Названия икон с фото. Значение икон. О святых иконах

Господь произнес притчу о том, как хозяин раздал таланты своим рабам, сообразуясь со способностями каждого. По прошествии некоторого времени он потребовал от них отчета и наградил тех, кто заработали столько же, сколько получили. Но того, кто ничего не делал и принес только полученный им талант, он подверг строгому наказанию. Хозяин тот - Господь Бог, таланты - Его дарования, рабы - люди. Дает Господь дарования духовные, дает отдельным людям, дает и целым народам.

До пришествия Христа словеса Божии были вверены Израилю. Когда заколебался Израиль в вере, когда стала падать Иудея, воззвал пророк Варух, ученик пророка Иеремии: «Сия книга повелений Божиих и закон, пребывающий во век. Все держащиеся ее будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, возьми ее, ходи при свете сияния ее! Не отдавай другому славы твоей и полезного для тебя - чужому народу. Счастливы мы, что мы знаем, что благоугодно Богу».

Однако Израиль не пребыл в завете Божием и, отвергшись Сына Божьего, отпал от Бога. Господь основал новозаветную Церковь Свою, в которую вошли многие бывшие языческие народы. Особой хранительницей Православия после победы христианства над язычеством стала Византия, в которой Вселенские Соборы и Святые Отцы установили точное изложение догматов веры и православное учение. После же падения Византии православная вера наиболее хранилась русским народом, к тому времени уже вполне впитавшим ее в себя. Народный быт и государственные законы, обычаи, все имело в своей основе веру православную или согласовалось с ней. Одним из олицетворений православной веры являются наши храмы, и ими покрыта была вся Русская земля.

Сам храм есть уже изображение невидимой вселенской Церкви, о которой мы говорим в Символе Веры: «Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Посему и называются наши храмы церквями. Возвышающийся над церковью купол указывает нам стремление к небу и напоминает нам о небесных сводах, под коими возносится молитва наша к Богу. Он напоминает нам небо невидимое, горнее царство Божие.

Храмы украшаются иконами. Иконы- не простое изображение какого-либо лица или события. Икона есть символ невидимого. Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и внутренний их Облик - их святость. Даже светские изображения часто олицетворяют нам ту или иную идею. Возьмем, например, известный памятник Петра Великого в Петрограде, где он изображен на коне, высоко поднявшем своего всадника, что изображает, насколько высоко он поднял Россию во многих отношениях. Многие другие памятники изображают ту или иную идею. Если так в искусстве светском, тем более должно быть то же в духовном, где изображается высшее, небесное, духовное. Икона не есть портрет; портрет изображает только земной облик человека, икона же изображает и внутреннее его состояние. Даже если изобразить только внешний облик, в разные моменты изображения будут различными. Блаженнейший митрополит Анастасий рассказывал, как, будучи студентом Духовной Академии, он с другими своими сверстниками был в Кронштадте на богослужениях праведного отца Иоанна. И когда отец Иоанн заканчивал литургию, вид у него был свтло-озаренный, словно у Моисея, когда он сходил с горы Синайской. Через некоторое время отец Иоанн принимал их у себя в келье и был, как обычный человек. Да и Сам Господь наш Иисус Христос однажды показал нам Свою Божественную славу на горе Фаворе, а в остальное время Он казался обычным человеком, и люди удивлялись, откуда у него такая сила и чудеса.

Икона должна изображать не только внешнее, но и внутреннюю жизнь, святость и близость к небу. Главным образом это изображается в лике иконы и во взгляде, а в соответствии тому должна писаться и остальная часть иконы. На изображение состояния духа, скрытого под плотию, и направлялось все внимание наших православных иконописцев. Чем лучше это удавалось, тем лучше являлась икона. Часто бывали при том недостатки изображения тех или иных частей тела, не потому, что это делалось сознательно иконописцами, а потому, что достижение главной цели не всегда дозволяло им обратить достаточно внимания на второстепенные стороны. Впрочем, если даже делать обычные снимки, особенно неожиданные, то, несомненно, на многих бы получились неестественные положения тел человеческих, которых мы обычно не замечаем.

Нельзя написать икону, только изобразив внешний облик тела, но на ней должны отображаться невидимые подвиги и сиять небесная слава. Это в совершенстве может сделать тот, кто сам живет духовной жизнью, и кому понятны и близки жития святых. Посему наши древние иконописцы всегда так делали и подготовлялись к тому молитвой и постом. Многим так написанным иконам Господь давал чудотворную силу.

