Образ благовещения пресвятой богородицы икона 19 век. Мозаика в храме Святой Софии в Киеве. Библиотека Русской веры

Благовещение - один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить - указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки - это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Благовещение в переводе со старославянского означает «добрая новость». В этот день к Богородице снизошел Ангел и сообщил, что она обрела своей праведной жизнью милость Бога для рождения Спасителя.

Этот праздник нужен, чтобы показать силу веры, которая сокрыта в человеке, и любовь всевышнего. Обращение к Марии посланника Божьего начиналось со слов «возрадуйся, дева», и со временем Благовещение стало отмечаться с радостью и любовью в сердце. Мария показала своей верой полное доверие к Богу. По преданию, именно такую праведную девушку, способную отречься от всего грешного, и ожидал Господь.

Икона Благовещения представляет заступницу всех обездоленных, является помощником в молитве. Через личное обращение к Богородице мы можем попросить о заступничестве за наши грехи. Она поможет очистить душу.

Праздник Благовещенья

Это один из двунадесятых праздников, который в православии празднуется седьмого апреля. Известно, что этот день стал отмечаться за 9 месяцев до Рождества. Данный праздник почитают все православные люди, а особенно женщины, которые видят в Богородице идеал женщины и матери. В этот исторический день все мы стремимся к безграничной и сильной вере, которая была у девы Марии. Сила, исходящая от иконы, усиливается в этот день. Мы можем попросить у Богородицы исцеления от всех недугов, а также об искуплении своих грехов с помощью молитв или своими словами.

Этому празднику присущи некоторые суеверия, которые сохранились от наших предков. В Благовещенье грешно заниматься любой работой, а особенно физической. Если праздник совпадает с Великим постом, то церковью разрешено смягчить его. На стол можно подавать рыбу. Праздник не переходит, а отмечается каждый год в один и тот же апрельский день, 7 числа.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображенный иконописцем Андреем Рублевым образ Божьей Матери является истинным достоянием праздника. Написанное на иконе имеет историчность и святость, переданную красками. Икона показывает сияние, благолепие, божий свет, на ней отсутствуют искажения и вульгаризм. Изображение реалистично и напоминает нам о Благовещенье. Поставьте икону в своей квартире, чтобы ее защитить.

На иконе предстают образы Девы Марии и Архангела Гавриила. Посланник Господа спустился, чтобы сообщить радостную весть. Богородица стала избранной девушкой, на которую снизошла воля и любовь Божья.

В этот день сбылось предсказание из книги Исаии о Деве, которая примет Господа и родит Спасителя. Суть такого предвещания человек без веры принять и понять не мог. Богородица дала согласие на известие ангела. Праведная Мария изображена с молотком в красном одеянии, стоящая у подножия трона. Рядом с ней - ангел, раскинувший правую руку, сообщающий добрую весть.

Сила иконы

Известна история про чудотворное спасение иконой Богородицы людей города Устюга. Некогда там жил преподобный Прокопий, который пытался наставить людей на путь веры, молясь за них денно и нощно. Близился гнев Господа, а люди не стремились к вере и только насмехались над праведным. Страшный день наступил в полдень: город окутала темная пелена, нависла огромная туча, которая, по преданию, должна была погубить все живое огненным дождем. Люди бросились в храм, осознав свои грехи и ошибки. Вместе с Прокопием люди слезно на коленях читали молитвы перед иконой Девы Марии.

Люди познали блаженную силу, исходившую от иконы. Богородица услышала молитвы, показав это чудным явлением: из иконы начало струиться благоухающее масло. Она одарила грешных людей своей защитой, туча миновала и разразилась огненным градом в пустынном месте. Жители Устюга до сих пор чтят это спасение и празднуют отдельный праздник, посвященный иконе Богородицы.

В летописях сохранилась история перемещения иконы. В шестнадцатом веке она была перевезена из Новгорода в Москву Иваном Грозным и была главным образом Благовещенского монастыря. В семнадцатом веке ее отправили в Успенский собор. В этот период с нее срисовали копии для многих монастырей. На икону добавили надпись о жителях Устюга на нижнем поле, украсили драгоценными камнями и покрыли золотой окаемкой в девятнадцатом веке. После икона находилась в историческом музее, а в двадцатом веке ее переместили в Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.

О чем просят икону

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся страждущие, которые боятся гнева Божьего, замаливают грехи свои. Икона способна помочь и людям, которые находятся под чей-то властью, будь то алкоголизм или влияние черной магии. Пресвятую Богородицу просят избавить от недугов любой сложности, она всегда готова помочь нуждающимся. Женщины, которые хотят иметь детей, тоже могут обратиться к Великой Матери и в молитве попросить ее о благословении. Икона помогает обрести облегчение в сердце и избавиться от заточения. Правильно читайте молитву дома.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый и богородичный праздник Вселенской Церкви. Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус») означает «благая» или «добрая» весть. Благовещение в Евангелии изображается, как Божественное событие, явившее радость всему миру. «Странное и неизреченное чудо » — поется об этом в светильне праздника. Возвестил архангел Гавриил Пречистой Деве: «Без семени человеческого соткется в Ее теле плоть Того, Кто обновит весь мир».

Икона Боговоплощения – образ этого события, отмечаемого 7 апреля (по старому стилю — 25 марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. Празднование Благовещения восходит к IV в. Установлению особого праздника Благовещения способствовало открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов в этих местах (в частности, в Назарете). Название праздника в древности не было устойчивым. Современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

В событии Благовещения Девы Марии Церковь полагает начало спасения рода человеческого, явление таинства от века предопределённого, исполнение обетований, данных Богом Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду. Эти истины ясно выражены в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление ». Этим событием открывается Евангельский цикл христианских праздников.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. Событие явления архангела Гавриила Деве Марии описывается только в одном Евангелии — от Луки. К апокрифическим текстам, на которые опирается сюжет «Благовещения», относятся: «Протоевангелие Иакова » и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя » (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея »). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в основу иконографии этого праздника.

Согласно Евангелию от Луки архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33)

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная » - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Архангельское приветствие упразднило приговор, осудивший мир на проклятие и дало человечеству право радоваться и надежду на спасение. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная!» Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты ».

Благовещение - это исправление событий, происшедших в первозданном раю. Тогда с женщины началось грехопадение со всеми его последствиями, а теперь Дева Мария становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай; ныне же - Церковь Христова. Там Адам - здесь Христос. Там Ева - здесь Мария. Там древний змий - здесь архангел Гавриил. Там шепот змия-обольстителя - здесь приветствие архангела Гавриила. Так было исправлено непослушание Адама и Евы - послушанием Девы Марии.

Дева Мария, уверившись, что в словах архангела Гавриила слышит волю Божию, произнесла весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему ». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Бога-Слова. Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры, всецелое принятие воли Божией, которое явилось примером для всех последующих подвижников христианской жизни. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». Так открылась в истории великая тайна Боговоплощения: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины » (Иоан. 1,14).

И в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира. Вся судьба человеческого рода зависела от того, какой ответ даст Приснодева Мария архистратигу Гавриилу. И на всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией. Дух Святой, наитием Своим определивший вочеловечение Бога-Слова, исполнил весь Ветхий Завет, всю жизнь ветхозаветного Израиля полнотой пророческих предречений о воплощении Сына Божия от Девы. Одно из особо значимых пророчеств – это речение пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, Радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Именно через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии.

Для иконописца изображение события Благовещения – задача, которая без особой благодатной помощи Божией, почти трудновыполнимая, поскольку ему предстоит изображать на иконе – тайну. Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы. Данное разнообразие обусловлено тем, что иконография праздника основана не только на евангельском тексте, но вместе с тем отражает и влияние апокрифов, главным образом «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-Матфея». На это указывают: присутствующий в композиции Благовещения мотив рукоделия, Благовещение у источника (кладезя) – эти сюжеты восходят к апокрифическим рассказам.

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть. Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Происхождение этого типа иконографии связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб Присциллы (2-я пол. II – 1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III – 1-я пол. IV в.), Нового кладбища на Виа Латина (сер. IV в.).

Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим

Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Мотив работы с пряжей встречается во множестве произведений, как в иконах, так и в росписях стен.

Софийский собор. Ок. 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты алтарных столбов.

В раннехристианский период получил распространение иконографический тип «Благовещения у источника (кладезя), основанный на апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска из «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия — все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем ».

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание (рис.17). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

Изображение Благовещения Пресвятой Богородицы встречается не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей.

Церковь зрит в Благовещении великую тайну для человеческого разума. Событие воплощения Бога-Слова непостижимо для человеческого ума. Однако недостаточно праздновать событие Божественного воплощения лишь внешне. Мы должны приближаться к постижению полноты смысла и значения праздника всем своим бытием и духом. Согласно Святым Отцам Церкви (св. Григорию Нисскому, cв. Максиму Исповеднику, cв. Симеону Новому Богослову, преп. Никите Стифату), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей. Духовное зачатие и рождение становятся осязаемыми, когда исчезает желание грешить. Тогда в человеке больше не действуют страсти. Он начинает презирать сам грех и постоянно стремится исполнять волю Божию. Это зачатие, а затем и рождение приобретаются посредством исполнения заповедей Божиих, но, главное, с погружением разума в сердце и непрерывной молитвой. Тогда человек поистине становится храмом Всесвятого Духа.

Благовещение Пресвятой Богородицы - один из почитаемых праздников в христианстве. Он приурочен событию, которое произошло в евангельские времена, а именно появлению перед Девой Марией Архангела Гавриила, который сообщил ей о будущем рождении сына. С тех пор Благовещение является символом благой вести для всех людей.

Предыстория Благовещения

В те времена девочки до четырнадцати лет воспитывались при храмах, а по достижении этого возраста обычно выдавались замуж или возвращались к родителям. Так и для Девы Марии собрались найти достойного мужа, но она приняла решение остаться девственной и посвятить свою жизнь служению Господу.

Священники внемли ее пожеланию и обручили с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Так она переехала в Назарет и стала жить в его доме. Иосиф охранял ее целомудрие, она жила скромно и уединенно, как и раньше в храме.

Четыре месяца спустя и случилось явление который известил ее о том, что она станет матерью Божьего Сына. Не знавшая мужа, девственная Мария приняла волю Бога. Считается, что если бы Матерь Божья не имела такой веры, если бы по каким-то причинам отказалась от слов Архангела, то зачатия бы и не произошло. Это показывает очень важный момент для людей. Вера имеет очень большую силу, без нее ничего не может случиться.

В этот момент и произошло само Конечно, на этот счет есть много скептиков, но верующие люди называют этот момент не иначе как чудом.

Теперь в события во многих городах есть храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Обычаи на Благовещение

Этот день очень знаменателен для верующих христиан. Его символом можно назвать летящую птицу, которую по традиции запускали на Благовещение. Она означала свободу, любую, но главное - для поисков Царства Божьего. Также принято читать литургию Св. В церкви проводится всенощная, начинающаяся специальной вечерней службой.

Также в этот день запрещена любая работа. Говорилось, что даже птичка гнезда не вьет, девица кос не плетет.

Также нужно было пережигать соль и добавлять ее в тесто, из которого пеклись разные Их давали есть и родным, и домашним животным. Существовала примета, что такая соль помогает справляться с болезнями.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это день, когда пробуждается природа от зимы, а также начинаются сельскохозяйственные работы. Происходило освящение всех зерен и семян для высадки. Для этого приносили икону, ставили возле них и читали молитву. Считали, что это способствует богатому урожаю.

Существующие приметы и суеверия на этот праздник

Существуют также и приметы в этот день - как природные, так и бытовые. К примеру, при наличии ветра, тумана или инея говорилось про богатый урожай. Если дождик полил землю, то будет хороший урожай ржи, если случился мороз, то это к грибам. А вот гроза предвещала много орехов и теплое лето.

В Благовещение Пресвятой Богородицы нельзя никому ни давать денег в долг, ни просить. В первом случае будет отдана удача, а во втором - целый год будут преследовать финансовые трудности.

Считалось на удачу на следующий год что-то украсть.

Целебной силой обладала в этот день просфора, взятая в храме. Ее хранили целый год и при необходимости давали размоченный кусочек больному человеку.

День празднования Благовещения

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на двадцать пятое марта по и на седьмое апреля по григорианскому, которым мы пользуемся сейчас. Правда, это число соответствует только для Русской, Иерусалимской, Украинской, Грузинской и Сербской православных церквей, еще сюда входит и Украинская грекокатолическая, а также так принято у старообрядцев.

Ото дня этого праздника до Рождества Христова ровно девять месяцев. За день непосредственно перед самим Благовещением и после него также совершаются празднества. Они отменяются при их совпадении со Страстной или Светлой седмицей.

Если говорить про католическую и протестантскую церковь, то у них этот праздник приходится на двадцать пятое марта по современному григорианскому календарю.

Икона Пресвятой Богородицы

Изображения этого события были обнаружены в катакомбах, которые датируются II-III веком, хотя сам праздник был установлен не раньше IV века.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы размещается на Царских вратах. Ее окружают четыре евангелиста. Это имеет символическое значение. Тут проводится важное сопоставление Благовещения и Святых Даров Христовых, о которых говорится в Причастии. К слову сказать, что эта икона является представительницей одного из трех типов, которые есть в русской иконографии. На ней Богородица изображена с пряжей, что также является символичным. Смысл этого изображения с прядением в том, что в результате этого появляется плоть Христова, хотя Богородица была чиста и девственна.

Еще одним типом образа является Божья Матерь с младенцем во чреве, когда он еще не был рожден. Икона “Устюжское Благовещение” иллюстрирует наглядно этот способ написания.

Также есть еще один тип написания. Это “Благовещение у кладезя”. Такое изображение можно видеть на стенах храма. Его значение в том, что Божья матерь услышала глас из колодца, предупреждающий ее о том, что случится. Это считается сейчас как бы предблаговещением.

Также существуют атрибуты, которые могут присутствовать на образе:

  • лилия - обозначает непорочность и чистоту, как духовную, так и телесную;
  • веретено (красная пряжа), прялка - плоть Христова;
  • книга;
  • райская ветвь, которую держит Архангел Гавриил;
  • луч света;
  • колодец - чистота;
  • кувшин;
  • ласточка.

Молитва к Пресвятой Богородице

Благовещение Пресвятой Богородицы является великим событием в христианской истории. Это была благая весть о том, что возможно спасение и искупление. Поступок послушания Марии как бы уравновесил совершенное когда-то непослушание Евы.

Очевидно, именно поэтому к той иконе возносят молитвы при различных недугах для их исцеления, а также если кто-то находится в заключении любого рода. Заступничество Богоматери помогает во время наступления уныния или в скорбях.

Некоторые храмы, построенные в честь Благовещения Богородицы

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы есть практически в каждом городе. Туда можно прийти, помолиться, рассказать о своих бедах и печалях, попросить заступничества. Также есть те, которые находятся в плачевном состоянии и требуют восстановления, но от этого не становятся менее ценными.

К примеру, такой храм есть в Рязанской губернии в селе Коленцы. Он в полуразрушенном состоянии, имеет статус объекта культуры. Его история построения уходит к 1752 году.

Также в городе Туле есть старинный действующий храм Благовещения, строительство которого относят к 1692 году. Во времена СССР в нем были склады. С 1990 года идет активное его восстановление, которое не заканчивается и по сей день.

