Евдокия – солнечный праздник весны. Пословицы, народные приметы и традиции праздников на руси

1 марта 2017 года среда
День памяти Святого Макария, митpополита Московского и Коломенского.Продолжается Великий пост.
2 марта 2017 года четверг.
День памяти великомученика Феодора Тирона.Cвященномученика Ермогена, патриарха Московского и всeя России, чудотворца. Продлжается Великий пост.
3 марта 2017 года пятница
День памяти Cвятителя Льва, папы Римского.Пpеподобно Космы Яхромского.Святого Агапита, исповедника.Продолжается Великий пост.
4 марта 2017 года суббота
Пpеподобного Евгения и Макария исповедникoв, пресвитеров Антиохийских.Апостолов Архиппа и Филимонa и мученица равноaпостольной Апфии.Преподобного Феодосия Санаксарского. Продолжается Великий пост.
5 марта 2017 года воскресенье
Торжество Православия - неделя 1-я Великогo поста.
6 марта 2017 года понедельник 2-я седмица Великого поста
7 марта 2017 года вторник
Празднование иконы Божией Матери «Сокольская».Обретение мощей блаженной Матрены Московской.Продолжается Великий пост.
8 марта 2017 года среда
День памяти священномученика Поликарпа, eпископа Смирнского.
Продолжается Великий пост.
9 марта 2017 года четверг
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.Преподобного Еразма Печерского.
Продолжается Великий пост.
10 марта 2017 года пятница
Святителя Тарасия, архиeпископа Константинопольского.Cвященномученика Александра пресвитера.Пpеподобномученицы Мстиславы.
Продолжается Великий пост.
11 марта 2017 года суббота.
Родительская Суббота. Поминовение усопших.День памяти святого Порфирия Газского.Продолжается Великий пост.
12 марта 2017 года воскресенье
Неделя святого Георгия Паламы, 2-я неделя Великого поста.Продолжается Великий пост.
13 марта 2017 года понедельник
Начинается 3-я седмица Великого поста.Преподобного Василия Декаполита. Преподобного Иоанна Кассиана.Празднование иконы Божией Матери "Девпетерувская".
Продолжается Великий пост.
14 марта 2017 года вторник
День памяти преподобной мученицы Евдокии и мучеников Нестора и Тривимия.Мученицы Антонины Никейской.Мучеников Маркелла и Антония.
Продолжается Великий пост.
15 марта 2017 года среда Празднование иконы Божией Матери, именуемoй "Державная".День памяти свщенномученика Феодота, епископа Киринейского.Святого Арсения, епископа Тверского.Продолжается Великий пост.
16 марта 2017 года четверг
Празднование Волоколамской иконы Божиeй Матери и иконы Златоустовской «Знамение».День памяти мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска.Продолжается Великий пост.
17 марта 2017 года пятница
День памяти благоверного князя Даниила Московского.Преподобного Герасима Вологодского.Продолжается Великий пост.
18 марта 2017 года суббота
Родительская Суббота, поминовение усопших.День памяти мученика Конона Исаврийского.Обретение мощей благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина.Празднование иконы Божией Матери «Воспитание».Продолжается Великий пост.
19 марта 2017 года воскресенье Крестопоклонная неделя, 3-я неделя Великого Поста.День памяти 42 мучеников во Амморее.Чествование икон Божией Матери "Ченстоховская", "Шестоковская", "Благодатное Небо".Обретение Честного Креста и гвоздeй святой царицею Еленою вo Иерусалиме.Продолжается Великий пост.
20 марта 2017 года понедельник
Начинается 4-я седмица Великого поста.Иконы Божией Матери "Споручница грешных".Продолжается Великий пост.
21 марта 2017 года вторник
День памяти преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.Празднование иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная.Продолжается Великий пост.
22 марта 2017 года средаПраздник 40 мучеников Севастийских.Иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» Албазинская.Продолжается Великий пост.
23 марта 2017 года четверг
Мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих.Продолжается Великий пост.
24 марта 2017 года пятница
Святителя Евфимия, архиeпископа Новгородского, чудотворца.Святителя Сафрония, патриарха Иерусалимского.Продолжается Великий пост.
25 марта 2017 года суббота
Преподобного Феофана исповедника.Иконы Божией Матери «На столпе в Лидде».Продолжается Великий пост.
26 марта 2017 года воскресенье
Неделя Иоанна Лествичника, 4-я неделя Великого поста.Иконы Богородицы "Молдавская".Продолжается Великий пост.
27 марта 2017 года понедельник
Начинается 5-я седмица Великого поста.День памяти преподобного Венедикта Нурсийского.Празднование иконы Богородицы Феодоровская, Умилениу Себежская,Продолжается Великий пост.
28 марта 2017 года вторникМученика Агапия и с ним семи мучеников.Священномученика Алексия Виноградова.
Продолжается Великий пост.
29 марта 2017 года среда
День памяти мученика Савина Ермопольского.Мученика Папы Ларандского.Продолжается Великий пост.
30 марта 2017 года четверг
День преподобного Алексия, человека Божия.Преподобного Макария.Продолжается Великий пост.
31 марта 2017 года пятница
Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского.Мучеников Трофима и Евкарпия.

Церковные посты в марте 2017 года
Многодневный пост в марте 2017 - на протяжении всего марта длится Великий пост.Однодневные посты - отсутствуют.

Традиции и приметы марта.
После долгой и холодной зимы наконец-то приходит март - первый месяц весны. Но до тепла еще далеко - почти везде еще все засыпано снегом, да и морозы отступать не спешат.В народе март называют зимобором, березнем, капельником, протальником.
Народные приметы на март чаще всего призваны определить, когда сойдет последний снег, наступит тепло и можно будет приступать к посевным работам. Приметы марта также могут рассказать о том, каким будет будущее лето - дождливым или засушливым, насколько хорошим будет урожай той или иной культуры, когда пройдут последние заморозки.

