Что такое либеральные ценности. Либерализм и традиционные ценности. Либерализмом - это что такое
Гражданину любого современного демократического общества сложно представить, что всего 100 лет назад у его предков не было доброй половины тех прав и возможностей, которые сегодня всеми воспринимаются как должное. Более того, далеко не все знают, что многие гражданские свободы, которыми мы сегодня так гордимся, являются важнейшие ценностями либерализма. Давайте узнаем, что же это за философское течение и каковы его основные идеи.
Либерализмом - это что такое?
Данным словом называется послужившее основой для формирования идеологии, которая считает высшей ценностью человеческого общества наличие у его членов целого ряда прав и свобод.
Приверженцы этих идей считают, что независимость личности должна распространяться на все сферы жизни. По этой причине выделяют культурный, социальный, экономический и политический либерализм.
Основные ценности рассматриваемой идеологии сосредоточены не на благе общества в целом, а на каждом конкретном его представителе. Так, либералы считают, что благо каждого гражданина автоматически ведет к процветанию всей страны, а не наоборот.
Этимология термина и краткая историческая справка
Слово «либерализм», как ни странно, является родственным названиям двух известных брендов-производителей гигиенических товаров - Libero и Libresse. Все эти термины образованы от латинских слов liber - "свободный" и libertatem - "свобода".
Впоследствии от них во многих языках возникло слово "свобода". В итальянском это libertà, в английском - liberty, во французском - liberté, в испанском - libertad.
Истоки рассматриваемой идеологии следует искать в Древнем Риме. Так, на протяжении истории этой империи между патрициями (аналог дворянства) и плебеями (граждане низкого происхождения, считались вторым сортом) постоянно велись споры о равенстве в правах и обязательствах перед законом. При этом один из императоров-философов в своих трудах о политическом устройстве общества представлял идеальное государство как такое, в котором все граждане равны независимо от происхождения.
На протяжении последующих веков периодически наиболее прогрессивные политики и философы приходили к мысли о необходимости переориентации общества на ценности либерализма. Чаще всего это происходило в моменты, когда граждане государств разочаровывались в абсолютной монархии (вся власть и права у дворянства) или управлении обществом церковью.
Наиболее известные мыслители, пропагандирующие ценности и идеалы либерализма - это Джон Локк, Шарль Луи де Монтескье, Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные деятели не всегда были едины в понимании того, какой именно должна быть пропагандируемая ими идеология.
К примеру, одним из камней преткновения был вопрос о частной собственности. Дело в том, что наличие ее считалось одной из главных ценностей общества. Однако в XVIII-XIX вв. большая часть собственности в любом государстве была сосредоточена у правящей элиты, а значит, только она могла полноценно пользоваться всеми правами и свободами либералистической идеологии. Однако это противоречило принципу равных возможностей для всех граждан.
К слову, практически вокруг каждой из ценностей либерализма велись споры. Так, очень много вопросов вызывали функции власти. Одни мыслители полагали, что она должна только следить за соблюдением закона, не вмешиваясь ни в какие процессы.
Однако такая позиция играла на руку только власть имущим, ибо аннулировала любую государственную помощь социально незащищенным членам общества. Кроме того, она создавала благотворную почву для монополизации в бизнесе, что противоречило принципу свободной рыночной экономики. Кстати, в США (первой стране мира, решившей построить свое общество на основе либеральных ценностей) невмешательство государства в развитие экономических процессов привело к Великой депрессии. После нее было решено пересмотреть этот принцип и разрешить властям осуществлять регулирующую функцию в экономической сфере. Парадоксально, но спустя чуть более 70 лет злоупотребление этим правом способствовало возникновению кризиса 2008 г.
Почему в Российской империи слово «либерал» носило негативный оттенок
Как понятно из этимологии термина «либерализм», эта идеология выступает за предоставление личности свободы. Почему же тогда в российском языке данный термин носит негативный оттенок?
Дело в том, что либерально настроенные мыслители практически во все века протестовали против неограниченности прав правителей и требовали, чтобы все граждане были равны перед законом независимо от их положения и благосостояния.
Также они критиковали идею божественного происхождения власти, считая, что глава государства должен служить на благо своего народа, а не использовать его для удовлетворения собственных амбиций и прихотей.
Естественно, такое отношение к правящей элите во многих монархических странах попросту не могло восприниматься хорошо. Из-за этого в XVIII в. в Российской империи и Великобритании власть имущие негативно воспринимали либеральные идеи, а сам термин позиционировался как опасное вольнодумство.
Парадоксально, но спустя 100 лет Британской империей были пересмотрены взгляды на эту идеологию, и термин приобрел позитивное значение, как и во всем мире.
А вот в России, несмотря на революцию 1917 г. и радикальное изменение общественного уклада страны, название философского течения и идеологии до сих пор носят негативный оттенок.
Основные ценности либерализма
Разобравшись со значением и происхождением рассматриваемого термина, стоит узнать, на каких именно принципах он зиждется:
- Свобода.
- Индивидуализм.
- Права человека.
- Плюрализм
- Номократия.
- Эгалитаризм.
- Рационализм.
- Прогрессизм.
Свобода
Узнав об основополагающих ценностях либерализма, стоит рассмотреть каждую из них подробнее.
Прежде всего личности. Это значит, что каждый представитель общества имеет право произвольного выбора профессии, вероисповедания, образа жизни и стиля одежды, сексуальной ориентации, семейного положения, количества детей и т. п.
Право на независимость имеют абсолютно все люди, без разделения их по расам и классам. Иными словами, свобода каждого индивидуума определяет свободу всего общества, а не наоборот.
При этом теоретики и практики либерализма прекрасно понимали, что грань между независимостью и вседозволенностью крайне тонка. И часто поведение, которое один считает позволительным, может нанести непоправимый вред другому. По этой причине рассматриваемая идеология подразумевает свободу личности в рамках закона.
