Чтобы не случилось на все воля божья. Что такое Божья воля? Знание чудесных свойств воли Господа

Чудотворная икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» отличается оригинальным исполнением. Она символизирует в общем матерей и отцов, которые возносят молитвы Господу за своих детей. Другими словами данный образ является ликом Богородицы, утешительницы родительской скорби. Иногда эту икону называют «Избавление от бед страждущих».

Появление Святого чудотворного лика

Хранится чудотворная икона в настоящее время в Псковском монастыре. Очень интересной является история создания этого образа. Сама блаженная Матрона Московская дала свое благословение на создание этой уникальной святыни. Согласно преданию однажды Святая поведала Матушке, что ей снится особенный сон, в котором она видит один и тот же образ. Святая Матрона убедила Матушку, что в их монастырь просится сама Царица Небесная. После этого Блаженная дала благословение верующим женщинам и попросила их собирать по всем окрестным деревням деньги на создание иконы. Легенда гласит, что среди всех тех, кто давали деньги на святыню был один мужчина, который нехотя отдал рубль, а его брат при этом кинул на смех одну копейку.

Когда собранные деньги, верующие женщины принесли Святой Матроне, то она их перебрала и взяла в руки именно тот рубль и ту копейку, которая была отмечена сборщиками. За этим последовало указание отдать эти деньги тем людям, которые их дали, чтобы гроши все остальные деньги не испортили.

Вскоре была собрана необходимая сумма. Иконописцу был передан заказ, но перед этим Матрона все ему подробно объяснила и поинтересовалась, под силу ли ему нарисовать такое изображение. Художник согласился, сказав, что это дело для него привычное.

После этого Блаженная приказала ему причаститься у Святых Христовых Тайн и исповедоваться. Прошло время и иконописец отказался от заказа, так как у него по непонятной причине не получается писать образ. Прислушавшись к его словам, Матрона поняла, что причина отказа в том, что есть у этого человека один не исповеданный грех. Она сказала ему об этом, и проницательность Святой настолько поразила мастера, что он снова пошел на исповедь. Он принес покаяние священнику и, вернувшись, попросил прощения у Матроны Московской.



Блаженная с уверенностью сообщила, что теперь у него все получится, и он сможет выполнить церковный заказ. Прошло немного времени, и иконописец написал образ, с которым Матрона Московская не расставалась до самой смерти. И сегодня икона хранится рядом с мощами Святой.

На известной иконе «Взыскание погибших» изображена Богоматерь, придерживающая младенца сплетенными руками. Она с нежностью склонила голову к ребенку. Сын Божий стоит на коленях Пресвятой Богородицы, обнимает ее и нежно прижимается к матери щекой, а из-под его одежды трогательно выглядывают его ножки.

Значение Иконы и молитвенного обращения к Пресвятой Богородице

В названии иконы содержится слово «погибших». Следует понимать, что здесь оно не означает мертвых людей. Таким словом в православной вере принято называть людей, которые перестали видеть что-либо хорошее в окружающем мире. Когда верующего человека называют погибшим, то это акцентирует внимание на том, что он не может разобраться с собственной жизнью.

Именно для таких людей и направлена действенная помощь - икона Святой Богородицы «Взыскание погибших». Если человек потерялся в жизни и молится перед этим образом, то Пресвятая Богородица даст ему силы для борьбы за собственную жизнь и поможет осознать свое предназначение.

Молитвы пред иконой «Взыскание погибших» или «Избавление от бед страждущих»

Очень часто к молитвам перед этой иконой прибегают люди потерявшие веру и отвернувшиеся от Господа. Если для человека это остается единственной надеждой, то Пресвятая Богородица обязательно услышит его и даст знак.