В республике Коми в Сизябске также находится известная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Год постройки относится к 1843-1854 годам.

И это, конечно, не все известные постройки. В честь этого события построено достаточное количество храмов и церквей.

Храм в Федосьино

Первые упоминания про храм Благовещения Пресвятой Богородицы Федосьино относятся к XVII веку, когда в документах значилась деревянная церковь. Она относилась к Вознесенскому девичьему монастырю.

Сейчас храм сооружен из кирпича, как и в XIX веке. Также вокруг него когда-то было кладбище, которое снесли. Сам храм много раз разрушался, но всегда по Божьему велению его восстанавливали.

Если говорить о самом Федосьино, то долгое время село было зажиточным, в нем была школа, развивались свои ремесла. Со временем всего этого не стало, а после революции оно и вовсе превратилось в захудалую деревушку.

Со временем на месте Федосьино выросли новостройки, куда переехали жители села. началось в 1991 году и продолжается до сих пор. Также была обретена и чудотворная икона Феодоровской Божьей Матери, на счету которой уже одно известное чудо.

Соборы Благовещения Богородицы

Также существуют многочисленные благовещенские соборы по всей Руси и прилежащих странах. К примеру, древнее сооружение в Москве, которое было построено в 1489 году. Имеет интересную историю - его несколько раз разрушали, затем восстанавливали. В нем есть древние иконы, которые написаны еще самим Андреем Рублевым.

В Афинах также находится собор Благовещения Пресвятой Богородицы, который считается важным центром греческой церкви. Его еще называют Митрополи.

Строился этот собор с 1842 года по 1862 год. Рядом находится более древнее сооружение - Микри Митрополи, которое датируется XII столетием.

Помимо этого, на Украине в городе Харькове есть также крупный собор Благовещения. Он построен в византийском стиле, пожалуй, это единственный подобный храм в православии. Его история возникновения довольно туманна, первые упоминания о нем были около 1720 года.

Храм также много раз подвергался пожарам, но его заново отстраивали. Статус собора получил в 1914 году.

Таким образом, событие, которое случилось в евангельские времена, теперь запечатлено не только в праздничном почитании, но и в построенных сооружениях, иконах, молитвах.


В этот день святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением- по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть»


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


У службы Благовещения Пресвятой Богородицы есть замечательная особенность: кондаком праздника является известное песнопение «Взбранной воеводе». Как его правильно петь и как петь красивейший тропарь «Днесь спасения нашего главизна», показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО


Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. Почему на ней в небесах изображен Христос на троне, и Он же в виде Младенца на груди Пресвятой Девы и что значит пряжа в Ее руках, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Стихира Благовещению Пресвятой Богородицы принадлежит к роду хвалебных песнопений, славословий. Храмовая поэзия и создана для того, чтобы славить, «хвалить» – и в форме хвалы излагать самую важную догматику. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА


7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Крестопоклонную неделю Великого поста. Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше.


В богослужебных текстах важно не только что произносится, но и как это звучит, важны мелодика и ритм греческого или церковно-славянского языков. Какие смыслы можно распознать в звучании стихир службы Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонной Недели, рассказывает иерей Алексий АГАПОВ


Бог создал человека, не спрашивая, хочет ли он быть, но, спасая падшего человека, Бог спрашивает, – хочет ли тот быть спасен. Ответ от лица всего лучшего, что было в человеческом роде, а не только от себя лично дает Пресвятая Дева Богородица Мария. Рассказывает протоиерей Максим КОЗЛОВ, кандидат богословия.


Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии


В предверии праздника Крещения мы публикуем список крещенских купальных мест в Москве и Подмосковье и рассказываем, как окунуться в прорубь по правилам. Об опасности экстремальных «стихийных» купаний, об особенностях рек, и о том, Иордань какого Подмосковного храма считается образцовой, «Нескучному саду» рассказал главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по Московской области Алексей Гавреев


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.