Митрополит калужский и боровский климент. Климент, митрополит Калужский и Боровский (Капалин Герман Михайлович). Научные труды и публикации

Герман (такое имя до пострига носил будущий архиерей) родился в послевоенное лето в маленьком поселке Московской области. 7 августа 1949 года в рабочую семью Капалиных, проживающих в поселке Удельная Раменского р-на, несмотря на тяжелое время, посетила настоящая радость. На свет появился помощник родителям, ведь война изрядно выкосила мужское население страны.

Мальчик рос, крепчал, пошел в школу. По ее окончании поступил в Московский машиностроительный техникум. Будучи юношей он сумел возгреть в себе православную веру предков, поэтому неудивительно, что в 1970 году он становится семинаристом. Но продолжить обучение в Московской духовной семинарии он смог только через два года - после службы в Советской Армии. В 1974 году, после получения семинарского образования Герман Капалин становится абитуриентом Московской духовной академии.

Видного молодого человека заметило руководство духовного учебного заведения. В 1977 году он представляет Русскую Православную Церковь на слете Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Совете молодежи Европы. Еще через год для верующего парня подошел к концу последний учебный курс в Московской духовной академии. Будущий митрополит Климент получает диплом со степенью кандидата богословия, и остается при своей духовной альма-матер помощником инспектора, а также преподает на секторе заочного обучения.

От пострига до управделами

7 декабря 1978 г. Герман Михайлович Капалин принимает монашеский постриг с наречением имени в честь священномученика Климента Римского. Не прошло и месяца, как тем же Рождественским постом его рукополагают во иеродиакона. На Благовещение следующего года иеродиакон Климент становится священником. Вскоре он уже читает лекции по «Общей церковной истории» в Московской духовной семинарии. Через два года священник-преподаватель возводится в сан игумена. А еще через 9 месяцев за особые заслуги становится архимандритом.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе г. Минска архимандрит Климент был рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Через пять лет освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года владыка Климент становится епархиальных архиереем в Калужской области. Архиепископ Калужский и Боровский одновременно получает должность первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии, а значит становится постоянным членом Священного Синода. В конце февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

Митрополит Климент и Калужская епархия

После назначения владыки Климента в 1990 году на калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни . При нем состоялась передача и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги. Знаменательным событием стало и возвращение епархиальному управлению зданий комплекса бывшей Духовной семинарии. Началось настоящее возрождение монастырской жизни: передача монастырей и открытие новых. Стоит отметить открытие Калужского духовного училища, из которого выросла целая семинария. Также активизировалась духовно-просветительская и издательскя деятельность. Ярким примером может служить организация на базе бывшего оздоровительного лагеря «Костер» православного молодежного центра «Златоуст», в котором действует храм в честь святителя Иоанна Златоустого.

При митрополите Клименте количество храмов епархии увеличилось почти в 10 раз, открылось около 10 монастырей, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера Надежда Любовь» в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт.

Особое внимание калужский архиерей уделяет работе с молодежью. При многих церквях и монастырях сегодня работают воскресные школы, первые из которых появились благодаря личному попечению владыки. Калужская область стала одним из первых регионов, где были возрождены рождественские традиции: изготовление из снега вертепов с изображением святого Семейства рядом с храмами, а также шествия христославов. По благословению калужского архипастыря создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом, при Свято-Никольском женском монастыре в г. Малоярославце.

Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Пасхи и Рождества Христова, юбилеев храмов и монастырей, проведения ежегодных Киреевских и Образовательных чтений, фестивалей детского творчества. Возрождено всенародное празднование великих общецерковных праздников, памяти Калужских святых.

Благословение православного поселения

В 2007 году в епархиальное управление на прием к митрополиту Клименту пришли руководители группы компаний «Статус», которые активно участвуют в возрождении Спаса Нерукотворного пустыни. В этот раз разговор пошел не о восстановлении мужской обители, а о возле него.

Меценаты переживали, что эта идея может расстроить монашескую жизнь, привнесет мирскую суету к стенам мужского монастыря. Но к удивлению всех, владыка Климент одобрил это предложение, объяснив, что это очень правильно строить поселение для тех, кому интересно монашество. И он официально благословил начало этого благого дела.

