История появления зеркал в жизни человека. История зеркала: от древности до наших дней. Зеркальная роскошь Венеции

Ответ оставил Гость

История изобретения зеркала
В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде.
Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» - зеркало) . Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.
Только в XI в. появились известные нам зеркала из стекла. Одно из первых упоминаний о них принадлежит французскому менестрелю Венсану де Бове. По его словам, в таких зеркалах на стекло снизу накладывался свинец. Очевидно, комментировать, в каком контексте менестрель упоминает зеркало, излишне. А в 1773 г. в Нюрнберге уже возник цех зеркальщиков. С этого времени изготовление зеркал становится важной отраслью европейских ремесел.
Венеция была первой страной (в те времена она имела статус самостоятельного государства) , которая стала выдавать патенты на изобретения. В 1507 г. братья Данзало дель Галло получили патент на изготовление хрустальных зеркал. (Сегодня на рынке антиквариата венецианские зеркала являются драгоценностью.)
В те времена под стеклянную пластинку подкладывалась тонкая оловянная фольга (олово легко прокатывается на валках) . На фольгу выливалась ртуть, которая образовывала с оловом амальгаму. Так как пары ртути очень ядовиты, этот способ давным-давно запрещен и заменен серебрением

Современное зеркало – это листовое стекло с нанесенным на одну из его поверхностей отражающего слоя, защищённого, как правило, лакокрасочным покрытием. Но сегодня существует огромное количество разновидностей зеркал.
По форме зеркала могут быть: прямоугольными, овальными и фигурными. По виду оформления существуют зеркала на поликах, в раме, в оправе (ободках) , в виде папки, с чехлом (обложкой) , в футляре, на подставке, на шарнирно соединенных поликах (трельмин) и т. д. По назначению зеркала могут быть карманными, сумочными, ручными, дорожными, для бритья, настенными, настольными, мебельными и т. д.
Плоское зеркало – это обычное зеркало с плоской поверхностью, зеркально отражающей свет. Сферическое зеркало - отполированная поверхность шарового сегмента. Различают вогнутые и выпуклые сферические зеркала. Трельяж - трехстворчатое зеркало. Трюмо - высокое зеркало, расположенное в простенке. Туалет - столик с зеркалом или зеркалами и ящиками. Черное зеркало - вогнутое зеркало, которое чаще всего используется для бритья, а его задняя сторона вместо серебряного покрытия окрашена черной краской.
В древности зеркала изготавливались из отполированных бронзовых дисков, или других металлов, а также отполированных кусков обсидиана. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры, но в средние века рецепт изготовления стеклянных зеркал был утерян. Возродилось производство стеклянных зеркал лишь в XIII веке.
В современной стекольной промышленности существует две основные технологии нанесения отражающего покрытия на стекло: методом полива с использованием химических процессов и методом вакуумного магнетронного напыления металла в вакуумных установках.
Сегодня все чаще прослеживается тенденция применения зеркал в интерьере не только с обычной для них утилитарной целью, но и в качестве грамотного дизайнерского решения тесного или низкого пространства

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда - с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Появились отполированные куски обсидиана, которые в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, и отполированные бронзовые диски, нашедшие распространение в Средиземноморье.

Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех, зеркала ванны и раковины.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

"Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета, зеркальная комната - унитазы отечественные: ", - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России "значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах-" Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах. При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели "амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины". Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство, монолит - строительство коттеджей.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, аренда квартир - сдам квартиру, чтобы приобрести зеркальную.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Зеркало - мистика и реальность

Исполнитель: Байкалова Анастасия,

ученица 11-б класса

Руководитель: Ханькова Т.И.,


Введение. 3

I. Зеркало – предмет не только практический, но и магический. 4

1. История возникновения зеркал. 4

2. Зеркало и мистика. 7

3. Зеркало Багуа. 13

4. Зеркало в христианстве. 16

5. Роль зеркала в искусстве. 19

II. Результаты анкетирования «Зеркало – мой лучший друг». 22

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Приложения. 26

Введение

Среди всех предметов повседневного обихода человека едва ли найдётся вещь более загадочная, чем зеркало. С ним связано множество мифов и легенд. Греческий миф гласит, что Нарцисс, увидев своё отражение в пруду, не смог от него оторваться и превратился в цветок. Медуза Горгона взглянула себе в глаза, отразившиеся в блестящем щите, и окаменела. Часть изобретения этого сплава якобы принадлежала самому Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. Первые стеклянные зеркала появились в Риме. Были они крошечными, смотреться в них было невозможно, поэтому их использовали как амулеты и украшения. Настоящие зеркала появились позже, в Средние века. И тут же исчезли из обихода. В разные времена, смотрясь в зеркало, человек находил в нём либо отражение образа Божия, либо ухмылку Дьявола.

Сегодня, нет более привычного предмета, чем зеркало. Каждый день нашей быстротечной жизни мы начинаем и завершаем, глядя в зеркальную гладь на своё собственное изображение. Да и что, на первый взгляд, может быть в зеркале такого необычного? «Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним» - гласит словарь С. И. Ожегова.

Тем не менее, почему то именно с зеркалами связано достаточно большое количество всевозможных примет и суеверий, схожих практически у всех народов.

Цель работы : обобщить и сопоставить известные сведения о зеркалах разных времен и народов.



