Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Кедров Владимир Викторович). Содом и Гомора чувашской православной епархии

25 июля митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава получил государственную награду - орден Почета. В тексте указа президента РФ Дмитрия Медведева сказано, что управляющий Чебоксарской епархией удостоен этой награды «за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность». Это не первая светская награда владыки - до этого он был награжден орденом Дружбы и стал лауреатом Государственной премии в области строительства и архитектуры. Митрополит Варнава в этом году отметил свой 80-летний юбилей, 55-летие служения в священном сане и 35-летие архиерейской хиротонии.

Детство

Митрополит Варнава (в миру - Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн, был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трехсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян.

В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем - священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок - 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна.

Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки, и вскоре она родила мальчика, которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.

Владыка Варнава вспоминает: «В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись - а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта.

В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов - мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна.

В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».

Начало церковного служения

«Когда открыли в Рязани Борисоглебский собор, - вспоминает митрополит Варнава, - я помогал при его ремонте, сначала как разнорабочий. Потом секретарь архиерея, протоиерей Симеон (Грацианский), пригласил иподиаконом к Рязанскому архиерею. Так я стал иподиаконом».

Владыка Варнава рассказывал, как однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, его после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Володя ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, - рассказывает владыка, - просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была - вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал.

Несмотря на трудную жизнь, было и много хорошего в ней, потому что Господь хранил и укреплял меня. Много раз я попадал в опасные ситуации, но благополучно выходил из них. В детстве мы с братом рыбачили и оказались на отколовшейся льдине. Брат перепрыгнул, а я оказался в воде, затянуло меня в водоворот, и не знаю, как выбрался целым и невредимым. По дороге в храм - а она была долгая! - я много раз шел мимо волков, стоящих вдоль дороги, но Господь хранил меня.

Архиепископ Николай (Чуфаровский), у которого я служил, уважал меня и доверял. Однажды я отпросился у него в Троице-Сергиеву Лавру, и мне там очень понравилось. Никому я об этом не говорил, но все время меня тянуло туда».

Один батюшка, который лично знал наместника Лавры архимандрита Пимена, будущего Патриарха, походатайствовал за Владимира. И отец-наместник согласился принять юношу в монастырь. Владыка вспоминает: «Без благословения матери уходить в монастырь мне не хотелось. А как его получить? Редкая мать согласится расстаться со своим чадом, тем более что моя мама рассчитывала жить со мной. И я поступил так: сказал ей, что хочу жениться. Она огорчилась. Тогда я спросил: может, мне пойти в монастырь? Мама ответила, что лучше идти в монахи, чем жениться. Больше ничего меня не удерживало в этом мире».

Лавра


22 мая 1955 года Владимир поступил послушником. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы и уже в январе 1956 года назначен ризничным Лавры. «Началась моя монашеская жизнь, - рассказывает владыка, - всякое случалось - и трудное, и горькое. Но я все переносил без упрека, полностью положившись на волю Божию, всегда повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». 15 лет не выходил за ворота монастыря; никогда не забывал, что назад пути нет. Когда было тяжело, закрывался в келии, становился на колени перед иконами с молитвой и сразу чувствовал облегчение».

Чебоксарская кафедра

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За 35 лет архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов, открыто Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

По благословению митрополита Варнавы в епархии создан Православный миссионерский центр. На приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка стал, как родной отец. В очереди на прием к митрополиту Варнаве, а он постоянно принимает людей, и сельская труженица, и университетский ученый, и врач, и учительница - для каждого найдется доброе слово и мудрый совет. Владыка постоянно служит, ездит по епархии, встречается со многими людьми. Имя владыки - Варнава - в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине - по имени и житие.

Я знаю владыку Варнаву 20 лет. Митрополит Варнава является для меня, и для многих-многих знающих его, примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря. Всегда буду помнить наказ владыки Варнавы: «Будь со Христом!». Со Христом и Его святой Церковью проводит всю свою жизнь и сам митрополит Варнава.

Справка

15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года - во иеромонаха. В 1960 году иеромонах Варнава (Кедров) был возведен в сан игумена, а в праздник преподобного Сергия, 8 октября 1965 года, возведен в сан архимандрита.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного и исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Варнава был членом Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен.

В 1984 году епископ Варнава возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2001 года, за внимание к усердному служению Церкви Божией, архиепископ Варнава был возведен в сан митрополита. Митрополит Варнава удостоен многих церковных и светских наград

Во внимание к усердным трудам на благо нашей Церкви, в связи с 80-летием со дня рождения, а также 55-летием служения в священном сане и грядущим 35-летием архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл удостоил митрополита Варнаву ордена преподобного Серафима Саровского I степени.

Материал подготовил Дмитрий Авдеев, член Союза писателей России

Епископ Русской православной церкви; митрополит Чебоксарский и Чувашский с 30 ноября 1976 года. Глава Чувашской митрополии. Лауреат Государственной премии РФ (2000).


Дед - протоиерей Иоанн Кедров служил в храме Апостола Иоанна Богослова с. Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован.Отец - Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту.Мать - Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей.1945 год - окончил среднюю школу.1951-1953 - пономарь в с. Бахмачеево Мервинского района Рязанской области.1953-1955 - иподиакон при Рязанском архиепископе Николае (Чуфаровском).С мая 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры, и был назначен помощником ризничного и посошником наместника.10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь Святого апостола Варнавы.С 18 января 1956 года - ризничный Лавры.с 15 февраля 1956 года - иеродиакон (рукоположен Патриархом Алексием)9 марта 1957 года в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха.С 1960 года - игумен.С 8 октября 1965 года - архимандрит.1970-1974 - благочинный Лавры.1970-1973 - исполняющий обязанности наместника Лавры.Член Поместного собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.7 сентября 1984 года возведён в сан архиепископа.С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.25 февраля 2001 года возведён в сан митрополита.17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение.