Народные приметы на март

1 марта - Ярило, Пров, Данило-новичок. В некоторых местностях этот день называли Данило-новичком - первым днем весны, новичком, считали, что Данило-новичок умылся и нас дождем умоет. В Средние века первые дни марта считались Ярилиными, в честь бога плодородия славян-язычников Ярилы.1 марта считалось началом нового года, и этот день традиционно был нерабочим. Весну встречали раздольно, с песнями. Если ночью выпадал снежок, матери непременно посылали детишек размести дорожку к колодцу, смести снег со ступенек крыльца - это приносило счастье в дом и здоровье детям. Беременные женщины обязательно старались посмотреть на восходящее солнце, поскольку оно дает силы выносить здоровое и крепкое дитя. Повитухи же вносили полуденный снег в избу и обтирали им руки, чтобы им передалась весенняя чистота.
Приметы 1 марта.
Март месяц любит куролесить: морозом гордится и на нос садится.Март неверен: то плачет, то смеется.Март- позимье, сшибает рог зиме.Февраль зиму выдувает, а март ломает.

2 марта - Федор-тиран, Маримьяна. Этот день получил двойное название в честь святых, память которых отмечалась в этот день. В народном сознании великомученик Феодор Тирон превратился в тирана, вовремя одумавшегося и защищавшего людей. Ему молились о розыске бежавших рабов и украденных вещей.Мармьяна, сестра апостола Филиппа, превратилась в народных представлениях в кикимору - дух в облике женщины, появлявшийся в доме, на подворье, в пустых постройках.
Приметы 2 марта.
Если с первых дней весна разгульна, незастенчива, то обманет, верить нечего.Если после Крещения было потепление, то 2 марта жди мороза.

3 марта - день Агапа. Наши предки считали, что в этот день бог плодородия Ярило брался за соху и борону - проверял, готовы ли они к весне. Крестьяне в этот день начинали подготовку к весенним работам в поле. С этого дня и у кузнецов прибавлялось работы: именно они ремонтировали плуги и бороны, которые уже совсем скоро потребуются в поле. В этот день подавала голос овсянка - маленькая птичка с желтоватой грудкой и зеленой спинкой. Считалось, что она ведет за собой весну и с ее появлением солнечных и теплых дней становится все больше.
Приметы 3 марта.Много снегу - много хлеба: много воды - много травы.Снегу надует - хлеба прибудет; вода разольется-сена наберется.На 3 марта туман - к дождливому лету.

4 марта - день Архипа и Филимона.Этот день получил свое название по имени апостолов Архиппа и Филимона. В этот день на Руси кормили нищих, привечали сирых и убогих, поскольку считалось, что чем больше сделать добрых дел. тем лучше. В крестьянских домах в этот день обязательно пекли каравай (в древности его называли черепенником), который посвящали солнцу и обязательно угощали им соседей, родственников и друзей, оставляя по кусочку нищим.
Приметы 4 марта.
Человек заболевший в этот день будет очень долго болеть.

5 марта - Лев Катанский. День получил свое название от имени святого покровителя Льва, епископа в городе Катане на Сицилии. Поскольку сицилийский святой был далек от русского народа, то крестьяне переименовали его во Льва Катанского и устраивали в этот день катания с гор. Считалось, что тот, кто дальше скатится, тот счастье свое продлит. Говорили: "3има на исходе - торопись на санках накататься досыта".В этот день надо было попросить (или даже взять тайком) из кузницы горячих углей и отнести их в поле. Высыпали их на краю поля и просили благополучия для земледельца, благоприятных условий для роста и созревания хлеба и хорошего урожая.
Приметы 5 марта.
Вороны купаются ранней весной-к теплу.Ранняя весна - не жди добра.Тает снег с дождями - к половодью.

6 марта - Тимофей-весновей. Считалось, что именно этот день определял весну: какова погода в этот день, такая и весна будет, тем более что начинали дуть уже теплые, а не холодные ветры, и говорили: "По весновею и весна". С этого дня начиналось сокодвижение в кленах и березах. В этот день старики слезали с печей и перебирались греться на солнышке на завалинку - это нижняя часть сруба, заваленная для тепла лапником, игольником, соломой пополам с землей. Очень любили этот день дети, поскольку у стариков всегда находилось для них время, говорили, что весновей веет и старого греет.
Приметы 6 марта.
По Тимофею весну смотрели: какое Тимоофей - такова и весна.Дожить до весновея, а там и зима не страшна.Если вокруг дерева края тающего снега крутые - к холодной весне, пологие - к долгой весне.Если встретишь белого зайца, то обязательно еще выпадет снег.Тимофей-весноеей - уж тепло у дверей.Весновей теплом привечает.

7 марта - Афанасьев день, день Маврикия.В народе считалось, что именно в этот день прилетают домой скворцы, грачи и ласточки. Считалось, что ранний прилет птиц - к ранней весне, а еще что ранние ласточки - к счастливому году, и птиц этих в народе очень любили. В этот день начинались полевые работы. Пока по дороге еще можно было проехать, на поля вывозили навоз. Надо было в этот день тайно взять земли из-под первой весенней сохи и так же тайно положить ее в избу.
Приметы 7 марта.
Если на Афанасия вьюга и метель - весна затянется.На Афанасьев день пригрев на стенах (солнышко припекает) - к зеленому году.Когда весной поверхность снега шершавая (снег начинает подтаивать) - к урожаю, гладкая - к неурожаю.Грачи играют - хорошая погода будет.

8 марта - кислые девки.Этот день получил такое название, поточу что в это время девки действительно "кисли" - те, кто не вышли замуж до Масленицы, должны были ждать до лета. Полагали, что этот день был одним из лучших, для того чтобы приворожить понравившегося молодого человека.
Приметы 8 марта.
Весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с севера.Весной ведро воды - ложка грязи, осенью ложка воды - ведро грязи.

9 марта - Иоанн Предтеча.Считали, что в этот день прилетали первые перелетные птицы. Если на день обретения выпадал снег, то это предвещало холодную Пасху, а сухой день - солнечную. Птицы начинали вить первые гнезда, и если они делали это на солнечной стороне, считалось, что лето будет холодным.
Приметы 9 марта.
Птица завивает гнездо, а перелетная птица летит из теплых мест.Птичье потенье, гнезд обретенье.

10 марта - день Тараса.Святого покровителя этого дня просят избавить от лихорадки, которую называют еще кумохой.
Приметы 10 марта.
10 марта — средний срок появления проталин на севере.Если в этот день дверь сорвется с петель — жди беды.

11 марта - день Порфирия.
Казалось бы. уже наступила весна, но все же погода в это время еще очень неустойчива, и приступать к полевым работам боялись: ударит мороз - все посевы погубит.
Приметы 11 марта.
Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя - обманет.Рано затает - долго не растает, о Ветер снег съедает. Вешний ледок, что чужой избы порог (ненадежен).

