Проповедь в день памяти св вмч варвары. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день памяти святой великомученицы Варвары. И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие возлюбленные отцы, братья и сестры. Всех вас сердечно поздравляем с нашим престольным праздником, с днем памяти святой великомученицы Варвары, предел которой есть в нашем святом храме, и мощи которой, по милости Божией также есть у нас, как утешение, как особая милость Божия и особое предстательство ее о нашем храме. От этих святынь: от Престола, от мощей, от икон проистекает особая, невидимая Божественная благодать, укрепляющая каждого из нас на нашем с вами жизненном пути.

Пусть пребудет с вами сугубая молитва святой великомученицы Варвары, которая по преданию нашей святой Церкви, хранит род святой христианский православный от внезапной смерти. И сегодняшняя молитва выразила веру нашей святой Церкви: «И сподоби нас христианской кончины, безболезненной и непостыдной, мирной, Христовых Таин причастну». Каждому из нас придется рождаться в Вечность, поскольку вечных людей нет. А Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Бог никого не избавил от этой временной смерти, а избавил нас от вечной. И от нас зависит: кем мы будем там, в Вечности. И поэтому Церковь, Святые Таинства, исповедь – это все путь к Вечности. Поэтому мы молимся святой великомученице Варваре, чтобы наша кончина не была без причастия Святых Христовых Таин.

Что сеет человек, то и пожнет. Живущий Церковью, с Церковью и будет возноситься на Небо. А что будет с человеком, живущим этим миром – неизвестно. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Этот мир обещает злато, а дает блато (т.е болото)». И святитель Василий Великий говорит: «Давайте сразу, прямо сейчас, делать то, что за нами пойдет в Вечность». Вот на что должны быть обращены все силы нашей с вами души. Великий угодник Божий, святой праведный Иоанн Кронштадтсткий, такие творил чудеса. Мне рассказывала одна раба Божия, которая подробно читала его житие, что однажды он приехал в какой-то город на Волге и в одном месте, может быть у истоков Волги, где она не совсем глубокая, произошел такой случай. У одного мелководного места застрял корабль и не мог дальше идти, потому что было засушливое лето. А о. Иоанн приехал на престольный праздник в один храм. Крестьяне и многочисленный народ, находившиеся рядом с этим местом, попросили его: «Батюшка, помолись, чтобы пошел дождь, и поднялась бы вода в Волге, и корабли смогли бы проходить по ней». Раньше, поскольку железных дорог было мало, а шоссе еще не было, то основным средством передвижения были реки. Прп. Иоанн начинает молиться, и, постепенно, река на глазах у всех, медленно начинает подниматься, и через час корабли, которые стояли на мелководье, начали проходить по этой реке. Народ в ужасе и с благодарностью начинает славить Бога и великого угодника Божьего. А потом, спустя какое-то время, у о. Иоанна спрашивают: «Батюшка, а как вы сподобились такой великой благодати Божией, благодаря чему и как?». И он открыл этот секрет, который был, оказывается очень простым. Он сказал: «Я жил в Церкви!». Вот и весь ответ. Он жил Богом, дышал Богом, служил Божественную Литургию, если не болел, каждый день. И говорил о том, что тот день, когда он не молился за Божественной Литургией, он считал потерянным для своей жизни. Вот откуда великие дарования: ни у телевизора, ни за газетой, ни за новостями, ни в магазине, ни у компьютера, ни во время работы, стяжевается благодать Святаго Духа. Это все только средства к тому, чтобы прожить. А в Церкви – это сама жизнь.

И поэтому не будем менять золото на побрякушки. Будем дышать воздухом вечности, который только в храме. И через это, если не обрести такие дарования, но хотя бы приобщиться этой благодати Божией, этой вечно ликующей жизни, которую изобильно Господь дарует каждому из нас во время любой церковной молитвы. Он готов излить на нас Свою небесную, божественную, преосененную благодать, только бы сосуд нашей с вами души был бы готов к ее принятию.

Что значит готов к принятию этой божественной благодати? Недавно, милостью Божией, я разговаривал с духовником всей Московской Епархии, отцом Валерианом Кречетовым. И он сказал о тех людях, которые причащаются Святых Христовых Таинств: «Очень тяжело провести какую-либо градацию: кто достоин и кто недостоин. Все мы достойны этой великой благодати, потому что все вместе и каждый по отдельности являемся недостойными ее. И, повторяя слова свт. Феофана Затворника, можно сказать: тот, кто в глубине своей души, себя считает недостойным Причастия Святых Христовых Таинств, даже не имеет надежды на что опереться в своей жизни, на какие-то мнимые добродетели, всенощные бдения, исповедь, вычитанное правило. И все равно, только единственное делает нас достойными принятия Святых Христовых Таинств – это всецелое осознание своего недостоинства. И поэтому все достойны – потому что все недостойны».

