Дети двух церковных деятелей поженились пантелеймон шатов. Церковная благотворительность - дело профессионала или образ жизни христианина? Тему об отношении к инвалидам нужно включить в курс религиозных культур и светской этики

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси(Шатов Аркадий Викторович)

В 1968-1970 годы проходил службу в армии

В 1971 году вступил в брак

В 1974 году принял крещение

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы . С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа . 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

Является членом:

  • Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;
  • Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (под руководством Д. А. Медведева);
  • Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (под руководством О. Ю. Голодец);
  • Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.

Вдовец, четыре замужних дочери, 20 внуков.

Авторитет Церкви в обществе во многом зависит от деятельности синодальных и епархиальных учреждений. Часто мы удивляемся и даже возмущаемся, когда видим неэффективную работу этих церковных институтов. Как правило, мы объясняем ее неумением или нераторопностью церковных чиновников. Однако есть и примеры другого характера, - когда официальные церковные чиновники действуют неэффективно, потому что их взгляды далеки не только от церковности, но даже от патриотизма и элементарной порядочности. И тогда мы понимаем, что неэффективность церковных институтов часто связана с плохим подбором кадров, а порой и с назначением на должности в синодальные и епархиальные структуры, в официальные церковные издания людей откровенно враждебных и Церкви, и России.

Об одном из таких прискорбных случаев пойдет речь в данном очерке. Есть такой церковный чиновник Михаил Агафонов, он занимает должность руководителя сектора по работе с обращениями граждан Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, т.е. находится в прямом подчинении епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова). Этот церковный чиновник, который также является сотрудником православного журнала «Нескучный сад», ведет свою страничку в Живом журнале, содержание которой просто повергло нас в шок. Содержание его записей убеждает, что этот человек не может называть себя не только православным, но и гражданином России.

При публикации мы сохранили грамматические ошибки и пунктуацию г-на Агафонова, но, это не помешает делать выводы о взглядах и о психическом состоянии подчиненного епископа Пантелеимона. Чтобы не быть обвиненными в клевете, мы заранее сделали скрин-шоты страниц ЖЖ М.Агафонова и готовы их предоставить при первой необходимости, в т.ч. и в правоохранительным органам.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Михаил Агафонов: журналист, координатор инициативной группы «Православные за ЮЮ». С 2009 года публикует статьи в журналах - печатных структурах лоббистов ювенальной юстиции таких как: «Вопросы ювенальной юстиции», «Ювенальная юстиция в России», на сайтах: Милосердие.Ру, «Татьянин день»; работал выпускающим редактором сайта Милосердие.Ру, в настоящее время является редактором блока «Общее дело» журнала «Нескучный сад».

Михаил Агафонов себя причисляет к анархо-либералам.

Самого себя именует в ЖЖ (Живом Журнале) М.Копрофагоновым (от наименования психического отклонения, заключающегося в поедании человеком чужих экскрементов). Недавно сменил лозунг с «Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна» на новый - «GOD HATES RUSSIA» (Бог ненавидит Россию).

В собственном профиле Михаил Агафонов пишет о себе: Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось. Ваша родина - не Россия. Ваша родина - Советский Союз. Вы - советские ветераны, и вашей страны, слава Богу, уже 18 лет как нет .

Там же обозначены интересы: евреи , коммунисты , половые извращенцы, сектанты , сумасшедшие , фашисты

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ-2011

Агафонов:

По крайней мере, пока московиты не сожгут хоть одного избирательного участка, пока они не войдут в меру хотя бы южных осетин, каковые стояли полмесяца на холодной площади безо всяких согласований и перерывов на кафе "Шоколаднитса", тусить с ними на одном болоте считаю западло.

В принципе, если подойти к ситуации серьёзно, надо признать, что массовые митинги могут быть нужны для единственного: запустить ливийский сценарий. Но йолки, даже самые упёртые штатофилы не могут не признать: под бла-бла-бла о торжестве демократии эти люди обделывают свои экономиццкие делишки, а туда, где реально нужны бомбы и десанты - от Пхеньяна до Москвы - соваться и не думают. На внешнее вторжение я пока не рассчитываю.

А значит, нечего и фрондить. Явный внутренний враг сплачивает начальничков, дисциплинирует и побуждает переходить к террору (ср Сталин в конце-концов) - вам оно надо? Напротив того, агенты "глубокой заморозки" гораздо более ценный ресурс, чем крикуны на площадях. Б-г весть, какая там была бы перестройка, если б Яковлев ушёл сторожить котельную или свалил бы зарубёж, и т.п. - а вот без выйти на площадь в тот решительный час вполне можно было обойтись - сколько потом нервов скольким приличным людям истрепали.

Короче, по уму, всем бы надо бы сейчас голосовать за ЕР и злоепутина, на итоги голосования это всё равно не повлияет, зато успокоит их - а в нужный момент, когда Китай, или исламский мир, или паче чаяния штаты, или ещё кто всё-таки решат тут навести конституционный порядок - воткнуть им нож в спину. Имхо, эта стратегия перспективнее - хотя не для брезгливых, да. http://alterfrendlenta.livejournal.com/265143.html#comments


О БУДАНОВЕ, ШАМАНОВЕ, ПУТИНЕ

Агафонов:

Помер Буданов - и тупой твёрдый предмет с ним. Есть, однако, и от рамзанчега польза. Антифашистский привет народным мстителям! полагаю, очередь теперь должна быть за Грачёвым, Шамановым, Степашиным, и, извините, Путиным. Это как минимум.

Т.е. Михаил Агафонов хочет смерти Владимира Владимировича Путина и всех людей, которые хоть чем-то помогли России.

О РОССИИ

Агафонов:

Не, помяните моё слово: никакие стратегии 31, никакие приморские партизаны тут ничё не сделают. имхо, единственнная надежда - внешняя агрессия. Сейчас это могут быть или Штаты, или Китай - или мусульмане, если всем скопом, что вряд ли. Китай хуже Штатов, невзирая ни на какие викиликс. Но и Штатам поди стрёмно будет, пока страна такая огромная. Поэтому всё будет, когда тут всё совсем сгниёт и начнёт разваливаться на кусочки. Бог даст, доживу, а то дети доживут... может быть. http://alterfrendlenta.livejournal.com/180609.html

О ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Агафонов :

че хотел сказать

конечно, нельзя не выразить удовлетворения фактом, что 65 лет назад благоверному стратилату атаульфу мюнхенскому окончательно навешали люлей. Но, увы, это приятное событие было перечеркнуто другим, оказавшим на послевоенную картину мира самое чудовищное воздействие: подъем над рейхстагом именно красной тряпки. Последовавшая за этим экспансия совка во все щёлки всего мира прямо детерминировала почти все ныне существующие конфликты, кроме, разве, войны туту с хутси... тутси с хуту... ну вы поняли - и повлекла появление наиболее злонамеренных режимов (прямо - Ким Ир Сена, Энвера Ходжы и др., косвенно - полпота, ну и т.п.), сделав, соответственно, всех наших дедов-победителей соучастниками (а то и соисполнителями) преступлений. Праздновать день победы, увы, - то же, что праздновать день рождения таракана.

почему союзники струхнули двинуться дальше на восток и освободить Россию от красных? Почему они прогнулись под Молотова и приняли его условия по необсуждению в Нюрнберге финской кампании, пакта с Риббентропом и оккупации Балтии? Зачем сдавали дипийцев?

Безусловно, вот этой своей половинчатостью буржуи сами подписали себе всю маету - от распила Германии до войны во Вьетнаме, Афгане и даже арабо-израильского конфликта (не забудем, что Израиль - это был сталинский проект, экстерриториальный Благовещенск, а когда евреи не стали стелиться под совок, мы затеяли башлять и обучать арабов).

ни разу не сочувствуя фашикам, уверен, что их победа в советско-нацистской принесла бы миру меньше горя. А уж победа над ними с последующим поднятием звездно-полосатого, конфедеративного, да любого серобуромалинового, кроме только красного - знамени над рейхстагом + последующий освободительный бросок на восток вообще сделал бы из этого мира конфетку. И все базары, мол, зато тебя бы (меня бы) на свете не было - из серии - миру провалиться, или мне чая не пить. Я люблю себя и родителей своих, но я трезво оцениваю нашу себестоимость сравнительно с теми миллионами ни в чем не виноватых жертв победы совка во всем мире.

Так что увы. День победы, к сожалению, - не тех не над теми, как надо бы. Вспоминать нечего, кроме упущенных шансов. http://alterfrendlenta.livejournal.com/118548.html

ВОСХИЩЕНИЕ ТЕРРОРИСТОМ САЛМАНОМ РАДУЕВЫМ, ЗАХВАТИВШИМ РОДДОМ

Высказывание Агафонова из ЖЖ: В ночь на 19 января 1996 года Салман Бетырович Радуев успешно завершил Кизлярско-Первомайскую операцию по наведению конституционного порядка в РФ. После блестящего двухнедельного блицкрига, в условиях тотального превосходства противника в численности и вооружении, комбатантами Радуева были уничтожены несколько десятков ментов, а также несколько вертолетов и БТРов, после чего, дипломатическим путем добившись освобождения своих захваченных соратников, Салман с победой вернулся к жене и детям.

