Как связаться со священником григорием григорьевым. Диакон Григорий Григорьев. Дорога любви. — Значит, задача стресса — пробудить зону радости

Пилинг – эффективная процедура ухода, направленная на очищение и обновление клеток кожи, способствующая ее тонизации и детоксикации.

В основе процедуры химического пилинга лежит механизм контролируемого повреждения верхних слоев кожи кислотами. За счет усиления синтеза коллагена кожа становится упругой и эластичной.

Химические пилинги эффективны для:

Омоложения;
- лечения жирной кожи;
- осветления пигментных пятен;
- коррекции постакне, растяжек и рубцов на лице и теле;
- уход за утолщенной кожей.

Любая процедура на лице (инъекции или уходы) должны обязательно начинаться с очищения и лёгкого пилинга для идеальной подготовки кожи.

Первый эффект после пилинга виден сразу же. Уже после первой процедуры гарантированы, как минимум, УЛУЧШЕНИЕ ЦВЕТА И ВЫРАВНИВАНИЕ ТЕКСТУРЫ КОЖИ. В среднем для достижения полного и стойкого результата требуется сделать от 4 до 6 процедур пилинга.

В нашей клинике, мы предлагаем пилинги ENERPEEL (Италия), Cristina (Израиль), Filorga (Франция), разнообразный состав которых позволяет решать любые эстетические проблемы. Благодаря появлению различных составов и некоторых кислот, не обладающих фототоксическим действием мы можем проводить пилинг В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА.

Для достижения большего и более стойкого эффекта можно сочетать процедуры пилинга и биоревитализации кожи, которая позволяет восстановить тонус, эластичность и цвет, присущий молодой и здоровой коже, Она не только улучшает ее ВНЕШНИЙ ВИД, но и восстанавливает внутреннюю среду, характерную для молодой кожи, реально ЗАМЕДЛЯЯ старение. Это метод внутрикожных инъекций натуральной, химически неизмененной гиалуроновой кислоты (IAL-System), которая немедленно восстанавливает водный баланс и воссоздает для клеток идеальные условия для жизнедеятельности в результате чего внешний эффект усиливается с течением времени за счет восстановления собственных свойств ткани.

Красивая кожа – залог успеха и благополучия

Зубарева Елена Юрьевна, врач дерматовенеролог высшей категории, к.м.н.

Акне - проблема, которая не имеет сезонности и возраста. Чаще всё начинается с 12 лет (активация функции сальных желез), клинически это проявляется жирностью кожи, появлением закрытых и открытых (черные точки) комедонов, расширенными порами. Богатое липидами кожное сало является прекрасной питательной средой для бактерий, что приводит к формированию очагов воспаления на коже. Типичными местами локализации угревой сыпи являются лицо, грудь, спина, однако могут быть поражены волосистая часть головы, предплечья, плечи, подмышечные и паховые области, ягодицы, бедра. Следствием длительно существующей угревой сыпи, а также самостоятельных манипуляций (выдавливание, механическая чистка, прижигание и т.д.), применяемых людьми и в косметологических кабинетах является постакне:

Расширение пор;
- неравномерная текстура кожи, рубцы;
- поствоспалительная гипо- и гиперпигментация, застойного характера;
- стойкое покраснение кожи и расширение капилляров.

Причина акне кроется не только в гормональном дисбалансе, когда у пациентов формируется повышенная чувствительность рецепторов к мужским половым гомонам. Развитие данного заболевание напрямую зависит от образа жизни, характера питания, функционирования желудочно-кишечного тракта, психо-эмоциональных нагрузок, инсоляции, приема различных медикаментозных препаратов, провоцирующих акне. Поэтому данную проблему можно назвать междисциплинарной.

Печально, но, как правило, это заболевание и его неэстетические результаты поражают людей в самую романтическую и активную пору их жизни. Дефекты внешности сильно расстраивают их и зачастую причиной многих своих неудач они считают именно угри и комедоны.

Необходимо понимать, что косметика, которая продается в магазинах, не содержит терапевтических компонентов и не предназначена для решения проблемы. Неосторожный нажим на воспаленую сальную железу может вызвать подкожный разрыв её стенок, что приведет к образованию ещё более глубокого гнойника. Хочется подчеркнуть: акне – это не косметический недостаток, это болезнь, требующая тщательного лечения, которое быстрым не бывает. Поэтому бороться с акне и постакне лучше под руководством врача дерматолога-косметолога. Если Вам обещают за 2 недели устранить обширный воспалительный процесс и предрасположенность к нему, наладить себорегуляцию, очистить поры, за короткий срок отшлифовать рубцы, возникшие после выдавливания угрей: знайте - это невозможно. Лечение акне выполняется профессиональными дерматологическими препаратами и в обязательном порядке поддерживается косметологическими процедурами и средствами для домашнего ухода.

В медицинском центре ООО «Мифра-Мед» открылся косметологический кабинет, где опытный врач дерматолог-косметолог высшей категории даст исчерпывающую информацию относительно сроков и степени возможной коррекции изменений Вашей кожи, предложит индивидуальную программу ухода. Только при следовании предписанным рекомендациям можно рассчитывать на желанный стойкий эффект терапии акне.

Радиочастотная терапия (RF-терапия)

Терапия током высокой частоты востребована во всем мире в силу высокой эффективности уже после первой процедуры, безопасности и безболезненности.

В основе лечебного действия тока высокой частоты лежит тепловой эффект, возникающий при его протекании через ткани организма. Максимальному нагреву подвергаются дерма и подкожно-жировая клетчатка.

При нагреве до 42 градусов в зоне воздействия расширяются капилляры, улучшается местное кровообращение. Значительно повышается скорость липолиза (расщепления жира). Активация элементов соединительной ткани, фибробластов, усиление скорости обменных процессов приводит к запуску пролиферативно-регенераторных процессов в соединительной ткани. При достижении критической температуры разрушения белкаволокна коллагена сжимаются. Визуально это выражается в подтяжке кожи, ее уплотнении и разглаживании морщин. Повреждение коллагеновых волокон приводит к активации процесса синтеза нового коллагена, который постепенно, в течение нескольких месяцев замещает старый, обеспечивая эффект отсроченного лифтинга.

Основные направления применения радиочастотной терапии в эстетических целях – морщины, дряблость кожи, целлюлит. Рекомендуемый возраст для процедур 28-55 лет. Курс определяется индивидуально, в зависимости от исходного состояния кожи.

Имеются противопоказания, нужна консультация специалиста. В косметологическом кабинете ООО «Мифра-Мед» используется аппарат для радиочастотной электротерапии ЭСТЕР «Галатея». Процедуры проводит только сертифицированный персонал, прошедший курс обучения на данном аппарате.