Конечно, каждая икона после освящения должна почитаться, и к ней нельзя относиться пренебрежительно и непочтительно, почему мы воздержимся от обсуждений об иконах, уже стоящих в храмах, но стремиться мы всегда должны к лучшему, а самое главное, не столько обращать внимание на внешнюю красоту икон, сколько на их духовность. Иконы же, явно не удовлетворяющие требованиям православной иконописи, нельзя ставить в храмах и даже иногда в домах.

Икону могут писать не все, обладающие искусством и способностью к писанию. Часто настроение того, кто пишет икону, и желание послужить Богу имеет больше значения, чем само искусство писания. После Петра Великого в России, вместе с тем хорошим, что было принесено с Запада, вошло и многое новое, чуждое православному духу влияние, которому подпала значительная часть образованного русского класса, внося в творения их многие не полезные, нехорошие новшества. Частично это отразилось и в иконописи. Вместо подражания древним русским иконописцам стало господствовать подражание чуждым православию художникам Запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не соответствовали духу иконописи. Чуждый православию дух стал внедряться в России и постепенно расшатал ее.

К нам сейчас обращены слова пророка: «Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя чужому народу». Как в жизни, так и в церковных обычаях должны мы вернуться к тем твердым и чистым основам, на которых строилась и держалась Россия. Отображением их является и наша иконопись. Не в чуждом для православия духе должны писаться иконы для наших храмов. Неверно думают те, кто утверждают, что православные иконы должны писаться обязательно теными красками и с неестественным положением тела. Древние иконы писались яркими светлыми красками и со временем стали темными, от времени и насевшей с веками пыли. Но вместе с тем надо помнить, что действительно многие святые были смуглыми, проводя жизнь свою в жарких пустынях, и что действительно у многих тела были истощены многолетними подвигами. Славились они не земной, а небесной красотой. Да помогут они своими молитвами, чтобы наши храмы были отображением небесной славы, а паства наша объединилась в искании Царства Божия и, как своим храмом, так и жизнью проповедовала истину Православия.

Святитель Иоанн Шанхайский.

Источник не указан

Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)

В догмате об иконопочитании говорится:

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней . Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (здесь и далее выделено мною. - прот. И.Б. ).

Итак, поклонение разделяется на богопоклонение (λατρεία) и почитательное поклонение (προσκύνησις). В чем же разница? Богопоклонение присуще только одному Богу ; почитательное поклонение - святым, иконам, Кресту, Евангелию, мощам и другим святыням . Однако оба эти поклонения не только не противопоставляются друг другу, но являются тесно взаимосвязанными между собой. Более того, одно из них переходит в другое: почитательное поклонение в богопоклонение. Вообще богопоклонение может осуществляться только через почитательное поклонение: «Честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней» . Почитательное поклонение совершается в виде поклонов, целования, чтении молитв, воскурении ладана, возжжения свечей и лампад. «В отношении к иконе надобно разуметь и называть “относительное” поклонение (почитательное поклонение. - прот. И.Б. ), а в отношении к Самому Христу - богопочитательное (богопоклонение. - прот. И.Б. )» , - пишет преподобный Феодор Студит. Он объясняет, что одно и то же поклонение одновременно в отношении иконы будет являться почитательным поклонением, а в отношении Христа, изображенного на иконе, - богопоклонением. Здесь категорически недопустимо отождествление образа с первообразом. В противном случае почитательное поклонение будет сливаться с богопоклонением, а богопоклонение относиться к самой иконе, что, несомненно, будет являться идолопоклонством. Нельзя также и разделять эти оба поклонения - одно образу (иконе), а другое первообразу, так как в таком случае будет совершаться только почитание деревянной доски с красками, не переходящее в богопоклонение первообразу. Итак, в Православии эти оба поклонения между собою нераздельны и неслиянны .

В отношении икон Богородицы, святых, святых мощей, других священных реликвий почитательное поклонение им переходит в богопоклонение нетварной Божественной благодати , почивающей на них, то есть Самому Богу, по учению святителя Григория Паламы . «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает» . Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом» . Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28); «святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством .

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» . Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях .

Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак. 1: 17); как ходатаев наших, имеющих силу ходатайства и священство Христа , Который Един есть в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками… предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5-6).

Особое место среди православных святых занимает Пресвятая Богородица как «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». По слову святителя Григория Паламы: «Она единая является границей между тварной и несотворенной природами , и никто не пришел бы к Богу, если только через Нея не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением» . «Посредством Ее единой пришел к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нея был невидим для всех, - так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение божественного озарения и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров, помимо Ее не будет иметь место ни для кого . Но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества ». «Следовательно, чрез Нее станут участниками те, которые будут причастниками Бога». «Она - Верх и Совершенство всего святаго» .

Каждая Бескровная Жертва, приносимая во время Литургии, совершается молитвами Богородицы и святых. «Но прося Бога Отца, чтобы Он молитвами святых принял сию Жертву за нас, мы обнаруживаем не недостаток веры в силу ея, а только смиренное сознание недостаточности наших молитвенных усилий к усвоению спасительных плодов ея. Мы молимся, чтобы Бог Отец помиловал нас ради безценной Жертвы Сына Своего, но в то же время чувствуем, что наши молитвы слабы и нечисты. Это чувство побуждает нас просить других, чтоб они помолились за нас… Посему Святая Церковь и научает нас умилостивлять Бога молитвами святых во всякое время и особенно во время Литургии пред безкровною Жертвою» .

Однако даже при таком непосредственном, премирном и священном приближении к Богу святых творение всегда остается творением, а Творец - Творцом. Святые становятся богами, но богами по благодати. По существу же только «один Бог и Отец всех , Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 6).

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святого и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тожественную по воле и тожественную по уму, тожественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими - Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях.

Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам, и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам, и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как желание боящихся Его исполняет Бог (Пс.144:19). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их; ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались.

Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.

Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители - детей своих, дети - родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их - впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу.

Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого-нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение и порицать страдания Христовы и святых Его, или передавших нам святую церковь Божию? Ибо так украшенною мы приняли ее от отцов, как и божественные Писания выставляют домостроительное воплощение Христа. Его к нам ради нас сошествие, пещеру, звезду и волхвов, крещение. Иордан и Иоанна, касающегося главы Его, и Духа Святого, сходящего с неба в виде голубя. Обратимся и к страданиям Его и увидим детей с вайями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата, и прочее; воскресение, радование мира, как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно и - вознесение, встретить и чудеса Его, прозрение слепого, исцеление расслабленного, прикосновение страдавшей кровотечением к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно (встретим) и иконы святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа, Бога нашего.

Такое прекрасное изъяснение и полезное начертание можем ли назвать идолослужением? Ибо это есть сокращенное и хорошее писание, как и божественный отец наш Златоуст сказал: "я люблю и живопись на воске, как исполненную благочестия". И святой Василий, великий отец наш, восхваляя святых сорок (мучеников), говорит: "потому что и писатели и живописцы, одни - украшая речью, а другие - изображая на досках, те и другие поощряли многих к мужеству". Так писатель написал Евангелие и то, что описал в Евангелии, все домостроительство воплощения, и мучения святых, и предал Церкви. Подобно и живописец начертал все домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, и истязания святых, и предал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление. Почему же книгу уважаете, а картину порицаете, скажи мне! Какое различие между ними, когда оба вещают об одном действии, между тем одна считается достойною поклонения, а другая уничижается? О приключение! Кто не осмеет такого суждения? Кто не возгнушается такого учения, что, тогда как оба представляют одно писание, одно уважается, а другое попирается? Видел знание, а лучше сказать - невежество? В действительности, если хорошо размыслишь, о человек, то хорошее и благоприятное изображение само есть истолкование и уяснение Евангелия; ибо, что Евангелие излагает словесно, то икона показывает предметно. Почему же то уважается, а эта отвергается? Чем отличается бумага от камня? Не оба ли, как материал, приспособляются к одному производству? Чем отличаются чернила от сурика и прочих красок? Не приготовляются ли те и другие из многих составов и таким образом служат на пользу пишущим? Скажи же мне: пред чем благоговеешь в книге Евангельской, пред веществом, или изложением домостроительства Христова чрез воплощение? Так и я не доску чту, не стену и не вещество красок, а образ тела Его и очертание домостроительства Христова, как и отец наш Златоуст в беседе "на умовение ног": "когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не камню воздавая честь, не слитому из воска очертанию, а изображению царя; и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя". О несчастие! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, безчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо безчестящий изображение царя безчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и - безчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя небесного; именно, что безчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову. Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, безстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из-за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. Потому что Христос, сойдя, упразднил идолов на земле; как же снова оставил нам идолов? Скажешь ли, что не заповедал нам делать изображений и покланяться им? Но Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворенный, и даже доныне он существует и почитается, и никто не назвал его идолом.

