Что означает символ медицины. Символы медицины - отражение способов врачевания древних народов. Символ российской военной медицины

Изображение чаши со змеей, украшающее вывески аптек и прочих медицинских учреждений, знакомо с детства. Взрослые на вопрос «Что бы это значило?» любят отвечать, что «так собирают змеиный яд, из которого потом делают лекарства». Версия распространенная, хотя несколько наивная. Можно подумать, что все лекарства только из яда и делают. На самом деле вся фармацевтическая промышленность всего мира использует в год всего несколько сотен грамм этой субстанции. С таким же успехом символом медицины могла бы быть, например, пчела, или оленьи рога, или что-нибудь еще более экзотическое.

Несмотря на повсеместное распространение этого символа, называемого «Гиппократова чаша», точное его происхождение и толкование до сих пор неизвестны. Автором версии про яд является известный исследователь Заблудовский. По его мнению, это изображение появилось на рубеже нашей эры. По данным других исследователей, в частности академика Павловского, это изображение стало использоваться как символ медицины лишь в XVI веке с легкой руки знаменитого Парацельса.
Впрочем, и чаша, и змея, правда, по отдельности, использовались в качестве различных символов еще в 800 - 600 гг. до н. э., в том числе и как атрибуты древнегреческих богинь здоровья Гигеи (от имени которой произошло слово «гигиена») и Салуты.
Змея всегда символизировала мудрость, знания, долголетие и вечную юность - ежегодная смена кожи символизировала омоложение.
Впрочем, существует и противоположное мнение о том, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи.
Использование чаши в качестве символа врачевания связывают с целительными свойствами воды и традицией приготовления лечебных снадобий в ритуальных чашах.
Однако еще в намного более отдаленные времена чаша со змеей использовалась в символизме Древнего Египта. В виде змеи изображалось древнеегипетское божество Кнеф или Кематеф - самосозданный создатель, сформировавший мир из хаоса. Чаша в этом изображении символизировала сосуд, содержащий первоматерию - физическую основу всего. Кнеф в виде змеи склоняется над чашей с первоматерей и одухотворяет ее своим дыханием, пробуждая к жизни. Согласитесь, очень красиво и символично, хотя от медицины далековато. Кстати, известно, что Парацельс, впервые предложивший это сочетание в качестве медицинского символа, был алхимиком и мистиком, хорошо знакомым с древними эзотерическими знаниями. Ему то уж наверняка был известен точный смысл этого изображения.
Во времена Петра I чаша со змеей или двумя змеями была введена как знак врачебной службы в армии. В 1924 году Гиппократова чаша была утверждена в качестве символа военной медицины Реввоенсоветом и до сих пор остается в России эмблемой военно-медицинских подразделений. А наиболее общепринятым является использование этого символа в фармацевтической деятельности. Украшала Гиппократова чаша и значки, выдававшиеся в СССР выпускникам медицинских вузов.
Один из современных историков медицины, обратившихся к анализу символизма чаши, обвитой змеей, Бородулин высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы".
Кстати, официальным символом медицины является не Гиппократова чаша, а змея, обвивающая посох древнегреческого бога врачевания Асклепия. Это изображение было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 г.
В заключение истории Гиппократовой чаши остается добавить, что в народе этот символ интерпретируют как «Теща кушает мороженое».

Кстати…
Красный крест - не символ медицины
Другим распространенным символом «всего медицинского» является красный крест. Удивительно, но в большинстве случаев эта эмблема используется незаконно.

История Красного креста
Красный крест стал символом в XIX веке. Во время франко-австрийской войны швейцарец Анри Дюнан был настолько впечатлен увиденным на полях сражений, что написал статью, в которой задавался вопросом: возможно ли создание благотворительной организации для оказания помощи раненым во время вооруженных конфликтов. Публикация Дюнана привлекла внимание Женевского благотворительного общества, которое создало комитет из 5 человек для практической реализации этих идей. Позже этот комитет получил название Международного Комитета Красного Креста - МККК.
Первое заседание МККК состоялось в 1873 году в Швейцарии, и в дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам и организовавшей первую Женевскую конференцию, за основу эмблемы МККК был принят государственный флаг Швейцарии, но с заменой цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части этот креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Таким образом, эта эмблема изначально создавалась для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, как символ беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает. Она предназначена для защиты медиков, госпиталей, раненых и больных во время военных конфликтов. Это совершенно особая символика, "экстренное" изображение, к которому нельзя "приучать глаз".
Согласно Женевским конвенциям 1949 г., эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
В мирное время в Качестве отличительного знака эмблема используется национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, а также машинами и станциями скорой помощи, при условии, что пункты оказания первой помощи будут проводить лечение исключительно на безвозмездной основе.
У этой эмблемы есть еще одна особенность, которая отличает ее от обычных торговых знаков или брендов. Нельзя приобрести лицензию на ее использование даже в самых благородных целях. Это символ беспристрастной медицинской помощи всем страждущим, независимо от национальности, расовой и религиозной принадлежности.
Присоединяясь к женевским конвенциям, государство берет на себя обязательство не только содействовать развитию национального Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, но и защищать его символы на законодательном уровне. По мнению общества Красного креста, неправильное использование этого символа может повлечь ущерб и дискредитацию сложившегося образа, путаницу, приводящую к серьезным последствиям. Поэтому власти многих стран по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться исключительно как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не примелькалась, не стала чем-то обыденным.