Радуев, конечно, удивительный чел был. Изо всех героев Ичкерии - самый-самый. Семижды, кажется, убитый, трансгуманоид, контактер с убитым же Дудаевым - про него бы мифы создавать, как про барона Унгерна - очень жаль, что его почти уже забыли, даже фоток нормальных (например - предпоследнего периода, когда у него совсем крышу снесло и он ходил с простыней на голове) в интернетах почти не осталось. В начале 2000-х я носился с идеей сделать из него и из Армии Генерала Дудаева icons как из чегевары и из РАФа соответственно сделали, благо он легко логотипизировался тоже, а от АГД можно было сделать производную Dudaeff armee fraktion, но не нашел соработников, а один не потянул, ессно. http://alterfrendlenta.livejournal.com/2010/01/18/

Салман Радуев. Руководил захватом Кизлярского родильного дома и больницы, неоднократно брал на себя ответственность за совершенные на территории России теракты и выступал с угрозами в адрес России. Радуеву предъявлены обвинения по 18 статьям УК РФ , в том числе в терроризме, убийстве с особой жестокостью, организации незаконных вооруженных формирований, похищении людей, захвате заложников, бандитизме.

ХАЙ ЖИВЕ БАТЬКО БАНДЕРА!

Агафонов:

Можно только приветствовать последнее решение Виктора Андреевича - и особенно с той т.з., что он не встроил его в предвыборный пиар. а дотерпел до момента, когда другой бы ушел в запой или набил бы карманы гривнами и постарался бы исчезнуть. Ющенко хорошо начал и достойно заканчивает, за это можно ему простить косяки посредине президентства. Хотя и от них осадочек остался все же, да. http://alterfrendlenta.livejournal.com/78297.html

Агафонов :

- я решил выкидывать освященные скорлупки в помойку общей юрисдикции. Видит Бог, я не хотел этого: сами мы не ходили никаких куличей и пасх святить, вербочек там и прочего, и всяко я просил и умолял родных и знакомых не снабжать меня всяким благочестивым мусором. Мне опять сказали, что я Лишаю Детей Праздника (хотя на мой вкус я лишаю их мишуры, которая уже вполне готова заслонить любой праздник) и надавали всего этого добра в промышленных масштабах. http://alterfrendlenta.livejournal.com/2010/04/05/

ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО

Высказывание Агафонова из ЖЖ :

- Возмутительнейшая сегрегация женщин в Церкви по физиологическому признаку должна уйти. Для меня она - позорнее всех пресмыкательств перед начальством, водочно-табачных и даже голубых скандалов, потому что то - эксцессы, часто раздутые врагами, а тут - тупая сексистская политика на грани догмата "ах-ах, священник имярек пускает женщин в алтарь! миссия, апостасия, обновленчество, конец света" http://alterfrendlenta.livejournal.com/155209.html

Комментарии:

Рукополагать когда начнем?

Агафонов:

- На усмотрение священноначалия. Но я не против. По крайней мере, я никогда не слышал ни одного убедительного аргумента против этого. Чистая архаика, в доисторические времена это было обусловлено социальными причинами, теперь ничем уже не обусловлено. Концепция богоизбранного гендера (типа Христос был мужчиной, поэтому...) - имхо, стыдная чушь. Давайте тогда рукополагать только евреев, детей плотников. Если найдём хоть одного такого. И распинать по достижении 33-х.

Ветхозаветные заповеди, не нашедшие поддержки в Новом Завете, благополучно забыты Церковью. Мы же не соблюдаем кошрут, не побиваем никого камнями, многие хозяйственные и правовые отношения, строго регламентированные Богом для др. Израиля нас не касаются. Думаю, что и ограничения на участие женщин в священнослужении должны быть также подвергнуты забвению, если вернуться к сабжу. Хотя бы - к личному священнослужению, не священству, а приступлению к Таинству.

В ЗАЩИТУ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА

Агафонов:

- Всё-таки абсолютно неясен мне смысл библейских запретов на ЛГБТ. И на онанизм, кстати, тоже. Кто не возьмётся объяснять - чушь какая-то выходит. Неужели вопрос, как можно, а как нельзя удовлетворять половую потребность относится к апофатическому богословию, как Догмат о Троице, которого тоже умом не понять, а можно только верить? Странное соседство, право слово... http://alterfrendlenta.livejournal.com/162839.html

- Ну не знаю. У человека - много механизмов разных. И не по назначению можно использовать многое. Но такое нецелевое использование явно неодинаково оценивается. Запрет на многоспание (нецелевое использование механизма релаксации) - удел монашествующих. Запреты на услаждение очес и т.п. - оттуда же. Запрет на объядение (нецелевое использование чувства вкуса) - довольно формален, хотя вроде входит в число смертных грехов. И ни про что не сказано, что надо камнями кидаться, как только про нецелевое использование гениталий. Странно мне это, откуда такое пристальное внимание к этой сфере у Бога, да.

Мало того, что какие-то крайне неочевидные логические ходы и игра слов типа Любовь дана человеку, чтобы рождать, чтобы перерождаться, где рождение как бы имеется ввиду в физиологическом смысле слова, рождение ребёнка, тогда как перерождение - явно в духовном смысле и т.п., половина вообще непонятно про что, а главное - на практике не понятно, что это значит. давайте разберём этот абзац.

1. В природе человека заложено стремление к общению с другими. Это существенно и для общности полов. То есть, гетеросексуальность есть реализация стремления к общению с другими? Хорошо. Но общение м&м и ж&ж никем не осуждается. Если мы проводим параллели, почему тогда осуждается однополая любовь?

2. Свойство настоящей любви - рождать (т.е. гомосексуализм - грех против заповеди о наполнении земли). Это довольно спорный тезис, любовь есть разная, дружеская, братская, родительская, вселенская и платоническая и т.п. - она не ведёт к деторождению. Есть бесплодные супружеские пары - надо быть иудеем, не читавшим Евангелие, чтобы считать это чем-то предосудительным. Что препятствует включению г/с в перечень форм любви, не влекущих рождение? Ниже там прямо спрашивается. Может ли бесплодная любовь быть истинной любовью?

3. Тут всё вовсе ноу комментс. Почему именно так? Ничего не понятно. То есть текст имеет вид аргументации, а на самом деле - декларации, стоящие на двух китах: Бог не велит (это я знаю - но почему Он не велит - вот что интересно) и хрестоматийное "если начальник неправ, см.п.1". http://alterfrendlenta.livejournal.com/162839.html

Я СЕБЯ С МУЖЧИНАМИ МАЛО ИДЕНТИФИЦИРУЮ

Агафонов

- Я всегда твердо стоял на позициях Валерии Соланас. Мужчина - это какая-то отвратительная насмешка природы, подлежащая уничтожению. Убить мужчину - это сделать ему подарок. Всегда страшно завидывал дамам - они-то наоборот совсем

Я вот раньше думал, что гендера нет, есть только социальный пол. Типа положено: мальчика в голубенькое, девочку в розовое, тому пистолет - той куклу, так и вырастают. И что если воспитывать девочку как мальчика - получится мальчик, а если выдумать третью, четвертую и т.п. парадигмы воспитания - то получится все-что-захочешь. И когда мои дети еще из пеленок, безо всяких моих побуждений, ровно разобрали - мальчики машинки, а девочка - кукол - я понял, что все плохо. То есть, мальчиковые мозги от рождения заточены под машинки, воспитание не при чем (хотя воспитать геев можно, наряжая мальчиков в платья. а девочек - в тянутые треники). Но ведь машинки появились позже мальчиков? Значит они появились именно потому, что мужчины доминируют. То есть, в женском мире все было бы принципиально иначе, а третьих и четвертых миров быть не может, потому что есть только м и ж.

То есть то, что мир такой дурацкий (имею в виду социальные отношения и вообще цивилизации) - вина мужчин. Я, впрочем, не слишком парюсь - я себя с ними мало идентифицирую и комплекса вины нет, скорее вот - см корневой пост). http://alterfrendlenta.livejournal.com/80036.html

ВРАГИ РОССИИ БОЯТСЯ ДВИЖЕНИЯ «НАРОДНЫЙ СОБОР»

Агафонов: не бойся, любимый журнал, это я не про тебя, это я про поганую тусовку народный собор.

как я понимаю, их костяк - люди, выгнанные за пьянку и, кажется, аморалку из РНЕ. Хм. Ладно аморалка - но как надо пить, чтоб Пектровича напрячь - этого я себе представить затрудняюсь. Ну, может, правда, это злые языки насочиняли. Хрен с ними.

Но в чем им не откажешь - это в... ммм... пи-аристости. PRасы, чесслово. Как это делается?

Спросите, что думает Церковь о ЮЮ? Вам скажут - Церковь против, Церковь науськивает неграмотных баб(ок) на юридические конференции, Церковь распространяет идиотские листовки и несет репутационные потери.

Спросите: какое отношение РПЦ имело к самодуровскому процессу (комментарий : Напомним, эти люди рубили иконы)? Скажут: инициировала, продвигала, требовала максимального приговора, приговор - торжество поповщины итп.

А ведь все это неправда. И антиЮЮ и суд этот идиотский замутила ранее мало кому известная карликовая фа-тусня народный собор.

Все считают, что именно Она стоит за всем этим. Даже те, кого это напрямую коснулось, кому стоило бы как следует разобраться. Зыков и Воронова, Ерофеев и Самодуров и все-все-все - фактически не различают позиции РПЦ и НС. И в этом, конечно, их серьезнейшая победа - и серьезное поражение Церкви. http://alterfrendlenta.livejournal.com/143154.html

О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Данная статья представляет собой поддержку ювенальных технологий, имеет цель опровергнуть мнение известных православных деятелей в этой области и носит явно заказной характер. Что, в общем-то не удивительно: Михаил Агафонов по его личным высказываниям в ЖЖ (виртуальном личном дневнике), хорошо знаком с рядом людей, лоббирующих ювенальную систему. Среди его знакомых Б.Альтшулер (Право ребенка), Елена Воронова (ювенальный судья г. Ростов-на-Дону), Олег Зыков и другие.

