Где самое большое количество церквей. Самые великие храмы в мире. Почему и зачем у православных много храмов? Сколько православных в мире

Ниже представлен список десяти самых высоких церквей в мире. В него не вошли храмы, которые по разным причинам были разрушены и их больше не существует. Например, Старый Собор Святого Павла, который в высоту достигал 150 метров. Однако был полностью разрушен во время Великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Новый собор в Линце – 135 м

Новый собор в Линце также известен как Собор Непорочного Зачатия - католический собор , расположенный в городе Линце, Австрия. Строительство церкви было начато в 1862 году, по инициативе епископа Франца Йозефа Рудигера. В 1924 году храм был освящён. Является крупнейшим церковным зданием в Австрии, которое способно одновременно вместить в себя до 20 000 человек.

Собор Святого Петра – 136,6 м

Собор Святого Петра - католический собор, расположенный в Ватикане. Является наиболее крупным и центральным сооружением в государстве. Рассматривается как одна из наиболее почитаемых католических святынь. Строительство собора началось 18 апреля 1506, и было завершено 18 ноября 1626 года.

Собор Святого Стефана – 136,7 м

Собор Святого Стефана - католический собор, расположенный в центре Вены. Является символом Австрии, а также одной из самых популярных и узнаваемых достопримечательностей австрийской столицы. Собор, выполненный в романском и готическом стилях, был построен на руинах двух предыдущих храмов. Приобрёл современный вид к 1511 году.

Базилика Пресвятой Богородицы Лихеньской – 141,5

Базилика Пресвятой Богородицы Лихеньской - римско-католическая церковь, расположенная в деревне Лихень Стары, недалеко от города Конин, Польша. Была построена за счёт пожертвований паломников, по проекту Барбары Белецкой в 1994–2004 годах. Является одной из, а также одним из главных мест паломничества в Польше.

Страсбургский собор – 142 м

Страсбургский собор - римско-католический собор, расположенный в городе Страсбурге, регион Эльзас, Франция. Был построен в 1439 году. В промежутке с 1647 по 1874 года (227 лет) являлся. Сегодня же это крупнейший собор в истории европейской архитектуры, а также крупнейшая в мире постройка из песчаника.

Церковь Святого Николая – 147 м

Церковь Святого Николая - одна из пяти лютеранских церквей города Гамбург, Германия. Выполнена в неоготическом стиле по проекту английского архитектора Джорджа Гильберта Скотта. С момента её постройки в 1874 году по 1876 церковь являлась самым высоким зданием в мире. В конце июля 1943 года после бомбардировок города («Операция Гоморра») была разрушена. Сейчас от неё осталась лишь башня, которая выступает в качестве мемориала и важного архитектурного памятника.

Руанский собор – 151 м

Четвёртое место в списке самых высоких церковных сооружений в мире занимает Руанский собор - католическая церковь, выполненная в готическом стиле. Находится в центре города Руан, в 330 метрах от правого берега реки Сены, Франция. Между 1876–1880 годами являлся самым высоким зданием в мире. Ныне это самая высокая церковь во Франции.

Кёльнский собор – 157,4 м

Кёльнский собор - один из самых известных готических соборов, расположенный в городе Кёльне, Германия. Его строительство началось в 1248 году, и было заморожено в 1473, оставив собор незавершённым. Сооружение храма возобновилось лишь в середине XIX века, и было окончено по первоначальному плану в 1880 году. Этот римско-католический собор является самой популярной достопримечательностью Германии, ежедневно его посещает в среднем 20 000 человек.

Нотр-Дам-де-ла-Пэ – 158 м

Нотр-Дам-де-ла-Пэ или Базилика Пресвятой Девы Марии Мира - римско-католическая церковь, посвящённая Богоматери Мира. Находится в городе Ямусукро, столице государства Кот-д’Ивуар. Была построена между 1985–1989 годами. Базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ общей площадью 30 000 квадратных метров является самой большой церковью в мире.

Ульмский собор – 161,5 м

Ульмский собор - лютеранская церковь, расположенная в городе Ульме, Германия. Первый камень был заложен в 1377 году, с тех пор собор постепенно достраивался и расширялся. 31 мая 1890 был полностью завершён. Его шпиль достигает высоты 161,53 метра, на который ведут 768 ступенек. Это самая высокая церковь в мире, и 4-е самое высокое здание, построенное до XX века.