Новиков Юрий Александрович

Должность:

Профессор

Учёная степень:

доктор медицинских наук

Учёное звание:

Преподаваемые дисциплины:

В 1997 году с отличием окончил лечебно-профилактический факультет Омской государственной медицинской академии. С 1997 по 1999 годы обучался в клинической ординатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. В 2002 году, являясь очным аспирантом кафедры, досрочно защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-патогенетическая оценка тромбоцитарно-сосудистого звена гемостаза и сосудистого эндотелия у больных ранними формами сифилиса до и после лечения". В 2011 году защитил докторскую диссертацию по теме "Молекулярно-биологическая детекция функции сосудистого эндотелия при воспалении, вызванном Treponema pallidum". Им опубликованы более 70 научных работ, из них 5 – в зарубежной печати. Является автором и соавтором 2 учебно-методических пособий. Регулярно выступает с докладами на всероссийских, межрегиональных и областных конференциях. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ диагностики морфологических изменений крупных артерий". В 2004-2007 гг. являлся руководителем студенческого научного кружка на кафедре дерматовенерологии. На 82-й Всероссийской студенческой научной конференции (Казань, 2008) работа, выполненная под руководством Новикова Ю.А., заняла первое место в секции «Дерматовенерология». Под руководством Ю.А. Новикова защищено 3 кандидатских диссертации. Новиков Ю.А. читает лекции студентам 4 курса педиатрического факультета, ведет практические занятия со студентами 4 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, проводит занятия с кл. интернами и ординаторами кафедры дерматовенерологии и курсантами ПДО. В 2009 г. награжден Почетной грамотой Минздравсоцразвития РФ. С 2009 г. является главным внештатным дерматовенерологом Министерства здравоохранения Омской области.
С февраля 2019г является заведующим кафедрой дерматовенерологии и косметологии

2010 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Организация здравоохранения и общественного здоровья”.
2010 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2013 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Дерматовенерология”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Педагогика”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2015 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Организация здравоохранения и общественного здоровья”.
2018 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Дерматовенерология”

Общий стаж работы:

с 1997 года.

Стаж работы по специальности:

с 1997 года.

Правдина Ольга Валерьевна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Учёное звание:

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 1999 году с отличием окончила лечебно-профилактический факультет Омской государственной медицинской академии. С 2000 по 2006 год работала ассистентом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2006 году избрана на должность доцента кафедры дерматовенерологии. Отвечает за учебно-методическую работу. В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-морфологическая оценка эффективности препарата Глутоксим в комплексной терапии больных псориазом". Основной профиль научных исследований: патогистологические изменения в коже при различных дерматозах, их роль в диагностике кожных заболеваний; разработка и внедрение новых методов лечения дерматозов с учетом этих изменений. В 2009 году присвоено ученое звание доцента. Ведет работу над плановой докторской диссертацией по теме: "Индивидуализация лечения больных псориазом на основе клинико-иммуноморфологического и молекулярного анализа". В настоящее время под руководством О.В. Правдиной защищена 1 кандидатская диссертация (Зыкова Е.А.). Ольга Валерьевна читает курс лекций на 4 курсе лечебного и 5 курсе педиатрического факультетов, ведет практические занятия на 4 курсе лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов, а также проводит практические занятия по разделу: "Инфекции, передающиеся половым путем" по 30 часовой программе для клинических врачей-интернов и врачей-ординаторов всех специальностей, проводит занятия с врачами и клиническими ординаторами кафедры на курсе ДПО. Консультирует пациентов города и области. Она является автором более 50 научных работ, 1 монографии (в соавторстве), 3 учебно-методических рекомендаций для врачей практического здравоохранения, 1 работы - в зарубежной печати, 1 атласа, участвовала в разработке и написании федеральных клинических рекомендаций по специальности «Дерматовенерология» профиль «Экзема», «Пруриго». Регулярно выступает с докладами на областных, районных и на городских конференциях на обществах дерматовенерологов и косметологов и врачей других специальностей. В качестве содокладчика принимала участие на 4 Всероссийских съездах дерматовенерологов. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ оценки тяжести акантоза при псориазе". В ноябре 2006 г. обучалась на кафедре эстетической медицины факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН. В 2009 году4 проходила обучение по дерматологии в г. Страсбург. Является экспертом по качеству медицинской помощи ХМАО. Выполняет работу в качестве независимого специалиста аттестационной комиссии при МЗ Омской области.
Лечебная работа: консультант п/о №1, кожного отделения БУЗОО ККВД, центр клинической дерматологии и косметологии Emerald.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2015 г. – повышение квалификации по специальности “Косметология”.
2014 г. – краткосрочное обучение по специальности “Дерматоонкология”.
2012 г. – обучение работе с программным комплексом “ТрастМед: медицинская информационная система”.
2012 г. – краткосрочное обучение по специальности “Организационные основы самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов”.
2013 г. – краткосрочное обучение по специальности “Экспертная деятельность в медицине”.
2015 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.

Общий стаж работы:

с 1999 года.

Стаж работы по специальности:

с 1999 года.

Радул Елена Владимировна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология, трихология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 2001 году окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии. С 2001 по 2003 годы обучалась в клинической ординатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2003 по 2006 год являлась очным аспирантом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2006 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: “Комплексная лабораторно-инструментальная оценка функции сосудистого эндотелия у больных ранними формами сифилиса до и после специфической терапии”. С 2006 по 2009 год работала ассистентом кафедры дерматовенерологии ОмГМА. В 2009 году переведена на должность доцента кафедры. Отвечает за последипломное образование. Ведет практические занятия на 4 курсе лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов, а также проводит практические занятия по разделу: "Инфекции, передающиеся половым путем" по 30 часовой программе для клинических врачей-интернов и врачей-ординаторов всех специальностей, проводит занятия с врачами и клиническими ординаторами кафедры на курсе ЦПДО. Принимает участие в разработке методических пособий для самостоятельной работы студентов, составлении экзаменационной программы и билетов для студентов четвертого курса лечебно-профилактического, медико-профилактического и педиатрического факультетов. С первого сентября 2011 года Елена Владимировна заведует курсом последипломного образования кафедры. Она автор 27 печатных работ, 5 из них - в иностранной печати. В качестве содокладчика принимала участие на Всероссийском съезде дерматовенерологов в г. Екатеринбурге в 2010 г. В 2006 году получен патент на изобретение "Способ диагностики морфологических изменений крупных артерий".
Лечебная работа: консультант дневного и венерологического отделений БУЗОО ККВД, центр клинической дерматологии и косметологии Emerald.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2010 г. – краткосрочное обучение по программе “Дерматоскопия во врачебной практике: принципы диагностики меланомы и других новообразований кожи”.
2013 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.
2015 г. – повышение квалификации по специальности “Педагогика”.

Общий стаж работы:

с 2001 года.