«Результативно и наступательно действовали в прошлом году органы контрразведки. Благодаря успешным спецоперациям была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб», - сказал российский президент.

Призёр Олимпийских игр-2016 Дарья Шмелёва сегодня выиграла золото чемпионата мира в Польше по велоспорту на треке в гите на 500 м. Это уже её вторая медаль на этом турнире.

В финале Шмелёва победила с результатом 33,012 секунды. Серебро выиграла украинка Елена Старикова (33,307). Бронзовую медаль в этой дисциплине завоевала австралийка Каарле Маккалох (33,419).

Чемпионат мира по велоспорту на треке проходит в польском Прушкове и завершится в воскресенье. Пока в активе сборной России по одной медали каждого достоинства.

Россияне Семен Павличенко, Виктория Демченко, а также экипаж саней-двоек в составе Александра Денисьева и Владислава Антонова заняли первое место в эстафете на этапе Кубка мира в Сочи.

Россияне показали результат 2 минуты 45,272 секунды. Второе место заняли немецкие саночники (+0,072 секунды), третьими стали представители Латвии (+0,127).

Сборная Германии заняла первое место в эстафетном зачете Кубка мира, набрав 525 очков. Российская команда стала второй, имея в активе 455 баллов. Третье место досталось латвийским саночникам (410).

Эстафета завершила соревновательную программу заключительного этапа Кубка мира. Российские саночники не смогли победить лишь в одном старте - в соревновании одиночных саней среди женщин. Всего сборная России завоевала на домашнем этапе шесть золотых, три серебряные и две бронзовые награды.

оссийский саночник Семен Павличенко выиграл соревнования на этапе Кубка мира в Сочи.

По сумме двух попыток Павличенко показал результат 1 минута 43,867 секунды. Второе место занял другой россиянин, Роман Репилов (+0,434). Третьим стал итальянский спортсмен Доминик Фишналлер (+0,460).

Россиянин Максим Аравин занял четвертое место (+0,574), Александр Степичев - пятое (+0,592), Александр Горбацевич - 24-е (+5,086).

Павличенко выиграл второй этап Кубка мира подряд и третий в сезоне. 27-летний саночник возглавил общий зачет Кубка мира (688 очков), на втором месте Репилов (633), на третьем - немец Йоханнес Людвиг (630), ставший в Сочи 12-м.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту завершится в воскресенье, когда состоятся спринты у женщин, мужчин и в санях-двойках, а также эстафета.

Россиянин Павел Кулижников завоевал золото чемпионата мира по конькобежному спорту в спринтерском многоборье, который завершился в Херенвене.

Кулижников третий раз в карьере победил на чемпионате мира в спринтерском многоборье (2015, 2016, 2019).

Российские саночники Александр Денисьев и Владислав Антонов в соревнованиях среди двухместных экипажей одержали победу в спринте на девятом этапе Кубка мира в Сочи.

Они победили, показав результат в 31,450 секунд и опередив на 0,011 секунд своих ближайших конкурентов - латвийских саночников Андриса Шицса и Юриса Шицса. Замкнули тройку призеров действующие чемпионы мира из Германии - Саша Бенеккен и Тони Эггерт (+0,074).

Еще один дуэт из России - Всеволод Кашкин и Константин Коршунов - занял четвертое место (+0,080).

В общем зачете на первом месте - Эггерт и Бенеккен (1050 очков), на втором - австрийцы Томас Штой и Лоренц Коллер, на третьем - саночники из Германии Тобиас Вендль и Тобиас Арльт. Денисьев и Антонов в общем зачете занимают 13-ю позицию.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту закончится в воскресенье.

Российская саночница Виктория Демченко стала победительницей в спринте на этапе Кубка мира в Сочи.

Спортсменка прошла дистанцию за 31,505 секунды. Второе и третье места заняли немки Даяна Айтбергер с отставанием 0,104 секунды и Натали Гайзенберг (+0,137).

Россиянка Екатерина Батурина заняла десятое место, а Татьяна Иванова - 11-е.

Также сейчас проходит чемпионат мира по лыжным гонкам в Австрии. Российский лыжник Александр Большунов занял второе место в скиатлоне, а Наталья Непряева - третье.

Российская биатлонистка Екатерина Юрлова-Перхт стала победительницей женской гонки преследования на чемпионате Европы в Белоруссии.

Россиянка, накануне ставшая серебряным призером в спринте, прошла с одним промахом дистанцию с четырьмя огневыми рубежами. На втором месте финишировала хозяйка трассы Ирина Кривко.

В сражении за бронзу сильнее оказалась немка Надин Хорхлер, которая опередила в финишном спурте представительницу Австрии Дуню Здуч.

Чемпионат Европы. Раубичи (Белоруссия)

Женщины. Гонка преследования. 10 км

1 (2). Екатерина Юрлова-Перхт (Россия) - 27.43,4 (1 промах)

2 (11). Ирина Кривко (Белоруссия) - +37,5 (1)

3 (15). Надин Хорхлер (Германия) - +49,4 (1)

4 января 2019 г. третий Superjet 100 авиакомпании Северсталь перелетел из центра поставки ГСС в Жуковском в базовый аэропорт авиакомпании Череповец. Борт с регистрационным номером RA-89119 и заводским 95154, второй поставленный ГСС SSJ-100 в этом году. Всего в Череповец должны прибыть 6 таких бортов.

В НПО имени Лавочкина параллельно с дорабатываемым сейчас третьим серийным спутником типа «Электро-Л» (запуск запланирован на осень 2019 года) начата работа по созданию еще двух однотипных тяжелых метеоспутников (№4 и №5). 1800-килограммовые космические аппараты строятся на российской платформе «Навигатор» с отечественным оборудованием.