12 марта - Прокоп перезимний. Санный путь начинал портиться, колея проступала под копытами лошади. Поэтому, прежде чем выезжать со двора, слушали дорогу: надежна ли. Считалось, что с этого дня наступала настоящая весна. Точно так же прислушивались и к капели. Если была сильная капель, то опасались трогаться в дальний путь, зато при хорошей капели охотники собирались в лес - охотиться на зайцев.
Приметы 12 марта.
На Прокопия санный путь непрочен.Появились подснежники - пора пахать.

13 марта - день Василия исповедника.
В этот день было принято приносить в дом сосновую ветку - верили, что она очищает воздух в доме и дает здоровье его обитателям. Из сосновых почек и хвои готовили в этот день разные настои и чаи. С этого дня начинает таять снег на крышах, полагают, что в этот день бывает всегда оттепель. Во многих местностях в этот день пилили дрова, на санях вывозили к берегу реки бревна для сплава.
Приметы 13 марта.
Придет Василий-капельник-и зима заплачет.Василий-капельник - с крыш капает.Если в Васильев день дождь, быть лету доброму.На Василия теплого солнце в кругах - к урожаю.Василий-капельник капли дает, капли уж будут - к доброму году.Длинные сосульки -к долгой весне.С Василия теплого пора собирать сосновые почки.

14 марта - день Евдокии.Начинают дуть весенние ветры. Активно тает снег, и считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для больных собирали снег с пригорков и поили их снеговой водой от разных недугов. Этот день считался наступлением весны, которое праздновали очень весело.
Приметы 14 марта.
Авдотья восемь шуб снимает.Какова Евдокия, таково и лето.На плющиху погоже - все лето пригоже.Авдотья красна, и весна красна.Откуда ветер с Евдокеи, оттуда и летом.С Евдокии-плющихи первые оттепели.

15 марта - день Федота.В этот день отмечают память священномученика Феодота, епископа Киринейского, и русский народ "закрепил" за этим святым название Ветроноса. Действительно, в этот день бывали большие ветры, которых очень боялись, поскольку с ветра приносило болезни и несчастья. Существовало поверье, что в этот день все подземные источники закипают и выливаются на землю - случается последняя большая оттепель. А вот если вместо оттепели ударял мороз, говорили: "Федот - да не тот". В этот день иногда отрастала трава настолько, что можно было уже выпускать пастись скотину.
Приметы 15 марта.
Федот злой - не быть с травой.Федот серчает, да к полудню обмякает, видать, и его солнце припекает.На Федота занос - пойдет скот на снос.

16 марта - Василиск и Евтропий. В этот день выходили в поля и обходили их крест-накрест, чтобы внимание солнца привлечь, заставить его на поле снег топить. Кроме того, крест на поле был призван защитить посевы от болезней и набегов нечистой силы.
Приметы 16 марта.
Евтропий снег топит.Евтропий путь тропит.

17 марта - Герасим грачевник. Считается, что в этот день прилетают из-за моря грачи. Если птицы летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет дружной, вода сойдет вся разом, через три недели можно начинать сев, а вот если умные птицы на гнездо садятся лишь на непродолжительное время и снова взлетают, то холода продержатся еще несколько дней.
Приметы 17 марта.
Грачевник грачей пригнал.Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

18 марта - Конон огородник.Мученик Конон Градарь жил в памфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и получил свое прозвище. В древних церковных месяцесловах этот угодник называется Страдником, и о нем наши предки говорили: "Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много". В русском народе говорили: "Конон-огородник на огород позвал". Поэтому с этого дня копали огороды и вывозили на них навоз.
Приметы 18 марта.
Конон на огород позвал.На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде.

19 марта - день Константина и Елены.В этот день полагалось обойти по кругу все колодцы, притоптать снег. Делали это и для того, чтобы грязная талая вода не стекала в них, и для того чтобы взять у колодца крепость и здоровье.
Приметы 19 марта.
Если 19 марта мороз, то будет ещё сорок утренних заморозков. Если дятел стучит 19 марта — то весна будет поздней.Март время сеет, временами веет, порой греет.Трясогузка возвратилась раньше обычного - к теплой весне.

20 марта - Василий капельник. Иконы "Споручница грешных"В народе говорили, что с этого дня весна идет, "с крыш капает, а за нос цапает". Если ночью вдруг окно треснет или с крыши пласт снега сорвется, то, по народному мнению, это грехи тяжкие на землю падают. Следовало в этот день молиться иконе Божьей Матери "Споручница грешных". В этот день можно было присушить понравившуюся девушку.
Приметы 20 марта.
Капель с сосулек в этот день — хороший урожай льна и конопли.Пасмурная холодная погода к ночи — будет заморозок.Капель с сосульками — к урожаю конопли.

21 марта - Весеннее равноденствие. Вербоносица. Этот день- весеннее равноденствие, весенний солнцеворот - считался настоящим началом весны. Считалось, что в наши края прилетают жаворонки. Этот день был посвящен вербе - считалось, что ее веточки изгоняют из дома тяжесть. В старину вербой хлестали тело для легкости. Когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову, и головная боль отступала.
Приметы 21 марта.
Верба распустилась - весна к лету снарядилась.Вербная веточка в дом счастье приносит.Пришел Ерма с вербой.

22 марта - день 40 мучеников. Сороки - встреча весны.В этот день отмечают вторую встречу весны. Считается, что в эти дни прилетают сорок разных пичуг, и первая из них - жаворонок. Пекут булочки в форме жаворонков, обмазывают их медом. Считается, что с 22 марта и до Зосима-пчельника (30 апреля) будет сорок утренних морозов - утренников. Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет теплое.
Приметы 22 марта.
Если сороки и галки прилетели на Сорока - к теплу.Теплый ветер - к дождливому лету.На сорок сороков, жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

23 марта - день Василисы.К святой покровительнице этого дня обращались с просьбой отвести талую воду от погребов и домов, чтобы подворье не затопило. Считалось, что вода затапливает подполы тех домов, хозяева которых много грешили зимой. Связано это было с тем. что вода, которая проникает в любую щель, всеведуща, все знает, в курсе всех происходящих событий. Считали, что когда в реку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва.
Приметы 23 марта.
Холодный ветер в спину - не выжить зиму.На Василису день мглист - лен будет волокнист.Туман съедает снег.Синие облака, бегущие по небу, - к теплу и дождю.Если в марте случится гроза - к плодородию.Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

24 марта - день Ефима и Софрония. Считалось, что к Ефиму и Софронию прилетают зяблики и чибисы, кукушка подает голос. В этот день наблюдали за птицами, предсказывая то. каким будет будущее лето. Если гнезда расположены на солнечной стороне, значит, лето будет холодным, если в тени - оно будет жарким. Когда первый раз слышат кукушку, полагается брякнуть деньгами в кармане, чтобы водились. Верили, что ранняя кукушка (прежде чем распустятся листья на деревьях) - к голоду. В этот день начинали работы в саду.
Приметы 24 марта.
Дружный прилет птиц - к ненастью и холодам.Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже.Журавли летят быстро, низко, молча - жди скорого ненастья.Ранние ласточки - к счастливому году.Утки и грачи прилетели рано - жди тепла, долго их нет - будут еще холода.Лебеди покидают полынью и расходятся по прудам - к теплу.Если весной появляется много мышей - будет голодный год.

25 марта - Феофанов день.В этот день, в первые часы дня, выходили на улицу встречать весну. Считалось, что если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай на лен и коноплю. Чтобы примета сбылась, разбрасывали по двору горсть конопляных и льняных семян для угощения птиц.
Приметы 25 марта.
По ночам припадают к земле туманы, гонят снег пуще дождей.Туман падает - к солнцу, поднимается - к ненастью.Феофан прогоняет туман.Ранняя весна - летом будет много непогожих дней.При поздней весне опасных заморозков не бывает.

26 марта - Никифоров день.В лесу тоже наступила весна, и талая вода просачивается в берлогу и начинает тревожить медведя. Считается, что с этого дня начинают просыпаться медведи. С давних времен это животное считалось человеком в зверином облике, обросшим шестью. Прилет гусей в эти дни - к урожайному году. А если гуси в воде полощутся - то скоро быть теплу. По последнему льду хорошо клюет плотва, окунь и язь.
Приметы 26 марта.
Пока теплая вода бока не промочит, медведь из берлоги не выскочит.

27 марта - Федор скотник.Традиции. В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.
Приметы 27 марта.
Хороший год по весне видно.Рано затает - долго не растает.Ранняя весна ничего не стоит.Поздняя весна не обманет.

28 марта - день Никандра. День этот еще назывался лесным ухоженьем. потому что с особым уважением надо было отзываться о лесе, который был кормильцем и поильцем крестьян, давал грибы, ягоды, дичь и мясо, целебные травы и полезные коренья.
Приметы 28 марта.
Если чайки прилетели - скоро лед сойдет.Чайки много купаются - к ненастью.

29 марта - Саввин день.В церковных святцах под этим днем числятся три мученика: Саввин. Папа и Трофим. Считалось, что в этот день заканчивается санный путь, пора готовить телегу, причем сделать это надо до половодья. В путь в этот день не собирались, а готовились к выходу в поле. Первым делом надо было привести в порядок телегу - поменять износившиеся спицы и железные ободы.
Приметы 29 марта.
Если этот день теплый, то и весна будет теплой.Облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.Снег скоро тает, а вода бежит дружно - жди мокрого лета.

30 марта - теплый Алексей.В это время снег тает бурно, поэтому этот день и получил название Алексей - с гор вода. Называли его теплым, потому что приходит настоящая весна, а с ней и тепло. Считалось, что если в эти дни появятся большие ручьи, то половодье будет большим и широко разольется по полям и лугам. Садиться в сани в этот день запрещалось: прокатят они тебя мимо желаний. В этот день их убирали до будущей зимы.
Приметы 30 марта.
Если на Алексея тепло, то и весна будет теплой.Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей.На Алексея с гор вода, а рыба со стану (с зимовья) трогается.

31 марта - Кирилл дери полоз Почему этот день называли "дери полоз"? Потому что. выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья.
Приметы 31 марта.
Прилетит кулик из-за моря, принесет весну из загорья. Нет того подрядчика, чтобы весну к сроку выставлял.Снег шершавый (подтаявший) -к урожаю, гладкий - к неурожаю.

В старом юлианском календаре 14 марта — день Евдокии-свистуньи приходился на 1 марта. Именно он считался началом весны.

У наших предков была традиция: на Евдокию кликать весну. Считалось, что благодаря этому обряду весна придет намного раньше и выдастся на редкость теплой.
На Евдокию всей деревней выходили на большой пригорок или возвышенность и устраивали там массовое гулянье. В конце праздника женщины и дети водили хоровод, приговаривая:

«Весна красна, иди сюда, что ты нам принесла? Весна красна, на чем пришла, на чем приехала? Приехала на солнечной колеснице, привезла тепло и свет, лучше тебя нет!»

В народе существовало поверье, будто бы в этот день всегда дуют сильные ветры, которые обладают магической силой. Недаром Евдокию прозвали Свистуньей.

* Мартовский ветер прогонит негатив, а еще он избавит от душевных терзаний.

Наши предки верили, что евдокиевский ветер избавляет от негатива. В связи с этим 14 марта существовала традиция вывешивать на улицу постельное белье и одежду, чтобы они хорошенько продулись мартовским ветром. Ко всему прочему, на евдокиевский ветер выносили украшения, мелкую утварь и сами также старались прогуляться, чтобы избавиться от болезней и «почистить» биополе.

А еще 14 марта можно с помощью ветра избавиться от любых душевных терзаний. Для обряда вам понадобятся 3 кирпича, молоток и свеча. Зажгите свечу белого цвета и поставьте ее в банку. Выйдите на улицу, поставьте банку со свечой на землю или на снег, а вокруг положите кирпичи так, чтобы получился треугольник. Повернитесь лицом на восток и скажите:

«Ветер, ветер, сдуй с моего лица пустые надежды, сдуй с моего сердца ненужные привязанности, сдуй с моей души обиды и разочарования. Да будет так!»

После этого стукните молотком по каждому кирпичу 3 раза, приговаривая:

«Не камень разбиваю, а связь с терзаниями прерываю. Да будет так».

Если они не разобьются, то должны хотя бы треснуть. Свечу затушите и уберите до следующего использования, а вот кирпичики выбросьте подальше от дома.

Приметы на Евдокию

С днем Евдокии-свистуньи связано много примет.