Скажешь ли, что не написано покланяться иконам? Много и других преданий приняли мы от апостолов и отцов, которых Христос не высказал. Ибо где сказал Христос кланяться на восток, или кланяться кресту, Евангелию, или принимать Тело Его натощак, или венчать брачующихся? Есть и много иного, что делаем, хотя Христос того не заповедал нам; но мы как приняли от апостолов и отцов, так и веруем, зная, что от Бога они научены тому. Ибо от святых Своих Бог не скрыл ничего, как вредного, так и спасительного людям. И почему бы Он скрыл это от них?

А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим.11:25; Мф.24:14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением. Если бы оно было идолослужением, то несомненно хотя бы один Собор отринул их. Если не отринул их первый, то почему не отринул второй: третий, опять, как не отринул их? Как не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, (шестой) и уяснил употребление их. Загляни в определения шестого собора, в главу восемьдесят вторую, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы. "На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, что в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем благодать и истину (Ин.1:17), приемля оную как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира". Когда так определили отцы, мы какую нужду имеем преступать определения их и производить раздор в Церкви Божией? Не знаешь разве, что нарушающий постановления отцов подлежит отлучению? Смотрите, что вы сделали, и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого Собора, то сказал бы нечто, хотя и так оно не имело бы смысла; а если они начались с пришествия Христова, то ничего не можешь сказать против них. Скажешь ли мне, что отцы шести Соборов озабочены были ниспровержением иных богохулений и ересей? Но что, скажи мне, хуже идолослужения? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее всех оставили на погибель народу?

Скажешь мне, что отцы ни покланялись им, ни имели их в виду? Как же Златоуст сказал: "Я и слитое из воска изображение люблю"? - Как святый Григорий Нисский сказал, что никогда не видел иконы этого страдания без того, чтобы не проходить мимо без слез, а святый Василий должен был приложить столько усилий в Кесарии, чтобы написать икону Христа? А ты говоришь - не покланялись им! Какой же человек, видя на иконе Господа распятого, не поклонится?

Скажешь ли с пророком Давидом, что идолы язычников сребро и золото, произведения рук человеческих, имеют уста и не говорят (Пс.113:12-13), и прочее? Они действительно были таковы, как сказал пророк. Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь; посему они и говорят и не немы, подобно идолам язычников, как и всякое читаемое писание говорит и не немотствует. Посему говорит Златоуст: "Я люблю и слитое из воска изображение".

Скажешь, "не кланяюсь предметам рукотворенным"? Но и церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, "никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов"? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исайя, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть...

Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему "помилуй меня, владыко благий!", чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на небесах, и никто Его не видит, не знаю - разве когда явится во второе пришествие Свое. И, конечно, они вразумились бы и покланялись как следует. На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться...

