Кто крестил иисуса христа в реке иордан. Где крестился иисус христос. Подлинное место крещения Спасителя

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

В то время, когда Иоанн Креститель проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иордан место крещения Иисуса Христа

фото Алла Варшавская

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 3, 13-17; от Марка, гл. 1, 9-11; от Луки, гл. 3, 21-22; от Иоанна, гл. 1, 32-34.


Елена Уайт на Иисуса " Крещение


После совершенного крещения Христос удалился в пустыню и провел там сорок суток в строгом посте и молитве, не вкушая пищи. Так Он готовился к Своему служению человечеству. Там в пустыне Христа, как человека, искушал дьявол, пытаясь соблазнить Его на грех, но Христос победил искушения от дьявола и показал людям, что Он пришел освободить человечество от власти дьявола, и первый дал этому пример противостоя греху и искушению..


Отойди от Меня Уильям Отверстие


- Не поклонюсь тебе сатана! Не сказано ли Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!

(Матфей 3: 13 – 17; Марк 1:9 – 11; Лука 3:21 – 22; Иоанн 1: 29 – 34)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мк. 1:9–11)

“Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение.

Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.

Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”).

В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Кроме того, в этой евангельской истории зафиксировано второе, дошедшее до нас изречение Христа – слова, обращенныек Иоанну крестителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить свякую правду». (Первые Его слова см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГООТ НИХ ИИСУСА. )

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.

Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии. Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни. В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.

Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил(Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на Него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, Он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Перуджино, , Андреа дель Верроккио , ).

Пьероделла Франческа Крещение Христа (1445). Лондон. Национальная галерея.

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; Его руки сложены в молитвенном жесте. Слева от Него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема. Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

ИИСУС ХРИСТОС

Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой. В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными. С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве. Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было.

ИОАННКРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

БОГ-ОТЕЦ И ГОЛУБ – СВЯТОЙ ДУХ

Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя ( Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus ” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

АНГЕЛЫ

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н. Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.

Джотто. Крещение Христа (1304 - 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконографии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа; см. Мф. 3:5 – 6). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине , никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М. Лавина, согласно которой ангелы здесь являются аллюзией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино (Bethany ) имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – Поклонение Волхвов (Epiphany ): четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем:

Tribus miracululus ornatum diem sanctum colimus ;

hodie stella Magos duxit ad praesepium:

hodie vinum ex aqua factum est ad nuptias:

hodie in Iordane a Ioanne Christus baptizare volui

ut salvaret nos , alleluia

“Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис. 12:3); Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою” (Иез. 36:25); Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!” (Пс. 67:27); Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого Завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними (Исх. 14:26 – 30), и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая (Чис. 13:24).

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ ). Сцены эти предстают в такой последовательности (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). (О боковыхстворках алтаря см.: РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ )

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя.

Примеры и иллюстрации

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ПьетроПеруджино. Коещение Христа (1478 – 1482).Ватикан. Сикстинская капелла.

Рогир ванг дер Вейден. КрещениеХриста (после 1450). Алтаь Иоанна Крестителя (Алтарь Мирафлорес) (центральная чатсь). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

© А. Майкапар

Из священных текстов Нового Завета известно о том, что крещение Иисуса Христа происходило в реке Иордан в Иерусалиме. Святой пророк Иоанн Предтеча совершил крещение над Самим Спасителем.


Иоанново крещение являлось символом покаяния и веры в единого истинного Бога. Каждый человек, входящий в воды Иордана, сначала исповедывал свои грехи, а уже только потом выходил из воды. Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, также приступил к Иоанну . Однако самому Спасителю не нужно было исповедывать свою веру в Бога (Самого Себя) и каяться в грехах, ведь отличие Христа от других людей разумеется в смысле отсутствия грехов у Иисуса. Получается, что крещение Христа можно назвать формальным. Оно являлось своеобразным символом того, что Христос не отвергает евреев о Боге. Иисус это, большей частью, для остального .


Иоанн Креститель не хотел Христа, так как понимал, что ему самому нужно принимать крещение от Спасителя. Однако Иисус повелел Иоанну исполнить этот обряд.


Евангелие рассказывет, что Христос тотчас вышел из воды, потому что в нем не было греха (исповедывать было нечего). При этом на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. а с небес послышался голос Бога Отца, утверждавший, что Иисус является Его возлюбленным Сыном, в котором всё благоволение Отчее. Только Христос вышел на общественную проповедь.