Задачи , которые я поставила перед собой:

Изучить литературу по данной теме;

Изучить историю создания и возникновения зеркал;

Выяснить секрет неиссякаемого интереса человечества к зеркалу;

Проанализировать интерес современного человека к данной теме через анкетирование;


I. Зеркало – предмет не только практический, но и магический

История возникновения зеркал

«Когда обезьяна рассмеялась, увидев себя в зеркале – родился человек»

Возраст самых древних зеркал – несколько тысяч лет. Самые древние зеркала, найденные при раскопках, были из горного хрусталя, пирита, обсидиана. Они были найдены на территории Древнего Китая. И в Центральной Америке. В стране Древнего Востока, в Египте, в странах Средиземноморья были найдены металлические зеркала. Это были бронзовые диски, отполированы до блеска. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и не ясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего было в нём не рассмотреть. Позже шлифовать стали серебряные и золотые диски. Известно, что пользовались им и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Изображение в серебряном зеркале было довольно ясное и отчётливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное или золотое зеркало стоило, конечно, очень дорого. Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались ржавчиной. В продолжение тысячелетий люди не знали никаких иных зеркал. Предохранить металлическое зеркало от помутнения, казалось бы, совсем не так трудно. Нужно только защитить его от воздействия воздуха, влаги. Его надо прикрыть чем то прозрачным, попросту говоря, стеклом и тем самым превратить металлическое зеркало в стеклянное. Ни египтяне, ни римляне этого сделать не могли: они не умели приготовлять стеклянные листы. Венеция, издавна славившая стеклянных дел мастерами, Научились первыми варить в полнее прозрачное стекло. Муранские мастера нашли даже способ, как из стеклянного пузыря делать плоский лист. Они взялись за разрешения той задачи, которая была не под силу всем прежним стеклоделам: изготовить стеклянное зеркало.

И вот получилось так: есть полированная металлическая дощечка, и есть стеклянный лист. Надо только их плотно соединить друг с другом, и тогда получится хорошее зеркало. Но как соединить эти столь разные материалы? Задача оказалась довольно трудной, но всё же её решили. На гладком куске мрамора разостлали листок олова и полили его ртутью. Олово растворилось в ртути, получилось то, что называют амальгомой. На неё наложили лист стекла, и серебристая блестящая плёнка амальгамы, толщиной с папиросную бумагу, плотно пристала к стеклу. Так сделали первое настоящее зеркало.

Венеция сохраняла способ выработка зеркал в глубокой тайне. Дворы государств всей Европы, а за ними и все богатые и знатные люди в продолжение целых двухсот лет выписывали зеркала из Венеции, платя за них большие деньги. Венецианские власти изо всех сил старались сохранить монополию Венеции на производство зеркал, и поэтому в 1291 году всех стеклодувов повелели переселить на остров Мурано – дабы облегчить присмотр за не всегда лояльными республике мастерами. В 1454 году правители Венецианской республики издали закон, который гласил: «Если стекольщик перенесёт своё ремесло в другую страну, то ему будет приказано вернуться. Если он не послушается, его родственники будут посажены в тюрьму. Если он и тогда не захочет вернуться, будут посланы люди, что бы его убить». В результате, цена на зеркала росла, а Венеция обогащалась.

Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах. Французская королева Анна Австрийская, супруга Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В сете свечей от неё исходило поистине царственное сияние.

Французский министр Кольбер видел, как деньги из Франции уплывают в Венецию. Кольбер решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разориться. Французскому послу в Венеции было поручено: подкупить двух – трёх зеркальных мастеров и переправить их во Францию. В тёмную осеннюю ночь от острова Мурано тихо отплыла лодка: несколько муранских мастеров бежали во Францию.

Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла – мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на корону Франции. Некоторое время муранские мастера работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели второй. Оставшиеся в живых, хорошо поняв, что им грозит в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали – сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле открылась первая в Европе зеркальная мануфактура.

Мода на зеркала держалась, а вот цена упала.

С каждым годом зеркал изготовлялось всё больше и больше, но качество их оставалось не высоким. К тому же зеркала были очень маленькие: больших стеклянных листов не могли изготовлять даже лучшие мастера.

Вся придворная знать, во главе с королём требовала больших гладких зеркал.

Способ выделки больших зеркал открыли тоже французы. Они смастерили длинные и широкие железные столы с бортиками как у бильярда. На такой стол выливали расплавленное стекло, и начинали раскатывать его чугунным валом, на подобие того, как хозяйка приготовляет пирог, раскатывает тесто скалкой. Получался большой лист зеркального стекла. С помощью песка стёкла для зеркал шлифовали. Наждаком полировали. Это была кропотливая, утомительная, а главное – долгая работа. Но зеркала стали гораздо лучше, и их стали покупать нарасхват. Появилась мода украшать зеркалами целые комнаты. Так же зеркала остались лучшим украшением дворцов. В рамах из серебра, бронзы, фарфора их вешали целыми рядами на стене.

Большой парадный зал Екатерининского дворца в городе Пушкине был украшен зеркалами, они в три ряда опоясывали стены. Во время больших приёмов зал освещался сотнями свечей. Их свет без конца отражался зеркалами, и люди как бы купались в море света.

После усовершенствования зеркала подешевели. Наконец-то они стали доступны не только королям, но и обыкновенным людям.

В России зеркальное производство было налажено по велению Петра I, при котором на Воробьёвых горах возвели «амбар каменный и длинный…в нём плавильная печь сделана из кирпичу белой глины», где стили изготовлять отечественные зеркала. Затем их стали изготовлять на Ямбургских стекольных заводах. Причём русские мастера научились изготавливать такие огромные зеркала, что вводили в изумление всю Европу. В Летнем дворце Петра Великого зеркала были развешаны на стенах столь высоко, что в них даже сам император, отличавшийся высоким ростом, не мог увидеть своё отражение. Знатоки русского быта считали, что причина такого размещения кроется в том, что на Руси смотреться в зеркало считалось греховным занятием, напрасно разжигающим тщеславие человека. Русский царь нашёл компромиссное решение: его зеркала просто декорировали комнаты дворца, зрительно увеличивая внутреннее пространство.