Поделится в соц. сетях

Многие известные нам самые большие храмы создавались благодаря усилиям множества людей. Специально обученные мастера обрабатывали материалы, необходимые для изготовления сооружений, а потом устанавливали их на условленные места. Первые храмы предназначались для приверженцев языческих религий, а поздние - для исповедующих православие, ислам, иудаизм и т. д. В данной статье речь пойдет преимущественно о самых больших архитектурных сооружениях. А в них, как известно, проводились воззвания к древним божествам и другие великие таинства.

Самые великие храмы в мире

Первым в данном рейтинге будет рассмотрен Кафедральный собор Севильи. Он был построен испанцами, жителями Андалузии, в шестнадцатом веке. Всем, кто когда-либо его видел, он запомнился своими великолепием и изысканностью архитектуры.


Не только простые обыватели, но и опытные исследователи придерживаются мнения, что Кафедральный собор Севильи является непревзойденным образцом готического стиля, славящимся своими огромными размерами. С ним не сравнятся даже храмы Святых Павла и Петра, находящиеся в Европе. Помимо большой площади, у данного строения есть еще одна особенность - это наличие самого дорогостоящего алтаря, материалом для которого служит чистое золото.


Более того, Кафедральный собор Севильи еще и самый оригинальный, построенный в неповторимом стиле и тем самым отличающийся от других святынь. При входе в него можно увидеть поражающий своей площадью зал в виде прямоугольника, убранство которого имеет нечто общее с арабскими мечетями. Длина его составляет почти сто пятьдесят метров. Приделы и боковые капеллы, находящиеся в храме, окружают подпорные стены.

Центральный неф включает в себя капеллу и хор. Именно за счет такого внутреннего устройства храм напоминает отдельную конструкцию, ассоциирующуюся у посетителей с огромным, изобилующим украшениями и драгоценными элементами дворцом.

Нелишним будет упомянуть также о том, что помимо готики в Кафедральном соборе Севильи присутствуют элементы стиля Ренессанс. К примеру, в данном стиле выполнены Главная ризница, Зал Капитула, Королевская капелла. Еще невооруженным глазом можно заметить следы такого стиля, как Испанское барокко, - он преобладает в юго-западной части строения.

Храм святого Саввы Сербского также смело можно отнести к числу самых больших религиозных сооружений. Его месторасположение - город Белград. В отличие от собора Севильи, данное строение появилось не очень давно. Его архитектурный чертеж был готов еще в девятнадцатом веке, а строительство началось только спустя сто лет. Такая задержка в строительстве была обусловлено войной 1941–1945 годов, а также финансовыми трудностями, которые в то время переживало государство. Двери храма открыли для прихожан лишь в начале XXI века.


Длина сооружения от юга до севера составляет около 80 метров, а от запада до востока - примерно 90 метров. По площади храм превосходит даже московскую Церковь Христа Спасителя - в нем одновременно могут находиться около тысячи певцов и нескольких тысяч прихожан.

Поскольку высота строения равна 130 метров над уровнем моря, увидеть его не составит труда даже людям, живущим в отдаленных уголках города.


Что касается стиля, в котором построен храм, то специалисты определяют его как сербско - византийский. Не меньший интерес для туристов представляет один любопытный факт: во времена Средневековья на месте нахождения церкви произошел набег османских захватчиков, которые сожгли мощи Саввы Сербского.

К числу самых больших храмов в мире принадлежит также Ангкор-Ват, находящийся в списке ЮНЕСКО. Тысячи людей, исповедующих индуизм, едут в то место, где расположено это сооружение. Едут они, чтобы поклониться богу Вишну, во имя которого и был построен Ангкор-Ват. Для многих индуистов храм представляет большую ценность. Отчасти это объясняется тем, что история строения началась еще в двенадцатом веке; строительство его началось по приказу короля Суръявармана второго.


месторасположение храма, представляющего собой огромное сооружение, - азиатская страна Камбоджа. Такое название святыне было подобрано неслучайно - ведь когда-то в прошлом на месте ее расположение существовало государство Ангкора, в котором жили люди, принадлежащие к такой национальности, как кхмеры. Удивительно, но каждый второй житель этого древнего азиатского города хоть раз в своей жизни в нем бывал. А население в этом маленьком городке, надо сказать, было весьма большое - около пятисот тысяч человек.


Храм Ангкор-Ват протянулся на расстояние свыше двухсот метров в квадрате. Более того, по недавней оценке специалистов, площадь сооружения гораздо меньше той, что должна была быть.

Несмотря на то, что храм был построен в честь божества Вишну, на его стенах можно увидеть и изображения других богов индуистского пантеона. Для индуистов данная святыня является символом горы Меры, на которой, по местным легендам, жили различные божества.