Индивидуализм
Среди других ценностей либерализма числится индивидуализм. В отличие от социализма, здесь общество ориентировано не на попытки объединить всех граждан в коллективы (стремясь сделать всех максимально одинаковыми). Его цель - стремление максимально способствовать развитию творческой индивидуальности каждого.
Права
Также в либеральном обществе гражданин имеет довольно широкий спектр прав. Одним из главных является возможность обладать частной собственностью и бизнесом.
При этом стоит помнить, что если человек имеет на что-то право - это не значит, что оно у него обязательно есть.
Главные ценности либерализма: номократия и эгалитаризм
Несмотря на кажущееся попустительское отношения к поведению своих граждан, либеральная идеология довольно сбалансирована. Помимо множества прав и свобод, человек в обществе (построенном на ее основе) несет ответственность перед законом. Причем перед ним равны абсолютно все: от короля/президента/правителя до самого бедного безродного гражданина.
Среди других важных принципов и ценностей либерализма - отсутствие разделения общества на классы (эгалитаризм). Согласно этой все граждане имеют не только равные права и обязанности, но и возможности.
Таким образом, независимо от того, в какой семье родился ребенок, если он обладает талантом и стремится его развивать - он может учиться и работать в лучших учреждениях государства.
Если отпрыск родовитой или состоятельной семьи - бездарь, он не может получить диплом хорошего вуза и занять важную должность по протекции родителей, а будет имеет только то, что заслуживает.
Стоит отметить, что зачатки эгалитаризма были еще в Римской империи. Тогда это явление носило название «клиентела». Суть состояла в том, что безродные, но талантливые люди (их называли «клиентами») могли заслужить покровительство знатных родов и даже войти в их состав на равных правах. Заключая с меценатами двусторонний контракт о поддержке, такие граждане получали возможность сделать политическую или любую другую карьеру. Таким образом, талантливым гражданам была дана возможность реализовать свои способности на благо государства.
Римская знать (патриции) на протяжении всей истории боролась с клиентелой, хотя именно она способствовала процветанию империи. Когда же права клиентов удалось ограничить, в течение нескольких десятилетий сильнейшее государство мира пало.
Интересно, что подобная тенденция впоследствии не раз наблюдалась в истории. Если общество полностью или хотя бы частично отказывалось от элитарности - оно процветало. А когда отказывалось от эгалитаризма - начинался застой, а после и упадок.
Плюрализм
Рассматривая политические ценности либерализма, стоит обратить внимание на плюрализм. Такое название носит позиция, согласно которой по любому вопросу одновременно может быть несколько мнений, и ни одно из них не имеет превосходства.
В политике это явление способствует возникновению многопартийности; в религии - возможности мирного сосуществовании разных деноминаций (суперэкуменизм).
Рационализм и прогрессизм
Кроме всего вышеперечисленного, приверженцы либерализма верят в торжество прогресса и возможность изменить мир к лучшему, используя рациональный подход.
По их мнению, возможности науки и человеческого разума очень велики, и если все это грамотно использовать для общественного блага - планета будет процветать еще многие тысячелетия.
Рассмотрев основные принципы и ценности либерализма, можно сделать вывод, что эта идеология в теории одна из самых прогрессивных в мире. Однако несмотря на красоту идей, реализация некоторых из них на практике не всегда приводит к желаемому результату. По этой причине в современном мире наиболее прогрессивной идеологией для общества является хотя и она еще далека от совершенства.
В качестве своих основных ценностей и приоритетов либерализм выдвигает следующие позиции.
Во-первых, это максимально широкая свобода индивида во всех сферах общественной жизни. При этом либералы, в частности, Исайя Берлин (1909-1997), полагают, что она все же «не может быть безграничной, ибо тогда все непрерывно сталкивались бы друг с другом, и “естественная” свобода привела бы к социальному хаосу, при котором не удовлетворялись бы даже минимальные нужды, а свободу слабых подавили бы сильные» (Берлин 2001а: 127). Разумное ограничение свободы закрепляется общественным договором, предполагающим конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов. Говоря о свободе как о либеральной ценности, стоит упомянуть и крайне популярную среди либералов идею о необходимости добровольного согласия подчиненных на власть над ними. Кроме того, ранние, или классические, либералы были приверженцами «негативного» понимания свободы, не предполагающего какого-либо сдерживания индивидов, намеревающихся сознательно нанести физический или моральный ущерб себе лично.
Во-вторых, в роли базового экономического, политического и социального принципа выступает индивидуализм.
При этом, однако, либерализм защищает не индивидуализм «вообще», зачастую оказывающийся непродуктивным, но автономную активность, направляемую в социально конструктивное русло. Так же обстоит дело и со свободой: задача либерализма - не декларация свободы индивида «вообще», но защита свободы той личности, которая достигла определенного уровня развития и доказала на основе выдвигаемых либерализмом критериев свой высокий цивилизационный статус. Причем, в то время как классические либералы и так называемые новые правые отстаивают эгоистический индивидуализм, основывающийся на преследовании самодостаточной личностью своих узких интересов, современные либералы в основном защищают развивающий индивидуализм, ставящий человеческое развитие выше эгоистичного удовлетворения собственных потребностей.
В-третьих, либерализм пропагандирует правовое и политическое равенство, трактуемое, прежде всего, как равенство возможностей, поскольку все люди рождены одинаково свободными. В силу этого наиболее важными видами формального равенства оказываются легальное равенство и политическое равенство. Данные категории равенства признаются вполне справедливыми - в отличие от имущественного равенства, которое несправедливо, ибо игнорирует личностную неодинаковость людей в плане их социальной активности. Равенство в 99 свободе выступает одним из оснований либеральной морали.
Исходя из принципа равенства, либеральная доктрина не признает сословных и прочих привилегий, не обусловленных индивидуальным усилием человека.
