Что обозначает меч на гербе. Мечи в Картах Таро: значение, описание и сочетание. Меч как символико-культурная категория

Образ «Покрова Пресвятой Богородица» – , которая непременно должна быть в доме каждого христианина, поскольку она обладает огромной силой. Покров Пресвятой Богородицы является одним из наиболее важных праздников, который принято отмечать 14 октября.

История и значение иконы Божьей Матери «Покров Пресвятой Богородицы»

Богородица на иконе изображается в полный рост в одежде голубого и красно-коричневого цвета. Первый цвет символизирует собой чистоту и непорочность Богородицы, а второй – означает, что Иисус Христос заимствовал у Богородицы плоть и кровь, чтобы прийти на землю и помощь людям в трудную минуту. В руках к Божьей Матери находится покрывало – омофор, которым она закрывает землю, защищая людей. Значение иконы «Покров Пресвятой Богородицы» заключается в сохранении мира и согласия между людьми.

История иконы «Покров Пресвятой Богородицы» начинается еще в X веке в Византии, которая страдала от многочисленных нападений. Во время осады города люди отправлялись в храм и молились о спасении. Среди верующих был и святой Андрей, который в одну ночь молитв поднял голову и увидел, как с неба спускается Богородица в окружении сонма святых. Она вместе с обычными христианами стала на колени и начала молиться, а затем, подошла к алтарю и сняла с себя покрывало, которое накинула на всех людей, находящихся в храме. После этого Святая Дева исчезла, а у молящихся, осталось ощущение спокойствия и умиротворения. В этот же день войско, которое осадило город, было разгромлено огромным вихрем. В честь этого события была создана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая помогает людям защититься от врагов и недругов. Кстати, некоторые священники уверяют, что именно этот образ Божьей Матери помог Греции уберечься от завоевания в период Второй мировой войны.

О чем молятся перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы»?

Божья Матерь считается главной защитницей людей, помогая им справляться с различными проблемами. Главное, молиться перед образом искренне и от самой глубины сердца. Богородица помогает людям, которые отчаялись и потеряли надежду, облегчая страдания и помогая очистить душу и сердце.

Теперь разберемся, от чего защищает икона «Покрова Пресвятой Богородицы»:

  1. Молитвенные обращения возле образа помогают оградиться от мелких неурядиц и серьезных проблем.
  2. Убережет образ от сплетен, ссор и даже магического влияния со стороны.
  3. Многодневные молитвы способны полностью изменить привычную жизнь человека.
  4. Помогает икона оградиться от мирской суеты, гордыни, скорби и других негативных качеств, которые портят жизнь.
  5. Благодаря ежедневной работе над собой можно достичь умиротворения, внутренней и счастья.
  6. Молиться возле образа можно и утром и вечером, прося как за себя, так и за близких людей.
  7. Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» является главной защитников воинов, помогая им защититься от врагов и получить победу.

Молиться могут не только люди, которые находятся на службе, но и их родственники. Защищает образ не только от внешних врагов, но и внутренних проблем, например, молитва поможет в трудные минуты укрепить веру, принять правильное решение и уберечься от соблазнов и искушений.

Молитву перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» можно читать о замужестве одиноким женщинам. Божья Матерь поможет найти свою вторую половинку, с которой можно будет жить в мире и счастье. Обращаться к святой могут и семейные люди, которые хотят наладить отношения, избавиться от ссор и других проблем. Молитва родителей поможет вразумить детей и наставить их на правильный путь.

В праздник Покрова хорошим знаком является посещение церкви, так как Богородица, согласно вере, защищает своим Святым Покровом человека и от внешнего, и от внутреннего зла. Если же посетить храм не получилось – этот день можно отпраздновать и дома, отведя время для молитвы и уединения перед одноименной иконой. Главное — постараться не грешить в этот день, избегать ссор, конфликтов и нечестивых занятий.