Снаружи Ангкор-Ват и в самом деле выглядит как гора, устремленная ввысь. Со всех сторон храм окружают ров, наполненный водой, а также стена, высота которой равна две сотни метров. Само же строение возвышается на шестьдесят метров.

К сожалению, в истории этого строения был период, когда храм был всеми позабыт. В Европе он стал известен только на исходе девятнадцатого века. В настоящий же момент изображение этого уникального строения украшает флаг Камбоджи.

В солнечном Египте, в деревне Карнак, находится еще один памятник архитектуры, размеры которого не могут не впечатлять. Множество строителей усердно трудились над возведением Карнакского храма еще во времена древнего Египта. В соответствии с названием местности Святыне и дано было название Карнакский храм.


Говоря о древнем Египте, нельзя не упомянуть город Фивы, много веков назад являющийся его столицей. Именно он когда-то находился на месте Карнака. И там, а не где-либо еще, начали строительство Карнакского храма. В нем приняли участие самые разные властители древнего Египта, внося новшества в архитектуру сооружения и совершенствуя ее. Но основную работу выполняли все же простые люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в услужении у владык.


Посвящен Карнакский храм нескольким божествам, находящимся в особом почете у египтян. Это Амон - бог солнца, Мут - богиня цариц и Ях - покровитель луны. Соответственно, для каждого из божеств было отведено определенное место в храме. Эти три зоны, на которые делилось сооружение, различались по своему убранству и религиозной символике. Однако у них было кое-что общее. Все три части храма украшало множество массивных колонн. На всех их изображались красочные рисунки, представляющие собой сюжеты из жизни владык Египта. Как уже было сказано ранее, в обязанность нового владыки, только начинающего свое правление, входило дополнение Карнакского храма различными архитектурными элементами. В качестве примера можно рассмотреть всем известного фараона Тутмоса, благодаря труду которого были созданы изящные статуи.

2016.11.10 by

Собор – это всегда один из главных храмов города, либо храм, который посвящен какому-то особому событию, поэтому в отличие от обычных церквей соборы строились с особым величием. Перестать быть собором храм не может – этот статус присваивается ему раз и навсегда. В принципе, особо большие размеры для собора и не обязательны, но он с самого начала рассчитывается на большие богослужения, поэтому его просто приходится делать больше.

Предлагаем взглянуть на самые высокие и величественные соборы и церкви мира.

(Всего 11 фото)

Спонсор поста: Купить картину - В базе данных огромное количество художников из разных городов и стран. Больше всего представленны Украина, Россия, Беларусь, Москва, Киев, Санкт-Петербург, Одесса.


1. Ульмский собор (Германия), высота 161,5 м.

Этот лютеранский собор считается самым высоким собором мира. Высота собора вместе со шпилем составляет 161,5 м, а 768 ступеней позволяют подняться до высоты 143 м. Закладка собора состоялась в 1377 году, к самому строительству приступили спустя почти 20 лет – в 1392 году. К 1405 году было завершено строительство только основной части собора, с перерывами он продолжал достраиваться еще несколько веков, и полностью строительство закончилось только в 1890 году. Таким образом, всего строительство Ульмского собора заняло почти половину тысячелетия.


2. Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Кот-д’Ивуар), высота вместе с крестом на главном куполе 158 м

Эта базилика считается самой большой из христианских церквей в мире. Здесь одновременно на богослужении пожжет присутствовать более 18000 человек. Правда, римский собор св. Петра при меньшей площади может вместить в три раза больше верующих.

3. Кельнский собор (Германия), высота 157,4 м.

Строительство этого красивейшего готического собора началось в 1248 году, а закончилось только в 1880 году. Во времена этого 632-летнего строительства даже сложилась легенда, гласящая, что городу Кельну ничего не будет угрожать, пока будет продолжаться строительство собора. Этот собор занимает третье место в мире по высоте среди христианских храмов, но при этом является самым высоким из всех церквей, которые имеют две одинаковые башни. 533 ступени позволяют подняться на высоту 150 м.


4. Руанский собор (Франция), высота 151 м.

Этот четвертый по высоте собор обладает самой высокой в мире чугунной башней. Один из основателей импрессионизма, французский художник Клод Моне создал 50 картин, изображающих этот собор при разном освещении и в разное время года.

5. Собор Святого Николая (Германия), высота 147,3 м.

Собор сильно пострадал в результате бомбежек во время Второй мировой войны, и остается не восстановленным до сих пор. С 1874 по 1876 годы этот собор считался самым высоким зданием в мире.


6. Страсбургский собор (Франция), высота 142 м.