Рабочая орбита «Электро-Л» - геостационарная (около 36000 км от Земли). Спутник имеет габариты 5,5 х 2,5 м и несет на борту сложное оборудование: гелиогеофизический аппаратурный комплекс ГГАК-Э, комплекс многоспектральной съёмки Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 1 км и 4 км соответственно (периодичность 10-30 минут), аппаратуру для приёма и ретрансляции данных от автономных метеорологических платформ и сигналов аварийных буев глобальной системы КОСПАС-SARSAT.

Космический аппарат «Электро-Л» рассчитан на время работы не менее 10 лет. В сборке его компонентов участвуют российские компании ИСС имени академика Решетнёва, ОАО «Сатурн», НПО «Сатурн», НПО «Факел», НПЦ «Полюс», «Российские космические системы», Ижевский радиозавод и другие. Запуск 4-го и 5-го спутников запланирован на 2021 и 2022 годы.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

В России разработано эффективное средство пылеподавления для использования против пыления металлургических и угольных шлаков в степных и пустынных условиях. Эта проблема представлена, например, в Казахстане, предприятия которого стали местом испытаний новой технологии.

Как сообщают ученые Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ, Томск), обеспечивающие процесс испытаний и внедрения решения на предприятиях «Евразийской ресурсной группы» в соседнем государстве, созданный в России реагент показал наиболее высокие результаты в тестах в реальных условиях, где в роли конкурентов принимали участие сразу 7 конкурирующих решений.
Российская разработка представляет собой концентрат, который разводят водой, готовым раствором поливают пылящую землю или поля. Через несколько часов реагент склеивает частицы пыли, которые образуют прочную и эластичную пленку. Покрытие может продержаться на поверхности от нескольких месяцев до года, в зависимости от режима обработки.

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Исследователи Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и Института химии твёрдого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук (ИХТТМ СО РАН) добились того, что их новая разработка сохраняя до 90% всех полезных веществ содержащихся в плодах рябины, имеет хороший вкус и низкую цену. Выбор рябины в качестве исходного сырья в Западной Сибири очевиден – здесь ее растет достаточно много. Плоды растения являются ценным поливитаминным сырьем: в них много витамина С, каротина, аскорбиновой кислоты, антиоксидантов, антибактериальных веществ и многочисленных микроэлементов. Использование в пищу разработанной добавки поддерживает иммунитет и позволяет избавиться от окислительных радикалов, которые вызывают инсульты, сердечные приступы, рак и другие болезни. Чтобы уйти от традиционной горечи рябины была использована инкапсуляция (размещение горького вещества в оболочке, которая позволяет исключить его влияние на окружающую среду): мелкие частицы порошка рябины поместили в полисахарид растительного происхождения.

Полученная в итоге добавка уже заинтересовала местных производителей продуктов. Добавив некоторое количество такого порошка, например, в творожный продукт не был изменен вкус, зато полезные его свойства серьезно возросли.

Добавим, что это не единственная разработка в России, которая представляет собой безвредную биологически активную добавку. Так уже не первый год в нашей стране производится интереснейший препарат гипорамин на основе экстракта листьев облепихи, представляющий собой полностью натуральный иммуномодулятор и сертифицированный по всем правилам как лекарственное средство.

Формирование образа

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

редставители отечественного оператора связи «Мегафон» сообщил об официально зафиксированном рекорде скорости передачи данных в российской сети 4-го поколения (4G, LTE). Результат был достигнут с использованием одного из флагманских смартфонов южнокорейской компании Samsung.

По данным специалистов мобильного оператора, максимальная скорость скачивания, которую им удалось получить составляет 1,059 Гбит/с. Загрузка данных осуществлялась с сервера «Мегафона». «Это стало возможным благодаря агрегации трех несущих по 20MHz, MIMO 4x4, модуляции 256QAM и программного обеспечения», - отмечается в сообщении. Такая скорость позволяет (при технической возможности мобильного устройства) смотреть онлайн-трансляцию (стрим) в разрешении до 4К (4096

Славянская мифология
Подробнее по этой теме см. Мороз (мифология).

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика

Новый российский промышленный робот «Аркодим» способен калибровать себя самостоятельно. Каждый пройденный миллиметр дает информацию для калибровки прохождения следующего миллиметра в режиме реального времени. При этом, робот может одновременно работать в технологическом процессе, где требуется перемещать с высокой точностью несколько разных предметов разного веса. Испытания показали, что опытный образец робота уверенно держит десятую долю миллиметра по всем трем направлениям.

Манипулятор чувствует внешние воздействия и при контакте с человеком моментально он это понимает и выбирает нужный сценарий поведения, начиная от простой остановки до комплексных сценариев. Это может быть обход препятствия или режим податливости, в котором человек может свободно перемещать робота. Схема управления нового робота и алгоритмы взаимодействия с внешней средой - главные отличия российского манипулятора от мировых аналогов. По словам разработчиков, известные аналоги используют дорогие силомоментные датчики.

течественная компания «Аркодим» и Университет Иннополис (Казань) сообщили об успешных испытаниях первого промышленного (коллаборативного) робота с двойными энкодерами.

Робот приводится в движение с помощью серводвигателей, крутящий момент которых передается на исполнительное звено посредством редукторов. На валу серводвигателя есть встроенный внутренний энкодер, который сообщает контроллеру робота положение вала. Теоретически, зная положение вала, контроллер «понимает» положение самого робота. Но теория от практики порой сильно отличается.
Один энкодер, как и у аналогичных разработок, стоит на валу двигателя, а вот второй установлен на корпусе самого звена робота и высчитывает погрешности, связанные не только с люфтом в редукторах, но и с деформациями самого корпуса робота в связи с приложенным к нему усилию при перемещении тех или иных объектов.

