Человек и общество. Разные задачи

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.13. Религия

1.13. Религия

Религия – это вера в сверхъестественное; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Религия является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Выделяют следующие группы определений религии:

1. Теологические – определения, принятые в богословии.

2. Философские позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции.

* И. Кант различал религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции;

* Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа;

* Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное; религия – это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни.

3. Психологические

* У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью;

* Фрейд называл религию «великой иллюзией»;

* К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии.

Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).

Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера – это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религиозная культура – это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры – религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный – мистика, бытовая магия и суеверия.

Виды религии, вытекающие из периодизации ее развития

* полидемонизм (язычество):

Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Фетишизм – поклонение материальным предметам – «фетишам», которым приписываются сверхъестественные свойства.

Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Пантеизм – «философская» форма религии, отождествляющая абсолют с природой. Деизм рассматривает природу и Бога как сосуществующие начала. В теизме Бог понимается как бесконечное, личное, трансцендентное начало, сотворившее мир в свободном акте воли из ничего.

* национальные религии, возникшие на этапе становления классового общества и образования государства (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм), выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. Исповедовать такую религию могут только те, кто принадлежит к данному народу.

* мировые религии, к которым относятся буддизм, христианство, ислам, может исповедовать любой человек независимо от национальности.

Признаки мировых религий: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность; космополитичностъ (меж– и надэтнический характер; выходят за пределы наций и государств).

Мировые религии

А) Буддизм – наиболее древняя мировая религия (возникла в VI в. до н. э. в Индии, в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока). Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Основные идеи: 1) жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей; чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний; 2) возрождение после смерти; 3) надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы.

Б) Христианство возникло в I в. н. э. в восточной части Римской империи – Палестине – как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства – надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Христианство распалось на три течения: православие, католицизм, протестантизм. Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство.

В) Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Священная книга мусульман Коран. Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка, Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Культовое помещение мусульман называется мечетью. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Виды религии по количеству богов , которым поклоняются представители определенного вероисповедания:

* Монотеистические религии утверждают веру в одного Бога: иудаизм, христианство и ислам.

* Политеистические религии утверждают веру во множество богов. К ним относятся все остальные религии мира, в том числе и мировая религия буддизм.

Церковь – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих. Факторы, способствующие образованию церкви: общее вероучение; религиозная деятельность; церковь как социальное явление; система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих. В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Основные функции религии

1) Мировоззренческая задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек.

2) Компенсаторная (терапевтическая) восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане перестройки сознания, изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

3) Коммуникативная обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

4) Регулятивная упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность.

5) Интегрирующая объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция).

6) Культурно-транслирующая способствует развитию определенных основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства; обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры; осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

7) Легитимирующая узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы.

8) Гносеологическая (познавательная) – по-своему отвечает на вопросы, которые не может осветить наука.

9) Этическая – обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества.

10) Социальная – интегрирует, объединяет людей не по родственным, национальным или расовым признакам, а по духовно-догматическим, что значительно шире;

11) Духовная – наполняет жизнь смыслом, открывает перспективу личного самосовершенствования и вечной жизни, бессмертия, отвечает на вопрос о смысле жизни человека и бытия.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все ее развитие: религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран); европейская «архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне» (Питирим Сорокин ); музыка носила почти исключительно религиозный характер; живопись в значительной части была построена на религиозных сюжетах; византийские и древнерусские школы иконописи явились заметным явлением в истории мировой культуры. Церковь играла важную роль в распространении грамотности. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-архитектурными памятниками, в некоторых соборах были библиотеки, велось летописание. Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельность, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим. Монастыри вели значительную по объему хозяйственную работу, осваивая нередко новые земли и занимаясь продуктивным сельским хозяйством (монастырь на Соловецких островах и др.). Церковь выступала как мощный источник патриотизма. Известна роль Сергия Радонежского в освобождении Руси от иноземного ига. С самого начала Великой Отечественной войны деятельность духовенства способствовала общенародной борьбе с захватчиками.

Роль религии в современном мире:

1. Огромное количество людей, живущих на Земле, являются религиозными людьми.

2. Влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает религию государственной и обязательной.

