Свято-духов кафедральный собор. Свято-духов кафедральный православный собор Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой

Свято-Духов собор находится в самом сердце Минска. В этих местах начиналась история белорусской столицы. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остается главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Минск - столица Республики Беларусь, город, который бесспорно привлекает туристов творениями руки архитекторов. Удивительные архитектурные единства, на первый вид, противоположных стилевых направлений идеально отражены в памятках культурного наследия, в том числе и архитектурных.

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например, таким можно считать Кафедральный собор Минска, в народе - Свято-Духов кафедральный собор . Собор является украшением исторической части Минска, в нем всегда многолюдно — сюда нередко заглядывают любопытные туристы.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе, это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.


Саша Митрахович 03.11.2015 00:51


История Свято-Духова кафедрального собора Минска служит своего рода зеркалом истории Белоруссии. Борьба и переплетение «русского» и «польского», православного и католического начал пронизывает ее со Средневековья и до наших дней.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века был насильственно обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж.

С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым.

Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.


Саша Митрахович 03.11.2015 13:08


После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, вместо них водружены красные флаги, а здание храма приспособлено под тюрьму для раскулаченных крестьян. Минские старожилы рассказывают, что красные флаги были тотчас же сорваны ветром. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко).

Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города - , который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Однако ныне, уже в период независимости Беларуси, это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, — важная достопримечательность столицы Беларуси.

Собор очень цениться паломниками из-за , обретенная минчанами в 1500 г. , и мощей . Её нетленные мощи можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучения архитектуры церкви, ее внутреннего убранства.

На сегодняшний день Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - один из самых почитаемых и красивых храмов Минска. Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.


Саша Митрахович 03.11.2015 13:11


Важнейшая православная святыня Белоруссии находится в историческом центре Минска, в самом начале площади Парижской Коммуны. Добраться до Кафедрального собора Сошествия Святого Духа можно пешком, автобусами или троллейбусами от станции метро «Немига». Как правило, в ходе осмотра распространенных городских достопримечательностей величественное здание просто нельзя не заметить: оно находится практически в центре главного туристического маршрута города.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:

  • ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск 220030, Беларусь на карте

Режим работы и расписание богослужений:

  • будни 9:00, 18:00,
  • выходные и праздники 7:00, 10:00, 18:00

Координаты навигатора:

53°54′18″ с. ш. 27°33′22″ в. д. / 53.905° с. ш. 27.556111° в. д. (G) (O) (Я)

Расположение собора на карте Минска:


Саша Митрахович 03.11.2015 13:16


Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.

В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.

При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.

На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — , костел бернардинок в Слониме, ...

Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.


Саша Митрахович 19.10.2017 07:57


Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим , изображения святой равноапостольной княгини Ольги, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная . В северной части собора почивают . Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.


Саша Митрахович 19.10.2017 08:17

Одной из самых выразительных архитектурных доминант сегодняшнего Минска в центральной части города по праву считается Свято-Духов кафедральный собор. Гармония его внешнего облика, сохранённая в соразмерности пропорций собора, мягкости очертания его колокольных башен, направленных вверх, очевидно контрастирует с грубыми, угловатыми формами зданий, которые находятся недалеко от храма.

Свято-Духов собор обращает на себя внимание, так как напоминает нам про горний мир, воспринимается будто музыка, которая чудом воплотилась в построении. В то время, когда многое из окружающей архитектуры звучит диссонансом этому возвышенному чувству, подавляет в нас радостное настроение, пригнетая грозностью своих объёмов.

Таким является первое впечатление, которое возникает в душе, при знакомстве с Минским кафедральным собором, который круто возвышается над площадью Свободы.

Рождённый для жизни талантливыми мастерами, имена которых нам не известны, храм украшает исторический центр Минска, представляя собой в архитектурном отношении двухбашенную, трёхнефную базилику, сделанную в стиле виленского (белорусского) барокко.