С 1625 по 1874 год этот собор считался самым высоким зданием мира. Собор построен из песчаника и является одним из самых больших зданий мира, выполненных из этого материала.


7. Базилика Пресвятой Марии Богородицы Лихенской (Польша), высота 141,5 м.

Эту самую большую базилику Польши спроектировала польский архитектор Барбара Бьелецка. Храм строился с 1994 по 2004 годы на пожертвования верующих.


8. Собор Святого Стефана (), высота 136,4 м.

Этот величественный собор в готическом стиле является одной из главных достопримечательностей Вены.


9. Новый собор (Австрия), высота 134,8 м.

Этот собор является самым большим, но не самым высоким собором Австрии, уступая по высоте всего 2 метра собору Святого Стефана. Собор построен в 1924 году.


10. Собор Святого Петра (), высота 136,4 м.

Это самый крупный храм Ватикана и один из самых больших по площади соборов в мире. Самая крупная в мире христианская церковь – Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуар – построена по образцу этого собора. Она превосходит его по площади и по высоте, но собор Святого Петра спроектирован так, что может вместить в три раза больше прихожан.


11. И, наконец, собор Святого Вита в столице Чехии – Праге. Это не самый высокий собор – его высота всего 96,5 м, но он является самым длинным собором в мире. Длина его главного нефа составляет 124 м.

Церковь – это христианский храм, т.е. особое строение, предназначенное для религиозных обрядов и богослужений. Так как религия на протяжении всего времени существования человечества играла одну из важнейших функций в общественном мироустройстве, то и храмы всегда были на особом счету – они являлись одними из важнейших зданий в городе. Более того, именно с постройки храма начиналось развитие и рост практически всех городов.

Возведением храмов занимались лучшие строители и архитекторы и именно храмы всегда украшались лучше всего, порой даже богаче дворцов правителей и королей. И в настоящее время главный храм любого города является одной из важнейших его достопримечательностей.

Интересно узнать, а какие же церкви являются самыми большими в мире.

Долгое время самым крупным христианским храмом в мире являлся главный католический собор – собор Святого Петра в Ватикане. Его размеры впечатляют – 212 м. в длину и почти 150 м. в ширину по трансептам (боковым помещениям вокруг алтарной части) при занимаемой площади более 22 тысяч кв.м.
Высота по верхушке креста на куполе – 136 м. Собор может вместить в себя около 60 тысяч человек! Его возводили в 16 веке такие великие мастера, как: Донато Браманте, Рафаэль и Микеланджело.


Собор Святого Петра является несомненно великим архитектурным шедевром.


То же самое относится и к его богато украшенному интерьеру. Он стал прототипом для многих других крупных церквей, в том числе и для базилики Нотр Дам де ля Пе (Пресвятой Девы Марии Мира) в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро. Она была построена в 1989 г. и занесена сейчас в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая церковь в мире – ее площадь составляет около 30 тысяч кв.м. Хотя вместимость ее при этом менее 20 тысяч человек, что в три раза меньше собора Святого Петра.


Так же ватиканский собор послужил образцом и для англиканского собора Святого Павла в Лондоне, который занимает третью позицию в нашем списке.



Его размеры – 170 на 90 м. Так как этот храм, в отличие от первого, яляется протестанским, то строился в противовес ему в конце 17 века. Автором этого выдающегося сооружения является английский архитектор Кристофер Рен. Интерьер собора Святого Павла, как и подобает протестанскому храму, в отличие от католического, относительно скромен. Но сами архитектурные формы выполнены великолепно.



Затем опять возвращаемся в Италию. На четвертом месте находится Миланский собор . Его размеры – 158 на 92 м. В отличие от трех предыдущих он имеет явно выраженный готический стиль, кстати, не характерный для Италии. И вообще облик этого храма уникален.



Он весь выполнен из мрамора и насыщен различными декоративными элементами. Фактически Миланский собор – чуть ли не самое крупное здание из мрамора в мире.



Совсем немного размерами ему уступает Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре , занимающий пятое место.
Его размеры – 153 на 90 м., а вместимость такая же – около 40 тысяч человек. Но он – самый старший из всех, т.к. был возведен в 15 в. Таким образом до постройки Миланского собора в 16 в. Флорентийский собор был самым большим в мире.



Следует отметить одну характерную особенность собора Санта Мария дель Фьоре – гигантский оранжевый восьмигранный купол работы великого флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески. Его диаметр составляет 42 м. и равен куполам Римского Пантеона и собора Святого Петра, которые до сих пор считаются самыми большими в мире.