И в наши дни, как в старину устраивают стеклянные комнаты и залы. Эти залы позволяют любому посетителю, не сходя с места, совершить как бы кругосветное путешествие. Так, например, устроен стеклянный дворец иллюзий в Париже.

Готовят теперь и такое стекло, которое если посмотреть на него с одной стороны, окажется зеркалом, если посмотреть с другой стороны; это обыкновенное прозрачное стекло, через которое всё видно.

Делают сейчас и цветные зеркала: золотистые, голубые, жёлтые. Такими зеркалами была облицована стена одного из зданий на Всемирной выставке в Нью – Йорке.

Можно, наконец, делать и такие зеркала, которые показывают лицо человека красивее, чем оно есть на самом деле.

Зеркало и мистика

Во все времена люди видели в зеркалах что то таинственное, колдовское. Зеркало словно приоткрывало дверцу в мир потусторонний, оно и влекло, и пугало. Что там, в Зазеркалье, по ту сторону гладкой зеркальной поверхности?

И хоть в наши дни зеркало есть в каждом доме, в каждой дамской косметичке, это – обычная и необходимая вещь, но, как и в давние века оно по-прежнему завораживает, по-прежнему сохраняет мистическое значение. Это загадка, которая за много веков так и не разгадана человеком.

Но всё же мир неопознанного приоткрывает свою занавесу и позволяет в него заглянуть.

С давних времён считалось, что зеркало обладает мистической силой. Зеркала нельзя разбивать и принимать в подарок, в зеркалах можно увидеть будущее и прошлое, с его помощью можно приворожить любимо или отомстить врагу. К уникальным свойствам зеркал проявляют интерес и маги и учёные. В XX веке люди науки и изотерики смогли разгадать много тайн, которых скрывает от нас зазеркалье.

Париж 1853 год. Вилла супружеской пары Ноэль, Филипп хозяин виллы, именинник, готовился к приходу гостей. Мужчина раздал последние указания лакеям, все были заняты последними приготовлениями праздничного ужина. Внезапно, все услышали женский крик, раздававшийся со второго этажа виллы. Филипп вбежал в комнату своей жены и обнаружил её на полу без сознания. Попытки привести жену в чувство – успехом не увенчались, женщина оказалась мертва. На тот момент ей было 23 года. Она отличалась отменным здоровьем и никогда не жаловалась на недомогания. Прибывшие на место предполагаемого убийства полицейские не обнаружили на теле погибшей никаких следов насильственной смерти. В обстановке комнаты так же не было ничего подозрительного, единственным предметом который привлёк внимание, был бокал с жидкостью красного цвета. Но ни в вине, ни в крови женщины не было обнаружено ни каких ядовитых веществ. Версия с отравлением оказалась ошибочной. Супруг настаивал на том, что его жену убили. Но дело за недостатком улик было закрыто. Филипп начал собственное расследование. Причиной смерти Лауры медики обозначили кровоизлияние в мозг. Что смогло это спровоцировать так и осталось загадкой на многие года.

Стеклянные зеркала появились в I веке до н.э. и перед тем, как стать обыденным предметом, прошли долгий путь. Во времена средневековья пользование зеркалами было запрещено всеми мировыми конфессиями. Т.к. именно зеркало было непременным атрибутом магических обрядов. Средневековые красавицы были вынуждены смотреться в воду или начищенные до блеска металлические подносы.

Зеркало – это подарок дьявола, действительно, с ним надо быть очень осторожным. Но не только с зеркалом, со всеми отражающими поверхностями, которые имеют свойства зеркал.

По легенде, Ивану Грозному однажды привиделся в зеркале незнакомый мужчина, царь решил, что придворные затеяли переворот и с помощью магии поселили в зазеркалье будущего убийцу. Государь разбил все зеркала, а мастеров, которые их изготовили, приказал лишить глаз, чтобы они работали вслепую. Посмотреться в новые чистые зеркала впредь не мог ни один человек кроме самого царя и его супруги. Зеркало может сделать очень плохие вещи.

Париж. Вилла в которой почти 40 лет назад умерла молодая Лаура, поменяла уже нескольких владельцев и постепенно приобрела славу проклятого места. За четыре десятилетия по непонятным причинам, в стенах дома умерло несколько молодых женщин.

1889 год, начинающий поэт Ринели Блан приезжает в Париж из французской глубинки. Увидев цену на роскошную виллу он не поверил своим глазам, особняк стоил в три раза дешевле положенной стоимости. Итак, Рине покупает этот дом, обосновывается в нём и уже через месяц принимает в гостях свою сестру Нелли. Каждое утро Рине вставал в 6 утра, пил кофе и отправлялся на прогулку. Возвращался в районе 8, Рине завтракал вместе с сестрой. 21 декабря 1896 года сестра Рине не вышла к завтраку. Рине увидел картину, которую наблюдали уже многие жильцы дома. Молодая женщина лежала на полу и не подавала признаков жизни. Приехавшие полицейские рассказали мужчине о том, что подобное происходило в стенах этой виллы уже несколько раз. Но найти причины загадочных смертей они не могут. Несчастья происходили в одной и той же комнате. Её обстановка практически не менялась т.к. владельцами дома каждый раз становились любители антиквариата. Погибали только женщины. Причина смерти: остановка сердца, кровоизлияние в мозг. Рине сутками бродил по комнате, размышляя над смертью сестры. Рине стал замечать, что находясь в той части комнаты, которая отражалась в зеркале он начинает испытывать сильные головные боли. На раме которой было обрамлено зеркало, мужчина прочитал: Луи Арпо, 1743 год.