* Если на Евдокию дует теплый ветер, то лето будет мокрое, если холодный, то сухое.
* Какова Евдокия, таков и первый летний месяц.
* Если на Евдокию снег пойдет, то год будет урожайным.
* Если на Евдокию облачно, то весна будет поздней.
* Если Евдокиев день выдастся солнечным, то и лето будет солнечным.
* Если на Евдокию дождь, то домашняя птица будет хорошо нестись.
* Если на Евдокию резкое похолодание, то урожай будет плохой.

23 сентября 2017, 08:58

«Все у нас с моим приемным сыном Колей складывалось просто замечательно. Мы ощущали себя абсолютно счастливыми… И даже в самом страшном сне не могло привидеться то, что произошло потом», - тяжко вздыхает Евдокия Германова - ведущая актриса «Табакерки», сыгравшая более трех десятков ролей в кино и на телевидении и недавно перешагнувшая полувековой рубеж.

Не помню точно, какой же это был по счету мой приезд в детский дом, когда мне уже стали разрешать забирать Колю на прогулку.

Кажется, пятый. Или шестой? Нет, точно не вспомню. Да, впрочем, какая разница… В общем, 2000 год, лето. Приехала, как обычно, раньше назначенного времени. Сижу, жду. Наконец выводят «моего» - маленький такой, в сандаликах, оглядывается по сторонам, меня, наверное, высматривает. Увидел, кажется, даже обрадовался. Но не подбегает. Все равно, как и раньше, подходит осторожно, как бы с опаской. Беру за руку, чувствую - опять насторожен. Хорошо хоть, не возражает. Спрашиваю: «Пойдем гулять?» Молча кивает. Кажется, даже улыбнулся… Тот летний день был особенно хорош: солнце ласковое, не палящее, легкий ветерок, зелень после дождя вымытая и от этого какая-то особенно яркая…

Пошли в ближайший скверик. Я без умолку что-то говорю - сочиняю всякие немыслимые истории про птичек, про стрекозу, про грустное дерево, про веселого жука. И сама на себя удивляюсь, откуда только что взялось! А Коля слушает внимательно, изредка задает вопросы. Включился, значит, в общение. Стали играть - в прятки, в догонялки, в жмурки. Наконец, вижу, выдохся мальчик, устал, ни на что уже не реагирует. Крошечный ведь совсем - всего полтора года. Беру его на руки, и вдруг… Он заулыбался и прижался ко мне всем своим тельцем. Прямо сильно-сильно прильнул. А потом заснул. На моих руках! Смотрю на эту раскрасневшуюся щечку на своем плече, на эту сладкую слюнку и думаю: «Ведь в этом доверчивом объятии заключено главное - человечек безоговорочно вручил себя мне».

И именно в тот момент - отчетливо это помню - осознаю: вот он - мой ребенок! И я пропала. Все мое нутро приняло этого мальчика как своего. Словно по волшебству в душе испарились все тревоги по его поводу, исчезло это дергающее сомнение: все-таки чужой. И родилось абсолютно новое чувство: я - мать, у меня есть сын…

Так рассказывала Евдокия Германова в интервью о своем приемном ребенке.

ЕВДОКИЯ ГЕРМАНОВА С КОЛЕЙ. ФОТО: ПЕРВЫЙ КАНАЛ.

Коллеги актрисы рассказали продолжение громкой истории усыновления - Коля учится на повара и скоро станет отцом.

Заслуженная артистка России Евдокия Германова решила усыновить ребенка, так как своих детей у нее не было. Сейчас артистке 57 лет, а мальчика Колю она взяла из детского дома 17 лет назад, сначала оформила патронаж. Через год подала документы на усыновление, дала мальчику свою фамилию и он стал Николаем Николаевичем Германовым… Опека не сомневалась и отдала мальчика ведущей актрисе «Табакерки».

В интервью Германова рассказывала о причинах усыновления:

«К сорока годам осталась одна. Накатила на меня жуткая депрессия - просто на части разрывало ощущение, что все в моей жизни плохо, живу бессмысленно, будущего нет, никому я не нужна - ни в жизни, ни в профессии. В общем, всю мою внутреннюю территорию охватило полное отчаяние и безысходность…

Признаюсь: конечно, некий эгоизм и даже эгоцентризм в моем решении взять ребенка из детского дома присутствовал, потому что по большому счету спасала я себя. От безысходности это сделала, от отчаяния, но иначе, видимо, не могла. Есть много женщин, рожающих для себя игрушку, - только для того, чтобы почувствовать себя самодостаточными. Моя цель была другой - я хотела кому-то передать по наследству свой духовный опыт, дать силы, вдохновить на что-то.»

ЕВДОКИЯ ГЕРМАНОВА С МАЛЕНЬКИМ КОЛЕЙ. ФОТО: ПЕРВЫЙ КАНАЛ.

Поначалу Германова считала, что ей очень повезло с парнем - любознательный, умный талантливый. Но потом по словам актрисы парень стал воровать, драться… Она положила его в психиатрическую больницу и Коле был поставлен диагноз: «хроническое шизоаффективное расстройство». Актриса от мальчика отказалась.

Но все не так просто в этой истории. Парень вырос, учится, женился, обследовался - врачи признали его абсолютно здоровым.

КОЛЯ С ВОСПИТАТЕЛЕМ В ДЕТСКОМ ДОМЕ. ФОТО: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Эта тема поднималась неоднократно.

Вот, например, у Малахова в "Пусть говорят" в 2014 году.

Мария Арбатова:

«Я пошла на программу «Пусть говорят» о приёмном сыне Евдокии Германовой Николае, потому что познакомилась с ней, когда она была ровно в возрасте Николая. Александр Демидов в студии при журнале «Театр» ставил мою юношескую пьесу «Завистник» о Юрии Олеше, и Дуню ввели на роль куклы-девочки Суок. В моём понимании она так и осталась куклой-девочкой, годы ничего не изменили, и, узнав, что ей дали на усыновление ребенка, я была в шоке. История эта громкая, все подробности на виду, но вчерашней съемкой сюжет можно подытожить. Конечно, надо судить тех, кто дал одинокой психически несбалансированной выпивающей актрисе (а именно такой я видела её на фестивалях и т.д. много лет) полуторагодовалого ребенка. - высказывает свою точку зрения на своей странице в социальных сетях Мария Арбатова. - Под этого ребенка Табаков выбил ей прекрасную двухкомнатную квартиру.