В-четвертых, терпимость и плюрализм рассматриваются либерализмом в качестве важнейших основ социальнополитического взаимодействия в обществе. Этот принцип связан со всеми вышеперечисленными и напрямую вытекает из них. Важно отметить, что сочетание идеалов свободы, индивидуализма, равенства и терпимости в идеологии классического либерализма образует линию внутреннего напряжения, которая с эволюцией либеральной идеологии становится все более выраженной и значимой. Гармоничное их единство, на которое рассчитывал классический либерализм, оказалось невозможным, и нынешняя эпоха являет все больше подтверждений этому.
Наконец, в-пятых, либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и при этом сугубо рационалистична, то есть исходит из веры в прогресс и силу человеческого разума. Как отмечает Иммануил Валлерстайн (р. 1930), она всегда «отражала уверенность в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс» (Валлерстайн 2003: 78). Либерализм рассматривает историю как однозначно прогрессивный процесс, подверженный рациональному управлению. В середине XIX века, развивая данную установку, идеологи британской партии вигов сформулировали принцип мелиоризма, согласно которому человечество может и должно постоянно совершенствоваться. Приверженность этому убеждению отличает либералов и сегодня, представляя собой одну из важнейших составляющих
Либерализм
Ирина БусыгинаАндрей Захаров
Истоки либерализма
Либерализм представляет собой довольно старую систему взглядов и убеждений. Иногда его генеалогию даже возводят к Великой хартии вольностей, которая в XIII столетии ограничила абсолютизм королевской власти в Англии. Приверженность «свободам» в экономике, политике, социальной жизни органически связывает классический либерализм с генезисом буржуазного общества, становлением рыночных отношений, борьбой с феодализмом.
Либерализм как идеология, наряду с социализмом и консерватизмом, определял фундаментальные принципы и направления общественного развития начиная с конца XVIII века. И в качестве таковой в большей степени, нежели конкурирующие с ним течения, оказался способным к серьезной эволюции, поскольку смог сочетать в себе не слишком совместимые, а зачастую и явно противоречивые идеи, доктрины и концепции. Говоря о причинах популярности либеральной идеи, важно отметить, что либерализм считает своей целью благополучие и счастье не социальных групп, а всех людей и, следовательно, расширение возможностей, обеспечивающих личности беспрепятственное развитие. Именно об этом заявили его апологеты из числа английских утилитаристов: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей».
Основы классического либерализма были заложены Джоном Локком и Адамом Смитом, которые провозгласили права на «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Этим они существенно повлияли, в частности, на Американскую революцию 1776 года. Позже, в XIX веке, либеральную мысль развивали Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Милль. В XX столетии наиболее заметными теоретиками либерализма были экономисты, в частности Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Центральным в классическом либерализме является идеал практически неограниченного индивидуализма. Именно из этого идеала выводится представление о государстве как о «ночном стороже», который занимается по преимуществу проблемами внешней безопасности и не вмешивается в экономическую и социально-политическую жизнь общества.
На тезисах Джона Локка развивалась концепция либеральной демократии; он разработал теорию общественного договора и естественного права. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты и развиты затем Шарлем Монтескьё и другими мыслителями. В противовес концепции эгоистического человека, выдвинутой Томасом Гоббсом, Локк утверждал, что в естественном состоянии все люди свободны и равны, а значит, не враждуют друг с другом, так как поведение человека изначально подчиняется морально-этическим установлениям, имеющим божественное происхождение и силу природных законов.
Исходное положение локковской доктрины - независимость индивида, из которой вытекают тезисы о труде как основании и оправдании собственности, а также о договорном характере полномочий государства.
На классический вопрос Гоббса «если имеет место "война всех против всех", то каким образом возможен социальный порядок?» Локк дал следующий ответ, выражающий суть либеральной альтернативы: восстановление социального порядка из хаоса возможно лишь при обеспечении автономного пространства для каждой личности. Таким образом, социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных лиц и оправдывается в той мере, в какой он защищает права личности (В. Леонтович).
Согласно либеральным идеологам, минимальное пространство личной свободы можно гарантировать лишь в том случае, если естественный индивидуализм будет введен в рамки закона. «Либерал вполне ясно понимает, что без помощи принуждения существование общества будет в опасности, и за правилами поведения, соблюдение которых необходимо для обеспечения мирного сотрудничества, должна стоять угроза силы, иначе всей системе общества будет постоянно угрожать произвол любого из его членов. Нужно иметь возможность принудить человека, который не уважает жизнь, здоровье, личную свободу или частную собственность других, следовать правилам жизни в обществе» (Людвиг фон Мизес).
Основные принципы индивидуалистического общественного порядка, отстаиваемого либерализмом, предельно кратко и ясно были изложены во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В ней провозглашены четыре главных права, лежащих в основе либерального общества: а) свобода; б) собственность; в) безопасность; г) право на сопротивление насилию или подавлению.
Основные ценности либерализма
Во-первых, максимально широкая свобода для индивида во всех сферах общественной жизни. При этом либералы полагают, что она все же не может быть, как уже сказано, «безграничной, ибо тогда все непрерывно сталкивались бы друг с другом, и «естественная» свобода привела бы к социальному хаосу, при котором не удовлетворялись бы даже минимальные нужды, а свободу слабых подавили бы сильные» (Исайя Берлин). Это разумное ограничение свободы закреплено «общественным договором», предполагающим наличие конституционализма, разделения властей, принципа сдержек и противовесов.
Во-вторых, в роли базового экономического, политического и социального принципа для классического либерализма выступает индивидуализм. При этом, однако, либерализм защищает не индивидуализм «вообще», зачастую оказывающийся непродуктивным, а автономную активность человека, направляемую в социально конструктивное русло. Так же обстоит дело и со свободой - не декларация свободы «вообще», но защита свободы личности, которая достигла определенного уровня развития и доказала (на основе выдвигаемых либерализмом критериев) свой цивилизационный статус.