Стаж работы по специальности:

с 2001 года.

Зубарева Елена Юрьевна

Должность:

Учёная степень:

кандидат медицинских наук

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

Окончила лечебный факультет ОмГМА в 2001 году по специальности «лечебное дело». С 2001 г. по 2002 г. проходила обучение в клинической интернатуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2002 г. по 2008 г. работала врачом дерматовенерологом кожного отделения БУЗ ОО "ККВД". С 2003 г. по 2007 г. обучалась в заочной аспирантуре на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. В ноябре 2007 года защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Клинико-морфологическая оценка эффективности Тимодепрессина при лечении псориаза". С 2008 г. до сентября 2011 г. Елена Юрьевна работала в должности ассистента, в настоящее время является доцентом кафедры дерматовенерологии и косметологии ОГМА. Отвечает на кафедре за научную работу, ДПО, организацию конференций. Ведет практические занятия со студентами четвертого курса всех факультетов, клиническими интернами других специальностей и клиническими ординаторами и интернами, обучающимися на кафедре. Принимает участие в разработке методических пособий для самостоятельной работы студентов, составлении экзаменационной программы и билетов для студентов четвертого курса лечебного, медико-профилактического и педиатрического факультетов. Курирует совместную работу с Российским обществом дерматовенерологов и косметологов. Зубарева Е.Ю. является автором и соавтором более 10 печатных работ, из них 1 - в иностранной печати.
Лечебная работа: консультант п/о №6, дерматологического отделения №2 БУЗОО ККВД, МЦ "Мифрамед".

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2011 г. – присвоена Высшая квалификационная категория по специальности “Дерматовенерология”.
2011 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2013 г. – повышение квалификации по специальности “ Дерматовенерология ”.
2014 г. – краткосрочное обучение по теме “Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы”.
2016 г. – краткосрочное обучение по теме “Педагогика”
2016 г. – профессиональная переподготовка по специальности “Косметология”.
2018 г. – повышение квалификации по специальности “ Дерматовенерология ”.

Общий стаж работы:

с 2001 года.

Стаж работы по специальности:

с 2001 года.

Полещук Екатерина Ивановна

Должность:

Ассистент

Преподаваемые дисциплины:

дерматовенерология, косметология

Наименование направления подготовки и (или) специальности:

В 1996 г. окончила педиатрический факультет Омской государственной медицинской академии. После окончания клинической интернатуры по специальности "Анестезиология – реаниматология детская" на кафедре детской хирургии ОмГМА. С 1997 г. работала врачом анестезиологом – реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации МУЗ ГК БСМП № 1. Имеет первую квалификационную категорию по специальности "Анестезиология и реаниматология". В 2008 г. окончила клиническую интернатуру на кафедре дерматовенерологии ОмГМА. С 2008 г. работает ассистентом кафедры. Ведет поисковую научную работу по теме кандидатской диссертации, занимается эфферентными методами лечения, ведет практические занятия со студентами 4 курса всех факультетов, клиническими интернами и ординаторами.
Лечебная работа: врач дерматовенеролог кожного отделения БУЗОО ККВД, врач анестезиолог-реаниматолог БУЗОО БСМП №1.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

2011 г. – повышение квалификации по специальности “Косметология”.
2011 г. – повышение квалификации по специальности “Трансфузиология”.
2011 г. – теоретический курс по теме “Основы менеджмента качества и реализация процессного подхода при разработке СМК в образовательных учреждениях на базе требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и ГОСТ Р 52614.2-2006”.
2012 г. – стажировка по программе "Экстракорпоральная фотохимиотерапия”.
2012 г. – семинарское обучение по теме “Внутренний аудит СМК на базе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008”.
2013 г. – краткосрочное обучение по теме “Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы”.

2014 г. – повышение квалификации по специальности “Анестезиология и реаниматология”.
2014 г. – повышение квалификации по специальности “Дерматовенерология”.
2016 г. – повышение квалификации по специальности “Педагогика”.
2016 г. - семинарское обучение в Сертификационном методическом цетре "Гемба" по теме "Внутренний аудит СМК на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р ИСО 19011-2012"
2017 г. – повышение квалификации по специальности “Трансфузиология”.

Общий стаж работы:

с 1996 года.

Стаж работы по специальности:

с 2008 года.

Зыкова Елена Александровна

Должность.

Дорогие братья и сестры, сегодня первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова. Для нас это большая радость − мы в первый раз причащаемся на первой седмице поста. Установкой, с которой мы входили в пост, было то, что пост − это самое радостное и самое светлое время в жизни человека. А все искушения, которые в нас пребывают, в посту материализуются оттого, что с этими искушениями мы в него вошли.
Одно из главных искушений, о котором сказано в молитве Ефрема Сирина, что мы сегодня читали: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» − праздность и празднословие. До поста мы с вами говорили об осуждении ближнего, а сегодня говорим о праздности и празднословии. В чем же состоит этот грех? В том, что праздность − это состояние ничегонеделания, когда к человеку подключаются духи злобы поднебесной. Праздный ум − мастерская дьявола, говорили святые отцы. Когда мы проводим время в праздности, то вольно или невольно открывается дверь в адскую бездну и демоны в виде мыслей приходят в нашу голову. Поэтому крайне важно, чтобы во время Великого поста у нас не было праздности. Это единственный грех в молитве Ефрема Сирина, который повторяется дважды: празднословие − это та же праздность, заполненная пустословием.
Казалось бы, празднословие, праздность − это мелкий грех, извинительный. Но в течение жизни по песчинке собираются огромные мешки таких грехов. Когда люди делят грехи на смертные, тяжелые и малозначимые, то совершается очень большая ошибка: любой грех удаляет человека от Бога. И понятия «малый бес» и «малый грех» весьма ошибочны. Это как в сказке про лисичку и зайчика. Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная. И когда лисичка замерзла, она попросила зайчика, чтобы он пустил ее левую переднюю лапку погреться, потом правую переднюю, и в конце концов зайчик оказался на улице, а лисичка в избушке. Так и малые грехи: вроде бы они незаметны для нас, но постепенно заполняют всю праздность нашей души. Поэтому, дорогие братья и сестры, помните, что пост − это самое радостное, самое светлое время для православного человека, но праздности быть не должно.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день крайне важен для вхождения в Великий пост. Как я уже говорил сегодня на Божественной литургии, Великий пост может быть временем великих искушений и может быть временем великой радости. Именно от нас зависит, каким мы хотим его видеть, от нашего состояния: нашего раздражения, наших обид, от наших сомнений. Ведь на самом деле все обиды − это дорога саморазрушения. Наши обиды вредят только нам самим и никому другому. И если перед началом поста мы обратимся к Богу за молитвенной помощью, чтобы Он помог нам избавиться от всех обид, чтобы в души наши сошел великий покой Царствия Небесного, чтобы оказаться в начале поста как у Христа за пазухой, тогда и весь пост пройдет как у Христа за пазухой. А если мы войдем в пост в состоянии великой скорби, в ожидании того, что нас ждут многие искушения, то так оно и будет. То есть сегодня день, когда мы программируем свой пост: как мы настроимся, так он и пойдет.

