21 мая какой церковный праздник большой. Церковный Православный праздник мая

Какой церковный праздник 21 мая 2018 года.

21 мая отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 21 мая

Понедельник, 21 Мая 2018 года (8 Мая 2018 по ст.ст.)
Седмица 7-я по Пасхе, Глас шестый

Попразднство Вознесения Господня. +)Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117). Прп. Арсения Великого (449-450). Прпп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Новгородского, юродивого. Прп. Иеракса Египетского. Св. Емилии, матери свв. Макрины, Василия Великого и Григория Нисского. Свт. Макария, архиеп. Гентского (Нидерл.). прп. Уиро, монаха-миссионера в Нидерландах (753) (Кельт. и Брит.).

Какой сегодня церковный праздник, 21 мая: День памяти Ионна Богослова

Именно Иоанна и его старшего брата Иакова Иисус Христос сделал своими излюбленными учениками. Богослов – автор пяти глав Нового Завета, в которых апостол раскрывает всю правду о смерти и воскресении, а также о приходе Мессии и конце дней человеческих.

Именно поэтому Иоанн Богослов считается покровителем всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству — писатей, редакторов, издателей, книгопечатников, а также продавцов книг и работников бумажной промышленности.

Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.

В этот день на Руси традиционно занимались посевом пшеницы. А вечером зажиточные крестьяне пекли жертвенные пироги в честь святого Иоанна и угощали ими бедняков. Зачастую женщины ходили по улицам и раздавали пироги нищим и путешественникам.

Старики 21 мая выходили на ближайшие перекрестки и читали специальную молитву, чтобы Господь послал добра их семьям, друзьям, да и просто окружающим людям. По завершению молитвы, они рассыпали по дороге принесенные из дому крошки от пирогов с целью покормить птиц. Самому такую выпечку употреблять было нельзя, все раздавали бедным, а крошки – птицам.

Согласно преданию, каждый год из могилы святого апостола Иоанна в этот майский день выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь и празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день - 21 мая по новому стилю.

*** Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 98-117). * Преподобного Арсения Великого (ок. 449-450).
Мучеников воинов стражи. Святого Мила песнопевца. Преподобных Пимена постника (XII), Арсения Трудолюбивого (XIV), Кассиана послушника и постника (XIII-XIV), в Дальних пещерах почивающих; Зосимы и Адриана Волоколамских (XVI); Арсения Новгородского (обретение мощей, 1785)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был братом апостола Иакова Зеведеева, сыном Зеведея рыбака и Саломии, людей благочестивых. Происходил из Вифсаиды Галилейской. Иисус Христос призвал его из учеников Иоанна Предтечи. Иоанн был особенно любимым учеником Христовым. Ему, вместе с ап. Петром, Господь открыл предателя на Тайной вечере; он единственный из апостолов был у креста Господня. Здесь Господь поручил ему Свою Матерь. До успения Пресвятой Богородицы он не отлучался из Палестины, а затем жил в Ефесе и проповедывал в семи малоазийских церквах. Когда император Домициан открыл гонение на христиан, Иоанн представлен был в Рим. Здесь хотели его отравить, но Иоанн, выпив яд, остался невредимым. Затем бросили его в котел с кипящим маслом, но Господь и здесь сохранил его, и он вышел из масла так же невредим, как отроки Анания, Азария и Мисаил из огненной печи. Тогда народ, видя чудеса, воскликнул: «Велик Бог христианский!» и многие уверовали во Христа. Домициан же присудил его к изгнанию в оковах на пустынный остров Патмос, куда ссылались самые опасные преступники. По пути на Патмос Иоанн сотворил много чудес, так что многие уверовали во Христа. На острове своими чудесами он обратил ко Христу почти всех жителей. Здесь ап. Иоанн написал книгу, называемую погречески Апокалипсис, т.е. Откровение, в которой таинственно изображается будущая судьба Церкви Христовой и всего мира. По смерти Домициана Иоанн вернулся в Ефес. Тут епископы и правители показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой, и Иоанн подтвердил их как несомненную истину. Тогда начали просить его самого написать то, что он благовествовал им устно, и дополнить написанные Евангелия, и Иоанн, после поста и молитвы, приступил к написанию своего Евангелия. В нем он изложил учение о Божестве Спасителя и те Его беседы, которые не были написаны в прочих Евангелиях, например, беседы с Никодимом, с женою самарянкою, о таинстве причастия и прощальную беседу с учениками. Прочие евангелисты начинали свои Евангелия от первых дней земной жизни Иисуса Христа; но Иоанн начал с учения о божественном происхождении Его как Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», почему и назван он Богословом. Кроме Евангелия и Апокалипсиса он написал три послания, главная мысль которых учение о любви христианской. В последние годы своей жизни, будучи очень стар, св. апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга!» Ученики спросили его, почему он повторяет одно и то же. Апостол ответил: «Это самая главная заповедь. Если исполните ее, то исполните весь Христов закон». Св. евангелист Иоанн Богослов единственный из апостолов умер своей смертью на 105 году жизни, примерно через 72 года по вознесении Господа. Почувствовав приближение смерти, он велел приготовить для себя могилу, сам возлег в ней, как на ложе, и мирно скончался. Это было 26 сентября. Святые останки его вскоре после погребения верующие не нашли во гробе; только 8 мая ежегодно исходил из гроба его прах, который местные жители называли манною и который помогал освобождению от страстей и исцелению болезней. В воспоминание сего исхождения и установлен в этот день праздник Иоанну Богослову.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом - символом высокого парения его богословской мысли, которое он особенно выразил в своем евангелии.

Преподобный Арсений Великий

Преподобный Арсений Великий жил в конце IV первой половине V вв., родился в Риме, был очень ученым человеком и отличался благочестием. Император Феодосии поручил ему воспитание своих детей, Аркадия и Гонория. «Сделай их добродетельными и мудрыми, сохрани от соблазнов юности. Хотя они и сыновья царские, но ты требуй от них полной покорности», говорил ему Феодосии, поручая детей. Арсений со всем усердием вел воспитание царевичей. Но честь и слава, которыми он был окружен, тяготили его душу, жаждавшую безмолвия и смирения иноческой жизни; он молился, чтобы Господь Сам указал ему путь спасения. «Арсений, избегай людей и спасешься», был слышан им свыше голос. Тогда Арсений удалился из дворца в Александрию, в скитскую пустынь. Тут братья поручили его руководству одного из опытнейших старцев, Иоанну Колову (память 9 ноября). Замечательно первое испытание Арсения. Когда братья сели обедать, Арсения не пригласили сесть за трапезу. Во время трапезы Иоанн бросил сухарь Арсению и сказал: «Ешь, если хочешь». Арсений смиренно поднял сухарь, отошел в угол и там съел. «Это будет великий подвижник!» сказал Иоанн об Арсении. Так и было. Скоро Арсений услышал новый голос: «Арсений, избегай людей и пребывай в безмолвии: оно начало святой жизни», - и уединился в особой келье, в нескольких верстах от скита; редко выходил оттуда и посетителей принимал к себе тоже редко и неохотно. Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и с людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае, полезно читать их, даже если ты не понимаешь читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не менял воды, где размачивал листья. «Почему ты не меняешь воды, разве не чувствуешь, как от нее плохо пахнет?» спрашивали Арсения братья. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в миру, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день Страшного Суда избежать адского смрада», отвечал Арсений. 40 лет прожил он в пустыни и умер на 95 году жизни.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии ― дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн ― Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), ― возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 (21) мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» ― вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел ― символ высокого парения Богословской мысли ― иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Какой сегодня праздник по церковному календарю 2018. Что нельзя делать?

  • Какой церковный праздник сегодня 21 октября 2018: Преподобной Пелагии Антиохийской
  • Кого чтит церковь сегодня 21.10.2018: Преподобного Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена
  • Какой церковный праздник сегодня 21 октября 2018: Преподобного Трифона Вятского, архимандрита
  • Праздник по православному календарю 21.10.2018: XVII Вселенский собор

КАКОЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК СЕГОДНЯ 21 ОКТЯБРЯ 2018: ПРЕПОДОБНОЙ ПЕЛАГИИ АНТИОХИЙСКОЙ

Является днем памяти святой Пелагии родом из Антиохии сирийской. До Крещения была легкомысленной и распущенной женщиной. Подвизалась под мужским именем в Иерусалиме на Елеонской горе.

Родилась святая Пелагия в сирийском городе Антиохия. До своего обращения к вере Христовой она была распущенной и легкомысленной девицей. Будучи очень привлекательной внешне, она украшала себя роскошными одеждами, драгоценными камнями и золотом.

Однажды в Антиохии собрались на собор епископы из соседних епархий. Среди них был Нонн, епископ Илиопольский. Он был известен своей праведной жизнью и мудростью. Когда епископы вышли из храма, где заседали, они увидели перед собой шумную толпу юношей. Особенно среди них своей красотой выделялась одна нескромно одетая девица - Пелагия. Девица громко смеялась и шутила, а юноши вились вокруг нее.

Епископы, смущенные таким зрелищем, потупили свои взоры, лишь святой Нонн, наоборот, стал внимательно рассматривать Пелагию. После того как шумная толпа прошла, Нонн стал спрашивать епископов о том, не понравилась ли им красота этой женщины и наряд ее, на что епископы молчали. Нонн же продолжал:

«А я многому научился от нее. Она поставила своей целью нравиться людям и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей! На страшном суде ею осудит нас Бог, ибо мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?».

Святой Нонн, придя в гостиницу, стал усердно молить Господа о спасении неразумной Пелагии. В следующее воскресение во время совершения Нонном Божественной литургии, Пелагия, влекомая неведомой силой, впервые переступила порог храма. Само Богослужение и особенно проповедь святого Нонна про Страшный суд так сильно поразили Пелагию, что она, посмотрев на свою грешную жизнь, пришла в ужас. Придя к Нонну, она пожелала креститься, но сомневалась в том, помилует ли ее Бог:

«Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела».

Святой Нонн утешил Пелагию надеждой, что Господь милосерд и крестил ее.

Святая Пелагия, став христианкой, всё свое имущество принесла Нонну. Тот распорядился раздать его нищим, говоря: «Пусть будет умно потрачено худо собранное». По истечении нескольких дней Пелагия переоделась в мужскую одежду и отправилась в Иерусалим. Здесь святая приняла монашеский постриг и была принята за юношу. На Елеонской горе Пелагия устроила себе келью и, затворившись в ней, проводила свою суровую монашескую жизнь в молитве, посте и покаянии. Люди, живущие в окрестностях, считали святую иноком Пелагием. По пришествию нескольких лет инок Пелагий достиг высоких духовных дарований. Скончался он около 457 года. Когда Пелагия погребали, стало известно, что почивший инок не мужчина, а женщина. Тайну святой хотели скрыть от народа, но это не получилось: ибо Господу было угодно не утаить, но объявить и прославить рабу Свою.

Такой была жизнь бывшей блудницы, таким было обращение погибшей грешницы, такими были её труды и подвиги, которыми она угодила Господу. Пускай же Господь молитвами и заступничеством преподобной Пелагии дарует и нам, грешным, милость в день судный.

ПРАЗДНИК ПО ПРАВОСЛАВНОМУ КАЛЕНДАРЮ 21.1 0.2018: XVII ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Иконоборчество, против которого в 787 году в городе Никее был созван XVII Вселенский собор, возникло за 60 лет до этого при византийском императоре Льве Исавре, запретившем почитание икон, и достигло своего апогея в правление Константина V. Были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, изваяний святых, алтарных росписей, почитателей икон репрессировали, невзирая на статус - так пострадали патриархи Герман I и Никифор, был предан анафеме богослов Иоанн Дамаскин, кого-то бичевали и ссылали, кого-то казнили, как преподобного Андрея Критского.

Но почему в христианской стране так жестоко преследовали христиан только за то, что они чтят свои святыни? Причины тут не столько церковные, сколько политические.

При Юстиниане II духовенство в Византии занимало высшие государственные должности вплоть до министра финансов, и это неизбежно низводило его до положения политической партии и притом далеко не самой популярной. Естественно, политические противники выдвинули анитиклерикальную программу, настаивая на соблюдении принципа "светскости" государства и, по возможности, "секуляризации" самой церкви. И главными врагами этого нового направления стали монахи - как сила, способная оказать наиболее упорное сопротивление.

В те времена обычный византийский обыватель был благочестив и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду - было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы, хотели, не отрекаясь вроде бы от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.

Вообще-то грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам церкви. Когда Констанция, сводная сестра императора Константина Великого, спросила Евсевия Кесарийского, где можно найти изображение Христа, запечатлевшее его телесный образ, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил его за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал "утишить соблазн", произведенный в пастве: вернуть в храм иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как следует правильно их чествовать.

Конечно, поводы для беспокойства были, хотя зачастую причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не осудил, а даже похвалил за ревность одного вельможу, который избрал икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Но чаще всего происходило грубое извращение церковного обряда, когда чествование икон действительно приближалось к идолопоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни вера, ни почитание святых от отмены икон не пострадают, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.

Но вслед за ними на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину "клерикальному" режиму. Им уже мало было одной "отмены" икон - заговорили о секуляризации всего церковного имущества.

В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри, как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров "церковников". Дело шло чуть ли не о полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: иноков принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда даже казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или просто разрушали.

В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им толпа.

В 787 году XVII Вселенский Собор иконопочитание восстановил, но еще 56 лет иконоборчество процветало. Разбитое на церковной почве, оно осталось в силе на почве политической. Восстановление иконопочитания некоторые иерархи восприняли как одновременное восстановление своего общественного влияния. Опять начались "столкновения интересов", и при императоре Льве V, венчанном на царство в 813 году, партия иконоборцев снова взяла верх.

И все же сторонников у нее было уже гораздо меньше. Да и в элите настроения менялись.

В 842 году в Константинополе стараниями императрицы Феодоры был созван собор, окончательно восстановивший почитание икон по всей империи, в память о чем мы каждый год в первое воскресенье Великого поста празднуем Торжество Православия.

КОГО ЧТИТ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ 21.10.2018: ПРЕПОДОБНОГО ДОСИФЕЯ ВЕРХНЕОСТРОВСКОГО, ПСКОВСКОГО, ИГУМЕНА

Приурочен святому Досифею – основателю, а затем игумену Петропавловского Верхнеостровского монастыря на Псковском озере.

Преподобный Досифей Верхнеостровский, Псковский – ученик преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, Псковского (память 15 мая). В 1470 году он основал Петропавловский Верхнеостровский монастырь на Псковском озере, где был игуменом.

КАКОЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК СЕГОДНЯ 21 ОКТЯБРЯ 2018: ПРЕПОДОБНОГО ТРИФОНА ВЯТСКОГО, АРХИМАНДРИТА

Почтение памяти основателя Успенского монастыря на реке Чусовой и Вятской обители. Архимандрит Трифон был родом из Архангельской губернии. Обладал даром чудотворения.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, происходил от благочестивых родителей, живших в Архангельской губернии. Когда родители захотели женить Трифона, то он, с юных лет чувствуя призвание к иноческой жизни, тайно ушел из дома в город Устюг, где поселился у приходского священника, все время пребывая в строгом посте и молитве. Затем он жил в городке Орлеце около церкви, перенося холод и голод, а оттуда перешел в Пыскорскую обитель на реке Каме. Здесь преподобный Трифон приобщился к монашеской жизни и принял постриг от игумена Варлаама. 22-летний монах не пропускал ни одной церковной службы и нес тяжелое послушание в пекарне. Когда он тяжело заболел, ему явился святитель Николай и, исцелив его, укрепил в подвиге.

В поисках уединения преподобный ушел к устью реки Мулянки и поселился на месте, где теперь расположен город Пермь. Здесь он обратил в христианство язычников - остяков и вогулов. Потом преподобный Трифон удалился на реку Чусовую и основал там монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1580 году он пришел в город Хлынов Вятской губернии, также основал там Успенский монастырь, и был поставлен в архимандриты. Будучи строгим подвижником, он носил на теле власяницу и тяжелые вериги. Душа старца жаждала просвещения заблудших светом Христовой веры. Этому святому делу он отдавал все свои силы.

Перед кончиной преподобный Трифон написал завещание братии, в котором говорится:

«Собранное о Христе стадо, отцы и братия! Послушайте меня, грешного. Хотя я груб и хуже всех, но Бог и Пречистая Матерь Его дозволили мне, худому, заведовать домом Своим. Молю вас, для Бога и Пречистой Матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна пред Богом. Уста Христовы изрекли ученикам: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34). По словам апостола Павла, «друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Не осуждайте пред Богом один другого, в храме ли или в келлии, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте; хотя бы и дело было, беги в церковь Божию на духовное пение. Прежде отдавайте Божие Богу, а потом выполняйте другие дела».

Преподобный Трифон отошел ко Господу в глубокой старости в 1612 году. Похоронен в основанной им Вятской обители.

Иоанн Богослов был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе. Он не расставался с Господом: присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе; во время Тайной Вечери он спросил Его об имени предателя, неотступно следовал за Ним по Крестному пути; у подножия Креста плакал вместе с Божией Матерью. Им написаны Книга Откровения и Евангелие.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Зеведея в лодке, который занимался рыболовством, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе.

Он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его связанного вели из сада Гефсиманского на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы.

Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем своим сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к ним с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой», и к нему: «Се Мати твоя».

С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна, который остался в пучине морской. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине.

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном. Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но сохранен живым силой Божией: он выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался невредим.

Таким же образом он вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был посажен по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

По пути к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес, и, когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся дивными чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить.

Так около 96 года была написана Книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где он продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел выкопать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола и выполнили то, что он сказал.

Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в загробный мир.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна, в мае выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных.

Тропарь

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter