Икона владимирская богоматерь значение. Каноны и Акафисты. Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Владимирская».

Русская икона.

Владимирская икона Божьей Матери

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Настоящие преданные Божиего должны любить ее не только с человеческой любовью, но с любовью богословской, любовью милосердия, для Бога, так что, когда похвала Мэри и созерцать ее достоинство, Бог любил и прославлял. Но почему, в конце концов, посвятить себя Пресвятой Деве? Следует помнить, что «освящение» - это краткое название этой преданности, полное имя которого «посвящение Иисусу Христу, воплощенной Мудрости, руками Марии». Никакое посвящение не делается «непосредственно» Иисусу, потому что Он Сам на Кресте открыл материнское посредничество Марии, когда она сказала святому Иоанну: «Вот, твоя мать» и Мария: «Женщина, вот сын твой».


«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

На Русь икона попала из Византии в нач. XII в. (около 1131 г.) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
1157-1174 гг. правление во Владимире князя Владимиро-Суздальской Руси Андрея Боголюбского.

Святой писатель пишет, что «с того часа ученик взял его в то, что принадлежал ему», глубоко вникая в себя. Однако на протяжении всей истории Церкви стали появляться критики и скрупулезные преданные, отвергающие благочестивые акты любви к Богоматери как «нескромные» или «преувеличенные». Во Франции Сент-Луиса де Монфора янсенисты даже распространили несколько брошюр, содержащих «предупреждения» против «излишеств» любви к Матери Божией.

Иисус спрятал Свою мать на этой земле, чтобы поднять ее на славу на Небесах. Он сделал это для Себя и так поступил с нами: кто бы ни подражал Марии, «исполнен благодати» в этой жизни, тем славе он будет обладать на Небесах. Хотя она и есть тело и душа на Небесах, Мария остается в жизни христиан, благодаря виртуальному присутствию и эмоциональному присутствию. Первое - это «активное» присутствие. Термин «виртуальный» не имеет ничего общего с компьютерной графикой. В богословии это означает силу, действие, активность.

Андрей (1111-1174 гг.) - второй по старшенству сын князя Юрия Долгорукого и его жены половецкой княжны, во святом крещении Марии, дочери половецкого хана Аэпы Асеневича.

До крещения Андрея звали Китаем, он вырос и возмужал в Суздале, получил прекрасное образование, которое давали своим сыновьям Рюриковичи по завету князя Ярослава Мудрого (знавшего пять европейских языков, в совершенстве владевшего и воинским искусством, и знанием градостроительной науки, и богословием). Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием. С детства он привык простаивать длинные церковные службы, весь годовой богослужебный круг: святцы знал наизусть. За своё благочестие и получил он наименование Боголюбский. Воспитание юного княжича включало в себя упражнения в воинском искусстве, развитие храбрости, находчивости и других качеств, необходимых для князя-военачальника. Привычка к воинской дисциплине, умение организовать себя и даже при самых неотложных делах найти время для молитвы не раз помогали ему впоследствии в жизни.

Благодаря чудесной тайне общения святых, Пресвятая Дева, несмотря на то, что она славна на небесах, очень близка нам. Что касается ее эмоционального присутствия, то это касается любви, которую она посвящает нам и которой мы должны отвечать взаимностью, ради любви к Богу.

Наконец, важно говорить о обязанности освящения Богоматери. Если, с одной стороны, это не обязательно для тех, кто хочет спасти себя, это для тех, кто хочет стать совершенным. Тот, кто просто хочет быть спасенным, может просто довольствоваться соблюдением заповедей, но тот, кто хочет быть святым, более того, полностью посвящает себя Иисусу, любя его через свою самую святую мать.

Князь Андрей любил Залесский край, свою родину. По достижении совершеннолетия княжеским сыновьям давался обычно город для управления. Андрей получил от отца Владимир, в ту пору незначительный город, населённый ремесленниками, купцами, "мизинными" людьми.