Место, на котором расположился Минский Свято-Духов кафедральный собор, издревле принадлежало Православной Церкви. До насильственного введения в Минске церковной унии после 1596 года здесь размещался православный мужской монастырь во имя бессребренников Космы и Дамиана. Также этому монастырю принадлежали земли, прилегающие к современному кафедральному собору. Об этом историческом факте сохранились сведения в инвентарной описи 1784 года. В XVI веке это была восточная окраина древнего Минска. Монастырские здания были одними из сооружений, имевших оборонное значение.

Первые сведения об этом православном монастыре относятся к началу XV века. Упоминается он и в исторических документах начала XVII столетия. Белорусский этнограф и писатель Павел Шпилевский, изучивший в XIX веке древние акты и грамоты Минской губернии, указывает на существование к началу XVII столетия православной монастырской церкви – «Козьмодемьяновской …; при ней было училище». Встречается в документах упоминание и о Козьмодемьяновской горе, на которой ныне возвышается Свято-Духов кафедральный собор.

Надо заметить, что до конца XVI века преимущественное большинство храмов в Минске являлись православными церквями. Сохранились сведения о существовании в городе с конца ХI и до начала XVII века шестнадцати монастырских и приходских церквей: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, Николаевского монастыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Космо-Дамиановская (монастырская), Воскресенская, Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Петро-Павловская (монастырская), во имя Праскевы Пятницы, Борисо-Глебская, Свято-Троицкая, Михайловская, во имя преподобной Евфросинии и во имя Предтечи и Крестителя Иоанна.

В начале XVII века имущество и сам Космо- Дамиановский монастырь были незаконно конфискованы польскими властями у православных и переданы униатам. Церковная уния была встречена православными минчанами всех сословий с неудовольствием и ропотом. Документально зафиксированы следующие массовые выступления минчан против церковной унии: 1 марта 1597 года – выступление горожан против униатского митрополита Михаила (Рогозы), в 1612 и 1616 годах, также, произошли массовые выступления горожан против Брестской церковной унии.

Из-за незаконной конфискации польским королем у православного населения Минска всех храмов и монастырей, в 1613 году минскими горожанами было учреждено Петро-Павловское братство (совр. Петро-Павловский собор на Немиге). Это братство было самым крупным из семи минских братств (соборное госпитальное при замковой церкви Рождества Богородицы, Воскресенское, Крестоносное, Святого Михаила, Святого Николая, Святого Иоанна Крестителя и Святой Анны), которые вели постоянную борьбу с унией. При братствах были устроены школы, богадельни и типографии. В 1620 году Петро-Павловское братство было утверждено Патриархом Иерусалимским Феофаном IV. К этому времени (конец XVI века) в городе Минске проживало около 5 тысяч человек. Из-за того, что минчане отказались принять Брестскую церковную унию и, следовательно, отказались посещать переданные униатам храмы и монастыри, для римско-католических церковных властей встал остро вопрос материального содержания всего недвижимого имущества конфискованного у православных. Из-за трудности его разрешения, многие бывшие православные храмы и монастыри, в том числе Космо-Дамиановский монастырь, были переданы униатами монашеским орденам латинского обрядя Римско-католической церкви. Это произошло в 1633 году. Таким образом, храмы и другое недвижимое имущество бывшего православного Космо-Дамиановского мужского монастыря отошло к женскому римско-католическому ордену бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. Пожары в этот период были не редким явлением в Минске, отчего страдало местное население. До конца XVI века вся застройка Минска была деревянной и, только начиная с XVII века, во многих местах стали возводиться каменные здания.

После пожара в период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок (здание нынешнего собора). Каменный монастырский комплекс был построен позже в 1652 году.

В годы русско-польской войны (1654-1667) храм был значительно повреждён. Поэтому, неслучайно, в августе 1687 года его снова освятил епископ Виленский Николай Слупский.