И если с таким чувством, от каждого Причастия к Причастию будет проходить и осуществлять свою жизнь христианин, то Господь за это смирение, о котором Он сказал: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», уподобляет нас Богу и святым. И за молитвы святой великомученицы Варвары даруй нам, милосердный Господи, любить Церковь Христову так, как ее любили святые, ревновать о молитве и о духовной жизни как о ней ревновали святые, любить и жить Евангелием так как его любили и так как по нему жили святые и ныне прославляемая святая великомученица Варвара. Ее же святыми молитвами, Господь да сохранит нашу святую православную Церковь в непоколебимой вере, старость да поддержит, юных да умудрит, семейных да уцеломудрит, пастырей ревности о Боге да сподобит, и всех нас через покаяние и всецелую любовь к Богу Вседержителю приведет ко всегда ликующей Вечности, где уже не будет «ни плача, ни болезни, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная». Аминь.

17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Предстоятель Русской Церкви Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святой великомученицы Варвары. Вы сегодня слышали рассказ о ее жизни — трогательный и удивительный рассказ. Сила Церкви заключается в том, что эти рассказы, эти истории Церковь приводит в живое соприкосновение с современностью, потому что для нас житие святого — это не просто повесть о жизни человека, который давно-давно преставился ко Господу. В Церкви жития святых — это постоянно живущий пример, на который ориентирует самого себя каждый верующий человек.

Сила этих житийных рассказов — в том, что они заставляют нас применять к самим себе события в жизни того или иного святого. Иногда перед нами мучительно встает вопрос: А мы бы смогли? А мы бы сделали? А у нас хватило бы терпения и мужества, как у тех мучеников и мучениц, преподобных, благоверных, имена которых сохраняет Церковь, — всех тех, кто украсил небосклон церковный ярчайшим светом звезд, под которыми каждый из этих святых угодников пребывает?

Святая великомученица Варвара, молодая девушка, оказалась способной ради истины, ради правды, которая была для нее высочайшей ценностью, пойти на страдания и смерть и принять их от рук родного отца, для которого ее правда не была правдой. Но Церковь свидетельствует нам, через подвиг святой Варвары, что именно ее правда и была правдой Божией, а не человеческой правдой с маленькой буквы. Ведь и отец ее шел на некие страдания — не в радость же ему было притеснять свою родную дочь, которую он любил! Так до какой степени безумства нужно было дойти во имя своей маленькой человеческой правды, чтобы поднять руку на дочь, на любимую дочь! А Варвара, оставаясь верной правде Божией, мужественно приняла мучения во имя высочайшей ценности — хранить веру, иметь надежду на спасение.

Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда.

Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени.

Пример святой мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого и не повторять ошибки отцов, совершенные ими в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа, не повторять и другие ошибки! Что еще нужно сделать и как громко следует сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними — Божию правду?

Как же нам, современным людям, вести себя в условиях, когда столько сил действует для того, чтобы склонить нас в ту или иную сторону? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны. Нам говорят: «если вы пойдете в эту сторону, будете счастливы, а если в эту сторону — будете несчастливы». Но разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года? Разве не так же говорили в течение всего XX века? И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле — только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье.

Из сердца человеческого исходят злые помыслы (см. Мф. 15:19) — так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен и пример святой великомученицы Варвары, которая смело отдавала жизнь за правду Божию. Такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божия правда, и любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости. Все это не является напрямую Божией заповедью, но покрывается Божиим законом, который призывает нас любить друг друга.

Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно. И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше вздыбливается очередными конфликтами — не только мирными, но, как мы знаем, и кровавыми. Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно из сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми. И в эту круговерть неправды вовлечены все — великие и слабые, сильные и немощные. Не может быть справедливого устроения жизни без устроения человеческой души. Давайте запомним это как величайшую аксиому.

И когда даже в моменты, сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на Церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то, стало быть, мы имеем дело с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. И к пастырям сегодня обращаюсь: смело свидетельствуйте о правде Божией, идите даже туда, где вас не слушают, находите правильные слова, обращайтесь к людям, бейте в набатный колокол. Иначе погубим вновь свою страну, и не только свою страну.

Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божией — это страшный признак самоубийства. Там, где нет Божией правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляции, там потеря жизненной ориентации, там, в конце концов, смерть. А ведь через все это мы уже проходили в кровавом XX веке.

Наверное, неслучайно — у Бога ничего не бывает случайным, — что в день памяти святой великомученицы Варвары были созданы российские Ракетные войска стратегического назначения. Эти войска призваны охранять высочайшую ценность — ценность нашей с вами совместной жизни как одного народа. Не бюрократические ценности, не политические структуры, а жизнь народа, жизнь Отечества. Верим, что святая великомученица, которая сама отдала жизнь за высочайшие ценности, молится сегодня о тех, кто стоит на защите Отечества нашего, сохраняя способность нашего народа иметь независимое бытие в рамках исторического Отечества.

Как в зарубежных странах, так и в России святая великомученица Варвара является также покровительницей горняков, горной промышленности. Наверное, горняцкий труд — один из самых тяжелых и самых рискованных, но от него зависит благополучие людей. Конечно, каждый за свою работу получает деньги, но какими деньгами можно измерить те огромные риски, когда шахтер опускается в шахту, особенно зная, что многие из его близких, родных, знакомых погибли! Наверное, им двигает не только стремление заработать, но и непреодолимое желание совершить то, к чему он призван, исполнить свой долг. И святая великомученица Варвара является покровительницей всех шахтеров, всех тех, кто работает в горной промышленности, от успехов которой, как известно, во многом зависит благополучие каждого из нас.

Я хотел бы сердечно приветствовать присутствующих здесь представителей Ракетных войск стратегического назначения, учащих и учащийся Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, а также представителей горных институтов Екатеринбурга, Москвы, Петербурга, всех тех, кто трудится в этой области. Пусть ваш труд станет примером для очень многих в нашей стране — как с риском для жизни нужно нести свое призвание, если это призвание помогает другим жить и радоваться жизни.

Пусть благословение Божие молитвами святой великомученицы Варвары пребывает над нашими стратегическими ракетчиками, над нашими горными промышленниками и шахтерами, над всей нашей страной. Пусть ее пример помогает нам всегда бороться за вечные неизменные истины и в этой борьбе возрастать до такого состояния свободы, чтобы никакая мелкая личность не была в состоянии манипулировать нашим сознанием и круто менять течение истории нашего Отечества. Пусть Господь приклонит милость к России и ко всей исторической Руси. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всехделех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем”. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси; что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его (Пс. 8:2, 4-5)? - так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.

Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем - на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, - смотрела она на это и размышляла.

Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. "Не может быть, - думала она, - чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра". Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, - и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.


Святая великомученица Варвара

Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.

После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на смерть через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его. И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.

На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку - и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия - свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.

Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа - это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда пред Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь - преклонись пред величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.


17 Декабря 2018

Святая Варвара – наша заступница на Небесах. Ее житие – пример истиной веры для всех христиан, праведной и непостыдной кончины. Православные верующие чтут святых, как заступников на Небесах, молитвенников перед Богом и пример жизни во Христе, мы обращаемся ко святым в своих молитвах. Многие, как святая великомученица Варвара, терпели страдание и мученическую кончину за свою веру. Часто можно встретить статьи о том, что святой Варваре молятся о спасении от внезапной кончины, от неожиданных бедствий, уныния и об исцелении детей. К святой Варваре часто взывают те, чьи близкие находятся в опасности, особенно, если эта опасность зависит от чьей-то злой воли.

На самом деле, Церковь считает обрядоверием молитвы святым по каким-то определенным поводам и молиться святой Варваре можно о том, чтобы она помогла приблизиться к жизни в святости и любви к Богу. Читайте в нашем материале житие святой Варвары, которая славилась своей мудростью и красотой, приняла страдание и смерть за Христа от рук идолопоклонников.

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311). Подробности о житии, иконах и молитвах к святой читайте в статье!

Святая великомученица Варвара: житие

Святая Великомученица Варвара

Отец Варвары, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в городе Илиополе Финикийском. Рано овдовев, он сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери.

Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днем можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пестрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты.