05.03.2017

Змея - неоднозначный и сложный символ. В европейской культуре она олицетворяет зло, смерть, хитрость, грех, разрушение, дьявола. В Райском саду Змей соблазнил Еву яблоком, что, в конце концов, привело к грехопадению. Но с другой стороны это животное - символ мудрости, обновления и возрождения жизни. Почему же змея, обвивающая чашу хвостом, стала символом медицины и что она означает?

Частично змей ассоциируют с целительством, возрождением и обновлением, благодаря древнему поверью, что они владеют секретом вечной жизни. Животное меняет кожу для возвращения молодости. Змея, обвивающая сучковатый посох древнегреческого бога Асклепия (Эскулапа), способного воскрешать мертвых, была символом врачевания.

Змея стала медицинским знаком из-за того, что якобы обладает знаниями, недоступными простому человеку. Даже бог Эскулап познавал тайны врачевания у нее особым способом. Для того чтобы спасти жизнь человека, он должен был превратиться в змею, узнать ее секреты и обратно вернуть свой облик. Используя эти знания, он врачевал при помощи трав. На эмблеме изначально был изображен эскулапов полоз, неядовитая змея.

Посох Гермеса («посох вестника») носит название кадуцей. Он имеет на себе не одну, а две змеи. Гермес - посланник богов (в Риме его звали Меркурием), владел крылатым посохом, обладающим силой примирения врагов. Когда вестник решил испытать его, поставив между двумя дерущимися змеями, те сразу заползли на кадуцей и обвили его своими телами. Там они и остались, сосуществуя мирно.

Оба мифологических посоха - Асклепия и кадуцей - применяются для обозначения профессий, связанных с медициной. Всемирная организация здравоохранения со временем заменила посох на своей эмблеме на иглу.

По другой версии змея как символ врачевания появилась в Вавилоне во II веке до новой эры. Первые же изображения чаши со змеей известны с 600 года до н. э. Но первоначально они были раздельными и принадлежали дочери Эскулапа, богине здоровья Гигее. Она держала их в разных руках.

Змея, обвивающая чашу, появилась в XVII веке благодаря знаменитому швейцарскому врачу Парацельсу. В период Средневековья большое значение придавали змеиному яду, как субстрату для изготовления лекарственных препаратов. Парацельс был и врачом и алхимиком, он имел свой интерес к этим животным. Для того, чтобы змеи стали для него ценными, они должны были обладать ядом.

Поэтому на современной эмблеме мы видим кобру. В сочетании с чашей она предупреждает врачей - не навреди. Каждый яд в микродозах может быть лекарством, но при неправильной дозировке он смертелен. У нас в России эмблему медицины называют «Гиппократовой чашей».

Она появилась в стране при Петре I для обозначения военной врачебной части. Ф.Р. Бородулин высказывался насчет ее трактовки: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». Чаша здесь представляет человеческий разум, объемлющий весь современный мир.

В мире много различных эмблем медицины. Они делятся на общие и частные, первые из них знаменуют врачевание вообще, а вторые частные медицинские направления. Знаки красного креста, горящего факела или свечи, сердца на ладони и др., тоже являются символами медицины.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Записи античных авторов-медиков указывают, что ужи ползали по дому во время «священного сна», часто вылизывали больные места ― глаза, раны. Римляне содержали их при банях и купальнях. Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям.

Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами.

Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне, где в эпоху рабовладения сохранялось поклонение животным.

С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.



В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») - атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины - змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.

Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей , появились намного позднее.

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.

Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.

Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.

Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона , обвитого змеей.

В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей . Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности - качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау - крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

Частные эмблемы.

Частные эмблемы обозначают те или иные отрасли медицины. В период средневековья в Европе эмблемой терапии являлось изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки прощупывающие пульс и др.

Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов.

Эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони. Эмблема очень точно отражает ее содержание ― бережное отношение к сердцу.

Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего - аптекарской ступки с пестиком.

В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Соединение изображений змеи Асклепия и чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи.

Эмблема педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца».

Впервые это изображение было исполнено Андреа Делла Роббиа (15 в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции.

В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением, учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью.

Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства .

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева.

Не исключено, что прообразом этой эмблемы является, платан Гиппократа - вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ.

Эмблема ортопедии и травматологии - надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

Эти символы вовсе не означает «все медицинское». Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением увиденного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?

Женевское благотворительное общество «Женевский союз по поддержанию общественного блага» учредило Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране - красный лев и солнце.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г. эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.

Нельзя приобрести лицензию на использование этих эмблем даже в самых благородных целях. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право.

Каждое государство - участник Женевских конвенций - обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ, по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста и белой ромашки.

Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста и белой ромашки.

В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией ― изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеёй и направленного острием на малярийного комара.

Почтовая марка с эмблемой борьбы с малярией.

Эмблема борьбы с онкологическими заболеваниями ― краб, пронзённый стрелой или шпагой.

Почтовая марка (Нидерланды) с эмблемой противораковой борьбы.

В разные времена в разных культурах медицинские символы отражали восприятие жизни и смерти, здоровья и болезни, напоминали об образе врачевателя и методах лечения. Говоря о происхождении медицинских символов, мы вспомним известные нам имена богов - покровителей врачебного искусства, а также древние способы врачевания, о которых рассказывают предания и священные тексты многих народов.

Наиболее распространенный символ медицины - чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света. Змея обвивает тело Изиды - покровительницы врачевания в Древнем Египте (с.37-38).

Изображение змеи предваряет надпись на стеле Сезоостриса I в Карнаке: Бог говорит: «Я дарую жизнь, долголетие, здоровье... царю верхнего и нижнего Египта». В этом тексте несколько раз встречается египетский крест анк - олицетворение жизни и здоровья (с.35). В поздний период истории Египта этот символ стал профессиональным знаком отличия врачей. Современный символ медицины соединяет в себе изображения змеи и чаши. Каждое из них заслуживает отдельного внимания.

ЗМЕЯ

Змея - традиционный символ мудрости и могущества. В мифах и легендах стран Древнего Востока нашли отражение отголоски культа змей, часто связанного с водной стихией. Древнеегипетская сказка повествует о мореходе, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном волной на чудесный остров. Вскоре он услышал сильный шум: «деревья трепетали, земля тряслась. Я открыл лицо мое и понял, что это змей, который приближался. Длина его 30 локтей, борода его более 2 локтей, члены его вызолочены, брови его из настоящей ляпис-лазури. Он продвигался вперед». Змей называется в этой сказке «князем Пунта» - легендарной страны благовоний, «страны богов». Другая, более поздняя египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря.

Предания Вавилона и Ассирии, еврейские и абиссинские легенды связывают доисторические времена с царством змея. Вот что говорит об этом абиссинская легенда: «Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина - 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути». Предания об островах, населенных змеями, сохранились в греческих хрониках. Геродот и Теофраст упоминали о змеях, стерегущих драгоценности на чудесных островах, Диодор Сицилийский рассказывает о «змеином острове», наполненном драгоценностями, и описывает охоту на змея длиной в 30 локтей, в пасти которого погиб один из охотников.

Змея была и символом вечной юности: ежегодная смена кожи символизировала омоложение. Это представление нашло интересное воплощение в религии египтян. Смена дня и ночи связывалась с тем, что в полночь бог Солнца Ра выходит со своей свитой из солнечной ладьи и входит в тело огромного змея, из которого утром все выходят «детьми», вновь садятся в ладью и продолжают путешествие по небу. Африканские сказки и легенды рассказывают о первых людях, которые могли, подобно змеям, менять старую кожу на новую и жить вечно. В шумерском мифе Гильгамеш находит в глубине вод цветок вечной молодости, однако, пока он купался, змея похитила цветок и сразу помолодела, сбросив кожу. С тех пор, учит предание, змеи обрели бессмертие, а люди так и остались смертными существами. Греческий миф повествует о чудесном средстве, которое Зевс подарил людям. Оно могло вернуть человеку молодость. Однако люди не захотели сами нести этот бесценный дар и положили его на осла, который отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной молодостью.

Исторические параллели: Легенды Древнего Китая называют огромного змея - дракона родоначальником первых императоров, наделяют его когти, зубы, слюну и рога целебными свойствами. На спине дракона можно было достичь страны бессмертных (с. 83). Дракон, согласно легенде, некогда вышел из Желтой реки и впервые показал императору знаменитое изображение тайцзы, в котором отражена взаимосвязь инь и ян (с. 69).