С архипастырским визитом владыка посетил Спаса Нерукотворную пустынь на престольный праздник обители 29 августа 2007. После Божественной литургии архиерей сказал проповедь, в которой в частности отметил: «Монастырь является той духовной лечебницей, куда приходят люди. Монахи уходят из мира и удаляются от греха мира, но не от людей. И когда было самое сильное развитие монастырей, тогда было самое крепкое Российское государство. Говорят здесь место красивое, а я вам скажу вся Россия красивая, но там где есть храм, а особенно монастырь, то место становится духоносным, благодатным местом для поселения».

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в посёлке Удельная Раменского р-на Московской обл. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию. С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и профессорским стипендиатом. Одновременно поручено быть преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

На заседании Священного Синода 16 июля 1982 г. был избран епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. 18 июля 1982 г. Святейшим Патриархом Пименом за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры был возведен в сан архимандрита. Епископская хиротония была совершена 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 20 июля 1990 г. назначен архиепископом Калужским и Боровским и одновременно — заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а с 1994 г. был первым заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

С 1993 по 1996 г. — член Общественной Палаты при Президенте РФ.

В 1996 года с преобразованием Калужского духовного училища в Духовную семинарию назначен ее ректором и одновременно преподаёт в ней Православную аскетику.

С 1997 по 2000 г. представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова, возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С 2005 г. — Председатель Международных Образовательных Рождественских чтений и Председатель Комиссии по их подготовке и проведению.

С октября 2005 г. по январь 2010 г. — член Общественной Палаты Российской Федерации. C января 2006 г. — Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), Первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005 г.), празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (октябрь-ноябрь 2007 г.).

Председатель комиссии по проведению конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2006-2009 гг.).

25 января 2009 года Архиерейским Собором РПЦ в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол.

31 марта 2009 года решением Священного Синода был освобождён от должности управляющего делами Московского Патриархата и назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата

21 января 2010 года решением Диссертационного совета Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации присвоена учёная степень кандидата исторических наук по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741—1867 гг.» (специальность «Отечественная история»).

29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности.

Награжден:

государственными наградами:

1988 г. — орденом Дружбы народов;
2000 г. — орденом Почета;
2009 г. — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
1997 г. — медалью 850-летия Москвы;
2010 г. — медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;
наградами субъектов Российской Федерации:
2004 г. — медаль «60 лет Калужской области»;
2005 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» III ст.;
2007 г. — медалью «За особые заслуги перед Калужской областью» II ст.;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской», 1 ст.;
2008 г. — Почетный гражданин Калужской области;
2009 г. — юбилейной медалью «65 лет Калужской области»;
2007 г. — Грамота Президента Республики Саха (Якутия);

церковными наградами Русской Православной Церкви:

1986 г. — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
1996 г. — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
1999 г. — орденом святителя Иннокентия Московского II степени;
2000 г. — орденом мученика Трифона II степени;
2004 г. — орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени;
2007 г. — орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
2009 г. — орденом Святителя Алексия Московского II степени;
2009 г. — премия памяти митрополита Макария (Булгакова);

орденами Поместных Православных Церквей:

1989 г. — орденом преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;
1997 г. — орденом Святогробского братства I степени Иерусалимской Церкви;
1998 г. — орденом Святого Климента Охридского I степени Болгарской Церкви;
2000 г. — орденом апостола Марка Александрийской Церкви I степени.

общественными наградами:

2001 и 2003 гг. — национальной премии Русского биографического института по номинации «Человек года»;
2002 г. — медаль «За вклад в наследие народов России»;
2005 г. — Орденской медалью Европейского комитета по наградам и премиям ООН С. Витте "За выдающиеся заслуги перед народами";
2006 г. — золотым почетным знаком «Общественное признание»;
2007 г. — Медаль «За вклад в дело увековечения памяти защитников земли Калужской» 1 ст.;
2008 г. — орден «За пользу отечеству», I ст.;
2008 г. — национальная премия «Лучшие книги и издательства года — 2008» за книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года»;
2009 г. — Орден «Единения» в честь 60-летия образования ООН;
2010 г. — юбилейной медалью «50-летие освоения человеком космоса»;