Долгое время самым крупным христианским храмом в мире являлся главный собор Святого Петра в Ватикане. Его размеры впечатляют – 212 м в длину и почти 150 м в ширину при занимаемой площади более 22 тыс. м 2 . Высота по верхушке креста на куполе – 136 м. Собор может вместить в себя около 60 тыс. человек. Его возводили в XVI веке такие великие мастера, как Донато Браманте, Рафаэль и Микеланджело.

Собор стал прототипом для многих других крупных церквей, в том числе и для базилики Нотр Дам де ля Пе (Пресвятой Девы Марии Мира) в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро. Она была построена в 1989 году и занесена сейчас в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая церковь в мире – ее площадь составляет около 30 тыс. м 2 , ее вместимость – 20 тыс. человек. Также ватиканский собор послужил образцом и для собора Святого Павла в Лондоне. Его размеры – 170 на 90 м. Автором этого выдающегося сооружения является английский архитектор Кристофер Рен.

На четвертом месте – Миланский собор. Его размеры – 158 на 92 м. В отличие от трех предыдущих он имеет явно выраженный готический стиль, кстати, не характерный для Италии. И вообще облик этого храма уникален. Он выполнен из мрамора и насыщен различными декоративными элементами. Фактически Миланский собор чуть ли не самое крупное здание из мрамора в мире. Совсем немного размерами ему уступает Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре, занимающий пятое место. Его размеры – 153 на 90 м, а вместимость такая же – около 40 тыс. человек.

Самым большим религиозным сооружением России является храм Христа Спасителя, который находится в Москве. Первоначально храм был создан по проекту архитектора Тона, его строительство началось в 1839 году. Однако в 1931 году храм был разрушен, а впоследствии воссоздан на прежнем месте. Его реконструкция закончилась в 1997 году. Храм имеет грандиозные размеры: его высота равна 105 м, в целом здание храма выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной, вместимость – 10 тыс. человек. Архитектура храма навеяна византийскими традициями, внутреннее убранство также впечатляет своей роскошью, заимствованной из византийской православной религии.

Самой большой мечетью в мире является мекканская Запретная мечеть, которая является главной святыней мусульманского мира. Во дворе мечети находится Кааба. Мечеть была построена в 638 году. С 2007 года по 2012 год по решению короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда проводится новая масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличивается до 400 тыс. м 2 и в ней помещается 1,12 млн человек. Строятся еще два минарета, а также новые Ворота короля Абдаллы, все старые и новые помещения оснащаются кондиционерами. С учетом также реконструируемой территории округи всего в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 млн человек одновременно. Стоимость реконструкции составляет 10,6 млрд долларов.

Мечеть пророка в Медине является второй по величине в мире и второй по значимости святыней ислама. Мечеть на этом месте была еще во времена жизни пророка Мухаммеда. Могила пророка находится под зеленым куполом. Считается, что он сам принимал участие в строительстве мечети, которая перестраивалась множество раз, расширялась, и на данный момент ее вместимость – от 600 тыс. человек, а территория – 400–500 м 2 . Считается, что в период хаджа она вмещает в себя до 1 млн человек.

Мечеть шейха Зайда – самая большая мечеть в ОАЭ. Расположенная в Абу-Даби, она названа в честь шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна – основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов. Мечеть способна одновременно вместить 40 тыс. верующих. Главный молитвенный зал рассчитан на 7 тыс. молящихся. По четырем углам мечети стоят четыре минарета, которые возвышаются приблизительно на 107 метров. Внешний ряд главного здания покрывают 82 купола. Купола украшены белым мрамором, их внутреннее художественное оформление также выполнено из мрамора. Внутренний двор выложен цветным мрамором и насчитывает около 17,4 тыс. м 2 .

В России самой большой по площади является махачкалинская Джума-мечеть – главная мечеть дагестанской столицы, построенная по образу знаменитой стамбульской Голубой мечети. После реконструкции 2007 года Джума-мечеть может вместить в своих стенах до 15 тыс. человек. Вторая по вместительности мечеть России – грозненская красавица – «Сердце Чечни», которая вмещает свыше 10 тыс. прихожан. Мечеть входит в состав исламского комплекса республики, общая площадь которого – 14 га. У мечети есть собственная телерадиостудия.