Вскоре девушка стала задавать себе вопрос о Причине и Создателе столь гармоничного и прекрасного мира. Постепенно она укрепилась в мысли, что бездушные идолы – творение рук человеческих, которым поклоняются ее отец и учителя, не могли столь мудро и великолепно устроить окружающий мир. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.

А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время Промыслом Божиим в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой таинство Крещения.

В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, обнажил меч и хотел поразить ее. Девушка побежала от отца, и он бросился за ней в погоню. Путь им преградила гора, которая расступилась и скрыла святую в расселине. С другой стороны расселины был выход наверх. Святой Варваре удалось скрыться в пещере на противоположном склоне горы. После долгих и безуспешных поисков дочери Диоскор увидел на горе двух пастухов. Один из них указал ему пещеру, где скрывалась святая. Диоскор жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. Святую Варвару жестоко пытали: ее бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью в темнице святой деве, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны. Тогда святую подвергли новым, еще более жестоким пыткам.

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.

В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь.

Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары

О познании Бога через рассматривание природы

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) – так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь.

Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана. Она родилась и воспитывалась в семье знатных и богатых родителей, по вере язычников, в городе Илиополе Финикийском. Еще будучи малюткой, лишилась она своей матери, и воспитание ее целиком оказалось в руках отца ее, Диоскора, ревностного идолопоклонника. Такую же веру в языческих богов старался он привить и своей дочери. Святая Варвара обладала необыкновенной телесной красотой, многих приводившей в изумление. Поэтому, чтобы предохранить свою дочь от дурного влияния и худого сообщества, Диоскор построил для нее отдельную башню со всеми удобствами и различными покоями и поместил ее туда жить, дабы не видела она никакого соблазна и искушения. Находясь в уединении и удалении от всяких развлечений, внимательно всматривалась Варвара в окружающую ее природу и полюбила размышлять о дивных явлениях ее. С высоты своего жилища святая Варвара взирала ночью на бесчисленные сверкающие звезды, горящие на своде небесном, а днем – на отдаленные синие горы, на темные дремучие леса, на зеленые луга, на быстро текущие реки и ручьи, – смотрела она на это и размышляла.

Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. “Не может быть, – думала она, – чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. Не может быть и того, чтобы создали его боги, которым мы поклоняемся: они сами сделаны руками человеческими из золота и серебра”. Так размышляя, приходила она к вере в то, что есть какое-то Всемогущее Разумное Существо, Которое сотворило этот прекрасный разумный мир, что есть Невидимый Бог.

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее, Диоскор, радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге.

Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

Судья после многообразных увещаний и угроз, видя, что святая непоколебимо исповедует христианскую веру, подверг ее тяжким мучениям. Обнаженную, ее безжалостно бичевали, так что земля обагрилась девической кровью. После этого палачи стали растирать свежие раны волосяными тканями, что причиняло страдалице неимоверную боль. Затем ее ввергли в темницу, где она, измученная и израненная, стала просить у Господа утешения и помощи. И там, в темнице, явился Варваре Сам Господь Иисус Христос, исцелил ее от всех ран и укрепил в терпении ради Царствия Небесного.

После этого святую вновь взяли на мучения: повесили на дереве и строгали ее тело железными крючьями, били по голове железными молотами, а затем отрезали сосцы и после того нагою повели по всему городу. Последнее истязание было для святой и целомудренной девицы самым тяжелым. Она просила Господа, чтобы Он защитил ее от взора любопытных зрителей, и Господь послал Ангела Своего, который тотчас же покрыл ее наготу световидной одеждой. После всех сих мучений святую осудили на через усечение мечом, и этот приговор исполнил ее родной отец-убийца, который собственноручно отсек своей дочери голову. Так закончила свой страдальческий подвиг за Христа святая великомученица Варвара.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, из жизнеописания этой великой святой для нас особенно назидательно одно явление в ее духовной жизни, а именно то, что она познала Бога через рассматривание природы. Она была воспитана в языческой вере, никто не научал ее с детства вере в истинного Бога, но через наблюдение над природой она сама познала Его.

И как познала через природу Бога святая Варвара, так через рассматривание творения Божия может познавать Бога и каждый из нас.