Йога уподобляет змее духовную энергию человека - кундалини (с. 94).

За тысячу лет до нашей эры культ змеи как символа мудрости, науки и познания возник у греков. Именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды знаменитый исцелитель был приглашен во дворец критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой травой и воскресил умершего.

В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага. Во время раскопок Помпеи на стенах и домашних алтарях многих домов было обнаружено изображение змеи, которая символизировала покой и здоровье обитателей дома. Как мы знаем, змеи были непременной принадлежностью асклепийонов (с. 127). Древнеримские хроники сохранили свидетельства о том, что во время эпидемии чумы Асклепий символически был перевезен из Эпидавра в Рим в виде змеи (с. 145). Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей - «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Однако в истории медицины с образом змей и червей часто связывали не только жизнь и здоровье, но также болезни и смерть. В Египте олицетворением бога Тота был ибис - птица, пожирающая змей и червей, которые вызывают болезни (с.36). Вавилонские маги-врачеватели часто изображались с кнутом для изгнания всех ползающих животных, прежде всего - змей и червей. Вавилонское заклинание связывает происхождение зубной боли с проникновением червя внутрь зуба (с. 58 - 59). В индийском эпосе и буддийской литературе священная птица Гаруда (с. 116) нередко называется «пожирателем змей». Китайская легенда приписывает червям смерть древнего мудреца Янь-ди, который пытался пробовать лекарства по примеру Шэнь-нуна, мифического покровителя врачей и аптекарей (с.66): «Рассказывают, будто у Шэнь-нуна тело было из прозрачного нефрита и можно было видеть все его внутренности; и это правда. Как иначе удавалось бы избавлять его от смертельной опасности, когда он пробовал по двенадцати ядов в день? Но вот рассказывают, будто Янь-ди пробовал лекарства и спасался от всех ядов, но проглотил сороконожку, каждая нога которой превратилась в червяка, червяки же тоже начали размножаться и Янь-ди, не сумев побороть их, умер...»

Римский писатель Плиний Старший писал, что укус змеи в любой момент может положить предел жизни человека, что даже под землей черви не оставляют людей в покое и пожирают умерших. Некоторые исследователи считают, что в основе «змеиной символики» в медицине лежит страх человека перед змеей, желание умилостивить грозную «богиню смерти» или отпугнуть болезнь, используя грозный вид змеи. Древние предания содержат множество упоминаний о мифических змееподобных существах, угрожающих жизни человека. В то же время части их тела и яд считались сильными и универсальными лекарствами. Так, Плиний Старший в «Естественной истории» (с. 152-157) писал о целебных свойствах амбисфены (греч. «двигающаяся в двух направлениях») - змеи с двумя головами: одна расположена в обычном месте, другая на хвосте: «... словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд»

Змея символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и загадочная способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Это видимое противоречие, соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерно для символов, пришедших к нам из глубокой древности. Другой пример воплощения этого противоречия - чаша. Происхождение этой эмблемы врачевания различные гипотезы связывают с целительным действием воды и традицией приготовления лекарств в ритуальной чаше.

ЧАША

Наиболее распространенное предположение о возникновении чаши как медицинского символа связывает ее с восприятием пресной воды, льющейся с неба в засушливых и пустынных странах Древнего Востока. Вода была здесь даром небес. Поймать и сохранить драгоценную влагу можно было руками, сложенными вместе в виде чаши, а также с помощью камней с углублениями -- «чашечных камней», глиняной и металлической посуды. Моления о ниспослании воды сопровождались просьбами о сохранении жизни и исцелении от недугов. Больной, изображенный на древнеегипетской стеле, держит в руках чашу, обращаясь к богам (с.38).

Лечение с помощью воды - древнейшая традиция медицины Древнего Востока. Средство внешнего и внутреннего очищения, вода считалась универсальным лекарством: есть библейские свидетельства о целительном действии вод Иордана; традиции лечения водой получили развитие в медицине Древней Индии (с.89); алхимики использовали росу и дождевую воду для получения лекарств (с.31). Когда лечение водой было связано с религиозными ритуалами, кубки для нее украшались надписями-заклинаниями или изречениями из священных текстов. Так, например, страх («болезнь боязни») мусульмане излечивали глотком воды из «кубка боязни» - медной чаши, изготовленной в Мекке и украшенной изречениями из Корана.