Причем сторонники и лоббисты ювенальной юстиции, зная приближенность Агафонова к Владыке Пантелеймону (Шатову) явно пытаются выдать его точку зрения за общецерковную по этому вопросу. На сайте Милосердие.ru, который является рупором Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и в журнале «Нескучный сад» постоянно публикуются материалы в защиту ювенальной юстиции, не смотря на то, что это идёт в разрез с официальной позицией Русской Православной Церкви. В церковной среде формируется мнение, что Владыка вразрез линии Церкви благословляет ювенальную юстицию.

Во всех статьях Агафонова по ювенальной тематике четко прослеживается идея, что это нужная России система. Агафонов, ничуть не стесняясь в выражениях в ЖЖ, оскорбительно и уничижительно отзывается о православных людях, которые пытаются этому явлению противостоять. При этом, прекрасно зная, что Святейший Патриарх Кирилл, представители других российских традиционных конфессий и абсолютное большинство пастырей нашей Церкви считает недопустимым вмешательство государства в частную жизнь семьи. Именно эту цель и ставит система ювенальной юстиции.

Высказывание Агафонова по поводу антиювенальной борьбы православного народа России:

В России идет борьба дураков с полезным начинанием. http://alterfrendlenta.livejournal.com/2010/02/02/

Напомним, что для Агафонова «все полезные начинания» - это те начинания, которые ведут к развалу России.

Агафонов:

И вот смотрите, что происходит: всей мощью народного гнева, с привлечением тяжеловесов типа о. Вс.Чаплина (и даже Патриарха подставили) все воюют с ЮЮ.

Из этого текста видно, что ему плевать на волю Святейшего.

Агафонов: Большая часть из выступавших на Манежке - это несовершеннолетние. 17 декабря был заключен под стражу 14-летний Илья Кубраков, которого обвиняют в разжигании розни, убийстве и иных деяниях. Он сейчас выступает в этом деле чуть ли не главным идеологом. Действительно, где же она, ювенальная юстиция?

А спросите об этом, отец Андрей (автор: Кураев), о. Всеволода Чаплина, который продвигает антиЮЮ на высшем церковном уровне, несёт ответственность за идиотские резолюции ВРНС (думаю, что и за просьбы Святейшего к ЕдРу не вводить ЮЮ), за легитимизацию, антиЮЮ-шабашей на Болотке и персонально Шишовой, Медведевой и прочих, кого я Вас спрашивать не посылаю, потому что они с Вами не разговаривают. Вы же с ним видетесь, наверное - спросите. http://alterfrendlenta.livejournal.com/183630.html

ВЫВОДЫ

Православную общественность весьма удивила позиция владыки Пантелеимона, который мог воспрепятствовать принятию опасного закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но не сделал этого, а ограничился только сетованиями, что с окончательной версией принятого закона его Министерство не ознакомило. Причем, сделал это, когда ничего уже невозможно было изменить, - после принятия закона обеими палатами парламента. Мы понимаем, что любой архиерей - человек чрезвычайно занятый, особенно если он одновременно возглавляет Синодальный отдел. Но для работы у него есть помощники. Однако если у Владыки такие помощники, то удивляться результатам не приходится.

Фактически епископ Пантелеимон, занимающий высокое положение в Русской Православной Церкви, пригрел на своей груди змею, готовую укусить не только Путина, но и все государство Российское. Хочется надеяться, что это произошло по недоразумению или по незнанию. Но тогда, хочется надеяться, после прочтения этого материала Владыка выгонит поганой метлой этого проходимца - Михаила Агафонова, который позорит не только Владыку, но и всю нашу Церковь, чиновником которой он состоит.

Николай Бондаренко , первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», председатель Межрегионального Общественного Движения в поддержку православных образовательных и социальных инициатив «ПЧЕЛКИ»

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 85

Комментарии

84. Екатерина Домбровская : Ответ на 83., С. Швецов:
2012-01-12 в 18:11

Вы так до личности человечества договоритесь.


А про Адама забыли?

Ну как же не гений я сегодня, Швецов, когда вы меня одарили такими призами и дарами - цитировать будете теперь, и пою я по-церковнославянски. Все правильно. И ошибки делаю - опечатки.
А Вы не ошибаетесь. Поете на каком вааще не знаю - может, по-англицки? Что-то отменяете. что-то разрешаете - руководите - в общем. Ну и флаг Вам в руки - руководите, пока дают...
Я всегда вам сочувствую.

83. С. Швецов : Ответ на 80., Екатерина Домбровская:
2012-01-12 в 17:40

Но например отличить афонскую традицию старчества от отечественной - даже в самых незначительных моментах - все же, надеюсь. могу.

НаГладывает? Екатерина, Вы сегодня гений. Шедевральный аскетический термин открыли! Национальная духовность - нагладывает! Класс! Буду пользоваться со ссылкой на автора.

Не знаю насчет ангелов, а личности у народов нет. Вы так до личности человечества договоритесь. И духовности национальной нет. А есть национальная духовная культура, которую некоторые путают с духовностью (мерой уподобления человека Христу). Так вот, с т.зр. культурной национальная духовная культура является несомненной ценностью. А с т.зр. религиозной - преходящей формой.

PS. Так и вижу: конец света тьмы, второе пришествие, все поют (на достолпотворенческом), и только стойкая оловянная Домбровская - по-церковнославянски. Русская духовность, понимаишь...

82. Екатерина Домбровская : Ответ на 81., С. Швецов:
2012-01-12 в 17:22

И Благочестие - уж непременно постная рожа?В Вашем случае, к сожалению, так и есть.///Надо иметь действительно чистое нутро///Критерии чистоты нутра на бочку.

Критерий небольшой чистоты - не раздражаться на оппонента и не переходить на грубости, позволяя своему раздражению (самолюбию)выходить наружу.
А если серьезно, поверните голову к вашим стеллажам, снимите с белых полок книги святых отцов - Лествицу, Авву Дорофея, прп. Исаака, св. Макария и пр. - откройте тематический указатель - и Вы обретете эти критерии в потрясающей полноте.
Относительно моей постной рожи - что сказать? Ставлю на бочку свою постную против Вашей (...) Пока все.

80. Екатерина Домбровская : Ответ на 78., С. Швецов:
2012-01-12 в 16:41

"Русская духовность". А румынская есть? Чем отличается? В себе, говорите, носите? Почему-то вспомнился старый ужастик. "Чужой" называется.

Я не говорила, что в себе ношу. Я сказала носят или носим.
Русская духовность несомненно есть - есть особенности русской святости - национальные особенности народа - почва, среда, "сигнальная наследственность", "кормящий ландшафт" - все это нагладывает некий своеобразный отпечаток личности. Есть личность одного человека. есть личность другого.... Есть личность одного народа. личность другого... Есть Ангелы каждого народа, наконец. В отношении румынской святости - вот тут мало что могу сказать, хотя очень чту румынских некоторых известных мне старцев и церковных авторов. Но например отличить афонскую традицию старчества от отечественной - даже в самых незначительных моментах - все же, надеюсь. могу.

79. Екатерина Домбровская : Ответ на 76., С. Швецов:
2012-01-12 в 16:12

неблагочестивое поведение греков в алтаре. А когда им на это намекнули, греки ответили: мы приняли христианство на тысячу лет раньше вас, и уже знаем, что Бога постной рожей не надуть.

Из огня да в полымя? Или хамство или постная рожа? И Благочестие - уж непременно постная рожа? Да и зачем обманывать Господа? Надо иметь действительно чистое нутро. Но с чистым нутром в алтаре дрянью заниматься не будешь. Есть еще и Страх Божий, который Чист и пребывает в век века.

78. С. Швецов : Ответ на 77., Екатерина Домбровская:
2012-01-12 в 15:51

Речь идет о традиции русской духовности. Кто внутри ее - тот ее понимает, чувствует, несет в себе.

Ну вот и еще одна бездуховная фишка. "Русская духовность". А румынская есть? Чем отличается? В себе, говорите, носите? Почему-то вспомнился старый ужастик. "Чужой" называется.

77. Екатерина Домбровская : Ответ на 75., С. Швецов:
2012-01-12 в 14:07

Ну, что могу сказать Вам на это? мудрите, опять казуистикой занимаетесь... А иначе нельзя? Речь идет о традиции русской духовности. Кто внутри ее - тот ее понимает, чувствует, несет в себе. А кто ее перелопатил на манер определенной московской интеллигенции - на ее вкус - тот с этим вкусом и останется. Если к чистой воде подмешать хоть каплю чернил, она перестанет быть водой, а станет разбавленными чернилами.

76. С. Швецов : Ответ на 74., Радий:
2012-01-12 в 13:38

А другие будут и в алтаре неприлично?

Непрестанно поминаемый на этом ресурсе о.Георгий Митрофанов однажды рассказал, как ему в составе русской делегации довелось поучаствовать в греческой литургии. Больше всего, говорит, нас, русских, поразило совершенно неблагочестивое поведение греков в алтаре. А когда им на это намекнули, греки ответили: мы приняли христианство на тысячу лет раньше вас, и уже знаем, что Бога постной рожей не надуть.

75. С. Швецов : Ответ на 73., Екатерина Домбровская:
2012-01-12 в 11:20

Вы совсем не имеете духовного вкуса

Как бы Вам попроще...
То, что Вы называете духовным вкусом, начинается с осознания того, что выражение "духовный вкус" является бездуховным.

74. дезинфектор : Ответ на 70., Екатерина Домбровская:
2012-01-10 в 19:58

По сравнению с нынешней... которая пришла и вне сравнений с ними - его нельзя сравнивать! - он был русским архиереем. Великого достоинства и силы.