Зеркальные люди. Сегодня их исследуют специалисты по всему миру, но совсем недавно в их существование не верили даже врачи. В паранормальные способности и непростая жизнь удел гостей из зазеркалья. Уникальность их в том, что они с ранних лет предсказывают будущее. Им сниться заранее, кто умрёт, кто женится. Но по настоящему уникальными их делает расположение их внутренних органов. Например, сердце уникальных людей прослушивается с правой стороны, и все органы в организме расположены наоборот, т.е. в зеркальном отражении. Феномен человеческой зеркальности сегодня изучается уже во многих институтах и доказано, что уникальность передаётся из поколения в поколение.

Человек, отразившийся в зеркале, навсегда оставит в нём память о себе и событиях своей жизни.

Антикварная драгоценность ставшая свидетелем смерти или убийства принесёт в дом несчастья и болезни, и разорение. Чистое, новое зеркало откроет ваш дом для благополучия и счастья.

Зеркало обладает уникальной памятью. Подобно губке оно впитывает в себя образы всех людей когда-то смотревшихся в него. Их настроения, мысли, самочувствие отразившиеся один раз сохраняются в зеркале навсегда. Так если зеркало передаётся вам по наследству от умершего человека, который перед смертью долго страдал, скорее всего, оно не принесёт в ваш дом ничего хорошего. Не надо держать дома антикварные вещи, они несут грязную, отрицательную энергию.

Мир един и целостен. Это самая главная позиция на которой стоит фен-шуй. И те люди которые отражались в этом зеркале и сейчас присутствуют в нём. Просто по той причине, что энергия их осталась. Поэтому желательно не пользоваться зеркалами в которые смотрелись другие люди. Они могут быть в каком-то общественном помещении, но в своей квартире лучше держать только те зеркала, в которых отражались только вы. Пускай это будут новые зеркала..

Мир людей уже долгое время делится на правшей и левшей. ПётрI запрещал последним свидетельствовать в суде.

В магию зеркал можно верить или нет. Но в течение столетий люди выстраивали отношения с зеркалами и выявляли закономерности, которые работают не зависимо от нашей воли.

Зеркало, уверены изотерики, является каналом связи между нашим миром и миром потусторонним. Так, когда в доме находится покойник нельзя оставлять зеркало открытым. Душа умершего может устремиться в него и заблудиться в зазеркалье. Вера в это настолько сильна, что даже в советские времена атеизма, если в доме союзов приходило прощание с высокопоставленным человеком зеркала непременно закрывались.

Зеркало меняет сознание человека и открывает доступ к информационному полю земли. С помощью зеркала можно передавать мысли на расстоянии, заглядывать в прошлое и будущее.

Париж. Рине заинтересовался историей древнего предмета и долгие месяцы потратил на то, чтобы проследить его биографию. К концу расследования выяснилось, что на счету зеркала 38 убийств. Зеркало Луи Арпо - смотрясь в которое погибли 38 женщин, было арестовано. Почти сто лет оно хранилось на полицейском складе, но в конце XX века кто-то сумел вынести антиквариальную ценность с территории его заключения.

С 20 декабря 1997 года полиция в Париже со страниц Французских газет обратилась ко всем любителям антиквариата, в тексте сообщалось о том, что приобретать старинное зеркало с надписью Луи Арпо 1747 года - опасно для жизни.

С тех пор в истории мистического зеркала ничего не изменилось. Где оно находится сейчас не известно. На счёт того, каким образом зеркало приводило людей к смерти существует множество версий. Но основное сводится к тому, что Луи Арпо стала свидетелем мучительной смерти или убийства прежнего владельца. Энергетика и страдания человека были слишком сильны, они навсегда остались в зеркале и воздействовали на его следующих хозяев.

В 70-е годы XX века мир потрясли эксперименты Раймонда Моуди. В них приняли участие сотни людей, показания которых и стали поводом для сенсации. Американский психотерапевт доказал возможность встречи живого человека с умершим родственником. Покойный во время сеанса появлялся в зеркале. В нашей стране тоже есть профессионалы, рискнувшие окунуться в эту область непознанного. Один их них – Виктор Ветвин, известный психотерапевт из Санкт-Петербурга. Сегодня у доктора Ветвина свой центр – «Психомантиум» - со специальным зеркальным кабинетом. Работа с зеркалами идёт на профессиональном уровне.

Земля согласно многим теориям обладает информационным полем. Своеобразной базой данных обо всём, что когда-либо происходило или произойдёт. В ней храниться каждое сказанное слово, каждая мысль, каждый человеческий поступок – вся история человечества и всё его будущее. Зеркало помогает специалистам подключиться к базе данных земли - именно на этом основываются предсказания.

В 1989 году в Институте экспериментальной медицины Сибирского отделения Академии наук начинает своё испытание доктор Казначеев. Учёный используя чертежи астрофизика Козырева доказывает, что каждый человек способен с помощью зеркала подключиться к информационному полю земли и видеть картины будущего и прошлого, а так же передавать свои мысли на расстоянии. Для проведения эксперимента были сооружены так называемые «стаканы», в полтора оборота сворачивались гибкие зеркальные листы из полированного алюминия. Внутри размещалось кресло для испытуемого. Человек проводил в «стакане» 40 минут, после чего описывал то, что с ним происходило. В вогнутых зеркалах все участники эксперимента переживали странные состояния похожие на выход из собственного тела, они видели фрагменты известных исторических событий, а так же совершенно незнакомые сцены.