Казанская мечеть «Кул Шариф» является пятой по вместительности и одной из красивейших в России. Она вмещает более 2 тыс. человек. Это главная мечеть Татарстана, расположенная на территории Казанского кремля. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь ее последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Боробудур – самый большой буддийский храм в мире – был построен около 800 года н. э. на острове Ява. Строители этого буддийского святилища пытались воспроизвести легендарную гору Меру из древнеиндийской мифологии, ее огромную золотую вершину, на которой покоится все мироздание. Если смотреть с высоты, то Боробудур (название означает «много Будд») предстает в виде огромного геометрического знака и сакрального символа мандала, то есть диаграммы мироздания, в которой объединены небо (три круглые верхние террасы комплекса) и земля (четыре нижние террасы). Комплекс был построен на холме и вокруг холма, поэтому по форме он представляет собой ступенчатую пирамиду. Фундамент квадратный со стороной 118 м. У храма восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы, каждая – в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены 504 статуи Будды и 1 460 барельефов на религиозные сюжеты.

Размеры храма имеют функциональное значение – в нем могут собраться на молитву большее количество верующих. Но в символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются и представления о мироздании.

Публикации по теме


В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии , реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой , мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

О практике церковной жизни:

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества и грехи.

Читайте о грехах:

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников , служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось происшествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

В современной России строительство храмов в парковых зонах очень часто приводит к конфликтам. Выглядят все эти конфликты по одному сценарию. Закладывается некий фундамент храма, территория части парка огораживается под строительство. Начинаются громкие возмущения людей "почему строят храм в парке", и так гулять негде, а тут еще и храм под боком. Люди ставят палаточный городок, начинаются митинги, заявления в префектуру района. И вся эта вакханалия становится известной на всю страну.

На YouTube плодятся множество роликов в поддержку и/или против строительства храма. В роликах звучит напряженная тревожная музыка, взятая не иначе как из 17 мгновений весны или подходящего по духу и накалу страстей триллера. В общем, творится ужас. Можно было бы по таким видео предположить, что на землю вторгаются инопланетяне или на улицы Москвы или Питера вышел на охоту маньяк-убийца.

Ужас, не так ли?

На самом деле, все намного спокойнее. И нет никаких особых кошмаров. Смотрите, как все это работает и почему так, а не иначе.

Храмов на Руси всегда было много. Это было оправдано по многим причинам. Первая из них - храм служил неким отделением гос. власти (церковь не была отделена от государства) и в церкви человек получал крещение, и в церкви же человек получал как бы прописку (запись в метрической книге) после рождения.

Церковь часто упрекают в том, что в царской России существовали уложения уголовного кодекса, защищающие религию. На самом деле, защита шла не религии.

Государство защищало одно из собственных структурных подразделений, ведущее летопись рождаемости, смертности (крещение после рождения, отпевание после смерти), а постоянно причащающийся человек (закон об обязательном причастии) - механизм современной "прописки".

Если человек долго не ходит в храм - значит, переехал в другое место. По постоянному присутствию (или отсутствию) человека на службе легко можно судить о перемещениях человека, его взглядах и т.д Венчание было аналогом современного ЗАГСа. Можно было бы назвать такую систему циничной, но, по правде говоря, "кто платит, тот и музыку заказывает". Церковь, не отделенная от государства, была на балансе государства и наивно было бы ожидать, что государство ничего не будет с этого иметь.

Поскольку крещение, исповедь, отпевание были обязательными - большое кол-во храмов было оправдано, как оправданы были отделения "Почты" в каждом даже самом захудалом поселке СССР. Потому что в царские времена Церковь была кровеносной информационной системой, роль которой в советское время исполняла "почта".

В наши дни нет такой актуальности в кол-ве церквей, как в дореволюционное время. Но некая генетическая память об старой инфраструктуре осталась. Но очень сильно изменился социальный контекст, социальный дискурс. Людей стало попросту больше. Люди стали разными.

Нельзя сказать, что противников строительства храмов большинство. Их не много. Это так просто потому, что никто не ставил бы храмы, не будь они рентабельны. А значит, строитель храма предполагает, что ходить в него будут.

Неужели будут?

Да, будут.

А значит?

А значит, мы имеем дело с кучкой очень громкоголосых активистов и большим кол-вом тех, кто просто молчит. Ведь большое кол-во людей просто не вмешивается в эти трения. И сам факт желания поставить храм основан в том числе на понимании, что он будет успешен в данном месте. Ходить в него будут. А это означает, что востребованность у храма в этом месте присутствует. Другое дело, что нравится это не всем.

А почему это нравится не всем?

См. выше. Людей стало больше, люди стали разными. Когда у вас деревня из 800 человек, храм поставить не трудно, потому что "надо же где-то креститься, где-то отпевать, где-то венчать". Людей включали в процесс строительства храма. Вся эта система именных кирпичей - это именно способ получить лояльность жителей. Если твой кирпичик с твоим именем есть в стене храма - это и твой храм в том числе. И ты против него не будешь. Ведь в нем частица твоей души, твое имя.