Молитва об исцелении от болезней душевных и телесных

Помогает икона исцелить самые тяжелые недуги и хвори. Кроме того, дома можно молится перед этой иконой, чтобы избавиться от головной боли.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» может звучать следующим образом:

«Преблагословенная Владычица небесная, Богородице Дева Мария. Ты наше спасение и благодать. С верою к тебе прибегаем и молим о помощи, так как ты всегда слышишь страждущих и нуждающихся. Услышь и меня, Раба (-у) Божьего (-ью) (собственное имя), подай надежду на избавление от недуга страшного. Исполни просьбу мою в утешение мне и спасение мое. Защити от всяких бед, даруй мне жизнь во здравии и благополучии. Не дай подвергнуться дьявольским искушениям и убереги меня от грехопадений, за которые придется нести наказание господнее. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва в военное время о защите

Очень многие верующие люди молили о защите себя и своих близких перед иконой «Взыскание погибших».

Молитва в этом случае может звучать так:

«О, Пресвятая и Преблагословенная, Владычица Небесная, великая Богородица! Посмотри на нас милостивым взором своим, молящихся с умилением и искренней верой перед иконою святою твоею. Спаси и сохрани нас, позволь подняться нам из глубины греховной, просвети разум наш, омраченный страстными прегрешениями и залечи язвы нашей души и тела. Нет у нас надежды на другую помощь, кроме как на твою. Ты видишь вся душевные немощи, приводящие нас к свершению прегрешений. Но искренне обращаемся мы к тебе, чтоб не оставила ты нас без своей милости. Даруй свое милосердие, помоги исправить нашу жизнь греховную, не оставь нас с бедами и несчастьями наедине, избавь нас от скорби и от напрасной смерти. Спаси нас от вечных мук и даруй нам надежду на вечную жизнь. Ты истинная скорая Помощница и Заступница всем, кто ищет убежища и защиты. Ходатайствуй за нас перед Всевышним, а мы непрестанно молиться Тебе будем и прославлять все твои благие деяния. Аминь».

Молитва о замужестве

По сложившейся традиции перед этой иконой возносят молитвы девушки, которые мечтают удачно выйти замуж. Также могут просить о замужестве дочерей их матери. Замужние женщины возносят молитвы для того, чтобы получить благословение на счастливую семейную жизнь.

«О, Пресвятая Владычица и Пресвятая Богородица, услышь меня Рабу Божью (собственное имя) подай мне утешение и даруй мне надежду на жизнь благополучную и радостную. Только у тебя могу просить прибежища в скорби и бедах своих. Ты единственная можешь, стоя у престола Господнего, молить Всевышнего о прощении всех моих прегрешений, свершенных по неразумению моему. Услышь меня и сохрани от погибели и печали. Пред твоею Святой иконой стою и в слезах припадаю к образу Твоему, скорая Защитница и помощница всех людей, взывающих к тебе в скорби и печалях своих. Аминь».

Молитвослов - Акафист Богородице «Взыскание погибших»

В молитвослове можно найти акафист Богородице «Взыскание погибших». Читать его рекомендуется в оригинале. Им, как правило, должна сопровождаться любая молитва к пресвятой Богородице перед иконой «Взыскание погибших», которая может содержать любое обращение в произвольной форме.

С Древних времен люди православной веры безоговорочно относились с уважением к этой Иконе и считали этот образ прибежищем, когда находились на грани гибели. Поэтому любая молитва к Пресвятой Богородице дарит светлую надежду в любой трудной жизненной ситуации.

Перевод на русский язык

Чтобы слова молитвы звучали искренне, нужно понимать смысл молитвенного обращения. Перевод акафиста Богородице «Взыскание погибших» приблизительно следующий:

« О, Пресвятая и Преблагословенная Дева Мария, Владычице Небесная, Великая Богородице! Обрати свой взор на стоящих пред святою иконою Твоею и с любовью и искренней и глубокой молящихся тебе, подними нас из глубин греховных, просвети разум наш, помутневший от страстей ненужных, и излечи язвы души и тела. Нет другой помощи кроме твоей, нет другой надежды, кроме как на тебя. Ты видишь все немощи и согрешения наши, это мы приходим к образу твоему и обращаемся: не оставь нас без Небесной поддержки, покажи нам свою милоссть и благодать, спаси и помилуй нас, погибающих. Позволь нам исправить свои прегрешения, избавь нас от печалей, бед и болезней, от напрасной смерти, ада и вечных мук. Ты скорая Помощница и Заступница всем, прибегающим к тебе в своем раскаянии. Подай нам надежду на вечную жизнь в Царствие Божьем. Услышь наше обращение и не отвергни его. Мы радостно славим Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Слушать акафист молитва «Взыскание погибших»

Образ «Взыскание Погибших» существует на протяжении многих лет. Он широко известен, но вокруг него немало легенд. В нашей стране к нему обращаются, как к чудотворному. Название икона получила благодаря тому, что происходило в семнадцатом веке со священником Феофилом.