3. Религия остается одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

4. Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства.

Современные мировые религии стремятся внести свой вклад в мирное сосуществование государств на планете, занимаются благотворительной деятельностью, стремятся сохранять свой нравственный авторитет.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Религия См. также «Атеизм. Неверие», «Бог», «Вера», «Иудаизм», «Христианство и христиане», «Церковь» Религия - это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Религия Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому пошлому

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Религия Большая часть населения Египта – мусульмане, а меньшая – исповедует христианство (копты). Не забывайте о том, что вы находитесь в мусульманской стране, и старайтесь уважать местные

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Религия У хакасов и после христианизации сохранился культ шамана, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. Шаман (хакас. Хам) способен с ними общаться. Обязательные инструменты шамана: бубен (тур) и колотушка. Бубен – символическое изображение коня, лука, лодки,

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Религия ШаманизмТувинские шаманы сейчас очень популярны, значительная часть туристов едет в Туву только для того, чтобы посмотреть на них. За ними «охотятся» фотографы крупнейших фотоагентств мира. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания) переводят на немецкий,

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Религия Как давно, согласно Библии, Бог создал Вселенную? Неоднократно предпринимались попытки определить дату сотворения мира на основании представленных в Ветхом Завете данных (времена патриархов, рожденных до и после Всемирного потопа, период от исхода евреев из

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

21. РЕЛИГИЯ Религия – совокупность взглядов и воззрений, система верований и обрядов. Признаки религии: вера в сверхъестественное, религиозные каноны (правила и догмы) и культ (обряды, ритуалы, таинства).Религия играет важную роль в жизни общества: объединяет нацию,

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р.

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Религия Религия - совокупность представлений о мироздании, выходящих за границы познания.Религия - это сумма догадок о внутренней механике Природы, Принятая и жестко зафиксированная той или иной человеческой общностью.На основании этих догадок, а чаще всего

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Религия См. статью «Фанатики».

Из книги автора

Из книги автора

Как религия Церковь эвтаназии – почти неизвестная в этой стране американская политорганизация, мозг членов которой настолько поражён тягой к улучшению экологии, что ставит своей задачей

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает всё более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащённых благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется ещё и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придаёт науке большую значимость, далее в глазах далёких от неё людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента - пусть в неодинаковых пропорциях - существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов учёных.

(В.Рассел)

Пояснение.

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) религия и наука выполняют мировоззренческую функцию, влияют на формирование индивидуального и общественного сознания;

2) религия и наука в определённой мере интегрируют общество, объединяя сторонников (а иногда и противников той или иной религиозной или научной концепции)

3) религия и наука выполняют познавательную и коммуникативную функции, обеспечивая накопление теоретических знаний и процесс массовой коммуникации. Могут быть приведены другие объяснения.

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды религии

Виды религий

Религии

Национальные религии

Синтоизм, иудаизм, индуизм

Христианство, ислам, буддизм

Ответ:_____________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) научные исследования; 4)моральные нормы; 5) религиозные взгляды; 6) нравственные поступки.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под

которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о роли средств массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Средства массовой информации в современном обществе могут играть дезинтегрирующую, разъединительную роль.

2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.

4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

Ответ:_____________.

5. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. развивают традиции народного вокального творчества

2. исполняют композиции собственного сочинения

3. деятельность имеет коммерческую направленность

4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5. выполняют функцию накопления культурного опыта

6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Ответ:_____________.

6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

Ответ:_____________.

7. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

Признаки

Отрасли культуры

А) классификация явлений и типов мышления

1) образование

Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей - различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. мировоззренческая

2. социальная

3. познавательная

4. производительной силы

5. прогностическая

6. гносеологическая

Ответ:_____________.

9. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ НАУКИ

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

1) мировоззренческая

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

2) прогностическая

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

10. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

А) коммерциализация духовной деятельности

1) массовая

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

В) необходимость специальной подготовки зрителей

2) элитарная

Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей

Д) сложность содержания

11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание нравственному воспитанию детей

Ответ:_____________.

