Божья матерь взыскание погибших о чем молятся. «взыскание погибших» икона божией матери. Чудеса образа из храма Воскресения Словущего

О происхождении образа «Взыскание Погибших» существует много легенд, он широко известен, почитаем не только в России, прославился как чудотворный. Создание иконы специалисты датируют 17 в. Название появилось благодаря покаянной повести священника Феофила.


О чем поведал Феофил

Жил некий священник в Адане (ныне на территории Турции), имел сан архидиакона. Занимая должность церковного управителя, он был избран епископом. Но скромность побудила Феофила отказаться. Епископ, поставленный вместо него, лишил Феофила должности из неприязни. Это пробудило желание мести.

Тогда бывший эконом через колдуна связался с князем тьмы, заключил с ним сделку. В обмен на епископский сан Феофил отрекся от Христа и Богородицы. Долгие годы он спокойно руководил церковью, но вот совесть заставила покаяться. В посте и молитве грешник просил о помощи, наконец Богородица явилась ему и обещала свою помощь. Спустя еще 3 дня зловещий контракт появился в покоях Феофила. Он с мольбой о прощении отнес его к избранному епископу.

Если даже такой грех, как отступничество, может покрыть любовь Божией Матери, что уже говорить о помощи тем, кто просто устал, отчаялся в борьбе с обстоятельствами. Без сомнений должны они возносить молитву возле иконы «Взыскание погибших» и помнить о том, что только смерть необратима, а пока человек жив, он имеет все средства для спасения души.


Как выглядит икона «Взыскание погибших»

Написано много образов иконы, на большинстве из них Богородица держит стоящего младенца Христа правой (иногда - левой) рукой. Голова ее может быть покрыта красным или белым омофором. Но часть иконописцев оставила Мадонну только с нимбом, под которым видны длинные вьющиеся волосы.

Это исключительный случай, когда Богородица написана с непокрытой головой. Считается, что омофор она отдала, чтобы покрыть им людские грехи. Такой красивый символ самопожертвования - ведь появляться на людях в подобном виде считалось позором. И сейчас входить в храм без головного убора женщинам запрещено. Это должно напоминать людям, как сильно за них переживает Царица Небесная.

Спаситель нежно прильнул к ланите своей матери, которую обнимает за шею одной рукой, другая покоится у ее воротника. Где-то Богомладенец стоит на прямых ногах, где-то - полусидит на руках матери. Ножки Спасителя, однако, видны на каждой иконе, независимо от ее происхождения.

Ладони Богородицы на большинстве икон сомкнуты (на других - просто сведены), поддерживая Богомладенца. Большинство образов «Взыскание погибших» показывают только Спасителя в полный рост, Богородицу же лишь по пояс. Но есть и такие, где Царица Небесная стоит босая на облаке.

Стилей написания довольно много, но общая композиция сохраняется. Выбрать можно тот образ, что больше по душе, все равно это будет икона Божией Матери «Взыскание погибших». Для молитвы имеет значение лишь духовный настрой, а не цена или происхождение иконы.


В чем помогает икона «Взыскание погибших»

Около иконы «Взыскание погибших» о чем только не молятся. Не стоит забывать, что строгих рамок тут нет - Царица Небесная не ограничивает людей в обращениях. Но особенно известен этот образ тем, что помогает путешественникам. Просить можно и за тех, кто погибает от своих грехов, заблуждений, в том числе за детей.

В жизни случается всякое - бывает, что люди не возвращаются домой, отправившись в дальний путь или просто по обычным делам. Тогда родным ничего не остается как ждать, надеяться и молиться. К кому же обратиться, как не к Царице Небесной?

Часто рассказывают случай, произошедший три столетия назад в Калужской области. Благочестивого крестьянина застала в пути сильная метель, лошади уже не могли идти дальше. Засыпая последним сном, Федот попросил помощи у Божией Матери. Благодаря ее чудесному вмешательству, крестьянин был обнаружен жителями соседнего села. Они услышали чей-то призыв и поспешили на помощь.

В 20 веке жена священника, попавшего под репрессии, хотела в отчаянии покончить с собой. От этого тяжкого греха остановила ее молитва Богородице. На другой день она нашла сверток с золотом, оставила мысли о самоубийстве, а трое малолетних детей не лишились матери.

Московский список

Списком называется копия иконы, часто она тоже дарует чудеса. Так образы получают собственную историю. Местом хранения московской иконы на сегодняшний день является известный храм Воскресения в Брюсовом переулке. Икона «Взыскание погибших» попала туда, пройдя через многие испытания, сменив разные места пребывания.