После этого под руководством Казначеева был проведён ещё они эксперимент, пространство вогнутых зеркал использовалось для передачи мыслей и визуальных образов на большие расстояния. Сенсацией оказался тот факт, что в ряде случаев принять информацию люди смогли за сутки до её отправления. Получается, что вогнутые зеркала изменяют свойства времени и пространства.

20 июля 1973 года, в разгаре своей популярности, на пике головокружительной карьеры, скоропостижно скончался известный актёр Брюс Ли. Газеты писали о переутомлении, наркотиках, отравлении. Какой бы ни была причина смерти большинство населения Гонк Конга было уверено, актёр сам предрешил свою судьбу своим халатным отношением к зеркалам Богуа. Это особый магический инструмент для защиты от неблагоприятных воздействий, которые оказывают на квартиру с улицы, или на дом с внешней стороны. Зеркало Богуа состоит из 8-ми трёх гран, которые окружают круглое зеркало. В сумме трёхгранны зеркала отражают благоприятность и восстанавливают идеальную ситуацию. Известно, что переехав в Гонк Конг Брюс Ли Брал занятия у мастера фен-шуй и он посоветовал актёру повесить на дерево перед своим домом зеркало Богуа, которое оградит от бед и болезней. Брюс Ли так и сделал. Но незадолго до смерти актёра тайфун уронил дерево и зеркало разбилось. Его следовало немедленно заменить, но Брюс Ли не придал этому должное значение и тем самым открыл свою жизнь для несчастий.

Зеркало Багуа

В последнее время широкую известность и популярность приобрел чудесный восьмиугольный талисман стран Востока - зеркало Багуа. На бесконечном количестве дверей в Китае, Гонконге, Тайване висит это универсальное средство против мешающих вредных энергий. Зеркало Багуа представляет собой талисман, имеющий форму восьмиугольника. В центре находится маленькое зеркало, вокруг которого расположены восемь триграмм И-Цзин или так называемых триграмм раннего неба – символического изображения мира в совершенном порядке. «Восемь триграмм» - это древние символы, которые, по поверью, воплощают в себе всю мудрость Вселенной. Согласно китайским преданиям, эти бессмертные символы открыл самый первый правитель страны, император Фу Си (около 2953-2838 гг. до н.э.), изучая отметки на панцире черепахи, считающейся в Китае одним из священных животных. Какими бы простыми не казались линии, составляющие триграммы, для последователей Фэн-шуй они воплощают в себе выкристаллизованный веками богатейший опыт в искусстве достижения гармонии, процветания и любви.

Однако сила талисмана Багуа заключается не только в изображениях на нем восьми триграмм, но, главное, в зеркале. Именно сочетание зеркала и восьми триграмм делает талисман Багуа настолько действенным. Талисман Багуа своим зеркалом отражает плохие энергии и одновременно является символом того, как должен выглядеть мир.

В последнее время чудесный восьмиугольный талисман Багуа приобрел повсеместно широкую известность и популярность. Так в Гонконге развернулась борьба за право использования зеркал Багуа, что привело к возникновению настоящих зеркальных войн.

В семидесятых и восьмидесятых годах в Гонконге применение зеркала для защиты от мешающих энергий даже приводило к настоящим войнам зеркал. Вновь возводимые здания, все выше и выше, побуждали соседей, чувствовавших исходящую от них угрозу, к установлению на фасадах своих домов зеркал все большего размера для защиты. За несколько лет это привело к тому, что английский губернатор издал постановление о прикреплении зеркал к внешним фасадам, в котором устанавливалась их разрешенная величина. Количество дорожных происшествий, причиной которых служили зеркала, раздражавшие водителей, всего за два года снизилось в несколько раз.
Охранительное зеркало Багуа славится как очень могущественный инструмент Фэн-шуй, и это соответствует истине. Повешенное с наружной стороны дома и офиса над дверью, оно отражает большие порции плохой энергии. Это Багуа отражает смертоносную энергию, вызывающую крупные неудачи.

Повесьте зеркало Багуа над Вашей входной дверью и спокойный сон Вам обеспечен! Оно улавливает все отрицательные энергии, направленные на жилище и посылает их назад – туда, откуда они пришли. Зеркало Багуа отведет от вашего дома дурной глаз, убережет Вас и Ваших близких от кривотолков и сплетен, а также отвернет от Вас различные природные катаклизмы и напасти.

Талисман Багуа можно купить в любой лавке ближайшего китайского квартала, но будьте предельно осмотрительны. Охранительное Багуа славится как очень могущественный инструмент Фэн-шуй, и это соответствует истине. Подвешенное с наружной стороны офиса над дверью, оно отражает большие порции плохой энергии. Оно особенно эффективно, когда используется для противодействия смертоносному дыханию деревьев, прямых дорог, гибельных перекрестков и опасных очертаний крыш. В то же время Багуа нужно использовать с осторожностью. Это очень могущественный символ, который работает, посылая собственную сильную негативную энергию навстречу той, что движется к вашим дверям. Считается, что сила Багуа связана не только с его восьмиугольной формой, но также с зеркалом в его центре и расположенными по кругу триграммами.

Идеальное зеркало Багуа, имеет красный фон, белые триграны и плоское зеркало, которое находится в середине. На зеркале Багуа больше ничего не должно быть. Подавляющее большинство зеркал, которые продаются, украшены дополнительными символами, туда добавлены многие ненужные детали и в сумме сила такого зеркала уменьшается.

Зеркало Багуа имеет невероятную силу воздействия.

Гадания с помощью зеркал опасно для жизни. Желание увидеть суженого может обернуться настоящей трагедией. В XX веке это подтвердили учёные. Ещё до нашей эры зеркала имели большое практическое значение. Воины ослепляли друг друга солнечными бликами. И умелое обращение с зеркалом было залогом победы.