Дуня сперва таскала Николая по гастролям и отдавала в детсад, а в 5 лет запихнула в школу. Детдомовского ребенка в 5 лет! С детсадом тоже было не просто, сидевшие в студии одногрупницы Николая рассказывали, что регулярно видели на нем следы побоев, и были случаи, когда малыш боялся идти домой.

О том, что Дуня его зверски била свидетельствуют не только шрамы на голове, но и куча пересекавшихся с ними тогда взрослых людей. Когда Николай пошёл в школу, начались проблемы, да и как не начаться, если мальчик попал из огня да в полымя? Он плохо себя вёл, плохо учился, был агрессивен, то есть, превратился из забитой запуганной куклы в сложного ребенка с формирующимся характером.

Педагогические таланты Дуни были таковы, что за провинность она била его ремнем с пряжкой по лицу и запирала на сутки в туалете. А потом начала петь песни, что семилетний ребенок обокрал и её, и весь театр, и вообще она боится оставаться с ним на ночь один на один. Всё это наигрывалось в лучших традициях «табакерки», и куче моих приятельниц история была сценически изложена со стонами и заламыванием рук. При этом все видели в ресторане ЦДЛ сильно выпившую Дуню, и симпатичнейшего, отлично общающегося ребенка, носящегося вокруг столов. В один прекрасный день Дуня сдала восьмилетнего Николая в психушку, красочно изложив, что он вор, маньяк, насильник, убийца и т.д. В психушке ребенка продержали год, поскольку было не понятно, что с ним делать - приёмная мамаша стала отказываться от него, а это процесс длительный.

Брат Дуни, узнав о психушке, навещал парня, хотел забрать себе, но опека не разрешила по возрасту, а Дуня отношения с братом после этого прекратила. В результате Николай был отправлен в детдом с диагнозом «шизотипическое расстройство личности». Детский дом оказался отличным, там уж точно не били и не запирали на сутки в наказание, и, выйдя из него, Николай в первую очередь снял диагноз. Никакого «шизотипического расстройства личности» у него не обнаружили, хотя, как вы понимаете, с возрастом подобная проблема бы только усиливалась. Он поступил в колледж учится на повара, стал жить с девочкой из того же детдома и скоро будет папой. Зачем пришёл на программу? Да затем, чтобы показать единственной женщине, которая появлялась в его жизни в роли мамы, что у него всё в порядке, чтоб предъявить собственную ценность и, может быть, восстановить хоть какие-то отношения. И, конечно, спросить, за что она с ним так поступила? Ведь ему было всего восемь лет! Но попытка встретиться под камерой не дала ничего, кроме физиономии актрисы с явного бодуна и её грязной лексики. А, меж тем, есть и юридические нюансы. Квартиру Германова получила на ребенка, и чтобы не связываться с ней, детдом как-то оформил ему получение новой квартиры, которой, кстати, пока не дали, а уже сентябрь!

Если бы не девушка, Николай стал бы бомжом! К тому же по закону, сдавая ребенка в детдом, родитель обязан платить ему алименты со всех своих доходов, аккумулируемые на его сберкнижке до совершеннолетия. Естественно актриса не платила ему ни копейки, и у парня вообще нет денег.

И вообще, если бы не её брат и бывший муж, опекающие Николая, совершенно неизвестно как бы выглядела его сегодняшняя жизнь. Все в ужасе от семьи Дель, зарабатывавшей на сиротах, а родоначальницей этого бизнеса можно признать Евдокию Германову, попользовавшуюся сиротой, наигравшуюся и сдавшую здорового, но недолюбленного мальчика в психушку. Будете смеяться, актриса имеет диплом психолога и международный сертификат НЛП-ПРАКТИК и Член попечительского совета благотворительного фонда «Сохрани Жизнь»».

После передачи Малахова «Преданный ребенок Евдокии Германовой» в редакцию передачи поступило огромное количество звонков и писем. Кто-то сочувствовал актрисе, но гораздо больше людей поддержали Николая. Вскоре позвонила и воспитательница детского дома «Дошколёнок» Лидия Тулайдан, где находился раньше Коля.

Когда Германова привела его к нам, то сказала, что он не может есть многие продукты питания. Мы были удивлены: а чем же нам тогда его кормить? В итоге у нас он поправился, и когда Евдокия приехала, чтобы навестить его, то даже удивилась, что он набрал вес. Коля никогда не называл ее мамой - только «Дуся». Ребенок был веселым, жизнерадостным, очень шустрым.

Она сказала, что мальчика регулярно била Германова. «Коля, когда был маленьким, приходил к нам весь в синяках. Мы спрашивали его, что случилось. Он долго не признавался, но потом произносил имя «Дуся». Мы беседовали с ней, но Евдокия уверяла нас, что Коля упал с лестницы», - говорит женщина.

Многие подписчики Марии Арбатовой тогда выступили с поддержкой парня и осуждением Германовой.

Высказалась и Лариса Гузеева: «Да, я тоже считаю, что поступок Германовой - преступление и другого мнения быть не может! И что? Что изменилось в её жизни после того, как она изуродовала пацану жизнь?»

Ничего не изменилось. И ничего не изменится.

Как я поняла, будет еще одна передача об этой ситуации, но теперь эту тему поднимет вроде как "Пока все дома".

Немного непонятно, правда, что и должно изменится.

Квартиру конечно никто уже делить не будет.Актеры вообще такая категория.

Это же не простой работяга Иван Иванович, который должен сто лет в ипотеке корячиться. Они легкие люди, им все всё должны - просто так.

Я думаю, что наверное лучше вообще не усыновлять, чем так, как ненужную вещь сдать ребенка обратно по гарантии в магазин...

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 7-я по Пятидесятнице.

Прп. Фомы, иже в Малеи (X); прп. Акакия Синайского, о котором повествуется в Лествице (VI).

Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407) ; Обре́тение мощей прп. Герасима Болдинского (2001); мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II); сщмч. Епиктета, пресвитера, и прмч. Астиона, монаха (290); сщмч. Евангела, епископа Томского (Кюстенджийского) (III–IV); мц. Кириакии Никомидийской (IV); свт. Хэдды, еп. Винчестерского (705) (Кельт. и Брит.); прп. Мэльруайна Таллахтского (787; Кельт. и Брит.).

Сщмч. Павла Чернышева, пресвитера (1918).