Теперь скажи мне наконец: кому будем следовать? Святому Василию или Пастиле, погубившему многие души? Кого станем слушать? Святого Иоанна Златоуста или Трикаккава, учителя нестроения и пагубы, и преимущих из тех (иконоборцев)? Кого станем слушать? Святых шести Вселенских Соборов или безглавого сего и отверженного Богом и святыми Его?.. Кто не осмеет этого Собора? И посему знайте, что он неподлинный и неприемлем Богом и святыми Его, и непристойно называть его Собором, но сонмищем иудейским, ибо, подобно ему, состоялся против Спасителя. Поелику злоначальный враг наш диавол, изначала воюющий на род человеческий, видя, что народ еврейский был любим Богом, позавидовал ему и погубил его, и вложил в них мысль лукавую, что Христос не есть Сын Божий, а обманщик и хочет погубить род еврейский; но схвативши, убейте Его. И священники иудейские, составив сонмище и от лица диавола приняв умысел против Спасителя, чтобы схватить и умертвить Его; и, смешавши уксус с желчию, наложили губку на трость и поднесли к устам Его; и, взявши копье, пронзили бок Его, и предали себя диаволу. Подобно так же оный враг наш диавол, видя род христианский любезным Богу, весьма позавидовал ему, и, желая погубить его, вложил в тех (иконоборцев) лукавую мысль: то поклонение есть идолослужение; а вы пренебрегите его и отстаньте от него, так как (иначе) погибнете. И составивши сонмище, и сами приняв от диавола умысел против иконы Христовой, присудили, вместо телесного распятия, попрать ее ногами своими. Подобно и они, смешавши воду и известь и наложивши губку на дерево, приложили к лику изображения Его, и, вместо копья взявши меч, выколупали его. Исполнили и они деяние иудеев и сами себя предали диаволу. О несчастие, о прельщение на христиан, потому что и они бросились в пропасть иудейскую! Горе тебе, диаволе, враждебниче Богу, потому что смешал христиан с иудеями.

Нравственное приложение

Умоляю вас, воспряньте от сего мрака и ослепления. Потому что диавол, когда хочет погубить человека, ослепляет ум его, чтобы он не познавал добра (2Кор.4:4). Мы же вникнем в Писания и Предания отцов, и отцам станем подражать; и как застали Церковь, так и пребудем при ней, такою и передадим ее (родам последующим). Не будем отлучать себя от отцов наших, чтобы грядущее другое поколение не анафематствовало нас и не отлучило; и воистину, нисколько (тогда) не принесут пользы пределы земли, да удостоит меня Бог быть в общении с шестью Вселенскими Соборами и иметь участие с ними, а не с безглавым сим и разбойническим собором. Бог же мира и утешения (Рим.15:5; Евр.13:20) по Своей милости да избавит нас от настоящей и всякой ереси и сподобит удержаться в православной вере во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков, аминь.

Примечания:
1. Т.е. изображения жертвоприношения Авраамова.
2. Речь идет об иконоборческом соборе 754 г.

О святых иконах

Слово « икона » – греческое, в переводе на русский язык означает « образ». Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов (Исх. 25). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом.

Иверская икона Божией Матери

Об иконе Божией Матери « Иверская »

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

История Иверской иконы

В царствование императора-иконоборца Феофила (829-842) неподалёку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери. Ночами вдова молилась перед этим образом, бывшим для неё самым драгоценным сокровищем. Кто-то донёс на неё и однажды ночью в дом ворвались воины, один из них ударил икону мечем, желая изрубать её на куски. Удар пришёлся на изображение правой ланиты Пречистой, и из раны выступила кровь. Палачи испугались. Вдова на коленях стала умолять воинов пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп. Воины согласились, назвали огромную сумму для уплаты и не тронули икону, будучи смущёнными выступившей на ней кровью. Когда они ушли, вдова взяла святой образ и направилась с сыном к берегу моря. Долго молилась она и просила Царицу Небесную о милости к Её образу и о заступничестве за сына. Отпустив икону в воду, она с радостью заметила, что та не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида. Той же ночью мать умоляла сына уйти из дома, опасаясь за его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же её благополучно добрался до Афона и принял там постриг. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы. Прошло много лет, но рассказ об иконе продолжал жить в преданиях афонских иноков. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ-Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием. Однажды, в огненном столпе, к Святой Афонской горе приплывает по морю икона Божией Матери и становится достоянием Иверской обители. Реки чудес источаются от этой иконы, получившей именование Иверская. Они записаны в летописях Иверской обители и других святогорских монастырей. Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Богоматерь чудесно наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. На Святой Горе никто не сомневается в том, что когда Всесвятая Вратарница оставит Афон, то он прекратит своё существование. Это событие будет обозначать, что близок конец всей жизни на Земле, и, поэтому, до недавнего времени, Афонские иноки каждую неделю приходили в часовню проверять, на месте ли Вратарница. В соборном храме Иверского монастыря напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют "Лампада Вратарницы". Она чудесно качается по горизонтали ритмично в определенные дни. По великим праздникам - во время Богослужения, а по будним дням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Движение лампады по будним дням показывает, что надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира, например землетрясение, война или смертоносная эпидемия. Святогорцы рассказывали: перед тем, как турецкие войска напали на Кипр лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край То же происходило накануне американо-иракской войны. Качалась лампада и перед землетрясением в Армении. Эта лампада Вратарницы одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица пребывает постоянно с нами. Через Неё становится зримым на Святой Горе, как бьётся пульс жизни мира. Такова предыстория.

