупить здание, напомнившее им Капитолий. Для этого его якобы должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, а там собрать заново.

В качестве платы американцы, как гласит легенда, обещали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, которых в то время было немало. Разумеется, на официальном уровне о такой сделке не могло быть и речи. Скорее всего, слух стал следствием активной политической пропаганды.

link