Икона взыскание погибших, в чём помогает?

Священник Феофил является главным героем истории возникновения названия этого образа. На территории Турции проживал священник, который имел сына. На то время он был архидиаконом или церковным управителем. Ему предложили стать епископом, но он отказался от этого, из-за того, что был слишком скромным. Но в связи с тем, что вместо него был поставлен другой служитель, у него возникло желание мстить.

Именно в тот момент была заключена сделка между князем тьмы и священником. Обменом послужил отказ от Христа и Богородицы. Таким образом, он мог получить обратно свой сан. На протяжении длительного периода священник спокойно управлял церковью. Но совесть не давала покоя ему и заставляла покаяться. Таким образом, в молитве и во время поста грешник попросил помощи. Тогда явилась ему Богородица, которая пообещала помочь. Таким образом, тот контракт, который заключил епископ, явился ему и он был вынужден отнести его новоизбранному на этот сан.

Таким образом, и появилась икона «Взыскание погибших». Этот образ необходим тем, кто приступает к такому греху, как отступничество . Таким образом, он может быть покрыт любовью Божьей матери. Если человек устал и отчаялся в борьбе с различными обстоятельствами , тогда ему стоит помолиться около этой иконы. Каждый должен помнить о том, что смерть в любом случае наступит. А пока человек живёт он может воспользоваться всеми средствами для спасения своей души.

Икона взыскание погибших, фото образа

В мире создано множество образов, но на большинстве из них изображена Богородица, которая держит младенца - Христа правой рукой. Есть случаи, когда на образе она держит его левой рукой. К отличительным чертам картины стоит отнести следующее:

  1. Голова Богородицы укрыта красным омофором.
  2. Голова Богородицы может быть покрыта белым омофором.
  3. Многие иконы изображают Мадонну с нимбом. Под которым видны вьющиеся волосы матери Иисуса Христа.

Омофор на голове у Богородицы - это отличительная черта её. Так как она отдала его за покрытие людских грехов. Этот символ является самопожертвованием. Он может проявляться в виде позора. На сегодняшний день, входить в храм без головного убора женщина не имеет права. Поэтому напоминанием об этом может служить Царица Небесная - Богородица.

На образе видно, с какой нежностью маленький Иисус Христос обнимает матерь за шею. Одна рука обнимает её, а другая лежит около воротника. На одних образах он стоит на прямых ногах, а на других младенец сидит на руках у матери. Но отличительной чертой образа является то, что его ножки видны независимо от её происхождения. Ладони при этом матери Иисуса Христа сомкнуты и поддерживают младенца.

  • Есть несколько образов, на которых видно, как Божья матерь удерживает его в полный рост.
  • Но есть и такие, когда изображён образ обеих по пояс.
  • В ряде случаев Царицу Небесную изображают босую стоя на облаке.

Стилей написания икон довольно много, но общий образ сохраняется. Независимо от того кто написал икону, вы можете молиться на любую из них. Для того, чтобы икона подействовала важна не стоимость образа в церковной лавке, а душевный настрой на молитву.

Чем поможет икона «Взыскание погибших»?

Около иконы «Взыскание погибших» можно молиться о чём угодно. При этом не стоит забывать о том, что Божья матерь не ограничивает людей в просьбах. Рассмотрим основные варианты, когда люди просят о помощи.

  1. Существует образ, на котором изображена Богородица с младенцем, который помогает путешественникам . Молитву произносят, обращаясь к иконе.
  2. Просят за тех, кто грешен и находится в заблуждении , включая не только взрослых, но и детей.
  3. Просят за тех, кто не вернулся и свернул на своём пути . Родные лишь ждут, надеяться и молятся возле этого образа.