Дни памяти: Февраль 25, Апрель 10, Октябрь 26

Св. княгиня Ольга

Равноап. кн. Ольга (X в.) родом была знатной псковитянкой. Выйдя за Рюриковича Игоря, стала княгиней, а после убийства мужа восставшими данниками древлянами - единовластной правительницей Киевской Руси. Большую часть жизни княгиня поклонялась языческим богам, но, согласно летописным источникам, осознала великие достоинства православия и в 50-х гг. X в. приняла решение о своем крещении, которое состоялось в Царьграде при духовном восприемстве императора Константина Багрянородного и константинопольского патриарха. Обратить в христианство и взрослого уже сына Святослава Ольге не удалось, зато, воспитывая внука Владимира, она привила ему интерес и уважение к своей религии. При крещении Ольга, видимо, не случайно взяла имя Елена, которое, как известно, носила равноапостольная мать Константина Великого. Будучи до крещения довольно деспотичной, даже жестокой, Ольга всю оставшуюся жизнь проповедовала учение Христа и старалась подтвердить проповедь личными примерами благочестия и милосердия. (Память - 24.07.)

Икона Казанской Божией Матери

Об иконе Божией Матери « Казанская »

Это случилось в 1579 г. Девятилетняя девочка, дочь стрельца, жившая в Казани, увидела однажды во сне Пресвятую Богородицу и узнала от Нее, что под пепелищем сгоревшего дома находится чудотворная икона, которую надо откопать. Рассказу девочки никто не поверил, но сон повторялся снова и снова, и тогда Матрена сама принялась раскапывать пепелище и действительно обрела находку. Примечательно, что первый священник, который принял святыню из рук ребенка, был будущий патриарх Московский Ермоген, один из наиболее прославленных святых Русской Православной Церкви. Вскоре икона явила первые чудеса (исцеления. Тогда на месте ее обретения был возведен монастырь (в нем, кстати, Матрена постриглась потом в монахини). В XVII в. с чудотворной Казанской иконы была списана копия для Москвы, и этот образ дважды спасал столицу от врагов и даровал русским победу. Есть копии Казанской иконы в Петербурге и некоторых других городах. В этот день чтятся списки с Казанской иконы, имеющиеся в Москве, Казани и Петербурге, а также - Ярославский, Вязниковский, Нижнеломовский, Тобольский, Каплуновский, Тамбовский, Высочиновский, Вышенский, Богородско-Уфимский. Дни памяти: Июль 21, Ноябрь 4

Умягчение злых сердец ( « Семистрельная » )

На иконе Умягчение злых сердец («Семистрельная » ) Пресвятая Богородица изображается пронзенной семью стрелами. Долгое время она находилась на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Дни памяти: Июнь 3, Август 26

Икона Божией матери « Скоропослушница »

История иконы связана с одним из афонских монастырей Дохиар, в котором первый раз была явлена благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что икона была написана в X веке, при основателе дохиарской обители преподобном Неофите. Чудотворный первообраз Божией Матери «Скоропослушница» и в настоящее время находится на Афоне в монастыре Дохиар. Списки этого чудотворного образа находятся во многих православных храмах, и многие из этих икон доныне источают благодатную силу прибегающим к ним с верою и сокрушенным сердцем. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовкой Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». Дни памяти: 9 / 22 ноября

« Рождество »

Об иконе « Рождество »

Рождество Христово. Празднуется 7 января и совпадает с зимним солнцестоянием, знаменующим "поворот к весне". Всем христианам этот праздник дорог тем, что напоминает о появлении на земле Господа нашего Иисуса Христа, посланного нам во искупление грехов человеческих. С наступлением этого праздника прекращается Рождественский пост, и до 17 января включительно у православных нет ограничений в пище и питье.