Содержание
1 История возникновения
1.1 Исследования
1.2 Славянская мифология
1.3 Формирование образа
2 Дед Мороз и православие
3 В России
4 В Белоруссии
5 На Украине
6 В советском и российском кинематографе
7 Галерея изображений
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
История возникновения
Исследования
В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.

Во многих источниках в последнее время распространяется информация об успешных тестах новейшей российской системы радиоэлектронного подавления искусственных спутников Земли – с полным выводом из строя радиоэлектронного оборудования космического аппарата с мобильного (!) наземного комплекса.

«Тирада-2.3» - так называется новая система представляет собой новый тип комплекса радиоэлектронной борьбы. Проект ведет свое начало с передовых разработок советских ученых конца 1980-х годов. Целенаправленное его развитие началось в 2001 году, с перерывами из-за проблем со смежными предприятиями и интересом со стороны заказчика, к 2018 году создателям «Тирады-2» удалось выйти на заданные, еще считающиеся во всех армиях мира фантастическими, характеристики. Проект действительно находится сейчас на заключительном этапе разработки, и наряду еще с пятью комплексами нового вооружения, отмечен заместителем председателя правительства РФ Юрием Борисовым как уникальный и приоритетный. Также сведения о большом прогрессе в создании комплекса имеются и от ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт» Минобороны России. Имеется документальное подтверждение факта работ – в отчетах разработчиков с завода «Электроприбор» (город Владимир).

Добавим, что пока не показан ни внешний вид нового комплекса, ни сообщаются его конкретные характеристики. Это связано с режимом секретности на текущем этапе испытаний «Триады-2.3».

Интересно, что в 2016 году в российских СМИ сообщалось о создании еще одной системы подавления спутников - «Комплекса радиоэлектронной борьбы для противодействия спутниковым системам на низких круговых орбитах» (КРБСС). Она создана Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом (МНИРТИ) при участии специалистов дизайн-центра микроэлектроники «НИИМА «Прогресс». Тогда уже сообщалось, что система успешно на значительной территории нейтрализует работу низкоорбитальных систем спутниковой связи, таких как Iridium, GlobalStar и OneWeb…

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

- Ваше Высокопреосвященство, какие особенности религиозной жизни русского и чувашского народов вы считаете наиболее значимыми?

Есть некоторые особенности: чуваши хотят, чтобы в их храмах были чувашские священники. Если я предлагаю русского, то берут только на время, даже если хороший, и то стараются не брать. Они еще не так давно были язычниками, у них осталось много примет, сохранилась особая традиция похорон. Чуваши - преданный, трудолюбивый, простой народ. Если они полюбят, то будут стоять за священника. Главное - чтобы полюбили.

- Во многих храмах Чувашии Священное Писание, Литургия и молитвы читаются на чувашском языке. А кто стал инициатором окончания перевода, начатого до революции И. Яковлевым?

В свое время мне пришлось хлопотать о возможности напечатать Священное Писание и богослужебные тексты на чувашском языке. И резолюцию от Патриарха Пимена я получил. Но в конце 80-х - начале 90-х годов работа остановилась. После избрания Патриарха Алексия II перевод был продолжен, помог отец Илья Карлинов. Будем надеяться, что в конце этого года Библия будет издана полностью на чувашском языке. Первый тираж составит примерно 10 тысяч экземпляров. Так что все, кто нуждается в Библии на чувашском языке, смогуг ее приобрести.

- Ваш дедушка был священником, а отец - выпускником Рязанской духовной семинарии. Оба прошли лагеря, оба пострадали за Христа. А как вы и ваша семья жили в те трудные годы?

Мой дедушка был священником храма Иоанна Богослова в селе Высоком Рязанской области. Его арестовали и отправили в лагерь зимой 1929 года. Когда его забирали, ему было под 70 лет. Все верующие любили его, все село, и когда увозили его на санях, народ шел следом и просил, чтобы его отпустили, но следователь сказал, что он сам виноват: «Вот если сейчас он откажется от сана, то мы его сразу отпустим». А дедушка сказал: «Что ж, я всю жизнь служил у престола и сейчас откажусь? Вроде бы я вас обманывал? Нет, я лучше пострадаю, но от сана не откажусь!» И тогда сказали народу: «Вот видите - он сам хочет! Так что не хлопочите за него!» Дедушку переводили из лагеря в лагерь, и в конце концов он скончался.

После ареста дедушки наш приход остался без священника. В это время духовенство приезжало к нам на богослужения из других приходов и власти хотели храм закрыть. В 1931 году Рязанским архиереем было принято решение рукоположить в священники моего отца. Уже назначена была диаконская хиротония на Прощеное воскресенье 1931 года, но власти узнали об этом и арестовали отца в четверг на Сырной неделе. Состоялся суд, отца осудили на 10 лет. Потом пришло устное сообщение, что он скончался. Умер он молодым - в 35 лет.

Я своего отца не видел, я родился спустя семь недель после его ареста. Дальше жизнь наша сложилась так. Было принято решение все имущество конфисковать, семью выселить. В Великую субботу пришли нас забирать (у меня еще были два брата и сестра, все маленькие). Но у мамы как раз начались роды, и нам сказали, что сейчас не будут нас трогать. А потом уже за нами не присылали. Семь других семей сослали, и они погибли.

Наша последующая жизнь сложилась очень тяжело. Поскольку мы были членами семьи священника, у нас отобрали дом.

Слава Богу, что я с детства ходил в храм. На всю область оставался открытым только один кладбищенский Скорбященский храм Рязани, мама водила меня туда. В 1946 году открылся Борисоглебский собор, я там помогал. Потом, в 1953 году, епископ Николай (Чуфаровский) взял меня к себе иподиаконом.