Сегодня зеркала используют в автомобилях, телескопах и во множестве других механических конструкций. Но главное, как и тысячи лет назад зеркало помогает человеку сохранить здоровье, а возможно и жизнь.

В Японии уже давно практикуется лечение с помощью зеркал. Причём работают специалисты не с тонким энергиями, а с физическим телом человека. Зеркало может вернуть человеку здоровье, принести в дом богатство. Но вот узнавать о своём будущем самостоятельно, прибегая к известному гаданию, изотерики не советуют.

Зеркало, созданное человеком, имеет свою силу, но при правильном обращении с ним ничем не вредит людям. Гораздо опасней без необходимой подготовки попасть в зону природных зеркал, бывших водоёмов и священных гор. Легендарный город богов комплект тибетских пирамид – считают исследователи, состоит из множества вогнутых и прямых каменных зеркал. Известный случай, когда на одну из гор ранее недоступных человеку, забрались четверо альпинистов. Все они умерли через полтора года, быстро постарев. Специалисты говорят, что попав в радиус воздействия каменных зеркал альпинисты просто потеряли своё время, оно под воздействием самых больших в мире зеркал изменило свои характеристики и вместо нескольких десятков лет, проскочило за полтора года. Для того чтобы не потерять зеркальную молодость, удачу, хорошее настроение – достаточно соблюдать правило – кто бы ни смотрел на вас по ту сторону зеркала, ваш безмолвный двойник или копия с другого мира самое главное относится к нему с уважение и любовью.

Зеркало в христианстве

Средние века зеркало не жаловали. Зеркала того времени – выпуклой формы с тёмной поверхностью – вызывали суеверный страх и именовались не иначе как подарок дьявола.

Однажды молодой монах, прочитав в Священном Писании слова: «Просите, и дастся вам», решил проверить действие этого высказывания и пошёл в царский дворец, и попросил у владыки его дочь себе в жёны. Царь, удивившись такой наглой просьбе простого монаха, решил узнать мнение дочери. Принцесса выслушала отца и сказала: «Выйду за него замуж, если он принесёт мне вещь, в которой я смогу всю себя видеть». Долго бродил монах по лесам и пустыням в поисках этого дива, пока не повстречал дьявола, запечатанного крестом в рукомойнике. Польстившись на то, что дьявол пообещал ему исполнить любое желание, если он выпустит его, монах снял с рукомойника крест. Дьявол сдержал слово и принёс монаху зеркало. Монах взял чудесную вещь и отнёс принцессе, но от брака отказался, уйдя в пустыню замаливать грех.

Каждая приличная ведьма имела в своём арсенале не только большой котёл для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз, вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов.

Инквизиция смотрела на зеркало с подозрением. Так, в 2321 году девицу Беатрис де Планиссоль обвинили в ереси и приговорили к пожизненному заключению только за то, что среди её вещей было найдено зеркало. Сам факт обладания такой вещицей мог привести не только в тюрьму, но и на костёр. Недолюбливали зеркала и на Руси – вплоть до XVII века их не выставляли напоказ, а занавешивали тафтой или прятали в сундук.

В Библии зеркало употреблено всего несколько раз:

- “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытые лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как Бог Господня Духа” (2 посл. К Коринфянам 3.17-18);

- “Ты ли с Ним распростер небеса, как литое зеркало” (Иов. 37.18);

- “Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел - и тотчас забыл, каков он” (Посл. Иаков. I.23-24);

- “Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (К Коринфянам. 1.13.12).

Здесь слова “сквозь тусклое стекло” имеют и другой перевод: “сквозь тусклое зеркало”... Более точно сказано в тексте Библии на церковно-славянском языке: “Видимъ о убо нынъ яко же зерцаломъ в гадании, тогда же лицомъ к лицу: ныне разумъю отчасти, тогда же познаю, якоже и познанъ быхъ” (1 Кор. ХШ,12).

“Не верь врагу твоему... будь внимателен душой своей и остерегайся его, и будешь перед ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины...” (Сирах,12,10-12)

Премудрость “... есть отблеск вечного света и чисто зеркало действия Божия и образ благости Его” (Премудрость Соломона,7,26-27).

Надобности в «зеркальных» понятиях, как и в самих зеркалах в православии не было. М. Забылин в собрании “Русский народ...” отмечал, что: “Стенных зеркал у русских вообще не было. Церковь не одобряла их употребление. Особенно духовным лицам. Собор 1666 г. положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета”. “Зеркало держать в комнате грех, по уверению староверов, потому что оно дано дьяволом и доказывается следующей легендой”. Далее М. Забылин приводит легенду... И лишь в начале XX века после известной внутренней борьбы в православии зеркала получили ограниченное употребление. Но до сих пор ни в одном православном храме Вы зеркал не увидите, ибо иконы и есть зеркала божьи, в которые мы смотримся как в самого себя с целью осуществления царства божия внутри нас.

Кроме икон, зеркалом человека является и молитва его. Это было известно с древнейших времен, ср. Петрарка: “Ибо и слово - первое зеркало духа, и дух - главный водитель слова”.

Такими же зеркалами божьими для человека являются не только молитвы и иконы, в частности, святых отцов, но и их писания. Епископ Игнатий Брянчанинов наставлял: “Книги святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки”. Вообще: “Чтение Евангелия - зеркало, где мы видим свои ошибки, или зеркало души - закон Божий.