Считается, что автором иконы был некий итальянец, написавший ее в начале 19 в. для одного богатого дворянского рода. Внезапно семью стали преследовать беды: умирает жена, наступает нищета. Последний мужчина в роду и глава семьи впал в отчаяние - на руках несколько дочерей, как их выдать замуж, не имея денег? С горя он начал пить, но все же нашел в себе силы попросить помощи у небесной покровительницы рода человеческого.

Вскоре дела наладились, судьба девушек была устроена. А благодарный отец семейства счел, что чудотворный образ должен помогать и другим людям. Поэтому он отдал его в храм. Икона «Взыскание погибших» имеет большое значение для отчаявшихся людей, они толпами стали приходить к святыне. Иногда ее называют «Избавление от бед страждущих».

Вторжение Наполеона стало причиной гибели образа, который был расколот на несколько частей. Затем икону восстановили, даже построен придел в ее честь. Но во времена гонений советской власти на Церковь образ побывал в разных церквях, пока не оказался в храме на Успенском овраге. В конце прошлого века от пожара пострадал киот, но сама икона уцелела.

Как и 200 лет назад, не иссякает людской поток ищущих помощи и заступничества, ведь взыскание погибающих - это чудо, постоянно совершаемое у иконы Божией Матери постоянно. Образ украшен кольцами, цепочками, прочими предметами, которые приносят благодарные прихожане, получившие помощь. Жители и гости Москвы каждую неделю (обычно по воскресным дням) могут прийти и послушать акафист, который читается возле иконы «Взыскание погибших».

Самарский чудотворный образ

Образ «Взыскание погибших» из Поволжья и Самарского края известен с 19 в., благодаря очерку, составленному по письмам монахини Анатолии. Более 20 лет она постоянно наблюдала за чудесами, происходившими возле иконы.

Сначала икона хранилась в семье Кадышевых, куда попала чудесным образом, явившись на Волге. Нашедший ее воевода был исцелен от болезни. Его жена, став вдовой, решила уйти в монастырь. В Раковскую обитель она взяла и чудесный образ. Во время молебна перед иконой получил выздоровление сын известного графа. Слухи дошли до Митрополита Филарета. Он пожертвовал иконе богатый серебряный оклад.

Сама икона небольшого размера (32 на 24 см), написана на доске, платье Богоматери красное, покров и хитон Младенца Христа отделаны золотом. Рукописи говорят, что образ мог изменять свой внешний вид. Обычно темный, перед каким-нибудь радостным событием лик Богоматери светлел, черты его становились хорошо различимы. Случались случаи мироточения, которые также письменно зафиксированы.

После закрытия монастыря, икона перешла в кафедральный собор Самары, где пребывает по сей день. Каждый вторник перед ней поется акафист, образ проносят во время ежедневного крестного хода вокруг города.

Образ для Матронушки

Известная святая Матрона для своего храма заказала икону «Взыскание погибших». Она увидела образ во сне, говорила, что хочет такую для своего храма, и решила начать сбор средств. Женщины пошли по окрестным деревням (уже тогда святая пользовалась большим авторитетом), необходимая сумма набралась. Матрона заказала образ в Богородицке, откуда его с крестным ходом понесли в Себино. Слепая от рождения святая смогла предсказать время, когда икона пребудет в деревню, и не ошиблась.

Икона стала главной местной святыней, прославилась многими чудесами, которые по молитвам у иконы «Взыскание погибших» происходили постоянно. Во время засухи ее выносили в поле, молились, дождь начинался практически сразу. Сегодня образ пребывает в Московском Покровском монастыре. Там почила святая старица, там теперь и ее любимая икона.

Храмы в России в честь иконы «Взыскание погибших»

Чудеса на протяжении столетий сопровождают образы Богородицы, поэтому неудивительно, что в их честь освящено много храмов на территории России.

  • В Чебоксарах есть кирпичный храм в честь чудотворной иконы «Взыскание погибших», первый камень был заложен в 1996 г. Партиархом Алексием II. Над проектом здания трудились лучшие архитекторы города. В храме ведется активная работа с прихожанами, детьми-сиротами.
  • В Воронеже освящен храм-мемориал, имеющий очень необычную форму - цилиндрическую, окна узкие и высокие, колокольня расположена около входа, выполнена в виде арки. Высота сооружения - 16 м.
  • Домовый храм на Зацепе (г. Москва) заложен в начале прошлого века, начал действовать в 1905 г. Во время гонений здание использовалось под хозяйственные нужды. В 2016 г. храм заново освящен, сегодня является действующим.

Икона «Взыскание погибших» не помогает в чем-то одном, просить можно о многом.