Научные труды и публикации:

Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 608 С., (Монография);
Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске.//Богословско-исторический сборник. № 1. 2003.
Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. № 2. 2004.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79;
Особые черты миссионерской деятельности святителя Иннокентия, Митрополита Московского, в период его служения на Камчатке и Аляске // Церковный Вестник. — № 23(324). — 2005.
Истоки Православия на Аляске. «200 лет российско-американских отношений» (2007).
О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании // Вестник Поморского университета. — № 2. — 2010. — С. 17 — 21;
К вопросу об участии священнослужителей во Второй Камчатской экспедиции // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). — С. 219 — 224;
Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). — С. 307 — 316;
Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства. Письма капитан-командора В.Беринга епископу Иркутскому и Нерченскому Иннокентию (Нероновичу). 1734 — 1735 гг. // Исторический архив. М. 2010. № 3. — С. 199 — 206;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Вестник Тюменского Государственного университета. Серия История, Филология. Тюмень, 2010. № 1. — С. 119 — 126;
Распространение русской духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки // Ученые записки Российского государственного социального университета. — № 2. — 2010. — С. 6 — 10;

Публикации:

В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
Возростание в вере. (Автобиографические заметки и богословские статьи) (2009)
Миссия Церкви сегодня. 2003
Православная семья в становлении Российского государства. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. Сборник докладов. Обнинск. 2004.
Православная Аляска // Российский Кто есть Кто. — № 5(56). 2006.
Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (в миру Герман Михайлович Капалин)

Биография

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию .

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в МДС.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В 1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 году избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет , архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим , епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 года возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

За время управления митрополитом Климентом Калужской епархией количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера, Надежда Любовь» в Обнинске и вечерняя Богословская школа для мирян в Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. Под редакцией архиепископа Климента в 2003 году вышел в свет альбом «Земля Калужская - земля святая», удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации «Лучшие книги и издательства года».

Митрополит Климент уделяет особое внимание работе с молодежью. При многих храмах и монастырях действуют воскресные школы, первые из которых появились его личным попечением. Раньше, чем по всей России, в Калуге были возрождены традиции открытия Рождественских композиций рядом с храмами и шествия христославов. По благословению Владыки Климента при Свято-Никольском женском монастыре в Малоярославце создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом. Его усилиями образованы и успешно действуют две православные гимназии и православный молодежный центр «Златоуст».

Стараниями Владыки Климента привнесены добрые православные традиции в общественную жизнь, возрождено всенародное почитание и празднование памяти Калужских святых и великих общецерковных праздников. Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Рождества Христова и Пасхи, юбилеев монастырей и храмов, проведения фестивалей детского творчества, ежегодных Киреевских и Образовательных чтений и др.

С 1993 по 1996 год - член Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации.

С 1997 по 2000 год представлял Русскую Православную Церковь в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года - член Общественной Палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Климент - Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004), первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобожден от обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Образование:

1974 год - Московская Духовная семинария.

· 2007 год - орден преподобного Серафима Саровского II степени;

· 2004 год - орден святого равноапостольного князя Владимира II степени;

· 2000 год - орден мученика Трифона II степени;

· 2000 год - орден святого апостола Марка I степени Александрийской Православной Церкви;

· 1999 год - орден святителя Московского Иннокентия II степени;

· 1998 год - орден святого Климента Охридского I степени Болгарской Православной Церкви;

· 1997 год - орден Святогробского братства I степени Иерусалимской Православной Церкви;

· 1996 год - орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени;

· 1989 год - орден преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;

· 1986 год - орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Светские:

· 2009 год - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

· 2001, 2003 годы - национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года»;

· 2000 год - орден Почета;

· 1988 год - орден Дружбы народов.

· 1997 год - медаль 850-летия Москвы.

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Капалин Герман Михайлович) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии .

После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в сан иеродиакона.

7 апреля 1979 года рукоположен в сан иеромонаха. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС).

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.

С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году - медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей.

В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации "Человек года".

В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III.

