Как молиться дома в страстную седмицу. Страстная неделя перед пасхой: какие молитвы читать. Приметы и традиции на Пасху

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить ? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям.

Епископ Тихон (Шевкунов ) , наместник московского Сретенского монастыря:

В Страстную седмицу надо постараться быть на всех службах, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

, ректор Российского православного университета:

И Светлая седмицы, объединяемые , обладают неповторимым духовным потенциалом, который, будучи использован хоть в малой мере, способен изменить любого человека. Богослужения, традиции духовной жизни в эти особые дни церковного календаря приобщают христианина к самому главном в его жизни - тайне Спасения и Вечной жизни.

​ Страстная и Светлая Седмицы неотделимы одна от другой. С первого дня и до последнего мы видим и сопереживаем со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, мы радуемся Его Воскресению и освобождению от адского тлена рода человеческого. Эти 14 дней со всей очевидностью показывают всем нам смысл нашей жизни, смысл мироздания, ясно показывают путь, которым мы можем войти в Царствие Небесное. Непродолжительный период времени, но достаточный для получения опыта такой силы, чтобы потом год питаться его духовными плодами.

Тех, кто не постился, и вот теперь, на последней неделе, решил подготовиться к празднику Пасхи, мы с радостью приветствуем. Господь приготовил богатую трапезу и ждет каждого с любовью. Если человек не постился или постился худо, это не препятствует ему подготовиться к празднику Воскресения Христова в течение Страстной Седмицы и причаститься в светлый день Пасхи.

Случается, что некоторые из тех, кто не постился в Великий пост или постился, по их мнению, недостаточно усердно, думают, что если отказаться от пищи, посидеть на воде и хлебе в Страстную Седмицу - то значит весь пост «зачтется». Едва ли это правильно. Нельзя подходить в посту как к экзамену или зачету, когда у многих получается в последнюю ночь все выучить и сдать, получив хорошую оценку. В духовной жизни действуют иные правила и законы, здесь нет необходимости «нагонять» кого-то. Откройте свое сердце Господу и присоединяйтесь к постящимся христианам. Как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.

Если у кого-то не получилось в полной мере совершить с Церковью подготовку к Пасхе, то и тогда не отказывайтесь от нашей общей радости о Воскресении Господа. Христос ждет и примет в свои объятья каждого, кто нуждается в Нем.

, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области:

Дни великие и святые - имеют силу отсечь нас от повседневной суеты и целиком погрузить в ожидание Пасхального торжества. Но готовиться к проживанию вместе с Церковью этих дней совсем непросто. Непросто, хотя средства и просты, и известны. Всю Святую Четыредесятницу мы взывали к душе своей, пробуждая её. Очищались внутренне молитвой. Стоит, проделав уже путь Великого Поста, ещё пристальнее взглянуть внутрь себя, собраться, сосредоточиться и избрать богомыслие спутником на это время. Тут следует быть готовым и к преодолению всевозможных проблем, которые, как правило, необыкновенно усиливаются на Страстной неделе, и понадобится вся трезвость и ума, и души, чтобы не испытать горечь от недостойно проведённого времени. В Страстные дни нам поможет бесстрастие. Не поддадимся унынию и пустым тревогам. Не спасуем перед искушениями. В эту неделю нет ничего главнее сопереживания событиям Священного Писания, событиям нашего спасения - Тайной Вечери, суда, распятия, Креста Христова. Но слёзы на наших глазах не есть признак смятенной души, но знак глубокой любви, благодарности и искреннего христианского чувства. Прожив каждый день Страстной недели до конца, без остатка, мы и Пасху Господню встретим в духовном торжестве, а не в истерическом исступлении, как порой можно замечать. Ведь не обильного разговения мы ожидаем в конце концов, а радости Воскресения и победы над смертью и грехом.

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей, он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила попкорн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения - все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.

Неоднократно замечал, что Страстная - время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!

, благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии:

Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу.

Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, - это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе - не простое участие в богослужениях - это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание - «вчера спогребохся Тебе, Христе» - является удостоверением участия в другом событии - «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома - вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего - телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви».

Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному - безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога - ничто земное в себе помышляя … И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни - согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.

, секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви:

В дни завершения собственно Великого Поста и в преддверии особых дней Страстной седмицы важно решить: что я должен усвоить из того, что предлагает для моего восприятия и спасения Церковь Христова?

Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери - Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя.

Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову!

, настоятель храма настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

В Церкви помогает нам приблизиться к Богу, прикоснуться к самой сути Христианства, к тайне жизни.

Суть Христианства - в этой Седмице. В Страстях Господних - тайна нашего спасения.

Тайна - в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест - это оружие мира, непобедимая Победа .

Тайна - в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.

Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом - цель Страстной седмицы.

Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели - совершенно особенные. Каждый из них именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь.

Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом - масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы - скажем, очередной (куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь - просветлеет душа). Не получится очередной - попросить за свой счет.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, - то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.

Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное!) Он как-то говорил прихожанам:

Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет.

Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день.

В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия (первые три - полностью).

В Великий четверг - день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками - причащаются все православные (единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом).

В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.

Великая суббота - этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, - не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день - последний раз в году - служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв . Но Победа над адом, над смертью уже совершилась!

, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

- «Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события . Без этого не возможно восхождение на вершины духа.

Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.

Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.

Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.

клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти - необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу.

Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства. В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя.

Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу. Мы привыкли искать забвения во всевозможных развлечениях от телевизора до интернета. Всё это отвлекает нас от иной, духовной реальности, и от всего этого можно и нужно воздержаться хотя бы в Страстную седмицу. И тогда в образовавшейся тишине мы сможем услышать возвышающий душу голос вечности, голос Христа.

В Церкви в эти дни совершаются особенно умилительные, проникновенные службы: В первые три дня служатся литургии преждеосвященных Даров, в Четверг - в воспоминание Тайной вечери и установления таинства Причащения - служится литургия Василия Великого, вечером читается 12 Евангельских текстов, посвящённых страданиям Господа. В пятницу днём совершается вынос Плащаницы, а вечером - торжественный чин Погребения. В субботу - преддверие Светлого Воскресения, день, когда «да молчит всякая плоть человеча», - служится литургия Василия Великого. Все эти службы помогают сосредоточиться на событиях Страстной седмицы, пережить их с Господом.

Но не у всех есть возможность бывать в эти дни в храме. В любом случае, нужно помнить о содержании этих святых дней и стараться вести себя соответственно. И препятствием в этом не может быть ни работа, ни семейные обязанности, потому что наша цель не в исполнении какого-то ритуала, а в сопричастности Христу.

Когда близкий человек страдает, нам не нужно говорить о необходимости поста, потому что кусок не лезет нам в горло, нам не нужно напоминать о необходимости воздержаться от развлечений, потому что ничто нас не радует, нас не нужно призывать к собранности, потому что сама любовь, скорбь о родном человеке делает нас отрешёнными от всего на свете.

По настоящему нам нужно только одно - быть со Спасителем, и в эти дни особенно, а для этого нужно прислушиваться к своему сердцу, помнить о Христе, искать Его, обращаться к Нему в молитве.

И простейшая из них: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» - всегда может быть с нами. Эту молитву можно произносить в уме независимо от обстоятельств места и времени. Главное, чтобы слова молитвы сочетались с искренним, покаянным устремлением к Богу, свидетельствовали о нашем желании быть со Христом. И на это желание Господь обязательно ответит, дав нам почувствовать хоть частичку Его скорби, чтобы мы затем познали и всю полноту Пасхальной радости.

, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

Для христианина главное - Христос. Для любого христианиниа, в любые дни, при любых обстоятельствах.

Но наше движение к Нему - разное в разные дни, в разных обстоятельствах, и особенно - для разных лиц. Очень неразумно и прямо опасно навязывать людям те рецепты практического поведения, которые прописаны не для них: то же самое бывает иной раз, когда невежды-больные делятся друг с другом своими лекарствами...

Поэтому я отвечу на Ваш вопрос применительно лишь к одной жизненной картинке: вы легко ее распознатете. Я и сам вписывался некогда в такую картинку и был благодарен, когда мне дали такой совет: остановись и смолкни.

Постарайтесь свести к минимуму перечень и объем выполняемых вами дел и внешних контактов. Необходимые домашние дела - как правило, это уборка дома - сделайте все вместе, но без лишней скрупулезности. Особенную же сдержанность проявите на кулинарном фронте... Будьте друг с другом, мужья и жены, родители и дети, но не надо лишних слов. Пусть из вашего молчания вырастает ваша молитва и воскресает ваша любовь к Воскресающему Богу.

, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол», клирик Войскового Собора св. Александра Невского г. Краснодара:

Та, к которой нас готовил Великий пост или святая Четыредесятница. Это воспоминание и сопереживание последних дней земной жизни Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Все дни называются великими. В Понедельник суд над смоковницей, её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. Вторник - обличение фарисеев в лицемерии. Среда - предательство Иуды. Четверг - воспоминание Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии - Причастие; вечером чтение в храме Страстных Евангелий. Пятница - смерть Богочеловека на Кресте, вынос Плащаницы и чин погребения Спасителя. Суббота - воспоминание сошествия во ад и победы над ним Христа. Характер этого дня выражается словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет».

В Страстную седмицу важно побывать на всех богослужениях со среды и провести это время максимально в благоговении. Сострадая Христу сердечной верой и любовью в церковных службах, мы с Ним и совоскреснем!

, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарь Миссионеркой комиссии Калужской епархии:

Перво-наперво нужно постараться понять, что и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. Чтобы что-то предпринять, нужно оценить практическую значимость этих дней. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения...» и «Покаяния отверзи ми двери...»? Именно здесь - в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица - это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы - это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни - запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла:

«…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершаются таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и особенно — в опыте переживания Страстной и Светлой седмиц. Поэтому в древности оно было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. Так что даже если человек крещен во младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно пережить Таинство вхождения в Церковь.

Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Страстную седмицу и Пасху так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Страстная неделя – это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье!

Как провести Страстную седмицу?

О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала спросили у известных священников.

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Протоиерей Валериан Кречетов

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте » (Мф 26:34).

Готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Страстная седмица – это драгоценное время

Службы Страстной недели – это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом – на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения – это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица – это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг, … Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Протоиерей Владимир Шафоростов

Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала “Православие и мир” о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.

Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Протоиерей Максим Козлов:

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу . Это более соприсутствие .

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский:

В дни Страстной недели будьте в храме

Протоиерей Максим Первозванский

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года, и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал, как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером – утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а, начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого Поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет – по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Подготовили Наталья Смирнова, Мария Абушкина, Александр Филиппов.

Вы прочитали статью Страстная неделя – как её провести?

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам.

Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негативаи впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник



«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу



«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть - лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».
Завершает Страстную неделю Светлая Пасха, праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».
Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим.

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

Службы Великой недели совершаются утром – это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника – утреня Великого вторника и т.д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.

Вербное воскресенье

После воскрешения Лазаря Христос вновь удалился к реке Иордан, чтобы Его не схватили первосвященники, замышляющие Его убийство.

За шесть дней до иудейской Пасхи Христос возвратился в Вифанию, где на трапезе в доме семьи Лазаря, его сестра Мария помазала ноги Иисуса миром. На следующий день, в Вербное воскресенье, Он, сидя верхом на осле, вошел в Иерусалим.

Народ застелил землю пальмовыми ветвями (так встречают триумфаторов), поскольку люди сочли Его земным Царем, который освободит их от римской власти. Встречая Его, все восклицали: “Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев”. Во время этой встречи Сион содрогнулся от радости. Сегодня же ликует и празднует новый Сион, новый Израиль – все мы, поскольку грядет Господь, победитель смерти, предвещающий Свое и наше будущее Воскресение.