  • Поиски достойного жениха.
  • Избавление от тяжелых болезней.
  • Духовные немощи.
  • Исцеление греха пьянства.
  • Избавление от нищеты.
  • Помощь погибающим в грехах детям.

Велика надежда народа на заступничество Царицы Небесной. Даже считая себя погибшими для Царства Божия, на пороге духовной гибели, люди просят чудотворную икону «Взыскание погибших» совершить чудо и для себя. Божия Матерь дарует силу, чтобы выстоять против бед, как подобает достойному христианину.

Молитва у иконы «Взыскание погибших»

О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

Известная чудотворная идея «Взыскание погибших» впервые была посвящена Пресвятой Богородице. Сама композиция образна. Сила, которой обладает творение, не воскрешает усопших. Корни совершенных чудес уходят в XVII век.

По легенде, Феофил, каясь во граде Адане, и именовал икону, на которую возложил надежды, «Взыскание погибших». Это – далеко не единственное спасение безнадежно пострадавших верующих, которые уже встали на скользкий путь отвращения от религии.

История образа и легенды, связанные с ним

Первые чудеса, связанные с иконой, помогли создать и легенды о ней. Люди убедились в ее необыкновенности в VI веке, когда им довелось стать свидетелями невероятного, воплощенного Святым образом.

Оклеветанный инок Феофил был изгнан из дома, где он служил. Он перестал надеяться и испытал ненависть, начав желать врагам зла. Он осмелился отвернуться от Бога и Девы Марии. Он пошел на сделку с нечистым.

Его ждала духовная гибель. Но он понял, что совершил страшные грехи и испугался. Его обращение к Деве Марии было искренним, он просил спасения. Его сопровождал образ Богоматери, который молящийся называл «Взыскание погибших».

Покровительница, поняв. что обращение искренне, приняла раскаяние грешника. Ему было даровано прощение, и дьявол не смог получить его. Затем инок всю оставшуюся жизнь превратил в служение богу.

Село Малижина в 1770 году явило икону, троекратно победившую жестокую холеру. Немного позже, в 1835 году, легенды вдохновили людей создать храм имени иконы «Взыскание погибших». Не лишены внимания и простые люди.

К ней обращаются невесты, которых она приводит к мужьям. Она защищает пропащих алкашей. возвращая их к жизни, если они верят. Ей о спасении молятся нищие столкнувшиеся с жизненными неурядицами и ощущающие силы для продолжения боя.

Образ настолько силен, что его ранят не в каждом месте. Намоленные иконы, ставшие историей, требуют особого отношения, которое они и получают. «Сильные» святыни хранятся только в святых местах, где проводятся службы, и где верующие могут лицезреть чудо.

Значение облика, его помощь

Овеянная легендами икона Взыскание Погибших олицетворяет любящих родителей, неустанно молящихся за детей своих. Их утешением стал вдохновенный светлый лик защитницы. Ее второе название — «Избавление от бед страждущих».

Поддержка Царицы небесной касается в первую очередь верующих обратившихся к ней на том языке, который понимают святые. В мученическом облике возрождены надежды тех, кто уже казался безнадежно погребенным под бедами.

Погибшие – это не мертвые люди. Им называют того, кто больше не видит в своей жизни ничего светлого. Безнадежная темнота, окружающая его, позволяет давать ему этот статус.

Для них икона находит новые силы. Икона Святой Богородицы ведет постоянную битву за верующих. Этот божественный лик имеет для них особенное значение.

Текст молитвы


Можно ли найти облик в Москве

Икона носит особое значение. Ей поклоняются во всех городах. В столице России аналог Борской вариации есть в храме Николы в Кузнецах. Можно помолиться известным ликам, найденным у простого москвича. Его семья оказалась в бедственном положении, и спасением стало чудо. Он хранил избавившую его от бед покровительницу в квартире.

Когда его жена покинула его, он стал пить, оказался нищим, а в его помои нуждались три дочери. Однажды ему стало ясно, что его дела печальны, но о детях позаботиться некому. Он принялся страстно молиться «Взысканию погибших», и вскоре все изменилось. Он перестал зависеть от вредного продукта, устроился на работу. Дочери же успешно нашли супругов.

Москвич испытал глубокую признательность. Ему стало ясно, чудотворный облик не может находиться в простой квартире. Он посетил храм Рождества Христова, где и оставил творение. В 1812 году на святыню напали французы. Остатки иконы – три части – оказались в куче хлама. Но и прошедший такие испытания, светлый образ творил чудеса.

Праздник Взыскание погибших

Во время торжеств Крещения господня Федот Обухов узрел еще одно чудо. Он не смог продолжить путь в самый лютый мороз. Лошади были вынуждены остановиться, лишившись сил.