Помню, было мне 17 или 18 лет. Я вышел из храма, и меня заметила дежурившая рядом милиция. Меня схватили, я стал возмущаться: «Зачем меня забирать?» - «Не ваше дело!» Привели меня в милицию, посадили вместе с пьяницами, напечатали бумажку и сказали: «Подпишись, что больше не пойдешь в храм, чтобы не соблазнять молодежь». Я, конечно, не подписал. Меня начали избивать, говорили, что убьют, если не подпишу. Дело было под Великую пятницу, и я думал: «Спаситель страдал, как хорошо, что я тоже сподобился!» Били меня двое, но, как ни странно, я не чувствовал боли. Потом пришел какой-то начальник и меня отпустили. А наутро я опять пошел в храм. Больше меня не трогали.

Я оставался иподиаконом у епископа Николая до 1955 года. В мае на день Святителя Николая у владыки был день Ангела, шла торжественная служба. Я помню, как владыка прощался со мной перед народом: «Нам, - говорит, - жалко отпускать Володю, но он в такое место идет - в монастырь! Будем молиться за него, чтобы он был хорошим монахом». Очень меня владыка любил. В этот же день я поехал в Троице-Сергиеву лавру.

- Как вы приняли решение стать монахом?

Я думал об этом с детства. В монастырь было очень трудно попасть, в те годы их оставалось совсем мало. В 1954 году я поехал в Лавру помолиться, никого там не зная. Наместником там в то время был будущий Патриарх Пимен. Остановился я тогда в Рязани, у протоиерея Виктора Шаповальникова. И когда я вернулся из Лавры, отец Виктор начал меня расспрашивать, понравилось ли мне там, и спросил, не желаю ли я попасть туда. Я ответил, что в монастырь хочу, но в Лавру меня не возьмут, потому что там особенный монастырь. Потом сам отец Виктор съездил в Лавру попросить за меня наместника архимандрита Пимена. Они были близко знакомы, служили когда-то вместе в Ростове-на-Дону. Отец Виктор вернулся и сказал, что договорился насчет меня и надо срочно ехать. В тот момент я не был готов к такой спешке, даже с мамой не поговорил.

Я сразу же отправился к маме. Я знал, что она меня от себя не отпустит, потому что к тому времени я у нее один остался, братья и сестра разъехались. Тогда я решил взять обманом и сказал маме, что нашел себе невесту. Она, разумеется, сказала «нет», и тогда я предложил вариант - монастырь. «Да-да, - сказала она,- монастырь, конечно, лучше!» Но потом она все-таки узнала правду, благословила меня и подарила иконку. Так я и ушел в монастырь.

Приехал я в Лавру в мае 1955 года, там мне сразу выделили отдельную келью, на следующий день дали подрясник. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», меня постригли в монахи. На Сретение в 1956 году Патриарх Алексий I рукоположил меня в иеродиаконы, а спустя год - в иеромонахи.

Было это так. Каждый год на первой неделе Великого поста Патриарх приезжал в Лавру говеть. Исповедовался, читал Великий канон и в субботу служил иерейским чином Литургию в своих покоях. И когда он готовился, то сказал наместнику: «Я сегодня хочу рукоположить в иеромонахи кого-нибудь. Только хорошего, чтобы достойный был. Плохого не давайте!» В Крестовской церкви пел хор, присутствовали будущий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов), несколько братии, священник Константин Нечаев, будущий наместник Лавры иеродиакон Платон (Лобанков), иподиакон Алексей Остапов. Тогда меня рукоположили.

В 1960 году меня поставили игуменом. Менялись наместники - один, второй, но я нес послушание монастырю, был практически всем доволен и не думал оттуда уходить.

- Ваша архиерейская хиротония состоялась 30 ноября 1976 года. Расскажите об этом памятном событии.


- Когда я пришел в монастырь, ректор академии протоиерей Константин Ружицкий отнесся ко мне очень доброжелательно. Он как-то сказал мне: «Я помогу вам хорошо окончить семинарию. Потому что если вы останетесь необразованным, то в архиереи вы не годитесь!» Я ответил: «А я как раз не хочу в архиереи попасть». Но все-таки я стал архиереем. Как говорится, чему быть, того не миновать. Новый наместник, по словам Патриарха Пимена, вскоре решил перевести меня в Вильнюс. Но Святейший решил, что если не нужно мне быть в Лавре, то мне надо быть архиереем. Так состоялась моя хиротония.

Когда я стал епископом, как я помню, последний раз служил с Патриархом в Богоявленском храме на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. После этого я сразу поехал в Чебоксары. Все мои вещи остались в монастыре. Мне было 45 лет.

- Как вы начинали свое служение? С какими трудностями пришлось столкнуться в последующие годы?

В Чебоксарах мне сначала надо было обязательно сходить к уполномоченному по делам религий. Но я приехал в город зимой, под праздник Святителя Николая Чудотворца, и к уполномоченному идти времени не было. Позвонили ему по телефону, и он разрешил. На следующий день я пришел к уполномоченному Павлу Кондратьевичу Громову. Он был достаточно добрым человеком, но политика есть политика, Церковь ему полагалось зажимать. Пришел я к нему, а там какой-то посторонний человек сидит и дает мне наставления - убрать отца Илью, секретаря... «Вам подойдет другой священник. А этих надо убрать. Куда пожелаете. Не на месте они. Вы должны приходить ко мне в светской одежде, пономари должны пройти проверку у меня, по приходам не ездить, если только на какой-то юбилей, на учебу в семинарию без моего разрешения не направлять, желательно, чтобы и проповеди я тоже проверял».

И когда я все это выслушал, набрался смелости и сказал уполномоченному. «Павел Кондратьевич, я поеду в Синод и официально заявлю, что в епархии архиерей уже есть и мне там делать нечего. Скажу, что всем управляет уполномоченный». Сказал еще, что светскую одежду носить не буду, у меня ее нет. А он мне ответил: «Приходите ко мне через три дня. Подумайте о том, что я вам сейчас сказал!»

Прихожу я к Павлу Кондратьевичу через три дня, он в кабинете уже один. Спрашивает меня: «Ну как?» А я ему отвечаю: «Я остаюсь на своем!» - «Значит, мы с вами будем хорошо работать! - ответил он мне. - Вы не предатель и не хотите никого предавать!»

Были ситуации, когда мне приходилось сражаться. Отец Иоанн Адьюков делал свои свечи, это обнаружили и запретили. Уполномоченный вызвал меня и говорит: «Это нарушение, ты не имеешь права так делать». В то время была принята такая практика: я рукополагал священника и потом мы с ним вместе шли к уполномоченному на регистрацию. А насчет отца Иоанна уполномоченный сказал: «Пускай приезжает ко мне, я зарегистрирую, что он снят с должности». А я ему прямо ответил: «По канонам он ни в чем не виноват, а если у вас что-то нарушил, то вы и снимайте его регистрацию, а служить он будет. Притом восковые свечи нужны на престоле!» - «Как?» - «Так!» Он испугался и не отобрал регистрацию, не стал устраивать скандал.

В общем, ни одного священника при мне не сняли, и рукополагал я кого хотел и только потом представлял уполномоченному. Слава Богу, что за 33 года управления епархией у меня не было серьезных неприятностей. С властями я находил общий язык и никогда им не уступал.

Материалы раздела подготовили
священник Сергий Пушков,
иеродиакон Иосиф (Ключников),
Анна Курская.
Фото диакона Валерия Краснова

Митрополит Варнава был рукоположен в епископа Чувашского и Чебоксарского патриархом Пименом в 1976-м году. И с тех пор он, сын и внук репрессированных рязанских священников, воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, без малого 40 лет живет в Чувашии. На его глазах и при его непосредственном участии прошла вся драматическая церковная история XX века. Сегодня митрополит Варнава - один из старейших архиереев Русской Православной Церкви. В кратком интервью, которое уставший после службы владыка дал корреспондентам «Правмира», он рассказывает о своем общении с патриархом Алексием I, о хрущевских гонениях на Церковь, о русской деревне и о том, как он видит отношения между архипастырем и его паствой.

Ксения Лученко: Владыка, сегодня многим молодым людям уже трудно себе представить, какой была жизнь верующих людей в сталинские годы? У вас арестовали отца и деда. И как дальше жила ваша семья после этого?

Митрополит Варнава: Дедушку моего забрали в 29-м году. Зимой. А народ очень любил его. Тогда машин не было, увозили на санях - народ стал бастовать. Те, кто увозил, вопросы начали задавать прямо там, в санях: «ты отказываешься от своего сана?». А он говорит: «Как же отказываться, я же служил, что же, обманывать, что ли?» - «Ну вот тогда тебя отпустим, если откажешься» - «Нет, я предателем не буду». Вот такая вера была, до конца жизни. На все шли люди, - и страдали, и их убивали, а они от своей веры не отступали.

Идти за Христом легко - знать свою дорогу, не сворачивать. Когда мы шли, мы ничего не боялись, и Господь помогал всегда. А кто не укреплен, кто был «между прочим», отпадали. А сейчас все верующие - и верующих мало. Какие верующие в наше время? А тогда сам режим сдерживал людей. Если верующий человек, он уже до конца шел. Тогда люди хорошие были.

- А как к вашей семье потом относились?

Гонимы были все время.

Но ребенку ведь очень трудно это переживать, когда все ровесники ходят строем и верят в коммунизм, а вы как? Тяжело же было?

Я родился без папы уже. Хотели забрать и маму. Пришли забирать, выселяли куда-то в необитаемые места, но поскольку мама собиралась меня рожать, ее сказали пока оставить. Так и осталась. А семь других семей сослали, и только один человек оттуда вернулся.

У нас дом отобрали, огород - все отобрали. Я ходил воровать яблоки в свой старый сад. Дом-то небольшой был, а кругом дома сад. Яблоки летом нападали, а собрать нельзя: сад-то уже не наш. Яблоки червивые валяются, гниют, а нельзя поднимать. Такая жизнь была, она укрепила. Мы шли за Христом, все отдавая, никуда не сворачивая. Господь помогает. У меня были два брата и сестра, сестра еще жива, ей 90 лет в этом году. И мама нас одна вырастила и воспитала.

- Вы начинали свой взрослый церковный путь в Троице-Сергиевой лавре…

До Лавры я был еще алтарником в селе Матвеево, где служил мой дядя. Когда я пошел в лавру, мне было 23 года.

- Какая была Лавра тогда?

Было много старцев, все священнослужители и монахи - отсидевшие, по тридцать лет многие просидели в тюрьме, все прошли. Я застал тех старцев, которые были до закрытия Лавры, а когда ее вновь открыли, они вернулись. Это были подвижники. Сейчас не найдешь ни одного такого. В Лавре было легко жить, наставников много было, с кем посоветоваться на духовные темы, они направляли на путь истинный. Когда старцы стали умирать, я был уже укреплен.

Машина в Лавре была только у наместника, сейчас у монахов машин полно. Телефон тоже был только у наместника, телевизоров вообще не было. А сейчас у каждого есть телефон, и телевизоры уже есть. Тогда жизнь очень благодатная была в Лавре, очень хорошая.

- Сохранилось ли преемство с тем временем?

Все потеряно. Другие люди стали. Вот сейчас отец Кирилл Павлов уже совсем плох, у него было преемство. Немножко отец Наум и отец Варфоломей застали старцев. А остальные все новые. За 37 лет, что я провел на Чувашской кафедре, уехав из Лавры, все обновилось, сейчас я туда приезжаю, никого не знаю.

Вы довольно близко знали патриарха Алексия I. Каким он был? Говорят, очень чувствовалось его аристократическое происхождение?

Да, он был человеком очень культурным, очень благочестивым. Никогда пост не нарушал, мяса никогда не ел. И Пимен так же. Патриарх Алексий меня рукополагал в дьяконы, иеромонахи, в архимандриты возводил. Так что я с ним знаком был.

- Расскажите, как приходилось выстраивать взаимоотношения с властью?

С властью было очень трудно. Во время самых гонений при Хрущеве наместником Лавры был архимандрит Пимен (Хмелевский), по образованию - юрист. И он спасал Лавру. Лавру уже наметили закрывать.

Например, такие моменты были: монахов обложили налогом: за питание, за кельи. Писали отчеты, сколько монахов и сколько на них тратится. Он ездил в Москву и хлопотал, все сняли. Потом придумали, что монах должен быть не младше тридцати лет, начали выписывать тех, кому не было тридцати.

Снова ему пришлось стараться, чтобы никого не трогали. Потом воду перекрыли всю. И вот как хочешь. Возили с источника. На измор брали. А в Лавре, там, где сейчас книгами торгуют, около ворот был офис, где принимали иностранцев. Они туда все обязательно заходили, там их экскурсоводы ждали и там же был туалет. А воды-то нет! Мы не стали специально там ничего убирать. Пришли иностранцы, а им сходить надо. Ну и сразу шуму наделали: какое безобразие! Ну, и того, кто воду перекрыл, сняли. Отец Пимен был мудрый наместник.

А вот Почаевскую Лавру уже почти совсем закрыли. Я отдыхал в Одессе, и там как раз в то время были патриарх Алексий и митрополит Пимен, который тогда был управделами. И приходит сигнал, что в Почаеве беда: даже кухню уже закрыли, печку сломали. Ну, и решили, что туда, никого не предупреждая, поедет митрополит Пимен и меня благословили с ним ехать.

Велели только строго-настрого никому не рассказывать, что в Почаев едет управделами. Машины туда не пускали. Митрополит сел в машину спереди с водителем, очень солидно. И мы их застали врасплох: как мы подъедем - все разбегаются, вот и пропустили.

Там тогда был епископ Дамиан, так и он не знал, что мы приедем. Пришли, а они обедают как раз. Там мясо у них оказалось, но все сразу исчезло со стола, епископ растерялся, клобук никакой не надел, выскочил встречать.

По всей Лавре торчат антирелигиозные плакаты. Например, висит большое изображение Божьей Матери, слезы у Нее текут и кошелек: «подайте, мне жить нечем». Разные были карикатуры. Мы сфотографировали все эти безобразия.

Послужили, народ все равно пришел: хоть никого и не пускали, а народу полно было. Когда мы вернулись в Одессу, патриарху уже доложили, и он поехал в Москву, там все наши материалы показал, и все остановили. Патриарх Алексий помогал, но во всем невозможно помочь. Он Лавру отстоял, Печоры тоже отстоял.

Были гонения, но у кормила находились люди стойкие, они стояли за обитель, за братию, не отступали. Например, такой момент был уже при патриархе Пимене. Я был за наместника в Лавре, когда наместник Августин болел и жил в Астрахани.

Вызвали меня и сказали, что молодые монахи должны уехать в 24 часа. Если вы их не выселите, вас выселим. Что делать? Это было уже к вечеру, я поехал к патриарху. К патриарху Пимену было легко попасть. Он меня принял и выслушал, и сказал: «пускай они никуда не выходят из кельи, иначе их сразу заберут». Дал мне такой наказ.

На другой день он звонит: «все уладил, пускай выходят». Так они и остались. Вот такое было время. И хорошо, что там такие люди были. С Богом - хорошо, и Господь помогает, и вразумляет, и тех людей вразумляет, кто хочет обижать.

- Вы уже почти 40 лет руководите Чувашской епархией. Это же трудно - приезжать на чужую землю, которую нужно полюбить? Это испытание. Вы помните, как приехали?

Полюбить я должен был сразу, потому что я приехал любить. С Богом не тяжело. Первым делом, когда приезжаешь, нужно обязательно идти на поклон к уполномоченному по делам религии. Я не успел, потому что это был Никола Зимний, нужно было служить. Так что на Николин день я отслужил, а потом на другой день пошел. Там сидел уполномоченный Павел Кондратьевич.

И он начал мне давать распоряжения: секретаря сменить, вот того поставить, настоятеля снять, мол, коррупция у них. «Ко мне приходи на прием в светской одежде, - говорит, - по приходам никуда не езди без моего разрешения. Проповедь только через меня, семинаристов через меня посылать. Рукополагать ни в коем случае нельзя» - такие дал мне наставления.

Я выслушал и отвечаю: «светской одежды у меня нет и никогда не было, секретарь меня устраивает, он же у меня работает, не у вас. В семинарию я сам знаю, кого посылать. Проповедь я обязательно буду говорить. Как вы будете проверять? Вы - нецерковный человек, а чтобы проповеди проверять, надо богословское образование иметь».

Через три дня прихожу к нему, говорю, что если он настаивает, то я еду в Синод к Патриарху и заявляю, что у меня управляющий епархии есть уже - уполномоченный, так что мне тут делать нечего. Он сразу переменился: «А, вот, вы - не предатель. Другим скажешь, а они сразу храм закрывают, а вы - честный человек». Хотя вообще им-то, конечно, на руку было, чтобы я согласился.

Сейчас рукополагают много молодых архиереев, может быть, вы могли бы дать совет, с чего им начинать в новой епархии?

Они должны быть подготовлены, а если не готовы, то им надо от архиерейства отказываться. Их ведь вызывают и спрашивают, они все соглашаются. Когда меня вызывали, другое положение было: решили - и все, у тебя послушание.

- Какие ваши главные принципы вашего управления епархией?

Соблюдать все каноны церковные и богослужения, воспитывать паству. Проповедь должна не только на словах быть, но и в жизни. Самая главная проповедь - когда люди с тебя пример берут. А если будешь красиво говорить, а жизнь не христианская, то это, конечно…

- Людям-то не особо видно, какая жизнь.

Видно, сразу видно. По поведению. По гостям ходит, а может, и выпьет, на службу опаздывает, службу кое-как послужит, проповедь не говорит. Люди с хлебом пришли, а он говорит, мол, спешу, мне некогда. А если он будет внимательный к народу, сам будет опрятный, то и люди в храмы пойдут.

Каждому верующему надо уделять особое внимание. Не только грамотных, но и ненормальных надо ласкать. Всех надо любить. И болящих. Быть настоящим пастырем. И когда кто приходит, всегда помочь. А если новый архиерей закрылся в своей клетке и сидит, никого не принимает, то какой же это архиерей? Надо быть с народом, и народ с тобой будет.

- А Ваши чуваши - они какой народ?

Очень добрые и трудолюбивые. Когда я приехал, еще многие в лаптях ходили. Ели деревянными ложками из одной миски. Но сейчас уже чисто, ложки и вилки везде есть. И дороги везде есть.

А тогда… Приехал однажды в один деревенский храм, а я неискушенный еще был. Так там простыня вообще никогда не стиранная, как будто ножом скоблили. Ну, я так лег, потом подумал: «нет, буду с собой брать свое чистое». А дорог-то не было, я тогда ездил с вечера, иначе утром не успеешь к службе. А в некоторые места приходилось на самолете.

- Вы ездили во все храмы по епархии, служили?

Да, 35 храмов было, все объезжал. Где на телеге довезут, где на тракторе. Сейчас проложили, слава Богу, дороги.

- А деревни сейчас остались по-прежнему?

Умирают, умирают очень много. Порецкий район весь вымирает. Было большое село, теперь от дома до дома пешком далеко идти. Было 700 дворов, сейчас 300 осталось. Они даже не то, что умирают, они все в город расходятся. Поля все пустеют, бурьяном растут.

Люди хотят в городе жить. Не хотят в деревне. Раньше как было, когда я был подростком? Никому не разрешали в город ехать, молодежь оставалась в деревнях. Я когда стал устраиваться иподьяконом в Рязани, мне было 18 лет, а паспорт невозможно получить было. Не давали. То есть, никто не мог в Рязани работать. Мне пришлось с хлопотами, по знакомству, получать паспорт.

- Но ведь насильно же нельзя заставлять

Ну, а как хотите… Поля все были убраны, ничего не пропадало, все засеяно было, а хлеба такие были, выше роста человека. Травы никакой не было, чистые поля были, только васильки. Рожь и васильки. Косили рожь косой, жали. Потом вязали снопы, складывали скирды. Молотили: палка, вторая палка, и бьют по колосьям. А соломой крыли крыши. Железа не было. Солома несколько десятков лет не менялась, не портилась. В нашем доме, где я жил, пятьдесят лет соломе было, потом уже стала протекать.

Скажите, вот сейчас идут дискуссии о связи исповеди и причастия. Если люди на каждой литургии причащаются, живут постоянной церковной жизнью, то можно ли, на ваш взгляд, исповедоваться реже, чем перед каждым причастием?

Я вам одно скажу: если вы безгрешны, можете год не исповедоваться. Если у вас совесть уснула, спокойная, исповедуйтесь тогда - найдутся и грехи. А с грехами нельзя причащаться. Нет грехов - пожалуйста, причащайтесь. Какая проблема?

- А что вы думаете насчет перевода богослужения на русский язык, можно ли Евангелие по-русски читать?

Это можно, а почему нельзя? На чувашском здесь читают, а почему на русском нельзя? Можно. Но песнопения на русском не поются. Даже «Радуйся, Невеста неневестная» будет «Радуйся, Невеста незасватанная», куда это годится? А Евангелие по-русски - это неплохо, это не преступление.

Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Кедров Владимир Викторович).
Родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области (предки его были священниками и служили в храме села Высокое с XVII века; только отец не стал священником, окончив лишь Рязанскую духовную семинарию). В 1945 году окончил среднюю школу.
В 1952-53 годах прислуживал в храме Святой Троицы в селе Бахмачеево Рязанской области.
В 1953-1955 годах был иподиаконом в кафедральном соборе святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани.
В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой лавры и был назначен помощником ризничего.
10 декабря того же года наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым) пострижен в монашество с наречением имени в честь святого апостола Варнавы.
18 января 1956 года назначен ризничим лавры.
15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона.
9 марта 1957 года в Крестовом храме лавры во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха. В 1958 году награжден наперсным крестом.
В 1960 году возведен в сан игумена. В 1963 году награжден крестом с украшениями.
В 1965 году возведен в сан архимандрита.
В 1970 году назначен благочинным лавры. В 1971 году от братии Троице-Сергиевой лавры был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви.
30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим,архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.
В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.
7 сентября 1984 года возведен в сан архиепископа.
27-31 октября 1984 года сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.
В 2001 году возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 года назначен (журнал № 91) главой Чувашской митрополии и утвержден (журнал № 103) в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары Республики Чувашия.

Фото Анны Гальпериной