Я предлагаю вам настроиться на пост как на самое светлое, самое благодатное, самое радостное время жизни. Но кто-то, возможно, хочет настроиться на пост как на время скорбей и страданий, это тоже не возбраняется, потому что дорога страданий в конечном счете заканчивается, и она тоже может быть дорогой к Богу. Путь любви и радости и путь скорбей и страданий − каждый человек выбирает то направление движения, тот вектор, который лично ему по душе. Я вам уже говорил о том, что мне по душе дорога радости, но это не значит, что если кому-то по душе дорога скорби, то это плохо.

Дорогие братья и сестры, сейчас хочется кратко напомнить вам историю изгнания Адама и Евы из рая. Когда Адам был создан по образу и подобию Божию, у Бога на него был особый план − Адам должен был быть садовником в этом саду. Садовник − это образ. Читавшие Библию помнят, как Господь водил Адама по раю, показывая разные деревья, как хозяин показывает сад садовнику. Понятно, что тогда такого понятия, как садовник, тогда не было, но для нас это наиболее подходящее слово. Адам должен был ухаживать за деревьями, общаться с Богом, и в процессе богообщения и труда должен был приблизиться к Богу − достичь состояния обожения. И дальше он должен был перейти на новый уровень духовной эволюции, не в смысле эволюции теории Дарвина, а эволюции дальнейшего приближения к Богу.

Я говорил вам, что в современной физической теории струн существует гипотеза о том, что наша Вселенная десятимерна. Когда Адам жил в раю, он был в полноте вселенной Божественной любви. И Бог попросил его только об одном: не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Не потому, что древо это было плохое, а потому что оно было особое. Оно называлось древом вечной жизни. Возможно, этот плод Господь предложил бы Адаму, когда тот закончил школу райского сада. То есть Бог просил Адама своевольно эти плоды не срывать − всему свое время.

Лукавый, конечно, не мог подействовать на Адама, который был ему не подвластен, но он мог подействовать на змея, который нашептал Еве: «Зачем так долго учиться в этой школе? Если вы сорвете этот плод и съедите его, то будете как боги». Он предложил как бы сразу получить диплом, не теряя времени попусту. И когда Адам вкусил этот плод без Божьего благословения, он получил такие знания, которые не мог вынести, и от этого повредился его разум − он стал прятаться от Бога в райском саду, хотя мы с вами понимаем, что от Бога нигде не спрячешься, тем более в раю. И Адам это понимал, но при этом стал прятаться, значит, можно сказать, что у него наступило некое духовное безумие.

Однажды в день Прощеного воскресения один священник сказал такую проповедь: «Знаете, почему надо прощать обиды другим людям? Потому что ваши обиды, кроме вас, никому не вредят». Помните это. Все обиды вредят только нам, и когда мы прощаем обиды, то делаем лучше себе. А когда не прощаем, то живем с этими обидами. Я понимаю, что иногда человек не в силах простить обиду другим людям: больно глубоко вошли обиды в его душу. Но невозможное для человека возможно для Бога. Никто не может нам запретить просить у Бога благодать прощения тех, кто обидел нас. При этом когда мы прощаем обиды, то не только делаем хорошо самим себе, но и Господь прощает нам наши грехи. Мы всегда можем провести связь между обидами и грехами. Если мы на кого-то обижаемся, то уподобляемся лицемерам, которые постятся напоказ. Ведь обиды − это всегда наше человекоугодие. Насколько нам дорого мнение о нас людей, насколько мы пытаемся угождать другим, настолько и обидчивы.

Обидчивый человек всегда угождает людям, и понятно, что получает от них одни лишь скорби. А надо угождать Богу, тогда сокровище сердца нашего будет на Небе и никакие обиды не будут нас касаться. Поэтому помните, что сказано в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 14−21): где душа ваша, там и сокровище ваше. Где же душа человека, живущего в обидах? В державе обид, державе смерти, державе лукавого духа, т.е. человек, обижающийся на других людей, воистину живет в аду и сам себя разрушает. А когда в душе наступает Прощеное воскресенье, то приходит рай и человек воскресает. Каждый из нас, кто прощал других людей милостью Божьей, знает, какая благодать бывает при этом. Наверное, это одно из самых благодатных и радостных духовных состояний, когда милостью Божьей мы прощаем тех, на кого обижены.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи. Те, кто вернулся со Святой Земли, в мыслях находятся в тот месте, где мы служили Божественную литургию, − Себастии, на развалинах древнего храма времен царицы Елены, на месте темницы, где было совершено усекновение главы Иоанна Крестителя. Себастия, где находилась резиденция Ирода, − место довольно труднодоступное, это самая жесткая часть Палестинской автономии, где часто бывают закрытые территории. В резиденции Ирода проживают практически одни мусульмане и только одна православная арабская семья − единственные хранители этих святых мести, они причащались вместе с нами и все плакали, когда мы служили Литургию. Погода была удивительная: шли сплошные ливневые дожди, никогда так не разливался Иордан и горные потоки. Когда мы служили Литургию в пещере разбойника в лавре святого Харитона, то поток внизу так разлился, что мы не могли выйти: он смыл дорогу. Во время службы была гроза и ливень, все ущелье грохотало, но когда мы выходили, над нами светило солнце, садились в автобус, и опять шел ливень. Во время этой службы дождь был где-то рядом, и как только мы завершили служение, сразу пошел дождь.

Сегодняшнее Евангелие (Мф. 6, 1−13) было посвящено человекоугодию, и усекновение главы Иоанна Предтечи − это тоже человекоугодие. Ведь царь Ирод Антипа четвертовластник (управляющий четвертой частью империи своего отца, Ирода Великого) очень почитал Иоанна Предтечу, хотя и держал его в темнице. Он любил с ним побеседовать, почитал за пророка и выполнял многие рекомендации и указания, за исключением того, что, вопреки ему, взял в жены жену брата своего. Иродиада была очень обидчивой и затаила на Иоанна Предтечу обиду. Когда во время праздника ее дочь Саломия плясала и угодила царю Ироду и возлежащим с ним правителям, то, будучи в достаточном подпитии и благодушном состоянии духа, Ирод сказал ей: что попросишь, дам тебе, даже до половины царства. Не думаю, конечно, что он дал бы Саломии половину царства, но по крайней мере он так сказал. Мать ее тоже, наверное, понимала, что вряд ли Ирод отдаст половину царства и решила использовать ситуацию для того, чтобы попросить на блюде голову Иоанна Предтечи. Когда царь услышал это, то очень опечалился, но, как сказано в Евангелии, выполнил ради клятвы и возлежащих рядом с ним: что они подумают, как к этому отнесутся, не осудят ли, не будут ли смеяться, не потеряют ли уважение? То есть он был одержим человекоугодием в такой степени, что отсек голову пророка.

В сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 1−13) сказано, что когда мы делаем какие-то добрые дела, то крайне желательно не людям угождать, а угождать Богу, т.е. речь идет о неких демонстративных поступках, которые показывают благочестие данного человека, или, говоря иначе, о человекоугодии. Господь говорит, что любое дело, совершаемое из человекоугодия − угождения другим людям и демонстративно, приносит меньше благодати, чем дело, которое делается тайно, когда как говорит Христос, твоя левая рука не знает, что делает правая.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что всякое добро можно разделить на три категории. Добро ради ответного добра: ты − мне, я − тебе. Добро ради гордыни, когда мы делаем доброе дело в ожидании похвалы. И добро во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда правая рука не знает, что делает левая. Иногда мы делаем добрые дела и в ответ нередко получаем наказания. Говорят: никогда не делай добра, добрые дела наказуемые. Чтобы добрые дела не были наказуемы, надо стремиться делать их так, чтобы нас не могли за них наказать. Когда делаешь добрые дела втайне, никто и не накажет, при этом мы получим благодать от Бога. То есть если мы получаем похвалу от людей, мы не получаем ее от Бога и терпим в этом большой духовный убыток.

Человеческая похвала нередко бывает лицемерной: когда нам говорят одно, а про себя думают другое, иначе говоря, держат в кармане фигу (вам всем, наверное, известно это выражение). Конечно, бывает искренняя похвала, тогда это тоже дает человеку благодать, но лицемерная похвала является формой духовного рабства, и от такой похвалы человек иногда готов провалиться сквозь земля, а потом его за это еще и накажут.

«Точка опоры. Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым» (Санкт-Петербург)

Сегодня тема нашей передачи «Клевета как точка опоры». Мы много читали про святых отцов, которые переносили немало клеветы. В житиях святых есть такой эпизод, когда два отца встречаются друг с другом и спрашивают: «Ну как, отче, прошел день?» - «Плохо, отче, никто не оклеветал, не полил грязью, плохо молимся». В другой раз встречаются радостные и счастливые и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом. Господи, мы простили тех, кто нас оклеветал, по Твоему примеру. Прости и Ты нам прегрешения наши и “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”».

Хочу прочитать изречения святых о клевете, чтобы нам обсудить наиважнейшую духовную тему о том, как святые отцы это воспринимали. Все мы слышали об исцеляющей силе клеветы. Но когда порой она нас лично затрагивает, нам бывает не очень комфортно и не очень приятно. Итак, обратимся к изречениям святых отцов.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

Мы вступаем во время подготовки к Великому посту, была неделя о мытаре и фарисее, начинается неделя о блудном сыне. Духовная задача этих дней − провести внутри своей собственной души разницу между ветхозаветным и новозаветным человеком. Задача в том, чтобы обнаружить в себе признаки ветхозаветного человека, который во многом был хорош и, несомненно, лучше нас с вами. Ветхозаветные евреи гораздо лучше нас с вами выполняли все правила, все заповеди. Они много молились, выполняли все, что предписывает закон, но при этом они превращались в фарисея, который, возвышаясь над другими людьми, начинал их презирать, или в старшего сына из евангельской притчи о блудном сыне, который презирал своего младшего брата и даже братом его не считал.

Всем нам следует заглянуть в свою душу и внутренне ответить себе на вопрос: а во мне какого больше человека − ветхого или нового?

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.

ИМЯ ПРОТОИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВА ХОРОШО ИЗВЕСТНО НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ. Мы не раз публиковали интервью и беседы с ним. Отец Григорий — доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии в д. Юкки. Он является профессором Санкт-Петербургской православной духовной академии, деканом факультета психологии и философии человека, заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Перечисление всех его титулов, званий, наград и служений заняло бы немало места, однако, думаем, одним из главных направлений сегодняшней деятельности отца Григория является его активное участие в работе православного телеканала «Союз» (программа «Точка опоры»). Просмотры видео с его участием бьют все рекорды.

23 декабря отцу Григорию исполнилось 60 лет, с чем мы его искренне поздравляем. Очередное интервью с нашим собеседником посвящено больной и актуальной теме: депрессии и путям её преодоления.

Депрессивная старуха

— Отец Григорий, сегодня очень многие, в том числе верующие люди, страдают от депрессий. Какое определение этому явлению вы могли бы дать с богословской и медицинской точки зрения?

— Определений много. Но если мы говорим о настоящей депрессии, то это когда у человека нет желаний. Иначе говоря, если бы кто-то поймал золотую рыбку, и она выполнила бы все его желания и желаний у человека уже не осталось, то он впал бы в депрессию. Вот как мы видим в сказке о золотой рыбке. Старуха входит в депрессию: сначала ей нужно корыто, потом — изба, потом — она хочет стать боярыней, потом — царицей, а потом она уже хочет стать владычицей морскою, и чтобы рыбка ей служила и была у неё на посылках, то есть хочет унизить рыбку. Это начало очень серьёзной депрессии. Те приобретения, которые получала старуха с помощью золотой рыбки, не долго её радовали, а наоборот, терялась радость жизни, и она входила в депрессию. Если у человека исчезает жизненная мотивация, если он теряет интерес и смысл жизни, если он не видит своей дороги, значит, он идёт по пути, который приведёт его к депрессии.

— Хорошо, а откуда депрессия берётся? Каким образом человек, внешне благополучный, в это состояние впадает?

— Я рассказал про золотую рыбку, но этот случай скорее сказочный. На практике всё бывает совершенно по-другому. Вот Господь Бог дал человеку дорогу — дорогу радости, любви, дорогу Божьих заповедей, и сказал: «Проходи через мир по этой дороге, никуда с неё не сворачивай, и когда тебе покажется, что ты столкнулся с непреодолимыми препятствиями, ничего не бойся, Я буду рядом с тобой!» Невозможное человеку возможно Богу. Ведь вера в Него — это не только соблюдение заповедей Божьих, движение по этой дороге, но и доверие Богу, благодарение Бога за всё.

Для чего нужны стрессы

— Но если человек идёт такой дорогой, как у него может возникнуть депрессия?