Событие крещения Иисуса Христа выражается в православия, именуемом также Богоявлением. Торжества в честь этого события происходят во всех православных храмах 19 января (новый стиль). Существует традиция освящать в храмах воду на крещенский , а также и в день самого праздника.

Видео по теме

В православной Церкви существует двенадцать особых дней, относящихся к великим двунадесятым праздникам. Эти торжества являют собой память Церкви об исторических событиях, которые имеют особое духовное значение для человека. 19-го января православная Церковь с особым благолепием празднует Крещение Иисуса Христа.

Историческое событие крещения Иисуса Христа во Иордане от святого пророка Иоанна Предтечи подробно описано в трех Евангелиях: в частности, в благовестии от Марка, Луки и Матфея. Кроме этого, апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии также упоминает об этом факте, но косвенным образом - в виде свидетельства самого Иоанна Крестителя о произошедшем событии.


Евангелие от Луки повествует, что Христос принял ветхозаветное крещение в возрасте 30-ти лет в реке Иордан. Этот возраст неслучаен, ведь в древнем Израиле тридцатилетие знаменовало становление мужчины, кроме того, именно достигнув этих лет человек мог начать проповедь.


Крещение Иисуса Христа совершилось, согласно евангельскому повествованию, в Вифаре (приблизительно десяти км. от впадения Иордана в Мертвое море). Святой Иоанн, провидя духом все величие воплотившегося Бога, изначально не хотел крестить Спасителя, прося крещения у последнего. Однако Христос настоял на своем крещениии, ведь именно так было необходимо исполнить "всякую правду" (Мф. 3, 15).


Стоит отметить, что ветхозаветное крещение было свидетельством веры в истинного Бога, а также крещением покаяния, ведь люди, входя в Иордан, исповедывали свои грехи. В этих смыслах Христу не было необходимости принимать крещение, ведь он был безгрешен, да и исповедовать веру в Бога (самого себя как в одно из Лиц святой Троицы) не было необходимости. Однако Христос делает это для народа, для того чтобы евреи не видели в нем отступника от своей веры. Святые отцы усматривают в крещении Христа и сокральный смысл. Так, говорится о том, что Христос омыл в реке Иордан грехи всего человечества, а само ветхозаветное крещение, исполненное Христом, явилось прообразом современного таинства крещения.

Иисуса Христа крестил Иоан Креститель в водах реки Иордан. Хоть по современному её руслу и проходит граница между Иорданией и Израилем, за две тысячи лет русло сместилось и историческое место крещения Христа осталось на территории Иордании.

Православные и католические паломники по-разному относятся к этому месту. Католики в целом спокойно, а вот православные почитают особенно рьяно.

Сама река шириной метров десять. Один берег Иорданский, другой Израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них не очень. Особенно чувствуется это на реке.

По факту это приграничная зона, и запрещены все контакты с людьми на том берегу. Забавно на это смотреть в тот момент, когда с обоих сторон преимущественно русские туристы.

У православных принято залезать в воду и окунаться три раза, подражая библейским событиям. Для этого на входе продают специальные балахоны, чтобы не нырять голышом. Правда, не многие догадываются остаться в белье под балахоном. После водных процедур тонкая хлопковая ткань налипает на тело и может случится легкий конфуз...

Пропускной пункт, где проверяют и досматривают туристов. Организованные группы не сильно кошмарят, просто сверяют с гидами списки:

3.

Тропинка к месту крещения организована очень хорошо. От палящего солнца укрывает навес:

6.

Это - историческое место крещения. Сейчас тут развалины и странная лужа:

7.

Вокруг идут раскопки. На сегодняшний день здесь обнаружено пять храмов построенных с пятого по тринадцатый века. По концентрации религиозных сооружений и сделали вывод об истинном месте крещения:

8.

Ближайшее же место на изменившемся русле сейчас протекает тут. С Иорданской стороны построена деревянная платформа с навесом. У израильтян все монументальнее:

9.

Во время нашего визита с другой стороны тусовались итальянцы. Ребята вели себя очень бодро, пели песни, играли на гитаре:

10.

Вообще, со стороны Израиля туристов значительно больше. Не протолкнуться:

11.

Если с израильской стороны доступен лишь небольшой лягушатник, обнесенный буйками, то со стороны Иордании - все пространство реки открыто для водных процедур:

12.

На середине очень сильное течение. Вода чистая, но мутная из-за песка и глины:

13.

14.

Охрана правопорядка на израильской стороне:

15.

А со стороны Иордании никого из военных я не видео. При желании можно было поднырнуть под буйки и вынырнуть в Израиле. Правда, боюсь, досмотр в этом случае будет даже покруче, чем в Бен Гурионе:

16.

Рядом с местом крещения много пещер, которые, как считается, были убежищем от жары и зноя в стародавние времена:

17.

Греческая православная церковь:

18.

19.

Еще одно знаковое место для христиан - холм вознесения Пророка Илии:

20.

Отсюда, если верить преданию, пророк унесся на огненной колеснице:

21.

Неподалеку есть еще несколько церквей других конфессий:

22.

А это русский паломнический центр. Король Иордании отдал гектар земли под этот комплекс, и сегодня у наших соотечественников есть возможность посещать культовое место с комфортом:

23.

Открывал центр президент России и король Иордании:

24.

Разумеется, во главе всего - русский православный храм:

25.

26.

В ближайших постах я расскажу еще много всего об Иордании, будет интересно! Stay Tuned!

27.

В то время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, на берегах реки Иордан проповедовал покаяние Иоанн Предтеча. Он крестил людей, за что и был прозван Крестителем.

В один из дней на Иордан к Иоанну пришел сам господь Иисус Христос, чтобы также получить от него крещение. Увидев Иисуса Христа, Предтеча стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3,14).

Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "ибо так нужно нам исполнить всякую правду" (Мф.3,15) - исполнить весь Закон Господень и показать пример людям. Услышав это, Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Когда же Христос выходил из воды, над Ним раскрылись небеса и Иоанн увидел Духа Святого, Который в виде голубя спускался на Иисуса. И был слышен голос с неба, говоривший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3,17). Это был голос Бога-Отца. Тогда Иоанн Предтеча окончательно уверовал, что Иисус и есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира, о котором проповедовали Пророки и он сам.

Крещение Господне - рубеж, разделяющий два Завета, как вода, разделяющая два берега Иордана: по одну сторону крещение Иоанново, еще ветхозаветное, хотя и отличное от обычных ритуальных омовений, а по другую - крещение Огнем и Духом, уже новозаветное, крещение во имя Господа Иисуса Христа.

Иоанн крестил в покаяние, чего не было до него в Ветхом Завете: все ритуальные омовения приводили лишь к чистоте плотской, смывая осквернение плоти, от проходивших никто не требовал покаяния.

Иоанн же заботился о душе. По преданию, он требовал от приходивших к нему исповедания грехов. Пока крестящийся не исповедовал все свои грехи до последнего, он не выходил из воды. Недаром святой евангелист замечает, что крестившись, Иисус вышел из воды «абие» - сейчас же: как не имевшему грехов Ему нечего было исповедывать.

Крещение - это еще и соединение двух Заветов. Христос, Мессия, Основоположник и Законодатель Нового Завета, приходит к Иоанну на Иордан - исполнить всякую правду - все, что написано в Писании. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, - говорит Господь, - не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17).

Исполнив в Своей жизни все предписания Закона, Христос исполнил теперь и самое главное из того, о чем говорили пророки: покорный воле Отца, он вышел на Свое служение ради спасения человеческого рода.

Крещение мы называем еще и Богоявлением, так как в нем была явлена людям сразу вся Святая Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Дух Святой. То, о чем прикровенно говорилось в Ветхом Завете, ознаменовало собой начало Нового: на смену вере в Единого Бога пришла вера в Пресвятую Троицу: Отца Безначального, Сына Единородного, от Отцарожденного, и Духа Святого, от Отца исходящего.

Крещение Господне празднуется Православной Церковью 6-го января (19 января по новому стилю) как один из великих праздников. Накануне праздника, в день, называемый рождественским сочельником установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель освятил Своим крещением освятил воду, в сочельник Крещения Господня и на сам праздник бывает великое освящение воды. В сочельник освящают воду в храме. А в сам день праздника бывает шествие к реке, или к другому водоему, где берут воду, которое называется Крестным ходом на Иордан. Так Православная Церковь хранит воспоминание удивительного и чудесного события Новозаветной Истории – Крещения Господня.