Интересные воспоминания о жизни монахинь-бернардинок оставил стольник российского царя Петра І, П.А. Толстой, который в 1697 году проезжал через Минск: «Был я в кляшторе панен барнадынок, – отметил он, – девицы барнадынки ходят в черном… носят власяницы толстыя и подпоясаны веревками с узлами, ступают всегда босыми ногами в зиме и в лете, и на колодках, в костел ходят тайной лестницей, устроенной в стене, и стоят на хорах, смотря в костел малыми скважинами сквозь решетки, чтобы люди их не видели. Те барнадынки при мне играли на органах и пели зело предивно…».

Сохранились сведения о том, как выглядел храм бернардинок в начале XIX века. По обеим его сторонам имелись небольшие каменные часовни. На башнях звучали 3 маленьких колокола; на центральном фронтоне (где сегодня видим мозаику иконы Божьей Матери) был большой колокол, весь костёл был побелён, его крыша покрыта гонтом, а колокольные башни – жестью. Рядом с монастырём находился ряд построений хозяйственного назначения.

В 1741 г. храм сильно пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. Серьезным бедствием для Минска были частые пожары. Большой ущерб нанесли они городу в 1809, 1813, 1822 годах, но самый сильный пожар вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Тогда первым, как раз, загорелся женский бернардинский монастырь – здание современного кафедрального собора с прилегающими к нему постройками. Из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало много жилых домов, большая часть культовых сооружений, в том числе сам женский монастырь бернардинок, гимназия, городской театр.

Пострадавший от пожара храм монахиням-бернардинкам восстановить в первоначальном виде не удалось, а в 1852 году, из-за сокращения количества монахинь в нем, храм и вовсе закрывают. Оставшихся нескольких монахинь перевезли в бернардинский монастырь в город Несвиж. Всё своё имущество, кроме колокола, оставленного на фронтоне храма, бернардинки забрали с собой. Храм оставался некоторое время бесхозным.

Несмотря на то, что имущество Космо-Дамиановского мужского монастыря было незаконно конфисковано польскими властями у православных и передано униатам, а потом монахиням-бернардинкам, которые возвели свой храм на его месте, народная память о православном монастыре сохранялась в течение более чем трех веков вплоть до XX века. Об этом факте свидетельствует то, что до 1931 года улица, которая спускалась вниз от Соборной площади (совр. площадь Свободы) носила название Козьмодемьяновской. Эта улочка была короткой и кривой и считалась одной из древнейших в Минске. В древности она пролегала по кратчайшему пути на юго-востоке от городской крепости и связывала нижнюю часть Минска – Замчище – с верхней его частью (выходила к нынешнему Свято-Духову кафедральному собору). Улица Козьмодемьяновская отмечена на карте Минска, датированной 1793 годом. На плане видно, что ее границами служили монастырь бернардинок (современный кафедральный собор) и улица Немизская (тогдашнее название Немиги).

В XVIII веке Козьмодемьяновская улица была единственной в городе, целиком застроенная каменными домами. Являлась уникальным памятником градостроительства эпохи Ренессанса. Узкая, искривленная, темная, мощенная булыжником улица круто поднималась в гору. Застроена она была двух- и трехэтажными домами, на первых этажах которых размещались многочисленные мастерские, лавочки и мелкие магазины. В обиходе улицу называли «Темными крамами» или «Памиж темных крам». Сказывалась на жизни Козьмодемьяновской и близость к Низкому рынку. В выходные и праздничные дни улица была заполнена многочисленными торговцами самым разным товаром. Были здесь и свои промышленные предприятия.

В 1933 году Козьмодемьяновскую улицу переименовали в честь советского поэта и писателя Демьяна Бедного (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придво́ров).

