Покровская обитель. Дом престарелых «Покровская обитель. Епархиальный молодежный центр при храме святителя Николая Чудотворца в поселке Озерки

В Свято-Покровском женском общежительном монастыре время от времени служат панихиды по великой княгине Александре Петровне. Ее родственные связи восходят к российским самодержцам Петру I, Петру III, Екатерине II, Павлу I… Заслужила же княгиня Александра Петровна почитание и славу на всю империю благотворительной деятельностью и в частности — основанием в Киеве Покровского монастыря.

В 1856 году, в неполные 18 лет, принцесса Александра-Фредерика-Вильгельмина вышла замуж за великого князя Николая Николаевича, брата Александра II, прозванного в народе за избавление от крепостнического гнета Освободителем. Всю свою жизнь Александра Петровна активно занималась благотворительностью. Она основала в Санкт-Петербурге Покровскую общину сестер милосердия, семнадцать лет кряду была председателем Общества детских приютов, в которых содержалось около 5 тысяч сирот.

Как это часто бывает с людьми, заслуживающими лучшей участи, судьба нанесла княгине тяжкий удар. Однажды, когда Ее Высочество проезжала по городу, лошади понесли. В результате падения с кареты на брусчатку Александра Петровна серьезно повредила позвоночник. Холодный и сырой климат северной столицы оказался вредным для больной, и в 1881 году она решила переехать в Киев, хотя в Алупке имела собственный дворец.

С разрешения недавно вступившего на престол Александра III великая княгиня поселилась в царском дворце города Киева (ныне — Мариинский). Затем длительное время Александра Петровна жила в доме графини Колонна-Чосновской на Липках, на Виноградной улице (теперь — улица академика Богомольца). Больная была парализована и могла передвигаться только в инвалидной коляске.

Набожная и милосердная великая княгиня, как видим, не избалованная судьбой, задумала основать на ближайшей окраине Киева — Лукьяновке — обширную монашескую обитель с устройством множества благотворительных заведений. Основным предназначением монастыря, по воле княгини, было предоставление приюта бедным женщинам, желавшим посвятить себя Церкви и ближним. За 50 тысяч рублей (сумма достаточно большая) Александра Петровна выкупила у города два смежных участка незастроенной земли. Проект будущих церковных, жилых, больничных и хозяйственных зданий составил известный и весьма талантливый архитектор Владимир Николаевич Николаев.

Построенная в 1893 году бесплатная амбулаторная лечебница для неимущих по своим размерам, удобству и оснащенности не имела равных во всей империи. Здесь без всякой тесноты принимали до 500 больных в день. Первые «фотографии лучами Рентгена» были сделаны в Покровском монастыре уже спустя год после их открытия. Благодаря высокой квалификации врачей смертность при операциях составляла не более 4%. В статистических сборниках такой процент «удачных исходов» воспринимался как что-то сверхъестественное. Такому результату способствовал хороший уход за больными (его обеспечивали более 100 человек младшего медицинского персонала) и калорийное питание. Вот, например, чем кормили больных 30 апреля 1896 года: завтрак — чай с булкой, молоко, масло, яйца; обед — зеленый борщ, жаркое, компот; ужин — суп и тушеное мясо с картошкой. По назначению врача пациенты дополнительно получали сырые яйца, вино и другие продукты. Средняя продолжительность пребывания людей в лечебнице составляла, согласно статистике, 28 дней. Некоторые находились в больнице от 1 года до 3 лет, то есть до той поры, пока не достигался положительный результат лечения (к примеру, при туберкулезе костей и суставов, остеомиелите).

Двухэтажная аптека (здесь же находились провизорские помещения, где производились в нужном количестве лекарства) бесплатно выдавала медикаменты малоимущим на основе рецептов, выписанных монастырскими врачами. В монастыре был организован приют на 50 коек для слепых и неизлечимо больных, здесь же находились бараки для инфекционных больных…

Сама великая княгиня занимала скромную келью. Как настоятельница она управляла всем хозяйством, расходуя на содержание и расширение монастыря личные средства. Любопытен тот факт, что все расходы Александры Петровны в первые годы существования монастыря тайно контролировались спецслужбами: в архивах сохранились секретные донесения киевскому генерал-губернатору о том, «сколько, кому и куда было направлено средств». Ни одна «комиссия» так и не смогла «придраться». В обители попросту не существовало «черной» бухгалтерии. А расходы были внушительными. Только на текущие потребности монашеской обители княгиня каждый год тратила до 50 тысяч рублей, а на больницу — еще 80 тысяч. Образцовая лечебница, столь необходимая Киеву и губернии, являлась предметом главной заботы Александры Петровны. Ежегодно здесь делали до 300 хирургических операций. Причем абсолютное большинство из них — успешно…

В стенах монастыря великая княгиня смогла, наконец, стать на ноги. Своей исцелительницей она называла чудотворную икону Почаевской Божией Матери, которой преданно молилась, прося об избавлении от болезни. В благодарность за милость княгиня сама ухаживала за больными — мыла лежачих, часто была при них сиделкой и в определенный период сама поселилась в больничной палате, присутствовала на операциях, при необходимости даже ассистировала хирургам.

В 1894 году Синод принял решение: к процветающему Покровскому монастырю приписать Межигорский монастырь, пребывавший в полном упадке. Хотя захиревшая Межигорская обитель и была в некотором смысле обузой, но, осознавая, что такое решение было Промыслом Божиим, княгиня согласилась. Межигорье, благодаря усилиям царственной инокини, значительно поправило свои дела, обрело второе рождение…

Последние годы жизни великая княгиня и не менее великая инокиня Александра Петровна (Анастасия) посвятила возведению большого числа необходимых монастырской клинике больничных зданий и созданию величественного собора Святого Николая. Этот обширный и величественный храм заложили в 1896 году в присутствии императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Государь лично пожертвовал на строительство 80 тысяч рублей. К 1900 году, то есть сто пять лет назад, строение Николаевского собора было готово вчерне, и княгиня-основательница даже успела увидеть наяву очертания его величия. А вскоре началось резкое обострение давней болезни, и страдалица скончалась. Похоронена великая княгиня Александра Петровна в саду монастыря рядом с Покровской церковью. На ее могиле, согласно завещанию усопшей, — скромный деревянный крест…

Хотя обитель была закрыта еще в 1925 году, однако в 1942 году вновь распахнула двери своих храмов и с тех пор уже не закрывалась. После войны здесь силами насельниц был организован госпиталь, а впоследствии — лазарет. В 1981 году на территории монастыря случился грандиозный пожар, после которого втайне от богоборческих властей заново расписали Николаевский собор.

За время существования безбожной советской власти монашеская усадьба значительно уменьшилась: ее потеснили многоэтажные дома, построенные на некогда обширной территории монастыря. В советское время в монастырских корпусах размещались различные учреждения, не имевшие ни малейшего отношения к обители: районные и правоохранительные органы, стоматологическая поликлиника, бюро по ремонту радиотехники, отраслевая больница, и даже… абортарий. Из трех десятков построек, которыми ранее располагал монастырь, в его ведении оставили лишь семь, остальные — либо разрушили, либо передали другим организациям. Сейчас в монастыре проживает около 300 монахинь. Они возвращают к жизни то, что было уничтожено племенем воинствующих безбожников. В последние годы после ремонта здесь открыт храм преподобного Агапита Печерского при монашеской богадельне, первый храм обители — Покровский. Жизнь продолжается…

В статье использованы материалы, предоставленные пресс-службой Украинской православной церкви, информация из книги Виталия Ковалинского «Меценаты Киева», некролог «Памяти царственной инокини Анастасии (в миру — вел. княгиня Александра Петровна)» (СПб., 1901).

Здесь совершенно другой мир. Необычайно чистый воздух и красная тишина в спокойном мерцании свечей. Суетность мира отступает уже на входе. А за первым поворотом вдруг ощущаешь, как на тебя обрушивается Нечто более высокого порядка, идущее, вероятно, из глубин мироздания. Таковы пещеры Свято-Никольского монастыря, или, как его называли в близлежащих деревнях до революции, «Николы».

По благословению Иоанна Кронштадтского

Всё началось в конце XIX века. С того, как казак станицы Нижнеозерной Оренбургского уезда Захарий Прокопьевич Карцев после смерти отца, дочери и 4-х сыновей решил посвятить себя Господу. Сделал он это с разрешения своей матери, оставив её и супругу с дочерью материально обеспеченными.
В 1896 году Захарий появился в Покровке, бывшей тогда центром волости, а ныне входящей в Новосергиевский район. На горе в километре от села вырыл пещеру и небольшую келью, где можно было молиться только стоя на коленях, и два года жил один в посте и молитвенных трудах. О самом месте он впоследствии говорил, что оно ему было явлено особым Божиим промыслом. А у местных жителей сохранились предания, по которым ещё до появления будущего основателя монастыря на горе были знамения в виде огненного столба, уходящего в небо. Тогда стали говорить, что место это особенное.
Весть о праведнике быстро распространилась по окрестностям, и у Карцева появились последователи. Как правило, это были вдовцы. В 1905 году Захарий решил поклониться святым мощам Серафима Саровского. Вот как он сам описывал это путешествие в журнале «Русский Инок» за 1912 год (орфография сохранена):

«6 февраля прибыл в пустынь, где причащался Святых Тайн Христовых, прикладывался к святым мощам и, пробыв до 18 февраля, отправился к Воронежу и Киеву. И вот тут, на пути, 19 февраля, я многогрешный видел сон, а вернее было мне видение. Я вижу – подошли ко мне два старца: один – батюшка Иона, в схиме Пётр Киевский, – другой – о. Иоанн Кронштадтский. О. Иоанн, указывая на меня пальцем о. Ионе со словами; “Этот человек Оренбургский, – надо сказать старцу Василию, что в их крае жил, чтоб он указал сему место, где устроить мужской монастырь, а сей рад устроить”. О. Иона заключил, ответ словами: “Так да будет”, и после этого стали невидимы. Я же, проснувшись, ощущал благоухание от их посещения и был в необыкновенном восторге от радости.
Второе: – Видел во сне о. Иону в селе Покровке, за речкой Самарской Оренбургской губ. и уезда от моей родины и местожительства в 45-ти верстах; на горе будто построена у него келлия, где он якобы жил; я же с родительницей снизу от родника, шли к нему на гору за благословением и батюшка о. Иона нас обоих благословил; где стояла в видении келлия и где он нас благословил, я многогрешный поставил крест; ныне это место в размере 6,5 десятин отрезано обществом под скит, где уже расположен скит с двумя храмами – во имя Казанской иконы Божией Матери и Святителя чудотворца Николая.
Третье: – Я был в обители о. Ионы, в Киеве. Благочинный иеромонах о. Исаак благословил меня на послушание в сад, где я вместе со старшим садовником, бывшим послушником Игнатием, ныне монахом о. Исаакием обделывал гряды граблями; вокруг гряд были цветы. О. Исаакий предупредил меня быть осторожным с цветами; но я, по неосторожности сломав один цветок и, чтоб скрыть свою вину, взял и воткнул его в землю, тем и кончил свое послушание. В следующую ночь вижу во сне; мы ушатом носим воду для поливки того же сада; о. Иона стоит на троне, мы идем мимо него и он обратился ко мне со словами: “так-то ты, Захарий, исполняешь послушание в моем саду? Сломал цветок и от садовника скрыл”. Я бросил ушат, упал ему в ноги и молил о прощении. – “Будь осторожен далее”… – и стал невидим. Вот три истины, кои свидетельствую своей рукой. Монастырь, по милости Божией, устроен именно на указанном месте о. Ионием и о. Иоанном Кронштадтским, а старец Василий, о котором они упоминали в первом сне, – строгой жизни человек и тайно пострижен о. Ионием с именем “Власий” – благословлен батюшкой Ионнием в наш край. Старец сей и меня благословил иконой Богоматери “Достойно есть, Милующая” – указав мне именно то место для монастыря, близ села Покровки, за речкой Самаркой, где о. Ионий меня благословлял во сне. Супруга моя ныне в женском Оренбургском Успенском монастыре, пострижена с именем “Павлы”, была же – “Пелагия”. Аминь».
Смиренный иеромонах Зосима

По возвращении Захарий Карцев приступил к созданию обители, для чего обратился в Покровское земство с просьбой о выделении земли. Ему пошли навстречу и выделили десятину (одна казённая десятина – 1,0925 гектара). Другую десятину Захарий приобрёл на собственные средства. С этого, да ещё с подземных келий и ходов, которые к тому времени прошили холм, собственно, и начинался Свято-Никольский монастырь.
После того как насельники-пещерники прошли более ста саженей (одна сажень – 2,1336 метра) подземного хода, Преосвященным Иоакимом, епископом Оренбургским и Тургайским, было разрешено устройство домовой подземной церкви для братии. Затем стали появляться и надземные постройки. В 1906 году была построена деревянная келья для устроителя (затем – настоятеля) монастыря, коим был Захарий Карцев, принявший монашество с именем Зосима 26 сентября 1909 года. Примерно в то же время его супруга приняла монашество с именем Павла в Успенском женском монастыре Оренбурга.
К 1910 году появился деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божией Матери, деревянный братский корпус. К тому времени в монастырском хозяйстве появились лошади и коровы, общие сельхозугодия расширились до 63, а посевные площади до 20 десятин. Монахи трудились на совесть и собирали до 26 тонн пшеницы.
В 1911 и 1915 годах село Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божией Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре.
В 1912 году в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов). В 1913 году Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырём. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению.
Большое значение для монастыря и для всей округи играл кирпичный завод. Кирпичи с вензелем НМ (Николаевский монастырь) славились на всю округу. Появилось предприятие, по всей видимости, в 1910 году. А уже в 1911-м из его продукции был построен довольно вместительный Николаевский храм, а также двухэтажный полукаменный братский корпус с трапезной внизу. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой из которых весил 1632 килограмма. Также был построен странноприимный дом, посажен фруктовый сад. При монастыре жили калеки (мужчины), которые валяли валенки, шили, помогая братии. Позже, после Первой мировой войны, появился сиротский приют, в коем воспитывались двенадцать подростков, чьи отцы полегли на поле брани.
Николаевский храм был освящён 2 октября 1911 года Преосвященным Дионисием, епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. На церемонии выступил настоятель монастыря иеромонах Зосима, закончивший свою речь такими словами: «Да возрастёт же в совершенство духовная юная обитель и да станет щитом православия в нашем крае».
И духовная обитель быстро заняла заметное место в Оренбургской епархии. Во всяком случае Покровку стали именовать не иначе, как духовным центром. В 1916 году монастырь возвёл храм на Пантелеимоновском подворье в Оренбурге на углу Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне Комсомольской) улиц на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым, на его средства и пожертвования других мещан. Пантелеимоновское подворье первоначально было построено как Афонское старцем иеросхимонахом Аристоклием (Амвросиевым), уроженцем Оренбурга, который был настоятелем Афонского подворья в Москве. Храм в честь святого Пантелеимона был освящён 2 октября 1916 года Преосвященным Мефодием (Герасимовым), епископом Оренбургским и Тургайским.
Стоит добавить, что в самой покровской обители устав был также афонский, считающийся наиболее строгим. Сюда для укрепления в вере могли направить любого священника. Более того, многие священники епархии часто сами направляли своих детей в Никольский монастырь. И одним из видов послушания для них был вынос земли из подземного монастыря.
Пещера со временем ушла далеко в гору, образуя разветвлённые ходы, связанные кольцевыми переходами. Сохранившиеся архивные данные говорят о том, что их общая протяжённость составляла около 256 метров. Но говорят, что в действительности ходов было около километра с выходами на разные стороны горы, которую стали именовать Монашей или горой Монашкой.
Быстрому строительству монастыря всеми силами способствовал игумен Зосима. Причина в том, что ему было известно о первоначально недолгом существовании обители. Возможно, от прозорливого старца Нила, который принимал посетителей в подземной келие. Хотя был такой дар и у самого игумена. Людская память сохранила тому свидетельства. Так, супруга клирика самарской Петропавловской церкви протоиерея Михаила Фролова матушка Елена Кузьминична говорит, что её отцу, Кузьме Яковлевичу Калугину, очень нравилась монашеская жизнь и он хотел поселиться в Свято-Никольском монастыре. Старец ласково, но строго отказал:
– Нет, Кузечка, ты езжай домой. Здесь тебе оставаться нельзя.
– Да как же, я хочу в монастырь! – приступал отрок.
– Нас скоро разгонят и монастырь закроют, всех поубивают… Нет, Кузечка, ты должен вернуться домой. Монастыря не будет, – ответил старец.
Этот разговор состоялся в 1920 году, а в 1923-м новая власть приняла решение о закрытии монастыря. В тот же год умер старец Зосима. Обитель, впрочем, в тот год по какой-то причине не закрыли. После смерти Карцева настоятелем стал иеромонах Геронтий (Губанов). Он был противником так называемого живоцерковного (или обновленческого) движения. Именно благодаря ему монастырь оставался православным до своего закрытия, которое произошло 30 сентября 1931 года, одновременно с закрытием храма в самой Покровке. Монахов, отказавшихся добровольно покинуть обитель, по одной версии, отправили в Соловки, а по другой – вывезли в Оренбург и расстреляли. Впрочем, возможно, новая власть подходила к каждому насельнику индивидуально, и потому возможны оба варианта. Известно лишь, что последнего игумена «особая тройка» приговорила к высшей мере как руководителя японской, военно-казачьей, повстанческой организации. Приговор был приведён в исполнение 11 октября 1937 года (реабилитирован отец Геронтий 17 июля 1989 года).

Ни креста, ни погоста…

По архивным данным в монастыре на 27 января 1916 года было: иеромонахов – семь, иеродиаконов – четыре, схимонахов – один, монахов – восемь и послушников – двадцать четыре. Помимо этого в монастыре проживали и другие насельники. Всего в годы расцвета в монастыре было около 150 человек. Трудиться монахи умели. Даже по современным меркам монастырское хозяйство было передовым. Поэтому перед закрытием монастыря новая власть «предложила» монахам преобразоваться … в артель. Да ещё при условии отказа от веры и снятия монашеской одежды.
Другими словами инокам, весь смысл жизни которых заключался в служении Господу, «предложили» стать «нормальными», как все советские люди. Естественно, никто этого делать не собирался. Тогда безбожники просто разгромили «Николу». В 1929-1930 годах шло активное разрушение монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали брёвна за бесценок. Оставалось только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организовали первую в Покровке школу. До недавнего времени от всего монастырского хозяйства оставался лишь устроенный монахами пруд, да храм на подворье в Оренбурге. Последний, правда, превратили … в жилой дом с кладовками в алтаре.
По рассказам жителей, когда в 1931 году закрыли храм в честь Покрова Божией Матери в самой Покровке, клуб решили перенести в это здание. Однако при открытии «нового клуба» вдруг взорвалась голландка. После такого предупреждения от кощунственной идеи отказались.
Пещеры же долгое время были открытыми. Лазили в них все кому не лень, в первую очередь местные мальчишки. И что творилось в святом намоленном месте можно только догадываться. Надо думать, что дела здесь были совсем не божеские. И это не могло понравиться душам умерших монахов. На месте бывшего монастыря стали появляться непонятные знамения. Так, однажды люди видели огненный столб над холмом. А в Покровке стали появляться паломники.
Местные власти рапортовали об этом в Оренбург. Там, не мудрствуя лукаво, решили просто замуровать вход в пещеры, объясняя все соображениями безопасности. Осенью 1939-го работники госбезопасности привели это решение в исполнение. Таким образом, стараниями радетелей безбожной власти было прекращено осквернение святого для православных христиан места! То есть мы получили ещё одно доказательство тому, что Создателю нашему подвластны не только силы Света, но и силы тьмы!
Степь до поры до времени всё затянула ковылём, полынью и травой-резучкой. До того момента, пока не появился известный Указ Президента РФ Бориса Ельцина 1991 года, по которому верующим должны были передать все их здания.
Первые попытки обнаружить пещеры были предприняты в 1993 году при настоятеле Покровского храма иерее Анатолии Чернецове. Поначалу поиски не давали результата. Даже учёные оказались бессильны. Они «простреливали» гору с помощью эхолокационных установок и сделали вывод, что … пещер нет! Оказывается, научная аппаратура не была приспособлена к исследованию песчаника, поскольку это очень пористый материал. Он прекрасно пропускает воздух. Поэтому так легко дышится под землёй. Но из-за той же пористости умная машина просто «не видела» подземные ходы и кельи.
Пришлось искать популярным у нас «методом тыка». Согласитесь, что в данном случае было бы легче найти иголку в стоге сена. По крайней мере, там можно было бы использовать магниты!
Но время обретения подземного монастыря неумолимо приближалось. И не только потому, что этого хотел настоятель и постоянно о том молился, но ещё и потому, что открытие входа в монастырь стало необходимо бывшей его односельчанке.

Обретение пещер

Татьяна Горлач уехала из Покровки, когда ей было десять лет от роду. Долгое время жила в Грузии, родила двоих ребятишек. Но личная жизнь не сложилась. И тогда она решила попытать счастья за границей, куда и уехала по контракту. Поначалу казалось, что всё складывается удачно. В Соединённых Штатах встретился человек, который стал мужем для Татьяны и отцом для сына и дочери. Но русскую американку ждало серьёзное испытание. И вот здесь трагедия конкретного человека в который раз превратилась в торжество его духа.
Сын Татьяны, девятнадцатилетний Павел, служивший по контракту в Военно-морских силах США, в марте 2002 года погиб в автокатастрофе. Правительство Соединённых Штатов первоначально планировало выплатить матери 70 тысяч долларов. Но поскольку юноша подавал большие надежды и предполагалось его дальнейшее обучение, сумма возросла до 250 тысяч.
Татьяна же, приезжая в Покровку, вместе с матерью ходила на службы в церковь, знала отца Анатолия. После того, как оглушительное горе обрушилось на материнское сердце, она по телефону советовалась с батюшкой как соблюсти православные обряды. Вот тогда-то и появилось решение построить в Покровке храм в память о сыне. Появилось как бы ниоткуда, само собой …
Хотя так ли уж само собой? Односельчанам Татьяна как-то призналась: «Павлика моего я здесь зачала. Я это знаю. И душа его здесь живёт …». А вот хотела ли православная душа быть на чужбине? Можно ли было Татьяне вместе с детьми покидать Богом данную Родину? Ответ на этот вопрос наверняка могли бы дать монахи Свято-Никольского монастыря. Та же Елена Кузьминична Фролова рассказывает, что её молодой отец хотел ехать с односельчанами на заработки в Среднюю Азию, но старец Зосима не дал благословения, посоветовав деду, Акиму Яковлевичу Калугину, женить сына. Из тех же, кто поехал тогда на заработки, никто не вернулся.
Муж Татьяны, Роберт Юлфиг, не возражал против пожертвования денег на строительство православного храма. Но поставил условие: храм должен стоять над входом в подземный монастырь.
И вот восьмого июня 2002 года вход открылся! После долгих бесплодных поисков ковш «Беларуси» с землёй вывернул и несколько кирпичей с клеймом «НМ». Несмотря на то, что произошло это в конце дня, усталость как рукой сняло, все дружно взялись за лопаты. Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи. И в этом достаточно буднично выглядевшем событии произошло соединение земного и вечного.
Удивительным было состояние пещер. Вошедшие в них увидели совсем небольшое количество пыли. Можно было подумать, что монахи только вчера покинули галереи. Из открывшихся 170 метров ходов было вынесено всего четыре ведра земли! Остальные ходы, возможно, завалили сами монахи, когда поняли, что их обитель скоро разрушат. Если это так, то вполне возможно, что где-то в дальних галереях находится и монастырское имущество. Тогда восстановление монастыря пойдет гораздо быстрее. Районные власти фактически уже дали на это «добро», заявив: «Берите земли столько – сколько освоите!».
Ясно, однако, что всё произойдёт в свое время, когда будет на то воля Божия. Пока же на деньги русской американки Татьяны и других спонсоров по проекту оренбургского архитектора Юрия Григорьева построена церковь в честь Роджества Иоанна Предтечи, которую 2 сентября 2005 года освятил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. Установлены кресты на месте церкви святителя Николая, часовни Казанской Божией Матери и монастырского кладбища. Под горой вновь забил святой Никольский родник, бывший жемчужиной монастыря, над которым установлен деревянный сруб – это купальня. 13 мая 2006 года освящён закладной камень надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. А через год митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин освятил центральный крест колокольни и крест для братского корпуса.
Святые пещеры стали ныне новой духовной точкой на карте Оренбургской области, местом паломничества верующих.

Новейшая история

1 декабря 2008 года Указом митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина иерей Александр Азаренков, благочинный Социально-миссионерского округа, назначен настоятелем приходов Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца села Покровка. Комплекс «Святые пещеры» с этого времени получил название «Свято-Никольская обитель „Святые пещеры“».

С октября 2018 г. приход Никольского храма в Рощино начал регулярное окормление Рощинского стационарного отделения Ленинградского областного

психоневрологического диспансера.По понедельникам духовенством совершаются молебны, проводятся беседы с персоналом и нуждающимися в диалоге со священником пациентами.

Епархиальный молодежный центр при храме святителя Николая Чудотворца в поселке Озерки

При Никольском храме построен приходской дом площадью 900 кв.м. Благодаря этой площадке, в Рощинском благочинии открыты большие перспективы работы с молодежью: помещение готово к расположению в нем детско-юношеского лагеря в каникулярное время, а также к занятиям во время учебного года. В доме единовременно могут пребывать до 30-ти человек. Предусмотрены спальня, трапезная, пищеблок, благоустроена территория. Для открытия учреждения необходима только мебель – благочиние нуждается в помощи для ее покупки. Необходимы кровати, мебель для занятий, постельное белье. Молодежный центр будет иметь статус епархиального: он будет принимать молодежь со всей Выборгской епархии.

2 октября секретарь Выборгской епархии, благочинный Рощинского округа, протоиерей Дионисий Холодов посетил Рощинское стационарное отделение Ленинградского областного психоневрологического диспансера, проведя беседу с персоналом и просившими о диалоге со священником пациентами.

Приход начал регулярное окормление отделения. По понедельникам духовенством Никольского прихода в Рощино будут совершаться молебны для медицинского персонала и пациентов, а также беседы.

В храме святителя Николая Чудотворца поселка Рощино осуществляется раздача одежды

При Никольском храме существует пункт сбора и раздачи одежды малоимущим людям. Приход регулярно собирает одежду в помощь многодетным семьям и людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.

Рощинское благочиние окормляет ​епархиальный​ Дом престарелых (гериатрическ​ий​ центр) «Покровская обитель»​ и помогает его работе

Автономная некоммерческая организация «Покровская обитель».находится в поселке Лужки. Она открыта в 2009 году частными лицами, сестрами милосердия, членами Покровской общины. Является некоммерческим проектом. Действует на основе самоокупаемости.

В здании учреждения находится православный домовый храм во имя Покрова Божьей Матери. В нем регулярно совершаются богослужения клириками Рощинского благочиния.

Миссия учреждения

Милосердие и профессионализм. К работе привлекаются профессиональные медицинские работники - врачи и медсестры, чуткие, милосердные люди, имеющие опыт подобной работы с пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной помощи. Используется опыт ухода европейских стран.

Услуги

5-разовое диетическое питание, в т.ч. индивидуальное по назначению врача, круглосуточный медицинский уход, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, фитотерапия, арттерапия, занятия с психотерапевтом (клиническим психологом), тренажерный зал, сауна. Учреждение оснащено специальным оборудованием, реабилитационной техникой, индивидуальными многофункциональными средствами ухода.

В обители оказывает стоматологические услуги опытный врач. Перечень услуг: терапевтическая стоматология — лечение кариеса, пульпита, периодонтита, эстетическая реставрация зубов, профессиональная гигиена полости рта, пародонтология (лечение десен), хирургическая стоматология — удаление зубов, дентальная имплантация cистемой ADIN, ортопедическая стоматология — съемное протезирование (акриловые, бюгельные, нейлоновые (гибкие) протезы), несъемное протезирование (металлокерамика, в том числе на имплантах, коронки из оксида циркония). Прием по субботам с 10 до 16 часов. Запись по телефону: +79119234156

Размещение

В 1, 2, 3-х местных комфортабельных комнатах на 1 этаже.

Досуг и отдых

Библиотека, кинозал, спутниковое ТВ, интернет, оборудованная терраса с креслами для отдыха в уютном дворике, лыжные прогулки, лечебная «скандинавская» ходьба. Регулярные выступления художественных коллективов из Санкт-Петербурга. Устраиваются передвижные выставки.

Местоположение

Покровская обитель расположена в живописном месте на берегу Финского залива в 100 км от Санкт-Петербурга в Выборгском районе Ленинградской области, между пос. Лужки и Озерки.

Проезд

Регулярно, раз в три дня, от станции метро «Озерки», отправляется микроавтобус, принадлежащий учреждению. Самостоятельный проезд: 47-й километр от Зеленогорска Приморского (нижнего) шоссе. От поклонного креста - поворот направо, далее по грунтовой дороге до ворот. Автобусы от метро «Парнас» № 809, № 830 Б; автобус от г. Зеленогорска № 420. Остановка «У креста». Билет надо брать до «Озерков» и попросить водителя остановиться у креста (еще 2 км).

Стоимость самоокупаемого проживания

От 43 000 — 52 000 рублей в месяц, в зависимости от состояния проживающего и степени сложности ухода за ним. Малоимущий человек содержится несколькими добровольными донорами, в том числе юридическими лицами.