После того, как в 1155 г. Юрий Долгорукий становится князем киевским, он окружает себя своими сыновьями, отдав им соседние киевкие уделы. Ближе всего он помещает своего старшего и талантливого сына Андрея, сделав его князем Вышгорода, расположенного от Киева всего в 10 верстах, чтобы тот был всегда "под рукой" отца. Около года княжил Андрей в Вышгороде. Но не по нраву пришлась ему здешняя жизнь. Не любил он ни разгула, ни пиров, не мог он терпеть и постоянных смут и распрей своих родственников. Понимая всю тщетность попыток изменить порядки на юге, князь Андрей начал искать возможность своего отъезда на север, чтобы там организовать жизнь на принципах сильной и мудрой княжеской власти.

Святой Иосиф, величайший преданный Пресвятой Девы

Своей жизнью святой Иосиф преподает всем христианам истинную преданность Богоматери: любить ее без страха и без запаса от Бога. Выполняя Его план спасения, Бог также предоставляет средства, с помощью которых Он выполнит это. Будучи Всемогущим, Он мог бы искупить человека разными способами. Он сделал это, однако, желая зависеть от «да» Девы, прося о сотрудничестве существа.

Апокрифический рассказ говорит нам, что некоторые из лучших и самых добродетельных семей Израиля были выбраны из числа поклонников Богоматери. Все они носили деревянный посох. Во время решения, штат святого Иосифа процветал потрясающе, с лилиями, появляющимися на его кончике, признаком целомудрия, которого он поклялся сохранить. Сразу же после этого ее сердце и образ Пресвятой Богородицы были объединены, которые также полностью посвятили свою девственность Богу. Рассказ, если это не так, хорошо сказано.

Ещё в юности князь Андрей, достигнув совершеннолетия, предпринял путешествие к святыням Востока. Был в Иерусалиме и Константинополе, где прожил несколько лет, изучая быт и нравы народов Византийской империи. Греческие цари приходились ему родственниками, т.к. по линии своего деда Владимира Мономаха, рождённого от греческой царевны Ирины, он был правнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно тогда, во время пребывания в Византии, у князя Андрея зародилась мысль о создании такого же цельного православного государства с самодержцем во главе на территории раздробленных и разобщённых на тот момент русских земель.
Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол и лучшие города, за братоубийствами и клятвопреступлениями стоит великая угроза и опасность для Руси. В Киеве великокняжеская власть была сильно ограничена влиятельным и изменчивым городским вечем.
Слишком была своевольна родовитая киевская дружина, да и южная граница с неспокойной половецкой степью лежала рядом, поэтому для осуществления замыслов князя Андрея нужна была новая столица. Промыслом Божиим был указан город Владимир.

Как говорили бы итальянцы, да нет, нет, иро и бене тровато. Дело в том, что в Священном Писании говорится о Святом Иосифе как о «праведном» человеке, который, обнаружив беременность Мэри и «не желая публично осуждать ее, думал тайно отпустить ее». Можно спросить, как Джозеф мог быть справедливым и хотел бы освободить ее втайне, если бы Закон приказал, чтобы дело было услышано на открытом воздухе. Первые Отцы Церкви, такие как Ориген, Св. Иероним, Святой Василий Великий и Св. Ефрем, считают, что Иосиф не сомневался в честности Марии, но Я хотел оставить ее, потому что знал, что в ней произошла великая тайна.

Сразу же после начала своего княжения в Вышгороде кн. Андрей стал просить отца отпустить его на родину в Ростово-Суздальский край, но кн. Юрий категорически отказал ему, не желая лишиться своего самого надёжного и верного помощника. Кн. Андрей стал молиться, прося, чтобы Господь Сам распорядился его судьбой. В это время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери.
Написанный в Византии около 1130 года чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались «Елеус», а на Руси это слово перевели как «Умиление». Это название и закрепилось за подобным типом композиции. Эта икона стала национальной святыней земли русской, а название «Владимирская» к ней пришло позднее.
Многие жители рассказывали об этой иконе удивительные вещи: она несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе. Когда икону переставили в алтарь, она и там сошла с места, повернувшись лицом к выходу. Перед этой святыней часто ночами молился набожный князь Андрей, и идущие от иконы чудеса открыли ему волю Господню. Взяв с собой эту и ещё несколько икон, семью и малую дружину верных людей, кн. Андрей выехал на родину, тайно, без отчей воли.
Русские люди верили, что Богоматерь «Умиление» способна творить чудеса.