До войны улица Козьмодемьяновская (с 1933 года Д.Бедного) еще сохраняла свой облик. Однако во время Великой Отечественной войны фашистские бомбардировки превратили улицу в руины. Полностью же следы улицы исчезли в 1989 г. в связи со строительством станции метро «Немига». От прежней Козьмодемьяновской улицы не осталось и следа…

До 1860 года здание бывшего женского бернардинского монастыря (современный Свято-Духов собор) пустовало. В этом году храм вернулся Православной Церкви, в нем был сделан небольшой ремонт, и он был освящён в память равноапостольных Мефодия и Кирилла. На протяжении нескольких последующих лет в церкви проводились богослужения для учащихся Духовной семинарии, переведенной из Слуцка в Минск. Семинаристы проживали в соседних монастырских корпусах. Таким образом, через 250 с лишним лет, историческая справедливость восторжествовала, и земли некогда незаконно отобранного у православных минчан Космо-Дамиановского мужского монастыря возвратились прежнему и законному его собственнику – Православной Церкви.

В конце 60-х годов XIX века храм выглядел очень плохо, из-за чего он требовал капитального ремонта. Представить себе состояние церкви в то время можно, ознакомившись с рапортом направленным епархиальному начальству от Петра Елиновского, протоиерея Минского Петро-Павловского собора. «При внимательном осмотре Кирилло-Мефодиевской церкви, – писал протоиерей П.Елиновский, – нашел, что здание это в самом жалком состоянии… Оно было в пожаре 30 мая 1835 года и 30 ноября 1852 года. После пожара крыша построена в первый раз деревянная, а в другой – железная, но наружность церкви не была исправлена с 1825 года, а колоколенных башен не покрывали ни после первого, ни после второго пожара».

Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Это был всесторонне образованный человек, воспитывавшийся под непосредственным руководством приснопамятного Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко). С 1879 года он стал достойным преемником выдающихся и ревностных пастырей-митрополитов Иосифа (Семашко) и Макария (Булгакова) на Литовской кафедре. Для укрепления православия в Беларуси и Литве он построил и лично освятил церкви, открыл новые и возобновил старые братства. Его стараниями и заботами многие церкви и причты в крае были обеспечены угодьями и постройками. Эта деятельность, в связи с замечательными личными качествами архиепископа Александра – кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, а также доступностью для всех и религиозностью, сопровождавшейся делами любви и милосердия, оставила по нем глубокую память у населения Минской и Виленской губерний.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей (по тем времена очень значительная сумма), половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Протоиeрей П.Елиновский был признан ответственным за ремонт церкви. Взявшись за это сложное дело, он произвел капитальный ремонт. Под его началом был отреставрирован не только сам храм, но и монастырский корпус.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла.

Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Приехавших из Слуцка монахов встретили празднично. Епископ Минский Александр (Добрынин) благословил монахов иконой Виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия. Из Киево-Печёрской лавры также, в качестве благословения, была прислана икона Успения Пресвятой Богородицы, – копия с чудотворной иконы, которая с древних времён сохранялась в знаменитом Киевском монастыре.

Приехавшие из Слуцкого Свято-Троицкого монастыря иноки, как дорогую им память, «возложиша на престол» Свято-Духовой церкви древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году православным князем Юрием II Юрьевичем Олельком. На серебряной обложке того Евангелия имелась надпись: «во имя Пресвятыя и Живоначальныя Тройцы Отца и Сына и Святаго Духа: сие святое Евангелие рукою властною Юрий Юрьевич Олелько, княжо Слуцкое вписан от Р.Х. 1582 июня 4 дня и подал вечными часи, до Святой Тройцы благочестивой Архимандрии Слуцкой, для вечного богомоления и спасения души своея в незабитную память, как прародителей наших Князей Слуцких и родителей и самого себя. Лето 1584”.

Кроме Слуцкого Евангелия в Свято-Духовой церкви хранились другие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих.

Свято-Духова церковь действовала до начала 1918 года и являлась монастырской. В 1905 году число насельников обители не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов. При монастыре существовала ремесленная школа, в которой дети-сироты учились мастерству плотников.