В церквях многие священнослужители вспоминают о случае, который имел место в Калужской области. Крестьянина в пути застала сильная метель, но лошади не могли идти дальше. Засыпая, перед сном, человек попросил у Божьей матери помощи. Она действительно помогла ему и крестьянина нашли жители соседнего села. Хотя он и не мог даже позвать кого-то на помощь из-за своего состояния.

Ещё один случай, когда образ Взыскание погибших помог - это когда в двадцатом столетии жена священника попала под репрессии. Она хотела покончить с собой. В момент отчаяния она заговорила с Богородицей. На следующий день она нашла свёрток с золотом, который не дал ей умереть, а её детям остаться сиротами.

Копии иконы «Взыскание погибших»

Копия иконы , которая обладает чудотворным действием - это список . Такие образы получают собственную историю. На сегодняшний день в Москве икона хранится в храме Воскресения в Брюсовском переулке. Туда образ попал, пройдя многие испытания и поменяв различные места своего пребывания.

Говорят, что икону написал итальянец ещё в девятнадцатом столетии для одного дворянина. Но семью эту начали преследовать беды. Вначале умерла жена дворянина, а после наступила нищета. Как и многие от отчаяния на руках с детьми он начал пить. Но в один момент он нашёл в себе силы и начал молиться перед образом покровительницы рода человеческого. Его судьба очень скоро наладилась. Он устроил судьбу дочерей. Тогда, дворянин решил отдать в храм.

Но в скором времени этот образ разбили, так как во время вторжения Наполеона его раскололи на несколько частей. После случившегося, её восстановили. В дальнейшем икону прятали от советской власти, но образ не был уничтожен. Даже во время пожара она уцелела. На протяжении двууста лет она имеет неимоверный людской поток. К ней обращаются постоянно. Сегодня её образ украшает кольцами, цепками и другими предметами, которые приносят ей в качестве благодарности за исцеление.

Образ Взыскание погибших в Самаре

В Самаре также существует священная икона. Она известна начиная с девятнадцатого столетия. Первое, что произошло с иконой - это она находился в семье, которые проживали на Волге. Воевода, который нашёл её был исцелён от давнего заболевания. Но несмотря на это, прожив некоторое время, он умер. Его жена ушла от горя в монастырь. Отправившись в Раковскую обитель, она взяла с собой этот образ.

Когда перед иконой молился сын известного графа он был исцелён. Поскольку слухи о чудотворном образе быстро распространились, иконе был пожертвован богатый оклад. Икона имеет отличительные характеристики.

  1. Она написана на деревянной доске. Платье её имеет красный цвет.
  2. Покров её отделан золотом, в том числе и наряд Иисуса Христа.

Стоит отметить удивительную особенность образа. Икона может менять свой вид. Она представлена в тёмном цвете. Но если происходит радостное событие, то её лик светлеет. В том случае, если происходит какое-то значимое событие, тогда Божья матерь начинает мироточить. На сегодняшний день зафиксировано, что икона находится в кафедральном самарском соборе. Каждый вторник в ней поётся акафист. Образ же проносят каждый день во время крёстного хода вокруг города.

Взыскание погибших: известные факты

Одним из интересных событий, которые произошли с иконой является то, что святая заказала её для своего храма. Она увидела этот образ якобы во сне и начала собирать деньги для того, чтобы заказать написать икону. Как только Матрона заказала икону, её крестным ходом доставили куда надо. При этом, святая была слепая и смогла предсказать точное время, когда её доставят в деревню.

С тех пор, образ «Взыскание погибшим» стал основной достопримечательностью и прославился различными чудесами . Когда была засуха в деревне её заносили в поле и сразу же начинались дожди. На сегодняшний день образ находится в Московском Покровском монастыре.

Российские храмы «Взыскание погибших»

Поскольку на протяжении столетий образ Божьей матери оказывает чудотворное воздействие, в России множество храмов стали называть в честь её.