12. Установите соответствие между характерными чертами и типами

(разновидностями) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ

(РАЗНОВИДНОСТИ)КУЛЬТУРЫ

А) направленность на получение прибыли

1) массовая

Б) развлекательный характер

В) нестандартность художественных средств

2) элитарная

Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей

Д) сложность содержания

13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:

    выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

    коммерческая направленность

    сложность и противоречивость

    общедоступность

    расчёт на узкий круг знатоков

    анонимность

Ответ:_____________.

14. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры:

    школьные анекдоты

    исторический роман

    легенда о Степане Разине

    песни-колядки

    бразильский телесериал

Ответ:_____________.

15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:

    сокращение продолжительности образования

    гуманизация образования

    усиление сословного характера образования

    гуманитаризация образования

    отказ от преподавания общественных наук

6. создание единой системы образования для разных стран

Ответ:_____________.

16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Отрасль культуры

А. образность

Б. логическая доказательность

В. эстетическое освоение мира

2. искусство

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта

17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»:

    детсадовское

  1. дошкольное

  2. дополнительное

    начальное

    профессиональное

Ответ:_____________.

18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

A) стремление к достоверности знания об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

2) искусство

B) познание объективных закономерностей развития природы и социума

3) религия

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства:

    установление границ свободы личности

    выстраивание системы доказательств

    форма познания мира

    образное отражение действительности

    эмоциональное воздействие

    логическая стройность

Ответ:_____________.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Первоначально во взаимодействии инновации и _______ (А) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливающиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допуская и тени _______ (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и _________ (В), в формулы житейской _________ (Г), практического _______ (Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщённый художественный ______(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

2. поведение

3. демократия

4. новаторство

5. искусство

6. рассудок

7. преемственность

8. традиция

9. мудрость

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума.

Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности,

наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о современных мировых религиях, и одно предложение, раскрывающее любую из функций религии.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.

27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. мировые

9. 22112

17. 3568

10. 11212

18. 12132

7. 22112

12. 11212

16. 21221

20. 846921

21. 1) состояние или характеристика общества и человека вообще;

2) вполне конкретная совокупность технологий, обычаев, традиций; образ жизни; государственность;

3) искусство, музеи, библиотеки, кино, театры (обыденная трактовка);

4) культура как поведение людей («культурное» или «некультурное»).

22. 1) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности:

2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим:

Язык - результат совместной деятельности, общения людей:

Искусство - результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека.

23. 1) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России);

2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете);

3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов «круглых столов» с представителями национально-культурных автономий, подготовка книжных выставок «Шедевры национальных литератур» и др.)

24. 1) проявления (в том числе негативные) деятельности людей и межличностных отношений отражают существующие в обществе нормы и санкции, запреты и дозволения;

2) проявления антикультуры (преступность, наркомания и др.) имеют социальные причины возникновения, являются результатом и проявлением социальных отношений и в целом культуры определенного общества, понимаемой в широком смысле слова (как результат всей деятельности людей);

3) социальные пороки во многом определяются культурой всего общества, например содержание экономических преступлений в развитых странах и странах с неразвитой экономической культурой различно;

1) пороки не являются проявлением культуры, посколько противоречат общечеловеческим культурным нормам и ценностям;

2) словесные выражения и языковые формы определяют проявления социальных пороков как культурные поступки, некультурное поведение (вряд ли можно считать культурной речью нецензурную брань);

3) акцентируется необходимость целенаправленного формирования (воспитания) культуры, в частности культуры поведения, экономической культуры, политической культуры представителей различных асоциальных групп.

25. Религия - вера в Бога, духов, сверхъестественные силы.

1) К мировым религиям относят ислам, христианство и буддизм.

2) Одной из функций религии является мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

26. - наличие ролевой системы - определены основные роли (например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия;

Наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием);

Наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы);

Наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи).

27. 1) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования;

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:

Интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

Информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

28. 1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) структура образования и науки

2) функции образования в современном обществе

3) развитие науки как фактор общественного прогресса

4) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».

Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Тема 3. Равенство

Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Убеждение
Убеждение - вера Убеждение - знание
Пример: убеждение Джордано Бруно Пример: убеждения Галилео Галилея
Вера — особый вид убеждения.
Верить можно не только в Бога.
Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой.
Окончательно заменить веру знанием невозможно.
Знание - это объективная истина для субъекта познания.
Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
Вера - это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.

Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
— Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
— Выступает регулятором сознания и поведения личности;
— Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
— Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения - это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Мораль

Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.

Мораль - это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность - это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика - это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Различия морали и права
Нормы морали Нормы права
Появилась задолго до возникновения государства Сформировались и развивались вместе с государством
Регулируют все стороны человеческой жизни Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
Формируется людьми и выражают мнение общества Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Поддерживаются силой общественного мнения Обеспечиваются силой государственного принуждения

Общие признаки морали и права

  • Регулируют общественные отношения (поведение людей);
  • Способствуют стабильности общества;
  • Являются элементами культуры народа.

Образование

Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.

Функции образования
Название функции Содержание функции
Профессионально-экономическая
  • формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
  • переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • повышение производительности труда, создании новых технологий
Социальная
  • социализация и воспитание личности;
  • социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
Культурно-гуманистическая
  • обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
  • участие в производстве новых знаний;
  • формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
Политико-идеологическая
  • выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
  • формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы развития современного образования

  1. гуманизация образования - большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. гуманитаризация образования - усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  3. интернационализация образования - создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
  4. профилизация образования - ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
  5. информатизация образования - использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
  6. непрерывность образования - образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование — ясли, детский сад;

Общее образование включает в себя три ступени:

  • Начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее общее полное образование (10-11 классы).
  • Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;

Профессиональное образовани е имеет следующие ступени:

  • Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
  • Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

  • Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)

Религия

Религия - особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия - древнейшая форма культуры.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Ранние формы религиозных верований:
Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм - вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм - вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм - вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.)
В период формирования наций появились национально-государственные религии , составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.
Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.

Мировые религии



ИСЛАМ
Время и место возникновения и распространение Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община - умма.
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран
Основные идеи религии 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог - Аллах - всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им.
2. Мухаммед - его посланник.
3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха.
4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые.
5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник.
6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира;
— компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
— религиозного утешения: страдания, дорога в рай;
— нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих;
— способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
— объединяет общество или какие-то большие социальные группы;
— является способом освящения и укрепления власти.
Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения:
1. Не вмешиваются в дела государства;
2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм - система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие - это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

Здравствуйте, уважаемые друзья!

В этом посте мы поговорим о такой довольно простой теме, как религия. С этим понятием Вы сталкивались на многих школьных предметах, таких как МХК, история, ОРКСЭ, обществознании; в своей повседневной жизни, ну и наверняка Вы сами исповедуете какую-либо религию. Слово религия произошло от латинского «religio» — благочестие, набожность, святыня и предмет культа. Сама религия является одной из древнейших форм духовной культуры . Но термин "религия" мы все же дадим с точки зрения обществознания.

Религия — мировоззрение и мироощущение, которое основывается на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. такого начала, которое находиться за пределами естественного и недоступно пониманию человека.

Сама религия состоит из нескольких элементов, которые определяют «структуру религии»: вера, учение, культ, религиозные организации . Разберем каждый из этих элементов по отдельности.

— Вера в существование Бога как творца всего сущего;

— Основание веры — Священное писание, свидетельства очевидцев, чудеса;

— Противоположностью веры является атеизм — неверие в Бога.

2) УЧЕНИЕ:

— совокупность принципов идей и понятий-закреплено в Священной книге (Библия или Коран)

— это вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу.

4) РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

— Религиозные организации, называемые общиной или церковью.

Основными формами религиозных верований являются политеизм и монотеизм:

Политеизм — вера во множество богов

Монотеизм — единобожие

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ:

1. Буддизм (самая древняя);

2. Христианство (католичество, православие, протестанство);

3. Мусульманство («Ислам» — самая молодая мировая религия);

Закончим данный пост, повторив шесть функций религии:

1. Мировозренческая (объясняет человеку устройство мира)

2. Воспитательная

3. Компенсаторская (надежда, опора, утешение для человека)

4. Коммуникативная

5. Регулятивная (поведение людей в обществе)

6. Интегративная (объединение людей)

Что касается Конституции РФ, то в ней законодательно закреплена свобода совести и вероисповедания -человек вправе сам выбирать себе религию и быть атеистом.

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.