На всем окружающем нас отпечатлены следы всемогущества Божия и присносущной силы Его. Как на снегу ясно запечатлевается след человека, так и на всем творении ясно запечатлен след Божий. Каждый полевой цветок, каждая травинка говорит о всемогуществе, премудрости и благости Божией. Посмотрите, дорогие, на любую былинку – и вы увидите, что во всем является премудрость Божия. Былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе в самой почве, там питаются корни ее; листиками же своими дышит она чистым воздухом и таким образом живет и существует. Кто создал ее, кто поит ее благодатным дождем, кто питает чистым дыханием воздуха, кто дает цветку ее благоухание и цвет? Как может роза извлечь из черной земли свою яркую розовую краску, а лилия – свою блестящую белизну? Ни один художник, ни один ученый, как бы он ни был искусен, не может создать подобного ароматного цветка. Все это дело рук всемогущего Бога.

Далее посмотрим на животных. Они рождаются маленькими и слабыми, не способными самостоятельно существовать, но Господь внушил матерям заботиться о своих детях, так что мать не знает покоя, пока не воспитает своего детеныша. Так во всем видны следы попечения Божия о Его творении.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем почаще всматриваться в окружающий нас прекрасный мир и через него познавать Бога и все доброе. Природа – это книга Божия, не писаная, но созданная, которую может читать всякий человек, и грамотный, и неграмотный, и благоговеть всегда перед Творцом Вселенной. Взойдет ли солнце, усеется ли небо яркими звездами, загремит ли гром, прольется ли дождь – преклонись перед величием Божиим и воздай хвалу Вседержителю. То же делай, когда взираешь на красоту окружающего тебя мира.

Возлюбленные во Христе братия и сестры, святая великомученица Варвара, когда шла на смерть, то испросила себе у Господа дар спасать от болезни и внезапной смерти всех, кто будет вспоминать ее и ее страдания. Помолимся же ей сегодня от всей души, чтобы она, призрев на всех собравшихся в храм сей в день ее памяти, спасла от внезапной смерти и нас, дабы, шествуя путем покаяния и исправления, сподобиться нам будущей вечной жизни. Аминь.

Святая Великомученица Варвара

Проповедь

Возлюбленные о Господе братия и сестры, пречестные отцы! Сердечно поздравляем вас с нашим Престольным праздником, Днем святой великомученицы Варвары, в честь которой в нашем хpaме существует придел, и частица ее честных мощей почивает Милостию Божией в нашем святом храме.

Святая великомученица Варвара жила в IV веке, родилась и выросла в знатной языческой семье и ничего не знала об истинном Боге, о духовной жизни и бессмертии души, о вере во Христа. По Божиему Промыслу мать Варвары умерла, когда ребенку было 4 года. И овдовевший отец всю свою любовь сосредоточил на дочери. Когда Варвара повзрослела и стала прекрасна собой, отец затворил ее в высоком замке. Часто взирая с высоты башни на небо, наблюдая за красотой звезд, луны и солнца, она размышляла о том, откуда взялся этот прекрасный мир, устроенный по определенным законам. Она думала: “Если бы не было Творца, то кто бы направил по разумному пути существования этот мир?” И так Варвара училась по творению познавать Творца. Однажды под видом купца в их город прибыл один священник, который открыл ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения.

Вера святой девы Варвары не была принята самым близким человеком, ее родным отцом Диоскором. И исполнились слова Священного Писания: “Враги человеку – домашние его”. Потому что там, куда приходит истина, там она обличает ложь, обличает неправоту, обличает грех. И тогда человек, выбирая путь жизни, невольно вступает в некое противоречие с миром, живущим, как сказал Апостол Павел, во грехе. Так что никакие уговоры Варвары не привели отца к вере, наоборот, сам отец предал ее на жестокие мучения. И мы знаем, что она очень многое претерпела: неимоверные пытки, тяжкие страдания за Христа. Поэтому Святой нашей Православной Церковью она наречена великомученицей. Честные останки святой великомученицы после претерпения ею мучений были перенесены в град Константинополь, а в XI веке – на Святую Русь, в город Киев, где и доныне почивают в Соборе Святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара перед своими страданиями молилась Господу, чтобы всякий человек, который будет призывать ее имя в своих молитвах, был бы избавлен от внезапной смерти. Какая благодать была испрошена великомученицей Варварой! Как нам всем это необходимо. В нашей жизни все скоротечно, нетвердо, зыбко. Поэтому единственное наше упование – только на Бога и Его святых. Господь сказал: “В чем застану, в том и сужу”. И самое главное, чтобы Господь застал нас в чистой совести, примиренными со всеми. Вот почему в монастырях существует благочестивый обычай каждый вечер просить у братии, друг у друга прощения, потому что никто не знает, что готовит наступающая ночь: сегодня уснули, а завтра, может быть, не проснулись. И нам псалмопевец Давид говорит: “Солнце да не зайдет во гневе вашем”, то есть надо стараться примириться со всеми именно в этот день, пока он еще не ушел, и страница нашей жизни перелистнулась бы чистой, без всякого отягощения от чего-либо греховного в нашей душе и в нашей совести. Святая великомученица Варвара ходатайствует о людях, которые пока далеки от веры, чтобы они пришли к познанию истины и чтобы внезапная кончина не застала бы их без покаяния, без Причащения Святых Христовых Таинств.