Народные сказания сохранили дошедшие до нашего времени выражения «чаша жизни», «чаша счастья», «чаша терпения», «чаша страданий», «испить чашу до дна», «пусть дом будет как полная чаша», «да минует меня чаша сия». Они говорят о двойственном начале образа чаши - двойного (двудонного) кубка, творения земли и неба. В нем, согласно мифологическим представлениям Древнего Востока и античного мира, отражается двойственная природа человека. Когда человек пьет из чаши земного начала, его силы обращаются к земным страстям. Питье из небесной чаши устремляет его к небу, к возвышенным идеалам, избавлению от страстей и заблуждений. Греческий фиал - чашу без подставки использовали в различных ритуалах, направленных на достижение здоровья, исцеления от болезней, успеха в делах. Ее часто держат в руках дочери Асклепия Гигиея (с. 132) и Панакея (с. 123). У этой чаши не случайно нет второго дна: она призвана нести в себе лишь целительное начало и душевный покой.

Иногда происхождение чаши со змеей как медицинского символа связывают с

историей ядов и противоядий. Лекарства часто имели сложный состав и включали в

себя змеиный яд, который хранили в специальных чашах. О действии змеиного яда

писали многие врачи и философы Древней Греции и Рима. Изучением ядов животного происхождения, в том числе змеиного, занимался Аристотель. Клеопатра (I в до н.э.), последняя александрийская царица из рода Птолемеев, изучала змеиный яд и испытывала его на рабах. Греческий врач Никандр Колофонийский (III в.) описал действие змеиного яда и указал состав противоядий. Змеиный яд и в наше время входит в состав медицинских препаратов. Особенно большое распространение в качестве лекарства змеиный яд получил в эпоху средневековья, и вплоть до XIX в. он входил в состав многих противоядий - «териаков». Кроме того, считалось, что печень и жир змеи очищают кровь, а суп из змей прибавляет мужества.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Посох

Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, обычно изображался в виде необработанной деревянной палки с сучьями. Он символизирует связь с землей и дорожный посох, означающий долгие странствия врача. Медицинские трактаты Древней Индии рекомендовали врачу иметь посох, поскольку больные больше доверяли опытным и пожилым людям. Об этом писали Сушрута и Чарака (с.99).

У многих народов до сих пор существует обычай оставлять в храмах у статуй святых написанные на листке бумаги просьбы. Яйцо в руке Асклепия - символ начала всего живого, а также новой жизни, которую боги возвращают больному с выздоровлением.

Исторические параллели: Яйцо было символом начала всего живого как для западной, так и для восточной натурфилософии. Известный средневековый энциклопедист Бируни (с.173), рассуждая об индийской мифологии и восточном учении о яйце как начале всех начал писал в X в.: «Подобные взгляды имели греки относительно своего бога Асклепия, основателя медицины. Когда они изображают его, то они, по примеру Галена, изображают в его руке яйцо как указание на аналогичное строение Земли и как символ всех начал, а также для того, чтобы показать, что все живое на земле нуждается в медицине».

Посох Асклепия стал прообразом врачебной трости. В эпоху средневековья и Возрождения в ее верхней части иногда находили лекарство, противоядие, ароматические средства или уксус для предохранения от заражения. Здесь уместно вспомнить о знаменитом мече Парацельса, с которым никогда не расставался этот врач

Иногда символом медицины служил посох с ветками, покрытыми листьями. Они олицетворяли выздоровление, начало новой жизни. Особое значение этот символ приобрел в эпоху распространения христианства в землях Нового света. Географические карты XVI столетия часто украшало изображение св. Христофора (греч. «несущий Христа»), переносящего Христа на своих плечах через реку. В самом имени Колумба, который смог пересечь океан, видели пророческое знамение распространения христианства. Как известно, обращение в христианство народов Нового света и восточных стран часто сопровождалось трагическими событиями. Их причиной была охватившая колонизаторов жажда золота. Мысли о том, как труден путь к спасению, о грехов-ности человека, его неспособности вершить суд Божий на земле постоянно возвращали людей той эпохи к христианской легенде о св. Христофоре - сильном и храбром великане, который желал служить только самому могущественному царю на свете. Он пошел в услужение к дьяволу после того, как узнал, что этого владыку боятся самые великие властители. Однако вскоре великан увидел, что его новый хозяин боится креста. Тогда Христофор пошел к святому отшельнику и спросил у него, как лучше угодить Богу. По совету старца он стал переносить через реку путников, которые хотели попасть на другой берег. Однажды, перенося на плечах ребенка, он с удивлением почувствовал, что ноша сделалась невыносимо тяжелой. Тогда младенец, которым был Христос, сказал великану, что тот держит на своих плечах весь мир. Сгибаясь под этой тяжестью, опираясь на посох, св. Христофор донес Христа до другого берега и увидел, как его посох дал молодые побеги. Они символизируют удивительную способность человеческой души возрождаться для праведной жизни.