В 1914-1916 годах богослужения в церкви часто проводил Преосвященный Феофилакт (Клементьев), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии, который в 1917 году уехал на Поместный собор в Москву. После Феофилакта непродолжительное время настоятелем храма служил архимандрит Афанасий (Вечёрка), которому принадлежит авторство интересной книги о праведной Софии, княгини Слуцкой и Копыльской, нетленные мощи которой и ныне сохраняются в соборе. Эта книжка вышла в Минске в 1912 году и представляет собой библиографическую редкость.

В 1918 году после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз.

Сохранилась история, что в советские времена от уничтожения здание Свято-Духова собора спасло только чудо. В 1938 году население города согнали к его стенам на митинг. Для соответствующего антуража недалеко от входа разложили костер, где сжигали религиозную литературу. Чтобы поздравить трудящихся, на трибуну поднялся оратор, который поклялся не сойти с места, если храм не будет разрушен. Но, спускаясь с трибуны, он оступился и сломал обе ноги. А когда на следующий день ветер сорвал с башен красные флаги, повешенные вместо крестов, большевики посчитали лучшим не трогать здание.

После конфискации Свято-Духовой церкви у православных верующих, её иконостас разобрали и перенесли на сохранение в женский Спасо-Преображенский монастырь , который находился на том месте, где находятся в настоящее время здания Генеральной прокуратуры и кинотеатра «Победа». Отсюда в 1921 году этот иконостас попал в приходскую церковь деревни Прилепы, которая находится под Минском. Там его снова собрали и на Вербное воскресение освятили. Вместе с иконостасом в Прилепы перевезли ещё некоторые иконы, которые раньше находились в Свято-Духовой церкви. Среди них выделялись следующие: запрестольная икона Пресвятой Троицы, иконы равноапостольных Мефодия и Кирилла, бесребренников Космы и Дамиана, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары, апостола архидиакона и первомученика Стефана. Все они были уничтожены в 30-е годы во время закрытия храма в Прилепах…

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил Преосвященный Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский. По проекту инженера Антона Яковлевича Васильева в начале 1943 года в храме поставили новый трёхъярусный иконостас (разобранный в 1961 году). Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов.

Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелем церкви в военное время служил игумен Пантелеимон (фамилия неизвестна). Ему помогал иеромонах Юлиан (Троцкий). Позже к ним присоединился архимандрит Серафим (Шахмудь) (1901-1946), и в 1943 году он был назначен настоятелем Свято-Духовой церкви. Архимандрит Серафим пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в годы войны в открытии многих церквей. В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг неукоснительно строго. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. На допросах арестованный священнослужитель держался с мужеством. Не скрывая от «следователя» своих взглядов, архимандрит Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Россия была верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались…». В 1946 году священномученик скончался, находясь в заключении в тюрьме НКВД СССР. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века.

Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Стефанович Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. Протоиерей С.Баторевич в период с 1947 по 1951 годы являлся настоятелем Минского Свято-Духовского кафедрального собора. Одновременно он исполнял обязанности благочинного приходов города Минска и епархиального секретаря. По воспоминаниям прихожан, протоиерей С.Баторевич совершал богослужения благоговейно и ревностно. Он был замечательным проповедником, обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался 21 апреля 1960 года, на Пасху Христову, от последствий лучевой болезни, полученной в заключении.

После своего открытия в 1942 году Свято-Духова церковь более не закрывалась. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня – чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы . В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей.

В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары , котором была помещена частица святых мощей этой святой . В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери . У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой , а в криптовой части собора устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла , который действует как крестильная церковь.

С 1961 года Свято-Духову храму присвоен статус кафедрального собора Минской епархии.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. Изначально в здании, построенном в стиле белорусского барокко, находился православный монастырь Космы и Демьяна. Но в середине XVII века, когда повсеместно стала распространяться церковная уния, монастырь был частично разрушен и на его месте возведен католический собор, в котором разместился орден бернардинок. Только в 1945 году храм был снова возвращен православной церкви.