Широкую известность в светском мире митрополит Калужский и Боровский Климент получил в 1993 г, когда стал членом общественной палаты при Ельцине. Черный клобук с крестом среди дикой зарождающейся демократии воспринимался неоднозначно. Кто-то кричал о разделении церкви и государства, другие считали, что священники предали веру, ударившись в политику.

Второй раз на уста российской публики он попал в 2008, после кончины патриарха Всея Руси Алексия II. Споры о том, кто займет «свято место», Кирилл или Климент, шли до Архиерейского собора. Третий кандидат свою кандидатуру снял. Два святейшества рассматривались в СМИ как противостояние различных концепций, борьба амбиций. Святой отец Климент проиграл (508/169 голосов).

Детство

Митрополит Калужский и Боровской Климент, биография которого была необычной для того времени, в миру носил имя Герман. Родился Герман Капалин 07.08.1949 г. в Раменском районе Московской области в многодетной рабочей семье. Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны, строил развитой социализм, считая религию опиумом народа. В то время даже октябрята считались строителями коммунизма. Мальчик ни в одной детской организации не состоял: ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, ни комсомольского билета у него не было. Это создавало определенные трудности, но он никогда об этом не распространялся.

Православие пришло с молоком матери, это не красивый оборот, а факт. В одном интервью митрополит Боровский Климент рассказывал, что научился молиться в школьные годы, когда мама перенесла два инфаркта за три года. Когда врачи опустили руки, четыре сына умирающей женщины читали акафисты и просили Бога об исцелении. Он уверен, что молитвы мамы, ее сыновей и монахов Троице-Сергиевой Лавры не позволили осиротить детей.

Отец мальчика прошел всю Великую Отечественную с иконой в нагрудном кармане. Мать шестилетнего мальчика вложила в голову - от Бога не отрекайся ни при каких обстоятельствах. В дни приема в пионеры дети не ходили в школу. Уверенность в том, что пропущенные уроки можно выучить самостоятельно, а пропустить молитву невозможно, устроила его жизнь иначе, чем у обычных советских детей.

Юность

Троице-Сергиева Лавра, куда Капалины всей семьей ездили довольно часто, определила судьбу - все четыре брата стали священниками. Схимонахиней впоследствии стала и мать Германа. Страницы биографии можно прочитать в написанной им книге «Возрастание в вере». Через всю жизнь он пронесет твердость и непоколебимую веру в Бога, считая советский период жизни для народа, лишенного истины, путем в неведение.

Есть несколько моментов, о которых митрополит вспоминает неохотно. Одно - машиностроительный техникум, который он окончил сразу после школы. Осознав ошибку, в 21 год будущий священник поступил в Московскую семинарию, сразу во второй класс. Но через месяц его призвали в армию. В каких войсках он служил, чем занимался - тоже не афишируется. В любом случае, шесть лет мирской «обязаловки» не самые лучшие его воспоминания о молодости. В остальном митрополит Климент биографию свою не скрывал, не переписывал, не подрисовывал.

Первые шаги в духовенстве

Отслужив в армии, Капалин вернулся в семинарию. С 1974 г. учился в Московской духовной академии. Активно участвовал в деятельности молодежной организации «Синдесмос», ЭСМЕ. Завершил академическое образование в статусе кандидата богословия. Трудовой путь на ниве христианства начался здесь же с должности преподавателя.

Старец Серафим Саровский сказал, что главная цель верующего христианина - стяжание Духа Святаго. К Богу люди идут разными путями, общий для всех - молитва и покаяние, благочестивые дела и милосердие. Тем, кто может подняться по этой лестнице выше, в мирском понимании будет сложней (физически), но это приблизит к Богу. Этот путь выбрал Герман: 7 декабря 1978 он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, наречен именем Климент. Милосердие и стойкость римского епископа становятся примером для его собственной жизни.

Через две недели после пострига инок рукополагается в иеродиаконы. Через четыре месяца становится иеромонахом. Менее полугода прошло с того момента, как первая ступень была пройдена.

Священство

Первая забота монаха-священника - преподавание общей церковной истории в семинарии. Два с половиной года научает он семинаристов. Вот отзыв о Клименте-преподавателе диакона Артема Мартынова:

Владыка - замечательный человек. Строгий аскет, заботливый отец для семинаристов, молитвенник. Доктор педагогических наук, серьезный богослов.