В-третьих, либерализм отстаивает правовое и политическое равенство, а так же равенство возможностей, поскольку все люди рождены одинаково свободными. Равенство в свободе выступает одним из оснований либеральной морали.
Наконец, в-четвертых, терпимость и плюрализм рассматриваются либерализмом в качестве важнейших основ социально-политического взаимодействия в обществе. Этот принцип напрямую связан со всеми вышеперечисленными.
Либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и при этом сугубо рационалистична, то есть исходит из веры в прогресс и силу человеческого разума. Как отмечает Иммануэль Валлерстайн, она «отражала уверенность человека в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс». Важно отметить, что сочетание идеалов свободы и равенства в идеологии классического либерализма образует линию внутреннего напряжения, которая с эволюцией либеральной идеологии становится все более выраженной и значимой. Кроме того, говоря о базовых постулатах либерализма, стоит еще раз упомянуть и крайне популярную для него идею о необходимости добровольного согласия подчиненных на власть над ними.
Либерализм, государство и международные отношения
Локк объяснял договорный характер государства таким образом: люди добровольно подчиняются политической власти посредством «соглашения с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества». То есть такое государство представляет собой единый политический организм, в котором большинство имеет право решать и действовать за всех остальных, а участие в политическом сообществе - государстве - накладывает на индивида обязанность подчиняться его решениям. Главной же целью объединения в государство является сохранение собственности объединившихся; при этом собственность трактуется крайне широко - как «жизнь, свобода и владение».
В целом либеральному толкованию государства и его места в общественной жизни присуще фундаментальное противоречие. Корень его в том, что, защищая личность от «избыточных» притязаний со стороны государственной власти, либералы традиционно настаивали на внедрении всеобщего избирательного права, которое, в свою очередь, заметно укрепляло государство и его институты, придавая им еще большую легитимность. Таким образом, они одновременно и тяготели к государству, и отторгали его. В частности, данный конфликт довольно ярко проявился в деятельности либеральных партий в России, начиная с конституционных демократов и заканчивая Союзом правых сил.
Либеральная идеология полагает, что взаимодействие государств на международной арене в целом ориентировано на то, чтобы покончить с войной, утвердить мир и добиться всеобщего экономического процветания. Слова «собственность», «свобода» и «мир» в программе либерализма находятся в одном ряду. Отметим, что либеральное видение развития мировой политической системы во многом связано с именем Вудро Вильсона, двадцать восьмого президента Соединенных Штатов и одного из основателей Лиги Наций, который в своих научных работах и политических декларациях провозглашал открытость, демократичность и этичность внешнеполитической деятельности и дипломатии. По мнению Вильсона, подобно тому, как каждый гражданин достоин индивидуального политического права на участие в выборах, так и каждый народ может претендовать на коллективное политическое право - на суверенитет. Иначе говоря, «призыв Вильсона к самоопределению наций стал всемирным эквивалентом всеобщего избирательного права» (Валлерстайн). Хотя государства при либеральном подходе признаются главными участниками международных отношений, они являются далеко не единственными игроками на этом поле: взаимодействие государств, по мнению либералов, обязательно должно регулироваться межправительственными организациями и международным правом. Наряду с ними активную роль призваны играть и неправительственные организации - правозащитные, экологические, транснациональные корпорации и пр. Согласно либеральной модели, государства ориентируются не только на максимизацию прибыли, но и на взаимовыгодное сотрудничество. Фактор силы в этой модели уступает место другим, более эффективным средствам влияния - экономическим и правовым рычагам и механизмам.
Либерализм и концепция свободы
Как уже отмечалось выше, на первое место в своей ценностной системе либералы ставят свободу индивида - по известной формуле Милля, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Для приверженцев классического либерализма борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на физическую, экономическую, политическую и интеллектуальную свободу человека.
Представляется возможным выделить несколько общих взаимосвязанных положений либерального видения свободы. Во-первых, важен примат экономической свободы, которая является наиважнейшей частью общей свободы индивида. При этом гарантом и мерой свободы предстает частная собственность.
Во-вторых, принципиальное значение имеет экономический порядок рыночного типа, который выступает как необходимое (хотя и явно недостаточное) условие индивидуальной свободы. Именно рынок способствует не только утверждению и росту экономической свободы индивида, но и укреплению свободы политической, которая трактуется как отсутствие принуждения одних людей другими.
В-третьих, экономическая свобода, как индивидуальная, так и общественная, является в глазах либералов средством достижения политической и гражданской свободы. Здесь речь идет, в частности, и о рынке, который позволяет резко ограничить прямое вмешательство государства в жизнь общества. Отсюда и основные лозунги классического либерализма: «максимум личных свобод - минимум государственного вмешательства», «государство - слуга народа, а не его хозяин» (Милтон Фридман).
Таким образом, суть либеральной концепции свободы состоит в защите автономии личности и провозглашении свободы как главной цели общественного развития.
Неолиберализм
Эволюция либерализма была органически связана с динамикой капиталистического производства, и поэтому в минувшем столетии классические идеалы либералов подверглись серьезному пересмотру. Прежде всего, корректировка затронула роль рынка и государства. Так, центральное место в идеологии «нового курса» президента Франклина Рузвельта, затем распространившейся по всему западному миру под именем неолиберализма, заняли принцип государственного вмешательства в экономическую деятельность, а также идея социальной ответственности государства. Эта «этатистская» переориентация либерализма была связана, прежде всего, с именем известного британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. В конечном счете его идеи не только воздействовали на экономическую практику, но и были инкорпорированы в либеральную идеологию.
Таким образом, новый, или социальный, либерализм отличает признание позитивной роли государства в экономической и общественной жизни; однако эта роль позитивна лишь в том случае, если государственное регулирование способствует реализации либеральных ценностей, защите прав и свобод личности. Другой отличительной чертой стал отказ от былого равнодушия к социальным вопросам. Новые либералы полагают, что государственное вмешательство в принципе способно сглаживать социальные конфликты и защищать современное общество от потрясений. Социальный либерализм тяготеет к позитивной трактовке свободы.