— Депрессия возникает, когда мы хотим с этой дороги свернуть или обойти эти трудности. Всё, что уводит нас с дороги Божественной любви, с дороги Божьих заповедей — начало пути в депрессию. Иначе говоря, трудности — это путь к Богу. Святые отцы иногда вопрошали друг друга: «Ну, как прошёл день?» — «Да, отвратительно прошёл, никто не оклеветал, напраслину не навёл, грязью не облил, что-то мы плохо молимся — надо усилить молитву!» Потом радостные и счастливые встречаются: «Нас обильно унавозили, и теперь мы расцветём пышным цветом!»

— То есть нам нужно научиться радоваться трудностям?

— Да, может, это трудно понять, но это так. Не трудностям радоваться, а той благодати, которая придёт вслед за ними. Если это перевести на медицинский язык, то суть такова: в головном мозгу человека, в центральной нервной системе, есть центры, которые вырабатывают гормоны стресса, и есть нервные клетки, которые вырабатывают гормоны радости. Зона мозга, которая вырабатывает гормоны радости, в семь раз больше, чем зона, вырабатывающая гормоны стресса. Гормонов радости известно более полутора тысяч, гормонов стресса — всего пять. Гормоны стресса, словно стартер, запускающий двигатель машины, стимулируют зону радости, как бы заводят её, включают. Человек устроен так, что головной мозг — самый ленивый физиологический орган. Он бы всё время ел и спал. Но для того, чтобы побудить его к действию, существует стимулирование. «Стимул», по-древнему — это остроконечная палка, обитая железом, которой погонщик тыкал вола, чтобы тот бежал. И вот, когда человек находится в блаженной дрёме, в плену уныния и депрессии, появляется стимул. Если он хорошо отстимулирует человека, то в одно мгновение проходит уныние и депрессия, просыпается зона радости, в человеке открывается второе дыхание, он преодолевает трудности, встречается с Богом и получает благодать.

— Значит, задача стресса — пробудить зону радости?

— Да, это пусковой механизм. Поэтому для людей духовных стрессы были предвестниками благодати. Если во время стресса думать все время о хорошем, то хорошее материализуется по принципу: чем больше стресс, тем больше благодать. И когда долго не было стресса, люди понимали: что-то не так. Самая трудная в мире дорога — дорога в Царствие Небесное. Когда навигатор души человека установлен курсом на Царствие Небесное, тогда все трудности превращаются в радости. Собственно говоря, депрессия и уныние — это сигналы того, что человек сбил навигатор своей души с небесного курса и установил на царствие подземное, на другое ведомство, на державу хаоса, на державу лукавого духа, на державу смерти. Поэтому, если он переведёт его на Царствие Небесное, он окажется как у Христа за пазухой, окажется в Царствии Божьем. Именно на дороге в Царствие Небесное будут стрессы, трудности и препятствия, а дорога в ад — это широкая, спокойная, вымощенная благими намерениями, и, казалась бы, лёгкая дорога. То есть, по сути дела, депрессии — это результат выбора лёгких жизненных путей.

Два вида депрессий

ОСЕНЬЮ ПРОШЛОГО ГОДА Святейший Патриарх
наградил о. Григория крестом доктора богословия

— А как связаны между собой депрессия и уныние? Что из чего вырастает?

— Можно сказать, что уныние — это предстадия депрессии. И уныние, и депрессия — это формы лукавого духа, формы гордыни человеческой. И, конечно, это всё вместе приходит. Ведь не зря уныние и депрессия находятся в лествице развития греха перед главным грехом гордыни. Это как бы предпоследняя ступень. Уныние и депрессия произрастают из греха гордыни. У человека исчезают все желания, и он оказывается во внутренней пустоте, в депрессии, и, конечно, депрессия всегда начинается с обид на Бога. На фоне гордыни возникают мысли, что мир несправедлив. Такой человек чувствует себя бедной сиротой. Ему кажется, что его никто не любит, не ценит, к нему все несправедливы. И, по сути дела, по образному выражению Паисия Святогорца, он начинает превращаться из пчелы в муху и начинает находить помойки в любом цветущем саду.

— Как можно различать депрессии и психические заболевания?

— Депрессии бывают, я бы сказал, двух видов: депрессии невротического круга малой психиатрии, где человека надо побуждать, поднимать, тащить, вовлекать, будить, доставать, не оставлять его одного, и депрессии психотического круга — большой психиатрии. При психических болезнях есть реальная опасность для жизни и, возможно, нужна госпитализация и медикаментозное лечение на начальном этапе. Когда острый период будет купирован, тогда надо человека вовлекать в полноценную реальную жизнь по преодолению трудностей. Не редко бывают психотические депрессии при психических заболеваниях, но чаще невротические депрессии при различных видах неврозов. Я бы так сказал, что невротические депрессии как бы «ложные». Ложные — это преддепрессия, это цветочки. А бывает депрессия психотическая истинная, когда у человека возникает мысль, что надо уходить из жизни — это высшее проявление гордыни. Протест против мира, против Бога, против Вселенной, против всех людей, потому что этого человека не оценили. Вот здесь нужно психиатрическое лечение.

— Интересно, что это не только наша проблема, но и всей благополучной Европы...

— Есть последние данные, что по депрессиям и самоубийствам первое место занимает Голландия. 30% населения Европы болеют болезнями мозга и психическими заболеваниями. И это всё показатель того, что с повышением уровня жизни, улучшением качества физического здоровья и материального благополучия количество депрессий увеличивается, как это ни странно.

Помоги другому — и Господь поможет тебе!

— Мне кажется, многие люди преувеличивают свои трудности и легко впадают в панику, открывая путь негативным эмоциям...

— Нам всем на один день нужно в Алеппо — и депрессии пройдут мгновенно! При больших потрясениях нужна огромная благодать, а чтобы её получить, придётся преодолевать большие трудности. Сам Господь сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые!» Он имел в виду: придите ко Мне на Таинство Причастия, придите ко Мне, чтобы принять Мои Тело и Кровь, разожгите огонь своей души — и вся депрессия уйдёт.

— А что бы вы посоветовали тем людям, которые в этот момент находятся в унынии и депрессии?

— Я бы рекомендовал причащаться раз в неделю, а когда депрессия — несколько дней подряд, и посмотреть, как будет меняться внутреннее духовно-нравственное состояние. Возможно, что от депрессии не останется и следа, потому что вставать в храм тяжело, преодолевать дорогу — тяжело, стоять на литургии — тяжело для человека, который к этому не приучен. И вот это был бы реальный выход из депрессии. Поэтому Господь и даёт нам Духа Утешителя, и радости нашей никто не отнимет от нас. Если радость нашу от нас можно отнять, то мы тогда не получили того Духа Утешителя, о котором нам говорит Господь.

— Вы имеете в виду Духа Святого?