Главной реликвией считается чудотворная икона Минской Божьей Матери, находящаяся слева от царских ворот в резиденции кафедры Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Считается, что икона была написана евангелистом Лукой и долгое время она находилась в Византии, а после князь Владимир привез ее в Киев. Во время татарского нашествия с иконы были украдены все украшения, а сам лик брошен в воды Днепра. Но икона уцелела и чудесным образом явилась в Минске на одном из берегов Свислочи.

Другими реликвиями храма являются нетленные мощи святой Блаженной Софьи Слуцкой и частицы мощей Святой великомученицы Варвары. В криптовой части собора находится крестильный храм имени святых Кирилла и Мефодия.

Кафедральный католический собор

Главный католический кафедральный храм в Минске - костел Пресвятой Девы Марии расположен на Площади свободы. Его белые стены являются неотъемлемым элементом архитектуры всего Старого города. Непосредственная близость к православному Кафедральному собору олицетворяет собой символ уникальной религиозной терпимости.

После двух войн и во время религиозного преследования храм сильно пострадал. Навсегда оказались утерянными уникальные фрески и искусные деревянные фигуры двенадцати апостолов, украшавших вход в храм. Были уничтожены обе башни главного фасада, внутри разместился дом физкультуры общества "Спартак" со спортивными залами и тиром. И только в 1997 году силами минских католиков храму был возвращен его первоначальный облик.

Сегодня в нем совершаются богослужения, подтверждая звание главного храма Минско-Могилевской архиепархии Римско-Католической Церкви. Недавно беатифицированный Папа Иоанн Павел Второй подарил собору икону Непорочного Зачатия Девы Марии.

Свято-Духов кафедральный собор

В центре Минска находится кафедральный Свято-Духов собор, безусловное украшение города.

Его история начинается примерно с середины XVII века, когда здесь был построен католический монастырь бернардинок. Во время русско-польской войны храм бернардинок был сильно повреждён и освящался заново в августе 1687 г. епископом Виленским Николаем Слупски. В середине XIX века костёл минских бернардинок был закрыт, а спустя некоторое время храм начал новую жизнь под другим именем.

В 1860 г. бывший костёл, ставший православной церковью, был освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В 1870 г. храм переосвятили во имя Сошествия Святого Духа. В том же году при нём открыли мужской православный монастырь.

Церковь действовала до 1918 года, а потом с нее сняли кресты и отдали под помещение сначала пожарной команде, потом под архив, а потом и вовсе для содержания заключенных. Однако в военное время 1942 года храм возобновил службы. И больше не закрывался. В 1961 г. Свято-Духов храм стал собором. Ему присвоили статус главного храма православной Белоруссии.

Ценнейшими реликвиями собора являются мощи Блаженной Софии Слуцкой, частицы мощей Святой великомученицы Варвары и чудотворная икона Минской Божией Матери. Великолепны мозаичные иконы Пресвятой Троицы, святых Иоанна Предтечи, учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Прежде чем принять современный облик храм неоднократно перестраивался. Сейчас он выглядит как двухбашенная трехнефная базилика в стиле виленского барокко.

Собор Всех Святых

Собор Всех святых Минска расположен на пересечении улиц Всесвятской и Калиновской и принадлежит белорусскому экзархату Русской Православной церкви. Первый камень в его основание заложил Святейший Патриарх Алексий II в 1991 году. Через пять лет при участии президента Белоруссии и Митрополита Минского здесь заложили капсулу с памятной грамотой, содержащую в себе воззвание к потомкам. Высота храма вместе с крестом составляет 74 метра. Одновременно он сможет принять 1200 прихожан.

В октябре 2008 года на храм-памятник установили великолепные купола. Перед вознесением, они были торжественно освящены настоятелем прихода Феодором Повным при участии высокопоставленных гостей. В июле 2010 года в крипте собора состоялась церемония по захоронению останков трех неизвестных солдат, которые пали в сражениях трех войн – Первой мировой войны, Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны.

Собор Всех Святых – это одно из самых красивых православных строений в городе, архитектура которого считается современной и уникальной. Аналогов такому проекту вы не найдете нигде в мире. Храм включает в себя 504 ниши, которые со временем будут полостью заполнены хрустальными емкостями.


