Социальный институт государства роли. «Государство как социальный институт». Соотношение понятий «общество» и «государство»

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Определение 1

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

  • Собственность;
  • Государство;
  • Семья;
  • Научная сфера;
  • Средства массовой информации;
  • Образование;
  • Право.

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Определение 2

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Государство как социальный институт

Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

Основная цель – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

  • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
  • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
  • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Определение 1

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

  • Собственность;
  • Государство;
  • Семья;
  • Научная сфера;
  • Средства массовой информации;
  • Образование;
  • Право.

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Определение 2

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Государство как социальный институт

Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

Основная цель – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

  • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
  • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
  • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института :

  • наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.
  • деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.
  • сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
  • наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

1. институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

2. институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

3. институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

  • Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).
  • Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
  • Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

Функции:

1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

2. Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

3. Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

4. Национально-культурная функция : сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

5. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

6. Экологическая функция . С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции :

1. Развитие дипломатических отношений.

2. Ведение войн.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса, а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность - тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития и обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности.

Определения понятия и характера власти в обществе имеют важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством.

Государство - это устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:

· Социальное назначение государства, его организационную структуру;

· Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

· Характер отношений с обществом, классом, нацией.

Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того, каким типом государство оно является.

Важнейшие характеристики государства - государственное устройство и политический режим. В политической обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Один из его типов - социальное государство.

Выделим следующие признаки государства:

· Наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

· Наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения;

· Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны;

· Суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения;

· Организация власти по определенному территориальному делению;

· Монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.

Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. По мнению Кравченко С.А. государство должно декларировать общенациональные ценности качества жизни, что осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого - либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

Социальный институт при таком рассмотрении - ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство как главный социальный институт общества направляет свои усилия:

· На реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и других сфер;

· На обеспечение материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:

· Разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей;

· Интеграцией других социальных институтов в социально - политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

· Создание материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;

· Созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст.1 Конституции РФ; ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст.3 Конституции РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст.37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Права в сфере защиты детей, материнство, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст.38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст.39. Права на жилище определены в ст.40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст.41, охрану окружающей среды - в ст.42, на образование в ст.43. Права в области культуры раскрыты в ст.44. Этими правами граждане России согласно ст.19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст.4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.

Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство (ст.5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (ст.5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Как отмечает ст.14 Конституции, никак религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы.

Государство в определении современных теоретиков государства и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения. Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся:По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”;Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;Превращение индивидов в граждан (подданных);Введение налогов - экономической основы деятельности власти;Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию. Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны._

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось “непосредственно из классовых противоречий”. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.