Когда мы с вами чествуем святых мучеников, каждый из нас должен не только переноситься мысленно в те древние времена, но каждый человек должен про себя подумать, что путь любого христианина – это путь мученика, или явного, или тайного.

Какова будет наша с вами судьба – никто не знает. Но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий на собрании духовенства Москвы и Московской области сказал такую фразу: “Мы не знаем в наше смутное и тяжелое время, как будут дальше разворачиваться события нашей с вами жизни, какие силы станут во главе государства, но Церковь в любых условиях должна стоять на одном: нести свет туда, где тьма; нести истину туда, где ложь; нести любовь туда, где разделение”.

И в то же время мы всегда должны быть готовы к тому, что сказано в Апокалипсисе: три с половиной года будет властвовать на земле антихрист. Неизвестно, доживем ли мы до этого времени, может быть, кто-то и сам встанет в ряды мучеников, поэтому уже сейчас надо помнить, что “неверный в малом неверен и во многом”. Если не Сила и Благодать Святого Духа, ни один человек не сможет перенести мучений, если когда-нибудь придется страдать за Христа. Поэтому Святая Матерь наша Церковь, зная, что все совершается от малого, готовит нас к этому всю нашу с вами жизнь. Для чего существует пост? Для того, чтобы человек мог властвовать над своими побуждениями, чтобы душа была выше тела, чтобы человек мог управлять собою, а не тело управляло человеком. Даются Святой Матерью нашей Церковью утренние и вечерние молитвы, которым мы должны уделить хотя бы 10-15 минут ежедневно. Неужели мы не можем уделить для Бога, для вечности, для души каких-то 10-15 минут! Как сказал один из святых: “Молиться – это кровь проливать”. И на самом деле, мы для себя находим тысячу разных дел и оправданий, чтобы только не встать на молитву. А это и есть стояние в вере, и именно с этого начинается мученический путь. На Новый год каждый из нас тоже будет проверен в том, верен он Христу или нет. Тоже будет дилемма – как все или как Бог велит. Только тогда не надо говорить, “где же помощь Божия”, “все из рук валится”. Да потому что мы не живем по-Божьему, хотим так: и нашим, и вашим. Но так не бывает, и поэтому Бог нас ведет к тому, чтобы каждый постоянно переступал через эгоизм, своеволие, через самолюбие, через свою гордыню, через свое пожелание греховное. И так совершенствуясь не какими-то великими делами, а изо дня в день, по мелочам, мы должны подтверждать, кто мы: Христовы или нет.

Святой преп. Варсонофий Оптинский говорил, что Колизей, – стадион, на котором десятки, сотни первохристианских мучеников были замучены и убиты, был разорен, но не уничтожен. “Может быть, – говорил он, – вы доживете до тех времен, когда он будет подновлен и возобновлен, и еще польются реки крови христианских мучеников. Дай Бог, чтобы сила и крепость была у вас перенести все то, что выпадет на вашу долю”. Так что верность Христу надо доказывать каждый день своими делами, а не только словами.

Многие думают: “почему только я один несу этот крест?” А известно, что ропотливость никогда не придавала силы в нашем житейском мученичестве (болезнях, скорбях, семейных неурядицах). Но вера и благодарность Богу за все, всегда придавали силы нести крест достойный образом. Как сказал Феофан Затворник: “Крест всем все равно придется нести – и верующим, и неверующим – но лучше нести его по-христиански – с благодарностью и преданностью Воле Божией”. И мы должны помнить слова из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Когда он увидел тысячи людей, мучеников, облаченных в белые одежды, он спросил у Ангела: “Скажи мне, кто это и откуда они пришли?” И тот ответил: “Эти люди пришли сюда (то есть в Царствие Божие) от великой скорби, но они убелили одежды свои кровью Агнца, и за это Бог водит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их. Там уже не будет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная”.