Считалось недостойным жить в его обществе. Именно тогда ангел явился ему, сообщив ему о выборах, которые Господь сделал из себя: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию Жена: то, что рождается в ней, - это Святой Дух». Святой Иосиф и Блаженная Мария были поистине супругами и любили друг друга с настоящей милосердием. К сожалению, воспринимаемый искаженным взглядом на любовь, мы рассматриваем брак как просто плотскую реальность, когда брак является выдающимся и по существу духовным заветом, преобразованным нашим Господом в таинство, знаком Его любви к Церкви.


Тайное перенесение иконы Божьей Матери из Вышгорода

На пути из Владимира в Ростов, в одиннадцати верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Долго за полночь горел свет в княжеском шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы. Князь молился ночью перед чудотворной иконой, когда перед ним в неизречённом сиянии предстала Сама Пречистая Богородица и рекла: " Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави". Андрей в благоговейном трепете упал на колени, готовый в это же мгновение выполнять Небесное повеление.

Однако нужно быть формальным объектом любви: Самого Бога. Это значит любить всех людей ради Бога. В браке это означает приблизиться к другому как к тем, кто приближается к Блаженному причастию. Иосиф, муж Богоматери, любил ее с любовью к милосердию, и богословы даже говорили, что престол, на котором сидел Люцифер перед падением ангелов, теперь занят образцовым святым Иосифом. Существует известная история, связанная с монахами Египта, которая иллюстрирует, как люди Бога, глядя на существ, прославляют Творца.

Когда они шли по дороге, некоторые монахи наткнулись на проститутку, перед которой, чтобы не грешить, все повернулись к ним. Один из монахов, однако, уставился на эту женщину, начал плакать, потому что он видел в ней величие Бога. Если это случилось с простым религиозным деятелем, который видел проститутку, то, скорее всего, не произойдет с Джозефом и Девой Марией тота-пульхра, чья душа светит перед Господом больше, чем все творения! Несносно, этот святой человек, созерцая высшее достоинство Марии, боялся взять ее как свою жену, потому что она увидела чудеса, которые совершил Всемогущий в ней.

Князь Андрей Боголюбский в 1155 г. во Владимире заложил на месте сгоревшего деревянного храма новый каменный Успенский собор.



Успенский собор во Владимире

Летописец так повествует об этом: "в лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априлия в 8 день, на святого апостола Родиона во вторник".
Через два года "в лето 6668 докончена бысть церкови святыя Богородица Володимери, камяная Благоверным Боголюбивым Князем Андреем".
Далее летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: "по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое".

Многие из нас боятся полностью посвятить себя Богоматери, потому что, глядя на наши грехи, мы оказываемся недостойными быть ее рабами. Ангел Господень говорит нам: «Не бойся принять Марию для любовницы твоей». Пусть мы действительно ее примем и, подобно святому Иосифу, любим ее ради Бога. Господь, который действительно дал его нам как матери, когда она сказала любимому ученику: «Вот, твоя мать». Подобно тому, как Святой Иосиф не боялся посвятить всю свою жизнь служению Богу через Богоматерь, давайте не боимся принять ее как Мать и посвятить нас Христу своими руками.

21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, которая стала называться Владимирской, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом. br />
Побывала Владимирская икона Божьей Матери в руках рязанского князя Глеба.
Страшной опасности подвергалась она, когда в 1238 г. орды татар ворвались во Владимир. По преданию, долго всматривался в скорбный лик Богоматери сам хан Батый и, не выдержав Ее взгляда, вышел из церкви.

5-я национальная кампания освящения Девы Марии

«Через Марии Иисуса Христа приходит к нам, и через нее мы должны прийти к Нему». Плоды были большой популяризацией «Договора» среди католиков Бразилии, и десятки тысяч людей освящали Девы, все большее число. Теперь каждый из нас лично должен овладеть этим Освящением и посвятить себя Деве Марии.