Порядок оформления

За месяц до заселения пациенты предоставляют следующие документы: амбулаторная медицинская карта, последние выписки из стационарных медицинских учреждений, результаты анализов (клинический анализ крови в том числе на сахар; анализ мочи, рентгенограмма легких), которые рассматриваются медкомиссией учреждения. При заселении необходимо иметь паспорт и медицинский полис. Заключение договора об оказании услуг и первая оплата производиться по адресу: СПб., Ковенский пер. д 11 кв. 5. Последующая оплата возможна через банк.

Испытательный срок 1 месяц. Важно понять, сможет ли персонал оказать ту помощь, на которую рассчитывает пациент.

Документы учреждения

Лицензия № ЛО-47-01-001258 от 09 июля 2015 года на осуществление медицинской деятельности, выдана Комитетом по здравоохранению Ленинградской области.

Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация «Покровская община» Сокращенное название:СПбОБО «Покровская община» Организация действует на основании Устава, зарегистрированного в Управлении юстиции Санкт-Петербурга № 5124-ЮР от 18 октября 2000 года. Юридический адрес: Россия, 191014, Санкт-Петербург, Ковенский пер., д. 11, кв. 5.Банк: Филиал: № 7806 ВТБ 24 (ЗАО) ИНН: 7825132498 КПП 784101001 Р/сч.: 40703810425060004149 Кор/сч.: 30101810300000000811БИК: 044030811

Партнеры

Комитет по социальной защите населения Администрации муниципального образования «Выборгского района» Ленинградской области.

188900, Ленинградская область, Выборгский район, пос. Лужки д. 150.

Сайт

Рощинское благочиние окормляет ​епархиальнуую загородную школу-пансион «Лужки»

Священники Рощинского благочиния пастырски окормляют учеников и учителей школы. Школа расположена неподалеку от Покровского храма православного дома престарелых «Покровская обитель» и храма святителя Николая Чудотворца в деревне Озерки.​

Загородная школа-пансион «Лужки» (Ленинградская область, Выборгский район, 47 км. Приморского шоссе) имеет лицензию на ведение образовательной деятельности дошкольного, начального, основного и полного среднего уровня, а также государственную аккредитацию.

Комплексный подход к решению проблем духовно-нравственного становления детей реализуется в соответствии с учением Святых Отцов Православной Церкви. Образовательный процесс направлен на формирование христианского мировоззрения, раскрытие личностного потенциала, разностороннее развитие интеллекта, приобщение к непреходящим ценностям, здоровому образу жизни, приучение к самостоятельности, бережному отношению к ближним и природе.

Лицензированы программы дополнительного образования по дисциплинам:
церковно-славянский язык;
английский язык;
— музыка (по договору с музыкальной школой);
— художественная студия;
церковное пение;
— швейное дело;
— столярное дело;
— бассейн (по договору с пансионатом «Восток-6»);
— экологическое направление (мини-зоопарк);
— конный спорт;
— туризм;
— сельское хозяйство.

При участии клириков благочиния в школе проводятся увлекательные занятия по исторической реконструкции, вечерние чтения богословской, историко-культурной, экологической тематики; литературная гостиная. Духовенство окормляет школьников в период летних лагерей с занятиями спортом и трудом на земле.

В программу летнего отдыха «Лужки» входят:

полный пансион на 21 день,

4-х разовое питание,

бесплатные занятия во всех кружках и секциях,

туристический поход,

«Большая игра».

В походах дети учатся ориентированию, приобретают навыки походной жизни; сопровождает детей опытный инструктор, воспитатели. Все занятия способствуют обретению дополнительных знаний и навыков

Преподаватели школы — высококвалифицированные специалисты, в том числе, кандидаты наук, опытные методисты и преподаватели университетов, победители всероссийских педагогических конкурсов, авторы-разработчики учебников.

Реализуется индивидуальный подход к ученику (классы по 5-7 человек).
Проводятся паломнические и туристические поездки по России и странам дальнего зарубежья.

Бытовые условия

Охраняемая территория частного поселения в сосновом лесу рядом с Финским заливом. Уютное новое здание школы включает: оборудованные кабинеты, библиотеку, пансион, спортзал, швейную и столярную мастерские, каминные залы, трапезную, детский сад, домовой храм в честь св. прп. Серафима Саровского.

Транспорт школы: новый комфортабельный автобус Volksvagen Crafter с опытными водителями. Осуществляется еженедельный подвоз учащихся до метро «Парнас» (пятница, вечер) и обратно (воскресенье, вечер).