Один старый священник говорит, что теперешние пожилые архиереи еще будут со слезами вспоминаться. Они в алтаре себя прилично ведут. Так и сказал. А другие будут и в алтаре неприлично?

73. Екатерина Домбровская : Ответ на 72., С. Швецов:
2012-01-10 в 17:46

Да. В детстве водка слаще. А сахар крепче.


Мило шутите. Но отвечать шуткой не буду. Мне очень жаль и не только Вас, что Вы совсем не имеете духовного вкуса. И не умеете различать духовную школу Николы в Кузнецах и скажем, школу протоиерея Александра Воскресенского (Иоанн Воин) и Патриарха Пимена, не говоря уже о корнях.

Тут ничего не попишешь. Нутрилак или симилак кушали вместо маминого молока.

71. Леонид Болотин : Всегда сердечно поминаю Владыку Питирима
2012-01-05 в 02:31

Да, Архипастырь мощный был и глубоко русский по духу. И хотя я из опубликованных записей чьих-то бесед с Владыкой уже после смерти Его узнал, что Он не очень одобрительно относился к моему Патрону - Владыке Иоанну (Снычеву), это никак не изменило моего памятного отношения к Волоколамскому Владыке... Так и рядом и поминаю в записках Их обоих. ГОСПОДЬ САМ управит...

70. Екатерина Домбровская : Ответ на 69., Леонид Болотин:
2012-01-05 в 01:25

А сколько грязи в свое время вылили на Владыку Питирима и его издательский отдел?! Сейчас он вспоминается Ангельской обителью по сравнению с нынешними Авгиевыми конюшнями инфорамционных структур МП.


Низкий и не один поклон Вам за память о Владыке Питириме - он был совершенно сокровенный человек, дивный Русский митрополит, самобытный, живой, огненной веры, последние годы святились его руки, когда он служил.По сравнению с нынешней... которая пришла и вне сравнений с ними - его нельзя сравнивать! - он был русским архиереем. Великого достоинства и силы.
Благодарю Вас от всего сердца...А Как он служил уже в последние годы в Иосифо-Волоцком?! Не так, как в Москве: как трогательно он любил и даже бывал так же трогательно отечески суров с Терявскими бабками. был прозорлив, но скрывал. Ох, какое у нас прошлое... И какое настоящее...

69. Леонид Болотин : Еще один библейский мерзавец
2012-01-04 в 21:14

Еще одни библейский мерзавец в структурах Патриархата. Складывается впечатление, что для официальных или официозных православных СМИ последние десять лет специально таких стали отбирать. Явным образом начали с С.Чапнина... И пошло-поехало. Страница Агафонова из ЖЖ удалена, вроде бы как и - концы в воду. Но на самом деле всё останется по-новому... А сколько грязи в свое время вылили на Владыку Питирима и его издательский отдел?! Сейчас он вспоминается Ангельской обителью по сравнению с нынешними Авгиевыми конюшнями инфорамционных структур МП. С почтением отношусь к Владыке Пантелеимону, знал Его как глубокой Веры Православного Священника еще в конце восьмидесятых годов, даже пару раз бывал у Него дома. И лично я сомневаюсь, что Он специально привлек к сотрудничеству этого мерзавца, но, видимо, как организатор, церковный организатор Владыка оказался не на высоте. В людях надо уметь разбираться... Особенно, когда на роже мерзавца написано, что он мерзавец. Что же Ты за Поп или Архиерей, если языка физиогномики не понимаешь?!

68. Анатолий Пронин : Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты.
2011-12-28 в 18:56

Я лично не знаком с владыкой Пантелеимоном и ничего не могу о нем сказать ни плохого ни хорошего. Но есть народная мудрость, которая гласит: "Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты". А покровительство - это тоже род дружбы.

67. С. Швецов : Ответ на 66., Ева:
2011-12-27 в 18:36

По-хорошему можно задуматься, если не путать небо с пальцем, на него указывающим. Вы, надеюсь, поняли, что в прошлом письме я вовсе не свои взгляды обрисовал? Если да, то не думаю, что стоит требовать от меня их апологии.

66. Ева : Ответ на 65., С. Швецов:
2011-12-27 в 14:24

там узнаете, что и чаепитие с христианством не совместимо.

:)))??? Да...!! Какой ужас!
Обязательно поинтересуюсь!

А Вы не находите, что прослушивание, скажем, классической музыки без слов является голым эстетским кайфованием, не содержащим в себе пищи ни для души, ни для ума, а только возбуждающим барабанные перепонки?

Я бы не стало так уничижать прослушивание классической музыки только до возбуждения барабанных перепонок,хотя не скрою,что испытываю прежде всего эстетский кайф от прослушивания...Кстати,когда обращалась к Вам, хотела ниписать о том,что Кинчев ужасно неэстетичен,даже неряшлив,и давит на мои барабанные перепонки:)
Что касается эстетского кайфа...То насколько мне кажется - эстетство - это тоже своего рода душевная способность чувствовать и реагировать на красоту.
Что в этом плохого, если задуматься по хорошему?

65. С. Швецов : Ответ на 64., Ева:
2011-12-27 в 13:08

Какая-то у Вас хромая логика...

А Вы не находите, что прослушивание, скажем, классической музыки без слов является голым эстетским кайфованием, не содержащим в себе пищи ни для души, ни для ума, а только возбуждающим барабанные перепонки? Чем тонкое возбуждение лучше грубого? Да ни чем. Ни то, ни другое не совместимо со строгим православным аскетизмом, контролем над помыслами и серьезным духовным деланием, предписанным каждому христианину?

А лучше всего, найдите библию ревнительства "Основы искусства святости" еп.Варнавы (Беляева), там узнаете, что и чаепитие с христианством не совместимо.

Cветлана : Re: Зачем епископ Пантелеимон (Шатов) покровительствует человеку, желающему смерти Путина?
2011-12-26 в 19:10

Спасибо Николаю Бондаренко и за «вскрытие гнойника».

Михаил Агафонов занимает должность руководителя сектора по работе с обращениями граждан Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, т.е. находится в прямом подчинении епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова).

Тысячи писем с просьбой не пропустить в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан» ювенальные технологии, против которых предостерегал Межрелигиозный Совет, Патриарх, о В. Чаплин и подавляющее большинство православных верующих (и другие наиважнейшие «нововведения» как суррогатное материнство на коммерческой основе, детское посмертное донорство, эвтаназию, отмену запрета на клонирование и др.) могли просто не дойти до адресатов.
Хочется верить, что поэтому Владыко Пантелеимон «так» отреагировал на принятие закона в третьем чтении, что «его не информировали», (хотя некоторые факты, к сожалению, горят об обратном).
Но будем надеется на лучшее и подведем некий итог: по – материалам сайта, где М. Агафонов свободно высказывает свои мысли вырисовывается «неприглядная картина».
Присутствие этого человека в Церкви Христовой ложится «пятном» на Нее, искушая немощных.
По поводу отношений к согрешившему есть некое церковное правило, где сначала призывают поговорить «один на один» с этим человеком, потом призывают свидетеля, потом Церковь. Если и Церковь не послушает, да будет извержен из Нее. Ап Павел призывает верующих не общаться с такими развратителями.

А что касается ответственного общественного служения М. Агафонова – доносить прошения от лица народа до иерархов, то тут мы можем вынести общественное недоверие Агафонову с просьбой отстранения его от занимаемой должности.
А так же обратиться с просьбой к руководству об этом ходатайстве этого прошения на основании общественного обсуждения.

По Вашему мнению, перевод молитв и Св. Пиания на русский язык есть дело модернистское, правильно я понял? Но вот на нашей , которую трудно заподозрить в каком-то модернизме, переводят: (в конце статьи о гонениях на архим. Ефрема есть перевод молитвы по соглашению на русский язык). Может не стоит уж впадать в крайности по этому вопросу? ЦСЯ является богослужебным языком нашей церкви и её украшением. Но есть определенные проблемы с его пониманием у достаточно значительной части православных христиан, особенно новоначальных. И нет ничего страшного в том, если будет какое-то подспорье для лучшего понимания ЦСЯ в виде брошюрок, листовок, которые почему-то критикуются на "Благодатном огне".
Идея с чтением Страстных Евангелей во время богослужения на русском языке мне тоже не понравилась. Но всё-таки заботиться о понятности и доступности смысла нашего богослужения тоже как-то надо.
В общем проблема определенная есть, но не надо её особо раздувать (я имею в виду и сторонников русификации) и вести бесконечные холивары.

41. В.М. : О чем умолчал путинист Н. Бондаренко
2011-12-25 в 07:24

Г-н Бондаренко, а ювенальная юстиция, что, прокралась к нам тайком через потайную дверь?
Кто ДОБРОВОЛЬНО, по велению сердца, подписал обязательства по обеспечению прав извращенцев перед ПАСЕ содомской Европы то же не знаете?
А кто стал раздавать звезды героев РФии чеченским бандитам и выдавать русских воинов в Чечню на расправу, так же запамятовали?
Кому нужна реформа РПЦ в бесконечной череде прочих "реформ", разумеется, Вы ни сном, ни духом.
Будем обличать стрелочников и кочегаров, а путинский путь - это святое. Дела делаются молча и говорят сами за себя.
Потому-то агафоновы молотят своими погаными языками столь нагло и безбоязнено.
Излишний пар народного возмущения - в свисток. Это ваша работа на путинском фронте.

Да зачем ему (С.Бригадиру) общаться? Он сам ничего не понимает, хотя в церкви уж лет 20, а то и больше.