Иногда в качестве символа медицины использовали не посох Асклепия, а жезл Гермеса. Этот греческий бог был посредником между богами и людьми, между царствами жизни и смерти. Согласно преданию, Гермес не только прекрасно пел и играл на лире, но изобрел этот прославленный музыкальный инструмент и в знак почтения подарил его Аполлону. В награду Гермес получил от Аполлона волшебный жезл. Позже этот жезл стал символом мира, красноречия и остроты ума. Греки называли жезл Гермеса - кирекийоном, римляне - кадуцеем.

Общемедицинским символом кадуцей Гермеса стал в эпоху Возрождения. Вероятно, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в это время становится не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. Кадуцей часто венчал

ворон как один кз символов алхимии. Результатом соединения алхимического

искусства с искусством врачевания стала в это время ятрохимия (с.205), великим

представителем которой был Парацельс. Впрочем, сам он более охотно использовал

в качестве символа медицины пентаграмму.

ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма - пятиконечная звезда, вычерченная одной линией. История ее происхождения уходит своими корнями в Египет и Месопотамию. Считают, что этот магический знак связывал между собой пять известных в то время планет (Юпитер, Меркурий, Марс, Сатурн и Венеру) и использовался как талисман против духов, вызывающих болезни и несчастья. Впервые изображение пентаграммы было обнаружено археологами при раскопках Древнего Вавилона периода правления царя Урука IV (около 3000 лет до н.э.). В качестве символа медицины она была принята в Древней Греции, особенно в кротонской медицинской школе (с. 128-129), основателем которой считают Пифагора. Пифагорейцы начинали свои послания словами «Будь здоров!» и ставили при этом знак пентаграммы как символ здоровья.

В эпоху распространения христианства в Европе пентаграмма считалась еретическим знаком и часто заменялась изображением человеческой руки с растопыренными пальцами. Однако иногда она использовалась как символ, способный защитить человека от влияния дьявольских сил. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте не мог выйти из комнаты потому, что на пороге была начертана пентаграмма. Одна из вершин ее была направлена внутрь комнаты, а линии противоположного вогнутого угла немного стерлись от времени, так что Мефистофель мог войти в комнату Фауста, но выйти из нее никак не мог:

МЕФИСТОФЕЛЬ: Нет, трудновато выйти мне теперь. Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога. ФАУСТ: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался? МЕФИСТОФЕЛЬ: ИЗВОЛИЛИ ее вы плохо начертить, И промежуток в уголке остался, Там, у дверей - и я свободно мог вскочить.

Фауст отказался выпустить непрошеного гостя. Мефистофелю пришлось усыпить его и призвать на помощь мышей и крыс. Он смог выйти только после того, как они прогрызли дыру в вершине пентаграммы.

Пентаграмма - не единственная геометрическая фигура, которой приписывали магическое действие в искусстве врачевания. К глубокой древности восходят представления об исцеляющих свойствах магического квадрата и магического круга (с.22). Тексты шумерских заклинаний связывали магический круг с именем Эа - бога врачевания (с.56): «Магический круг Эа в моих руках» Магические свойства треугольника отразились в очертаниях священных треножников.

Треножник Аполлона

В каждом посвященном Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Согласно преданию, Аполлон убил у подножья горы Парнас злое чудовище - Пифона, охранявшего долину, и основал здесь свое святилище. Так возник в Древней Греции Дельфийский храм, на фронтоне которого были написаны слова «Познай самого себя». Восточной стеной Дельфийского храма была скала. Из ее расщелины струился опьяняющий аромат. Его вдыхала сидящая рядом на золотом треножнике жрица Пифия. Таким образом она общалась с богами, узнавала их волю. Ни одно серьезное дело не могло совершиться без одобрения оракула.

Аполлон был покровителем медицинских знаний, и треножник из его святилища стал одним из символов медицины. Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основаниями мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы (с. 137-139):

Собственное наблюдение с привлечением опыта врача,

Наблюдение других, дополняющее собственный опыт,

Заключение по аналогии.

Исторические параллели:

Непосредственное отношение к медицине и алхимии имели треножники и в Древнем Китае. Об этом рассказывает множество легенд. В сосуде-треножнике хранились травы, которые пробовал Шэнь-нун (с. 66). Согласно преданию, Хун-ди, первый император и великий мудрец, сделал бронзовый треножник для того, чтобы варить в нем снадобье бессмертия. Когда работа была закончена, из-за облаков появился огромный волшебный дракон, покрытый золотым панцирем. Он опустил свой длинный ус прямо в треножник. Хуан-ди понял: его зовут к бессмертным, в небесный дворец. Быстро взобрался он по усам на спину дракона и стал подниматься в небо. Правители мелких царств и простые люди хотели последовать за ним. Толкаясь и давя друг друга, ухватились они за усы дракона. Усы не выдержали такой тяжести и оборвались. Люди упали на землю, а из усов дракона выросла целебная трава «драконов ус».

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ-СИМВОЛЫ ВРАЧЕБНОГО ИСКУССТВА

Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство - змея.

Менее известные - сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака - символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина.

Медаль с изображением посоха Асклепия, совы и петуха

Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Аскле-пия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность.

Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Исторические параллели:

Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян (с. 68). Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) - змея.

В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде. увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей.

Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных.

На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями - маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша.

Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболевании. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств.

В заключение рассказа о растениях - медицинских символах упомянем «платан Гиппократа». Это гигантское дерево, окруженное бетонными подпорками, до сих пор стоит на острове Кос. Согласно преданию, две с половиной тысячи лет назад под ним сидел со своими учениками великий основатель косской врачебной школы (с. 131-132).

МЕДИЦИНСКИЕ СИМВОЛЫ - ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА

Распространенными врачебными символами в разное время были изображения пестика и ступки, уринария (с.179), медицинских банок (с.138), которые украшали гербы городов, известных своими больницами. Однако наиболее широкое признание в эпоху средневековья получили символы, созвучные христианским представлениям. Особое место среди них занимают горящий факел и пламенеющая свеча. Огонь, дающий тепло, благодатный покровитель жизни, стал символом духовной сущности врачебной деятельности. Уже в Древней Греции пламя костра в форме факела сопровождало изображения покровителей жизни: Деметры - богини земледелия и плодородия, Персефоны, олицетворяющей животворящую силу земли, принесшего солнечный свет Аполлона и Асклепия-врачевателя. Часто держит факел в руке и кентавр Хирон, научивший Асклепия медицинском искусству

У многих народов древности огонь считался одним из основных элементов природы. Он был одной из стихий из первоначал в натурфилософии Китая (с.69), Индии (с.90) и Гре-

ции (с.130). Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э) считал огонь вечно живым первоначалом мира. Он сравнивал зарождение жизни с возгоранием пламени, а ее угасание - с угасанием огня. По мнению другого философа, Демокрита, жившего в V-IV вв. до н.э., из мельчайших частиц огня состояли души живых существ, населяющих землю. В античной медицине огонь рассматривался как всеисцеляющее средство, к которому врач обращался в крайнем случае, когда другие методы лечения не давали результата. «Что не лечится огнем, - говорил Гиппократ, - то неизлечимо». В эпоху христианства расширилось значение горящей свечи как символа созидания, борьбы с темнотой. Особое восприятие света как «основы мироздания» сформировалось под влиянием библейских текстов. Слова Бога «Да будет свет!», произнесенные в первый день творения, служили символом начала круга Вселенной.

Сжигание свечей во время церковных обрядов символизировало смерть Христа, искупающего грехи людей. С этим были связаны известные изречения, которые помещали на лентах, обвивающих свечу: «Светя другим - сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя», «Исполняя свой долг, я забываю о себе». Часто горящие свечи украшали портреты известных врачей. На фамильном гербе великого английского врача В.Гарвея, открывшего систему кровообращения, изображена горящая свеча, обвитая двумя змеями. Этот символ сопровождает изречение «Чем сильнее горит, тем ярче светит».

В эпоху Возрождения становится популярным еще один символ медицины: изображение змеи, которая обвивается не вокруг посоха или свечи, а вокруг зеркала. Оно в данном случае является не только олицетворением осторожности, необходимой врачу, но и символизирует необходимость ясновидения, способности «видеть все как в зеркале» для овладения искусством врачевания. Зеркало как символ врачебного искусства встречается уже в древней медицине. Например, в медицине Тибета ритуальное магическое зеркало предсказаний было символом гадания, непременно предшествующего лечению. Оно является атрибутом «Матери-божества», дарующей здоровье (с. 108).

Серебряное зеркало в тибетской медицине считается местом обитания водного духа, отгоняющего демона болезни (с. 112). Зеркало и водная и гладь у многих народов связаны между собой. Они олицетворяют существование «другого мира», недоступного для человеческого восприятия. С образом зеркала мифология разных стран Запада и Востока связывает представление о «мире Зазеркалья», где все устроено не так, как у жителей Земли. Легенда Древнего Китая так рассказывает об одном событии легендарной древней эпохи Желтого императора:

«В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполнил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали волшебные чары Желтого императора. Он прогнал захватчиков, заточил их в зеркала и наказал им повторять, как бы в некоем сне, движения людей. Он лишил их силы и облика и низвел до простого рабского положения».