Икона Божией Матери: Влахернская (принесена в Россию в 1654 г.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Фома Малеин

(Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, разрез по центральному поперечному нефу, вид на восток. Преподобные Фома Малеин и Евфимий Великий)

До принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, приносил победы своим соотечественникам, за что пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, Фома оставил мир с его почестями и принял иноческий постриг.
С великим смирением он посещал старцев-монахов, прося у них руководства в духовной жизни. Через несколько лет Фома получил благословение на уединенную пустынническую жизнь и, укрепленный особым откровением, полученным через святого пророка Божия Илию, удалился на гору Малея (восточная часть Афона). Пребывая в полном одиночестве, святой Фома боролся с невидимыми врагами с таким же мужеством, как раньше на войне с видимыми врагами отечества.

Жизнь и подвиги святого Фомы не могли скрыться от окружающих, к нему стали стекаться люди, искавшие духовного руководства, а также страдавшие от болезней, ибо он получил от Бога благодать исцеления недугов.
Многие верующие получали помощь по молитвам преподобного и по отшествии его к Богу.

Тропарь Фоме Малеину и Акакию Синайскому
глас 1
Светила богосиянная миру / и иноков одушевленныя зари, / Фома чудесы, Акакий же послушанием, / возсиясте светло; / сих, яко имущих дерзновение к Богу, / молитвами во бранех пособствовати молим, / да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений / чтущим их святую память.

Кондак преподобному Фоме Малеину
глас 4
Велию победу мужески показал еси, отонудуже божественною любовию разгоревся, царя тленнаго и вся красная преобидел еси, на горе малейстей вселение совершив: от неяже в небесная возшел еси к царю царей, Фомо, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Акакий Синайский

Акакий был послушником в Лавре Саввы Освященного. Смиренный инок отличался терпением, простотой, целомудрием, беспрекословным послушанием своему нерадивому и дерзкому старцу, который ежедневно укорял его, загружал непомерной работой и нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды, благодарил за все Бога и снискал себе благодать Божию.

Прожив в таком послушании девять лет и поболев перед кончиной, он мирно отошел ко Господу. Его старец через пять дней рассказал о смерти своего ученика одному великому старцу, который сказал что сомневается в этом. Тогда учитель Акакия привел подвижника к могиле. Великий старец громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты? » Из могилы раздался голос послушника: «Отче, как можно умереть делателю послушания? ». Пораженный учитель преподобного Акакия со слезами упал перед гробницей, прося прощение у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келлии близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство ».

Рассказ о святом Акакии был передан Иоанном Савваитом Иоанну Лествичнику, который включил его в свою "Лествицу ".

Тропарь преподобных Фомы и Акакия
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобному Акакию
глас 2
Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Преподобная Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская

Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но живя в Суздале и Переяславле Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.

Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы - всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы преподобным Сергием.

Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лег, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).

Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.

Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением ангельским от всего земного отрешенная » (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, так же от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения, в иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, они находились вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.

28 мая 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Патриарх в своем слове назвал это событие «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии были и обретены мощи преподобной.


(Московский Архангельский Собор)

В храме у протоиерея Василия Зайцева в Телебукино есть достаточно редкая икона, где преподобная Евдокия изображена вместе со святым благоверным Великим Князем Александром Невским:

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской
глас 5
От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 2
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва святой благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Преподобный Герасим Болдинский, обретение мощей

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом - он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков - ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.

Тогда, испросив в Москве позволения на устройство обители, он, как сам говорил в завещании братии, «в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь». А в 1530 году воздвиг храм во имя Святой Троицы и построил келлии для собравшейся братии.
Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона.

Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий.

Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивали под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа.


(Троицкий Болдинский монастырь)

В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.

Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали вполне обоснованные сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.

При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора). Это было определено благодаря найденному белокаменному надгробию 1571 года, лежавшему на захоронении Якова Андреевича Салтыкова.

Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Дмитриевна Панова и художник-реставратор по тканям и коже Наталья Петровна Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.

Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым.
На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского.
Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была вытачана его руками.
Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено правящему архиерею епархии митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

"Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием ", – говорится в ответном письме Владыки.
Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

Тропарь преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 4
Божественною любовию от юности своея распаляем, Преподобне, мир и вся яже в мире оставил еси, в пустыню вселился един. И в ней собрал еси ученик множество на Божие славословие, в молитвах и в посте и в трудах своих обителях добре подвизался во временней жизни. И ныне не остави посещая чад своих, Отче Герасиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу
глас 2
Яко преобидев тленная и долу влекущее мудрование, весь Христов быв и Того честный крест на рамо взем, последовал Ему невозвратно, в молитвах и постех бых, делех же и злостраданиях, образ быв своим учеником: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, молися, блаженне, яко да святое успение твое празднующе вопием: радуйся преподобие Герасиме, отче наш.

Молитва преподобному Герасиму, Болдинскому чудотворцу

О добре наш пастырю и Богомудрый начальниче, преподобие отче Герасиме, услыши нас молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое. Виждь нас грешных в толицех обстоянных сущих, виждь нас немощных отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных, и умом от малодушия помраченных; потщися угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас, недостойных, Спаса Господа, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая и твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносным мощам твоим припадая недостойнии, исцеления просим: избави нас угодниче Христов от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней, и в тине страстей наших. Моли преподобие отче Герасиме Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, а душам нашим спасение и велию милость.

Мученики Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман

Сии святые мученики были родом из Италии и пострадали в царствование императора Траяна1 . Когда началось гонение на христиан, они сели на корабль и прибыли в город, по имени Диррахий2 . Находясь в этом городе и видя, как святой епископ Астий3 висел, распятый на кресте и обмазанные медом, и как шершни и мухи жалили его, они прославили его за исповедание Христа. Поэтому узнали, что они – христиане, и воины тотчас же схватили их. На допросе они исповедали свою веру во Христа и по повелению анфипата4 Агриколая их посадили на корабль и потопили на глубоком месте в море. Так и скончались святые мученики5 . Тела их выброшены были впоследствии волнами на берег и здесь же в песке были погребены. Спустя 90 лет после сего святые мученики явились александрийскому епископу и сказали ему: "Возьми наши тела ".

Тогда епископ с почестями похоронил тела святых и на месте их погребения построил небольшую церковь.

___________________________
Примечание
1
Траян царствовал в римской империи с 98 до 117 года В 99 году он возобновил закон, запрещавший тайные общества. А так как у язычников составилось уже мнение о христианах, как о людях принадлежащих к тайному обществу, и так как богослужебные собрания христиан происходили по ночам и тайно, то он воздвиг на них гонение, как на нарушителей упомянутого закона.