Сказавши о силе и почитании святаго креста, следует сказать и о святых иконах, которыя, как и самый крест, всеми благоговейно почитаются, и которыя поставляются как в церкви и в домах, так и на всяком месте вне оных. Ибо всещедрый и всемилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческаго, не восхотел верных Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которыя Он соделал на Земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благости, предал все это возлюбленной Своей церкви в изображениях на святых иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию. Так как почитание святых икон как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим: то необходимо здесь из Священнаго Писания показать происхождение святых икон, потом вкратце изложить историю, с каким благоговением издревле были почитаемы святые иконы и как мужественно защищаемы, и наконец, в каком смысле оне почитаются церковию.

§ 2

Доказательство о святых иконах из Ветхаго Завета

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: «И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня» (Исх.28, 36). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: «сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши» (Исх.25,18-19). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать меднаго змея: «сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет» (Чис.21, 8). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменныя скрижали (таблицы). И «рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалях словеса» (Исх. 34, 1). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. «Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и все сосуды ея, и алтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасайся к ним, освятится» (Исх. 30). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянныя херувимы... объятыя златом свещенным на изображение (3 Цар.6,35). Провидев все это, пророк Давид возгласил: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс. 25). И еще: «вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Псал. 5). Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди, данной Богом людям израилевым: «слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6). «Да не будут тебе бози иныи пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах, и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им» (Втор.5,7). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как например египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтоб к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил им делать такия подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувиимов, меднаго змия, и другия украшения, имевшия быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но и почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Котораго они были сделаны.

§ 3

Из Новаго Завета

Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что и здесь образа получили начало от Самаго Иисуса Христа. Ибо когда Авгарь, царь Едесский, послал в Иудею живописца снять с Господа нашего образ, и когда живописец не мог мего сделать, по причине блистающей светлости лица Иисусова: тогда Сам Господь приложив убрус к Своему Божественному и животворящему лицу и отпечатлев на нем Свое изображение, послал его к ожидавшему Авгарю. Об этой иконе подробнее читай Четьи - Минеи августа 16 дня. Кровоточивая жена в Кесарии, где она и родилась, сделала медный образ Господа Иисуса Христа, и у ног этого образа выросло дерево, которое исцеляло всякие болезни. "Этот образ, - пишет Евсевий (кн. 7, гл. 18), - сохранился и до наших дней, и мы, когда ни приходили в город, всегда его видели". Тот же Евсевий в той же главе пишет о себе: "иконы апостолов Петра и Павла, изображенных на досках, мы видели сохранившимися и до наших дней". Что иконы были и во времена святых апостолов, об этом в слове на неделю православия свидетельствует святой Иоанн Дамаскин: "прими (во свидетели) и благовестника Луку. Как апостолы повелели евангелисту Луке написать образ Спасителя, так и авва Иосиф написал честную икону Пречистой Девы Марии, и послал ее к Феофилу". И ниже: "святой апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и пречистой Его Матери, а потом изображения святых апостолов и пророков". Древние писатели говорят, что когда "образа, написанные евангелистом Лукою, были принесены к Пречистой Деве Марии, она благословила их, сказав: благодать Сына Моего и Моя да будет с ними. И тотчас вследствие благословления Богоматери от этих образов стали совершаться многия чудеса и доныне совершаются". А что касается до того, что об этом не написано в Евангелии, или в посланиях апостольских (почему иконоборцы и не веруют), то на это нужно сказать, что не все написано в Евангелии, что и само Евангелие свидетельствует: «многа же ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих» (Иоан. 20, 30). В деяниях апостольских пишется: «предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме» (Деян. 16, 4). И в другом месте: «тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Отсюда видно, что чего не написали апостолы, то после них, когда христианство распространилось и служение демонам престало, написали и преподали словесно ученики их. Ученик святаго апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит, в книге о небесной иерархии, спрашивает: "почему пишут ангела в образе человеческом? и для чего евангелистов пишут в четверовидных изображениях?" Отсюда видно, что образы были в употреблении и во времена апостольския. В конце перваго столетия по Рождестве Христовом Евстафию Плакиде явился образ распятия Христова, о чем смотри в Четьи - Минеи 20 сентябоя. В греческой хронике пишется, что во втором столетии по Рождестве Христовом, когда на христиан было воздвигнуто гонение, они не смели явно показывать образа. Внук Едесскаго царя Авгаря был идолопоклонник, и поэтому нерукотворный образ хотел снять с ворот, где Авгарь поставил его с честию; но епископ Едесский, будучи наставлен откровением Божиим, ночью положил сей образ в стену и, закрыв его, поставил пред ним горящую свечу. И он находился так до прихода Хозроя, царя Персидскаго; тогда он чудесным образом был обретен и перенесен в Константинополь. О сем смотри Четьи Минеи августа 16 дня. Сильвестр, папа Римский, показывал великому царю Константину образ святых первоверховных апостолов, говоря: "вот изображения тех, которые явились тебе в ночном видении". Святой Афанасий Великий, бывший на первом вселенском соборе, пишет: "в городе Вирите, в области Антиохийской, жиды поругались над иконами распятия Христова. Но когда из иконы истекла кровь и вода, то совершились многие чудеса и исцеления больных, и многие из жидов уверовали и крестились". У Святаго Иоанна Златоустаго были образа, потому что святой Прокл, ученик его, увидевши апостола Павла, указал на образ его. О чем смотри в житии его. Созомен, один из древних и славных историков (в книге 1, гл.21), пишет "об образе Христове, который сокрушил Юлиан отступник, но вскоре и сам погиб". В особенности же было много икон в пятом столетии: потому что, по повелению царя Константина Великаго, воздвигнуто было много церквей, которыя украшаемы были святыми иконами. Мария Египетская, помолившись пред образом Пречистыя Богородицы, ушла в пустыню: а образ этот был в притворе церковном; посему, если в притворе были иконы, то тем более были оне в самой церкви.