Ему пришлось остановиться в холодных сенях, где он понял, что вот-вот замерзнет. ему уже было не на что надеяться. Уже засыпая навсегда, он пообещал всем, кто его слышит, что сделает для своего прихода чудотворную икону.

Его обещание услышала защитница людей. Один из крестьян услышал таинственный зов и, сам не зная зачем, проверил нежилой на вид дом. Там его едва дождался уже прощавшийся с жизнью путешественник. Крестьянин спас Обухова и сам уверовал в чудеса.

Обещание было выполнено. Спасенный заказал иконы в Георгиевской церкви города Обухова. Празднование традиционно проводится 18 февраля.

Икона «Взыскание погибших» по преданию прославилась ещё в VI веке в малоазийском городе Адане.

В некоем архиерейском доме служил эконом – весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. Инок Феофил, достиг впоследствии высшего духовного совершенства и был прославлен Церковью в лике преподобных.

В России наиболее ранним считается образ, некогда находившийся в Георгиевском храме г.Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году.

Прославилась же икона позднее, в середине XVIII века. В селе Бор жил один благочестивый крестьянин Федот Алексеевич Обухов, любивший жертвовать деньги на украшение родного храма. Однажды, в день Крещения Господня, его настигла в пути страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре дорогу совсем замело. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел помолиться Богородице, мысленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших». В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях вьюги он вдруг расслышал чей-то голос под окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. Кто и как его привез – осталось тайною. По выздоровлении Обухов немедленно приступил к выполнению своего обета, С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Особенностью этой иконы было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Обухова в этот праздник. Когда икона была готова, Обухов привез ее сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм. Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Через некоторое время в России стали известны и другие образы «Взыскание погибших». Один из них был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресвятой Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с другим церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями художника Т. Г. Мягкова. После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. В настоящее время икона находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. Однажды от этой иконы чудесно получила помощь жена арестованного священника, оставшаяся с тремя малолетними детьми. И ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты ни платом, ни мафорием в нарушение иконописного канона. Не исключено, что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную «Молитву странника».

Известны и другие списки иконы, например: в Санкт-Петербурге в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре в Покровском кафедральном соборе.

«Взыскание погибших» – это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших, о путешествующих, о близких, разлука с которыми неминуема.

Тропарь глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Кондак глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Молитва 1
О Богоизбранная Заступнице грешных, Взыскание погибших и Наставнице заблуждших! Ты не презираешь удалившейся своеволием от пажити Сына Твоего блуждающей в дебрех греха бедныя словесныя овцы, но шед, ищешь заблуждшую. Кто изследит пути милосердия Твоего? Будь милостива ко всем: погибающих извлеки из бездны погибели, заблуждших обрящи и настави, удаленных обрати и привлеки, обращающихся к Тебе и приближающихся приими и спаси. Всех же кающихся к Сыну Твоему, доброму Пастырю и Богу нашему, приведи, да молитвами Твоими не будет ни единыя овцы, без вести пропавшия, но да будет едино стадо и един Пастырь, Иже упасет души наша и открыет ходатайством Твоим двери во обители вечныя. Аминь.

Молитва 2
О Пресвятая Владычице Богородице, Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на молящихся пред честною иконою Твоею. Воздвигни нас из глубины греховныя: просвети ум наш, омраченный страстьми, уврачуй язвы душ и телес наших. Ты веси непрестающия скорби и вся немощи наша: подай нам руку помощи, облегчи страдания. Буди нам милосердия и мира источник, утешение в бедах и крепкое прибежище грешником кающимся. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея: заблуждших на путь правый настави, падших и погибающих силою благодати спаси. От внезапныя смерти избави, с Сыном Твоим и Судиею Праведным нас примири и вечныя муки свободи. Милосердным же предстательством Твоим сподоби нас вселитися во обителех небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостно славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Деве Богородице в честь и память честныя иконы Ея, нарицаемыя «Взыскание погибших»

Матронушкина икона

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась - чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери:

«Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно н начал писать. Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».

На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Когда она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

В Свято-Успенском мужском монастыре Тульской епархии в городе Новомосковске находится еще одна икона «Взыскание погибших», написанная по благословению Матроны Московской.

Чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери , к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших".

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня , по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке , в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге , в Самаре - в Покровском кафедральном соборе . Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа , а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших" ; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах , и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Когда в 1934 году храм закрылся, икону "Взыскание погибших" собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе "Взыскание погибших" обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В., Вероника (Горячева), инокиня. "«Взыскание погибших» Икона Божией Матери" / Православная энциклопедия , т. 8, с. 107-110:
    • http://www.pravenc.ru/text/158344.html - материал использован частично