Что же раздражает людей в наличии храма? Ну, во первых, парков и правда мало. Гулять негде с детьми. Когда лично ты не воцерковленный христианин, ты не против Православия, но тебя можно назвать равнодушным - ты негативно отреагируешь на потерю тобой жилого пространства.

Некоторым мешает колокольный звон перед службой. Допустим, ты любишь днем поспать. А часа в четыре начинается благовест перед службой. И ты это слышишь и тебя это может раздражать. Ведь к вере ты равнодушен. Пока все, что ты видишь - вера как-то мешает. В данном случае погулять или поспать.

Можно долго рассуждать о том, что "для РПЦ главное бизнес" или напротив, бросаться на активистов с кулаками, мол "да вы все тут бесноватые". На самом деле, как мне думается, представителями РПЦ стоило бы проводить больше разъяснительной работы. Работать не с позиции силы, а производить работу по просвещению. Почему храм, почему именно в этом месте, какие будут плюсы от наличия храма и т.д

Потому что храм откровенно вредным быть не может. Во первых, возле храма стабильно ниже преступность. Потому что преступники часто суеверны и откровенно грабить или убивать возле храма и в прямой видимости храма все-таки избегают.

Считается, что храм освящает место вокруг себя. Освещает - улучшает духовную атмосферу. Вот если возле тюрьмы или больницы чувствуется в воздухе какая-то мрачная духота, храм вроде как напротив, разряжает атмосферу.

Можно долго дискутировать о том, что "в этом храме будут всего лишь позабывшие веру представители РПЦ". Ну, это схоластика все, друзья мои. Что значит "позабывшие веру"? Служба имеет определенную последовательность молитв в определенном порядке. Каким бы священник и его мотивы не были - эту службу он вычитает (а хор споет) строго по определенному уставу. Служебный ритуал будет выполнен 100%.

И как показывает практика - людям нужны ритуалы. Вы можете сказать "да кому нужны ритуалы". Ок. Вы согласны, чтобы ваше тело после смерти бросили в лесу?

Храм - место ритуальное. Храм отвечает на потребность человека в ритуалах. Не будь потребности в ритуалах - не было бы в мире ни одного храма. А бороться с потребностями - дело не благодарное. Это заведомый проигрыш.
Сегодня надо быть в хорошем смысле эгоистом. В хорошем - это значит "брать для себя от жизни полезное". Не "все", а полезное. Если есть способ сделать жену, мужа, сына добрее и мягче - это стоит использовать. Если есть способ хоть как-то повлиять на родственников, ведущих себя не корректно - вспомните про церковь.

Как ни крути, а откровенно против Бога пока готовы идти далеко не каждый второй и даже не каждый десятый. Все под Богом ходим. И откровенно плевать в небо - боимся. Вот бы нам еще и святого желания не просто бояться, а любить небо. И приходить в храм не к священнику (ну правда, Бог его знает - каков он), а к небу. И искать неба в храме.

Тогда точно не ошибешься и не разочаруешься. Ведь ищущий находит именно то, что ищет.

Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые.

1. Это что за беспорядок?

В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит?

По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая служба* - Божественная литургия, ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени - ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник.

Благодаря тому, что все находятся в постоянном движении, нет такого момента, когда все сидят на скамьях, кротко ожидая начала входного стиха и поглядывая на стрелки часов, приближающихся к 9:30. Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.

Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры. Конечно, это не оправдывает тех, кто опаздывает, но, к сожалению, в перечне добродетелей многих православных верующих пунктуальность зачастую отсутствует.

2. Стой за Христа!

В православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В самом деле. В некоторых православных храмах даже нет стульев, не считая нескольких, стоящих по краям помещения, для тех, кто в них нуждается.

В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете к длительному стоянию.

3. Сим победиши

Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии.


Но это не значит, что все должны вести себя одинаково.

Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» - перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание».

Со временем это перестанет быть сложным, но поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так. Будьте спокойны, вам необязательно немедленно следовать их примеру.

Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов - англикан Высокой церкви. Мы складываем пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони.

Как и всеми нашими действиями, этим Православие побуждает нас исповедывать свою веру. Попробуйте разгадать, какой символ за этим стоит? (Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони - две природы Христа, а также Его сошествие на землю).

Это тоже требует тренировки. Но если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы, никто не станет обличать вас в ереси.

4. Коленопреклонение

Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.


Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.

Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.

5. Люблю и целую.

Мы целуем святыни.

Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые - край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест.

Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо - это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.

Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства - прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками - это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне - троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.

На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира - это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.

6. Освященный и жертвенный хлеб

К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все.


Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником.

Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).

Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь - это не причастие. Это символ братства.

Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия - это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака.

Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием.

Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода.

Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения - чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»

Важно отметить, что пост - это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост - это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.

Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.

7. Почему нет общей исповеди?

Мы считаем, что у нас нет одинаковых грехов, они все индивидуальны. Во время литургии нет отдельной исповедальной молитвы. Православные должны регулярно исповедоваться священнику лично.

Роль священника более, чем в других конфессиях напоминает роль духовного отца. К нему не обращаются просто по имени, а произносят перед именем «отец». У его жены тоже есть своя определенная роль матери прихода, и ее тоже называют по особенному, в зависимости от культуры: по-арабски «Khouria», по-гречески «Presbytera», и то и другое значит жена священника, а по-русски «матушка», что означает «мать».

Еще одну особенность составляет Символ Веры, который произносится или поется, в зависимости от прихода. Если вы произнесете по привычке или намерено «И от Сына исходящего», вас никто не поддержит. Филиокве появилось в Символе Веры шесть столетий после его составления, а мы придерживаемся оригинальной версии. Посетители из общин Высокой церкви отмечают, что мы не кланяемся и не преклоняем колена на словах «и воплотившегося».

Также мы не перестаем восклицать «Аллилуйа» во время Великого Поста, как делают монахини англиканской общины, более того, великопостная утреня у нас особенно изобилует этим восклицанием.

8. Музыка.

Около семидесяти пяти процентов службы занимает пение прихожан. Православные не используют музыкальных инструментов во время службы. Обычно пение ведет небольшой хор, поющий а капелла, степень участия прихожан в пении отличается в разных приходах. Музыкальный стиль также бывает разным, начиная от одноголосного пения в восточных традициях Арабской церкви и заканчивая европейским звучанием четырехголосной гармонии в Русской Церкви, с множеством вариаций между ними.

Это беспрерывное пение поначалу ошеломляет, кажется, что вы ступаете на стремительно движущийся эскалатор, и вас несет в течение полутора часов, пока вы с него не сойдете. Кто-то справедливо заметил, что литургия - это одна беспрерывная песнь.

Каждую неделю поется почти одно и то же, и это препятствует утомлению. Каждое следующее воскресение служба меняется совсем незначительно, основные молитвы и песнопения идут в одном порядке, и вскоре вы уже будете знать их наизусть. Тогда вы начнете ощущать присутствие Божье, что почти невозможно сделать на том этапе, когда вы переключаетесь, то на чтение молитвослова, то на текст литургии, то на изучение приходского листка.

9. Редакторы бессильны

Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Когда священник или дьякон возглашает: «Исполним** молитву нашу Господеви…», будьте уверены, что стоять придется еще минут пятнадцать.

Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Св. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее (около 400 года) св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов. Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни (воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник), мы служим более длинную литургию св. Василия Великого.

10. Взбранная Воевода

Неизменная черта православного богослужения - почитание Девы Марии, «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Но, несмотря на Ее почитание, как сказано в Евангелии: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48), это не означает, что мы верим в волшебные силы Ее или других святых или считаем их полубогами. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере.


Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир. Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве.

11. Трое врат.

В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря - священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

12. Куда податься американцу?

Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется.

В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине.

Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами - апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.

Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью. Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа.

К чему тогда такое многообразие национальных церквей? Эта национальная принадлежность наглядно отражает географические особенности. Северная Америка тоже представляет собой географическое единство, когда-нибудь у нас также будет единая национальная церковь: Американская Православная Церковь. Так должно было быть изначально, но ввиду сложных исторических предпосылок этого не произошло. Вместо этого, каждая эмигрировавшая в США православная этническая группа произвела свою собственную церковную структуру. Подобное многообразие православных юрисдикций это не более чем временное недоразумение, для преодоления этих ненужных преград ведутся усиленные молитвы и большая работа.

В настоящий момент крупнейшими юрисдикциями в Америке являются Греческая Православная Митрополия, Православная Церковь в Америке (русского происхождения) и Антиохийская Митрополия (арабского происхождения). Литургии во всех них в основном одинаковые, возможно, с некоторыми особенностями в языке и музыке.

Поначалу православие поражает своей необычностью, но со временем это чувство проходит. Все больше и больше начинаешь себя чувствовать в нем как дома, и постепенно оно вас приведет в ваш истинный дом - в Царство Небесное.

Перевела с английского специально для портала «Православие и мир » Марина Леонтьева