§ 4

Святыя иконы почитаются издревле

В течении многих лет, с самаго Рождества Христова, святые отцы имели святыя иконы в великом почтении. И если бы оне были устроены без соизволения Божия, то на соборах святые отцы конечно не приняли бы их. И если бы они допустили это на первом соборе, то на втором, на третьем, на четвертом или пятом они упомянули бы об этом. И точно: на шестом вселенском соборе, в 82 правиле, отцы положили: "не пиши агнца во образ Христа, но пиши образ Его Самаго". В толковании сего правила так говорится: "агнец был образом истиннаго Христа Бога нашего, а потому не следует образ почитать выше истины и на честных иконах писать агнца, указуемаго перстом Предвечнаго, но Самаго Христа Бога нашего, и писать Его в человеческом образе". На седьмом вселенском соборе святые богоносные отцы, как видно из деяний сего собора, учение о святых иконах изложили так: "последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия церки, подобно изображению честнаго и животворящаго креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых мужей, и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному". Потом отцы того же собора единогласно возгласили: "все тако веруем, все соджержим едино исповедание первых соборов и все подписуемся; сия вера апостольская, сия вера святых отцев и прочая".

§ 5

Святые иконы ревностно были защищаемы

Все следующие века, когда возникло иконоборство, святые отцы, не только писанием, но и самим делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах, в кн. 3 и 4, а в особенности в слове на неделю Православия, святой Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистыя Богородицы. Святой Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит, и от отсечения ноги скончался. Святой Герман, патриарх Царьграда, за иконы безчестно был изгнан из патриаршаго дома. Святой Никифор, патриарх Цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и крайней нужде. Святой Тарасий, Константинопольский патриарх, при котором был седьмый вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления, и много разных бедствий. Святой Мефодий, патриарх Цареградский, за иконы скончался в нищите и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за святые иконы: то какия муки должны были вынести клирики церковные, и сколько велико должно быть число сих мучеников? В житии святаго Андрея Кристкаго пишется: "многие, твердо держась предания святых отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми".

§ 6

В каком смысле святые иконы почитаются

Изложивши эти ясные свидетельства Ветхаго и Новаго Завета о святых иконах упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истиннаго Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу, и в Нем полагали свою надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истиннаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, ради нас соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что об них Иисус Христос сказал: «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне» (Иоан. 17, 22-23). Посему, когда взираем на иконы, изображающия Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых: то мы как бы читаем историю Ветхаго и Новаго Завета, припоминаем таким образом их и возгараемся к ним большею любовию. Но мы покланяемя не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечныя очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленнаго сына своего Иосифа; почитаем и любим священныя изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не дереву и почитая не краски, но Того Самаго, в честь и славу Котораго ковчег был устроен.

(Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. Часть вторая. О службах, положенных в священническом служении, и о постах. Часть 1. Глава XII. О святых иконах)

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна