24 сентября именины по церковному календарю. Церковный Православный праздник сентября

Уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада. Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие - рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом. Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово - история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово - это день Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось. Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января. Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря - день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние - крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов. Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа - Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз - во время смены юлианского календаря григорианским. Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы - великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств о пришествии Мессии - божественного посланника, который спасет мир. Поэтому для них так важен.

Литургия - определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство - Евхаристия. Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан. Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия - в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье. В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого - в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия - текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия». Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе́… Любити убо нам… ». Последнее, чем отличается рождественская литургия - текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии. Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь - обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она - вопрос сложный. Это зависит от пения, от количества причащающихся и от местных традиций. Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая - юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года - 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Празднование Рождества Христова 7 января начинается с подготовительного периода. За сорок дней до празднования события рождения нашего Господа мы начинаем Рождественский пост, очищая душу и тело для того, чтобы должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Канун Рождества

В канун 6 января во всех православных храмах проходит Вечерня, которая обычно следует за часами, непосредственно начинает празднование, потому что, как мы знаем, литургический день начинается с вечера. Тон праздника задается пятью стихирами на «Господи воззвах…» Они – поистине взрыв радости о даре Христова воплощения, которое совершилось ныне. Восемь библейских чтений показывают, что Христос явился исполнением всех пророчеств, что Его Царство – Царство «всех веков», что вся человеческая история обретает в Нем свой смысл, а центром Его прихода в мир была вся вселенная.

Сочельник

Сочельник - кульминация сорокадневного Рождественского поста. День самого строгого поста. Верующие не вкушают пищу до первой звезды, появившейся на небе, которая напоминает нам о пришествии в мир Спасителя.

В этот момент в православных храмах совершается Вечерня, после которой служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. Священнослужители читают отрывки из Ветхого Завета, указывая особо о пришествии Господа нашего Иисуса Христа на землю, как нашего Спасителя. После проведения службы в центр храма вносится символическое изображение Вифлеемской звезды, взошедшей на небо во время рождения Сына Божьего.

Всенощное бдение состоит из Великого Повечерия и Утрени. Первая часть длится более 60 минут и делится на 3 части. На службе поются песнопения особенные, праздничные. Затем бдение плавно переходит в Утреню.

Всенощное бдение и Литургия

Поскольку праздничная Вечерня уже была отслужена, Всенощное бдение начинается с Великого повечерия и радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется канон «Христос рождается…» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. Во время пения канона верующие прикладываются к иконе Рождества Христова. Далее следуют стихиры на Хвалитех, в которых радостно соединяется вся праздничная тематика:

Веселитеся, праведнии,
Небеса, радуйтеся,
Взыграйте, горы, Христу рождшуся!
Дева сидит, херувимом подобящися,
Носящи в недрех Бога Слова воплощенна;
Пастырие Рожденному дивятся,
Волсви Владыце дары приносят,
Ангели воспевающе глаголют:
Непостижиме Господи, слава Тебе!

Заключает празднование Рождества Христова непосредственно Литургия дня с ее праздничными антифонами, которые возвещают:

Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих.

Попразднество

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Матерь Божию, Церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Человечество Христа – конкретно и исторически – есть то человечество, которое Он воспринял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, вероятно, является в христианской традиции наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Шесть дней попразднества продолжаются до 13 января и завершают рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать только в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.

Присутствие в храме в ночь с 6 на 7 января - дело индивидуальное. Некоторые семьи приходят в храм вместе с маленькими детьми, испытывая особый трепет и уважение к великому празднику. Кто–то, в силу своего здоровья просто не может посетить службу и наблюдает за всем происходящим по телевизору. Благо, в наши дни не запрещены трансляции из храмов, которые идут в прямом эфире. Поэтому если есть желание принять участие в службе, но нет возможности посетить храм, то это можно осуществить заочно, используя телевизионную трансляцию.

Богослужение Рождества Христова: традиции, последовательность литургии, а также история праздника Рождества. Читайте подробнее на портале “Правмир”.

Традиции Рождества: богослужение Рождества Христова

Κοντάκιον. Ποίημα Ῥωμανοῦ τοῦ Μελῳδοῦ.

Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, καὶ ἡ γῆ τὸ Σπήλαιον, τῷ ἀπροσίτω προσάγει. Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξολογοῦσι. Μάγοι δὲ μετὰ ἀστέρος ὁδοιποροῦσι. Δι´ ἡμᾶς γὰρ ἐγεννήθη, Παιδίον νέον, ὁ πρὸ αἰώνων Θεός.

(E parfenos semeron ton uperousion tiktei, kai e ge to spelaion tw aprositw prosagei. Angeloi meta Poimenon doxologousi. Magoi de meta asteros oidoporousi. Di emas gar egennete Paidion neon, O pros aiwnwn Teos.)

Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец – Предвечный Бог».

Кондак, творение Романа Сладкопевца

Рождество Христово – праздник, которому радуются люди во всем мире. Почему радуются? Только потому, что в этот день началась новая эра «от Рождества Христова», потому что украшена ёлка, потому что мы получаем подарки? Но какое отношение это событие, произошедшее 2000 лет назад, имеет к ныне живущим людям? Какие традиции отмечания Рождества.

Христос – Спаситель, но разве нас надо от чего-то спасать, разве нам угрожает какая-то опасность? И можем ли мы действительно встретиться с Богом? Как отвечает на эти вопросы литургическое предание Церкви, рассказывает Николай ДЕРЖАВИН, вот уже 20 лет комментирующий телетрансляции праздничных богослужений.

В чем смысл Рождества

Великий вселенский учитель называет Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная , и . Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Рождение Христа – Мессии – Помазанника, Который спасет мир, было предсказано ветхозаветными пророками и ожидалось на протяжении веков. Это радостное событие совершилось более 2000 лет тому назад: Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском. Мы, христиане, ежегодно вновь и вновь переживаем эту радость, возвещенную Ангелами пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь», – сказано в Святом Евангелии.

Бог становится Человеком, чтобы человек стал Богом по благодати. Но, при этом Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается». Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание» Сына Божия. И своей высшей точки оно достигает на Кресте. И все же, на Рождество мы радуемся, ибо знаем, какие богатые плоды принесло это истощание. Радуемся, ибо воссиял день начала нашего спасения, спасения от греха и смерти. А спасение от смерти и встреча с Богом – источником жизни – это самый большой повод для благодарения и радости.

Рождество и волхвы

По учению Церкви то, что «ради нас родился Младенец юный, предвечный Бог» является причиной радости для тех, кто любит Бога. Тем, что Бог восхотел родиться в образе человека, Он дал избавление от тления и смерти, «уврачевал раны Евы», «простил грехи», «дал бессмертие», «исполнил пророчества», «привлек падшего первозданного Адама», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету», как сказано в рождественской службе.

Итак, какое отношение это событие имеет к каждому из ныне живущих людей? Об этом Церковь говорит устами своих поэтов в церковной гимнографии. Главными и самыми часто воспеваемыми песнопениями в праздник являются . Тропари – краткие песнопения, прославляющие праздник, принадлежат к самому древнему виду церковных песнопений, с которых в глубокой древности начала свое развитие христианская гимнография. Тропарь Рождества мог быть создан уже в IV веке. По-русски текст этого песнопения звучит так: «Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе» .

Кондак «Дева днесь» был написан святым Романом Сладкопевцем, и считается одной из вершин церковной поэзии. Кондаками в древности назывались пространные богословские поэмы, входившие в состав христианского богослужения. Но, с течением времени, их заменил другой жанр церковной гимнографии – канон. Кондаки же сохранились в богослужении в виде начальных строф прежних поэм (а также, дали начало гимн, во время которого не полагается сидеть, «неседальное пение»).

Познакомимся с текстом кондака: «Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец – Предвечный Бог». Невидимый Бог воплотился и стал Человеком - вот о чем возвещает праздник Рождества Христова, праздник Боговоплощения.

Если мы обратим наше внимание на тексты песнопений, то заметим одну характерную особенность: частое повторение слов «днесь» и «ныне». Сегодня, сейчас «Дева Пресущественного рождает». Событие совершилось более 2000 лет тому назад, но то, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Поэтому Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся духовными участниками и свидетелями совершающихся перед нашим мысленным взором событий.

День Рождения Христа

Христиане с древности празднуют Рождество Христово. Как они это делали раньше? Современные литургисты считают, что Рождество Христово – один из древнейших христианских праздников, вместе с Благовещением и Пасхой. Оно празднуется ровно через 9 месяцев после Благовещения, 25 декабря по старому стилю. Первоначально оно соединялось с появившимся в III веке праздником Богоявления, и этот общий праздник по-другому назывался Праздник светов. Рождество отделилось от на Западе. В древнем римском календаре, датируемом 354 годом, под 25 декабря (или 8 календой января) написано: «День Рождения Христа в Вифлееме ».

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый , принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « », которые продлятся до крещенского сочельника (18 января). Период святок с точки зрения богослужебного устава представляет собой как бы один день, радостный и ликующий. В святки, впрочем, как и во всякое иное время, а в эти праздничные дни – особенно, люди призываются «святить», освящать праздник добрыми делами.

Наша история знает немало примеров истинно христианского провождения святых Рождественских дней. В допетровской Руси благочестивые государи в самую ночь Рождества Христова посещали тюрьмы и освобождали раскаявшихся преступников, своими руками раздавали милостыню, но делали все это так, чтобы царская милость не предавалась огласке. Выходы государя из дворца в эти дни назывались «тайными».

Праздник Рождества Христова, пожалуй, как никакой другой, вызвал к жизни множество народных обычаев. Рождественские , славление Богомладенца, устройство вертепов – подобий и изображений Вифлеемской пещеры, – все это непременные признаки праздника, и замечательно, что многие из этих обычаев сегодня возрождаются.

Отблеск Вифлеемской звезды озарил и нашу светскую культуру. И сегодня особенно уместно вспомнить строки нашего замечательного писателя , который в своей книге «Лето Господне» глазами ребенка показал Рождественское утро в старой Москве: «Рождество… Чудится в этом слове крепкий морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым. Даже в церковной песне – Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите! – слышится хруст морозный. Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Выплывает огнем за садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. Вот, побежало по верхушкам, иней зарозовел, розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника – Рождество».

О славянском и русском языках в богослужении

Мы с вами будем неоднократно обращаться к богослужебным текстам, посвященным Рождеству Христову как в церковно-славянском, так и в русском варианте. И в связи с этим, хотелось бы сказать несколько слов о нашем . Всему миру известна красота православной иконописи, этого «богословия в красках», а наши храмы стали национальными символами гармонии и совершенства.

К этим шедеврам присоединяется и огромное поэтическое наследие – гимнография и Древней Руси. Особенной богословской глубиной, выразительностью языка отличаются произведения византийской религиозной поэзии: каноны, стихиры, тропари и кондаки. Действительно, восприятие их часто бывает затруднено языковым барьером. И в связи с этими трудностями у некоторых людей возникает вопрос: «А почему Церковь не отказывается от церковно-славянского языка, почему не переходит на русский?» Но самый простой путь не всегда бывает самым верным. Славянские тексты были сами переведены с греческого святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, но они освящены тысячелетней традицией славянской книжности.

Для решения же языковой проблемы не обязательно садиться за парту, достаточно регулярно посещать храм, участвовать в богослужениях. Ведь многие тексты, которые мы сегодня слышали, присутствуют в нашем богослужении постоянно. Постепенно, эти тексты станут для нас узнаваемыми. Тогда можно обращаться к переводам, прояснить непонятные слова и выражения. Тексты праздничных богослужений сегодня тоже вполне доступны. Они выходят отдельными изданиями, с параллельным текстом на русском языке. Было бы полезно и правильно, если бы наша подготовка к празднику (а большинство людей бывает в храмах в праздничные дни), включала в себя предварительное знакомство с богослужебными текстами и с их глубоким богословским содержанием. А начать можно с тех молитв, которые читаются ежедневно: с утреннего и вечернего правила.

Всенощное бдение

Как совершается Патриаршее рождественское богослужение?

Скажем несколько слов о порядке и последовательности его совершения в праздник Рождества на примере главной рождественской службы, совершаемой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в в Москве. Патриаршее богослужение по форме немного отличается от обычного приходского, но по сути это одно и тоже богослужение, поэтому наш рассказ также применим к приходскому богослужению. Об этих отличиях мы скажем в тех местах, где они будут проявляться.

Богослужение Православной Церкви состоит из служб суточного круга: утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии . Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое « », то есть молитву, которая продолжается всю ночь. На практике такая молитва бывает всего два раза в год, на самые великие праздники – Рождество и Пасху. Всенощное бдение – это богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени. Свое название эти церковные службы получили по времени совершения. Но сегодня состав всенощного бдения меняется: место вечерни занимает великое повечерие – служба, которая совершается после вечерни, отсюда ее название.

По сложившейся за последние 20 лет традиции перед началом богослужения Патриарх, находящийся в алтаре, обращается с рождественским поздравлением к телезрителям.

Вот открываются завеса и святые врата, мы видим, как духовенство во главе с Патриархом выходит из алтаря на середину храма. Архидиакон со свечей выходит на амвон и возглашает «Благослови владыко ». Владыка благословляет собравшихся и возгласом «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков » начинается всенощное бдение.

Предстоятель, которому предшествует архидиакон или протодиакон со свечой совершает каждение праздничной иконы, которая находится в центре храма на аналое. Звучит молитва «Царю Небесный», обращенная к . Этой молитвой начинаются многие богослужебные последования Православной Церкви. Патриарх совершает каждение престола и алтаря. Это древняя форма богопочитания, существовавшая еще в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя в мир. Духовный смысл каждения раскрывают нам стихи из Псалтири: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою » – пусть молитва моя, подобно кадильному дыму, будет возноситься к небесам, а молитвенное воздеяние рук будет подобно жертве вечерней.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог ». В основу этого песнопения положено пророчество Исайи. Этот пророк, живший за 700 лет до Рождества Христова, возвестил будущее рождение Спасителя от Девы, пророчествовал о событиях Его земной жизни, а также о страданиях, которые Сын Божий должен будет принять ради спасения рода человеческого. Пророк, просвещенный Духом Святым, так ясно видел духовным зрением грядущие события Нового Завета, что его нередко называют «ветхозаветным Евангелистом». В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества.

В храме звучит песнопение, завершающее чинопоследование повечерия. Это песнь святого праведного Симеона Богоприимца, воспетая им при Младенца Иисуса, принесенного Девой Марией и праведным Иосифом в сороковой день по рождении в Иерусалимский храм для посвящения Богу, как того требовал обычай. Праведные Симеон и пророчица Анна являют собой пример последних праведников ветхозаветной эпохи, живших надеждой на пришествие в мир Мессии – Христа и на закате дней увидевших эту надежду осуществившейся. Текст песнопения взят из Евангелия. В русском переводе он звучит так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля». Этот эпизод из Евангельского повествования – встреча Богомладенца в Иерусалимском храме, ввиду его особого значения празднуется Церковью как великий праздник. Он отмечается 15 февраля по новому стилю. А само событие, согласно Евангельской хронологии, произошло после поклонения пастырей Родившемуся Богомладенцу, но до того, как поклониться Ему пришли из далекой страны восточные мудрецы.

Люди доброй воли

Тем временем в храме начинается утреня. Она, конечно, должна совершаться утром, но, так как на Рождество Церковь молится Богу ночью, то она начинается около полуночи. В начале шестопсалмия поются знаменитые слова Ангельской песни, которые мы сегодня многократно услышим в самых разных песнопениях и в евангелии и в проповеди: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение.

Блаженный Феофилакт Болгарский, отец Церкви, живший в XII веке, так толкует это место евангелия от Луки: «Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о Себе. Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие. Ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе».

Эти слова ангельской песни имеют интереснейшую судьбу в истории человечества. Дело в том, что в разных христианских традициях записи данных евангельских стихов, слово «благоволение» – добрая воля – использовалась в двух формах – в именительном, падеже и тогда слова означали, что благоволение Божие находится в людях, как мы только что читали. Но это слово может стоять в родительном падеже и тогда смысл немного меняется, получается «в человеках благоволения», или по-другому, в людях доброй, благой воли, находится мир. Это выражение «в людях доброй воли» стало крылатым. Его используют и христиане и не христиане, и даже люди далекие от религии.

После торжественного провозглашения и пения «Бог Господь и явися нам» начинается полиелей (в переводе – «многомилостие»). Свое название эта часть утрени получила от содержания псалмов 134 и 135, прославляющих милость Божию. Стихи из этих псалмов и исполняются хором во время полиелея: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Алилуйя. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Алилуйя.

Под сводами храма звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

Патриарх Кирилл сходит с кафедры – особого возвышения на середине храма, где он находился с начала богослужения, чтобы совершить каждение иконы праздника.

Образ Рождества Христова, находящийся сейчас на аналое, особенный. В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова он был привезен Святейшим Патриархом Алексием Вторым из Вифлеема – города, в котором родился Христос. Эта икона представляет собой точную копию образа, находящегося в пещере Рождества Христова.


Мы видим, как диакон входит в алтарь и берет с престола Евангелие. Хор исполняет степенну и степенный антифон . Эти песнопения входят в состав праздничной утрени. Они составлены в подражание т.н. «степенным псалмам» (Пс.119-133), которые во времена Ветхого Завета пели паломники на ступенях Иерусалимского храма. Антифоны – песнопения, исполняемые попеременно, в подражание неумолкающему ангельскому хору, который прославляет Творца, название, указывающее на способ исполнения песнопения (от греческого – «петь попеременно, чередуясь на два хора»).

1 сентября – АндрейCтратилат. Тепляк. Фекла – свекольница. «Стратилат приспел – овес поспел». Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса. «На Феклу копай свеклу». Начинается уборка свеклы. Бабье лето. День памяти мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников, молитвы к этому святому помогают в лечении душевных заболеваний . Был военачальником в римских войсках в правлении императора Максимиана (284 – 305). Получив титул «Стратилат» (главнокомандующий), он повел своё небольшое войско против полков персов и с именем Христа обратил их в бегство. Завистники донесли правителю Антиоху о вероисповедании Андрея, за что тот был подвергнут пыткам, а многих воинов распяли на деревьях, но никто из них не отрекся от Христа. Император Максимиан (284-305), опасаясь возмущений народа, освободил мучеников, но тайно приказал казнить всех порознь. Во время молитвы все мученики были усечены мечами. Произошло это около 302 года. День празднования Донской иконы Божией Матери. Празднство установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 году. Именины у Андрея, Тимофея, Николая, Феклы.

2 сентября – деньпророка Самуила, мученика Севира. Наступала пора уборки корнеплодов : «Самуил свеклу да морковку наверх потащил». Именинники Самуил.

3 сентября – святой Фаддей и святая Василиса. Если этот день ясный, надо ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода. Именинники Фаддей, Васса.

4 сентября - Агафон Огуменник. Счи­тают, что леший ночью выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и рас­кидывает снопы по гумнам. Мужики, надев тулуп наизнанку и вооружившись кочергой, выходили сторожить гумна. День обычно ветреный. Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. За добро леший отплатит всегда добром. День празднования Грузинской иконы Божией Матери. Именины у Ивана, Агафона, Исаака, Макара.

5 сентября Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Луппа Брусничник. На Луппу брусника поспевает . «Коли брусника поспела, то и овес дошел». Начинаются первые заморозки. «На Лупа мороз лупит овес». Журавли ле­тят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. К этому времени поспевает клюква , а у березы появляется желтый лист. Брусника зрение оберегает, хранит яркость и зоркость очей человеческих. В народной медицине популярен брусничный лист: его настои и отвары обладают мочегонным и вяжущим действием, их применяют при желчных и почечных камнях, при подагре. Отвар снимает отек на горле при простуде, считается лучшем средством от ревматизма. Ягоды также очень полезны. Именины у Ефрема, Ивана, Елизаветы.

6 сентября – Евтихий тихий. Если на Евтихия дождь - будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. Сухие ветки в тихую погоду с деревьев падают – к дождю. Если пасмурно и прохладно, дождя можно не ждать. Время сбора грибов . Когда-то давным-давно лес был для человека своим домом. И входя в него, человек ни с кем не договаривался, ни у кого и ничего не просил. На всё была воля Божья. Всё было в любви Богом дано человеку, и в любви человек отдавал своему собрату. И не было размежевания между Богом и людьми. С укоренением на Руси христианской веры отношения между Богом и человеком стали договорными и стали включать в себя понятие «торга». Без договора уже в лес не входили! И пословица «В чужой монастырь со своим уставом …» целиком и полностью отражает противопоставление природы и человека, словно бы не единый мир существует, а несколько.

Явление Пресвятой Богородицы преп. Сергию Радонежскому. Богородица явилась преподобному Сергию глубокой ночью, когда тот прочитал акафист Божией Матери и сел немного отдохнуть. Прозвучал голос: «Пречистая грядёт». Преподобный Сергий вышел в сени и был ослеплён ярким светом, в котором увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте, молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Я же никогда не оставлю места сего Своим попечением». Троицкий инок Амеросий в середине 15 века воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию. День празднования Петровской иконы Божией Матери. Перед Петровской иконой молился великий князь Иоанн Васильевич III , её брал с собой патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. Именины у Евтихия, Арсения, Георгия, Петра.

7 сентября – Апостол от 70-ти Тит - грибник и апостол Варфоломей. «Свя­той Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму. Тит тащит в корзине последний гриб. Поздние грибы – поздний снег. Если грибы почернели – значит, был мороз-вредонос. Битые им грибы вредны. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. «Пришел Варфоломей - жито на золу сей». Много желудей на дубах – в будущем году жди хорошего урожая. В этот день, по обычаю, на столе пироги с грибами. Так же и без грибной похлебки не обходился обед. Кто сегодня родился, тому радость в зрелости особая выпадет, да счастье приумножится. Именины у Варфоломея, Тита, Владимира.

8 сентября - Наталья Овсяница. Мученики Андриан и Наталия жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане. По доносу за веру христианскую мужа её Андриана арестовали, пытали и затем казнили. Наталия всё время старалась поддерживать мужа, не отрицая своей веры в Христа. После его казни скрылась в Византию. Холодный утренник предвещает раннюю и хо­лодную зиму. К этому дню старались убрать овес. «Не соберешь овес - наглотаешься слез». Варят овсяный кисель да пекут блины из овсяной муки . Овсяная каша сама себя хвалит. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян – в горлышке толокно». Сбор урожая калины и рябины . Рябину срывают и прилаживают на зиму кистями под крышу. В этот день хорошо клюет судак. Большой урожай рябины – к морозу. Заморозки в этот день предвещают раннюю и суровую зиму.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. ( Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 8 сентября, 3 июня, 6 июля). Когда в 1395 году Тамерлан вступил в пределы России и направлялся к Москве, Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне. Во Владимир за святою иконою было отправлено духовенство Успенского собора. Когда икона была уже на пути к Коломне, Тамерлан увидел во сне великую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в лучезарном сиянии Деву, окружённую ангелами с пламенными мечами. Истолковав этот сон так, что Дева – есть Матерь Бога христианского, Защитница русских, хан повернул свои полчища обратно к великому удивлению русских и татар. В память этого события был воздвигнут в Москве Сретенский мужской монастырь. День празднования Псково-Печерской иконы Божией Матери именуемой «Умиление». Именины у Наталии, Андрея, Романа.

9 сентября – день святых мученицы Анфисы, преподобного Пимена Великого. Родился около 340 года в Египте. Он говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто зделал тебе зло – сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу».

10 сентября - Анна и СавваСкирдники. Преподобного Иова Почаевского. Преподобный Моисей Мурин избавитель от запоя – день памяти . Жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп и за черноту лица прозван «мурин». В молодости совершил убийство, потом пристал к шайке разбойников, стал главарём. Убивая и грабя провёл несколько лет. Но по великой милости Божией раскаялся и ушёл в одну из пустынных обителей. Незадолго до смерти Моисей сказал братии: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Все, приимшии нож, ножом погибнут». На обитель напали разбойники и убили Моисея.

Спешили к этому дню убрать весь хлеб в скирды: «Анна и Савва скирды справят, на ум направят». Раньше словами запой и пропой назывались части свадебного обряда, после совершения которых девушка становилась не просто невестой, а сговорёнкой, что означало заключение сговора между двумя сторонами для подготовки к свадьбе. С давних пор известен обычай пить за здравие, восходящий своими корнями к пирам, где поднимались заздравные чаши, сопровождаемые здравицами-благословениями богам («Пою богов!», т.е. пью эту чашу вместо бога, но его устами). На Руси существовали специальные заздравные чаши, которые пускались в круговую для приобщения к божественному напитку. Питьё божественного напитка означало причастность к божеству. (В христианской традиции вино – кровь Христова – причащение божественной кровью). В современном мире питьё приобрело другой характер и многим людям требуется помощь и обращение к святым с просьбой от избавления от небогоугодного дела. И недаром говорят: начали за здравие, а кончили за упокой. Если береза начинает желтеть с верхушки, то весна будет ранней, если снизу кроны – поздней. Именинники: Моисей, Анна,Савва, Сергей, Степан.

11 сентября - Иван Постный, Полетовщик, Иоанн Предтеча. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После крещения Иисуса Христа Иоанна (великого пророка) заключили в темницу по приказу правителя Галилеи Ирода Антипы. Святой обличал его за незаконное сожительство с Иродиадой, женой Иродова брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил во дворце большой пир. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь». Саломия, посоветовавшись с матерью, попросила головы Иоанна Крестителя. Выполнив приказание Ирода, принесли голову святого Иоанна на блюде.

Этот день завершает лето и открывает осень. ""Иван Постный пришел, лето красное увел"". «Иван Постный - осени отец крестный». В этот день пища должна быть постной соблюдали строгий пост : нельзя было есть яблоки, арбузы, картофель, лук – все то, что напоминало бы отсеченную голову. Собирают корни лекарственных растений. Репный праздник. Но отмечался он без песен , потому что Саломея плясанием выпросила у царя Ирода отрубить голову Иоанна Крестителя. Запрещалось употреблять блюда и тарелки, острые и колющие предметы. Нельзя было резать , можно было только ломать. Нельзя было употреблять в пищу продукты красного цвета, так как они олицетворяли пролившуюся кровь, и в течение года в семье может пролиться кровь, то есть кто-то умрет. В этот день соблюдался пост и было запрещено работать во избежание людских болезней и болезней домашних животных. Если в этот день родился ребенок, то он будет несчастным. Если в этот день человек поранился, то травма не заживёт . В тот день недели, на который пришел этот праздник, в течение целого года не начинали никаких дел. Журавли летят на юг - будет ранняя зима. Начинался массовый отлет птиц . «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». Если птицы летят высоко, жди зимой больших снегов, если низко – зима будет малоснежная. Иван постный – осени отец крестный. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья. Именины у Александра, Павла, Даниила, Ивана.

12 сентября – Александра Свирского. День перенесения мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского.

13 сентября – Куприянов день. (Киприян). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. В царствование императора Льва Мудрого, от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Ей было видение, что она будет исцелена, когда на неё возложат пояс Богородицы. Пояс возложили на императрицу и она тотчас освободилась от тяжкого недуга. Журавли вече собирают. Начинают убирать корнеплоды [кроме репы], копают картофель. В этот день проходит «журавлиное вече» - журавли на болоте обсуждают дорогу в теплые страны. После Куприянова дня разрешалось ходить на болото за клюквой , до этого не разрешалось – чтобы не тревожить птиц. Именинник Геннадий, Михаил, Киприян .

14 сентября - Симеон Столпник – преподобный день памяти, к нему обращаются при самых различных недугах . Семен Летопроводец. Семенов день, Осенины, конец лета. Прп. Марфа – мать Столпника. Иисуса Навина (см. приложение).

Начало индикта – церковное новолетие. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над своим противником Максентием, даровал христианам – после почти трёх веков гонений и преследований – полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году опредилили в память об этом начинать исчесление нового года с 1 сентября, как дня начала «свободы христианской». На Руси новолетие праздновалось 1 сентября до Петра I , который в 1699 году повелел перенести начало Нового года на 1 января. Но в богослужебных книгах было оставлено старое исчисление, и поэтому церковное новолетие совершается, как и ранее, 1 сентября. (7517 год от сотворения мира– в 2008году).

«Семен настоящее лето провожает, бабье лето приводит». Ес­ли на Семена теплая погода, то зима будет тепла. Время с Семена дня- начало старого бабьего лета - по 21 сентября называется бабьим летом. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая, и наоборот. Семенов день считают счастливым для новоселья , переезда. С Симеона до Гурия (28 ноября) шли на Руси свадебные недели. Если гуси улетают на Семонов день, жди ранней зимы. Бабье лето сухое, осень мокрая. Гром в сентябре – к затяжной осени. Именины у Симеона, Марфы.

День празднования Гефсиманской-Черниговской иконы Божией Матери. Эта икона написана на полотне в XIX веке и представляет собой список с чудотворной иконы Ильинско-Черниговской, только по размерам больше. День празднования Александрийской именуемой «Всеблаженная» иконы Божией Матери.

15 сентября - день святого Мамонта. Мамонт Овчарник. Фе­дот и Руфина. ""Федот и Руфина не выгоняй со двора поутру скотину, выгонишь – беду нагонишь . ""Мамонт – покровитель овец и коз. Убирают помещения, где козы и овцы стоят. Мхом утепляют на зиму, одымляют травой-вереском. Собирает Мамонт стадо последний раз в году и отпускает на зимнее стойло во дворы хозяйские.

По обычаю на четвёртом году жизни отрока совершали обряд пострига по переводу из младенчества. Также этот обряд имел ещё одно название: сажание на коня. Приурочивалось ко дню Симеона Столпника. Для проведения этого обряда созывали родных, приглашали кума и куму. Отец выпивал вино, настоянное на полыни, и подавал куму ножницы, а кум выстригал у крестника гуменцо (темя головы). Выстриженные волосы кума передавала матери, которая зашивала их в ладанку. Кум и кума выводили крестника во двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала ковёр. Кум на ковре передавал крестника отцу с ласковым словом, а тот принимал с поклоном сына и сажал на коня. Кум водил по двору коня, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, кум с поклоном передавал куме, а та с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали кума и куму, а они – крестника. Над головой крестника кум и кума разламывали именной пирог с пожеланием всякого богатства и счастья.

Прп. Антония и Феодосия Печерских. День празднования иконы Божией Матери Калужской , молитвы к этому образу помогают вылечить инфекционные заболевания. Празднование иконы в этот день – в память об избавлении от моровой язвы в 1771 году в г. Калуге. Второе празднество этой иконы совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. Тогда Калужскую икону прятали в городе Ефремове Тульской губернии, и пленные французы признавались, что видели её стоящей на воздухе и окружённой светоносными мужами в Калуге и под Малоярославцем, когда они терпели поражение. Именинник Антоний, Федот, Руфин, Иван, Федосий.

16 сентября – день святых Василисы и Домны. На Домну в старину бабы прибирали в доме всякую рухлядь , чтобы приобрести благополучие на осень . Осматривали одежду, поизносившуюся за лето, переберали нужные в хозяйстве вещи, мыли, чистили и прятали их до следующего лета. Говорили: «Все что нужно, Домна в дом приберет, что не годно – на костре сожжет». Во многих местах старые, изношенные лапти привешивали у крыш домов и скотных дворов, вешали вокруг огорода, на каждом колу могло висеть по старому лаптю. Подошедший человек к огороду будет дивиться лаптям, будет считать их, а на огород даже не посмотрит, не сгладит урожай. Добрыдни, то есть добрые дни. Добрыдни – это женское имущество, а также добрые красные дни, благополучное житьё, достаток, довольство. Уважает Домна радостное, красное житьё-бытьё. Не терпит ни ссор, ни размолвок. Где беда приключилась, размолвка случилась, приходит она туда, и всё тихо становится, благостно. Особенно не по душе ей женские прения да разногласия. К этому времени старались убрать лен: «Баба Василиса велит со льном поторопиться». День памяти блаженного Иоанна Власатого , Ростовского чудотворца, исцеляющего людей от самых различных болезней. День празднования Писидийской иконы Божией Матери. Прославилась чудесами в VI веке. Именины у Василисы, Домны, Августы, Дорофея, Ефима, Феоктиста, Петра.

17 сентября Луков день. Неопалимая Купина. В этот день начинают выкапывать лук из гряд. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

День памяти Иконы Богородицы «Неопалимая Купина» - хранительницы от пожаров, помогающей от различных заболеваниях. В этот день молились о защите дома и скота от пожаров. Неопалимая купина в ветхозаветном предании – горящий, но не сгорающий терновый куст (это знамение непорочного зачатия Богоматерью Христа от Духа Святого), в котором бог Яхве явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает», Бог из горящего куста обратился к нему, призвав вывести израильский народ из Египта в Землю обетованную. На иконе изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь, составленная из двух четырёхугольников, один – красного цвета – образ пламени, другой – зелёного, образ куста. В углах иконы – четыре символа из Алокалипсиса Иоанна Богослова: ангел, телец, лев и орёл, а также архангелы с символами, которые присваивает им Православная Церковь: Михаил – с жезлом, Рафаил – с алавастром, Уриил – с огненным мечом, Селафиил – с кадилом, Варахиил – с виноградной гроздью, Гавриил – с веткой благовестия. Держа в руках икону «Неопалимой Купины» и произнося: «Чистая, не опали! », - ходят вокруг овинов, где хранится сено. В этот день также справляют праздник вил . Ведь в этот день вилам столько работы задаётся. Ворошили в этот день сено да сушили его. Начинают выкапывать лук из гряд. Именины у Афанасия, Федора, Юлиана, Вавилы.

18 сентября – день святого пророка Захарии и святой Елисаветы , исцеляющих бесплодие. В этот день прогнозировали, какой будет зима. Рано пожелтели листья рябины – к ранней осени и ранней холодной зиме. Посещают ведунов и знахарок. В этот день изгоняли из деревень кумоху. Кумоха женщин в хвори вгоняла, спины бабьи гнула. Кумоха по деревне ходит да беды за собой водит. Ввечеру в этот день для женщин баньку топили да берёзовыми вениками хлестали их по согнутым спинам. Также и детишек мыли, от хворей-напастей избавляли. Кумоха – лихорадка, которая предстаёт в облике женщины. Именины у Елизаветы, Раисы, Глеба, Максима, Захара, Давида.

19 сентября Михаилов день. Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Копоссах). Язычники задумали уничтожить храм, построенный в честь Архистратига Михаила в IV веке недалеко от Иераполя и направили русла двух рек на храм, чтобы его смыло, но явился св. Михаил и ударом своего жезла увёл воду в расщелину в горе и спас храм.

Первая братчина . Михайловские утренники, заморозки – начало первых заморозков. «Заморозком Михаил землю нашу прихватил». Много желудей в сентябре на дубе - к лютой зиме. День укоротил­ся уже на 5 часов. На Михайлу нельзя работать – Бог накажет . В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела . После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие в особое празднество, известное под названием братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство. Главных братчин две – Михайловская и Никольская: первая в честь архистратига Михаила 19 сентября, вторая – в честь святого Николы зимнего 19 декабря. Братчинское пиршество имело своей целью отблагодарить святого за покровительство.

День празднования Киево-Братской и Арапетской икон Божией Матери. Именинники Михаил, Макарий, Кирилл, Архип, Давид.

20 сентября – Созонт. Луков день.Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы. Массовая уборка и продажа репчатого лука. Лук да баня всё правят. Кому луковица слёз из глаз не высечет, того и сам Господь не вылечит. В луков день вдова поплачет – своего обрящет. Лук с чесноком – родные братья. Лук лечит семь недуг, поэтому ели его с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук. В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь. Лук – добро и в бою и во щах. На луков день какая девица не плачет – мимо той и пройдёт удача. В этот день поплакать – значит, здоровье обрести. Ведь лук зрение выправляет, и слёзы при чистке лука только на пользу идут. Раньше в комнатах развешивали связки луковиц - для очищения воздуха. Много ""одежки"" на луковицах – быть суровой зиме.

День памяти преподобного Макария Оптинского . К нему обращаются люди, страдающие различными психическими недугами. День памяти святителя Иоанна , архиепископа Новгородского. Вся жизнь святителя была пронизана чудесами. За его простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды святитель силою Креста Господня, запер беса в умывальнике и согласился его выпустить только при условии, что тот донесет его в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес выполнил поставленное условие, но выходя из кельи святого принял вид распутной женщины. Новгородцы обвинили пастыря в распутной жизни, посадили на плот и пустили по реке Волхов. Но плот поплыл против течения реки к мужскому монастырю. Народ пришёл в страх и стал просить перед святителем о прощении виновных. Святитель вернулся к своей пастве. Именины у Ивана, Макара, Евгения, Григория, Луки.

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы . Вторая Пречистая. Осенины, Оспожинки, Празд­ник урожая . Вторая встреча осени – осенины. Рано утром женщины выходили на берега рек, озер и прудов с овсяным хлебом – встречать матушку Осенину. Старшая из женщин держала хлеб, а молодые водили хороводы и пели песни. Ходят в гости. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался поднесеньев день. Гости хвалили и одновременно учили молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка.

Если погода хорошая – вся осень будет такой же. Заканчивается старое бабье лето . В дохристианские времена этот праздник был посвящен богине Макоши, рожаницам Ладе и Леле, а так же приурочивался к окончанию сбора урожая. 28 августа – Успенье Богородицы, первые осенины. 21 сентября – Рождество Богородицы, вторые осенины. 14 октября – Покров Богородицы. Землю-матушку снежок покрывает. Отрожала на этот год земля-матушка, и до Благовещения (7 апреля) к ней никто не прикасается, она готовится к следующим родам.

Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. Супруги долгое время были бездетны, согласно иудейскому поверью, считались грешными людьми, но, помня, как Господь разрешил неплодство Сарры, жены патриарха Авраама, надеялись на милость Божию. Дитя, которое пошлёт им Господь, Иоаким и Анна обязались посвятить Богу. Бесчадие в еврейской семье считалось наказанием за грехи, поэтому святые терпели несправедливо поношения от соотечественников. В один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм жертву, но первосвященник отказался принимать её. Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился о даровании ему дитяти. Господь исполнил прошение, когда супруги были уже в преклонном возрасте и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями будущей Матери Иисуса Христа. В воспоминание Рождества Богородицы издревле установлен Церковью праздник, который становится известным с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о единодушном праздновании Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября по старому стилю.

День празднования иконы Божией Матери Почаевской , исцеляющей тяжёлые недуги (21 сентября, 5 августа). Свято-Успенская Почаевская лавра, где хранится список чудотворной Почаевской иконы: Украина, Тернопольская обл., г. Почаев. Некогда в природной пещере горы Почаевской поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из них раз ночью взошёл на вершину горы для совершения обычной молитвы и увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. В то же время видели это и пастухи. На месте явления на поверхности камня Пресвятая Дева оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Этим же инокам был подарен чудотворный образ Богородицы, дающий исцеления, который был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. День празднования иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). На иконе изображён храм и стоящая в нём Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. На руках держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке – держава. Над сенью изображён Бог Отец и Бог Дух Святой. По обе стороны – семь Архангелов, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны – Михаил с мечом, Уриил – с молнией, опущенной вниз, Рафиил – с алавастром мира; с левой стороны – Гавриил с цветком лилии, Селафиил – с чётками, Иегудиил – с царской короной и Варахиил – с цветами. День празднования чтимых икон Пресвятой Богородицы: Сямской, Глинской, Лукиановской, Исаковской, Курской «Знамение», Холмской, Леснинской и Домницкой икон Божией Матери. Именины у Софии .

22 сентября – ПопразднствоРождества Пресвятой Богородицы. Бабье лето прошло – прощайся с теплом. Осеннее равноденствие.

День памяти преподобного Иосифа, игумена Волоцкого , исцеляющего сосуды головного мозга и глухоту. День празднования иконы Святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Именинники Анна, Иосиф, Никита.

23 сентября - Петр и Павел Рябинни­ки. На Руси два дня Петра и Павла – большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину. Собирают рябину , которая после первых заморозков становится более сладкой. Часть ягод оставляли на деревьях для птиц. Рябина гроздна – зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала рябинушка. Если рябины в лесу много - осень дождливая, а зима суровая, если же мало – осень сухая. Журавли летят высоко – к теплой осени. Именин­ники: Павел, Андрей, Петр, Василий, Константин.

РЯБИНА : - рябину нельзя сечь топором, пока она не засохнет, не умрёт своей смертью. – Чтобы жениха на свадьбе не испортили, сваха сыпала ему за голенище рябиновые коренья. – Из рябины делали посох, грызли его, затем оставляли щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никакого колдовства во время дальней дороги. –Нельзя ломать или рубить рябину , иначе тот человек, который это совершил, умрёт или умрёт кто-то из его родственников. У того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы.

24 сентября Федора – Обдера, замо­чи хвосты. Третья встреча осени. В Федору лето кончается, осень начинается. И бабье лето до Федоры не дотянет. Становится слякотно, все чаще идут дожди. «Осенняя Федора подол подтыкает (от грязи), а зимняя Федора (12 января) лицо платком закрывает (от холода)». «Две Федоры в год – осенняя и зимняя: одна с грязью, другая со стужей». Преподобная Федора – всякому делу аминь . Федору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озимь. Сильные всходы обещали добрый урожай в будущем году. В этот день покрывали свои головушки светлыми платками с золотистыми и голубыми нитями, чтобы хоть как-то путь-дорогу на землю русскую осветить. Ведь скоро чёрные грязи землю русскую покроют. В этот день обивается оставшийся на корню хлеб . Опавшие листья ложатся изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной – к холодной.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских , исцеляющих болезни рук и ног. День празднования Каплуновской иконы Божией Матери. Именины у Сергея, Германа, Дмитрия, Федоры, Ии.

25 сентября – Артамон (Автоном). Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Змеи последний день на воле гуляют: Артамон зазывает их в норы и запирает там на замок. На Руси издавна существовала примета, что нельзя поднимать змею выше глаз, иначе ослепнешь. Дело в том, что змея связана с землёй и в данном случае является её олицетворением и заместителем. То есть, если земля на глазах у человека, то он видеть не может. Змея, поднятая выше глаз человека, означает смерть или ослепление. Много паутины – к ясной осени и холодной зиме. Близится день Воздвижения, на который змеи под землю уходят, медведи в лесах играют, и лешии проказничают.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского . Святой помогает излечивать тяжёлые заболевания глаз . Именины у Семена, Федора, Алексея.

26 сентября день святого Корнилия сотника. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Дождь на землю нисходит. «Корнилий святой – из земли корневище долой». «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». Убирают все корневые овощи, кроме репы. Считается, что с этого дня всякий рост растений прекращается . В некоторых местах ещё собирают грибы да ягоды. Дождь припадает к земле – ненастье во дворе. Дождь припадает – землю целить начинает. Хляби небесные отверзаются, земля дождём окрещается. По старинной примете в этот день дождевые струи, ниспадающие с небес, сходятся крест-накрест на земле. Животворящие дожди своими светлыми прозрачными струями словно бы затягивают все раны, убирают все неровности и шероховатости с тела земли-матушки. Как земле-матушке такой дождь полезен, так и душе человеческой он пособляет. Излечивает дождь человеческую душу, утешает её, животворит своей прохладой, очищает сознание . По наблюдениям стариков, это последний тёплый дождь. «Ныне Господь дождит!»- говаривали наши предки. Обо всём Господь-Батюшка заботится и радеет, так бы и нам, людям, о душах своих заботиться. Именинники Валериан, Илья, Леонтий, Петр, Юлиан, Корнилий.

27 сентября - Воздвижение Животво­рящего Креста Господня ( постный день) .

«Кафтан с шубой сдвинется, а холода надвинутся». Наступают холода: «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает, кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет!». С этого дня начинали рубить капусту. Бабы и девки собирались в избе на «капустинские вечеринки»: рубка капусты сопровождалась различными обрядами и песнями. (С 27 сентября – в течение двух недель). В домах, где рубилась капуста, накрывался особенный стол с закусками , варилось пиво, приготовлялись обед и ужин. Движется, приближается зима-матушка на Воздвижение. Птицы улетают на юг. Первой улетает в обетованную страну и последней возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вырия (рая). Медведь ложится в берлогу. В этот день змеи сползаются в норы на зимовку – в лес ходить опасно.

В день Воздвижения воздвигались часовни, кресты, соблюдали пост. Почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. Накануне его, во время всенощной, священник выносит изображение Креста на середину храма. В 326 году мать императора Константина Великого царица Елена по поручению своего сына отправилась в Иерусалим – найти Крест, на котором был распят Господь. Долгое время поиски оставались безуспешными, но один еврей, по имени Иуда, сообщил, что Крест находится под языческим храмом Венеры. Капище разрушили и после раскопок обнаружили три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. От Креста Господня получила в тот день исцеление больная женщина и воскрес покойник. Крест был обретен перед Пасхой, когда Иерусалим переполнен паломниками. Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Впоследствии императором Константином над гробом Господним был построен величественный храм Воскресения Господня, в котором и поместили Животворящий Крест.

В этот день вспоминается также возвражение Креста Господня из Персии в Иерусалим. В царствование императора Византийского Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков взял Иерусалим и увёз Крест. В Персии он пробыл 14 лет, и лишь при императоре Ираклии (610-641) христианам была возвращена их святыня.

День празднования Леснинской иконы Божией Матери. Впервые появилась она на востоке Польши, на ветвях грушевого дерева, в сиянии. Именины у Ивана.

28 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Никита Гусепролет. Гусар, Гусятник, Репорез. Улетают гуси. «Гуси летят - зиму на хвосте тащат». Высоко летят – к обильному половодью, низко – к малому. Гусь стоит на одной ноге – к морозу, прячет нос под крыло – к ранней зиме, полощется в воде – к теплу. В эти дни срезают и убирают с полей репу . Стригли овец, так как до наступления больших холодов они обрастали новой шубой. Также святой Никита-угодник почитается покровителем детей от болезни – родимца (падучей младенческой болезни). Молились ему об исцелении своих чад.

День празднования Новоникитской иконы Божией Матери. Именинники: Ни­кита, Максим, Николай, Степан, Яков.

29 сентября Попразднство Воздвижения Креста. Людмила – птичье голошенье. Разглядывая птичью косточку и по наличию жира, определяли – какая выдастся зима-матушка. Люди, родившиеся в этот день, обладают особенным голосом. Первой певуньей на посядках была милая людям Людмила. Людмилу соотносили с образом лебёдушки да утицы. Ведь именно утица стала символом миропорядка, домашнего лада. И некоторая домашняя утварь носила название утиц.

Св. Людмила – княгиня Чешская, была выдана замуж за князя Боривоя. Людмила, оставшись рано вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь, продолжая заботиться о Церкви. Братислав, её сын женился на Драгомире, которая стала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. В 927 году повелела в ненависти убить Людмилу. Мощи святой погребли в Течине у городской стены.

День празднования иконы Божией Матери «Призри на смирение», исцеляющей многие душевные и телесные недуги. Впервые икона явилась в 1420 году на Каменном озере в Псковской области. Летом 1993 года настоятель Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы. Пригласив реставраторов, сняли раму со стеклом и увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Ученые установили, что этот отпечаток – органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца. Приборы зафиксировали, что от иконы исходили сильные лучи, благотворно действующие на человеческий организм. Храм Святителя Тихона, где хранится список иконы Божией Матери «Призри на смирение»: Московская обл., г. Клин, ул. Тихая, д.7. Именины у Людмилы и Виктора.

30 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Всесветные бабьи именины. В этот день с самого раннего утра по обычаю женщины плакали-страдали. Все горести, обиды выпускали в этот день женщины. После такого очищения и в доме светлее становилось, и глаза по-другому мир видели. Женские именины приурочивались к полному окончанию всех полевых работ. Птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к теплой. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, помогающих при артритах и женских недугах.

Три сестры – Вера, Надежда и Любовь – родились в христианской семье. Их мать, София, воспитала детей в любви к Господу и не скрывала своей веры во Христа. Наместник Антиох донёс об этом императору Андриану (117-138), который приказал доставить святых дев в Рим. Отказавшись принести жертву богине Артемиде, мученицы были подвергнуты жестоким пыткам, но Господь невидимой рукой хранил их. После страшных пыток Вера – 12-ти лет, Надежда – 10-ти, Любовь – 9-ти лет были обезглавлены. София похоронила тела детей за городом. Через три дня она скончалась на их могиле. Храм мучениц Веры, надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище, где находится престол во имя святых: г. Москва, Сущевский вал, д. 21.

День празднования Макарьевской иконы Божией Матери. Явилась в 1442 году преподобному Макарию Желтоводскому во времена княжения Василия Тёмного. В 3 часа утра оканчивая своё обычное акафистное пение ко Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необыкновенный свет, он услышал пение: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!». Со страхом вышел он из кельи и увидел необыкновенное зрелище: на северо-западном склоне неба несомую по воздуху невидимою силою икону Пресвятой Богородицы, окружённую светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. На месте явления иконы был основан монастырь. День празднования Цареградской иконы Божией Матери. Именинники: Софья, Вера, Надежда, Любовь, Илья.

24 сентября (11 сентября по старому стилю - церковному юлианскому календарю). 16-я неделя по Пятидесятнице (шестнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется неделей, после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобная Феодора Александрийская . Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской , совершенному несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжелые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет ее приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по ее молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после ее блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда ее бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя ее настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

Преподобный Силуан Афонский . В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году .

В юности будущий старец был простым крестьянином Семеном Антоновым. Он был наделен недюжинной силой и часто не знал, куда ее деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: "Ты проглотил змею во сне и тебе противно. Так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". И понял Семен, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привел его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни - 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нес свое первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души еще молодого инока. В церкви пророка Ильи направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда все существо его наполнилось огнем благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их . Святой Димитрий был знатного рода и в I веке от Рождества Христова являлся правителем города Скепсия в местности Геллеспонт.

Однажды святой Корнилий Сотник , бывший язычник, обращенный ко Христу самим первоверховным апостолом Петром , пришел в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам.

Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъяренные язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия . Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе 9 тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визад местный главный волхв пытался заставить ее отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 годов от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский . Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свою кротость и послушание. Сам Господь еще при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушел из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские) . Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской епархии. Именно у него молился царь Петр I накануне Полтавской битвы 1709 года , которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"