Как христианину относиться к трудностям, как не забыть о других, когда у самого проблема за проблемой? Заученные формулы перестают работать, когда лишения касаются непосредственно тебя.
Мы попросили главу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова) прокомментировать складывающуюся в связи с экономическими потрясениями ситуацию и посоветовать, как христианину воспринимать происходящее и как не забыть о милосердии.

Владыка, как разрастающийся экономический кризис влияет на людей, которых Вы знаете, на Ваших сотрудников, прихожан, знакомых? Что волнует людей, как они реагируют на происходящее, и что Вы им советуете?
- Есть люди, которые при возникновении трудностей начинают бояться, переживать, спрашивают, что же делать. Часть наших благотворителей сейчас очень сильно сократили свои пожертвования. Сотрудники переживают и волнуются, потому что, если так дальше пойдет, придется закрывать какие-то наши проекты. Например, мы думаем уже о том, чтобы отказаться от открытия детского дома для детей-инвалидов, хотя готовились к этому событию давно. Думаем о том, что еще нам придется сократить. Даже деньги на зарплату уже в феврале могут закончиться. Есть о чем волноваться.

Но есть люди, которые радуются кризису и говорят: «Теперь начинается настоящая жизнь!» Жизнь героическая, которая потребует от нас новых решений, потребует пересмотреть все наши проекты, подумать, где можно сэкономить на чем-то, что-то переработать, где еще искать деньги на то, что уже существует. Такие люди говорят: пришло время, когда нужно думать не только о себе.
И они счастливы! От них можно услышать, что кризисы полезны, потому что, если б их не было, мы бы очень быстро превратились в мещан, благополучных, привыкших к комфорту, привязанных к благам этого мира. А трудные времена помогают понять, что жизнь временна и привязываться ни к чему земному не надо. Привязываться нужно не к обеспеченности, не к комфорту, а к Христовой нищете, и в этой нищете есть красота и свобода. И когда человек что-то теряет в материальном плане, он приобретает свободу.

Есть ли какой-то общий «рецепт», как выжить самому и при этом не забыть о ближнем, не забыть, когда самому непросто и, казалось бы, не до чужих бед?
- Есть замечательный рецепт - он, правда, достаточно длинный - это Евангелие.
Мне кажется, кризис - это время выявления того зла, которое всегда присутствует в мире, но как-то нас не касается. В Африке люди умирают от голода, на Украине - гибнут в гражданской войне, в больницах в Москве огромное количество людей страдает от онкологических заболеваний, у бедных мам нет денег, чтобы вылечить своих больных детей, все время случаются какие-то катастрофы. Зло в мире неизбывно, просто мы живем зачастую в таких условиях, когда оказываемся непричастными к страданиям. Но это ложное ощущение. Зло просто скрыто. И оно присутствует в мире не только в виде страданий, а в виде наших страстей, грехов, отсутствия любви…
Поэтому кризис - это выявление того, что в мире всегда есть, просто зачастую не касается нас непосредственно. А когда касается, мы начинаем более реально смотреть на жизнь, не обольщаемся иллюзиями, пробуждаемся от дремоты, в которую нас погружают какие-то наши мечты.
И в такие трудные моменты становится понятно, каков человек. Вот идет толпа в метро, казалось бы, люди-то все одинаковые, а случись какая-то беда, они сразу делятся на трусов, мерзавцев с одной стороны, и героев - с другой.
Вся наша жизнь, вся человеческая история - это кризис, который затянулся на десятки или сотни тысяч лет! Это реальность, в которой мы живем, и трудные обстоятельства напоминают нам о ней.
Поэтому «рецепт» - следовать заповедям Христа: заповедям о любви, о молитве, заповедям блаженства; тем заповедям, которые дал еще святой Иоанн Предтеча, когда крестил людей в реке Иордан: если у тебя две одежды - поделись с тем, у кого нет ни одной, так же поступай и с едой.
К сожалению, мы в благополучных условиях забываем об этом. А вот в кризис, когда становится больше нуждающихся вокруг нас, у некоторых людей, наоборот, начинается духовный подъем: они стремятся найти нуждающихся и помочь им. И воспринимают это время как время подвига, особой духовной радости, потому что вокруг гораздо больше тех, о ком можно позаботиться, чем в благополучные времена. Кто-то нуждается в духовной поддержке, кто-то в материальной, кто-то - в работе: можно постараться создать новые рабочие места, можно стать добровольцем, которые всегда нужны.

За последние годы церковное социальное служение проделало огромный путь, ему удалось выстоять в предыдущий кризис - 2008 года. К чему Вы готовитесь и на что рассчитываете сейчас?
- На нашем постоянном попечении - попечении службы «Милосердие» - находится более 1200 человек. Это люди, о которых мы заботимся каждый день: сироты, инвалиды, пожилые люди, тяжело больные, бездомные. Им оказывают помощь около 600 наших сотрудников и порядка 1500 добровольцев. Кроме того, ежедневно мы получаем около 100 разовых просьб о помощи. Наш бюджет сократился за последние месяцы на одну треть (это уже не говоря о повышении цен). Часть из наших благотворителей сократили свои пожерт­вования, и мы опасаемся, что будет только хуже. Поэтому ситуация тяжелая. В похожей ситуации в 2008 году мы призвали людей жертвовать один процент своего дохода на дела милосердия. И сейчас мы надеемся на наших «Друзей Милосердия», надеемся, что они будут привлекать новых друзей. А декабрь 2014 года показал, что эта надежда небезосновательная: если обычно в месяц мы собираем в среднем 3 миллиона рублей, не больше, то в декабре нам пожертвовали 7 миллионов - и это рекорд. Так что мы надеемся, что появится больше людей, которые будут помогать.
А кроме того, для нас кризис - повод затянуть ремень, больше экономить, принимать более взвешенные решения при организации социальной помощи, задействовать те организационные ресурсы, которые у нас остаются в резерве.
Но главная наша надежда, конечно, на Бога. Бог нас не оставит. Мы верим в это и молимся. И в этом наше главное упование.

Православная служба «Милосердие»

Крупнейшее объединение церковных социальных проектов помощи нуждающимся. Служба лишилась значительной части финансирования и остро нуждается в вашей регулярной помощи!
Реквизиты организации:
Получатель: РОО «Милосердие»
Банк: Сбербанк России ОАО
ИНН 7706409126
КПП 770601001
р/с 40703810238110001411
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
В графе «Назначение платежа» просим указывать: «Пожертвование на сайт милосердие.ru».
О других способах пожертвований и о возможности помощи в качестве волонтера можно узнать на сайте www.miloserdie.ru

Милосердие в кризис: что важно знать

Частные жертвователи выходят на первый план

Мировая практика такова, что частные пожертвования более или менее независимы от кризисов. Многие частные жертвователи - т. н. частные доноры - отдают чаще и даже больше, чем обычно, именно в это время, понимая, что тяжело всем, и кто поможет, если не они. В России преимущественно другая концепция благотворительности: основной бюджет большинства фондов составляют деньги корпоративных доноров, т. е. компаний. А в кризис именно они и страдают. 5000 человек, жертвуя по 100 рублей в месяц, вполне могут сделать бюджет фонду, но для этого ему нужно проводить большую и серьезную работу по привлечению и удержанию постоянных частных доноров.

Можно помогать профессиональными навыками

Волонтеры востребованы всегда! Есть разные категории добровольцев. «Волонтеры-руки-ноги» для благополучателей ходят в больницы к подопечным, ездят в детские дома, дома престарелых, убираются, развлекают и т. д. «Волонтеры-руки-ноги» для фонда помогают доставить документацию, организовать мероприятие. Волонтеры-фандрайзеры ищут деньги для фонда. А волонтеры-пробоно помогают фонду своими профессиональными знаниями и умениями: это айтишники, юристы, дизайнеры, те, кто бесплатно печатают для фонда продукцию, снимают промо-ролики и т. д.

В кризис активизируются мошенники
В условиях кризиса становится больше криминала во всех сферах, благотворительность тут сильно не выделяется. О том, как распознать мошенников, пишет, например, ресурс dobro.mail.ru («Не помогайте профессиональным попрошайкам», «Как распознать ненастоящий фонд»), miloserdie.ru (статья Владимира Берхина «Как распознать мошенников в благотворительности: инструкция для граждан»).

Обратить внимание на тех, кому сложнее собрать деньги
Взрослому больному или человеку, чья операция - одна в длинном ряду, тому, для кого она - не вопрос жизни и смерти, или тому, кто нуждается в пожизненной лекарственной терапии, помогают не так охотно, как детям, нуждающимся в разовой операции.
Очень тяжело выживать системным проектам - тем, которые нацелены на помощь целой группе людей, на качественное изменение ситуации. Эти проекты непонятны. Например, мало кто даст деньги на психологические семинары для родителей детей с несовершенным остеогенезом. А между тем это для ребенка - выбор между инвалидной коляской и нормальным образом жизни. Жертвователь всегда имеет право на выбор! Но при желании помочь нелишне обладать всей полнотой информации.

– председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, духовник Православной службы помощи «Милосердие» – часто встречается с молодежью, в том числе и для бесед о браке и семье. На этих встречах поднимаются вопросы, особенно волнующие девушек и молодых людей: на каком фундаменте можно построить крепкую семью? как найти в этом мире любовь? как преодолеть одиночество? как выбрать будущего супруга? как противостоять искушениям современного общества? Об одной из таких встреч – публикуемый ниже материал. Владыка Пантелеимон сказал свое святительское слово о любви и радости, а затем ответил на вопросы присутствующих.