В этот день в греческих храмах верующим раздаются ветви пальмы, лавра или ели. А в России – вербные веточки.

Мягкие ветви финиковых пальм символизировали победу Христа над дьяволом и смертью. “Осанна” означает “прошу, спаси меня”. Осленок, на котором сидел Иисус, согласно закону Моисея, считающийся животным нечистым и диким, является символом прежней нечистоты и дикости народов, которые отныне будут подчиняться Евангельскому закону.

Великий понедельник (вечер вербного воскресенья)

В этот день мы вспоминаем два важных события. Первое – память праведного Иосифа (сына Иакова, правнука Авраама), являющегося прообразом Христа. Как и Христос, Иосиф подвергся зависти, был продан, погружен в могильную яму, замучен и прославлен (Иосиф – как сановник фараона, Христос – как воскресший Господь), накормил народ (Иосиф – пшеницей, Христос – Хлебом жизни, Пресвятым Своим Телом).

Второй символ этого дня – бесплодная смоковница, проклятая Господом не только в знак конца бесплодной иудейской Синагоги, но и как указание всем тем, кто не может принести духовные плоды.

Песнопения этого дня призывают нас к борьбе за добродетели. Первый тропарь, поющийся в этот день, “Се Жених грядет в полунощи”, вдохновленный притчей о десяти девах, повторяется и в два последующих дня. Службы Великого понедельника, вторника и среды называются “последованиями Жениха”.

Великий вторник

(Вечер Великого п онедельника)

В день Великого вторника мы вспоминаем притчу о десяти девах, которая призывает и нас встретить Христа с лампадами наших добродетелей (в особенности милости). Второе событие этого дня – воспоминание притчи о талантах, которая учит нас преумножению наших даров.

Обо всем вышеперечисленном Церковь напоминает нам с помощью песнопений этого дня, подчеркивая, что Христос придет внезапно, как в час нашей смерти, так и в день Своего Второго Пришествия. Он попросит нас представить свои духовные достижения, пусть и небольшие. Как мы помним, в притче о талантах господин обвинил третьего раба в том, что тот не преумножил данный ему единственный талант, несмотря на то, что, как пишут святые отцы, он хранил закон Моисея.

Кроме того, мы никогда не должны забывать и о примере пяти неразумных дев, которые не удостоились рая, несмотря на свою “набожность”. Это означает, что простое исполнение долга, лишенное глубокого живого переживая своей веры, или же “включение” религиозности лишь в определенные часы жизни не смогут снискать милость и благодать Божью.

Великая среда

(Вечер Великого вторника)

Сегодня мы вспоминаем о трех событиях:

1. Помазание ног (в Евангелии от Матфея главы) Господа блудницей миром за триста динариев (тогдашний дневной заработок составлял один динарий).

2. Созыв иудейского синедриона для осуждения Христа.

3. Приход Иуды к первосвященникам и договор о предательстве (в связи с этим в апостольские времена по средам был установлен пост).

В конце службы поется известнейший тропарь Кассии, благочестивой и образованной византийской женщины-гимнографа, которую некоторые авторы с богатой фантазией называют блудницей. Кассия не была блудницей, в отличие от героини ее произведения – женщины, помазавшей ноги Господа миром.

Вечером Великой Среды (до последования Жениха) в храмах совершается таинство миропомазания.

Великий ч етверг

(Вечер Великой среды)

В Великий четверг вспоминаются следующие события:

1. Омовение Господом ног апостолов.

2. Тайная вечеря.

3. Чудесная молитва Господа Своему Отцу.

4. Предательство Господа Его учеником Иудой.

Этим вечером свершилась Тайная Вечеря, которую Иуда покинул, чтобы предать Христа, пока Он омывал ноги Своих учеников. После этого они отправляются в долину Кедрон, куда после архиерейской молитвы приходит Иуда со своими спутниками и, поцеловав Иисуса, предает Его. Затем Иисуса приводят к первосвященникам Анне и Каиафе. Ученики разбежались, кроме Иоанна и Петра, который трижды отрекается от Иисуса. На синедрионе Иисус признается, что Он Христос, за что подвергается всяческим осмеяниям и получает смертный приговор.