2 Город Диррахий, иначе Эпифамн, ныне Дураццо, находился в нынешней Албании на берегу Адриатического моря.

4 Анфипатами в римской империи назывались начальники областей.

5 Время кончины сих святых мучеников в точности неизвестно.

Священномученик Епиктет, пресвитер и преподобномученик Астион, монах

Преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах жили в царствование римского императора Диоклитиана в одной из восточных областей Римской империи. Добродетельный пресвитер Епиктет с юности посвятил свою жизнь Богу. Он стяжал дар чудотворений и по его молитвам совершались многочисленные исцеления страдавших от нечистых духов и различных болезней.

Однажды к святому Епиктету зашел во время прогулки знатный юноша-язычник Астион, сын местного градоначальника. В продолжительной беседе святой Епиктет просветил Астиона, посеял в душе юноши Слово Божие, рассказав ему об Истинном Боге, о великой ценности бессмертной человеческой души, о ничтожестве кратковременных земных наслаждений.
Уверовав во Христа и приняв святое Крещение, блаженный юноша стал усердно просить наставника уйти вместе с ним в какую-либо далекую страну, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. Сев на корабль, святые Епиктет и Астион уехали в землю скифов. У устья реки Дунай они поселились недалеко от города Алмириса среди славян-язычников и проводили жизнь в подвигах поста и молитвы.

Богоугодная жизнь отшельников не могла долго оставаться неизвестной миру. К святым стали приходить люди, страдавшие различными болезнями и одержимые злыми духами, и получали исцеления по их молитвам. Язычники тоже стали просить помощи у святых подвижников и, получая облегчение в своих страданиях, обращались ко Христу.
В то время в город Алмирис прибыл начальник области Латрониан, и языческие жрецы донесли на святых Епиктета и Астиона, что они волшебством привлекают людей к своей вере. Святых схватили и начали допрашивать.
После З0-дневного заключения в темнице без пищи и воды святые мученики Епиктет и Астион вновь предстали перед судьей Латронианом, готовые мужественно принять новые страдания за Христа.
Их приговорили к усекновению мечом (†290).

Родители святого мученика Астиона - Александр и Маркеллина приняли святое Крещение от епископа города Томы Евангела, который вскоре пострадал за Христа также через усекновение мечом.

Священномученик Евангел Томский (Кюстенджийский), епископ

Епископ «в скифской стране » - вероятно Томийский, - крестивший обращенных священником Воносом родителей мученика Астиона после смерти последнего. Евангел успешно обращал в Христианство язычников в устье Дуная.

В греческих синаксарях под 7 июля есть память мученика Евангела. По сведениям стишных синаксарей он был усечен мечом. Синаксари не содержат сведений о времени и месте кончины - однако, предположительно память относится к епископу Евангелу и датируется Диоклетиановыми гонениями.

Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (кон. X в.), память мучеников Евстафия, Поликарпа и Евангела праздновалась в Константинополе в квартале Сива или Сивония. Кроме синаксарей память Евангела, вместе с памятью мучеников Евстафия и Поликарпа, указана в Типиконе Великой церкви.

Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).

Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста »). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.

Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.

По церковному календарю . В этот день церковь отмечает память преподобной мученицы Евдокии.
Мученица Евдокия, уроженица города Илиополя, долгое время вела греховную жизнь. Но произошло чудо: Евдокия уверовала. Раскаявшись, женщина покинула мир и ушла в обитель. «И все казалось ей, что недостойна она прощения, и наложила на себя самую строгую епитимью…» За подвиги покаяния «Господь одарил преподобную умением творить чудеса»-. Говорят, святая могла молитвой своей даже воскресить умершего.
В 170 году по приказанию императора Викентия, гонителя христианства, преподобная Евдокия была казнена.
По народному календарю . В народе этот день называли также: Евдокия-шпощиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол.
Плющихой называли потому, что происходят перемены в природе: от теплой погоды снег начинает подтаивать, оседать и как бы сплющивается. В некоторых местах святая Евдокия называлась также свистуньей, так как в это время начинали дуть и свистать весенние ветры. В старину народ именовал Евдокию весенницей, так как эта святая женщина заведовала у Бога весною. У нее хранились ключи от весенних вод: захочет «весенница» - рано пустит воду, не захочет или прогневается - задержит, а то и морозы напустит. Оттого раньше крестьяне боялись святой Евдокии и 1 марта никогда не работали.
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Женщины рано поутру принимались раскатывать тесто. Пекли обрядовое печенье - жаворонки.
Позже день святой Евдокии ничем не отличался от других второстепенных церковных праздников. Только бабы обязательно приходили в церковь и заказывали молебны перед иконой Евдокии, так как эта святая считается покровительницей овец.
В некоторых деревнях женщины и дети начинали в этот день «кликать весну», для чего влезали на крышу или на пригорок и пели веснянки. Во многих местах крестьяне приносили в этот день из лесу сучья, топили избы, «чтобы весна была теплая», скидывали с кровли снег, а вечером примечали: если на крышах сосульки длинные, то лен будет хороший, особенно куделью.
Крестьяне верили, что на Евдокию все подземные ключи закипают, а бабы с этого дня начинают белить холсты.
Наступала пора подумать о предстоящих полевых и огородных работах. Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не сможет пострадать от мороза. Обычно на Евдокию сеяли капусту.
Особенно почитали в деревнях на Евдокию снежицу - талую водицу. Приносили воду курам - и куры начинали нестись через неделю-другую. Снежицей больных мыли, дома обмывали, цветы в доме поливали.
Приметы . Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.
Солнце, говорили, в этот день Евдокией поглядывает: то снег зарядит, то дождь зазвенит.
Какова Евдокия, таково и лето. На плющиху погоже - и все лето пригоже.
На Евдокию снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето, ветер с севера - холодное лето.
На Евдокию снег - в жнивень урожай с полей всех.
Новый месяц на Евдокию - быть лету мокрому.
Потекли ручьи на Евдокию - жди первую траву в первой декаде мая.
Евдокия красна - все весенние праздники будут ведрены, урожай на огурцы, капусту, грузди.
Если курица на Евдокию снежицы напьется, то и овечка на Его-рия (6 мая) наестся.
Отколь ветер на плющиху подует, оттоль придет и весна.
На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.