Общение со Христом и есть выход из безвыходной ситуации

Мы живем в такое время, когда семья разрушается. Разрушается, прежде всего, потому, что люди решили сами искать выход из тех проблем, которых сегодня так много в мире. Они повторяют ту ошибку, которую допустили в раю Адам и Ева. С ними был Бог. Они жили в Раю. Там не было зла, и Бог хотел, чтобы они стали богами по благодати. Но они послушались голоса злого духа, который соблазнил их предложением стать «как боги», вкусив запрещенный плод, нарушив заповедь Божию. Так злой дух обманом заставил первых людей самих искать путь к совершенству через плоды познания этого материального мира. Современные люди идут по тому же ложному пути Адама и Евы. Люди думают, что наука и экономика – главное для человека. Они пытаются решать проблемы, но проблемы только увеличиваются. И мы знаем, к чему в конце концов это приведет.

Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом

Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом. И если мы хотим, чтобы нашу жизнь устроил Бог, помог нам в этой жизни найти того, кто может быть нашим супругом, то мы должны обращаться за помощью к Богу.

Мы понимаем, что не каждый человек в современном мире может найти себе достойного спутника жизни. Но лучше не соединять свою жизнь с каким-то недостойным человеком, потому что иначе ваша жизнь будет еще хуже. Только Господь способен показать нам тот путь, который приведет нас к радости. Ведь мы все хотим радости и любви. А любовь возможна не только в браке.

Иисус Христос говорит о любви к людям. В Евангелии есть заповедь о любви даже к врагам. 2000 лет тому назад на Землю пришел Христос, жил с апостолами, умер на кресте, воскрес из мертвых, взошел на Небеса и остается с нами. В общении со Христом и решаются все проблемы. Это общение и есть выход из безвыходной ситуации, в которой находится человечество.

Люди, которые не знают, как решить семейные и другие проблемы в этой жизни, в общении со Христом находят все ответы. Я думаю, что если в вашей душе есть немирность, неспокойствие, безрадостность, то это не потому, что у вас нет семьи. Есть другая причина. Она, наверное, в том, что вы далеки от Бога. Вы не идете ко Христу, не хотите Его впустить в свое сердце, не хотите Его принять, соединиться с Ним в Таинствах Церкви.

Верующий человек не чувствует себя одиноким

Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни

Человек, который хочет создать семью, обычно жалуется на одиночество. В Библии сказано, когда Адам был сотворен Богом: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Но Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Люди, которые любили и знали Христа, говорили: «То, чего мне недостает, возместит общение с Господом». Господь никогда не посрамлял эти надежды. Он всегда приходил и утешал, помогал и радовал тех, кто имел в этой жизни недостаток, но молился Христу.

Сотворение Евы

Блаженная Матрона была слепой, инвалидом, но она обрела благодать Божию и счастье в этой жизни. Мученики, которые страдали за Христа, иногда даже не чувствовали своих мук. Люди, которые раздавали всё, что было у них, и потому не имели ничего, владели всем миром, когда обретали Христа. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит апостол Павел (2 Кор. 6: 10). Монахи, которые отказывались от всего, затворяли себя в тесных кельях и пещерах, даже закапывали себя в землю – получали ту радость, которую этот мир не может в себя вместить, которая не сравнима ни с какой другой радостью.

Главная проблема человечества в том, что люди мучаются из-за одиночества. Об этом вся современная литература, музыка, кино. Эту проблему рассматривают философы и журналисты. Они много пишут, рассуждают, как быть и что сделать, чтобы решить эту тяжелую проблему – избавить людей от одиночества.

Но в чем причина одиночества? Одиночество возникает именно потому, что душа не имеет общения с Богом. Какой же выход? Христиане знают, где выход. Выход состоит в обращении к Тому, Кто пришел на Землю и, не перестав быть истинным Богом, стал истинным Человеком, подобным нам, – во Христе Иисусе.

Когда Адам был в Раю, там был Бог. Но этот Бог, Который был в Раю, был не Богом воплотившимся, а Богом пребывающим. Адам каким-то образом видел Его. Но когда совершилось воплощение Бога – Бог пришел на землю и стал Человеком, – ситуация во всей Вселенной изменилась в корне.

Если не любишь Бога, как будешь любить человека?

Теперь мы не можем ссылаться на то, что у нас нет радости, на то, что мы одиноки, ведь с нами есть Христос, Который пришел на землю, мы можем иметь общение с Ним в церковных Таинствах. Вне этого общения ни один человек, ни семья, ни общество, ни всё человечество не могут иметь полноты радости. Потому что, если бы мы могли иметь радость без Христа, зачем Христу было бы становиться Человеком? Нет, альтернативных Христу источников радости и жизни не существует.

Иисус Христос дает нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Евхаристии. Он умер за нас и готов умереть за каждого из нас снова, если это было бы нужно. Иисус Христос любит нас и будет любить так, как не может любить ни один человек, как не будет любить нас никакой отец, никакая мать, никакой жених, никакая невеста, никакой муж, никакая жена.

Если сейчас, когда вы живете одни, вы не имеете общения со Христом, если вы пренебрегаете Его любовью, если вы не отвечаете ничем на эту любовь, то как вы будете жить с человеком, подобным вам? У которого есть недостатки, который не будет любить так, как любит Христос? Подумайте об этом! Именно в этом причина всех неустройств: немирности и боли в вашей жизни. Именно от этого у вас пусто в душе, именно это – причина трагедии вашего одиночества. Источник же этой трагедии – ваш свободный выбор. Только вы решаете: идти ко Христу или отвергнуть его.

«Заведу ребенка»

Ребенок – не собачка, его нельзя “завести”. Ребенку нужна семья

Кто-то пытается и так побороть одиночество: решает родить «для себя» ребенка. Женщина думает: «Заведу ребенка. Подберу его отца по анализам крови, чтобы был здоровый, с нормальной наследственностью, и рожу от него ребенка». Это эгоизм. Эти женщины думают не о ребенке, которого хотят родить, а о себе. И семья им не нужна. Но ребенок – не собачка, его нельзя «завести». Ребенку нужна семья. И как расти ребенку без отца?

Отдайте любовь тем, кто нуждается в помощи

В то же время как можно говорить об одиночестве, когда так много людей нуждаются в помощи? Как много детей, которым нужна любовь! Есть семьи, где ребенка никто не любит. Есть детские дома, есть дети-инвалиды, которых никто не собирается усыновить или удочерить, взяв себе в семью. Отдайте им эту любовь, попробуйте это сделать не в мечтах, не в своих планах, а в жизни.

Некоторые люди говорят: «У меня есть любовь в душе, но эту любовь не на кого излить. Мне нужен человек, на которого я излила бы всю свою нежность, всю любовь, чтобы я заботилась о нем, готовила то, что он любит кушать, ухаживала…» Есть сосуды и для этой любви: бездомные, дети-сироты, больные в больницах, многодетные семьи, где у мамы не хватает любви и заботы на всех детей, одинокие престарелые, люди самых разных возрастов, самых разных положений. Очень много людей, которые нуждаются в любви. У нас есть сообщество добровольцев , которые помогают людям, нуждающимся в нашей помощи и любви.

Иногда слова: «Я одинок. Я бы хотел, чтобы у меня была своя семья», – на самом деле ложь, обман, прикрытие. Мы не умеем любить, радоваться. Мы не умеем верить в Бога. Но ищем себе какую-нибудь замену всему этому. Кому-то нужен наркотик, кому-то бутылка водки, кому-то компьютерная игра, а кому-то – семья. Но семья – это не шутка. Это серьезное дело.

Брак и физиологические потребности

Есть и еще проблема, о которой нужно сказать. Человек говорит: «Мне нужно создать семью, я не могу быть один, потому что мне нужно удовлетворять физиологические потребности». Человек не может обходиться без еды и без питья. Но человек вполне может жить и быть счастливым без «этого». «Это» совершенно необязательно человеку. Когда он научился «этому», насмотрелся всякой дряни, намечтался всякой гадости, тогда он, конечно, без «этого» не может жить. Но можно привыкнуть и навоз жевать, и тогда без навоза не будет никакой жизни.

Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо “потребности”, а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим

Что же делать? Отвыкать от привычки! Если ты стал алкоголиком, то надо идти к врачу и излечиваться от алкоголизма. Если ты наркоман – есть центры, которые помогают освободиться от наркозависимости. Так же точно и от этой якобы потребности человек может и должен излечиться. В браке она будет вам только мешать. Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо «потребности», а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим: супругу и детям.

Брак – это школа любви и целомудрия . Нецеломудренный человек, вступая в брак, оказывая потворство своим страстям, часто может стать даже худшим. Ему понадобится еще что-то, чтобы как-то свои страсти удовлетворять. Но это же какое-то скотство. Человек должен жить для души, для духа, он не должен потворствовать своему телу. Это причина совершенно не убедительная для вступления в брак.

Верующий человек вступает в брак для того, чтобы создать Малую Церковь, чтобы учиться любить, чтобы служить, учиться слушаться, смиряться, нести ответственность за другого, ухаживать, заботиться о ком-то. В этом заранее надо тренироваться. Может быть, Господь не дает вам любимого человека, пока вы еще не умеете так любить, пока у вас это только в мечтах.

Давайте будем учиться этому. Создадим такие курсы. Дадим каждому из вас по подопечному, которого вы будете любить, о котором будете заботиться: кому-то – ребенка, кому-то – бомжа, кому-то – какого-нибудь больного. Я понимаю, это смешно, может быть, звучит, немножко я утрирую, но в принципе так можно поступать.

И ваши близкие нуждаются в помощи: мама, папа, бабушка, дедушка, родственники. Вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в помощи.

Живите радостно!

У нас у всех есть таланты. Кто-то может писать стихи, кто-то – играть на музыкальных инструментах или петь. Можно очень интересно жить на свете. Надо пользоваться этой возможностью – интересно жить, пока еще живем.