— Да, я долго думал, кто такой Дух Утешитель. Я думаю, что Дух Утешитель не только утешает страдающего человека, но и даёт ему возможность утешать других людей. Утешая других, мы получаем благодать. Для того, чтобы выйти из депрессии, надо найти человека, которому хуже, чем тебе, и помочь ему — и депрессия моментально пройдёт. Такие люди всегда есть рядом. Иногда в трудной жизненной ситуации Господь промыслительно устраивал, что я встречал людей, которым было значительно хуже, чем мне. Так было часто в моей жизни. И когда я видел человека, которому хуже, чем мне, и который просил моей помощи, я ему никогда не говорил: «Ну что ты ко мне пристал?» Я понимал, что это спасательный круг, который мне даёт Господь. Начинаешь помогать этому человеку — и депрессия уходит. И, конечно, надо смеяться над своими трудностями: как же так, я заблудился в трёх соснах, как же так, я потерял курсовую настройку на Царствие Небесное! Как же так, сбился навигатор моей души! Юмор очень помогает.

Мы не понимаем своих возможностей!

ЕПИСКОП Выборгский и Приозерский Игнатий —
всегда желанный гость в юкковском храме

— В юморе есть оптимизм и радость. Вы согласны с тем, что Господь сотворил нас для радости?

— Учёные расшифровали схему генома — это как галактика! Человек словно Вселенная состоит из множества галактик, он имеет колоссальные возможности, человек сотворён для радости жизни! Просто мы не понимаем своих возможностей, которые реализуются на дороге Божьих заповедей, в результате встречи с Богом. И это происходит через преодоление трудностей. А дальше включается закон: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Это сказал великий английский писатель Уильям Теккерей в своём романе «Ярмарка тщеславия».

— Хорошо, а как тогда быть человеку, который хочет помочь другому, но у него нет для этого сил? Что делать в таких случаях?

— Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». В таком случае надо разжигать костёр своей души, приближаться к Богу. Когда костёр в лесу начинает угасать, комары налетают на него со всех сторон. Надо раздувать костёр своей души, чаще причащаться и просить Бога, чтобы Он дал Духа Утешителя. И вот когда костёр души разгорится и придёт Дух Утешитель, тогда очень легко будет помочь человеку. Потому что человеку помогаем не мы, а Сам Господь. Наша задача — помочь человеку, попавшему в пучину депрессии, опять направиться к Богу, вывести его на дорогу заповедей Божьих. В этой помощи мы должны оставаться, как прозрачное стекло, чтобы никому не препятствовать к встрече Богом.

Для чего строят «искусственный мозг»

— Отец Григорий, я слышал, что на юго-западе Швейцарии, в Лозанне, учёные создают так называемый искусственный мозг, для чего?

— Да, он будет занимать много гектаров земли. Тысячи человек в этой команде. Они «вручную» собирают миллионы нейронов и миллиарды нейронных связей. Для чего строят искусственный мозг? На сегодня, как я уже говорил, в Европе около 30% населения болеют психическими заболеваниями, в том числе депрессиями. На этой экспериментальной модели хотят выявить причины этих нарушений, разобраться, почему в мозгу развиваются подобные патологические состояния. Бывает так, что зона стресса не включает зону радости, потому что человек, столкнувшийся со стрессом, уходит от него, прячется. Ему надо идти навстречу трудностям, как в той песне: «Не созданы мы для лёгких путей». К Богу ведут только трудные дороги. Это одна сторона. Другая сторона — это когда нарушаются связи между отдельными участками мозга.

— В чём же тогда смысл медикаментозного лечения?

Медикаментозное лечение, или лечение психотропными препаратами — это аварийное отключение больных участков. При помощи наркоза мы их временно отключаем. У человека с психическими заболеваниями, если отключатся эти аварийные участки, поведение практически не изменится. А если это лечение назначить человеку с неврозом, то он будет чувствовать себя, как зомби, как будто под наркозом, то есть реакция на медикаменты покажет глубину повреждения личности человека. Кстати говоря, одна из причин неврозов — это накопление отрицательной информации, отрицательных воспоминаний. Когда я служил на подводной лодке, на ней было много приборов. От работы приборов намагничивается корпус подводной лодки, и это магнитное поле сбивает работу приборов и они начинают глючить. Подходил корабль, набрасывал провод, пропускал ток, снимал наведённое магнитное поле, и приборы после этого работали нормально.

Валериана плюс причастие

— И всё-таки поясните, откуда берутся депрессии?

— У человека, как и у корабля, есть приборы, это пять органов чувств — зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, и если у него накапливаются отрицательные воспоминания, то он, как мы говорили, превращается из пчелы в муху. Почему они накапливаются? За уничтожение отрицательной информации в памяти отвечает внутренний эндогенный алкоголь. Всплески выработки алкоголя происходят при стрессах и эмоциональных потрясениях, которые человеку необходимы. В норме у здорового человека в организме вырабатывается 10-12 граммов 80-процентного спирта, бокал вина, который будет стирать незначительные стрессы, небольшие отрицательные воспоминания. Но если это будут большие отрицательные воспоминания, то они не будут стёрты, нужно эмоциональное потрясение, большой стресс, тогда в организме может выделиться бутылка водки и даже больше — и тогда всё будет стёрто.

— Что можно предпринять в таком случае?

— Есть медикамент, который усиливает выработку внутреннего алкоголя — это экстракт валерианы. Валерина усиливает выработку внутреннего эндогенного алкоголя, и человек начинает пьянеть от своего внутреннего алкоголя и практически быстро забывать плохое. Но экстракт валерианы, как все травы, надо принимать длительно — только тогда будет эффект. При унынии и депрессии суточная доза может быть до двух тысяч миллиграмм, а потом, когда человек выйдет из депрессии, дозу можно уменьшить. К валериане нет привыкания, и к ней не развивается зависимость. Вот поэтому одним надо давать валериану, другим — психотропные средства, а главное — всем надо причащаться. Причастие тоже покажет, в какой степени духовный компонент подсоединился к этому патологическому состоянию. Когда человек всё время находится в зоне стресса своего мозга, у него повышается внушаемость — способность без критики воспринимать любую информацию. И если при этом думать о хорошем, то сбудется хорошее. А если думать о плохом — сбудется плохое. Если навигатор своей души человек выставляет курсом на Царствие Небесное он всё время думает о хорошем в любых жизненных ситуациях. Если же при стрессе думать о плохом, то он входит в прямой контакт с отрицательными силами. Такому человеку ни в коем случае нельзя заниматься изучением своих грехов, установлением их связей с произошедшими событиями. Ведь получается, что человек, таким образом, пытается проникнуть в помыслы сатаны, а это может привести к страшному повреждению — гордыне ума.

— А как же тогда увидеть свои грехи?