  1. В Чебоксарах существует храм, который был назван в честь чудотворной иконы, где проходят молитвы в её честь. Первый его камень был заложен в конце двадцатого столетия.
  2. В Воронеже построили мемориал, который имеет цилиндрическую форму с узкими и высокими стенами. Вход выполнили в виде арки.
  3. В Москве также построили в начале двадцатого столетия храм. Его заново освятили только в прошлом году. Каждое воскресенье проводится молитва в честь Богородицы.

Во время посещения храма и молитвы к иконе не стоит просить о чем-то одном. Можно просить о многих ваших потребностях. В основном у образа просят следующее:

  • Выйти замуж.
  • Излечиться от серьёзных заболеваний.
  • Перестать быть зависимым от алкоголя, наркотиков или сигарет.
  • Обрести финансовую стабильность.
  • Помочь детям избавиться от грехов.

Значение образа Взыскание Погибших

Образ ничего не имеет общего с мёртвыми людьми. Название отожествляет человека, который перестал видеть вокруг себя что-то хорошее. То есть тот, кто стал безнадёжным, настроенным негативно к себе и к собственной жизни. Таким людям помогает Царица Небесная. Она может помочь только тем, кто ведёт и не прекращает борьбу за свою искренность в жизни. Она даёт людям новые силы и нацеленность на результат.

  1. Молиться на образ рекомендуется абсолютно всем и не только в праздник. Особенно тем, кто отвергает Господа и тот, кто потерял надежду на лучшее.
  2. Молиться нужно тем, кто потерял надежду быть спасённым. Жены и матери военных довольно часто просят Богородицу спасти и сохранить.
  3. Копия или настоящая подлинная икона помогает тем, кто ведёт борьбу с различными заболеваниями. Поэтому стоит обращаться к ней тем, что хочет преодолеть этот недуг. Она помогает тем у кого постоянные головные боли, а также от многих других заболеваний.
  4. Выйти замуж она поможет тем, кто искреннее этого желает. А также, может помогать тем, кому нужны крепкие и счастливые узы брака.

Один раз в год почитают Божью матерь. Её праздник приходится на восемнадцатое февраля.

На протяжении тысячелетий икона помогает при различных ситуациях. Рассмотрим самые известные случаи.

  1. При замужестве . Одному дворянину нужно было срочно выдать своих дочерей, так как он остался на грани нищеты. Оставшись наедине со своей проблемой, он начал сильно пить и просить у Божьей матери помощи. После молитвы, судьба его дочерей была устроена.
  2. При заболеваниях и эпидемиях . В Серпухове в конце девятнадцатого столетия произошла эпидемия холеры, которая постоянно уносила из жизни несколько людей. Жители услышали о чудесах, которые происходят благодаря чудному образу иконы и стали к ней обращаться. Люди начали молиться перед ней и неожиданно для всех болезнь отступила и божья матерь помогла городу.

икона Взыскание погибших




Акафист иконы Взыскании погибших

Пение церковное, которое содержит молебен хвальбы проходит в словущее воскресенье. Таким образом, в одном акафисте содержится :

  1. 13 кондаков;
  2. 13 икосов.

В них рассказывается о событиях, которые были связаны с явлением образа и его восхвалением. В акафисте могут присутствовать мольбы о прощении и защиты. Могут присутствовать любые просьбы, а также могут быть наставления об избавлении от напасти всех людей.

Акафисты поют во всех храмах, где установлена икона Взыскание погибших. Довольно часто поют даже где её нет, но присутствуют её копии. Присутствовать во время церковного пения особенно важно тем, кто просит и тем, кто восхваляет её образ. Поэтому присутствие в храме страждущего должно быть обязательным .

Для тех, кто действительно верит в то, что икона Взыскание погибших приносит радость в дом и благую весть лучше всего приобрести образ в свой дом и поставить в угол к остальным иконам. нужно проводить ежедневно утром и вечером до и после прочтения Святого писания. Кроме этого, перед тем как установить образ в доме, его нужно освятить в церкви. Но если нет возможности приобрести её можно посещать храм, где она установлена.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Находится в Храме Воскресения Словущего на Успенском вражке , г. Москва.