Поучителен переизданный в 1996 г. труд “Диоптра или духовное зерцало”: “В старое время на Руси в благочестивых древнерусских семьях довольно излюбленным чтением были сборники аскетических поучений, главным образом составленные под руководством свято-отеческих творений, - известные под именем “Диоптра или Зерцала о презрении сует мирских”... “так в 1651г. был напечатан труд, в котором были собраны поучения и наставления афонских старцев “Диоптра, сиречь зерцало”. Наставления эти очень поучительны: “Если обратишь зеркало к небу, то увидишь в нем небо; если же повернешь его к земле, увидишь в нем отражение земли. Так и душа твоя, подобно зеркалу, будет иметь отражение того, к чему ты прилепился столь сильно, что в зависимости от него будешь полагать всякое твое благо или зло”; “Зеркало самое лучшее и светлое от дыхания человеческого затмевается: так и, кто сообщается с людьми развращенными, хотя бы был наидобродетельнейшим, развратится”.

О молитве: “Умное делание. О молитве Иисусовой” - Святой Григорий Палама: “... терпеливо творя молитву, срастворившуюся неизъяснимо Сущему выше ума и чувства Свету, мы видим в себе, как в зеркале, Бога, очистившим сердце священным безмолвием”; Иоанн Листвичник: “Молитва... есть... зеркало духовного возрастания”.

Архиепископ Иоанн Шаховской пишет, что “... лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающая внутренний мир правды Божий”. Св. Максим Исповедник: “Бога знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его, и Его о них промыслу. В них, как в зеркале, видим мы беспредельную Его благость, премудрость и силу ”.

В русском фольклоре зеркала так же считались изобретением дьявола, которое обладает силой вытягивать души из тел.

В средневековой Европе зеркало, с одной стороны, воспринималось резко негативно в качестве предмета, роскоши, атрибута тщеславия, самолюбования, а также образа безумия; однако в то же время оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины.

Так же зеркало выступает символом слова Божьего. В иконографии оно изображалось в руках Девы Марии, которая, таким образом, показывает как бы отражающей божественный свет Христа; кроме того, оно символизирует чистоту и непорочность богоматери.

Роль зеркала в искусстве

Зеркало не только технический, но еще и мировоззренческий прием развертывания композиции в изобразительном искусстве.

Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в изобразительном искусстве, отображая различные формы миропонимания в истории культуры. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими. Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия.

История изобретения зеркала
В одном из греческих мифов повествуется о Нарциссе, который часами лежал на берегу озера, любуясь своим отражением в воде.
Будь Нарцисс человеком состоятельным, он, надо думать, приобрел бы себе зеркало из полированного металла. В те времена довести до зеркального блеска кусок стали или бронзы величиной с ладонь было не так-то просто. К тому же поверхность такого зеркала окислялась и ее приходилось ежедневно чистить. Латинское spektrum в немецком языке превратилось в Spiegel («Шпигель» - зеркало) . Из чего можно заключить, что в Германию зеркала принесли римляне.
Только в XI в. появились известные нам зеркала из стекла. Одно из первых упоминаний о них принадлежит французскому менестрелю Венсану де Бове. По его словам, в таких зеркалах на стекло снизу накладывался свинец. Очевидно, комментировать, в каком контексте менестрель упоминает зеркало, излишне. А в 1773 г. в Нюрнберге уже возник цех зеркальщиков. С этого времени изготовление зеркал становится важной отраслью европейских ремесел.
Венеция была первой страной (в те времена она имела статус самостоятельного государства) , которая стала выдавать патенты на изобретения. В 1507 г. братья Данзало дель Галло получили патент на изготовление хрустальных зеркал. (Сегодня на рынке антиквариата венецианские зеркала являются драгоценностью.)
В те времена под стеклянную пластинку подкладывалась тонкая оловянная фольга (олово легко прокатывается на валках) . На фольгу выливалась ртуть, которая образовывала с оловом амальгаму. Так как пары ртути очень ядовиты, этот способ давным-давно запрещен и заменен серебрением

Современное зеркало – это листовое стекло с нанесенным на одну из его поверхностей отражающего слоя, защищённого, как правило, лакокрасочным покрытием. Но сегодня существует огромное количество разновидностей зеркал.
По форме зеркала могут быть: прямоугольными, овальными и фигурными. По виду оформления существуют зеркала на поликах, в раме, в оправе (ободках) , в виде папки, с чехлом (обложкой) , в футляре, на подставке, на шарнирно соединенных поликах (трельмин) и т. д. По назначению зеркала могут быть карманными, сумочными, ручными, дорожными, для бритья, настенными, настольными, мебельными и т. д.
Плоское зеркало – это обычное зеркало с плоской поверхностью, зеркально отражающей свет. Сферическое зеркало - отполированная поверхность шарового сегмента. Различают вогнутые и выпуклые сферические зеркала. Трельяж - трехстворчатое зеркало. Трюмо - высокое зеркало, расположенное в простенке. Туалет - столик с зеркалом или зеркалами и ящиками. Черное зеркало - вогнутое зеркало, которое чаще всего используется для бритья, а его задняя сторона вместо серебряного покрытия окрашена черной краской.
В древности зеркала изготавливались из отполированных бронзовых дисков, или других металлов, а также отполированных кусков обсидиана. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры, но в средние века рецепт изготовления стеклянных зеркал был утерян. Возродилось производство стеклянных зеркал лишь в XIII веке.
В современной стекольной промышленности существует две основные технологии нанесения отражающего покрытия на стекло: методом полива с использованием химических процессов и методом вакуумного магнетронного напыления металла в вакуумных установках.
Сегодня все чаще прослеживается тенденция применения зеркал в интерьере не только с обычной для них утилитарной целью, но и в качестве грамотного дизайнерского решения тесного или низкого пространства

История зеркал

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами. Для их изготовления применялись бронза и серебро. Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в 1 веке нашей эры: стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной подкладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. А греческий философ Сократ предписывал юношам чаще смотреться в зеркало - чтобы те, кто обладает достойной внешностью, не обезображивали ее пороками, а те, кто уродлив, заботились о том, чтобы украсить себя добрыми делами.