Надо выстроить график счастливой жизни, радостной жизни. Не нужно спешить угнаться за чем-то, не нужно спешить всё сделать. Нужно сделать жизнь радостной, такой, чтобы душа радовалась. Достичь это вам поможет Христос, Церковь. У Церкви есть опыт счастливой жизни.

Ну и один маленький практический совет: пораньше ложиться и пораньше вставать. Это важно, чтобы избежать уныния.

Утро – лучшее время для молитвы

“Душа, обновленная сном… сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, – перед лицо Отца Небесного”

Если вы одиноки, вам обязательно надо молиться. Для этого надо утром пораньше вставать. Есть такое место в Евангелии, где говорится о том, как Господь утром, «встав весьма рано», вышел и удалился в пустынное место и там молился. Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух, потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца Небесного, в сообщество ангелов и святых».

В утреннее время удобнее молиться, чем после, когда налягут на душу заботы дня. Но, к сожалению, эти слова были написаны тогда, когда ритм жизни был немножко другой. Вы, наверное, не согласитесь с этим. Вам, может быть, легче молиться вечером, чем утром. Но я по себе заметил, что утренние молитвы помню наизусть, а вечерние никак запомнить не могу: вечером голова устает. Некоторые молятся только вечером, а утром торопятся, только проснутся – и сразу по делам бегут… Но очень важно начать дела именно с молитвы. Утро – важное время для молитв.

Чтение с разбором

Нужно подумать и о том, что читать. Потому что не всё надо читать. Новости не надо читать! Не надо! Зачем погружать в это ум? Тем более что эти новости написаны людьми, которые хотят не рассказать о том, что происходит на самом деле, а сформировать наше однобокое мнение об этом событии, повернуть наши мысли в какую-то сторону. И пишут только страшное, так что кажется: уже конец всему! Зачем всё это читать? Вы и так про самое главное узнаете. Третья мировая война начнется – вам обязательно скажут, не расстраивайтесь!

Нужно читать хорошие книги , слушать хорошие книги – сейчас можно найти в интернете аудиозаписи книг. Составить реестр хороших книг и вечером что-нибудь хорошее почитать или послушать. Чтение хороших книг очень помогает стать счастливым.

Чтобы побороть одиночество, обязательно нужно что-то делать вместе: это может быть совместное служение какое-нибудь, занятия спортом, отдых, паломничества, походы… Нужно заниматься творчеством. Нужно заниматься спортом: тело должно работать. Нет времени на спорт, да просто снег покидать, когда он выпадет, подметать двор, если нет снега. Девушкам не стоит заниматься боксом, тяжелой атлетикой или в футбол играть – им подойдет тот спорт, который делает сильными и изящными.

Для мужчин – борьба, бокс, тяжела атлетика. Или в футбол погонять. Можно записаться на большой теннис, можно организовывать велопробеги…

Приходишь на Литургию грешным и нечистым, а уходишь святым

Самое главное в жизни – Литургия. Важно готовиться к Литургии, так молиться, так в ней участвовать, чтобы это было радостно – так радостно, как это было для святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Когда я не служу Литургию, я умираю». Он обличал современных ему людей в том, что они маложизненно участвуют в Евхаристии. Нужно любить Литургию, как любили ее святые.

Я себе жизни не представляю без Евхаристии. Это самый главный момент дня, самый главный момент в жизни моей. Это такая радость! Каждый раз она новая! Каждый раз по-новому ты слушаешь эти слова, повторяешь их, читаешь их. Приходишь на Литургию грешным, плохим, нехорошим, грязным, нечистым, с мыслями какими-нибудь нехорошими, а уходишь святым. Литургия очищает человека, делает в соединении со Христом другим. Христианин на Литургии воспринимает дар Духа Святого.

Основа духовной жизни – иметь духовника

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник. Как выбрать духовника? Если человек живет в тайге, где мало священников, где мало храмов, там, наверное, это сделать сложно, но в Москве так много хороших священников.

В своем приходе должен быть духовник, или это не важно? В своем приходе! И лучше всегда одному духовнику исповедоваться. Одна мама должна быть или сколько? Учитель начальных классов всегда один, учитель по английскому тоже один. Если разные учителя, то разное произношение, разные методики преподавания. Конечно же, учитель должен быть один, одна мама, один папа, одна Родина, один духовник, одна Церковь, один Бог. Батюшки бывают единодушные, но все-таки дают разные рекомендации.

Основа духовной жизни – иметь духовника, духовного руководителя, учителя.

Недавно Архиерейское совещание приняло документ об участии верных в Евхаристии . В нем сказано, как сегодня миряне должны участвовать в Литургии. Там очень часто говорится: «Это должен решить человек со своим духовником». Как часто причащаться, как поститься, какое молитвенное правило к Литургии должно быть у человека? Если нет духовника, как это решить? Духовник нужен для того, чтобы научиться хотя бы немножко слушаться.

Уметь слушаться – важное качество для семейной жизни.

После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих.

Перед тем, как идти под венец

– Какие чувства могут служить достаточным основанием для вступления в брак? Когда нет сильной любви, но есть привязанность, симпатия, уважение, это хорошее основание?

– Должны быть не только чувства, но еще и рассуждение. Сердце должно согласиться с умом. Ум должен согласиться с сердцем. Потому что неправильно говорится: «Сердцу не прикажешь», «Это сильнее меня» и подобное. Это очень опасно.

Когда ум и сердце согласуются, и родители дадут благословение, и духовник благословит, тогда через год можно думать о создании семьи

Когда ум и сердце согласуются, и родители дадут благословение, и духовник благословит, тогда через год можно думать о создании семьи. Может быть, и раньше, если духовник благословит.

– Как правильно строить отношения, чтобы влюбленность переросла в любовь?

– Я думаю, тут очень важно исполнять следующее правило: когда девушка начинает встречаться с молодым человеком и у нее возникают к нему чувства, она должна «держать ногу на тормозе». Она не должна давать этим чувствам развиваться. Потому что, пока он не предложил ей руку и сердце, она может очень ошибиться в его намерениях. Молодые люди переменчивы, разборчивы. «Рынок» невест большой, и они выбирают невесту не сразу.

Надо держать контроль над собой. В этом помогает молитва и исповедь.

Чтобы влюбленность переросла в любовь, нужны время и воля Божия. Влюбленность – это чувство, желание, которое ослепляет человека, когда человек не видит недостатков другого и руководствуется одним только сердцем. Влюбленность бывает разная. Случается, что влюбленностью называют просто тягу к человеку противоположного пола. Но это не влюбленность, это называется по-другому.

Надо постараться до вступления в брак увидеть в избраннике всё плохое, что в нем есть, чтобы понять, за кого ты выходишь замуж. Чтобы не получилось так: выходила за одного, а вышла за другого. А ведь назад дороги не будет: батюшка повенчал уже. Поэтому надо не спешить и увидеть всё трезво, реально: какой он? Когда постараешься увидеть его, тогда и может появиться любовь, которая такова, как о ней говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 4–8).

– Если нравится молодой человек, но у вас не всё так быстро получается, как хотелось бы, значит ли это, что он не твой человек, что он не предназначен тебе?

– Нет, не значит. Всякое может быть.

После того, как люди договорились, что они хотят вступить в брак, должен пройти год. И не надо ни в коем случае спешить

После того, как люди договорились, что они хотят вступить в брак, должен пройти год. И не надо ни в коем случае спешить: выбор жениха или невесты бывает раз в жизни! Очень важно не ошибиться!

– Правда ли, что у каждого человека есть свой суженый или суженая, то есть Богом предуготованный человек?

– У каждого есть Ангел-Хранитель – это точно. Для каждого, мне кажется, у Бога приготовлен духовник. Это я тоже могу свидетельствовать. А вот о суженом…

– Может ли Господь изменить Свой план о человеке?

– Вы помните историю о пророке Ионе и Ниневии (Ион. 1)? Пророк Иона был послан в город Ниневию, чтобы сказать жителям, что через три дня город будет разрушен за их грехи. И пророк не хотел пойти туда, потому что знал: Бог человеколюбив и может изменить Свой план. А если он предскажет то, что не исполнится, какой же он пророк? И Иона хотел убежать от Бога, но Господь так устроил, что он оказался в этом городе и сказал его жителям: «Ваш город будет разрушен». Они стали каяться, плакать, просить прощения у Бога. Господь их помиловал. Иона так расстроился! Ушел из этого города, сел под каким-то растением с большими листьями – и сидел там в унынии от того, что не исполнилось его пророчество. Тогда Господь послал червей, они съели это растение, и Иону стало палить солнце. Он еще больше опечалился. И Господь сказал ему: «Ты печалишься, что растение завяло? А ведь в этом городе столько детей, которые еще не выросли выше стремени коня, что же, Мне их не жалко разве? Если они покаялись – Я их должен простить».

Господь меняет Свои планы. Был план в отношении нашей Родины, что она будет предана католичеству за плохую жизнь людей, а цари у нас будут иноземцами. Но Господь внял молитвам Божией Матери и всех святых, изменилось Смутное время, Москва была освобождена от поляков, на русский трон был возведен царь Михаил, а на Патриарший престол – его отец. В русской истории наступило замечательное время.

Бог может менять Свои планы и относительно нас. Даже если для девушки не готов «суженый», но она готова к браку, Господь Иисус Христос увидит, что вот замечательная девушка – будущая многодетная мать, которая сможет воспитать святых детей – подчеркну: святых детей , – тогда Он создаст для нее мужа «из ничего», потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму.