— Для этого надо войти в благодатное состояние. Только через благодать Божью мы видим свои грехи, а Господь скрыл их до поры до времени для нашего духовного подкрепления. Младенца сначала кормят жидкой пищей, а когда он укрепляется, ему дают уже более твёрдую пищу. Так делает и Господь. То есть видение своих грехов происходит не через их изучение, а через встречу с Богом. Появляется свет — и в этом свете мы видим свою собственную тьму. Сегодня многие люди, которые пытаются по книгам изучать свои грехи и устанавливать связи своих грехов с жизненными событиями, уподобляются студентам мединститутов, которые пытаются изучать психиатрию по книгам и ставят себе все диагнозы, которые они там прочитывают. Но ведь это совсем не так, и профессор всегда исключает эти диагнозы.

Охотники за положительными эмоциями

— Но что же тогда делать человеку, находящемуся в депрессии?

— Находящемуся в депрессии я советую собирать светлые, радостные эмоциональные воспоминания... Идёте по улице — остановитесь и посмотрите, как солнышко садится за горизонт. Видите небо голубое — остановитесь, посмотрите! Ведь мир прекрасен! Я всю жизнь охотился за положительными воспоминаниями. И когда нам бывает трудно, туда можно спрятаться. Вот как прячется подводная лодка во время шторма: она заныривает в глубину. Но для этого душа должна вместить Господа Бога. Тогда волна шторма не взбаламутит душу до дна. Будет часть души, которая не подвержена шторму. И именно в этом месте хранятся все положительные воспоминания. Почему у многих людей нет таких положительных воспоминаний? Не потому, что их нет, а потому что хранить негде.

— Получается, проблема в нашей душе?

— «Широк, очень широк русский человек — я бы сузил его», — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. В нашем широком сердце вмещаются и Бог, и дьявол. Когда сильный ветер дует над широким и неглубоким водоёмом, вода там перемешивается до самого дна и появляется муть. Как-то осенью я ехал по нашей дамбе, дул сильный ветер, и весь Финский залив был коричневым. Тогда я понял, почему его называют «Маркизовой лужей». Так и душа человека. В душе современного человека живёт и Бог, и сатана. Надо сужать душу до одного Бога, а душу мы можем сузить только регулярным причащением. Душа сужается — и появляется глубина. И когда мы попадаем в шторм моря житейского, то эмоции наши кипят, и гормоны стресса запускают выработку гормонов радости. Главный из них внутренний эндогенный алкоголь, который всё плохое стирает. И тогда в глубине души у нас царит тишина. И в этой тишине можно услышать голос Бога, который есть самый тихий звук во Вселенной. Это и есть та дорога в Царствие Небесное, которое внутри нас есть. Ведь Господь так и сказал Своим ученикам: «Ищите прежде всего Царствие Небесное и правду Его, а остальное всё приложится». — «А где искать это Царствие Небесное?» — спросили Господа ученики, ведь они были простыми галилейскими рыбаками. И Он им ответил: «Не придёт Царствие Небесное приметным образом, и не скажут — вот оно, здесь или там. Ибо Царствие Небесное внутри вас есть». И ещё Он дал другую подсказку: «Если не будете, как дети — не войдёте в Царствие Небесное». Я хочу сказать, что критерием проверки, что человек находится на дороге Божественных заповедей любви, является то, что он живёт, как у Христа за пазухой. Это обязательное условие. Если человек, как ему кажется, выставил навигатор своей души на Царствие Небесное, но не живёт по Божественным заповедям любви, как у Христа за пазухой, то он неправильно выставил свой навигатор и срочно должен его переставить.

Иван-дурак — совсем не дурак!

— Получается, Царству Небесному надо учиться у детей!

— Когда плачущему ребёнку дают конфетку, он мгновенно забывает плохое и входит в состояние радости. И мы должны так же себя вести. Дети всегда — пчёлы, и они всегда найдут цветок, даже на помойке, для них весь мир — это цветущий сад. Я бы сказал, что образ человека Божьего — это образ Ивана-дурака из русской сказки, потому что в нём нет лукавого духа. Лукавый дух — это дух смерти, противоположный духу любви. В Иване-дураке не было лукавства. И поэтому лукавыми людьми он воспринимался, как дурак. Апостол Павел сказал: «Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый...» Однако Иван-дурак не был дураком, потому что он становится в конце сказки царём. А братья его не были умными, так как получили десять шапок серебра вместо царства.

— Ну да, он — наивный, как ребёнок, а любовь — ведь всегда проста и наивна.

— Вспомним слова Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Вы только вдумайтесь: всему верит... всё переносит — это же образ разводного лоха! Ведь что такое мудрость человека? «Я никому не верю, я жить не хочу, я в депрессии». Иногда люди говорят про кого-то: ну как же, они такие успешные! Знаете, чтобы так сказать, надо знать, о чём думают эти «успешные» без Бога в долгие бессонные ночи, какие у них мысли, когда они просыпаются, какие адские бездны и хаос скрываются в их душах! Это всего лишь внешний лакированный гроб. А если гроб открыть, то вы увидите другую картину. Это не значит, что богатые не могут войти в Царство Небесное. Если для человека главным является Царство Небесное, то ничто ему не повредит: ни богатство, ни деньги, ни власть. Главное, навигатор должен быть верно выставлен. В духовной жизни важна не скорость избавления от грехов и не виденье грехов, а важна твёрдая курсовая устойчивость, правильно выбранный вектор движения. Конечная точка нашей жизни — это Царство Небесное, которое внутри нас есть.

— Что бы вы пожелали читателям?

— Я думаю, что все психические болезни связаны с утерей высших нравственных и духовных ценностей в обществе в широком смысле этого слова. А отсутствие радости у православных людей — с редким причастием. Ранние христиане первые триста лет причащались каждый день. Да, конечно, мы не имеем такой практики — причащаться каждый день. Однако сказано: шесть дней работай, а седьмой — отдай Богу. Я лично считаю — вынь да положь! Конечно, ежедневное причастие должно происходит по благословению своего духовного отца. Прихожане Юкковского храма причащаются минимум один раз в неделю. И многие священники Выборгской епархии так делают. И вы знаете, люди при регулярном причастии достаточно быстро выходят из депрессии: появляется смысл и радость жизни, а самое главное — радость от трудностей. Ведь трудностей у нас хватает. Трудности — это чистое золото, испытания — это чистые алмазы. И когда наша жизнь засыпает нас трудностями, это означает, что Господь нас облагодетельствовал. Трудности быстро пройдут, и это всего лишь зимняя буря, которая быстро растает, и будет замечательный весенний разлив рек. Найдите этот костёр Божественный любви, как замерзающий путник в зимнем лесу, двигайтесь к этому пламени — и ваша душа растает от льда бесчувствия!

— Спасибо, отец Григорий, за интересную беседу! С днём рождения вас! С юбилеем!

Интервью подготовил Арсений НОВИКОВ
Фотографии из архива о. Григория