С началом средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: почти одновременно все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и: специальными тазиками с водой. Тщательно отполированные зеркала широко использовались для исцеления больных. Ими лечили туберкулез, водянку, оспу и любые психические болезни. Поразительно - многие страждущие действительно выздоравливали. Считается, что металлы теплых оттенков (бронза, латунь, золото, медь) поглощают "холодные", угнетающие энергии и отражают "теплые", "солнечные". Металлы холодных оттенков действуют с точностью до наоборот. Манипулируя зеркалами из разных материалов, предки проводили биостимуляцию организма. Больной начинал активнее сопротивляться болезни.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Но они были: вогнутыми. Тогдашняя технология изготовления не знала способа «приклеивать» оловянную подкладку к плоскому куску стекла. Поэтому расплавленное олово попросту заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали ее на куски. Только три века спустя мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля.

Начиная с 16 века, зеркала вновь вернули себе славу самых таинственных и самых магических предметов, из всех, когда-либо созданных человеком. С помощью игр с отражением познавали и изменяли будущее, вызывали темные силы, умножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов. Трезвомыслящие люди находили зеркалам более полезное применение. Разведки Испании и Франции двести лет подряд успешно пользовались системой шифров, изобретенной еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Главной особенностью криптограмм была их «вывернутость наизнанку». Депеши писались и зашифровывались в «зеркальном отражении» и без зеркала были попросту нечитаемые. Таким же древним изобретением был перископ. Возможность наблюдать за врагами незамеченным с помощью системы взаимно отражающих зеркал спасла немало жизней воинам ислама. Детская игра в «солнечные зайчики» почти повсеместно использовалась всеми сражающимися сторонами во время знаменитой Тридцатилетней войны. Сложно прицелиться, когда вам слепят глаза тысячи зеркалец.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Благочестивые люди его избегали. Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. Хитрости столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.

Зеркало релаксации - одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками. Для снятия усталости предлагается использовать закон бинокулярного зрения. Каждый, кто от переутомления начинает плохо видеть, может поставить перед собой горящую свечу. За ней, на расстоянии 5-10 см, расположить зеркальце и попеременно смотреть то на пляшущий огонек, то на его отражение. Живой огонек, особенно его кончик, будет попеременно возбуждать рецептивные поля сетчатки человека и косвенно клетки лобных долей мозга, которые, получив информацию от правого глаза и левого, построят образ живого огня. Именно этот образ разгрузит мышцы, нормализует давление внутри глаза и избавит от начинающегося расстройства.

Геопатогенные зоны многие считают выдумкой. Но это - научно установленный факт. Энергопотоки, возникающие на месте аномалий земной коры, приносят ощутимый вред здоровью. Геопатогенную зону в вашей квартире поможет обнаружить обычная домашняя кошка. Она будет активно избегать места, где проходит поток. А справиться с вредным излучением поможет: обычное зеркало. Положив его под линолеум или ковровое покрытие, отражающей поверхностью вниз, можно существенно снизить, а иногда и вовсе избавиться от болезнетворного излучения. Однако специалисты по биолокации настаивают на том, что зеркало так же успешно отражает и полезную энергию, приходящую из космоса. Поэтому класть «волшебное стекло» блестящей поверхностью вверх категорически запрещено.

Известно, что оптическая поверхность даже самого хорошего зеркала не только отражает, но и частично поглощает, а значит – «запоминает» падающую на него энергию. Эзотерики убеждены, что информация, "запомненная" зеркалом, может излучаться и действовать на наше подсознание. Есть также версия, что человек - единственное из живых существ, способное узнавать себя в зеркале. Зеркало - главный критерий нашей самооценки. Если вам изо дня в день не нравится ваш внешний вид, трудно рассчитывать на хорошее настроение и самочувствие. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.

Популярное китайское учение фэн-шуй придает зеркалам особое значение. Они являются своеобразными «перераспределителями» жизненной энергии в правильном направлении. Чтобы домашний очаг был гармоничным, зеркала категорически запрещается размещать в спальне напротив кровати и в коридоре напротив входной двери. Напротив: зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие. Отрицательно скажется на мироощущении хозяев и интерьер, выполненный с использованием зеркальной плитки, в которой «дробится» отражение. Такая плитка должна быть расположена таким образом, чтобы в ней исключалось прямое отражение жильцов. Зеркала по возможности должны быть большими. Уходя на работу, полезно оставить перед домашним зеркалом любую денежную купюру - пусть финансы отражаются и множатся.

Оттоманское зеркало

Турецкий народ традиционно поворачивал зеркала отражающей стороной к стене, если они не использовались. Это делалось в основном из-за предрассудков относительно тщеславия и чрезмерного использования зеркал. Поскольку большую часть времени зеркала висели своей отражающей стороной к стене, традиционно повелось использовать обратную сторону зеркала в декоративных и орнаментальных целях. Турецкие мастера производили большое разнообразие рам для зеркал - деревянные, из слоновой кости, железа, серебра, перламутра и золота, украшенные различными мотивами, выполненными такими техниками как резьба, инкрустация, рельеф и гравировка.

Самые богатые семьи использовали зеркала, обратная сторона которых была золотая и инкрустирована драгоценными камнями. Серебро же было наиболее распространенным материалом для обрамления зеркал.

Производство зеркал