В Великий четверг совершается Божественная литургия в знак воспоминания о первой литургии, дарованной нам Господом вечером этого дня в иерусалимской горнице. Служится литургия Василия Великого, которая объединяется с вечерней и совершается утром Великого четверга вместо вечера, поскольку вечером будет отслужена утреня Великой пятницы.

Великая пятница

(Вечер Великого четверга)

Сегодня мы вспоминаем Страсти Господни: плевки, пощечины, глумление и, наконец, Распятие и страшную смерть. А также разбойника, который на кресте исповедует, что Христос – Царь Небесный, и просит Христа помянуть его во Царствии Своем.

Это день крайнего смирения и величайшей жертвы, когда связанный Христос всю ночь с четверга на пятницу подвергается допросам, как преступник, и, в конце концов, признается виновным и в шестой час (около двенадцати часов по полудню) распинается вместе с двумя разбойниками. В девятый час (в три часа по полудню), сказав: “Совершилось”, “Агнец Божий, взявший на себя грех мира”, испустил дух. Далее следует снятие с Креста и погребение до захода солнца “во гробе новом”.

Сегодня читаются двенадцать отрывков из четырех Евангелий, связанных со Страстями Господними (так называемые двенадцать Евангелий). Между чтением пятого и шестого отрывков совершается литания и Распятый помещается в центр храма для поклонения.

Утром в пятницу читаются Великие часы: первый, третий, шестой и девятый. Они называются Великими не из-за своей длительности, но в связи с тем, что имеют отношение к важным событиям. Сразу после часов следует Великая вечерня, на которой читается Евангелие. В это время совершается Снятие с Креста. Через некоторое время в кувуклий помещается ткань, на которой вышито изображение умершего Господа. Эта ткань называется плащаницей.

Все эти чтения, пения и другие действа не являются обычным воспоминанием или театрализованным представлением. Нет, это нечто большее. Они – живое воплощение событий Страстной недели, перенос прошлого в настоящее, а настоящего – в прошлое. Это таинство оживляет все вспоминаемые события для каждого из нас, заставляя пережить их как личный опыт.

Сегодня на Божественной литургии священники приносят Жертву, поскольку она уже принесена Великим Архиереем на Кресте в момент Его Распятия. Церковь оживляет эту жертву Господа, словно заново проживая день Страстной пятницы на Божественной литургии.

Великая суббота

(Вечер Великой пятницы)

В день Великой пятницы осуществляется воспоминание о погребении Тела Христа, от Которого, однако, не отделилась Его Божественная сущность, и о сошествии во ад Его души, также объединенной с Его всемогущей Божественностью. Он сокрушил ад и освободил томящиеся там души (конечно, тех, кто верил).

Сегодня, в субботу, Господь отдыхает, как отдыхал Бог на седьмой день после шести дней творения. Эта суббота Закона и творения становится параллелью к субботе Господа: его упокоению в гробнице. Поэтому каждую субботу мы совершаем поминовение усопших и служим панихиду.

На третий день Его душа и тело вновь соединились и Господь воскрес из мертвых. Трехдневность погребения объясняется следующим образом: первый день – пятница с трех часов после полудня до захода солнца, второй день – суббота целиком, третий день – от захода солнца в субботу до полуночи воскресенья.

Таким образом, Душа Господа сокрушила ад, а Тело победило смерть, поскольку они были объединены Его Божественностью.

На вечерней службе поются три статии так называемых Похвал – небольших и очень любимых всеми тропарей неизвестного автора. Вероятно, созданы они были в XV веке. После славословия осуществляется выход из храма и обнесение плащаницы вокруг кувуклия.

Утром в Великую субботу служится Пасхальная вечерня вместе с литургией Василия Великого. Она проникнута пасхальным настроением, за что народ называет ее “первым Воскресением”. И действительно, это очень красивое богослужение мироспасительного праздника Пасхи.