Осенью 1981 г. его возводят в сан игумена. Приняв во внимание недюжинные коммуникативные и литературные способности священника, его отправляют трудиться в исполком ЭСМЕ.

В июле 1982 г. Климент возведен в высший монашеский чин второй степени, он стал архимандритом. Он облачился в черную монашескую мантию с красными скрижалями и митру. Его Высокопреподобие, так положено обращаться к архимандриту, назначается управлять приходами в Канаде и США. Перед этим он прошел посвящение, разрешающее совершать обряды и таинства, читать публичные проповеди.

Через пять лет в Канаду направляют другого настоятеля, архимандрит управляет православными приходами в Америке, занимается научной работой. Семь лет священник был обладателем советского дипломатического паспорта. Весной 1989 г. патриарх Пимен возвел Климента в сан архиепископа. Пройдена вторая степень.

Епископат

На родину священнослужитель вернулся в июле 1990, когда в СССР вовсю гремела перестройка. Став архиепископом Калужским и Боровским, он являлся первым замом руководителя отдела внешних связей. Но, заняв публичную должность, редко являлся публике, предпочитая прямые контакты с конкретными людьми по каждому решаемому вопросу.

Перестройка разрешила населению не скрывать свои религиозные убеждения. Но это был непростой период, ибо десятилетиями религия в стране была под запретом, имущество экспроприировано, уровень святости критично низок. Здесь и проявились отличные организаторские способности служителя.

Четыре года при Ельцине он трудился в Общественной палате. В конце 2003 г. священник назначается управделами Московской Патриархии.

Еще более важное назначение - полноправный участник Священного Синода. Между Архиерейскими соборами он в мирском понимании является советом министров, решая насущные вопросы жизни. В последние зимние дни 2004-го архиепископ становится митрополитом Климентом.

Должности и регалии

Митрополит Калужский Климент продолжает налаживать связи со светским миром:

  • 2005-й - представитель Общественной палаты при В. Путине;
  • 2009-й - руководитель Издательского Совета РПЦ;
  • 2011-й - участник высшего Церковного Совета.

С 2013-го его епархия стала митрополией, которой он успешно руководит, совмещая с должностью ректора Калужской духовной семинарии. За время служения святой отец Климент много раз поощрялся и награждался. Вряд ли можно увидеть все награды на облачении, монахам не пристало гордиться своими заслугами. Но в биографии все они указываются. Двадцать церковных наград, среди которых ордена преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского (США), Алексия Московского II, Святогробовского братства (Иерусалим).

Имеет светские награды, знак благодарности за объединение усилий государства и церкви в деле сохранения традиций, возрождения духовности. Здесь ордена Почета, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Медали, национальные премии, грамоты - все это результат деяний святого отца. В его копилке есть особо дорогие награды - отзывы верующих христиан о служении митрополита Климента Калужского и Боровского. Отзывы есть и от мирян неверующих, это особо дорогие награды: «Общественное признание», «Поборнику справедливости», «Человек года».

Публикации

Доктором исторических наук митрополит Климент стал в 2014 году, защитив диссертацию о русской христианской Аляске. До этого и после им написано около 200 книг, статей, материалов. Есть среди них книга, в которой собраны наиболее значимые цитаты из всех его трудов - «Слово и вера». Назидания, советы, помощь в воспитании - мудрость святого отца в одной книге.

Достижения

За время правления митрополита Климента в епархии в несколько раз стало больше храмов, добавилось два духовных учебных заведения, семь монастырей, центры и миссии. Появились свои газеты, журналы, интернет-сайт.

Особое внимание в своей деятельности митрополит всегда уделял молодежи, молодой семье, их нравственности. С его подачи в школах появились основы православной культуры, капелланы в армии. Он активно продвигает идею запрета абортов, узаконил «церковные поправки» в российских кодексах.

Да, когда патриархом всея Руси был избран Кирилл, Клемента убрали из ближайшего патриаршего окружения, но задвинуть так и не получилось, слишком весомая фигура митрополит Калужский и Боровский Климент. Это доказывают и отзывы всех людей, которые с ним знакомы или хотя бы раз были на его службе.