А может быть и наоборот: для девушки уже готов «суженый», но она начинает себя вести безобразно: перестает в храм ходить, не причащается, живет без духовника, посты не соблюдает, смотрит всякую гадость, сидит всю ночь в интернете вместо того, чтобы помолиться Богу. И вот этот «суженый» находит себе другую. Или умер: у него разрыв сердца, под трамвай попал… План изменился. Господь может так строго наказать. Страшно? Простите меня. Поэтому старайтесь вести себя правильно.

– Как следует вести себя православной девушке, чтобы показать свою заинтересованность в понравившемся ей молодом человеке?

– Если человек православный, то нужно пойти к его духовнику. Если у него нет духовника – лучше с ним не общаться. Если есть духовник, можно поговорить с его духовником и сказать: «Так, мол, и так, мне нравится этот человек». Если духовник увидит, что вы хорошая девушка, он подскажет, намекнет молодому человеку – знаете, как может намекнуть только духовник. Он же тоже думает о своем чаде, о том, как устроить его жизнь.

– Если я до сих пор не научилась выбирать, как этому научиться?

– Надо молиться и спрашивать совета у духовника. Духовник подскажет, как выбирать. Я повторюсь: сердце и ум должны быть в согласии. Нужно выбрать хорошего человека. Он должен быть добрый, отзывчивый, смиренный, тихий, кроткий, мужественный, радостный… Я рисую идеальный образ? Нужно стремиться к тому, чтобы эти качества присутствовали. Чтобы не был пьяница или наркоман, чтобы не дрался. И чтобы не сидел всё время в интернете. И чтобы он был целомудренный – это тоже важно.

Можно ли молиться о супружестве?

– Когда прошу у Бога мужа, мне всегда почему-то становится стыдно, что я такая грешная и недостойная Божией милости и внимания и дерзаю у Бога что-то для себя выпрашивать. Это правильно или ложно?

Брак – это совсем не та радость, которую обычно представляют. Это подвиг! Это крест! Это очень трудно

– Конечно, ложно! Брак – это совсем не та радость, которую обычно представляют. Это подвиг! Это крест! Это очень трудно. И деток рожать трудно. Кто рожал, знает, каково это.

Просить Бога о браке и можно, и нужно. Тут ничего плохого нет. Брак – это крест, и выйти замуж – это хорошо.

– Я хожу в храм семь лет, ездила в паломничество, не получила просимое. Стоит ли продолжать молиться? Может быть, до Бога не доходит моя молитва? Не угодна или не так молюсь?

– Мне кажется, что нужно желание выйти замуж включить как бы в контекст всей своей жизни. Чтобы оно не было довлеющим. Можно этого хотеть – это естественно, это нормально, ничего плохого в этом нет. Но надо, чтобы жизнь этим не ограничивалась. Надо жить счастливо, свободно, радостно. Это желание можно высказывать Богу, но нельзя на нем зацикливаться. Вот просить Царствия Небесного – надо обязательно.

Каждое желание, высказанное Богу в молитве, должно заканчиваться прошением: «Господи, не моя воля будет, но Твоя – как Ты хочешь». Надо обязательно так молиться. А то можно добиться своего, а потом оказывается, что тебе это было не нужно и не полезно и против воли Божией.

– Вы говорите, что нужно быть радостным и счастливым, вне зависимости от того, получается ли создать семью. А не будет ли так, что человек опомнится ближе к 40–50 годам и поймет, что он жил радостно, а радости-то никакой в жизни теперь и нет. Что говорить близким, укоряющим тебя, что ты, уповая на Бога, беззаботен, не предпринимаешь активных действий для создания семьи?

– А какие активные действия вы можете предпринять? Вывесить свои фотографии во «ВКонтакте» или Фейсбуке и знакомиться со всеми подряд, кто пишет? Откликаться в интернете на все призывы познакомиться? Ходить в семейные клубы? Глазеть повсюду, покупать красивую одежду? Вести себя, как «современные девушки»: ходить в ночные клубы и бары? Как это – «активные действия»?

Упрекают вас, тогда скажите маме так: «Хорошо, мама, я согласна с тобой. Подскажи мне, что я должна делать».

Жить радостно всё равно можно. Если бы вы жили безрадостно до 40–50 лет, вы бы нашли себе мужа? Я не уверен. Так хоть порадовались в эти годы, тоже неплохо.

– Правильно ли я понимаю, что у Бога нужно просить смирения и терпения для семейной жизни, читать духовную литературу, избавляться от своих дурных качеств, жить церковной жизнью, стараться следовать заповедям…

– Да, всё правильно. Я еще раз повторяю свой тезис, что нужно научиться жить радостно, невзирая на то, в каком статусе вы сейчас пребываете.

– Стыдно ли не иметь семью к определенному возрасту? Как этого не стесняться?

Стыдно грешить, стыдно безобразничать, а быть чистой девушкой, радостно жить, служить другим, верить в Бога – какой же стыд?

– Конечно, не стыдно. Стыдно грешить, стыдно безобразничать, а быть чистой девушкой, радостно жить, служить другим, верить в Бога – какой же стыд? Это радость! Это – подготовка к вечной радости Царства Небесного!

«Красивая жизнь» вне брака

– Что можно сказать близким, одобряющим «красивую жизнь» – с дорогими подарками, дальними поездками – вне брака? Они аргументируют это тем, что можно до конца жизни просидеть в «старых девах»…

– Что объяснишь тем людям, которым грех кажется красивым, удобным, приятным и необходимым?! Тут ничего сказать нельзя. Можно только помолиться за них.

– Как поступить, если мужчина, утверждающий, что он тоже верующий, настаивает на интимных отношениях до брака?

– Надо сказать ему так: «Давай сходим к моему духовнику и спросим его. Если он благословит – я готова».

А вообще лучше не знаться с таким человеком. Ему нужна не счастливая семейная жизнь, а что-то другое. Надо быть осторожней.

Молодые люди должны быть с девушками очень строгими, такими, знаете, холодными. В компании со всеми вместе можно общаться, но так вот отдельно с кем-то близко сходиться, если нет намерения серьезных отношений, – нельзя.

Можно ли выйти замуж за язычника?

– Можно ли выйти замуж за язычника?

– Нет, нельзя.

Девушки иногда отзываются на предложения о замужестве людей нецерковных. Я им в этом случае говорю: «Хорошо, приходи с ним ко мне, мы побеседуем». И бывает, что нецерковный юноша соглашается на наши условия:

  1. ждать до венчания год;
  2. приходить на исповедь;
  3. читать Евангелие.

Надо постараться постепенно привести его к вере. Молиться за него. Он может стать православным. Я знаю такие хорошие семьи, где девушки обращали женихов, которые становились очень хорошими мужьями.

Но выходить замуж за человека нецерковного, неверующего – нельзя! Это будет грех. Тогда по правилам вас нужно будет лишить возможности причащаться Святых Таин. Вы отдали себя Христу, вы со Христом соединяетесь в Таинстве Причастия, вкушаете Его Тело и Кровь, и когда вы вступаете в такой брак, то вы душой и телом соединяетесь с человеком, который не знает Христа. Это неправильно с точки зрения Церкви.

– Если человек находится в длительной командировке больше года, как сохранить отношения?

– Мне кажется, в наше время это очень легко: общаться через скайп, интернет, телефонные звонки, смс-ки, фейсбук… Фотографироваться каждый день и посылать ему фотографии. И пусть он себя фотографирует. Но главное – молиться. Любовь как раз и проверяется такой разлукой. Если через год он вернется и так же будет пылать любовью или хотя бы в нем будет теплиться это чувство, тогда можно готовиться к свадьбе.

Духовник должен быть у каждого

– Обязательно ли иметь духовника?

– Обязательно! Я не знаю, как люди живут без духовника. У меня был период, когда у меня не было духовника, и, честно говоря, я просто унывал и был на грани отчаяния.

– Почему так необходимо, чтобы у обоих супругов был духовник?

– Потому что у них тогда будет меньше ссор. Духовник будет «третейским судьей» при их семейных разборках. Они его оба уважают, они прислушиваются к его словам. Лучше, чтобы у супругов был один духовник, но не всегда это, к сожалению, получается.

Повторю еще раз: духовник должен быть у каждого!

____________________________________________

Молебен о создании семьи проходит регулярно раз в месяц в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. О дате очередного молебна вы можете узнать на ресурсах:

Родился 18 сентября 1950 года в Москве. В 1968-1970 годы проходил службу в армии. В 1971 году вступил в брак. В 1974 году принял крещение. В 1977 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. 26 августа 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан диакона. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии. Служил на приходе в Москве, а затем в храме села Николо-Архангельское Московской области.

15 апреля 1979 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы села Голочелово Московской области.

В 1984 году был переведён вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году заочно окончил Московскую духовную академию.

В 1990 году овдовел.

В ноябре 1990 года назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме работает Свято-Димитриевское сестричество. В 1992 году при храме по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, его духовником стал отец Аркадий.

В 2002 году Аркадий Шатов был назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода РПЦ от 31 мая 2010 года избран епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. Хиротония по решению Синода должна была состоятся по пострижении протоиерея Аркадия в монашество и возведении его в сан архимандрита.

17 июля 2010 года, в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, протоиерей Аркадий был пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, на следующий день за Божественной литургией возведён в сан архимандрита. Изначально архиерейская хиротония была назначена на 10 августа, но «в связи с тяжелой экологической обстановкой в Москве » была отложена. Позднее было объявлено что хиротония состоится 21 августа в Соловецком монастыре.

20 августа 2010 года за всенощным бдением архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, за божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря архимандрит Пантелеимон был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Архиерейскую хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сослужащие ему архиереи.

Семья

Вдовец, имеет 4 замужних дочерей и 11 внуков.

Награды

  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1995 год).