По мнению неолибералов, рынок отнюдь не естественный механизм, ведущий к гармонии в обществе, а искусственный инструмент, который нуждается в совершенствовании правил игры, а также в беспристрастных судьях и арбитрах. Отрицая концепцию государства как «ночного сторожа», новые либералы поддерживают его активную роль в «социальном рыночном хозяйстве», которое исключает крайности как безграничного либерализма, так и тотального коллективизма.
Неолиберализм учитывает и новые реалии международных отношений. В своей модели неолибералы особо выделяют такие положения, как взаимосвязь политики и экономики, ослабление анархии в международной среде в силу упрочившейся взаимозависимости государств и т.д. Неолиберализм включает в себя множество направлений, которые отчасти пересекаются, но при этом рассматриваются как самостоятельные концептуальные школы. В частности, к их числу относятся теория комплексной взаимозависимости, рассматривающая неформальные отношения между внешнеполитическими элитами, теория международных режимов, теория демократического мира. Некоторые исследователи усматривают в появлении неолиберализма свидетельство краха либеральной идеи. По их мнению, в своей модернизированной форме либерализм отказывается от собственных устоев, капитулируя перед консерватизмом и социализмом. В подтверждение подобных выводов они ссылаются на тот неоспоримый факт, что в современную эпоху обеспечение прав человека с трудом сочетается с гарантией прав народов. В итоге либеральная политика начинает приобретать «точечный», избирательный характер; ее критерии по-разному применяются в различных ситуациях, а либералов в связи с этим все чаще обвиняют в приверженности к «двойным стандартам». Кризис либерализма становится темой все более оживленных интеллектуальных дискуссий.
Либеральная идеология в России
Одной из важнейших особенностей российского либерализма является то, что он во многом развивался в государственнических формах. По мнению Алексея Кара-Мурзы, отечественный либерализм в последние годы представлял собой крайне прагматичную и свободную от морализаторства концепцию. Но в то же время был более консервативен и менее радикален, нежели либерализм западный, поскольку оказался лишенным «цивилизационных тылов» (традиций римского права, сословной автономии и т.д.) и развивался в «пространстве повышенного исторического риска». Практически все русские либералы всегда были убеждены в том, что только государственная власть в России может служить орудием прогресса. То есть, он не столько отстаивал права личности, сколько стремился к мягкому видоизменению государственного строя.
Слабостями российского либерализма были его «зажатость» между охранительством и нигилизмом, высокая степень зависимости от патронажа государства или общины. Поэтому он неизменно проигрывал революционно-радикальным партиям в начале XX века, а спустя столетие столь же однозначно проигрывает национально-патриотическим движениям и «партии власти».
Конкретные проявления отечественного либерализма крайне многообразны. Решая основную проблему - как избежать хаоса и при этом защитить автономию человеческой личности, - наши либералы вступали в самые неожиданные союзы и альянсы с силами, которые, по их мнению, были способны гарантировать защиту индивидуальных прав и свобод. К русской либеральной традиции можно отнести и ранних славянофилов, и «либералов-государственников» (Бориса Чичерина, Петра Струве), полагавших, что только сильное правительство способно охранить частные права и свободы, в то время как расчет на общество ненадежен.
В начале прошлого века русский либерализм получил реальный шанс выступить в качестве главного гаранта социального порядка. Однако либеральная альтернатива оказалась несостоятельной; либералы так и не сумели противопоставить разнузданной русской «воле» творческую и ответственную «свободу» (А.А. Кара-Мурза).
Еще совсем недавно, под занавес уходящего тысячелетия, наши либералы полагали, что Россия снова находится перед выбором; они надеялись, что страна хотя бы на этот раз сможет реализовать закономерный и одновременно вынужденный либеральный проект. Но, как оказалось, Россия вновь обнаружила невосприимчивость к либерализму; либеральные ценности пока не востребованы ни обществом, ни властью.
Литература
И. Берлин. Философия свободы. Европа.
И. Берлин. Философия свободы. Россия. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.
И. Валлерстайн. После либерализма: - М.: УРСС, 2003.
Л. фон Мизес. Либерализм в классической традиции. - М.: Начала-Пресс, 2004.
А.Ю. Мельвиль (ред.). Категории политической науки. - М.: РОССПЭН, 2001.
В.В. Леонтович. История либерализма в России. - М.: Русский путь, 1995.
Политология. - М.: Проспект, 2004.
Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. - М.: 2000.
М. Шабанова. Социология свободы: трансформирующееся общество. - М.: МОНФ, 2000.
Несколько лет назад Всероссийский центр изучения мнения общественности провел опрос населения, главным вопросом которого был: «Что такое либерализм, и кто такой либерал?». Большую часть участников данный вопрос ввел в заблуждение, 56 % не смогли дать исчерпывающий ответ . Опрос был проведен в 2012 году, скорее всего, на сегодняшний день ситуация вряд ли поменялась к лучшему. Поэтому сейчас в данной статье мы кратко рассмотрим понятие либерализма и все его основные аспекты для просвещения российской аудитории.
Вконтакте
О понятии
Существует несколько определений, описывающих понятие этой идеологии. Либерализм – это:
- политическое течение или идеология, объединяющая поклонников демократии и парламентаризма ;
- мировоззрение, которое свойственно промышленным , отстаивающим свои права политического характера, а также предпринимательскую свободу;
- вобравшая в себя философские и политические идеи теория, которая появилась в Западной Европе в 18 веке;
- первым значением понятия было вольнодумство;
- толерантность и терпимость неприемлемых поступков.