По этой причине встречи «Освятить себя», а также группы для подготовки к освящению, размножаются во многих бразильских городах. Мы присоединяемся к этой Кампании к другим странам Латинской Америки, континенту, наследующим обещания Девы Марии в Гваделупе.

Бросил свой огненный взгляд на чудотворную икону и грозный царь Иван IV, смиренно молился перед ней о даровании побед над недругами благочестивый сын его Федор Иоаннович.

В XVI в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение XVI в., т. н. Степенную книгу царского родословия.
А когда подступил к Москве крымский хан Казы-Гирей, Борис Годунов повелел доставить в свой воинский лагерь Владимирскую икону Божьей Матери. И было в стане русских воинов великое ликование...

Подготовка и освящение могут проводиться в любом месте, поскольку это внутренний и духовный акт. Однако Сент-Луис рекомендует провести Освящение во время Святой мессы. Это важный акт для освящения, который делается общественным и общественным путем. В общем, мы рекомендуем вам не посвящать себя и даже не начинать 30 дней подготовки, не прочитав «Договор» полностью, потому что, как вы можете хорошо подготовиться к Освящению, не зная об этом?

Группы подготовки: как организовать?

Мы рекомендуем, чтобы те, кто может участвовать в группе, готовящейся к Освящению, собираются вместе, чтобы изучить «Трактат» и молиться вместе. Группа может быть сформирована спонтанно, по инициативе людей, которые хотят посвятить себя или людей, которые уже посвятили себя и хотят помочь подготовить других к Освящению.


Икона "Богоматерь Владимирская". Кузнецов Ю.Э.



Икона из бересты "Богоматерь Владимирская". Ольга Кирина.

Сретение Владимирской иконы Богоматери

У нас есть Представители, которые находятся на переднем крае нашей Кампании в нескольких городах Бразилии и других странах, перечисленных ниже, и могут формировать Группы подготовки, если их ищут. Контакты наших представителей можно найти в конце этого сообщения.

Что касается формирования групп, то некоторые предложения. Важно, чтобы в этой группе участвовали только люди, которые уже имеют католическую веру и христианский поиск христианского опыта, иначе группа может стать местом дебатов и отойти от своей цели, препятствуя людям, которые хотят посвятить себя. Частота групповых встреч может быть сделана в зависимости от наличия: еженедельно или раз в две недели. Поскольку наше время относительно невелико, мы предлагаем, чтобы в сентябре месяце были организованы группы. Так что в первую неделю октября начинаются еженедельные собрания, так что 12 ноября мы начинаем молитвы о подготовке. Место встречи может быть в резиденциях или, по мере возможности, в приходах, общинах, семинариях, религиозных домах и т.д. встреча может начаться с Молитвы Святого Розария, после чего следует исследование одной или нескольких глав Договора. В зависимости от времени и количества собраний вы можете разделить его так, чтобы каждое собрание изучало одну или несколько глав Договора.

  • Здесь не имеет значения число, кроме тех, которые посылает Дева.
  • Три человека - это уже группа!
Поэтому особым образом в этот исторический момент, в котором живет католическая молодежь в Бразилии, приложить особые усилия для того, чтобы освящение стало известно и жило молодежью.


«Сретение Владимирской иконы». XV век

В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву Боголюбивую икону Божией Матери вместе с Владимирской иконой для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица – явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. А Владимиру была предана точная копия иконы Владимировской Божией Матери, написанная рукою митрополита Петра.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка.

Давайте также рассмотрим, что Освящение как средство обновления и полного опыта нашего Крещения может порождать святые и многочисленные призвания Священства, Освященной жизни, Миссионерской жизни и святым семьям, которые могут нести святых детей для Бога!

Это Дева Мария, Который порождает Христа в нас, и поэтому Она также является Матерью Вокаций. Мы призываем родителей также образовывать своих детей, чтобы полностью посвятить себя Деве Марии и подготовить группы для подготовки детей к освящению, ибо, если Пресвятая Дева может очистить наши дела, предложить их Богу и тем самым Многие спасены капитуляцией, молитвой и покаянием человека, хотя мы настолько грешны, что Он не может сделать с чистотой посвящения ребенка?

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 г. (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 г. (стояние на реке Угре).