В мифологических представлениях древних культур зеркало противопоставлялось смерти. До нашего времени дошел обычай завешивать зеркало в доме, где находится покойник. Древние легенды часто говорят о том, что силы, скрытые в зеркале, могут по-разному проявлять себя при дневном свете и в темноте. Символом знаний в разных областях, «духовного просветления» служило зеркало, на которое падают солнечные лучи. Однако в темноте зеркала могли быть пристанищем темных сил, опасных для жизни человека. При свете дня демоны, вампиры и другие существа, угрожающие жизни и здоровью человека, согласно поверьям многих народов, не отражаются в зеркале, они невидимы, и это делает их особенно опасными. В XVTII-XIX вв. зеркало стало символизировать честное исполнение долга, чистоту помыслов врача, его искреннее стремление помочь ближнему. Наряду с посохом и чашей оно стало использоваться в качестве эмблемы медицины во многих странах Европы. Как видим, образ зеркала несет на себе отпечаток той же двойственности, которую мы уже встречали у других древних магических символов - змеи и чаши.

Исторические параллели: Отражение этой двойственности проявля

ется, например, в восприятии братьев - близнецов, похожих друг на

друга как отражение в зеркале. Так, греческая мифология рассказы

вает об Эпиметее - неразумном и легкомысленном брате искусного и

предусмотрительного Прометея, о Танатосе, боге смерти, похожем

на своего брата-близнеца Морфея, бога сна (с.48). Ахурамазда, глав

ный бог иранской мифологии, создатель шестнадцати стран добра,

считался братом - близнецом злого духа Ахримана, создателя шестнадцати стран зла.

Однако близнецы - далеко не всегда враги, соперники, противоположности. Множество мифов повествует об их трогательной дружбе, братской любви. Когда один из близнецов погибает, другой воскрешает его.

Искусными врачевателями были близнецы Ашвины, герои индийской мифологии (с. 87). Братья-близнецы, добрые духи из китайских народных преданий, "выметали " из дома болезни и несчастья (с. 70.) Искренняя любовь связывала неразлучных братьев Кастора и Поллукса. Об этих героях греческой мифологии напоминает название одного из зодиакальных созвездий - Близнецы.

В разных культурах зеркало символизировало

разные аспекты восприятия мира. В одном из

направлений китайского буддизма (школа Чан,

VII в.) с этим символом связано учение о «посте

пенном просветлении». Сознание человека упо

добляется зеркалу, которое надо протирать вре

мя от времени, чтобы пыль и грязь, скапливаясь

на поверхности, не сделали его мутным. Обраща

ясь к историческим свидетельствам, мы как будто

«протираем» зеркало нашего сознания, стираем с

него пыль, которая скопилась за сотни и тысячи

лет. Наверное, поэтому Международные конг

рессы по истории медицины в Бухаресте (1970) и

в Барселоне (1980) выбрали в качестве эмблемы зеркало, рукоятку которого обвива

ет змея. Это изображение стало и эмблемой Международного общества истории

медицины

Заканчивая последнюю главу книги, посвященной истории медицины, вспомним и мы этот древний символ. За его простыми очертаниями можно увидеть многое. Надо только не забывать стирать пыль с зеркала...

ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) - изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.

На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие - ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины.

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль - зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний (цветн. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем - атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15-16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.

Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.

Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности - качеств, необходимых врачу.

Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.

Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках - так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6-5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 -18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).

В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).

ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).

Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения.

Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи - уринария (цветн. рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира - пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) - в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего - аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" - запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа - вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии - надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией - изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями - краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. рис. 10).

Рис 19. Издательский знак известного немецкого хирурга 16 век И. Зотера с изображен нем пентаграммы. Рис. 20. «Флорентийский младенец» - эмблема педиатрии (с экслибриса, принадлежавшего медику).

Рис. 21. Печать Киевского цеха цирюльников с изображением различных инструментов. Рис. 22. Средневековая печать немецкого общества хирургов с изображением инструментов, совы (символ мудрости) и змеи.

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных мед. организаций. Среди них самая массовая - Международный Красный Крест. В 1864 году в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (см. Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).

Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах - Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР - является красный полумесяц, в Иране до 1980 года- красный лев и солнце (цветн. рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони.

Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.

Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.

Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.

Э. Д. Грибанов.