Все эти определения можно смело отнести к либерализму, но основным является то, что этот термин обозначает идеологию, затрагивающую устройство и государства. С латыни либерализм переводится как свобода. Действительно ли на свободе выстроены все функции и аспекты данного течения?
Свобода или ограничение
Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, как общественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и . Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?
- Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
- Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека . Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
- Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.
Важно! Что такое либерализация? Существует и такое понятие, которое означает расширение гражданских свобод и прав в рамках экономической, политической, культурной и социальной жизни, также это процесс, когда экономика избавляется от влияния государства.
Принципы либеральной идеологии:
- нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь ;
- все люди в этом мире равны;
- каждый имеет свои неотъемлемые права;
- личность и ее потребности ценнее общества в целом;
- государство возникает по общему согласию;
- законы и государственные ценности человек формирует самостоятельно;
- государство ответственно перед человеком, человек в свою очередь - перед государством;
- власть должна быть разделена, принцип организации жизни в государстве на основе конституции;
- только на честных выборах может избираться правительство;
- гуманистические идеалы.
Эти принципы либерализма сформулировали в 18 веке английские философы и мыслители. Многие из них так и не воплотились в жизнь. Большинство из них похоже на утопию, к которой так яро стремится человечество, но никак не может достичь.
Важно! Либеральная идеология могла бы стать спасательным кругом для многих стран, но всегда будут существовать какие-либо «подводные камни», мешающие развитию.
Основатели идеологии
Что такое либерализм? В то время его каждый мыслитель понимал по-своему. Эта идеология вобрала в себя совершенно разные идеи и мнения мыслителей того времени.
Понятно, что некоторые из концепций могут противоречить друг другу, но суть остается та же.
Основоположниками либерализма можно считать английских ученых Дж. Локка и Т. Гоббса (18 век) наряду с французским писателем эпохи Просвещения Шарлем Монтескье, который был первым, кто задумался и высказал свое мнение о свободе человека во всех сферах его деятельности.
Локк положил начало существованию правового либерализма и заявлял, что только в том обществе, в котором все граждане свободны, может быть стабильность.
Изначальная теория либерализма
Последователи классического либерализма в большей мере отдавали предпочтение и уделяли больше внимания «индивидуальной свободе» человека. Концепция этого понятия выражается в том, что личность не должна подчиняться ни обществу, ни социальным порядкам. Независимость и равенство - вот те главные ступени, на которых стояла вся либеральная идеология. Под словом «свобода» тогда понималось неимение различных запретов, лимитов или вето на осуществление действий личностью, учитывая общепринятые правила и законы государства. То есть, та свобода, которая не шла бы наперекор установленных догм.
Как считали основатели либерального движения, правительство должно гарантировать равенство между всеми его гражданами, но о своем материальном положении и статусе человек уже должен был заботиться самостоятельно. Ограничение сферы деятельности правительственной власти было тем, что либерализм пытался в свою очередь добиться. По теории, единственное, чем должно было обеспечивать государство своих граждан - это безопасность и охрана порядка. То есть либералы пытались повлиять на сведение до минимума всех его функций. Существование общества и власти могло быть лишь при условии их общего подчинения законам в рамках государства.
О том, что классическому либерализму все-таки быть, стало понятно, когда в 1929 году в Соединенных Штатах возник страшный экономический кризис. Его последствиями стали десятки тысяч обанкротившихся банков, смерть множества людей от голода и прочие ужасы экономического спада государства.
Экономический либерализм
Основной концепцией данного течения была идея равенства между экономическими законами и природными. Вмешательство государственной власти в эти законы было запрещено. Адам Смит – основатель этого течения и его основных принципов:
- для толчка экономического развития нужна личная заинтересованность;
- государственное регулирование и существование монополий вредит экономике;
- росту экономики нужно способствовать незаметно. То есть правительство не должно вмешиваться в процесс появления новых учреждений. Предприятия и поставщики, действующие в интересах дохода и в рамках системы рынка, незаметно направляет «невидимая рука». Все это является залогом грамотного удовлетворения потребностей социума.
Неолиберализм
Данное направление было сформировано в XIX веке и подразумевает собой новую тенденцию в , которая заключается в полном невмешательстве правительства в торговые отношения между его субъектами.
Главными принципами неолиберализма являются конституционализм и равенство между всеми членами социума в стране.
Признаки данного течения: власть должна способствовать саморегулированию экономике на рынке, а процесс перераспределения финансов прежде всего должен принимать во внимание слои населения с низким уровнем дохода.
Неолиберализм не выступает против государственного регулирования экономики, в то время как классический либерализм это отрицает. Но в процесс регулирования должны входить только свободный рынок и конкурентоспособность субъектов для залога экономического роста наряду с социальной справедливостью. Главная идея неолиберализма – поддержка внешнеторговой политики и внутренней торговли для повышения валового дохода государства, то есть протекционизма.
У всех политических концепций и философских движений есть свои особенности, и неолиберализм не стал исключением:
- необходимость государственного вмешательства в экономику. Рынок должен быть защищен от возможного появления монополий, а конкурентоспособная среда и свобода обеспечены;
- протекция принципов и справедливости. Все граждане должны быть задействованы в политических процессах для поддержания нужной демократической «погоды»;
- правительству следует поддерживать существование разных экономических программ, связанных с финансовой поддержкой социальных слоев с маленьким доходом.
Вкратце о либерализме
Почему в России искажают понятие либерализма
Вывод
Теперь вопрос: «Что такое либерализм?» больше не вызовет у опрашиваемых диссонанс. Ведь понимание свободы и равенства просто преподносится под другими терминами, имеющими свои принципы и концепции, затрагивающие разные сферы государственного устройства, но остающимися неизменными в одном – только тогда государство будет процветать, когда перестанет во многом ограничивать своих граждан.
Индивидуализм. Центральное в классическом либерализме - идеал индивидуализма, руководствующийся представлением обограниченном государстве как о «ночном стороже» , занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в экономические, ни в социально-политические дела. Люди здесь рассматриваются прежде всего и главным образом как индивиды; они уникальны и обладают равным моральным достоинством. Либерализм поэтому стремится создать такое общество, в котором индивиду будет обеспечено развитие и благополучие, а каждый человек получит шанс сполна реализовать свои способности, стремясь к «благу» в том смысле, в каком он (или она) это благо понимает. Иногда в этой связи говорят, что либерализм этически нейтрален: он лишь предписывает правила, по которым индивиду предоставляется принимать свои собственные решения морального характера.
Свобода личности - это также одна их основополагающих ценностей либерализма, имеющая для него более важное значение, чем, скажем, равенство, справедливость или власть. Приверженность принципу индивидуальной свободы естественным образом вытекает из принципа индивидуализма и стремления обеспечить каждому индивиду возможность действовать по собственному усмотрению. Однако в действительности либералы предпочитают говорить о «свободе в рамках закона », ясно осознавая, что свобода одного человека может обернуться угрозой для свободы других людей и вообще выродиться во вседозволенность. Поэтому идеальным разрешением проблемы здесь представляется предоставление индивиду того максимума свободы, который не угрожает свободе других людей.
Разум. Либералы верят в то, что мир имеет умопостигаемую природу. Поэтому они склонны верить в способность индивида самостоятельно принимать вполне здравые решения и вообще быть лучшим судьей по части собственных дел. Отсюда же вытекает вера либералов в прогресс и способность людей разрешать противоречия, если таковые возникают, мирным образом - через дискуссии и переговоры, а не через насилие и войну.
Равенство. Индивидуализм предполагает убеждение в изначальном равенстве людей, то есть в том, что люди «рождаются равными ». Отсюда вытекает приверженность либерализма принципу равенства в сфере права («равенство перед законом» ) и политики («один человек - один избирательный голос: все поданные голоса равноценны»). Поскольку, однако, способности и желание трудиться у людей неодинаковы, либерализм не принимает идеи социального равенства - «равенства результатов», предпочитая вместо этого говорить о «равенстве возможностей », которое позволяет людям реализовать каждому свой потенциал, изначально неравный. Отсюда вытекает и приверженность либерализма принципу меритократии («правление достойнейших»; принцип, согласно которому распределение благ в обществе должно основываться на заслугах человека .), понимаемому, если говорить кратко, как формулу «талант, помноженный на упорный труд».
Толерантность. Либералы убеждены в том, что толерантность (то есть терпимость, признание за другим человеком права думать, говорить и поступать так, как он считает нужным) есть одновременно и гарантия личной свободы и средство культурного, да и всякого иного, обогащения общества. Безошибочным показателем общественного здоровья для данной традиции являетсяплюрализм, выражается ли он в культурном или политическом разнообразии, ибо плюрализм благоприятствует обмену взглядов в обществе и содействует его развитию, так как только в этих условиях различные точки зрения по-настоящему проверяются на истинность в рамках свободного рынка идей. Более того, либерализм верит в то, что даже и между противоположными интересами есть своя «предустановленная гармония », а потому в обществе нет и не может быть конфликтов, которые нельзя было бы примирить.
Общественное согласие, консенсус. Согласно философии либерализма власть и, шире, публичные отношения должны основываться на общественном согласии и соглашениях сугубо добровольного характера; всякое управление должно зиждиться на «согласии со стороны тех, кем управляют». Именно поэтому либерализм привержен доктрине демократии и политического представительства. То же воззрение распространяется и на общество в целом: организации и объединения здесь возникают в порядке тех договорных отношений, в которые люди, преследуя свои собственные цели, вступают сугубо добровольно.Власть в этой картине всегда «исходит снизу» и потому обладает заведомой легитимностью.
Конституционализм. Хотя государство для либеральной идеологии всегда было жизненно важной гарантией порядка и стабильности в обществе, здесь постоянно присутствует и ощущение той опасности, что власть может выродиться в тиранию (по лорду Актону, «всякая власть развращает»). Следовательно, ее необходимо ограничивать. Эта задача решается разделением государственной власти через систему сдержек и противовесов в отношениях между ее институтами и принятием кодифицированной, или писаной, конституции с биллем о правах , которым определяются отношения между государством и индивидом.
Ядром классического либерализма изначально была приверженность крайним формам индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались откровенно эгоистическими существами, которые преследуют лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле слова хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям. Параллелью к такому атомистическому воззрению на общество выступала «негативная» свобода - неприятие индивидом какого бы то ни было внешнего вмешательства в его жизнь, его свобода от внешних ограничений. Нечего и говорить, что к государству и всевозможным правительственным регламентациям эта традиция относилась глубочайше враждебным образом.
По выражению Тома Пэйна, государство - это «необходимое зло ». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло» , поскольку навязывает всем некую коллективную волю , ставя в рамки свободу и ответственность человека. Идеалом классического либерализма поэтому было «предельно малое государство» , которое исполняло бы, как тогда выражались, роль «ночного сторожа» - зашиты людей от всевозможных неприятностей со стороны сограждан. В такой своей разновидности, как экономический либерализм , эта позиция сопровождалась безграничной верой в механизмы свободного рынка, - в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда правительство вообще оставляет ее в покое. Предполагалось, что свободный капитализм сам собой приведет к процветанию общества, гарантирует людям свободу, поскольку их успех или неудачи в данном случае зависят лишь от них самих, и тем самым обеспечит социальную справедливость.
Современный либерализм характеризуется куда более примирительным отношением к государственному вмешательству. В США «либералом» сегодня даже называют того, кто выступает не за малое, а за большое правительство (стоящее на принципах широкого вмешательства в общественную жизнь.). Столь радикальная перемена объясняется широким осознанием того, что промышленный капитализм, оставив людей на произвол рынка, в конце концов породил новые проявления общественной несправедливости. Под влиянием традиции, идущей от Дж. С. Милля так называемые «новые либералы» - Т.Х. Грин Дж. А. Гобсон и др. - выступили с обоснованием более широкой, «позитивной», концепции свободы. Речь шла не о той ситуации, где тебя попросту оставляют в покое (ибо это ведь может означать и свободу умереть от голода), а о той свободе, что предполагает свободное развитие и самореализацию человека .