История и фото

Связан праздник с чудом, которое явила Богородица, явившись молящимся в Константинополе, в 910 году (или в 866, по другим источникам), во Влахернском храме. В страшный час, когда на Константинополь напали варвары, под предводительством варягов (или сарацинов, по другим источникам), напуганные греки пришли в храм, моля Господа о защите.

Пресвятая Дева Мария появилась перед верующими, спустившись с небес, сняла с головы покрывало и развернула над толпой людей, укрывая их от беды. Поднялась буря, корабли завоевателей разметало. Город был избавлен от разграбления. Варвары чудесным образом отступили от города, а видение осталось в памяти верующих как факт заступничества, избавления от смерти и утешения в скорбное время.

Согласно преданию, после столь неудачного похода на Константинополь, варяжские князья Аскольд и Дир попросили о крещении, а праздник Покрова стал одним из самых почитаемых в русской . Письменные упоминания о празднике с названием Покров Пресвятой Богородицы на Руси можно найти в древнерусском житийном сборнике 12 века, Прологе.

В это же время в честь Покрова Богородицы на Руси начали возводить храмы. Один из красивейших храмов – церковь Покрова на Нерли, построенный по инициативе внука Владимира Мономаха, святого князя Андрея Боголюбского, распространившего традицию празднования Покрова на русской земле.

Где находится?

Сюжет предания о Покрове Богоматери не раз воплощался в иконописи. Самое древнее изображение Богородицы с Покровом в руках появилось в 14 веке, в Суздале, на вратах Рождественского собора, а также в настенных росписях псковского Снетогорского монастыря.

Одна из самых известных храмовых икон на эту тему, датируемая 14 веком, долгое время находилась в Суздале, в Покровском монастыре. Ныне она хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Еще одна древняя икона (1399 г.) находилась в Зверином монастыре, ныне она находится в музее г. Новгорода.

Что символизирует икона Покрова, ее значение?

Покров Божьей Матери символизирует мир, согласие, защиту, безопасность и благоденствие . Считается, что молитва, обращенная к образу Покрова Святой Богородицы, защищает от внешнего зла. Поэтому верующие обращаются к этой , когда есть внешняя опасность.

Верующие знают, что Богоматерь может рассеять козни недоброжелателей, устранить угрозы от врагов, отвести неприятности и беды. К иконе Покрова приходят просить защиты дома и близких от агрессивных людей и опасных событий. Защиты у Богоматери просят в дни скорби, природных катастроф, во время войны или в ситуации военной угрозы.

К защите Покрова прибегают даже грешники и преступники, которые страшатся воздаяния, возмездия. Главное – осознание совершенного проступка или причиненного зла. Покров Божьей Матери, исполненной любви ко всем людям, живущим на Земле, смягчает удары судьбы, последствия неправедных деяний, покрывает раскаянные грехи истинной любовью, служит утешением для сокрушенных духом.

О чём молятся, в чем помогает?

Заступница, Богородица, Святая Мария, Матерь Божия, Приснодева, Царица Небесная – так обращаются к Богоматери верующие, испрашивая помощи в трудных ситуациях, защиты от внешнего зла и разрушения.

  • Молясь перед иконой Покрова, верующие просят укрыть их под Покровом, помянуть в молитвах Христу, заступиться перед Сыном Божьим, защитить даже от Божьего гнева – в том случае, если неразумные поступки уже совершены, и нужно справиться с их пагубными последствиями.
  • Особое прилежание в молитвах, обращенных к иконе, в день праздника Покрова Богородицы, по убеждению верующих, дает защиту в течение года, и Матерь Божья незримо укрывает обратившихся к Ней в молитвах своим чудесным Покровом.
  • С молитвой о покровительстве Богоматери к иконе обращаются в случае несправедливых и справедливых судебных преследований , необоснованных и обоснованных обвинений, в случаях наговоров, клеветы, неприязни и вражды от тех или иных людей.
  • Богородица является защитницей и покровительницей семьи , поэтому часто к иконе Покрова обращаются с просьбой восстановить мир в доме, хранить семью от бед, ссор, напастей.
  • Обращаются к Богородице и с просьбами о . В этом случае, вместе с традиционной канонической молитвой приговаривают: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком» или «Покров-Матушка, покрой землю снежком, а меня молодую платком».
  • Прибегают к молитве перед Покровской иконой, когда просят о благополучной беременности, о рождении детей и защите всех домочадцев от людской злобы и болезней.
  • Молятся перед образом Покрова Богородицы также родители, если хотят, чтобы их дети были под надежным небесным покровительством.

Где обычно вешают в доме?

Икона Покрова Пресвятой Богородицы может находиться вместе со всеми «любимыми» иконами в «красном» углу , где располагается домашний иконостас.

Однако существует также давняя традиция вешать икону Покрова перед входом в дом . Таким образом, божественная энергия образа Покрова Богородицы, запечатленного в иконе, защищает дом от недоброжелателей прямо у входа.

Молитвы

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Какие существуют приметы на Покров день?

В день Святого Покрова Божией Матери верующие люди наблюдают за , которые позволяют предположить развитие событий в течение грядущего года.

Так, например, считается, что:

  • Если увидеть в небе журавлиный клин , то впереди будет ранняя и холодная зима.
  • Если на Покров выпадет снег , то ноябрь будет снежным, а если день будет относительно ясным и теплым, то морозов не будет и в декабре.
  • Если до Покрова не выпадет снег , то зима будет мягкой, без сильных морозов.
  • Если на Покров деревья сбрасывают листья полностью , то зима будет короткой и не очень холодной. А если листья еще остаются на деревьях, то следует ожидать холодную, суровую зиму.
  • Утеплять дом следует до Покрова . Если этого не сделать – то будешь мерзнуть всю зиму.
  • Чтобы дети не болели в течение года , в праздник Покрова их принято было выводить на порог дома и обливать водой, освященной в церкви, сквозь сито или решето.
  • Считается, что праздник Покрова незамужняя девушка должна праздновать радостно , чтобы Господь послал ей хорошего мужа в грядущем году.
  • Существует обычай для незамужних ставить свечи перед образом Покрова Божьей Матери. Если девушка успела поставить свечу первой – ей суждено выйти замуж в скором времени.
  • Считается, если парень на Покров высказывает знаки внимания – то, скорее всего, именно он и станет хорошим мужем.

В праздник Покрова необходимо избегать работы и всевозможных излишеств. Разрешается неотложная работа – например, уход за больными, детьми, и другие срочные дела. Главное условие: если в этот день человек вынужден трудиться, то труд этот должен быть бескорыстным и совершаться с искренней молитвой и любовью в сердце.

Что касается еды – никаких ограничений не предусмотрено. Если верующий человек соблюдает пост в среду и пятницу, а праздник Покрова приходится на один из этих дней – можно есть рыбу.

И главное: в день Покрова необходимо помнить о том, что Богородица явила сострадание и величайшую милость. Поэтому нужно стараться никого не осуждать, не допускать в сердце чувство неприязни или раздражения. В светлой благодарственной следует очищать сердце от негативных чувств, а голову - от греховных мыслей, наполняя себя милосердием и любовью.

Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.

К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно — историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.

Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим — всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен — нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов ойкумены — обитаемого мира — столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей. Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»), и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов.

В VI веке, во времена правления императора Юстиниана, ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.

И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября.

Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах.

В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы».

Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями.

Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…

И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот.

И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…»

И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом.

Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной.

Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.

И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом.

…А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111—1174) — второй сын великого князя Юрия Долгорукого.

Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрой кровом крилу Твоего», — писали древнерусские книжники.

Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города — храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих.

Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», — читается на службе в праздник Покрова.

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.

1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских.

Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

…В прошлые времена русские крестьяне, собрав урожай, готовились к свадьбам: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком». Девушки-невесты всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника — которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет. До Покрова крестьяне хранили пожинальник — последний сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед.

Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время — святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков.

Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне — знакомый нам Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.

А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя.

Тропарь, глас 4

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.