Дни памяти

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

21 мая/3 июня - избавление от Махмет-Гирея;
23 июня/6 июля - избавление от Ахмата;
26 августа/8 сентября - сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Вспоминая, что в Фатиме, Лурде, Ла-Сальете и других местах Богородица появилась для детей! Разумеется, подготовка детей дается специальным подготовленным для них материалом, который представляет собой книгу «Дети в школе непорочного сердца», которую можно купить ниже.

Представители Кампании в Бразилии и других странах

Вопросы и ответы об итоговом освящении. Здесь у нас есть контакты людей, которые находятся на переднем крае наших кампаний в разных городах Бразилии и за рубежом; эти люди смогут сформировать группы подготовки, в той мере, в какой они ищут того, кем они хотят. У нас также есть наша группа и наша.

Лишь однажды чудотворная икона вернулась во Владимир. 5 сентября 1812 г. в виду приближения к Москве Наполеоновских полчищ, по пути в г. Муром, во Владимир прибыл архиепископ Московский Августин, сопровождая Владимирскую и Иверскую чудотворные иконы Божией Матери. Св. иконы прибыли в город в момент совершения пр. Ксенофонтом, по случаю тезоименитства Императрицы Елизаветы Алексеевны, Божеств. литургии. По желанию Владимирского Архипастыря святыни были на некоторое время оставлены во Владимире.
8 сентября 1812 г. в праздник Рождества Богородицы был совершен, при огромном стечении молящихся, по городским валам крестный ход с чудотворными иконами Иверской и Владимирской. По окончании литургии народ до позднего вечера не оставлял церкви, молясь перед высокочтимыми иконами об избавлении от грозного врага.
10 сентября 1812 г. Преосв. Августин отправился с Иверской и Владимирской иконами в г. Муром. Прибыв в Муром, остановился в монастыре Благовещенском , в комнатах настоятеля; принимая чиновников, военных, духовенство и городских жителей с поздравлениями прибытия, он обратился с вопросом: где удобнее проехать будет на Вологду (это была цель его путешествия), мне сказали во Владимире, продолжал преосвященный, что из Мурома удобнее туда проехать; когда же донесли, что ближайший тракт есть через Владимир, Суздаль, то преосвященный с чувством глубокой горести о бедствиях России сказал: «нет, видно так угодно Богу, я останусь здесь и далее не поеду!» Как обрадованы были жители его изречением, они, кажется, не более верили объявлениям журнальным о тогдашнем положении дел своего отечества, чем спокойному пребыванию здесь владыки Московского. Правитель Митрополии исполнил слово свое, сказанное им. может быть, по вдохновению, он не выехал далее и уже по совершенном освобождении Москвы, а именно 20 октября, выехал на паству свою; стечение народа, провожавшего святыни, было многочисленное: несмотря на время осени, жители более 5 верст несли на руках св. иконы.
23 октября по пути из Мурома в Москву преосв. Августин с свв. иконами Иверской и Владимирской Божией Матери вновь посетил Владимир, где и пробыл несколько дней.
24 октября чудотворные иконы принесены были с крестным ходом в Успенский собор и благочестивые владимирцы имели утешение видеть в соборном храме вновь после 4-х векового отсутствия великую святыню своей области – чудотворную икону Владимирской Божией Матери, поставленную на время литургии на прежнее свое место, где поклонялись ей отдаленные предки владимирцев. в течение этого и следующего дня толпы народа теснились в соборном храме, стремясь облобызать драгоценные святыни.
25 октября Иверская и Владимирская иконы были торжественно перенесены в Девичий м-рь, 26 октября – в Дмитриевский собор, где был храмовый праздник в честь св. Дмитрия Солунского, 27 октября – в Рождественский монастырь, а на другой день, после литургии, процессия со святыми иконами выступила по направлению к Москве. На протяжении 3 верст, до Казанской церкви в Ямской слободе, чудотворные иконы несли на руках жители города, принадлежавшими к дворянскому и купеческому сословиям.
На память о пребывании икон во Владимирском соборе были сняты с св. иконы Иверской копии, из которых одна, украшенная, сверх серебряного венца таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, поставлена в соборе.
Епископ Ксенофонт в 1812 году установил крестный ход в день Покрова Пресвятой Богородицы в Вознесенскую церковь из Успенского собора, в память освобождения Москвы от французов.

Драгоценный убор (XII-XVII вв.)
Оклады, приклад, киоты

Первые сведения о драгоценном уборе Владимирской иконы, который был создан по заказу князя Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: «...и вкова в ню боле триидесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга» (ПСРЛ. Т. 2. С. 78).

Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI-XII вв. (Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 224-225).

Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, которое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов, подобно польской «Одигитрии».

В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице.

В 1237 г. драгоценный убор Владимирской иконы, к этому времени претерпевший изменения, был разграблен татарами. Новый оклад на поновленную икону, вероятно, был сделан великим князем Ярославом Всеволодовичем.

После чудесного спасения Москвы в 1395 г. Владимирская икона была вновь украшена (возможно, по благословению митр. Киприана старый оклад был обновлен и дополнен) и возвращена во Владимир.

В 1410 г. драгоценный убор пострадал при нашествии татарского царевича Талыча. После этого икону принесли в Москву и по заказу митр. Фотия изготовили новый золотой сканый оклад (Невоструев К. И. Монограмма Всероссийского митр. Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Моск. Успенском соборе // Сб. на 1866 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при моск. Публичном музее. М., 1866. С. 177-181), а старый с композицией «Деисус» на верхнем поле перенесли на икону-список (см. С. 22-23 наст. изд.). Оба оклада ныне хранятся в Оружейной палате ГММК.

Оклад времени митр. Фотия покрывал широкие поля и фон иконы. На полях помещены чеканные изображения двунадесятых праздников в килевидных обрамлениях, благодаря которым они воспринимаются как самостоятельные рельефные иконы, наложенные на плоский золотой сканый фон. При одной из реставраций пластины были перепутаны, и их расположение на боковых и нижнем полях теперь не соответствует первоначальному. Монограмма митр. Фотия, названного «архиепископом России», вплетена в орнаментальный круг, образованный завитками скани, и помещена в центре, на нижнем поле оклада. Среди визант. произведений того времени аналогов окладу не имеется. Вероятно, идея окружить Владимирскую икону чеканными золотыми клеймами с сюжетами праздников принадлежала митр. Фотию. Благодаря такому иконографическому решению главная Богородичная икона Московской Руси оказалась в одном ряду с вселенскими праздниками церковного года. Оклад сохранялся на иконе без особых изменений до 1514 г., когда было заменено одно обветшавшее клеймо, венец и корона украшены драгоценными камнями.

Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединенная с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митр. Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое.

В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нем вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа Росии, в преименитом славном граде Москве» (Описи Успенского собора. Стб. 584).

В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна IV поновленная митр. Афанасием Владимирская икона была богато украшена «златом и камением… многим» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355).

Описи 1627 и 1638 гг. дают представление о том, как выглядело убранство иконы в 1-й трети XVII в. (Описи Успенского собора. Стб. 374-382). Образ закрывал золотой оклад митр. Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греч. надписью, золотая икона-складень с образами Богородицы и свт. Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». Владимирская икона помещалась в 2 киотах. Первый, обложенный серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен 2-й киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами. В 1656-1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза (Забелин И. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 30), а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата-ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. (Описи Успенского собора. Стб. 375-384). Основные части этого убора находились на иконе до 1918 г. (в наст. время в Оружейной палате ГММК).

Пелены, завесы

В источниках XII-XVI вв. сообщений о пеленах Владимирской иконы нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу вел. кн. Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у Владимирской иконы было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом (Там же. Стб. 381-382). В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (2-й супруги царя Михаила Феодоровича) - убрус В. и. с изображением Деисуса и святых (Там же. Стб. 533).

Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г. (Там же. Стб. 581-582). Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК) (Там же. Стб. 757-758). Пелена с Голгофским крестом являлась главной; ее носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итал. золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и др. драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в гос. казну. На 3-й, лицевой пелене воспроизведена В. и. в золотом окладе митр. Фотия. Раскрашенный рисунок, по к-рому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым (Забелин И. Домашний быт рус. цариц в XVI-XVII ст. М., 1869. С. 171).

В 1926 г. её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 г. находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

СПИСКИ С ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

- Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва).


«Волоколамская Владимирская икона Божией Матери». 1572 г.

- Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.).


Владимирская (Селигерская) икона Божией Матери

Эта Владимирская икона Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столбенского (память 9 июня и 20 декабря по новому стилю) – основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же им сказал: «Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его». Грабители ринулись в келью, где в углу находилась икона Богородицы.
Лишь только разбойники подошли к иконе, то все тут же были поражены слепотой. Со слезами они стали умолять Нила о прощении. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем святой Нил долго ещё поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни, и разбойники дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию.
Чтобы избежать излишнего людского внимания, преподобный Нил попросил своих подопечных никому не рассказывать о своём дивном обращении на путь добродетельной жизни. Бывшие разбойники много лет хранили в тайне эту историю, рассказав о ней лишь после кончины святого Нила. Преподобный Нил преставился 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившейся у него Селигерской иконы Пресвятой Богородицы. Поскольку икона находилась в келье преподобного Нила, то ещё одно её название – «Келейная» Владимирская икона.
День празднования: 20 декабря (7 декабря по старому стилю).

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Еще в XII веке составили священники Успенского собора сказание «О чудесах Пресвятой Богородице Владимирской иконы».

И описывали они 10 чудес: спасение от утопления, от коня взбесившегося, об исцелении руки высохшей, о спасении жены князя Андрея при родах сложных, спасении младенца от чародейства, исцеления от сердечных болезней и слепоты, а также спасении 12 человек от погибели под Золотыми воротами, в Киеве на людей рухнувшими.

И потом записывались многие повести и книги степенные, в которых множество чудотворных деяний иконы свидетельствовали.

Святая молитва перед любой из чтимых икон нашей заступницы перед Господом, Владычицы Небесной может защитить от всех бед и напастей. Но не зря людям столько чудесных образов ее явилось разными путями – указывает то, что при разных обстоятельствах житейских обращаться мы можем к разным ипостасям Матушки-Богородицы.

Потому и обращаться к Владимирской Богоматери можно не только для избежания смуты и раскола, но и для помощи простому человеку. Перед принятием решения важного помолись Божьей Матери и подскажет она решение правильное.

О счастье в браке помолишься – и не будет в семье твоей раздоров и смут, потому что брак – как государство, основа державы, а муж с женой царским венцом перед Богом венчаются. Поможет икона и тогда, когда размолвки между родными начнутся.

Молятся ей, когда прозрение получить хотят, хоть физическое, хоть духовное. Если веру потерял, обратись к Заступнице – поможет прозреть и истину увидеть, обережет от лжепророков и заблуждений. А незрячим свет откроет.

Оберегает Богоматерь и матерей с детьми, а беременным роды легкие дарует и малышей здоровых, от бесплодия избавляет.

Поможет и в сердечных болезнях, при расстройствах нервных и сосудах больных.

Когда обращаться к иконе Владимирской Богоматери

Святой образ может помочь в любой день, для него нет праздников.

Однако в дни ее особого поминовения сила помощи многократно усиливается. Трижды в год установлено празднование иконы Владимирской Божьей Матери:


  • 26 сентября –Сретение, самое торжественное, в память о том, как Москва от полчищ Тамерлановых была избавлена;
  • 23 июля – в честь избавления земли Русской от Золотой Орды хана Ахмата;
  • 21 мая – в память спасения земель московских от Махмет-Гирея.

Как молиться Богородице

Есть акафист из 27 икосов и кондаков, выспрашивающих у Богородицы защиты и помощи и восхваляющих ее. Можешь выучить их, а можешь читать по книгам священным, например:

  • Тропарь, глас 4-й;
  • Кондак, глас 8-й;
  • Кондак, глас 13-й
Но даже если и выскажешь просьбы свои обычным, для тебя привычным языком, Богоматерь не откажет тебе в помощи.

Самое важное, чтобы шли они от самое души, от сердца и с верой истиной. А перед иконой свечи не забудь поставить, сколько – сама решишь.