Достопримечательности Минска

Одной из самых значимых достопримечательностей православного Минска является Свято-Духов Кафедральный собор. Выделяясь среди окружающих зданий своей неповторимой красотой, это благородное, величавое сооружение вызывает восхищение гостей и жителей города.

А православные верующие стремятся в этот храм еще и потому, что здесь находится знаменитая чудотворная Минская икона Божьей Матери, известная своими чудесами далеко за пределами Беларуси.

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

Католический храм, ставший православной обителью

В 1633 году на том же самом месте построили новое здание, в котором находился монастырь для женщин, но уже католической веры. Спустя более чем 200 лет, этот католический храм стал снова православным во имя святых Кирилла и Мефодия. Во всех помещениях сделали необходимый ремонт, обустроили прекрасный иконостас.

В конце 1870 года здесь открылся мужской монастырь, освящённый чуть позже в честь Сошествия Святого Духа. В обители хранились редчайшие святыни: частичка мощей и икона святителя Никиты, уникальный раритет в виде портрета чудотворца Тихона Задонского, серебряные ковчежцы с хранившимися там частицами мощей многих святых.

На соборном престоле сберегалось старейшее Евангелие, которое сам лично переписал князь Слуцкий Юрий Олелько в 1582 году.

После произошедшей в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли, проводить богослужения в нём запретили. Многие вещи из храма попросту без следа исчезли. В здании оборудовали спортивный зал, а потом архив.

Только в 1943 году возобновились церковные Службы. На деньги одного жителя города воссоздали многоярусный иконостас и привнесли иконы.

Главный храм белорусского экзархата

За всё это время здание церкви неоднократно ремонтировалось и расширялось. С севера был пристроен придел в честь великомученицы Варвары. Он стал памятью о приделе Спасо-Преображенского монастыря для женщин, разрушенного в годы Второй Мировой войны.

После того как немцы после долгой оккупации покинули город, от монастырского здания остались только руины. Позже это место расчистили, там появился кинотеатр и новое здание прокуратуры.

С другой стороны был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен он в память о двух бывших церквях Минска, разрушенных в 30-е годы двадцатого века.

Свято-Духов кафедральный собор в Минске имеет еще и нижний ярус. Здесь обустроен придел во имя святых Кирилла и Мефодия. Сейчас там проводится Таинство Крещения.

До революции был ещё зимний придел в честь Николая Чудотворца. Размещался он в примыкающем к собору здании. Сейчас там открыта Воскресная школа. Дети могут посещать её уже с 5 лет. Есть и группа для молодёжи, и отдельная группа для людей взрослых. В школе есть хор и театральная студия.

Рядом с духовно-просветительским центром Минска (слева от собора Святого Духа) установлен памятник Иоанну Богослову,

на котором Ангел очень нежно оберегает и вдохновляет апостольского евангелиста в его творчестве.

Чудотворные святыни белорусского народа

Минский образ Пресвятой Богородицы

Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!

По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.

Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.

Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.

Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.

Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).

Чудотворные иконы

В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.

Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.

Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.

Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.

Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: .

Святые мощи

Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.

Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.

Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.

Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.

Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой , чьи нетленные мощи хранятся в города Муром.

Сюрпризы современного Минска

Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.

И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.

Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!

Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!

Где находится, как добраться

Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3.

Координаты: 53.90509, 27.556.

Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).

Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:

  • в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
  • в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
  • в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.

Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.

Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.

И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой гостеприимного белорусского города.

Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2016 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель.

На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

ул. Кирилла и Мефодия, 3

Вид с проспекта Машерова. 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от к нижнему рынку ().

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.


Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на против , где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в ).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*.

18 июля 2014 г. в газете «Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») опубликована статья журналиста Виктора Корбута «Елены прекрасный дар», открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе.

Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.

А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко—католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город»).

Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк—Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:

— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».

Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.

В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско—белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.

В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко—католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945—го хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).

Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

Кстати

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо—Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.