Это воззрение стало основой для так называемого социального либерализма или, по другому говоря, либерализма «всеобщего благоденствия» . Главной здесь является идея того, что государственное вмешательство, особенно в виде социальных пособий, расширяет общественные пределы свободы тем, что предохраняет человека от порой неизбежных «злоключений судьбы». В Великобритании один из правительственных докладов 1942 г. указывал в этой связи на пять «монстров» : нужду, невежество, незанятость, расточительство и болезнь. По всем этим обстоятельствам современный либерализм отказался от идеала свободного капитализма. Особую роль в этом сыграла теория Дж. М. Кейнса о том, что рост и процветание достигаются лишь в рамках «управляемого» , или регулируемого, капитализма , когда основные экономические задачи берет на себя правительство. Однако либералы нового образца готовы поддерживать идею правительственного вмешательства лишь при соблюдении известных условий. Главной их заботой являетсясудьба лишь наиболее слабых и уязвимых слоев общества, которые действительно беспомощны, а целью - помочь этим людям подняться до того уровня, когда они вновь смогут самостоятельно устраивать свою судьбу и располагать в жизни свободным выбором. Наиболее влиятельным теоретиком, предпринявшим попытку примирить принципы либерализма с политикой «всеобщего благоденствия» и практикой перераспределения (сокращение материального неравенства в обществе методами прогрессивного налогообложения и различными программами социального обеспечения и социальной помощи.) общественных средств, был Джон Роулс.
Консерватизм. Идеология консерватизма во многом противоположна либерализму, однако между ними все же есть определенная зона согласия (консенсуса). Зарождение консерватизма в конце XVIII - начале XIX в. было обусловлено в основном феодально-аристократической реакцией на Французскую революцию и в этом смысле данная идеология изначально имела антибуржуазный характер. Почти с первых лет возникновения консерватизма в нем наметились два течения. Одно - так называемое континентальное, реакционное и аристократическое, представленное французским философом Жозефом де Местром (1753-1821), другое - англо-американское, умеренное, основателем которого считается Эдмунд Бёрк . Классический консерватизм выступил с резкой критикой Французской революции , в т.ч. за то, что ее идеологи уповали на абстрактные принципы и идеалы, далекие от действительности. Им, как и либералам в целом, консерваторы противопоставляют традицию, опыт, историю. Но это была более осторожная, гибкая и в конечном итоге жизнеспособная форма консерватизма, воплотившаяся в лозунге Эдмунда Бёрка «измениться, чтобы сохранить» . Такой подход позволил консерваторам в XIX в. перейти на позиции социального реформирования под патерналистским (система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного) лозунгом «единой нации» . Апогеем этого движения в Великобритании стали 1950-е годы, когда Консервативная партия, наконец, смирилась с послевоенными порядками и выдвинула собственную версию демократии в духе социальной доктрины либералаКейнса (англ. экономист). Но и это движение уже в 1970-х годах столкнулись с консервативной же оппозицией со стороны «новых правых» - направления, которое по своему антипатерналистскому запалу парадоксальным образом вернулось к классическим темам и ценностям раннего либерализма.
Противодействуя тем процессам, что были порождены ростом либерализма, социализма и национализма, консерватизм встал на защиту все более ветшающего традиционного общественного порядка. Однако в самой консервативной мысли с самого начала не было единства.
Принципы
Традиция. Центральная тема консервативной мысли - «сохранить накопленное» - теснейшим образом связана с уважением ко всему тому, что прошло проверку временем - традициям, обычаям и институтам. Традиция здесь - это накопленная мудрость прошлого, которую нужно сохранить для блага живущих и будущих поколений. Все это важно также тем, что укрепляет в обществе отношения стабильности и безопасности , давая людям ощущение общественной и исторической связи времен.
Прагматизм. Консерваторы всегда указывали на ограниченность человеческого разума в сопоставлении с бесконечной сложностью мира. Отсюда их почти инстинктивное недоверие к абстрактным принципам и теориям и, напротив, установка на опыт, историю и, главное, прагматизм - убежденность в том, что действовать нужно сообразно с практическими обстоятельствами и практическими целями , - словом, со всем тем, «что работает» на практике. Свои собственные взгляды они предпочитают определять не как идеологию, а как «умонастроение» или «подход к жизни», при этом совершенно не принимая в свой адрес обвинения, что такой подход равнозначен беспринципному оппортунизму.
Несовершенство человека. Консервативный взгляд на природу человека глубоко пессимистичен : люди здесь суть ограниченные, беспомощные и малодушные существа, которым страшно выйти за пределы того, что тысячи раз испробовано, и которые стремятся лишь к спокойной, упорядоченной жизни; они, сверх того, морально извращены и испорчены эгоизмом, жадностью и неутолимым стремлением к власти. Именно отсюда, а не от общества, идет и преступность и иные общественные проблемы. Для поддержания порядка, следовательно, требуется сильное государство , строгие законы и жесткие наказания.
Органицизм. Государство в зеркале консерватизма предстает не как результат деятельности людей, порождение их ума и фантазии, а как некое органическое целое - как чуть ли не живое существо. Соответственно и общество здесь представляется продуктом естественной необходимости, а различные социальные институты - семья, местные сообщества, нации и т.д. - «живой тканью общества» или чем-то таким, что выполняет роль его органов. Метафора «жизненно важные» прилагается также к культуре и общественным ценностям - «традициям», без которых невозможно поддерживать жизнь сообщества и внутрисоциальные связи в нем.